Научная статья на тему 'Социально-педагогические аспекты формирования диалогической компетентности дошкольников в процессе инклюзивного образования'

Социально-педагогические аспекты формирования диалогической компетентности дошкольников в процессе инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДИЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНИКИ / COMPETENCE / SOCIAL COMPETENCE / DIALOGICAL COMPETENCE / INCLUSIVE EDUCATION / PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рюмина Ю. Н.

В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования диалогической компетентности дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

[email protected] SOCIAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF FORMING DIALOGICAL COMPETENCE OF PRESCHOOLERS IN THE PROCESS OF INCLUSIVE EDUCATION

The article deals with theoretical aspects of the formation of the dialogical competence of preschool children.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические аспекты формирования диалогической компетентности дошкольников в процессе инклюзивного образования»

20. Robertson Davies [Elektronnyj resurs]. Wikipedia.com. URL:

https://en.wikipedia.org/wiki/Robertson_Davies.

УДК 373.2

Ю.Н. Рюмина,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и

социальной работы

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия [email protected]

Социально-педагогические аспекты формирования диалогической компетентности дошкольников в процессе инклюзивного образования

В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования диалогической компетентности дошкольников.

Компетентность, социальная компетентность, дилогическая компетентность, инклюзивное образование, дошкольники.

YU.N. Ryumina,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Social

Pedagogy and Social Work Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia [email protected] Social and pedagogical aspects of forming dialogical competence of preschoolers in the process of inclusive education

The article deals with theoretical aspects of the formation of the dialogical competence of preschool

children.

Keywords: competence, social competence, dialogical competence, inclusive education, preschool children.

В современном мире актуально создание социокультурного пространства, ориентированного на дифференцированный подход в воспитании, обучении и развитии личности, способствующий успешной социализации не только в пределах своей страны, но и в мировом сообществе в целом. Формирование ключевых компетентностей у детей, с учётом возрастных потребностей, напрямую отвечает запросам образования в России. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, а так же в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 -ФЗ от 29 декабря 2012 года) отмечается обязательное формирование компетентностей у детей всех возрастов.

В стандарте также подчеркивается, что программа дошкольного образования должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и

сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Соответственно, содержание Программы должно обеспечивать, в том числе социально-коммуникативное развитие ребенка, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, и пр. [8].

Включение инклюзивного образования в число приоритетных направлений образовательной политики государства ставит необходимость создания условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации, социализации.

Возникает необходимость анализа особенностей формирования социальных компетенций у дошкольников, имеющих ограниченные возможности здоровья в процессе инклюзивного образования. В этой связи актуальным является вопрос организации социально-педагогической деятельности по развитию диалоговой компетенции дошкольников, как одной из ключевых социальных компетенций, способствующих нормальной социализации детей с ОВЗ.

Для полноценного социального развития ребенка с ОВЗ необходимо приобретение социального опыта, что происходит двумя путями: организованное социальное научение (воспитание и обучение как целенаправленное воздействие) и практика социального взаимодействия. При этом необходимо гармоничное сочетание первого и второго, результатом чего становится формирование необходимых для дальнейшей социализации социальных компетентностей.

В литературе понятия «компетентность» и «компетенция» трактуются по-разному. Так, среди отечественных ученых важным является разделение Н.Л. Гончаровой рассматриваемых понятий и определение компетенции как свойства, а компетентности как обладание этим свойством, которое проявляется в практической деятельности [2].

Компетенция как способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность рассматривается в работах С.Е. Шишова и И.В. Агапова.

Различные аспекты формирования социальной компетентности у детей дошкольного возраста отражены в исследованиях Е. Р. Артамоновой, О. Ф. Борисовой, А. С. Гогоберидзе, Т. Л. Пасальской, Л. В. Трубайчук, Ю. Е. Уфимцевой, Г. М. Яппаровой. Авторы рассматривают дошкольный возраст как сензитивный период социального развития человека, поскольку именно в эти годы происходит формирование основных свойств и качеств личности, закладывается базис личностной культуры, что в дальнейшем позволяет ребенку успешно адаптироваться в любой социальной группе.

Проанализировав теоретические и методические материалы (О.В. Дыбина, Д.А. Иванов, М.А. Кондакова, С.В. Никитина, Н.А. Морозова), стоит отметить значимость компетентностного подхода в дошкольном образовании, определения способов формирования некоторых компетенций в дошкольном образовательном учреждении. В том числе, в ряде авторских дошкольных образовательных программ: «Я-Ты-Мы» (О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина), «Истоки» (Л.А. Параманова и др.) определяется приоритетность развития социальной компетентности у детей дошкольного возраста.

По мнению Л. В. Трубайчук, социальная компетентность имеет компонентный состав и представлена общекультурными, физическими, познавательными, ценностно-смысловыми, коммуникативными и личностными компетенциями. Следовательно, социальная компетентность может пониматься как приобретаемые ребенком дошкольного возраста начальные компетенции, необходимые для вхождения растущей личности в общество, ценные для его последующей жизни умения и навыки коллективного поведения и коллективной деятельности, умение принимать общие цели, осуществлять познавательную деятельность, привыкать к саморегламентации своей активности, к согласованию ее с другими людьми на основе общечеловеческих ценностей, благодаря чему и формируются социальный опыт и социальная зрелость [7].

О.Ф. Борисовой социальная компетентность ребенка дошкольного возраста понимается как интегральное качество личности ребенка, позволяющее ему, с одной стороны, осознавать свою уникальность и быть способным к самопознанию и самоизменению, а с другой - проявлять себя частью коллектива, общества, уметь выстраивать отношения и учитывать интересы других людей, брать на себя ответственность и действовать на основе общечеловеческих и национальных ценностей [1].

Для ребенка с ОВЗ данная категория для него является определённым уровнем адаптации к социуму, соответственно при успешном формировании социальной компетентности происходит эффективная социализация. Где под социализацией понимается процесс усвоения ребенком и дальнейшего развития социально-культурных умений и навыков, необходимых для его включения в систему общественных отношений

[5].

Н.Б. Содномовой вводится понятие «начальные социальные компетенции дошкольника с ОВЗ». Это понятие раскрывается автором как готовность ребенка решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми; как совокупность развивающихся представлений ребенка о себе, его самооценкой. Данные компетенции определяют выбор способов поведения и взаимодействия с социумом.

Начальные социальные компетенции автором структурированы и включают ряд групп умений. Во-первых, коммуникативные умения, предполагающие: умение сотрудничать с детьми и взрослыми, пользоваться вербальными и невербальными средствами языка, учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Вторую группу составляют личностные компетенции, предполагающие умение осознавать свое «я» относительно других людей, выражать свое мнение, положительно относиться к себе, осуществлять и понимать свою позицию. Третья группа компетенций обозначена автором как общекультурные, и представлена: умением управлять своим поведением, соблюдать правила игровой, предметной и трудовой деятельности, выполнять требования взрослых

[6].

Итак, коммуникативная компетенция является одной из значимых частей социальной компетенции детей с ОВЗ. Ее формирование, в том числе предполагает и формирование диалогической компетентности (диалогических умений, обеспечивающих конструктивное социально значимое общение с окружающими людьми). Ее содержательная сторона - диалог между двумя людьми, умение отвечать на вопросы, поддерживать и начинать разговор, вести продуктивный в коммуникативном и социальном отношении диалог.

Однако, у детей с ОВЗ могут быть отмечены искажения коммуникативно-речевого развития, что влияет на развитие диалогической компетентности дошкольников. В

частности, в исследованиях О.Е. Грибовой, О.Л. Лехановой, Р.Е. Левиной, Л.Г. Соловьевой, Е.Г. Федосеевой, С.Н. Шаховской, Л.Б. Халиловой, Г.В. Чиркиной и др. отмечаются специфические коммуникативные трудности у детей с нарушениями речи: дефицитарность коммуникативной способности, недостатки в освоении средств общения, запаздывание в формировании его форм. Все это приводит к снижению потребности в общении, несформированности диалогической речи, отсутствию заинтересованности в контактах со взрослыми и сверстниками, неумению ориентироваться в ситуации общения, речевому негативизму. В связи с чем, у детей формируются такие личностные особенности как неуверенность, заниженная самооценка, страх самовыражения и пр.[4].

Одним из основных социально-педагогических условий формирования диалогической компетентности детей с ОВЗ является создание адаптивной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения. Данная среда должна быть направлена на их интеграцию в среду здоровых сверстников, организацию процессов коммуникации и социализации, обогащению опыта социального взаимодействия. Дальнейшее вхождение ребенка с ОВЗ в детский коллектив предполагает развитие свободного общения со взрослыми и детьми, формирование умений игрового и делового общения, умений учитывать в процессе общения настроение, состояние собеседника.

Формирование диалогической компетентности дошкольников с ОВЗ поэтапно. Так,

0.А. Дорожкина и В.Н. Дронова предлагают ряд этапов. На начальном этапе предполагается развитие вопросно-ответных диалогических навыков [3]. Происходит развитие у детей умения отвечать на вопросы и задавать их, слушать и слышать собеседника (беседы, игры). Следующий этап ставит перед собой задачу формирования умений речевого общения. Здесь приоритетным является общение дошкольника с ровесниками (коммуникативные ситуации, игры для развития невербального общения и пр.). Последний этап предназначен для закрепления диалогической компетентности в виде навыков (коммуникативные ситуации, сюжетно-ролевые игры, диалоги с незнакомыми взрослыми и сверстниками). Так, для детей с нарушениями слуха хорошо зарекомендовала себя театрализованная деятельность, сказкатерапия. Положительные результаты при использовании сказкотерапии наблюдались у детей с нарушениями интеллектуальной сферы (О. К. Агавелян, И. В. Семенченко), с нарушениями речевого развития (Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова Т. А. Шуйская).

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обращается внимание на необходимость учитывать индивидуальные особенности и потребности детей с учетом жизненной ситуации и возможностей здоровья, что подчеркивает актуальность проблемы развития диалогического общения у детей с ограниченными возможностями здоровья. Диалог ребенка дошкольного возраста, с точки зрения социальной компетентности, стоит понимать как способ взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, возникающий вследствие совместной деятельности, либо решения проблемы, и предполагающий способность понимать чувства других и сопереживать. В связи с этим социально-педагогический процесс должен быть направлен на интеграцию детей с ОВЗ в группу сверстников, создание условия для диалогового общения, приобретения опыта социального взаимодействия в разных ситуациях, и, следовательно, успешную социализацию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Борисова, О.Ф. Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / О.Ф. Борисова. - Челябинск, 2009. -

Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-sotsialnoi-kompetentaosti-detei-doshkolnogo-vozrasta#ixzz5 9ibE8bHD.

2. Гончарова, Н.Л. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме [Текст] / Н. Л. Гончарова // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». -2007. - № 5. - С. 9-12.

3. Дорожкина, О.А. Социально-педагогические аспекты формирования диалогической компетентности младших школьников [Текст] / О.А. Дорожкина, В.Н. Дронова // Социально-экономические явления и процессы. - Тамбов : ТГУ, 2013. - № 1. - С. 259-264.

4. Панасенко, К.Е. Развитие диалогического общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи как условие позитивной социализации [Электронный ресурс] / К.Е. Панасенко, Л.В. Шинкарева // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 5. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26817.

5. Панькова, М. Н. Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Дошколенок.ру : электрон. журн. - 2012. - Режим доступа: https://dohcolonoc.ru/cons/809-formirovanie-sotsialnoj-kompetentnosti-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html.

6. Содномова, Н.Б. Формирование социальных компетенций дошкольников с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н.Б. Содномова. - Улан-Удэ, 2014. - Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-formirovanie-sotsialnyh-kompetentsiy-doshkolnikov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-

zdorovya#ixzz5 9j 4g5Xk0.

7. Трубайчук, Л.В. Социальная компетентность дошкольника / Л.В. Трубайчук // Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации и социального развития детей дошкольного возраста : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. - Челябинск : Образование, 2007. - С. 300-307.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155. - Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70512244/paragraph/8:0.

REFERENCES

1. Borisova O.F. Formirovanie socialnoj kompetentnosti detej doshkolnogo vozrasta [Elektronnyi resurs]. Avtoref. diss. kand. ped. nauk. [Formation of social competence of children of preschool age. Ph. D. (Pedagogics) Thesis]. CHelyabinsk, 2009. URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-sotsialnoi-kompetentnosti-detei-doshkolnogo-vozrasta#ixzz59ibE8bHD.

2. Goncharova N.L. Kategorii «kompetentnost» i «kompetenciya» v sovremennoj obrazovatelnoj paradigme [Categories "competence" and "competence" in the modern educational paradigm]. Sbornik nauchnyh trudov SevKavGTU. Seriya «Gumanitarnye nauki» [Collection of scientific works of SevKavSTU. Series "Humanities"], 2007, no. 5, pp. 9-12.

3. Dorozhkina O.A., Dronova V.N. Socialno-pedagogicheskie aspekty formirovaniya dialogicheskoj kompetentnosti mladshih shkolnikov [Socio-pedagogical aspects of formation of dialogical competence of junior schoolchildren]. Socialno-ekonomicheskie yavleniya i process [Socio-economic phenomena and processes]. Tambov: TGU, 2013, no. 1, pp. 259-264.

4. Panasenko K.E., SHinkareva L.V. Razvitie dialogicheskogo obscheniya u starshih doshkolnikov s obschim nedorazvitiem rechi kak uslovie pozitivnoj socializacii [Elektronnyi resurs] [The development of dialogic communication among older preschool children with a general underdevelopment of speech as a condition for positive socialization]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2017, no. 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26817.

5. Pankova M.N. Formirovanie socialnoj kompetentnosti detej starshego doshkolnogo vozrasta [Elektronnyi resurs] [Formation of social competence of children of the senior preschool age]. Doshcolonoc.ru: elektron. zhurn. [Doshcolonoc.ru], 2012. URL: https://doshcolonoc.ru/cons/809-formirovanie-sotsialnoj-kompetentnosti-detej-starshego -doshkolnogo -vozrasta. html.

6. Sodnomova N.B. Formirovanie socialnyh kompetencij doshkolnikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya. Avtoref. diss. kand. ped. nauk. [Elektronnyi resurs] [Formation of the social competencies of preschool children with limited health opportunities. Ph. D. (Pedagogics) Thesis]. Ulan-Ude, 2014. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13 -00-01/dissertaciya-formirovanie-sotsialnyh-kompetentsiy-doshkolnikov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya#ixzz5 9j 4g5Xk0.

7. Trubajchuk L.V. Socialnaya kompetentnost doshkolnika [Social competence of a preschool child]. Aktualnye problemy doshkolnogo obrazovaniya: teoreticheskie i prikladnye aspekty socializacii i socialnogo razvitiya detej doshkolnogo vozrasta: materialy V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Actual problems of preschool education: theoretical and applied aspects of socialization and social development of preschool children]. CHelyabinsk: Obrazovanie, 2007, pp. 300-307.

8. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart doshkolnogo obrazovaniya: utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 oktyabrya 2013 g. N 1155 [Elektronnyi resurs] [Federal state educational standard of preschool education: approved. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 17, 2013 N 1155]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70512244/paragraph/8:0.

УДК 316.6

Е.В. Рябинина,

доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, управления и

права

ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический

университет» г. Челябинск, Россия [email protected] А.В. Иванов, магистрант

ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический

университет» г. Челябинск, Россия [email protected]

Стимулирование конфликтов в трудовом коллективе

В статье рассматриваются возможные функции конфликта в трудовом коллективе. Поднимается вопрос о рассмотрении процесса стимулирования конфликтов в коллективе, как необходимом процессе, способствующем прохождению коллектива (группы) по закономерным этапам ее развития. Также в данной статье представлены результаты, которых может достичь организация при использовании метода стимулирования. Вводится понятие конфликт-метод, как способ построения рациональной деятельности, минимизирующий действия деструктивных элементов в конфликте. Рассматриваются возможности и трудности, которые могут иметь место при применении специалистами конфликт-метода.

Конфликт, функции конфликта, стимул, стимулирование конфликтов, средства стимулирования, конструктивные и деструктивные конфликты, последствия и результаты конфликтов, условия стимулирования конфликтов, конфликт-метод.

E.V. Ryabinina,

Docent, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of

Economies, Management and Law South Ural State Humanitarian Pedagogical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.