Научная статья на тему 'Модель развития межпоколенных отношений в сетевых и локальных детско-взрослых территориальных сообществах'

Модель развития межпоколенных отношений в сетевых и локальных детско-взрослых территориальных сообществах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЕ СООБЩЕСТВО / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ПРАКТИКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / CHILD AND ADULT COMMUNITY / LOCAL COMMUNITY / INTERGENERATIONAL RELATIONSHIPS / INTERGENERATIONAL PRACTICE / EDUCATIONAL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кукушкина А.Г., Беляева М.И.

Статья представляет собой попытку педагогического моделирования развития межпоколенных отношений в сетевых и локальных детско-взрослых территориальных сообществах. На основе данных эмпирического исследования особенностей межпоколенного взаимодействия в детско-взрослых сообществах Новгородской области выявлены проблемы и особенности функционирования сообществ данного типа. В модели названы основные подходы и принципы развития межпоколенных отношений, субъекты системы, содержание и условия организации межпоколенного взаимодействия Даны рекомендации по развитию межпоколенных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF INTERGENERATIONAL RELATIONSHIP DEVELOPMENT IN LOCAL AND VIRTUAL CHILD AND ADULT COMMUNITIES

The article represents an attempt of educational modelling of intergenerational relationship development in local and virtual communities. Basing on the empiric research of child and adult local communities in Novgorod region (the results of which are also shown in the article), the authors determine the typical problems and characteristics of these types of communities. The article reveals the principles, subjects of the interaction, content and organizational conditions. Authors give general recommendations on the development of intergenerational relationships.

Текст научной работы на тему «Модель развития межпоколенных отношений в сетевых и локальных детско-взрослых территориальных сообществах»

УДК 371.8

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ МЕЖПОКОЛЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕТЕВЫХ И ЛОКАЛЬНЫХ ДЕТСКО-

ВЗРОСЛЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВАХ

А.Г.Кукушкина, М.И.Беляева

MODEL OF INTERGENERATIONAL RELATIONSHIP DEVELOPMENT IN LOCAL AND VIRTUAL

CHILD AND ADULT COMMUNITIES

A.G.Kukushkina, M.I.Belyaeva

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, anna_kukushkina@yahoo.com,

maryna.belyaeva@gmail. com

Статья представляет собой попытку педагогического моделирования развития межпоколенных отношений в сетевых и локальных детско-взрослых территориальных сообществах. На основе данных эмпирического исследования особенностей межпоколенного взаимодействия в детско-взрослых сообществах Новгородской области выявлены проблемы и особенности функционирования сообществ данного типа. В модели названы основные подходы и принципы развития межпоколенных отношений, субъекты системы, содержание и условия организации межпоколенного взаимодействия Даны рекомендации по развитию межпоколенных отношений.

Ключевые слова: детско-взрослое сообщество, территориальное сообщество, межпоколенные отношения, межпоколенные практики, педагогическая модель

The article represents an attempt of educational modelling of intergenerational relationship development in local and virtual communities. Basing on the empiric research of child and adult local communities in Novgorod region (the results of which are also shown in the article), the authors determine the typical problems and characteristics of these types of communities. The article reveals the principles, subjects of the interaction, content and organizational conditions. Authors give general recommendations on the development of intergenerational relationships.

Keywords: child and adult community, local community, intergenerational relationships, intergenerational practice, educational model

Взаимодействие с представителями различных возрастных групп всегда играло важную роль в психологическом становлении и социализации личности. Общение с теми, кто старше или младше, позволяло человеку увидеть себя в картине социальных отношений, реализовать социальные и ролевые функции. Однако именно в современном обществе вопрос межпоколенных отношений становится наиболее актуальным в связи с появлением тенденции дистанцирования поколений, развития возрастных субкультур с одной стороны, и стремлением создать общество для всех возрастов — с другой.

Все больше сообществ, в которых человек живет, учится и осуществляет трудовую деятельность, становятся разновозрастными и поликультурными, требуя от участников готовности к взаимодействию с разными людьми. В данной ситуации актуальным становится определение путей и содержания развития межпоколенных отношений в различных детско-взрослых сообществах того или иного региона.

При исследовании межпоколенных отношений в детско-взрослых территориальных сообществах (ДВТС) ученые анализируют особенности формирования данных сообществ [1], а также различные характеристики эффективности функционирования ДВТС и реализации межпоколенных отношений. При этом особое внимание уделяется семейным и образовательным детско-взрослым сообществам [2], тогда как все большую роль в воспитании ребенка начина-

ют играть организации дополнительного образования и социального воспитания. Данное противоречие определило границы исследования, которое направлено на ДВТС, созданных в вышеуказанных организациях.

Одним из наиболее эффективных методов исследования такого многомерного явления, как межпоколенные отношения в детско-взрослых сообществах, можно считать метод педагогического моделирования, который позволяет определить связи между компонентами изучаемых явлений, спрогнозировать их развитие и наметить нормативные характеристики, способствующие успешному функционированию объекта.

В данной работе при исследовании системы межпоколенных отношений в детско-взрослом территориальном сообществе (ДВТС) особенную важность приобретает нормативная функция [3] моделирования, позволяющая оптимизировать процесс развития межпоколенных отношений и наметить возможные рекомендации для участников ДВТС сетевой реальной и локальной межорганизационной моделей.

С учетом необходимости сочетания эмпирических данных и их последующей теоретической интерпретации была проведена исследовательская работа, включающая экспериментальное изучение ДВТС Новгородской области, последующий анализ полученных данных с целью построения модели, отражающей систему межпоколенных отношений в сетевых реальных и локальных межорганизационных

детско-взрослых территориальных сообществах, направленной на развитие этих отношений.

Перед началом работы были определены основные категории исследования: сетевая модель территориального детско-взрослого образовательного сообщества и межорганизационная локальная модель детско-взрослых сообществ. «Под «сетевой моделью территориального детско-взрослого образовательного сообщества» понимается совокупность первичных групп детей и взрослых, находящихся на территории и имеющих устойчивые связи и отношения как внутри своих общностей, так и между собой в сети при наличии координации, попечительства, посредничества, либо других форм влияния со стороны органов управления территорией, территориальных общественных организаций или иных лиц и групп, отражающих интересы территории и её ценностные установки в области межпоколенных отношений и связей, а также области образования и воспитания подрастающих поколений... Локальная модель представляет собой как первичную общность детей и взрослых (внутриорганизационная субмодель), так и объединение нескольких первичных групп или субъектов, с постоянно изменяющимся составом участников, объединенных общей целью деятельности и совместным переживанием событий, при соблюдении баланса устойчивости и изменчивости связей и отношений (межорганизационная субмодель)» [4].

На основании данных определений в рамках исследования были изучены различные организации на территории Новгородской области и Великого Новгорода. К сетевым реальным ДВТС были отнесены Поисковая экспедиция «Долина» памяти Н.И.Орлова, «Красный крест», «ДОСААФ России», поскольку именно эти организации имеют филиалы или отделения в районах. Частично к ДВТС подобной модели можно отнести «Дом молодёжи», «Центр молодежных инициатив «САМ», «Дворец культуры и молодежи «ГОРОД», «Центр внешкольной работы «Алые паруса» и другие сетевые учреждения, на площадках которых творческие коллективы или рабочие группы встречаются и взаимодействуют между собой в рамках различных мероприятий.

К локальным межорганизационным ДВТС относятся Новгородская детская музыкальная школа русского фольклора, Городской центр культуры и досуга имени Н.Г.Васильева, Детский морской центр «КЮМ», Военно-патриотический клуб «Победители», Свободное пространство при «Центре развития добровольчества», Фонд помощи и поддержки несовершеннолетних детей и пенсионеров «Звездный порт», Библиотечный центр «Читай-город» для детей и юношества.

В ходе исследования проводились беседы и интервью с руководителями и участниками ДВТС, анкетирование, а также применялся контент-анализ интернет-ресурсов исследуемых организаций (страницы социальной сети «ВКонтакте», веб-сайты).

По итогам эмпирического исследования были сделаны следующие выводы:

I. Основными направлениями деятельности организаций, представляющих собой ДВТС, можно считать:

— творческую деятельность разных видов (хореография, ДНИ. вокал, лепка и др.);

— волонтерскую деятельность (акции по поддержке социально незащищенных групп, организация досуга, экологические акции, поиск пропавших);

— трудовую деятельность и трудоустройство молодежи и подростков;

— патриотическое воспитание и поисковую деятельность (организация митингов, праздников, встреч с ветеранами, вахт памяти, исследовательские поисковые экспедиции, издание материалов исследований);

— организацию досуга (игровые программы, творческие вечера, гостиные, концерты);

— образовательную деятельность.

При этом ДВТС локальной и сетевой моделей чаще всего представлены координирующими органами или учреждениями, которые объединяют усилия первичных ДВТС, способствуют обмену опытом, активизации имеющихся ресурсов.

II. На основе анализа данных, полученных в ходе интервью, анкетирования и контент-анализа интернет-ресурсов, были выявлены следующие характеристики межпоколенного взаимодействия в рамках ДВТС сетевой реальной модели и локальной межорганизационной субмодели:

— преобладание взаимодействия формального характера в рамках мероприятий;

— подавляющее число муниципальных, государственных учреждений, на базе которых формируются ДВТС;

— отсутствие выраженных межпоколенных отношений на базе микрорайонов города;

— отсутствие широкой сети взаимодействия организаций города и области, которое сводится к запланированным ежегодным мероприятиям, слетам;

— взаимодействие в рамках значимой, интересной социально-полезной деятельности;

— развенчание возрастных стереотипов в ходе общения на основе значимой деятельности, присутствие интереса к жизни других возрастных групп, как у старшего поколения, так и у молодежи;

— отсутствие явных конфликтов при взаимодействии (возможно, объясняется низким уровнем неформальных контактов и минимальным объемом общения);

— наличие трудностей в налаживании отношений в разновозрастной группе у молодого поколения, связанных с отсутствием межпоколенных контактов в повседневной жизни.

Эмпирическое исследование межпоколенных отношений позволило выявить внешние характеристики и особенности межпоколенных отношений в ДВТС изучаемых моделей, тогда как внутренние связи и факторы, организационно-педагогические условия, определяющие развитие межпоколенных отношений в ДВТС, требуют дальнейшего теоретического осмысления. В связи с этим был осуществлен процесс моделирования системы межпоколенных отношений в локальных и сетевых ДВТС.

Модель разрабатывалась на основе общих характеристик территориальной сетевой и межоргани-

зационной локальной моделей ДВТС, в том числе: наличие первичных групп детей и взрослых, общая цель, совместное переживание событий, отражение интересов территории и её ценностных установок в области межпоколенных отношений.

Представленная нами модель состоит из шести взаимосвязанных компонентов: целевого, ценностно-ориентационного, средового, содержательно-деятельностного, диагностико-результативного, а также компонента организационно-педагогических условий, обеспечивающего эффективность реализации цели разработанной модели — развитие межпоколенных отношений в сетевых реальных и локальных межорганизационных детско-взрослых территориальных сообществах.

Концептуальную основу модели составляют:

— аксиологический и культурологический подходы к развитию межпоколенных отношений в ДВТС (приобщение детей и взрослых к национальным традициям и общечеловеческим ценностям, обращение к культурно-историческому наследию территории);

— личностно-ориентированный подход (опора на личный опыт субъектов отношений, признание уникальности личности, понимание важности каждого возрастного этапа жизненного пути, наличия ресурсов к развитию и самореализации в любом возрасте);

— основные положения концепций социального воспитания (сотрудничество подростков, родителей, педагогов и социальных партнеров в воспитательном процессе; решение социально и личностно значимых проблем), культурного плюрализма, событийной педагогики и организации межпоколенных практик.

Ценностно-ориентационный компонент модели предполагает учет и интеграцию ценностей различных уровней (от ценностей территории, на которой разворачиваются межпоколенные отношения (МПО), до ценностей самих субъектов МПО), принципов и ключевых идей. В рамках данной модели основными принципами развития межпоколенных отношений в ДВТС сетевой и межорганизационной моделей являются принципы культуросообразности; смены социальных ролей; событийности; актуализации развивающего потенциала среды, социальной направленности деятельности и др.

Среди субъектов межпоколенных отношений нами были выделены следующие группы: представители младшего и старшего поколений, педагоги, сопровождающие межпоколенное взаимодействие (медиаторы), руководители ДВТС, а также органы местного самоуправления, представляющие интересы территории. Стоит отметить, что даже при неформальной организации ДВТС участие в работе сообщества представителей территории (органов местного самоуправления) позволяет учитывать возможности и тенденции территории, участвовать в социальной жизни региона и социально-значимой деятельности.

Содержательно-деятельностный компонент объединяет системообразующие виды деятельности (как правило, определяются спецификой ДВТС), коммуникацию и взаимодействие субъектов МПО,

основные формы, методы и технологии общения и взаимодействия.

В процессе реализации модели можно рекомендовать к применению следующие формы, методы и технологии: организация совместных событий (концертов, фестивалей, праздников, экскурсий, походов), тренинги коммуникативных способностей и эмпатии, ролевые игры, направленные на профилактику эйджизма и подготовку участников ДВТС к межпоколенному взаимодействию; методы проектной деятельности; технологии проектирования воспитательного пространства; технологии индивидуального и группового консультирования.

Средовой компонент системы межпоколенных отношений в исследуемых ДВТС представляет собой иерархию воспитательных пространств, включая среду территории Новгородской области, пространства ДВТС реальной сетевой и межорганизационной локальной ДВТС, а также площадки первичных ДВТС. При этом средовой компонент модели влияет на субъектов межпоколенных отношений и на содержа-тельно-деятельностный компонент моделируемой системы — системообразующие виды деятельности, коммуникацию между участниками ДВТС, формы и методы организации совместной деятельности и общения.

Эффективность системы межпоколенных отношений в указанных типах ДВТС обеспечивает выполнение комплекса организационно-педагогических условий:

1. Профессионально-личностная готовность руководителей ДВТС к организации межпоколенного взаимодействия (МПВ). Анализируя работу координаторов и организаторов межпоколенных программ, многие исследователи констатируют необходимость профессиональной подготовки специалистов межпоколенного взаимодействия, важность учета социокультурных, психологических, лингвистических и иных особенностей каждой возрастной группы, различий в мировоззрении и необходимость создания демократичной среды взаимодействия.

2. Опора на положительный опыт межпоколенного общения. Жизненный опыт положительного отношения молодежи к пожилым родственникам необходимо использовать в процессе гармонизации МПО, предоставляя подросткам возможность взглянуть на пожилых людей со стороны их потенциальных внуков, увидеть за социальной ролью старика уникальную личность со своими потребностями и интересами, а пожилым людям — оценить сильные стороны молодого поколения.

3. Педагогическое сопровождение субъектов МПО в рамках ДВТС. Важность квалифицированной координации межпоколенного взаимодействия связана с тем, что координатору придется сглаживать возникающие межличностные конфликты, разрешать проблемные ситуации. В связи с этим специалисту необходимо иметь навыки работы,как с подростками, так и с людьми преклонного возраста, ориентироваться в их психологических особенностях, мотивах и ценностных ориентациях.

4. Гармонизация субкультур субъектов МПО

(взрослых и детей). Данное условие предполагает переход от разрозненной совокупности ценностей, установок, стилей общения представителей разных возрастных субкультур к интеграции и нахождению ценностно-смысловой основы для общения и деятельности. Организаторы МПВ в ДВТС должны попытаться выделить общие точки взаимодействия, а также показать участникам сильные стороны и ценность культуры представителей другого поколения.

5. Заинтересованность территориальных органов управления в развитии МПО и поддержка деятельности ДВТС сетевой реальной и локальной межорганизационных моделей. Данное условие предполагает участие представителей органов местного управления в планировании и организации работы ДВТС. Однако характер участия представителей власти должен носить скорее консультационный характер, способствуя развитию самоуправления ДВТС.

6. Обеспечение готовности субъектов ДВТС к участию в МПО. В данном случае требуется проведение целенаправленной работы по созданию у участников ДВТС адекватного представления о представителях другого поколения, способствующей осмыслению причин межпоколенных конфликтов. Систематизация знаний о социально-психологических особенностях другого поколения и обсуждение противоречивых моментов в общении поколений позволяет субъектам взаимодействия по-другому взглянуть на современные межпоколенные отношения, пересмотреть стратегии собственного поведения.

7. Учет ценностей, тенденций и возможностей развития территории. Перспективной основой для общения разных возрастных групп, по нашему мнению, может послужить культурно-историческое наследие территории и Отечества в целом. Приобщение к наследию предков, традициям народной и региональной культуры, а также к решению проблем региона позволяет молодежи увидеть ценность опыта поколений в ходе социально значимой деятельности. В этой ситуации пожилые люди наделяются новыми ценностными характеристиками, становясь носителями традиций, тогда как молодежь выступает в качестве новаторов, носителей духа позитивных изменений.

8. Развитие системы самоуправления ДВТС. Опираясь на положения личностно-ориентированного подхода и идеи событийной педагогики, необходимо обеспечивать участникам достаточную свободу в планировании работы и выборе видов деятельности. С одной стороны, это позволит учитывать интересы конкретных участников ДВТС, а с другой — будет способствовать неформальному общению и интенсификации МПВ.

Диагностико-результативный компонент состоит из трех элементов: критериев реализации модели, результата и ожидаемых эффектов модели. Критериями реализации модели могут являться степень включенности детей и взрослых в совместную деятельность и общение; отношение к представителям другого поколения (когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты); мотивационная готовность субъектов ДВТС к участию в межпоколенном взаимодействии.

Основным результатом реализации модели должны стать повышение интенсивности межпоколенных контактов в ДВТС, а также повышение качества и глубины межпоколенных отношений в ДВТС. При этом в ходе реализации модели предполагается наличие таких эффектов, как: развитие уважительного отношения к представителям другого поколения, развитие социальной и коммуникативной компетентности участников ДВТС, появление синергического эффекта в деятельности ДВТС.

По итогам моделирования авторами разработаны рекомендации руководителям и координаторам межпоколенного взаимодействия в рамках детско-взрослого сообщества сетевой или локальной модели:

— подготовка представителей разных возрастов к общению (информирование, тренинг коммуникативных навыков, эмпатии и др.);

— реализация в рамках функционирования детско-взрослого сообщества программы мероприятий, направленных на сплочение коллективов и увеличение объема контактов людей разных поколений (командообразование, внутриорганизационные тренинги для участников, мероприятия по развитию корпоративной культуры);

— обеспечение педагогического сопровождения субъектов МПО (взрослых и детей) в рамках ДВТС;

— учет ценностей и тенденций и возможностей развития территории при планировании деятельности конкретных ДВТС (например, развитие туризма в Новгородской области или распространение и популяризация традиций и культурного наследия Великого Новгорода);

— развитие системы самоуправления в ДВТС, учет педагогического потенциала самоуправления при планировании деятельности ДВТС, поощрение участия в самоуправлении представителей разных поколений.

В качестве перспектив развития ДВТС на уровне города и области можно отметить активизацию деятельности ДВТС на уровне общин микрорайонов города; создание организации, координирующей деятельность ДВТС в микрорайонах по месту жительства (на уровне города), внесение в план общегородских и областных мероприятий праздников, фестивалей и других проектов, направленных на организацию МПВ; включение ДВТС в работу по решению социально значимых проблем города или области (территории); организация и проведение курсов подготовки, повышения квалификации к работе в системе МПВ для руководителей и педагогов ДВТС.

1. Иванов Е.В., Иванова Д.Е. О сущности межпоколенных взаимодействий в детско-взрослых сообществах // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2016. № 3 (94). С. 81-82.

2. Певзнер М.Н., Петряков П.А., Александрова М.В., Дони-на И.А. Развитие межпоколенных отношений в территориальных детско-взрослых сообществах // Человек и образование. 2015. № 3 (44). С. 118-122.

3. Делимова Ю.О. Моделирование в педагогике и дидакти-

ке [Электр. ресурс], URL:

http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-3-7.pdf (дата обращения: 15.12.2016).

4. Тенденции и потенциальные возможности развития межпоколенных отношений в территориальных детско-взрослых сообществах [Электр. ресурс]. URL: http:// intergeneration.ru/ (дата обращения: 15.12.2016).

References

1. Ivanov E.V., Ivanova D.E. O sushchnosti mezhpokolennykh vzaimodeystviy v detsko-vzroslykh soobshchestvakh [On essence of intergenerational interaction in child and adult communities]. Vestnik of NovSU, 2016, no. 3 (94), pp. 81-82.

2. Pevzner M.N., Petryakov P.A., Aleksandrova M.V., Donina

I.A. Razvitie mezhpokolennykh otnosheniy v territorial'nykh detsko-vzroslykh soobshchestvakh [Development of intergen-erational relations in territorial communities of children and adults]. Chelovek i obrazovanie, 2015, no. 3 (44), pp. 118-122.

3. Delimova Yu.O. Modelirovanie v pedagogike i didaktike [Modeling in pedagogics and didactics]. Available at: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-3-7.pdf (accessed: 15.12.2016).

4. Tendentsii i potentsial'nye vozmozhnosti razvitiya mezh-pokolennykh otnosheniy v ter-ritorial'nykh detskovzroslykh soobshchestvakh [Trends and perspectives of intergenerational relations development in territorial communities of children and adults]. Available at: http://inter-generation.ru/ (accessed: 15.12.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.