Научная статья на тему 'Характеристики межпоколенных отношений и взаимодействия в семьях с разной структурной организацией'

Характеристики межпоколенных отношений и взаимодействия в семьях с разной структурной организацией Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
887
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКОЛЕНИЯ В СЕМЬЕ / МЕЖПОКОЛЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СЕМЬЕ / МЕЖПОКОЛЕННЫЙ КОНФЛИКТ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОКОЛЕНИЙ ДРУГ О ДРУГЕ КАК ФАКТОР ДЕСТРУКТИВНОСТИ ВНУТРИСЕМЕЙНОГО КОНФЛИКТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сапоровская Мария Вячеслввовна

В статье представлены результаты серии исследований, в которых проанализированы связи между представлениями родителей и детей-подростков об их межличностных отношениях и взаимодействии как фактор актуального и потенциального межпоколенного конфликта в семьях с разной структурной организацией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристики межпоколенных отношений и взаимодействия в семьях с разной структурной организацией»

УДК 159.9:316.6

Сапоровская Мария Вячеслввовна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, докторант Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова, saporov35@mail.ru, Кострома

ХАРАКТЕРИСТИКИ мЕЖПОКОЛЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И взаимодействия в семьях с разной структурной ОРГАНИЗАЦИЕЙ

В статье представлены результаты серии исследований, в которых проанализированы связи между представлениями родителей и детей-подростков об их межличностных отношениях и взаимодействии как фактор актуального и потенциального межпоколенного конфликта в семьях с разной структурной организацией

Ключевые слова: поколения в семье; межпоколенное взаимодействие в семье; межпоколен-ный конфликт; представления поколений друг о друге как фактор деструктивности внутрисемейного конфликта

Saporovskaya Mariya Vyacheslavovna

Candidate ofpsychological sciences, the senior lecturer of chair of social psychology of Kostroma state university of N. A. Nekrasova, the doctoral candidate, saporov35@mail.ru, Kostroma

FEATURES OF INTERGENERATIONAL RELATIONS AND INTERACTION IN FAMILIES wITH DEFFERENT STRUCTURAL ORGANIZATION

Results of a series of researches in which communications between representations of parents and children-teenagers about their interpersonal relations and interaction as the factor of the actual and potential inter-generational conflict in families with the different structural organization are analysed are presented

Keywords: generations in a family; inter-generational interaction in a family; the inter-generational conflict; representations of generations about each other as the factor деструктивности the intrafamily conflict

Конфликт между поколениями «отцов» и «детей», его причины и следствия, возможность его трансформации в сторону конструктивности - одна из актуальных проблем современной социальной психологии.

Причинами деструктивности межпоколенного конфликта, с точки зрения исследователей, являются рассогласование ценностных ориентаций представителей разных возрастных когорт; изменение темпов научно-технического и социального развития, вследствие чего опыт предыдущих поколений оказывается бесполезным [2]; изменение структуры семьи, превращение ее из расширенной в нуклеарную [1], что влияет на утрату преемственности между поколениями. Отношения родителей и детей в семье являются наиболее ярким примером межпо-коленных отношений в обществе. Здесь от-

ражаются и объективные, и субъективные, и процессуальные аспекты социального наследования (трансгенерации) [3]. Нередко в системе детско-родительских отношений возникает деструктивные конфликт, что влечет за собой непонимание, обиды, разочарование, отчуждение, а в некоторых случаях полный разрыв этих отношений. Возникновение конфликта в системе «родитель - ребенок» зависит не только от объективных причин (например, от специфики условий протекания конфликта и характеристик его участников), но и от субъективных факторов - от представления участников конфликта о себе и другом, восприятия и понимания особенностей детско-родительского взаимодействия. К сожалению, данному аспекту проблемы в социальной психологии семьи внимания уделяется явно недо-

статочно. В большинстве случаев детско-родительские отношения изучаются с позиции родителя, с помощью стандартизированных самоотчетов. Результатом в данном исследовательском подходе являются субъективные представления родителя о своем отношении и воспитании ребенка. Восприятие и понимание ребенком родительского отношения и стиля семейного воспитания в данных исследованиях учитывается редко. Очевидно, что расхождения представлений родителей и детей друг о друге и об их взаимодействии являются значимым, но мало изученным фактором детско-родительского конфликта. Еще острее ситуация межпоколенного конфликта представлена в расширенной семье, для членов которой нередко характерен внутриличностный конфликт, возникающий вследствие пересекающейся идентичности и амбивалентности семейных ролей. Таким образом, целью исследования является анализ связи представлений прародителей, родителей и детей-подростков об их межличностных отношениях и взаимодействии как потенциального фактора межпоколенного конфликта в семьях с разной структурной организацией.

методика проведения

В качестве возрастного критерия отбора при формировании выборки испытуемых был выбран пубертатный период в развитии ребенка, так как именно в отрочестве процесс сепарация ребенка от родителей за счет психологического механизма обособления протекает наиболее остро, что ставит новые задачи развития перед семейной группой. Вместе с тем, подросток остро нуждается в поддержке со стороны взрослых. Таким образом, противоречивость потребностей подростка влечет за собой с его стороны максимальную критичность в понимании и оценке детско-родительских отношений и взаимодействия. Мы так же выдвинули гипотезу о том, что расхождения в представлениях родителей и подростков о детско-родительских отношениях и взаимодействии различны в содержательном аспекте и степени выраженности в семьях разного типа. Для верификации данной гипотезы в соответствии с критерием структурной организации семьи были сконструированы 5 эмпирических групп, а именно:

• Нуклеарные полные семьи, имеющие кровно-родственные связи, состоящие из родительской диады и ребенка-подростка (всего 75 чел.);

• Нуклеарные неполные семьи, основанные на кровно-родственной связи «Материнские семьи» (всего 40 чел.);

• Нуклеарные приемные семьи, состоящие из родительской диады и ребенка-под-ростка, усыновленного в возрасте 6-8 лет, т. е. более 6 лет назад (всего 45 чел.);

• Расширенные полные семьи, состоящие из диады прародителей, диады родителей и ребенка-подростка (всего 150 чел);

• Расширенные неполные семьи, состоящие из бабушки, матери и ребенка-подрост-ка (всего 45 чел.).

Таким образом, общая выборка исследования составила 355 человек.

Методический аппарат исследования составили следующие методики: опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) В. В. Юстицкиса, Э. Г. Эйдемиллера; опросник «Родителей оценивают дети» -модификация опросника «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ), выполненная И. А. Фурмановым, А. А. Аладьиным (1999); методика «Измерение родительских установок и реакций» (PARI) Е. Шеффера, Р Белла (адаптация Т. В. Архиреевой, 2000), методика «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) (Марковская И. М.), формы для родителей и подростков.

Проведение сопоставлений было обеспечено использованием математической статистики (программы Statistica 6. 0).

Результаты и обсуждение

Приемная семья с ребенком-подростком

Низкий уровень родительской протекции в процессе воспитания (шкала Гипопротекция, АСВ) воспринимается подростком как устойчивая воспитательная позиция родителя, ориентированная на принятие и признание взросления ребенка, стимуляцию его самостоятельности и автономности. Минимальное количество обязанностей ребенка, его отстраненность от семейных дел (шкала Недостаток требований-обязанностей АСВ) воспринимается подростком как стремление родителей сохранить с ним чрезмерную исключительную привязанность (шкала Расширение сферы родительских

чувств РОД). Однако это оценивается подростком как слабость, неразвитость родительских чувств, неспособность родителей выполнять свои обязанности по отношению к нему (шкала Неразвитость родительских чувств РОД). Минимальность или отсутствие наказаний за невыполнение требований и нарушение запретов, ориентация родителей главным образом на поощрение (шкала Минимальность санкций АСВ) воспринимается подростком как вседозволенность, возможность выполнять любые свои желания, нередко нарушая при этом правила и запреты (шкала Недостаток запретов РОД). Игнорирование, страх и нежелание родителей признать взросление ребенка, сохранение детских форм взаимодействия с ним, снижение уровня требований к подростку (шкала Предпочтение в ребенке детских качеств АСВ) воспринимается им как чрезмерно высокий уровень родительского внимания и контроля. Это лишает подростка самостоятельности и автономности, препятствует удовлетворению его потребности во взрослости (шкала Гиперпротекция РОД). Страх утраты ребенка, повышенная неуверенность родителей в своей компетентности, мелочная опека (шкала Фобия утраты ребенка АСВ) формируют, с точки зрения подростка, чрезмерно жесткий стиль воспитания, для которого характерны неадекватно строгие наказания (шкала Чрезмерность санкций РОД). Наиболее ярко данная закономерность проявляется в отношениях подростка с матерью. Однако следует подчеркнуть, что чрезмерная тревога матери за ребенка оценивается им как недоверие, отвержение, слабость и неразвитость материнских чувств к нему. Минимальность требований к подростку со стороны матери понимается ребенком как способ удержания чрезмерно сильной эмоциональной связи с ним (шкала Расширение сферы родительских чувств РОД), в чем, с его точки зрения, так же проявляется слабость и незрелость матери (шкала Неразвитость родительских чувств РОД). В отношениях с отцом зафиксированы другие закономерности. Игнорирование отцом психологических потребностей подростка (главным образом, потребностей во взрослости, близком эмоциональном контакте и поддержке) воспринимается подростком только как не-

устойчивость воспитательных воздействий, их колебание и противоречивость (шкала Неустойчивость стиля воспитания РОД), то есть психологическая причина этой особенности процесса воспитания ребенком не осознается. В целом можно сказать, что подростки в приемных семьях более критично воспринимают и оценивают мать и ее отношение к нему, чем отца и его отношение. В семьях данного типа отношения с матерью вызывают у подростков более сильные переживания, которые, вероятно, обусловлены прошлым травматичным опытом отношений с родной матерью.

Кровно-родственная полная семья с ре-бенком-подростком Потворствование желаниям подростка, некритичное удовлетворение всех его потребностей (особенно со стороны матери) воспринимается подростком как возможность безнаказанного нарушения любых запретов, невыполнения требований, которых у него в семье неадекватно мало (шкалы Недостаточность требований и Минимальность санкций РОД). Данная ситуация понимается подростком как минимальность родительского контроля, перераспределение власти в его пользу, возможность манипуляции родителями. А вот игнорирование потребностей ребенка в сочетании с максимальным ограничением его свободы и самостоятельности (шкала Чрезмерность запретов АСВ), обусловленная предпочтением в подростке детских качеств, воспринимается и понимается им как эмоциональное отвержение, незаинтересованность и нежелание родителей поддерживать с ним теплую привязанность и близкую связь. Интересно, что стремление родителей сохранить с подростком чрезмерную исключительную привязанность (шкала Расширение сферы родительских чувств АСВ), потворствование его потребностям (главным образом материальным) со стороны матери воспринимается ребенком как игнорирование его духовных потребностей (в общении, в ее любви и понимании), а со стороны отца - как его воспитательная неуверенность и возможность манипулирования им.

Кровно-родственная неполная семья с ре-бенком-подростком «Материнская семья» (данную исследовательскую группу составили диады «мать-ребенок», ребенок был рожден в результате ранней беременности

матери (17-19 лет), мать в браке не состояла). Чрезмерная забота матери, оберегание ребенка от малейших трудностей, разочарований, любой работы (в том числе и домашней) (шкала Чрезмерная забота PARI) воспринимается подростком как потворствование его потребностям в сочетании с чрезмерно высокими требованиями (главным образом дисциплинарными), уже неадекватными подростковому возрасту (шкала Чрезмерность требований-обязанностей РОД). Излишняя эмоциональная дистанция, проявляющаяся в раздражительности матери по отношению к ребенку (шкала Раздражительность родителей PARI), воспринимается им наоборот, как сохранение слишком сильной связи, отношение матери к ребенку как своей собственности, с которой можно не считаться (шкала Расширение сферы родительских чувств РОД). Предоставление ребенку возможности свободно высказывать свое мнение, в том числе критические замечания в адрес членов семьи (шкала Вербализация PARI) воспринимается подростком не как проявление оптимального эмоционального контакта, а как отсутствие каких-либо запретов и вседозволенность (шкала Недостаточность требований-запретов РОД). Такая позиция матери вызывает у подростка противоречивые чувства: с одной стороны, у него возникает ощущение, что мать признает его права на взрослость, а с другой -ощущение, что вследствие его взросления потребности в поддержке и помощи ей игнорируются.

Расширенная неполная семья

Чем сильнее проявляется в семье конфронтация (шкала Воспитательная конфронтация в семье, ВВР) бабушки с матерью по вопросам воспитания внука, тем, с его точки зрения (форма опросника для подростков), более выражено отвержение матерью личностных качеств и поведенческих особенностей подростка (шкала Принятие (ВВР) r= -0.6 при р=0.02) при низкой тревожности матери за него (шкала Тревожность за ребенка ВВР, r= -0.5 при р=0.05).

Эта позиция частично подтверждается и восприятием матери - чем сильнее ее конфронтация с бабушкой, тем менее выражена у нее тревожность за ребенка (шкала Тревожность за ребенка ВВР, r= -0.56 при р=0.03). Кроме того тревожность матери за

подростка снижается в том случае, если требовательность бабушки и ее ожидания высокого уровня ответственности от внука заметно возрастают (шкала Требовательность ВВР; г= -0.51 при р=0.05). В целом, в таком ситуационном контексте можно говорить о том, что мать склонна контролирующие функции и воспитательную ответственность «перекладывать» на собственную мать и взрослеющего ребенка. Логично предположить, что в условиях конфронтации матери и бабушки подросток переживает отверженность, отчужденность от семьи, а главным образом от матери.

В этой эмпирической группе получены и другие, заслуживающие внимания результаты. Так, оказалось, что существует прямая корреляционная связь между представлениями бабушки о близости к ней внука (шкала Эмоциональная близость ребенка, ВВР, г= 0.5 при р=0.05), ее принятием его личностных и поведенческих характеристик (шкала Принятие ребенка, ВВР; г= 0. 6 при р=0.03) и высокими требованиями матери по отношению к ребенку-подростку (шкала Требовательность, ВВР). Полученные результаты позволяют говорить о том, что ядерным компонентом в структурной организации расширенной неполной семьи является диада «бабушка-мать» (а не «мать-ребенок»), взаимодействие в которой характеризуется высоким уровнем конкурентности и конфликтности, вероятно, вследствие борьбы за власть в семье.

Относительно взаимодействия в диаде «мать-подросток» так же выявлены интересные факты. Так, сотрудничество матери с подростком (шкала Сотрудничество ВВР), которое является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав, достоинств и отражает равенство и партнерство в этих диадических отношениях, воспринимается подростками неоднозначно и амбивалентно. С одной стороны, включенность во взаимодействие с матерью на основе равенства и партнерства, воспринимается подростком как устойчивая и последовательная тенденция (шкала Последовательность родителя ВВР, г= 0.5 при р=0.02), способствующая взаимной удовлетворенности отношениями (шкала Удовлетворенность, г= 0.54 при р=0.03), но, с другой стороны - означает для него снижение

материнского контроля (шкала Контроль по отношению к ребенку, ВВР г= -0.57 при р=0.02); ее требований и строгости (шкала, Требовательность, ВВР г= -0. 7 прир=0.00), что способствует полной автономии ребенка и вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо любования и восхищения им (воспитание по типу «Кумир семьи»).

Расширенная полная семья

Потворствование со стороны матери, некритичное удовлетворение потребностей ребенка (шкала Потворствование потребностям ребенка АСВ) воспринимается подростками как следствие супружеского конфликта, разногласий в воспитательных позициях с супругом (шкала Вынесения конфликта между супругами в сферу воспитания, РОД; г=0.4 при /<0,01). Вероятно, подросток рассматривает такую воспитательную позицию матери как ее попытку создания с ним коалицию против отца.

Недостаточность запретов со стороны матери (шкала Недостаток запретов, АСВ; г= 0.54 при р=0.00), отсутствие или недостаток адекватных санкций со стороны отца (шкала Минимальных санкций, АСВ; г= 0.4 при р=0.01), чрезмерность удовлетворения материальных потребностей подростка обоими родителями (шкала Потворствование, АСВ; г= 0.38 при р=0.02), воспринимается подростком как вседозволенность и отстраненность от семейной жизнедеятельности (шкала Недостаточность требований-обязанностей РОД; г=0.4 при />=0,01). Интересно, что минимальность санкций (АСВ, г= 0.36 при р=0.02) со стороны отца в сочетании с чрезмерностью отцовского внимания (шкала Гиперпротекция, АСВ; г= 0.41 прир=0. 01) и потворствованиемжелани-ям подростка (шкала Потворствование, АСВ; г= 0.5 при р=0.00), воспринимаются подростком как результат неустойчивости стиля воспитания (РОД) и неразвитости родительских чувств (РОД).

Таким образом, очевидно, что воспитательные позиции отца воспринимаются подростком противоречиво: минимальность отцовского контроля воспринимается как его отстраненность, а чрезмерность отцовского внимания - как показатель его непоследовательности, неуверенности и неразвитости отцовских чувств.

Выводы

1. В семьях разного типа большее количество корреляционных связей обнаруживается между восприятием подростками детско-родительского взаимодействия и воспитательными позициями матери. Это указывает на то, что мать является центральной фигурой воспитательного процесса, а взаимодействие с ней - преобладающим предметом отражения и переживаний со стороны подростков.

2. Конфронтация между партнерами (мать - отец; мать - бабушка) более четко прослеживается в расширенных семьях, что негативно отражается на межпоколенном взаимодействии. Вариантами этих негативных последствий являются:

• отстраненность подростка от жизни семьи;

• нечувствительность или отвержение личностных и поведенческих изменений, которые происходят с ребенком-подростком;

• вовлеченность подростка во внутрисемейные коалиции (с матерью против отца или с бабушкой против матери), что обостряет его конфликтные отношения с другими членами семьи и способствует формированию чувства вины перед ними.

3. Борьба за власть в сфере воспитания наиболее характерна для расширенных неполных семей. Это является следствием того, что в отсутствии отца в семье бабушка включена в воспитательный процесс в роли замещающего родителя и конкурирует со своей дочерью, которой одновременно принадлежат амбивалентные роли, приводящие к внутриличностному конфликту - дочери по отношению к матери; матери по отношению к собственному ребенку. Борьба за власть в сфере воспитания между матерью и отцом не типична для современной семьи, вследствие того, что отцы занимают более отстраненную позицию, а ответственность за выполнение воспитательной функции семьи принадлежит матери.

4. Возможным следствием недостаточной включенности отца в воспитательный процесс является противоречивость восприятия подростками воспитательных позиций отца, что только усиливает напряженность и конфликтность отношений между отцами и детьми.

В целом, результаты данного исследования демонстрируют различия, а порой и противоречивость представлений родителей и детей о детско-родительских отношениях и взаимодействии, что во многом объясняет потенциальную и актуальную деструктивность межпоколенного конфликта в семьях разного типа.

Библиографический список

1. Боуэн м Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. -1992. - № 3. - С. 24-33.

2. мид м Культура и мир детства. - М.: Наука, 1988. - 429 с.

3. Сапоровская м В., КрюковаТ. Л., Гущина Т. Л., Петрова Е. А. Психология межпоколен-ных отношений: конфликты и ресурсы. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова; Duisburg: Verlag des PIB, 2009. - 361 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.