УДК 378
В. Н. Белкина, Т. Н. Захарова
Образовательное пространство детского сада как фактор социализации дошкольника
Статья посвящена проблеме социализации современного ребенка, в ней рассматриваются условия и факторы, стимулирующие процесс его вхождения в социум. Изменение социальной ситуации развития дошкольника привело к появлению содержательных и структурных изменений в личности ребенка. К сожалению, не все изменения можно оценивать как позитивные. В частности, развитие социально значимых потребностей, мотивов, форм поведения ребенка значительно отстает от его интеллектуального развития. Следствием таких изменений является поиск взрослыми (родителями, педагогами) новых форм взаимодействия с детьми, в том числе в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье рассматривается одно из направлений деятельности детского сада по формированию социальной компетентности дошкольника как результата его социализации, а именно - создание открытого образовательного пространства детского сада. Обсуждаются подходы к пониманию сущности образовательного пространства дошкольного учреждения, его специфика, принципы, на которых строится педагогическая работа по использованию его возможностей в процессе развития ребенка. Обсуждается также вопрос о расширении образовательного пространства дошкольного учреждения путем взаимодействия с социальными партнерами: родителями, школой, другими государственными и негосударственными организациями. Приводится опыт социального партнерства одного из детских садов города Ярославля. Авторы статьи подчеркивают важность взаимодействия с социальными партнерами в условиях, в частности, реализации разнообразных социальных проектов для формирования социальной компетентности ребенка.
Ключевые слова: социализация дошкольника, социальная компетентность, образовательное пространство детского сада, социальное партнерство, проектная деятельность.
V. N. Belkina, T. N. Zakharova
Educational Space of the Kindergarten as a Factor of the Preschool Child's Socialization
The article is devoted to the problem of the modern child's socialization, conditions and factors stimulating the process of its entry into society. The change of the social situation of the preschool child's development led to emergence of substantial and structural changes in the child's identity. Unfortunately, not all changes can be estimated as positive ones. In particular, the development of socially significant requirements, motives, forms of the child's behaviour considerably falls behind its intellectual development. As a result of such changes is the search of new forms of interaction with children including in conditions of the preschool educational institution by adults (parents, teachers). In the article here is regarded one of activities of the kindergarten on formation of the preschool child's social competence as a result of its socialization, namely - creation of the open educational space of the kindergarten. The artcile discusses approaches to understanding of the essence of the educational space of the preschool institution, its specificity, principles, which are the bases of the pedagogical work on use of its opportunities in the child's development. Also here is discussed the question of expansion of the educational space of the preschool institution by means of interaction with social partners: parents, school, other state and non-state organizations. The experience of social partnership of one of kindergartens of Yaroslavl is presented. The authors of the article emphasize importance of interaction with social partners in conditions, in particular, of implementation of various social projects to form the child's social competence.
Keywords: socialization of the preschool child, a social competence, educational space of kindergarten, social partnership, design activity.
Если еще два-три десятилетия назад ребенок развивался в основном в условиях близкого социума - семьи, группы детского сада, класса, ближайшего окружения, общественных организаций, но всегда при четкой привязанности к конкретному взрослому, то сегодня он поставлен в принципиально новую ситуацию - ситуацию разорванных связей, когда уже с дошкольного, младшего школьного возраста находится в огромном развернутом социальном пространстве, где на его сознание обрушивается хаотич-
ный поток информации, идущей из средств массовой информации, интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей, и открывая бесконечное поле для разного рода форм отношений, связей, действий. В числе многих факторов, определяющих эти изменения, можно назвать усиливающую ориентацию детей на потребление, неравный доступ к образовательным ресурсам в мегаполисе и провинции, рост девиаций, стремление родителей ограничивать активность и самостоятельность
© Белкина В. Н., Захарова Т. Н., 2016
ребенка (Д. И. Фельдштейн). Результаты таких изменений не заставили себя ждать. Мы наблюдаем повышенный уровень тревожности и страхов у детей, а в ряде случаев - повышенную агрессивность, снижение контроля за собственным поведением, снижение уровня когнитивного развития, недостаточную социальную компетентность не только детей дошкольного, но и младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты.
Все острее встает вопрос о необходимости изменения сути деятельности образовательных учреждений: модификации целей, задач, методологических и методических основ их функционирования; реализации новых подходов в организации работы с детьми, родителями, специалистами учреждений; утверждении необходимости ориентации педагогической деятельности на индивидуальные особенности и интересы ребенка, его своевременное личностное и социальное становление.
Дошкольное образовательное учреждение является первым в жизни ребенка формальным институтом его развития. Именно в детском саду дошкольник и приобретает начальный опыт взаимодействия с другими людьми - педагогами, родителями сверстников, наконец, ровесниками. В качестве одного из серьезных факторов приобретения ребенком социального опыта выступает образовательное пространство дошкольного учреждения, формирование которого является ведущим направлением деятельности современного детского сада.
Понятие «образовательное пространство» стало обсуждаемой категорией педагогики не только среди ученых (М. Я. Виленский, В. И. Ги-нецианский, В. Я. Конев, Е. В. Мещерякова, В. И. Панов, В. И. Слободчиков, И. Г. Шендрик, И. Д. Фрумин, Д. Б. Эльконин и др.), но и среди педагогов общеобразовательных школ и дошкольных учреждений. В научных исследованиях термин «образовательное пространство» наполняется различным содержанием. Так, например, по утверждению Р. Е. Пономарева, образовательное пространство человека представляет собой вид пространства, место, охватывающее человека и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого является приращение индивидуальной культуры образующегося [9]. У В. А. Козырева читаем: «Говоря об образовательном пространстве, мы имеем в виду набор определенным образом связанных между собой
условий, которые могут оказывать влияние на образование человека. При этом по смыслу в самом понятии образовательного пространства не подразумевается включенность в него обучающегося. Образовательное пространство может существовать и независимо от обучающегося» [5].
Таким образом, образовательное пространство - это то место (условия), где (или при которых) может произойти развитие человека или качественные изменения с ним. А в том случае, если «пространство» может трактоваться как определенный перечень элементов, характеризующий ту или иную сферу человеческой деятельности, появляются термины «образовательное пространство», «воспитательное пространство», «культурно-образовательное пространство», «пространство детства» и т. д.
Понятие «образовательное пространство» тесно связано с понятием «открытость образования» как неким социокультурным феноменом, предусматривающим интеграцию образовательного учреждения и социума [4]. Образовательные учреждения становились открытыми по мере того, как «открывалось» общество.
Идеологические и социально-экономические изменения, происходящие в России в конце двадцатого века, вызвали реформирование системы образования, появление изменений в концепции, построении воспитательно-образовательного процесса в образовательных учреждениях, характере взаимодействия с ребенком, с внешней средой.
В начале реформ 90-х гг. XX в. свойство «открытости» образования связывалось с его реальной гуманизацией и демократизацией в обществе. Проявление «открытости» отражали реальное содержание демократических процессов в системе образования и их понимание в педагогическом и управленческом сообществе. Становление открытости как нового свойства системы образования шло одновременно, хотя и не всегда последовательно, по нескольким направлениям [6]:
— общей гуманизации и демократизации отношений детей и взрослых в конкретных образовательных учреждениях, их ориентации на идеи сотрудничества и становления на этой основе разных моделей индивидуального образования;
— обеспечения разнообразия и доступности форм, элементов структуры обучения (многообразие программ, видов и типов учреждений, внедрение дополнительного образования и др.);
— создания открытой, свободной и общедо-
ступной среды образования в процессе использования института социального партнерства, дополнительных информационных ресурсов (интернет), участие в различных социальных акциях, мероприятиях.
Открытость рассматривается сегодня как новый способ организации образовательного пространства. Открытость образования - это такой взгляд и тип образования, при котором не только традиционные институты, такие как детский сад, школа, высшие учебные заведения и т. п., выполняют образовательные функции, но и каждый элемент социальной и культурной среды обладает определенным образовательным эффектом [5].
Образовательное учреждение, строящее свою деятельность на основе данных подходов, является частью образовательной системы региона, государства, мира, обладает системными свойствами.
С наших позиций, «открытость» учреждения рассматривается как готовность гибко реагировать на изменения, происходящие в обществе, умение целесообразно использовать внутренние и внешние ресурсы учреждения в вопросах развития и воспитания детей. Основными целями функционирования образовательных учреждений открытого типа сегодня являются свободное развитие индивидуума; обеспечение условий для овладения им комплексом нужных ему компетенции, приобретения необходимого потенциала для успешного и комфортного существования в сообществе; подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях информационного общества [9].
В учреждениях, готовых ко взаимодействию с внешним миром, появляются новые возможности для развития и воспитания детей. В структуру данных образовательных систем вливаются новые компоненты. Значимым ресурсом становится социальное окружение, во взаимодействии с которым расширяется коммуникационная сеть, ам-плифицируется развитие ребенка, осуществляется реализация деятельностного и компетентност-но-ориентированного подхода.
Организацию открытой образовательной системы, место и роль в ней ребенка определяют принцип антропоцентризма, ярко выраженная личностная ориентация, индивидуализация всего образовательного процесса.
Основными принципами образовательной деятельности в учреждениях такого типа в современных условиях являются [8]
— принцип опережения (цель - взгляд в будущее; оперативная работа с обучаемым выстраивается с опорой на возрастную периодизацию и «зону ближайшего развития»);
— принцип предельной самостоятельности в обучении: педагог не дает ребенку готовые ответы, а организует его деятельность по самостоятельному освоению содержания образования;
— принцип системности проявляется в организации образовательного пространства - формируется сеть связанных друг с другом учреждений, что обеспечивает создание пространства образовательных услуг, взаимосвязь и преемственность программ, способных удовлетворять запросы и потребности образующихся;
— принцип гибкого, модульного и распределенного обучения способствует усвоению содержания образования в определенном темпе, на доступном уровне сложности;
— принцип консультативной поддержки обязывает обучающего обеспечить обучающемуся поддержку в овладении информационной грамотностью, коммуникативными техниками, средствами самоорганизации, рефлексии и самооценки; изменяется отношение ко взаимодействию между участниками процесса образования, основой которого является процесс сопровождения;
— принцип непрерывности: необходимо создавать условия для ответственного подтверждения значимости образовательного выбора для дальнейшего профессионального развития и самообразования.
Содержание образования в учреждении открытого типа не самоцель, оно создано для того, чтобы ребенок смог приобрести ключевые компетенции, необходимые ему для реализации в социуме.
Таким образом, «открытость» - это особая характеристика учреждения, позволяющая расширить его образовательное пространство, создать дополнительные условия для своевременного развития и образования ребенка, пополнить его представления об окружающей действительности, сформировать у него качества, необходимые для жизни, среди которых одним из значимых является социальная компетентность.
Дошкольное образовательное учреждение (организация) выполняет множество задач, связанных с интеллектуальным и личностным развитием ребенка. В таком контексте образовательное учреждение выступает как форма организации образовательного пространства.
Сделать такое пространство открытым удается с помощью социального партнерства детского сада с социальным окружением.
Термин «социальное партнерство в образовании» получил полноправное признание в современной России несколько лет назад. Проблему социального партнерства исследовали Г. В. Борисов, П. Бурдье, Л. Г. Гуслякова, Е. Г. Калинкина, Н. З. Камалиев, А. В. Корсунов, Л. А. Луговской, Н. Г. Митрофанова, Ю. Г. Одегов, Г. Г. Руденко, И. М. Реморенко и др.
Существует большое количество определений данного термина как в отечественной, так и в зарубежной литературе.
Социальное партнерство в широком смысле -это «такая совместная коллективно распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам» [1, с. 8].
Система социального партнерства является, по сути, способом интеграции различных общественных слоев и социальных групп, разрешения возникающих социальных проблем путем достижения взаимопонимания и организации продуктивного взаимодействия.
Ведущими идеями взаимодействия с различными социальными партнерами являются направленность на повышение качества образовательных услуг, оказание помощи детям в социальной адаптации и формировании у них социальной компетентности на доступном им возрастном уровне.
Именно социально-педагогическое партнерство становится механизмом саморазвития и адаптации дошкольного образования к современным социально-экономическим условиям.
При внедрении идей социального партнерства в сфере образования в России активно использовался собственный исторический опыт и опыт зарубежных стран.
В западноевропейских странах организационные структуры социального партнерства формировались в основном в послевоенный период и ныне представлены в целом комплексе учреждений, межведомственных организаций, серии документов и нормативных актов.
В качестве партнеров дошкольного учреждения в России сегодня выступают семьи воспитанников, государственные и местные органы власти, образовательные учреждения, учреждения культуры и спорта, общественные организации.
Использование всего потенциала социального окружения сегодня - это, прежде всего, создание педагогами условий для полноценного свободного развития и сохранения духовного мира ребенка как основы его личностного формирования, приобщения к ценностям, выявления и коррекции негативных влияний среды.
Для дошкольного образовательного учреждения привлечение социальных партнеров помогает разрешить целый ряд проблем и вопросов [3]:
— оно прямо или опосредованно способствует расширению кругозора детей, снятию территориальной ограниченности детского сада (экскурсии, поездки, походы);
— оказывает влияние на формирование навыков поведения, общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальностей, с представителями разных профессий, воспитывает у детей уважение к труду взрослых, формирование навыков взаимодействия, конструктивного решения конфликтных ситуаций;
— обеспечивает привлечение дополнительных инвестиций в финансовую базу дошкольного образовательного учреждения.
Остановимся кратко на достаточно известном в городе Ярославле опыте взаимодействия с социальными партнерами дошкольного образовательного учреждения № 171 (заведующая детским садом - Т. И. Сурова).
Одним из самых давних партнеров детского сада является средняя образовательная школа № 30. Содержанием партнерского взаимодействия являются совместные педагогические советы, семинары, собрания для родителей выпускников и будущих первоклассников; психолого-педагогическая диагностика готовности к школе, игровые занятия в «Школе будущих первоклассников», спортивные соревнования первоклассников и детей подготовительной группы детского сада и др. Реализация программы сотрудничества способствует подготовке детей к школьному обучению, позволяет смягчить адаптационный период, согласовать формы, методы, приемы работы педагогов разных ступеней образования с детьми и родителями.
Значимым партнером дошкольного учреждения является Детская клиническая больница-поликлиника № 2. В разные годы педиатры больницы вели системную работу по сопровождению профилактической деятельности с детьми, семьями, педагогами данного учреждения, участвовали в семинарах и мероприятиях проектов «Будь
здоров, малыш» и «Клуб успешной адаптации» для родителей детей раннего возраста в период подготовки к поступлению их в дошкольное учреждение. Данная работа позволила осуществлять комплексное физическое, познавательное развитие детей, способствовала установлению контактов родителей, педагогов и врачей на новом уровне взаимодействия, снижению детской заболеваемости.
Представители Ярославской пожарной части № 2 не один год принимают участие в мероприятиях проекта «Жизнь без опасностей». Спортивные и познавательные игровые занятия, праздники, конкурсы позволяют в процессе интересного взаимодействия с сотрудниками пожарной части закрепить у детей представления о возможных способах поведения в экстремальных ситуациях, формируют интерес и уважение к профессии пожарных, спасателей.
На протяжении несколько лет детский сад сотрудничает с Центральной детской библиотекой по программам «Почитаем, поиграем», «Сказочная Россия». Сотрудники библиотеки делали подборки интересных книг для чтения в детском саду и в семье. Работа способствовала не только формированию детского интереса к книге, но и привлечению в библиотеку новых читателей.
В детском саду длительное время функционирует музейно-творческий комплекс, в котором были собраны различные подлинные экспонаты русского быта, реализовывалась программа «Соломенное рукомесло», работала творческая мастерская «Муравьишко». Данное направление деятельности предусматривало тесное взаимодействие с сотрудниками Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника, которые разработали и предложили для дошкольников программу «Мир народных образов». Дети детского сада расширили свои представления о различных жанрах изобразительного искусства, о правилах этикета, об истории страны и города Ярославля.
Давними являются и связи детского сада с Институтом развития образования Ярославской области. Детский сад неоднократно принимал различные по тематике курсы повышения квалификации педагогов дошкольных учреждений, делился опытом работы на мастер-классах для города и области, разрабатывал и реализовал программы Организационно-методических центров (2008-2015) по актуальной тематике дошкольного образования. Такая работа постоянно стимулирует педагогический коллектив детского сада к профессиональному росту и развитию,
представлению и распространению опыта. За последние годы педагоги ДОУ стали лауреатами конкурсов профессионального мастерства «Дебют», «Золотой фонд», различных интернет-конкурсов, победителями творческих конкурсов педагогов и воспитанников.
Детский сад сегодня, являясь открытой образовательной системой, может привлекать к работе по совершенствованию образовательной, хозяйственной деятельности различные ресурсы социума, создавая тем самым благоприятные условия для развития и воспитания детей, педа-гогизируя окружающую среду, формируя общество, готовое к сотрудничеству и взаимоподдержке его представителей.
Кроме того, дошкольники сами могут выступать в роли социальных партнеров, оказывая поддержку пожилым людям, детям из детских домов, младшим дошкольникам в детском саду. Это и подарки-самоделки, и поздравительные открытки, и концерты. Все это способствует формированию у них активной гражданской позиции, пониманию собственной значимости для окружающих, формированию толерантности, социальной зрелости.
Таким образом, социальное партнерство выступает средством расширения образовательного пространства дошкольного учреждения, внедрения общественно-государственных механизмов управления, способствует совершенствованию всех сторон жизнедеятельности детского сада, активно работает на достижение результата образовательной деятельности: своевременно развитый ребенок, адаптированный, социально активный.
Библиографический список
1. Авво, Б. В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения [Текст] / Б. В. Авво. - СПб. : КАРО, 2005. - 96 с.
2. Белкина, В. Н., Захарова, Т. Н. Особенности проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / В. Н. Белкина, Т. Н. Захарова // Ярославский педагогический вестник. Том II Серия: Психолого-педагогические науки. - Ярославль, 2011. - № 4. - С.119-121.
3. Захарова, Т. Н. Расширение образовательного пространства детского сада как условие формирования социальной компетентности ребенка [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Т. Н. Захарова. -Ярославль, 2012. - 253 с.
4. Ковалева, Т. М. Открытость образования как принцип построения современных образовательных технологий [Текст] / Т. М. Ковалева // Новые ценности
образования: Открытое образование. - М. : Шк. самоопределения, 2006. - Вып. 3 (27). - C. 9-14.
5. Козырев, В. А. Построение модели гуманитарной образовательной среды [Текст] / В. А. Козырев // Педагог. - 1999. - № 2. - С. 26-32.
6. Крылова, Н. Б. Перспективы развития открытого образования [Текст] / Н. Б. Крылова // Новые ценности образования: Открытое образование. - М. : Шк. самоопределения, 2006. -Вып. 3 (27) - C. 3-9.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учебное пособие для студентов педагогических вузов и систем повышения квалификации педагогических кадров ; под ред. Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петрова. - М. : Изд. Центр Академия. - 2001. - 271 с.
8. Открытое образование - стратегия XXI века для России [Текст] / под общей редакцией В. М. Филиппова, В. П. Тихомирова. - М. : Изд-во МЭСИ, 2000. - 356 с.
9. Пономарев, Р. Е. Образовательное пространство как основополагающее понятие теории образования [Текст] / Р. Е. Пономарев // Педагогическое образование и наука. - 2003. - № 1. - С. 29-31.
10. Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития [Текст] / Д. И. Фельдштейн // Педагогика. - 2010. -№ 7. - С. 3-11.
Bibliograficheskij spisok
1. Avvo, B. V. Social'noe partnerstvo v uslovijah profil'nogo obuchenija [Tekst] / B. V. Avvo. - SPb. : KARO, 2005. - 96 s.
2. Belkina, V. N., Zaharova, T. N. Osobennosti proektnoj dejatel'nosti v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii [Tekst] / V. N. Belkina, T. N. Zaharova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. Tom II Serija: Psihologo-pedagogicheskie nauki. - Jaroslavl', 2011. -№ 4. - C.119-121.
3. Zaharova, T. N. Rasshirenie obrazovatel'nogo prostranstva detskogo sada kak uslovie formirovanija social'noj kompetentnosti rebenka [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk / T. N. Zaharova. - Jaroslavl', 2012. - 253 s.
4. Kovaleva, T. M. Otkrytost' obrazovanija kak princip postroenija sovremennyh obrazovatel'nyh tehnologij [Tekst] / T. M. Kovaleva // Novye cennosti obrazovanija: Otkrytoe obrazovanie. - M. : Shk. samoopredelenija, 2006. - Vyp. 3 (27). - C. 9-14.
5. Kozyrev, V A. Postroenie modeli gumanitarnoj obrazovatel'noj sredy [Tekst] / V A. Kozyrev // Pedagog. - 1999. - № 2. - S. 26-32.
6. Krylova, N. B. Perspektivy razvitija otkrytogo obrazovanija [Tekst] / N. B. Krylova // Novye cennosti obrazovanija: Otkrytoe obrazovanie. - M. : Shk. samoopredelenija, 2006. - Vyp. 3 (27) - C. 3-9.
7. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovanija [Tekst] : uchebnoe posobie dlja studentov pedagogicheskih vuzov i sistem povyshenija kvalifikacii pedagogicheskih kadrov ; pod red. E. S. Polat, M. Ju. Buharkina, M. V. Moiseeva, A. E. Petrova. - M. : Izd. Centr Akademija. - 2001. -271 s.
8. Otkrytoe obrazovanie - strategija XXI veka dlja Rossii [Tekst] / pod obshhej redakciej V. M. Filippova, V. P. Tihomirova. - M. : Izd-vo MJeSI, 2000. - 356 s.
9. Ponomarev, R. E. Obrazovatel'noe prostranstvo kak osnovopolagajushhee ponjatie teorii obrazovanija [Tekst] / R. E. Ponomarev // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2003. - № 1. - S. 29-31.
10. Fel'dshtejn D. I. Prioritetnye napravlenija psihologo-pedagogicheskih issledovanij v uslovijah znachimyh izmenenij rebenka i situacii ego razvitija [Tekst] / D. I. Fel'dshtejn // Pedagogika. - 2010. - № 7. -S. 3-11.