УДК 373.2
Т. Н. Захарова
Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников
В статье рассматривается проблема формирования социальной компетентности у детей дошкольного возраста, раскрываются механизмы и условия этого процесса, среди которых выделяются специально организованная деятельность образовательных учреждений, активное взаимодействие с социумом, реализация субъектной позиции дошкольника в доступных ему видах деятельности.
Ключевые слова: социальная компетентность, механизмы социализации, условия формирования социальной компетентности.
Т. N. Zakharova
Mechanisms and Conditions of Forming Preschool Children's Social Competence
In the given article the problem of social competence formation of preschool aged children is considered, are revealed mechanisms and conditions of the given process among which are allocated a specially organised activity of educational institutions, active interaction with society, realisation of a subject position of a preschool child in accessible kinds of the activity.
Key words: a social competence, mechanisms of socialization, conditions of social competence formation.
К старшему дошкольному возрасту психофизические, личностные достижения развития, относительная автономность и самостоятельность ребенка в поведении, решении элементарных бытовых проблем, организация доступных ребенку видов деятельности, характер взаимодействия со сверстниками и взрослыми свидетельствуют о становлении определенного возрастными особенностями уровня социальной зрелости.
Важным достижением дошкольного детства становится формирование такого личностного качества, как социальная компетентность.
Компетентность, в широком ее понимании, рассматривается как качество личности, обладающей определенными знаниями в какой-либо области и умеющей их применить на практике, обеспечить успешность деятельности (А. П. Журавлев, А. К. Маркова, Л. А. Петровская, Н. Ф. Талызина, Б. И. Хасан, Р. К. Шакуров, А. И. Щербаков и др.) [5].
Социальная компетентность выступает как качество человека, сформированное в процессе овладения представлениями и знаниями о социальной действительности, активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и в разных видах социального взаимодействия, а также трактуется как усвоение этических норм, являющихся основой построе-
ния и регулирования межличностных и внутри-личностных социальных позиций, отношений.
А. Г. Гогоберидзе в «Концепции образования детей старшего дошкольного возраста» определяет сущность и содержание начальной личност-но-социальной компетентности ребенка «как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми и совокупностью развивающихся представлений ребенка о себе, его самооценкой, определяющими выбор способов поведения и взаимодействия с социумом» [3, с. 14].
Социальная компетентность дошкольника обладает интегративной природой и включает следующие компоненты [1]:
- мотивационный, как потребность в общении и одобрении, желание занять определенное место среди значимых для ребенка людей -взрослых и сверстников;
- когнитивный, или познавательный, - наличие элементарных представлений об окружающем мире, осведомленность в области взаимоотношений людей в социуме, осознание собственной индивидуальности;
- поведенческий, или собственно коммуникативный, - эффективное взаимодействие со средой, способность поступать так, как принято в культурном обществе;
© Захарова Т. Н., 2011
- эмоциональный - как умение обходится со своими чувствами и эмоциями (понимание, выражение) и с чувствами и эмоциями других людей.
Перечисленные компоненты социальной компетентности дошкольника еще только формируются, неустойчивы, зависят от взрослого и его умения заинтересовать ребенка информацией из окружающего мира, организовать с ним общение, помочь сориентироваться в системе ценностей, принятых в обществе, выработать определенные способы поведения и эмоционального реагирования на окружающую действительность.
Социальная компетентность дошкольника формируется в процессе его социализации.
Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, и ее приспособление, «адаптацию» к культурным, психологическим и социологическим факторам (Т. Парсонс, Р. Мертон); с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению (А. Маслоу, А. Ол-порт, К. Роджерс). Этот процесс можно рассматривать как его «интеграцию» в систему общественных отношений.
Разработка теоретических аспектов проблемы социализации человека, развернувшаяся в философии, социологии, социальной психологии, способствовала активному обращению к исследованиям в этой области и отечественных ученых. Этой проблемой занимались Н. Ф. Басов, В. Г. Бочарова, Л. Б. Боярская, Б. З. Вульфов, Р. Г. Гурова, И. С. Кон, З. А. Мальковская, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, Б. Д. Парыгин, М. И. Рожков, Т. Ф. Яркина и др.
Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой, формирование определенного уровня ее социальной компетентности.
Многие известные педагоги и философы (А. Дистервег, Я. А. Коменский, И. Г. Песта-лоцци, Ж.-Ж. Руссо, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, и др.) обращали
внимание на необходимость ранней социализации ребенка.
Крупные исследователи в области отечественной детской психологии и педагогики, так или иначе, затрагивали эту проблему в связи с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка, специфики внешнего воздействия. Этой проблеме посвящены исследования Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготского, Г. М. Гуткиной, В. В. Давыдова, А. А. Люблинской, Ж. Пиаже, Н. Н. Поддъякова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эль-конина.
На прохождение процесса социализации, формирования социальной компетентности ребенка оказывают влияние его индивидуальные особенности (тип личности, в частности, является ли она интро- или экстровертированной, ау-тичной или неаутичной, а также ее интеллект), психические состояния (астеническое или стени-ческое) и типичные настроения, уровень и форма общения и взаимодействия с окружающими.
Но, несмотря на то, что социализация каждого конкретного человека имеет индивидуальные особенности и проявления, она осуществляется по определенным правилам, имеет свои механизмы.
Обычно механизмы социализации классифицируют следующим образом: традиционный (через семью и ближайшее окружение); институциональный (через различные институты общества); стилизованный (через субкультуры); межличностный (через значимых лиц); рефлексивный (через переживание и осознание) [6].
Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия окружающей действительности.
Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями. К ним относятся производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации.
В процессе взаимодействия человека с ними происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.
Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который, в целом, создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами.
Рефлексивный механизм связан процессом осмысления человеком своего места в системе взаимоотношений с окружающими, в результате чего происходит его личностное становление, формирование и изменение.
Учитывая индивидуальные и возрастные особенности, зная механизмы социального становления ребенка, мы может выделить условия, которые необходимы для социального развития дошкольника, формирования у него определенного уровня социальной компетентности.
Среди условий наиболее значимыми с наших позиций являются:
- целенаправленная деятельность образовательного учреждения в этом направлении;
- единое пространство развития ребенка как на уровне конкретного учреждения, так и при включении в него различных субъектов социального окружения, обеспечивающих функционирование учреждения как открытой образовательной системы;
- непосредственная разнообразная деятельность ребенка - свободная или специально организованная, собственная или совместная со значимыми для него людьми, которая рассматривается как способ проявления активности и инициативности ребенка в системе социальных отношений, как возможность определить свое место среди других людей.
Рассмотрим вышеперечисленные условия подробнее.
Среди значимых сегодня направлений в работе дошкольного образовательного учреждения
как воспитательной организации, выделяется социальное воспитание детей. Оно рассматривается нами как специально организованная педагогическая деятельность, понимается как целенаправленный процесс формирования социальных значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации. В рамках социального воспитания создаются предпосылки:
- для овладения не столько знаниями, сколько навыками взаимодействия с окружающими, проявляющимися в виде устойчивых форм социально одобряемого поведения;
- для становления базовых характеристик его личности: самооценки, эмоционально-потреб-ностной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми, возможность применить все это на практике;
- для активного освоения дошкольниками социального мира (при наличии высокой познавательной активности и интереса к социуму), формирования у них определенного уровня социальной компетентности.
Все эти позиции в отношении этой проблемы в психолого-педагогической литературе изучались учеными - В. Н. Белкиной, Л. И. Божович, Л. С. Выготским, А. В. Запорожцем, М. И. Лисиной, Т. И. Репиной, Е. О. Смирновой, Л. П. Стрелковой, Д. Б. Элькониным и др.
Составляющими социального воспитания является взаимодействие 3-х процессов: образования детей, организации их социального опыта и индивидуальной помощи личности.
Образование предполагает систематическую деятельность взрослых по формированию у детей представлений и элементарных знаний об окружающей действительности.
Приобретение ребенком социального опыта осуществляется в процессе его участия в жизнедеятельности формализованных групп (коллективов).
Индивидуальная помощь предполагает: помощь в приобретении представлений, знаний, навыков, необходимых для удовлетворения дошкольником своих позитивных потребностей и интересов; в осознании им своих ценностей, установок и умений; в развитии самосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения; в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму.
Социальное воспитание дошкольника, как составляющая процесса социализации, осуществ-
ляется в определенном пространстве жизнедеятельности ребенка, пространстве его развития, образования, которое включает в себя совокупность пространственно-предметных (предметно-развивающая среда), социальных факторов (социальное окружение: родители, представители различных социальных групп, общественных организаций); межличностных отношений (в процессе формального и неформального взаимодействия).
В современных условиях построения системы образования в России большое внимание отводится организации такого пространства. Подход к интегрированным моделям воспитания как более перспективным предполагает решение воспитательно-образовательных задач в целостной системе социального воспитания, органической связи образовательного учреждения с другими воспитательными институтами общества на основе интеграции, полного использования уникального потенциала каждого из них. Деятельность этих институтов должна быть обусловлена «открытостью» к реальным социальным процессам, происходящим в стране, активизацией и пе-дагогизацией их связей с другими элементами целостной системы, с социальной микросредой как фактором личностного развития детей (В. Г. Бочарова) [2].
Как подтверждает целый ряд исследований (Е. С. Евдокимова, О. Л. Князева, С. А. Козлова, Т. А. Куликова и др.), освоение социального опыта ребенком активно осуществляется в процессе деятельности [4]. «... Всякая попытка воспитателя ... "внести" в ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает . самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств» (С. Л. Рубинштейн) [7, с. 192-193].
Поэтому еще одним условием социального становления ребенка, формирования у него социальной компетентности является непосредственная разнообразная деятельность ребенка: игра, познавательная, изобразительная, предметная деятельность, труд, общение, совместная деятельность с участием социальных партнеров по решению значимых социальных проблем (проекты, акции).
В таких видах деятельности у дошкольников формируется определенный круг представлений (знаний) об окружающем мире. Они несут информацию ребенку о жизни в обществе, взаимо-
отношениях между людьми, своем городе, людях. На особую роль знаний в вопросах социального становления дошкольников указывали Н. Ф. Виноградова, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Р. И. Жуковская, Л. В. Компанцева, Т. А. Маркова, Н. В. Мельникова, Д. В. Мендже-рицкая, Н. Н. Поддьяков, А. А. Усова. Они отмечали, что дошкольник способен осваивать и понимать информацию о социальном мире. Любая информация об окружающем мире вызывает у ребенка живой интерес, заставляет его эмоционально реагировать, вызывает какое-либо отношение к фактам или событиям. Полученные представления формируют у ребенка определенную картину мира, являются основой становления его моральных установок, качеств личности.
Игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни. А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин рассматривали игру как особую форму практического проникновения ребенка в мир социальных отношений. В игре ребенок естественен, активно действует, искренне переживает, придумывает, творит, воображает.
Предметная деятельность, труд обогащают социальный опыт ребенка (Р. С. Буре). Овладевая трудовыми навыками, дошкольник постепенно эмансипируется от взрослого, приобретает чувство уверенности. У ребенка развиваются волевые качества, формируются умения прилагать усилия для достижения цели. В трудовой деятельности - он активный преобразователь окружающего мира. Совместный труд формирует положительные эмоции, навыки взаимодействия, ощущение собственной значимости, нужности окружающим.
В силу специфики возраста проектная деятельность выступает как еще одно средство активного познания окружающего мира, вхождения дошкольника в систему социальных отношений, непосредственного тесного продуктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками (Е. С. Евдокимова, Л. С. Киселева, Т. А. Данилова, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова, Е. П. Панько и др.).
Участие в проектах дает ребенку возможность приобретать и усваивать знания, практические навыки взаимодействия с окружающим миром, возможность выражать свое отношение к освоенному, замечать проблемы и противоречия в окружающей действительности, искать пути их преодоления.
В процессе совместной деятельности растет интерес к окружающим людям, формируются
социальные мотивы поведения. В ней происходит передача социального опыта, ребенок выступает как субъект деятельности (познавательной, творческой, коммуникативной и др.), активно участвует в преобразовании окружающего мира, выстраивает отношения с окружающими, вырабатывает субкультурные нормы и правила.
Учитывая возможные механизмы социализации ребенка, обеспечивая определенные условия, создавая единое образовательное пространство развития ребенка, дошкольное учреждение может осуществлять результативную работу по социальному развитию дошкольника, формированию у него социальной компетентности определенного уровня, обусловленного его возрастными возможностями.
Библиографический список:
1. Антонова, Т. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели и методы выявления [Текст] / Т. Антонова // Детский сад от А до Я. - 2004. - № 5. - С. 54-69.
2. Бочарова, В. Г. Педагогика социальной работы [Текст] / В. Г. Бочарова. - М. : Аргус, 1994. - 208 с.
3. Гогоберидзе, А. Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений (Концепция образования детей старшего дошкольного возраста) [Текст] / А. Г. Гогоберидзе // Управление в ДОУ. - 2006. - № 1. - С. 10-19.
4. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] / С. А. Козлова. - М. : Академия, 1998. - 160 с.
5. Маркова, А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности [Текст] / А. К. Маркова // М. : Советская педагогика. -1990. - № 8, - С. 82-88.
6. Розум, С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека [Текст] / С. И. Розум. - СПб. : Речь, 2006. - 365 с.
7. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - М., 1973. -С. 192-193.