Научная статья на тему 'Особенности проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении'

Особенности проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3290
472
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / А SOCIAL PARTNERSHIP / A COMPETENCE APPROACH / A SOCIAL COMPETENCE / A PROJECT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белкина Валентина Николаевна, Захарова Татьяна Николаевна

Статья посвящена вопросам формирования различных компонентов социальной компетентности дошкольников в условиях организации проектной деятельности детского сада, обладающей спецификой. При этом особую значимость приобретает включение социальных партнеров дошкольного учреждения в разработку и реализацию проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белкина Валентина Николаевна, Захарова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project Activity Features in a Preschool Educational Institution

The article is devoted to questions to form various components of the preschool children’s social competence in the course of their participation in social projects. Thus the special importance is got by inclusion of preschool institution social partners in working out and realization of the projects.

Текст научной работы на тему «Особенности проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении»

УДК 373.2

В. Н. Белкина, Т. Н. Захарова

Особенности проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Статья посвящена вопросам формирования различных компонентов социальной компетентности дошкольников в условиях организации проектной деятельности детского сада, обладающей спецификой. При этом особую значимость приобретает включение социальных партнеров дошкольного учреждения в разработку и реализацию проектов.

Ключевые слова: компетентностный подход, социальная компетентность, проектная деятельность, социальное партнерство.

V. N. Belkina, Т. N. Zakharova

Project Activity Features in a Preschool Educational Institution

The article is devoted to questions to form various components of the preschool children's social competence in the course of their participation in social projects. Thus the special importance is got by inclusion of preschool institution social partners in working out and realization of the projects.

Key words: a competence approach, a social competence, a project activity, а social partnership.

Введение компетентностного подхода в образование определило всесторонний интерес к проектированию. В первую очередь, проектную деятельность начинают рассматривать как средство формирования широкого спектра компетенций и компетентностей. Это обусловлено деятельной природой, генетической связью компетентности и деятельности, что нашло отражение во многих работах, посвященных проблематике компетент-ностного обучения.

Д. Б. Эльконин отмечает, что компетентность формируется и проявляется только в процессе деятельности, а ее качество определяется мерой включенности в деятельность. А. Л. Слободский, О. Д. Смирнова определяют компетентность как индивидуальную характеристику, связанную причинно-следственными отношениями с эффективностью деятельности в конкретной ситуации [6]. Г. К. Селевко понимает компетентность как интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретаются в процессе обучения и социализации, ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности [5].

В настоящее время обосновывается выбор ключевых компетентностей, определяются условия и виды деятельности, в которых они могут быть успешно сформированы.

Указывается, что базовой для формирования личности, востребованной современным обществом, является социальная компетентность (И. А. Зимняя, Н. В. Калинина, Ю. Мель, У. Пфингстен, Р. Хинтч и др.). Она определяется как владение когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения, которые в определенных социальных ситуациях ведут к долгосрочному благоприятному соотношению положительных и отрицательных последствий [7].

Наличие этой компетентности способствует успешной реализации потенциала выпускника образовательного учреждения на любом возрастном этапе в течение всей его жизни.

Но комплекс проблем, связанный с разработкой компетентностного образования, в том числе и формированием социальной компетентности, решается в основном для общего и высшего образования. Вместе с тем овладение человеком способами социального взаимодействия происходит и в более ранние периоды. В частности благоприятным для развития основ социальной компетентности личности становится дошкольный возраст, где зарождается стремление ребенка к разнообразным контактам с ровесниками.

Несмотря на то, что проблеме социального становления и развития дошкольников уделяют внимание в своих работах многие исследователи (М. М. Безруких, Р. С. Буре, С. А. Козлова, Л. В. Коломийченко, О. Л. Князева, И. Ф. Муль-

© Савкина О. М., 2011

ко, Е. В. Прима, Т. А. Репина, Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова и др.), аспект, связанный с организацией педагогической работы по обеспечению условий формирования социальной компетентности ребенка, еще находится в стадии разработки и обоснования.

К старшему дошкольному возрасту психофизические, личностные достижения развития, относительная автономность и самостоятельность ребенка в поведении, решении элементарных бытовых проблем, организация доступной деятельности (игровой, художественной, познавательной), характер взаимодействия со сверстниками и взрослыми свидетельствуют о становлении определенного возрастными особенностями уровня социальной компетентности (социальной зрелости).

Проанализировав исследования различных авторов по этому направлению (Т. В. Антонова, А. Г. Гогоберидзе, Н. В. Калинина, Л. В. Коло-мийченко, В. Н. Куницына и др.), мы пришли к выводу, что можно выделить ряд наиболее значимых компонентов социальной компетентности. Их совокупность может выступать показателем сформированности этого вида компетентности на уровне, возможном для дошкольника. Этими компонентами являются:

- мотивационный (потребность в общении и одобрении, желание занять определенное место среди значимых для ребенка людей - взрослых и сверстников);

- когнитивный или познавательный (наличие элементарных представлений об окружающем мире, осведомленность в области взаимоотношений людей в социуме, осознание собственной индивидуальности);

- поведенческий или собственно коммуникативный (эффективное взаимодействие со средой, способность поступать так, как принято в культурном обществе);

- эмоционально-оценочный (умение понимать и адекватно выражать свои эмоции и чувства, понимать чувства и эмоции других людей).

В качестве основных условий, необходимых для формирования выделенных компонентов социальной компетентности, мы рассматриваем следующие:

- целенаправленную деятельность образовательного учреждения в таком направлении - образование детей, организацию их социального опыта и индивидуальной помощи личности;

- единое пространство развития ребенка, как на уровне конкретного учреждения, которое

включает в себя совокупность пространственно-предметных элементов (предметно-развивающая среда), социальных факторов (ближайшее социальное окружение - родители, воспитатели); межличностных отношений (в процессе формального и неформального взаимодействия), так и включение в него различных субъектов социального окружения дошкольного учреждения;

- непосредственную разнообразную деятельность ребенка - свободную или специально организованную, индивидуальную или совместную со значимыми для него людьми, которая рассматривается как способ проявления активности и инициативности ребенка в системе социальных отношений, как возможность определить свое место среди других людей.

Наряду с характерными для детей видами деятельности (игровой, познавательной, коммуникативной, художественно-творческой и др.), особое место начинает занимать проектная деятельность дошкольников.

Проектная деятельность в дошкольном образовании не является абсолютно новым видом деятельности детей. Но чаще она используется как средство познавательного развития дошкольника. Проекты имеют разную направленность, цели, способы организации детей, временные рамки. Различают несколько видов проектов, используемых в работе с дошкольниками: исследо-вательско-творческие проекты; ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр); инфор-мационно-практико-ориентированные проекты.

Особенностью проектной деятельности дошкольников является то, что в ходе ее реализации в образовательном процессе детского сада взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы воплощать идеи на практике, стимулируют его активность и инициативность.

В проектной деятельности обретают дальнейшее развитие личностный и деятельностный подходы (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин), а также компетентностный подход (А. Л. Андреев, В. И. Байденко, Л. Н. Боголюбов, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, В. Н. Куницина, О. Е. Лебедев, А. К. Маркова и др.).

Основное назначение проектной деятельности детей состоит в создании комфортной образовательной среды, позволяющей раскрыть потенциальные возможности личности, освоить культуру

и окружающий ребенка мир, применять полученные знания на практике. Кроме этого, участие детей в проектах способствует «интенсивному процессу социализации личности, ... усиливает связь обучения с жизнью, стимулирует активное мышление и формирует познавательный интерес» [2, с. 23].

Метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей. В основу метода положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности (М. Крупенина).

Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность его участников - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Организация проектной деятельности требует определенной подготовки педагога к активному взаимодействию с его участниками, умению заинтересовать, мотивировать их на совместную деятельность, четко знать этапы проекта, соблюдать определенные требования к использованию этого метода в образовательном процессе. Среди них: наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий (выдвижение гипотез, обсуждение способов оформления конечных результатов, сбор, систематизацию и анализ полученных данных, подведение итогов, оформление результатов, их презентация, формулирование выводов, выдвижение новых проблем исследования).

Реализация проектной деятельности дошкольников ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников, что влияет на изменение и психологического климата в группе, поощряется самостоятельность, творчество.

Метод проектов позволяет формировать те личностные качества у детей, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально [4]. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда работает небольшой коллектив, и в процессе его деятельности появляется совместный продукт. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор решения, согласовывать свои действия с действиями других участников группы, анализировать результаты деятельности, ощущать себя членом команды, соподчинять собственные интересы интересам общего дела.

Использование метода проектов в дошкольном образовательном учреждении имеет не столь давнюю историю. Его появление обусловлено введением в содержание дошкольного образования системы развивающего обучения. При грамотной организации работы дошкольники с интересом включаются в исследовательскую деятельность, совместную работу, стремятся к получению конкретных результатов.

Внедрению проектного метода в дошкольное образование посвящены работы Н. А. Виноградовой, Т. А. Даниловой, Е. С. Евдокимовой, М. Б. Зуйковой, Л. С. Киселевой, Т. С. Лагоды, Е. П. Панько. Авторы единодушны в оценке значимости проектной детской деятельности для интеллектуального развития детей, организации их продуктивного взаимодействия, в использовании возможностей привлечения родителей воспитанников, различные социальные институты к работе детского сада.

В дошкольном учреждении в силу возраста детей педагог не может предоставить полную самостоятельность воспитанникам, поэтому проектная деятельность в детском саду будет от начала проекта до его завершения носить характер совместного коллективного творчества педагога и детей.

Особое место в дошкольных учреждениях могут занимать социальные проекты. В нашем исследовании именно этот вид проектов выступал в качестве основного.

Это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Участвовать в социальном проекте могут дети разного возраста, педагоги и специалисты учреждения, социальные партнеры. Его реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном социуме. Участвуя в социальных проектах, дети приобретают опыт социально-полезной и одобряемой окружающими деятельности, совершенствуют коммуникативные навыки, участвуют в общественной жизни, что способствует личностному и социальному росту ребенка, формированию различных компетентностей, в том числе и социальной.

Социальный проект, реализуемый в дошкольном учреждении должен иметь четкую цель, задачи разного уровня (в том числе развивающие и воспитательные (формирование социальных умений, навыков), план мероприятий, ресурсы, ожидаемые результаты.

В рамках социальных проектов могут реализо-вываться исследовательско-творческие, информа-ционно-практико-ориентированные, ролево-

игровые мини-проекты, направленные на решение задач социального развития дошкольников.

Особую значимость для социального становления ребенка приобретают проекты, если в них участвуют не только хорошо знакомые для дошкольников люди, но и представители социума, социальные партнеры учреждения (отдельные люди, организации). Включение их в совместную деятельность с дошкольниками не может быть спонтанным. Отбор и степень их участия должны определяться целями и задачами дошкольного учреждения, способствовать решению имеющихся в детском саду проблем или преодолению выявленных недостатков в организации воспитательно-образовательного процесса.

С потенциальными социальными партнерами учреждения необходимо проводить предварительную работу: замотивировать их участие, показать взаимную выгоду сотрудничества, познакомить их с содержанием работы и предполагаемыми результатами сотрудничества.

Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами предполагает несколько этапов.

На проблемно-ориентировочном этапе происходит выявление проблем социально-личностного развития детей детского сада, анализ социальной ситуации развития детей, опре-

деление возможных причин возникающих проблем.

Этап выбора партнеров связан с постановкой целей и задач педагогической деятельности по формированию социальной компетентности дошкольников с учетом выявленных проблем у детей, определением ресурсов внутренней и внешней среды учреждения, отбором социальных партнеров, обладающих дополнительными ресурсами в плане социального развития детей.

Этап планирования совместной деятельности предполагает определение нормативно-правовой базы взаимодействия с социальными партнерами (заключение договоров о сотрудничестве), разработку перспективного плана взаимодействия, определение содержания конкретных совместных мероприятий с участием социальных партнеров.

На этапе реализации осуществляется организация и проведение запланированных мероприятий, пополнение предметно-развивающей среды.

Аналитический этап завершает проектную деятельность анализом результатов по формированию социальной компетентности дошкольников.

Организация социального проекта требует выполнения определенного алгоритма, последовательности педагогических действий, включая выяснение мнения педагогов и предполагаемых партнеров, формирование команды, формулировку критериев оценки результативности проекта, составление детальных графиков работы по проекту, проведение мероприятий, анализ и рефлексию хода и результатов.

Для дошкольного учреждения этот вид деятельности является достаточно новым. Инициация, организация и реализация социальных проектов требует от педагогов определенной готовности, которая выражается в их заинтересованности и желании участвовать в таком виде деятельности; умении анализировать исходный уровень практики; прогнозировать изменения, которые последуют после реализации проекта.

Реализация проектов может нести, прежде всего, развивающий эффект, включающий в себя появление значимых изменений в эмоционально-личностной, интеллектуальной, коммуникативной сферах личности участников проектной деятельности. Кроме того, для дошкольников существенным будет являться воспитательный эффект, включающий в себя формирование основ гражданской культуры, развитие социальной активности, коммуникативных и коллективистских

качеств; обучающий эффект предусматривает формирование понятий, представлений об окружающем мире, о социальных взаимоотношениях, закрепление навыков общения и совместной деятельности с представителями различных организаций.

Значимым будет являться также административно-институциональный эффект: совершенствование процесса взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса (представителей детского сада и социальных партнеров), повышение качества образовательных услуг, предоставляемых детским садом, появление в дошкольном образовательном учреждении новых органов управления и возможность общественности участвовать в жизнедеятельности детского сада.

Итак, проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении инициируется взрослыми и осуществляется вокруг имеющейся проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка.

Участие дошкольников в социальных проектах совместно с социальными партнерами разного уровня - это один из способов их включения в общественную жизнь, это средство обогащения социального опыта детей, это процесс, в котором активно происходит социальное становление ребенка дошкольника, формируются социальные качества и навыки, которые развиваются лишь в условиях совместной деятельности. В первую очередь это те качества, которые демонстрируют умение работать в коллективе: доброжелательность и уважение к окружающим, бережное от-

ношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, соподчинять собственные интересы интересам общего дела, чувство товарищества и дружбы, вежливость. Формируются также общительность, открытость, уверенность в себе, любознательность как основа познавательной активности будущего школьника, креативность, активность и инициатива в самостоятельной деятельности, умение брать ответственность за выбор и принятие решения, анализировать результаты деятельности.

Библиографический список:

1. Ерофеева, Н. Управление проектами в образовании [Текст] / Н. Ерофеева // Народное образование. - 2002. - № 5. - С. 94-106.

2. Купецкова, Е. Ф. Организация работы дошкольного учреждения в режиме развития [Текст] / Е. Ф. Купецкова // Управление ДОУ. - 2003. - № 4. -С. 18-24.

3. Новиков, А. М. Российское образование в новой эпохе [Текст] / А. М. Новиков // Парадоксы наследия, векторы развития. - М. : Этвейс, 2000. - 272 с.

4. Петренко, А. Образовательные и социально-педагогические проекты-условия эффективной управленческой деятельности / А. Петренко // Управление школой. - 2005. - № 2 (409). - С. 19-22.

5. Селевко, Г. К. Педагогические компетенции и компетентность [Текст] / Г. К. Селевко // Управление сельской школой. - 2004. - № 3. - С. 29-34.

6. Слободский, А. Л. Управление компетенциями [Текст] : учеб. пособ. / А. Л. Слободский. - СПб. : Изд-во СПб ГУЭФ. - 2003. - 75 с.

7. Pfingsten, U., Hintsch, R. Groppentraining sozialer Kompetenzen. Weinheim: Psychologie Verlag Union, 1991. P. 28 - 134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.