Научная статья на тему 'Изучение субъектных проявлений ребенка в процессе взаимодействия со сверстниками и развития детской самостоятельности в исследованиях кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета'

Изучение субъектных проявлений ребенка в процессе взаимодействия со сверстниками и развития детской самостоятельности в исследованиях кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1522
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
субъектные проявления ребенка / социально-коммуникативное развитие / группа сверстников / взаимодействие со сверстниками / развитие самостоятельности. / child’s personality / social and communicative development / peer group / peer-to-peer communication / development of the character.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Римашевская Лариса Сергеевна, Атарова Анна Николаевна

В статье раскрываются основные подходы к социально-личностному развитию детей дошкольного возраста. основное внимание уделяется тому, что группа детского сада, как генетически ранняя ступень социальной организации, создает необходимые условия для развития детских контактов в самостоятельной, совместной деятельности, формирования опыта общения со сверстниками «на равных» в разнообразных по содержанию образовательных ситуациях, необходимых для становления личности дошкольника. рассматриваются направления изучения самостоятельности детей дошкольного возраста в исследованиях, проводимых на кафедре дошкольной педагогики рГПУ им. а.и. Герцена. Методологическую основу исследования составляют идеи субъектного и гуманитарного подходов; концепция развития ребенка как субъекта детских видов деятельности и поведения (Т.и. Бабаева, а.Г. Гогоберидзе). В качестве методов исследования применялись теоретический анализ психологопедагогической литературы по проблеме социально-личностного развития ребенка, анализ диссертационных исследований, выполненных на кафедре дошкольной педагогики рГПУ им. а.и. Герцена со второй половины XX века до настоящего времени. описаны основные направления социально-личностного развития дошкольников, субъектные характеристики во взаимодействии дошкольников со сверстниками. В основе субъектных проявлений старшего дошкольника лежат формирующиеся ценностные ориентации; избирательность, обусловленная интересами совместной деятельности и привлекательными, положительными качествами сверстников; свобода выбора партнеров по общению в соответствии с личными и деловыми мотивами; успешный опыт общих дел; готовность самостоятельно решать доступные задачи общения и деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Римашевская Лариса Сергеевна, Атарова Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Study of the Child’s Personality in the Process of Communication with Peers and the Development of Child Independence

Paper describes the main approaches to the social and personal development of children of preschool age. The main attention has been paid to the fact that a kindergarten group, as a genetically early stage of social organization, creates the necessary conditions for the development of children’s contacts in the process of an independent and joint activity, the acquisition of communication skills with peers “on equal terms” in a variety of educational situations necessary for the development of a child’s personality. The methodological basis of the study is the concept of child development as a subject of a child activity and behavior (T.I. Babaeva, A.G. Gogoberidze). Theoretical analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of the social and personal development of a child, analysis of PhD dissertations, defended at the Early Childhood Education Department of the A.I. Herzen State Pedagogical University of Russia from the second half of the 20th century to the present was applied as an objective analytical tool. The main directions of social and personal development of preschoolers, the personal characteristics in the interaction of preschool children with peers have been described. The indicators and conditions for the development and upbringing of the independence of preschool children have been revealed.

Текст научной работы на тему «Изучение субъектных проявлений ребенка в процессе взаимодействия со сверстниками и развития детской самостоятельности в исследованиях кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета»

Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _

УДК 37.012 DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10040

Римашевская Л.С., Атарова А.Н.

Изучение субъектных проявлений ребенка в процессе взаимодействия со сверстниками и развития детской самостоятельности в исследованиях кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета

Римашевская Лариса Сергеевна, Атарова Анна Николаевна,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия)

В статье раскрываются основные подходы к социально-личностному развитию детей дошкольного возраста. Основное внимание уделяется тому, что группа детского сада, как генетически ранняя ступень социальной организации, создает необходимые условия для развития детских контактов в самостоятельной, совместной деятельности, формирования опыта общения со сверстниками «на равных» в разнообразных по содержанию образовательных ситуациях, необходимых для становления личности дошкольника. Рассматриваются направления изучения самостоятельности детей дошкольного возраста в исследованиях, проводимых на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. Методологическую основу исследования составляют идеи субъектного и гуманитарного подходов; концепция развития ребенка как субъекта детских видов деятельности и поведения (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе). В качестве методов исследования применялись теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме социально-личностного развития ребенка, анализ диссертационных исследований, выполненных на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена со второй половины XX века до настоящего времени.

Описаны основные направления социально-личностного развития дошкольников, субъектные характеристики во взаимодействии дошкольников со сверстниками.

В основе субъектных проявлений старшего дошкольника лежат формирующиеся ценностные ориентации; избирательность, обусловленная интересами совместной деятельности и привлекательными, положительными качествами сверстников; свобода выбора партнеров по общению в соответствии с личными и деловыми мотивами; успешный опыт общих дел; готовность самостоятельно решать доступные задачи общения и деятельности.

Ключевые слова: субъектные проявления ребенка, социально-коммуникативное развитие, группа сверстников, взаимодействие со сверстниками, развитие самостоятельности.

Для цитирования: Римашевская Л.С., Атарова А.Н. Изучение субъектных проявлений ребенка в процессе взаимодействия со сверстниками и развития детской самостоятельности в исследованиях кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета // Современное дошкольное образование. -2019. - №1(91). - С. 58-69. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10040

Материалы статьи получены 13.09.2018.

* Контакты: vladisla-soroki@yandex.ru

UDC 37.012 DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10040 The Study of the Child's Personality in the Process of Communication with Peers and the Development of Child Independence Larisa S. Rimashevskaya, Anna N. Atarova, Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia Paper describes the main approaches to the social and personal development of children of preschool age. The main attention has been paid to the fact that a kindergarten group, as a genetically early stage of social organization, creates the necessary conditions for the development of children's contacts in the process of an independent and joint activity, the acquisition of communication skills with peers "on equal terms" in a variety of educational situations necessary for the development of a child's personality. The methodological basis of the study is the concept of child development as a subject of a child activity and behavior (T.I. Babaeva, A.G. Gogoberidze). Theoretical analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of the social and personal development of a child, analysis of PhD dissertations, defended at the Early Childhood Education Department of the A.I. Herzen State Pedagogical University of Russia from the second half of the 20th century to the present was applied as an objective analytical tool. The main directions of social and personal development of preschoolers, the personal characteristics in the interaction of preschool children with peers have been described. The indicators and conditions for the development and upbringing of the independence of preschool children have been revealed. Keywords: child's personality, social and communicative development, peer group, peer-to-peer communication, development of the character. For citation: Rimashevsky L.S., Atarova A.N. (2019). The study of the child's personality in the process of communication with peers and the development of child independence. Preschool Education Today. 1:13, 58-69 (in Russian). DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10040 Original manuscript received 13.09.2018.

Введение

Создание в детском сообществе дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и со взрослыми, развитие эмоционального и нтеллекта дош кольников обеспечивает условия для благоприятного и эффективного образования каждого ребенка. Сегодня особенно важно усиливать психологические связи между детьми, развивать их способность устанавливать и поддерживать контакты, ибо все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции, а педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах (А. Локтионова, В.М. Холмогорова и др.).

При рассмотрении задач воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возрас-

та необходимо сделать упор на социокультурное сопровождение детства и формирование у дошкольника такой важной компетентности, как социальной (Е.В. Бондаревская, Л.В. Тру-байчук, И.С. Якиманская).

«Социально-коммуникативное развитие, -согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, - направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование

уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» (п. 2.6 ФГОС ДО, 2014).

Направления и методы исследования

Рассмотрим, как формировались идеи социально-коммуникативного развития ребенка в исследованиях Петербургской научной школы второй половины XX - начала XXI века.

Изучение педагогических оснований становления и развития личности ребенка как субъекта деятельности и поведения осуществлялось на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена по разным содержательным направлениям, связанным с многообразием проявлений ребенка в детских видах деятельности.

Исследования в рамках научной школы Т.И. Бабаевой объединены концептуальным подходом к социально-личностному развитию детей дошкольного возраста, в процессе осуществления которых произошло зарождение идеи субъектности как личностного качества, становление которого возможно в дошкольном возрасте.

В диссертационных исследованиях О.В. Ки-реевой, Н.А. Лялиной, Л.С. Римашевской, М.Н. Сокольниковой, А.В. Третьяк и др., защищенных и выполняемых в настоящее время под руководством Татьяны Игоревны, осуществляется поиск эффективных путей развития субъектного опыта взаимодействия ребенка с другими людьми, расширения возможностей дошкольника активно и творчески участвовать в этом взаимодействии.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для освоения разнообразных форм взаимодействия ребенка со сверстниками, что обеспечивает возможность достижения положительных результатов в развитии личности ребенка в условиях совместной деятельности.

Основным источником социализации для старшего дошкольника является группа сверстников. Детское сообщество предоставляет особое психологическое пространство, благодаря которому ребенок приобретает «социальную компетентность в группе равных». «В атмосфере радостной, содержательной, духовно обогащающей жизни детского сообщества каж-

дый ребенок становится способным и готовым максимально проявлять и раскрывать свои задатки», - подчеркивал Ш.А. Амонашвили (Амо-нашвили, 2017).

Если культура взрослых задает путь развития ребенка, то детская субкультура предоставляет целый веер путей развития, готовя его к решению проблемных задач в нестандартных ситуациях. Взаимоотношения со сверстниками позволяют дошкольнику актуализировать свои потенциальные возможности, жить и действовать без вмешательства взрослых, а также предоставляет «экспериментальную площадку» для опробования себя, уточнения границ своих возможностей (Корепанова, 2012).

Т.И. Бабаева всегда подчеркивает, что группа старших дошкольников в детском саду -это действующий социальный организм, механизмы которого обеспечивают социализацию и индивидуализацию ребенка. Система социальных отношений, в которую включен старший дошкольник, достаточно сложна. Она образуется полифункциональным взаимодействием отношений: ребенок - сверстники, ребенок -педагог, ребенок - родители, ребенок и его внутренний мир (Бабаева, Римашевская, 2010).

Каждая из этих линий взаимодействия, имея свою логику развития и специфику влияния на дошкольника, взаимосвязаны, взаимообуславливают друг друга, образуя уникальный мир социально-личностного созревания ребенка, становления его субъектных характеристик и культурного развития.

При разработке теоретических подходов к программе «Детство» Т.И. Бабаева определяет подробную характеристику возрастных этапов развития ребенка в процессе вхождения в социальный мир и освоения социально-ценностных ориентаций. Старший дошкольный возраст понимается как период, когда ребенок способен к достаточно сложным самостоятельным контактам со взрослыми и сверстниками. Потребность дошкольника в общении и взаимодействии с окружающими выражается в следующих показателях:

- внимание к другому человеку, направленность на познание другого, его чувств, состояний, действий намерений;

- эмоционально-нравственные проявления по отношению к окружающим, желание оценивать их поступки, действия с позиции имеющихся у ребенка социально-нравственных представлений и нормативных ориентаций;

- разнообразные инициативные действия (вербальные, практические, экспрессивные

и пр.), имеющие целью привлечь внимание сверстников или взрослых и вовлечь их в общение и совместную деятельность;

- чувствительность к отношению партнера по общению, стремление поддержать и закрепить дружескую атмосферу общения (Бабаева, 2014).

именно этот период дошкольного детства несет в себе большие потенциальные возможности для варьирования разнообразного образовательного содержания совместной деятельности, активизирует поиск адекватных условий, обеспечивающих накопление ребенком разнообразного опыта взаимоотношений со сверстниками в процессе решения совместных задач.

Результаты исследования

Рассмотрим подробнее, в чем состоят особенности субъектных проявлений старших дошкольников в процессе взаимодействия со сверстниками, раскрытые в исследованиях Т.И. Бабаевой и ее учеников.

Изучение специфики проявлений дошкольников во взаимодействии со сверстниками осуществляется в диссертационном исследовании самой Татьяны Игоревны «Формирование доброжелательных отношений детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения» (Бабаева, 1973).

Современно звучит и сегодня ее мысль о том, что общение детей, как в раннем, так и в дошкольном возрасте, требует к себе постоянного пристального внимания педагога, который руководит детскими взаимоотношениями, смыслообразует их на положительной моральной основе. Только при данных условиях в процессе общения между дошкольниками развиваются отношения настоящей доброжелательности, дружбы и взаимопонимания.

Среди круга разнообразных вопросов, связанных с изучением общения дошкольников в коллективе, Т.И. Бабаева как ученый останавливает свое внимание на проблеме формирования устойчивого доброжелательного отношения дошкольников к сверстникам. Подчеркивает, что искренняя доброжелательность, чуткое внимание и участие к окружающим людям является необходимой нормой взаимоотношений в социуме.

В работе внимание Татьяны Игоревны привлекают вопросы становления и развития доброжелательного отношения дошкольников

к сверстникам в процессе внутригруппового общения, не раскрытые еще факторы, стимулирующие и тормозящие развитие подобных отношений в условиях детского коллектива, недостаточно разработанная система эффективных методов и приемов формирования доброжелательности дошкольников к сверстникам. Исследователем была поставлена задача -на основе выявления особенностей отношений детей старшего дошкольного возраста в общении определить эффективные условия формирования доброжелательного отношения дошкольников к сверстникам и соответствующие методы и приемы педагогического взаимодействия.

Под доброжелательным отношением старших дошкольников к сверстникам в исследовании Т.И. Бабаевой понимается устойчивое эмоционально-положительное нравственное отношение, проявляющееся в постоянном приветливом обращении детей со сверстниками, в умении активно откликнуться и разделить (сопережить) их радости и огорчения, в стремлении оказать необходимую помощь каждому из членов детского коллектива. Основой данного отношения является проявление дошкольниками активного дружеского интереса к каждому сверстнику в коллективе, уважение интересов, способностей, умений каждого из сверстников.

Важным показателем развитого доброжелательного отношения дошкольников считается определённая устойчивость, постоянство, широкая направленность (отсутствие узкой избирательности), позитивные эмоциональные проявления в общении с детьми при условии критического непримиримого отношения к отрицательным действиям сверстников, осознанность поведения, способность детей к содержательному общению через дружеское сотрудничество.Анализируя сегодня перечисленные показатели доброжелательного отношения, видится дальнейшая перспектива последующих научных исследований, которые будут выполнены уже ее учениками и связаны с изучением разнообразных аспектов процесса эмоционально-нравственного и социального развития детей.

Нельзя не отметить, что в диссертации Т.И. Бабаевой применяется оптимальное сочетание методов исследования и интерпретации результатов исследования, используемых как в естественных, так и гуманитарных науках. Это позволило ей уже в 1970-е годы представить описание инвариантных и вариативных

проявлений детей в рамках одного уровня на примере создания индивидуальных монографических портретов детей, участвовавших в эксперименте.

В одном из параграфов, посвященном особенностям индивидуального подхода к дошкольникам, представлены характеристики поведения детей во взаимодействии со сверстниками.

Приведем примеры портретов детей из группы с недостаточно благоприятным положением среди сверстников.

«Виталик мальчик активный, подвижный, вспыльчивый. В общении со сверстниками очень неровен, часто ссорится. Воспитатель постоянно использует по отношению к мальчику отрицательную оценку. Дети также отрицательно оценивают его поведение, ссылаясь на частые недоброжелательные проявления его и оценку педагога. По натуре Виталик не злой. Нередко после очередного конфликта он говорил, что «не хотел обижать», что «больше не будет». Но раскаяние длится недолго и снова начинает действовать привычная линия поведения. Анализ проявлений мальчика свидетельствует о недостаточном развитии доброжелательного отношения к сверстникам. Мальчик плохо знает правила общения, не стремится к их выполнению. У него выражена потребность в общении, он выбирает себе друзей, заявляет о своем желании играть с каждым из них. Свое поведение оценивает неадекватно. Условия семейного воспитания недостаточно благополучны. Родители излишне строги с ребенком, постоянно пугают и наказывают его».

«Надя девочка замкнутая, малоинициативная, держится особняком. В общих делах участие принимает редко, больше наблюдает со стороны. Не любит подчиняться сверстникам, в случае несогласия с детьми проявляет упрямство и вступает в конфликты. Девочка недостаточно владеет навыками совместной деятельности. Обычно играет молча, не подчиняясь общему замыслу («она все молчит», «трудно с ней», рассказывают дети). Надя очень обидчива, долго не забывает обиду. Девочка, в основном, знает правила поведения, но не стремится выполнять их».

В содержании представленных портретов прослеживаются описания субъектных проявлений детей. Можно сказать, что это уже тогда ориентировало Т.И. Бабаеву на необходимость осознания особенностей культурного развития ребенка, понимание его образа в современной культуре, способов развития ребенка, способствующих освоению культуры.

В работе М.Н. Сокольниковой «Воспитание доброжелательных отношений у старших дошкольников на физкультурных занятиях» доброжелательность рассматривается как общая эмоционально-положительная направленность поведения ребенка в его взаимоотношениях со сверстниками, проявляющаяся в умении сочувствовать, понимать состояние другого, готовности оказать помощь и вступить во взаимодействие со сверстниками в совместной деятельности (Сокольникова, 2001).

В процессе исследования было доказано, что воспитание доброжелательных отношений между детьми старшего дошкольного возраста основывается на развитии гуманных мотивов, которые побуждают детей к эмоционально-положительной направленности поведения по отношению к сверстникам, на сформированном умении находить способы проявления доброжелательности по отношению к сверстникам, на нравственных представлениях о данных отношениях.

В ходе изучения взаимодействия старших дошкольников на физкультурных занятиях были выявлены характеристики групп детей с разной степенью проявления доброжелательности к сверстнику. Часть детей проявляли устойчиво доброжелательные отношения, вторая группа дошкольников характеризовалась менее устойчивой доброжелательностью с отдельными недоброжелательными проявлениями, следующая группа отличалась неустойчивой доброжелательностью ярко выраженного характера, присутствовали дети с неразвитой доброжелательностью к сверстникам.

В исследованиях, выполняемых под руководством Т.И. Бабаевой, представлены лишь характеристики групп детей, в которых присутствуют некоторые отдельные описания субъектных проявлений, что говорит о пути постепенного развития и созревания идеи субъектности, как личностного качества.

Не говоря напрямую о ребенке как субъекте в данной работе, все-таки отмечается, что отсутствие у дошкольников умений поддерживать доброжелательный тон взаимодействия приводит к разрушению совместной деятельности и затрудняет реализацию субъектной позиции ее участников. Поэтому субъекту необходимо обладать качествами и умениями, которые помогают ему согласовывать свои действия с действиями других участников деятельности и способствуют формированию общности между ними.

В диссертационном исследовании А.В. Третьяк «Педагогические условия формирования

взаимодеиствия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в играх с правилами» (Третьяк, 2006) было подтверждено предположение о том, что обеспечение нарастающей субъектной позиции детей в игровом взаимодействии через усложнение правил, игровых действий и создание усложняющейся последовательности игровых циклов, в которых ребенок проходит в игровом взаимодействии от репродуктивной самостоятельности к творческой, является одним из педагогических условий формирования взаимодействия со сверстниками.

Субъектные проявления старших дошкольников были связаны с особенностями игровой самореализации каждого ребенка. В творческом взаимодействии выделились дети - «генераторы идей», которые активно продуцировали новые варианты игр, предлагая сверстникам разнообразные варианты правил и способов действий; дети-«практики» активно поддерживали инициативы сверстников, уточняли и определяли, как реализуется предложенный способ в конкретной игровой ситуации; дети-«критики» стремились конкретизировать идеи партнеров.

Было установлено, что становление субъектной позиции дошкольника в игровом взаимодействии обеспечивается личностно-ориенти-рованным педагогическим сопровождением, основанном на гибком изменении позиции педагога: от обучающе-организующей через направляюще-корректирующую к поддерживающей и стимулирующей самостоятельность, инициативу и творчество дошкольников в совместных играх с правилами. При этом игровое сопровождение ориентировано на индивидуальные особенности ребенка и представляет собой естественную помощь в решении дошкольником новых задач игрового взаимодействия со сверстниками.

В работе H.A. Лялиной «Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников» (Лялина, 2007) установлено, что личностно-ориентированное педагогическое сопровождение, основанное на гибком изменении позиции педагога, способствует развитию активности, самостоятельности и инициативы в проявлении культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками. Изменение позиции педагога зависит от нарастания самостоятельности дошкольников, что является одним из признаков позиции субъекта. В работе интересно представлено описание вариативных путей достижения вза-

имопонимания и трудностей при его установлении у старших дошкольников в процессе игрового общения в паре.

Дальнейший анализ исследований показал, что именно отношения сотрудничества со сверстниками наиболее эффективно способствуют развитию ребенка как субъекта общения, деятельности и поведения (Римашевская, 2002). Ш.А. Амонашвили писал: «Необходимо воспитывать у ребенка отношение к миру, к людям, к себе. Основы наук передать может каждый, а воспитать человека можно только с помощью сотрудничества» (Амонашвили, 2017).

Сотрудничество характеризуется согласованной деятельностью с партнером или партнерами по взаимодействию, активной помощью друг другу, способствующей достижению целей каждого и общих целей совместной деятельности. Наряду с этим в сотрудничестве возникает общая содержательная основа взаимодействия, эмоциональное единство его участников, осуществляется обмен идеями, мыслями, взглядами, информацией между ними, что позволяет согласовывать, объединять, координировать общие усилия для достижения цели.

В нашем исследовании мы смогли проследить и описать субъектные характеристики во взаимодействии детей.

Проявления сотрудничества детей со сверстниками выражались по-разному и были связаны с особенностями самораскрытия и самореализации ребенка. Наблюдения за сотрудничеством дошкольников в подгруппах позволили выделить детей, отличающихся активностью, инициативой, в целом отношением к процессу.

В сотрудничестве некоторые дети проявляли себя как «организаторы-координаторы». Их деловые предложения в большей степени влияли на процесс решения учебно-познавательной задачи в атмосфере сотрудничества. Они были ориентированы на то, чтобы адресовать инициативы и предложения партнерам, аргументировали их, предлагали варианты, связанные с организацией совместной деятельности, использованием определенной модели. Эти дети проявляют себя как носители идей и инициаторы, предлагающие практические варианты решения задачи, и вместе с тем координаторы индивидуальных вкладов и действий участников, поддерживающие единый темп и ритм деятельности, атмосферу равнозначной активности партнеров. Для них характерен положительный эмоциональный настрой, открытость в общении со сверстниками, стремление

к деловитости и справедливости, постоянная готовность дать совет, оказать реальную помощь сверстнику. В процессе сотрудничества они способны были удерживать в поле зрения действия всех участников, успевая следить за качеством выполнения каждого. По ходу взаимодействия их интересовал организованный путь к результату и его качество. В оценках итогового результата дети отмечали именно качественные характеристики партнеров, участвующих в его достижении. Для них является важной престижность работы группы.

Дети, активно взаимодействующие, в большей степени оказывали поддержку «организаторам». Они составляли основную команду детей, качественно и квалифицированно реализующих цель совместной деятельности. Они доброжелательны по отношению к сверстникам, умеют наладить контакт, основанный на умении договориться, согласовывать действия с партнерами при необходимости уступить, прийти на помощь. Их участие в сотрудничестве характеризовалось организованностью на основе добровольной ответственности и равенства в достижении общих целей и результатов деятельности. После принятия цели совместной деятельности в большей степени детей данной группы интересовал сам процесс. Они отличались требовательностью к себе и партнерам, добросовестностью. Поэтому постоянно пользовались взаимной оценкой, проявляли внимание к работе других участников, давали указания по качеству выполнения.

Дети, отличающиеся меньшей деловитостью и активностью, лучше понимающие сверстников, создающие положительный эмоциональный фон взаимодействия. Они умело действовали в общем русле, принимали инициативы партнеров, отличались открытостью и уступчивостью. Их привлекало и беспокоило именно то, чтобы сотрудничество было наполнено доброжелательностью, дружелюбием. В оценках результата совместной деятельности отмечали наличие дружеской атмосферы, подчеркивали особенности отношений между участниками.

Дети, тяготеющие к исполнительской позиции, чаще принимали инициативы партнеров и действовали под их руководством. Они редко вносили конструктивные предложения. Участвуя в сотрудничестве, они добросовестно выполняли практические действия, по необходимости консультировались, задавали вопросы. Для них характерно, что они были недостаточно уверены в своих действиях, часто переспрашивали сверстников, обращались с тем, чтобы

им показали, как выполнять задание, постоянно ждали помощи от партнеров. Оценка ими итогового результата не отличалась конкретностью, имела обобщенный характер, чаще они акцентировали внимание на факте оказанной им помощи со стороны партнеров. Им нравилось участвовать в сотрудничестве, они получали удовлетворение от взаимодействия, но их деловые качества нуждались в дальнейшем развитии. Пассивность детей данной группы можно объяснить недостатком ручной умелости и отставанием в общем развитии.

Обобщение и анализ полученных результатов исследования убедил в том, что опыт детского сотрудничества складывается постепенно, для каждого ребенка характерна индивидуальная линия его накопления, своеобразна степень его освоенности и применения в практической деятельности. Названные особенности помогут педагогу определить содержание индивидуальной работы с детьми.

Далее субъектные проявления дошкольников были выявлены и описаны в исследовании О.В. Киреевой «Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования» (Киреева, 2008). В ходе поэтапного взаимодействия с детьми прослеживалось нарастание субъектной позиции дошкольников в экспериментировании. Были выделены группы детей: «исследователи» - дошкольники, которых интересовал широкий спектр проблем. Они увлекались разными видами экспериментирования, привлекали знания из многих областей для достижения цели; «специалисты» - это дошкольники, которые предпочитали определенные виды экспериментирования с ограниченным кругом объектов исследования; «практики» -это дошкольники, которых интересовали способы применения результатов в практической деятельности; «созерцатели» - дети, которые наблюдали за экспериментированием других, сопереживая и радуясь их достижениям.

Важно отметить, что названные позиции детей складывались именно в условиях коллективного экспериментирования, в котором участвовали родители и педагоги. Интересно, что процесс взаимодействия детско-взрослого объединения предполагал возможность выступить как детям, так и взрослым в разных ролях (инициирование экспериментирования, продуцирование идей, активное участие, координация, презентация).

Таким образом, обращение лишь к некоторым исследованиям научно-педагогичес-

кой школы Т.И. Бабаевой позволяет убедиться в том, что группа детского сада, как генетически ранняя ступень социальной организации, создает необходимые условия для развития детских контактов в самостоятельной, совместной деятельности, формирования опыта общения со сверстниками «на равных» в разнообразных по содержанию образовательных ситуациях, столь важных для становления личности дошкольника.

В основе субъектных проявлений старшего дошкольника лежат формирующиеся ценностные ориентации; избирательность, обусловленная интересами совместной деятельности и привлекательными, положительными качествами сверстников; свобода выбора партнеров общения в соответствии с личными и деловыми мотивами; успешный опыт общих дел; готовность самостоятельно решать доступные задачи общения и деятельности.

Самостоятельность как качество личности, своевременное развитие которого расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения, также является объектом исследования в работах Т.И. Бабаевой и ее учеников.

В исследованиях Т.И. Бабаевой и работах, выполненных под ее руководством (А.Б. Диалло, А.В. Бурма и др.), открывается новый взгляд на понимание самостоятельности, как интегратив-ного качества личности ребенка, фактора подготовки детей к обучению в школе.

«Центральным звеном в подготовке детей к школе является развитие самостоятельности детей, их активной субъектной позиции в автономном, независимом от взрослого решения доступных задач в разных видах деятельности (Бабаева, 2007). «Уметь учиться» - свободно ориентироваться в любой информации, уметь не только применять знания на практике, но и самостоятельно добывать их». Отмечается устойчивая корреляция между низким уровнем самостоятельности и неготовностью ребенка к школе.

В исследованиях доказана эффективность общей логики трехступенчатого построения дифференцированного подхода к подгруппам детей с разным уровнем самостоятельности:

1 ступень - создание мотивационной установки;

2 ступень - активное овладение разнообразными способами разрешения проблемных ситуаций и осуществления деятельности;

3 ступень - широкое практикование в самостоятельном решении задач в разных ви-

дах деятельности (игровой, практической, проблемно-поисковой).

Т.И. Бабаева выделяет показатели самостоятельности старшего дошкольника:

• стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей;

• умение поставить цель деятельности;

• осуществить элементарное планирование;

• реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Исследования самостоятельности детей позволяют сделать вывод, что для высокого уровня детской самостоятельности характерно:

• стремление к самостоятельности (в познании, в общении, в деятельности), умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

• умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

• умение сознательно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности (действовать по правилам, поставленным условиям, инструкциям);

• умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть новые условия деятельности, осуществить элементарное планирование, получить результат);

• умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности с позиции цели и требований;

• умение переносить известные способы действий в новые условия, комбинировать и вариативно использовать имеющиеся опыт, знания, умения, проявлять творческий подход к разрешению возникающих задач.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В работах определяются педагогические условия воспитания самостоятельности:

• постоянное обогащение арсенала умений, способов деятельности и знаний детей;

• активное побуждение детей к проявлению инициативы и творчества, формирование интереса к самостоятельным действиям;

• насыщение жизни детей разнообразными ситуациями, требующими нестандартного подхода;

• постоянное изменение своей позиции во взаимодействии с детьми, использование косвенных приемов руководства, побуждение к творческому поиску;

• развитие воли, настойчивости.

Еще один путь (линия) в понимании самостоятельности - ее диагностика, широко представлена в диссертации М.Н. Поляковой (Силаевой) «Формирование самостоятельности у детей 6-го года жизни в конструктивных играх» (Силаева, 1992), выполненной под руководством Т.И. Бабаевой.

В диссертации представлен комплекс методик для изучения детской самостоятельности, также выделены уровни и критерии оценки самостоятельности детей в конструктивных играх.

Для изучения проявлений самостоятельности - умение ребенка самостоятельно ставить цель, планировать свою деятельность, достигать намеченного результата в знакомых условиях деятельности, были использованы следующие методы: ребенку предлагалась игра, но перед ее выполнением экспериментатор просил ребенка рассказать, что он хочет сделать и как будет выполнять свой замысел. Затем предлагалось осуществить задуманное. В протоколе фиксировались: действия ребенка, его поведение, словесные высказывания во время выполнения игрового задания, длительность игры, характер полученных результатов.

Показателями самостоятельности в исследовании М.Н. Поляковой являются: прогнозирование - показатель достаточно целенаправленной и сознательной деятельности, оно выражается в постановке цели деятельности и способах ее реализации.

Для оценки уровня прогнозирования были разработаны критерии: полнота (данные об объеме знаний, используемых для прогноза); перспективность (особенности прогнозирования, относящиеся к временной удаленности прогнозируемых событий); осознанность (выявилась на основе сопоставления данных словесной характеристики предстоящих действий и реального осуществления намеченных целей и способов действия). Обращение за помощью ко взрослому - прямое обращение за помощью; ребенок показывает поведением, что ему нужна помощь.

Также самостоятельность проявляется в качестве результата. Для его оценки были выделены следующие критерии:

• выполненный силуэт соответствует реальному изображению предмета;

• детали игры располагаются в изображении компактно, варианты соединений фигур разнообразны;

• соблюдается правило игры: использовать все части в одном изображении, не накладывать их друг на друга;

• полученное изображение содержит в себе элементы творчества, новизны.

Качество субъекта, самостоятельность всегда присутствует в ребенке, и его проявление связано как с внутренними факторами (мотивами, желаниями, потребностями), так и внешними - факторами внешней среды - в многообразии их проявлений - от материальных предметов до действий и эмоциональных реакций других людей. Рассматривая, таким образом, природу детской самостоятельности, педагог, родитель получает возможность изменять способы взаимодействия с ребенком, взрослый принимает мысль, что ребенок изначально самостоятелен. И задача взрослого увидеть, поддержать, помочь раскрыться детской самостоятельности в любом виде деятельности, к которой есть интерес у ребенка.

Таким образом, «детская самостоятельность» рассматривается как интегративное качество личности, одна из характеристик ребенка как субъекта деятельности и поведения. Самостоятельность связана с такими качествами, как активность, инициативность, целеустремленность, творчество (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, М.Н. Полякова); выделяются эмоциональный, волевой и интеллектуальный компоненты самостоятельности (М.Н. Полякова, М.В. Крулехт). Самостоятельность влияет на развитие личности ребенка. Для проявления самостоятельности важны такие условия, как интерес самого ребенка, его желание что-либо сделать самостоятельно, а также заинтересованность взрослого в поддержке детской самостоятельности.

Показателями самостоятельности детей являются: умение принять или поставить цель, целенаправленность и последовательность действий, их результативность, умение ребенка выделить результат, наличие контрольно-проверочных действий (Т.И. Бабаева, М.Н. Полякова).

На кафедре дошкольной педагогики под руководством Т.И. Бабаевой и А.Г. Гогоберидзе продолжают проводиться исследования самостоятельности как качества ребенка-субъекта. Разрабатываются методы педагогической диагностики, средства развития самостоятельности: игровая деятельность, метод проектов, ситуации выбора. Сохраняется внимание к проблемам субъектности ребенка в процессе воспитания культуры поведения, развития коммуникативной компетентности, этикета, сотрудничества и дружеских взаимоотношений дошкольников со сверстниками. ■

Информация об авторах

Римашевская Лариса Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики института детства РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия), vladisla-soroki@yandex.ru

Атарова Анна Николаевна, ассистент кафедры дошкольной педагогики института детства РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия), ann-atarova@yandex.ru

Information about the authors

Larisa S. Rimashevskaya, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Preschool Pedagogy, Institute of Childhood, Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia, vladisla-soroki@yandex.ru

Anna N. Atarova, Assistant Professor, Department of Preschool Pedagogy, Institute of Childhood, Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia, ann-atarova@yandex.ru

Литература

1. Амонашвили ША. Воспитание и развитие личности / Основы гуманной педагогики. В 20 книгах. - Книга 10. - М.: Свет, 2017. -288 с.

2. Бабаева Т.И. Субъектная позиция ребенка в контексте подготовки к обучению в школе // Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции / Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. -СПб., 2007. - С. 38-44.

3. Бабаева Т.И. Формирование доброжелательных отношений детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения. Дисс. ... кандидата педагогических наук: 13.00.07. - Ленинград, 1973. - 209 с.

4. Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Дошкольник в пространстве общения со сверстниками и взрослыми // Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России. Результаты межрегионального исследования. Коллективная монография / науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - Ч.2. -С. 55-78.

5. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Кафедра дошкольной педагогики. - СПб.: Детство-Пресс, 2000. -192 с.

6. Гогоберидзе А.Г., Атарова А.Н. Проблема развития самостоятельности дошкольников в исследованиях кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета // Традиции и инновации в дошкольном образовании: исследования молодых ученых: Сборник научных статей / Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. - СПб., 2010. -С. 17-26.

7. Гогоберидзе А.Г., Деркунская ВА. О субъектности дошкольника в поликультурном пространстве изменяющейся России // Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся россии: от исследования к технологиям сопровождения: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции / науч. ред. А.Г. Гогоберидзе, 22-24 апреля 2009 г. -СПб, 2009. - С. 258-265.

8. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб., 2014. - 352 с.

9. Кафедра дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена [Электронный ресурс], URL: http://www.kdp-spb.ru, дата обращения: 28.07.2018.

10. Киреева О.В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования: автореферат дисс... канд. пед. наук:13.00.07. -СПб., 2008. - 21 с.

11. Корепанова ИА. Варианты организации самостоятельной деятельности детей в немецком детском саду // Детский сад: теория и практика. - 2012. - №10. - С. 104-112.

12. Лялина НА. Воспитание культуры взаимопонимания в общении со старшими дошкольниками: автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.07. - СПб., 2007. - 21 с.

13. Педагогика детства: Петербургская научная школа. Монография / Под ред. М.В. Крулехт, Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: РГПУ, 2005. -С. 483.

14. Полякова М.Н. Влияние личностных качеств на успешность социально-психологической адаптации первоклассника к школе // Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции / Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: Союз, 2007. - С. 226-230.

15. Полякова М.Н. Диагностика самостоятельности как интегративной характеристики развития ребенка дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. - 2012. -№10. - С. 6-18.

16. Римашевская Л.С. Изучение феномена взаимодействия ребенка со сверстниками в исследованиях кафедры дошкольной педагогики // Развитие идей научной школы кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета: Сборник научных статей. По материалам международной. конференции / Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. - СПб., 2010. -С. 67-77.

17. Силаева М.Н. Формирование самостоятельности у детей 6-го года жизни в конструктивных играх: дисс. ...канд. пед. наук. - СПб., 1992.

18. Сокольникова М.Н. Воспитание доброжелательных отношений у старших дошкольников на физкультурных занятиях: автореферат дисс... канд. пед. наук: 13.00.07. - СПб., 2001. - 21 с.

19. Третьяк А.В. Педагогические условия формирования взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в играх с правилами.: автореферат дисс. канд. пед. наук:13.00.07. - СПб., 2006. - 21 с.

20. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Росийской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155. [Электронный ресурс]. URL: http://fgos.ru, дата обращения: 31.07.2018.

References

1. Amonashvili Sh.A. (2017) Vospitanie i razvitie lichnosti. Osnovy gumannoj pedagogiki [Education and personal development. Fundamentals of humane pedagogy]. In 20 books. Book 10. Moscow. Svet Publishing, 288.

2. Babaeva T.I. (1973) Formirovanie dobrozhelatel'nyh otnoshenij detej starshego doshkol'nogo vozrasta k sverstnikam v processe obwenija [Formation of friendly relations of older preschool children to peers in the process of communication]. Diss. ... kandidata pedagogicheskih nauk: 13.00.07 [The thesis ... Candidate of Pedagogical Sciences]. Leningrad. 209.

3. Babaeva T.I. (2007) Sub'ektnaja pozicija rebenka v kontekste podgotovki k obucheniju v shkole [The subjective position of the child in the context of preparing for school]. Razvitie

nauchnyh idej pedagogiki detstva v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve: Sbornik nauchnyh statej po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [The development of scientific ideas of pedagogy of childhood in the modern educational space: A collection of scientific articles on the materials of the international scientific-practical conference]. Edited by A.G. Gogoberidze. Saint Petersburg, 38-44.

4. Babaeva T.I., Rimashevskaja L.S. (2010) Doshkol'nik v prostranstve obwenija so sverstnikami i vzroslymi [Preschooler in the space of communication with peers and adults]. Problemy doshkol'nogo detstva v polikul'turnom prostranstve izmenjajuwejsja Rossii. Rezul'taty mezhregional'nogo issledovanija. Kollektivnaja monografija [Problems of preschool childhood in the multicultural space of a changing Russia. The results of the interregional study. Collective monograph]. Edited by A.G. Gogoberidze. Saint Petersburg. Herzen University Publishing. Part 2. 55-78.

5. Detstvo: Primernaja osnovnaja obshheobrazovatel'naja programma doshkol'nogo obrazovanija (2014) [Childhood: An approximate basic general educational program for preschool education] In Gogoberidze A.G., Babaeva T.I. (ed). Saint Petersburg. 352.

6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazo-vatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovanija [Federal State Educational Standard of Preschool Education, Electronic resource]. URL: http://www. rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

7. Gogoberidze A.G., Atarova A.N. (2010) Problema razvitija samostojatel'nosti doshkol'nikov v issledovanijah kafedry doshkol'noj pedagogiki Gercenovskogo universiteta [The problem of development of independence of preschool children in the research of the Department of preschool pedagogy of Herzen University]. Tradicii i innovacii v doshkol'nom obrazovanii: issledovanija molodyh uchenyh: Sbornik nauchnyh statej [Traditions and innovations in preschool education: research by young scientists: Collection of scientific articles.]. Edited by A.G. Gogoberidze. Saint Petersburg. 17-26.

8. Gogoberidze A.G., Derkunskaja V.A. (2009) O sub'ektnosti doshkol'nika v polikul'turnom prostranstve izmenjajuwejsja Rossii [On the subjectivity of a preschooler in the multicultural space of a changing Russia]. Problemy doshkol'nogo detstva v polikul'turnom prostranstve izmenjajuwejsja Rossii: ot issledovanija k tehnologijam soprovozhdenija: Sbornik nauchnyh

statej po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Problems of preschool childhood in multicultural space of changing Russia: From research to technology support: Collection of scientific articles on the materials of the international scientific-practical conference]. Edited by A.G. Gogoberidze, Saint Petersburg. 258-265.

9. Kafedra doshkol'noj pedagogiki gercenovskogo universiteta [Department of preschool pedagogy of Herzen University, Electronic resource]. URL: http://www.kdp-spb.ru. Date: 28.07.2018.

10. Kireeva O.V. (2008) Razvitie issledovatel'skoj aktivnosti detej starshego doshkol'nogo vozrasta v processe jeksperimentirovanija [Development of research activity of preschool children in the process of experimentation]: avtoreferat diss... kand. ped. nauk: 13.00.07 [The thesis ... Candidate of Pedagogical Sciences]. Saint Petersburg. 21.

11. Korepanova I.A. (2012) Varianty organizacii samostojatel'noj dejatel'nosti detej v nemeckom detskom sadu [Variants of the organization of independent activity of children in the German kindergarten]. Detskij sad: teorija i praktika [Kindergarten: Theory and Practice]. #10.104-112.

12. Ljalina N.A. (2007) Vospitanie kul'tury vzaimoponimanija v obtsenii so starshimi doshkol'nikami [Fostering a culture of mutual understanding in communicating with older preschoolers]: avtoreferat diss. kand. ped. nauk: 13.00.07 [The thesis ... Candidate of Pedagogical Sciences]. Saint Petersburg. 21.

13. Pedagogika detstva: Peterburgskaja nauchnaja shkola. Monografija [Pedagogy of childhood: Saint Petersburg scientific school. Monograph] (2005). Edited by M.V. Kruleht, T.I. Babaeva, Z.A. Mihajlova, A.G. Gogoberidze. Saint Petersburg. Herzen University Publishing. 483.

14. Poljakova M.N. (2007) Vlijanie lichnostnyh kachestv na uspeshnost' social'no-psihologicheskoj adaptacii pervoklassnika k shkole [Influence of personal qualities on the success of socio-psychological adaptation of first-graders to school]. Razvitie nauchnyh idej pedagogiki detstva v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve: Sbornik nauchnyh statej po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [The development of scientific ideas of childhood pedagogy in the modern educational space: Collection of scientific articles on the materials of the international scientific-practical

conference]. Edited by A.G. Gogoberidze. Saint Petersburg. Sojuz Publishing. 226-230.

15. Poljakova M.N. (2012) Diagnostika samostojatel'nosti kak integrativnoj harakteristiki razvitija rebenka doshkol'nogo vozrasta [Diagnosis of self-dependence as an integrative development characteristics of preschool-age children]. Detskij sad: teorija i praktika [Kindergarten: Theory and Practice]. #10. 6-18.

16. Rimashevskaja L.S. (2010) Izuchenie fenomena vzaimodejstvija rebenka so sverstnikami v issledovanijah kafedry doshkol'noj pedagogiki [The study of the phenomenon of interaction of the child with peers in the research of Department of preschool pedagogy]. Razvitie idej nauchnoj shkoly kafedry doshkol'noj pedagogiki Gercenovskogo universiteta: Sbornik nauchnyh statej. Po materialam mezhdunarodnoj konferencii [The development of scientific ideas of the Preschool Pedagogy Department, Herzen University. Collection of scientific articles on the materials of the international conference]. Edited by A.G. Gogoberidze. Saint Petersburg. 67-77.

17. Silaeva M.N. (1992) Formirovanie samostojatel'nosti u detej 6-go goda zhizni v konstruktivnyh igrah [Formation of self-dependence in children of the 6th year of life in constructive games]: diss. ...kand. ped. nauk [The thesis ... Candidate of Pedagogical Sciences]. Saint Petersburg.

18. Sokol'nikova M.N. (2001) Vospitanie dobrozhelatel'nyh otnoshenij u starshih doshkol'nikov na fizkul'turnyh zanjatijah [Education of friendly relations among older preschoolers in physical education classes]: avtoreferat diss, kand. ped. nauk: 13.00.07 [The thesis ... Candidate of Pedagogical Sciences]. Saint Petersburg. 21.

19. Tret'jak A.V. (2006) Pedagogicheskie uslovija formirovanija vzaimodejstvija detej starshego doshkol'nogo vozrasta so sverstnikami v igrah s pravilami [Pedagogical conditions of formation of the interaction of children of senior preschool age with peers in games with rules]: avtoreferat diss. kand. ped. nauk: 13.00.07 [The thesis ... Candidate of Pedagogical Sciences]. Saint Petersburg. 21.

20. Vospityvaem doshkol'nikov samostojatel'nymi: Sbornik statej [We educate preschoolers independent: Collection of articles]. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Kafedra doshkol'noj pedagogiki (2000) [Department of preschool pedagogy of Herzen University]. Saint Petersburg. Detstvo Press Publishing. 192.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.