©Мирина О.Л., Садчикова Е.В., 2013
ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
УДК 159.922.736.3 ББК 88.413-99
К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ОПЫТА ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ САДОВ
О.Л. Мирина, Е.В. Садчикова
Статья посвящена актуальным вопросам развития социальной грамотности у детей дошкольного возраста и тем проблемам, с которыми сталкиваются специалисты в области дошкольного образования в данной сфере. Авторы рассуждают о необходимости совершенствования образовательных программ, направленных на развитие в детях дошкольного возраста социальнонравственного воспитания.
Ключевые слова: социальное воспитание, образовательная программа, нравственность, со-циально-личностноеразвитие, дошкольное образование, педагогика.
Происходящие в последнее время изменения в социально-политических и экономических реалиях жизнедеятельности общества обусловили увеличение внимания педагогического коллектива детского сада к проблеме становления социального воспитания детей. Дело в том, что в условиях острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т. д.
Приоритетной задачей современного дошкольного образования является задача - как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе его развития [3]. В настоящее время наблюдается острый дефицит в инициативных молодых людях, спо-
собных найти «себя» и свое место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, являющихся нравственно стойкими, социально адаптированными, способными к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию [1].
Основные личностные качества «закладываются» в первые годы жизни человека, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается ответственность за воспитание в ребенке нравственности и человеческой порядочности. Именно поэтому проблема социально-личностного развития ребенка представляется особо актуальной. Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. Так, ст. 9 и 14 Закона РФ «Об образовании» [5] устанавливают общие требования к программам и содержанию образования в РФ, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию человека к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для ее самореализации [5].
Разработанная Правительством РФ концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе» [6].
Проект государственного стандарта дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в дошкольных учреждениях, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социальноличностному направлению, включающему в себя:
- развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
-создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения - уверенности в своих возможностях;
- формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
- воспитание положительного отношения ребенка к окружающим людям - уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнерами по деятельности мнений и действий;
- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
- создание коммуникативной компетентности ребенка - распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты [2]. Таким образом, являясь приоритетным, социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребенка.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в дошкольных учреждениях, показывает, что педагоги-практики, работая по новым воспитательно-образовательным программам, испытывают значительные трудности в становлении социального опыта детей. Представляется, что причины этого сводятся к следующему.
Во-первых, человек изменяется вместе с окружающей действительностью, но совсем не так стремительно, как мир. Взрослые, даже понимая, что в новых условиях надо менять свой образ жизни, свои ценности, стиль деятельности, далеко не всегда в состоянии это сделать и лишь приспосабливаются к изменениям. Подрастающее же поколение воспринимает реалии жизни как данность. В этом различии взрослых и детей, видимо, кроется сегодня самая большая проблема. Воспитывать должны взрослые, среди которых большинство не вписываются в современную жизнь.
Во-вторых, социально-личностное развитие детей - процесс сложный, противоречивый и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Поэтому организация педагогического процесса, направленного на вхождение ребенка в мир социальных отношений, требует от педагога особого мастерства, знания детей, собственного переживания.
В-третьих, новый подход к социальноличностному развитию детей в нашем обществе и осознанная работа в этом направлении предполагают понимание педагогами сущности процесса социализации.
В-четвертых, не все современные вариативные программы развития и воспитания детей дошкольного возраста дают четкие методические рекомендации по реализации данного направления работы. Ряд программ ограничивается только общими задачами социализации, которые вплетаются в задачи других разделов. В связи с этим перед педагогами встает необходимость основательно подойти к вопросам подбора методики проведения непосредственно образовательной деятельности, организации развивающей среды и игровой деятельности [4]. Таким образом, можно предположить, что методическая работа с педагогами дошкольного образовательного учреждения (далее - ДОУ) должна быть направлена на решение следующих задач:
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области социально-личностного развития детей через курсовую подготовку, семинары-практикумы, круглые столы по данной проблеме.
2. Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ, в которых раскрывалась бы суть накопления и становления социального опыта ребенка, методы и пути его оптимизации.
3. Поддержка инновационных форм работы, инновационных программ в обозначенном направлении.
4. Организация тренингов и семинаров для педагогов дошкольных образовательных учреждений, направленных на изменение стиля взаимодействия детей и педагогов, детей и родителей.
5. Поддержка инициативы педагогов и оказание им методической помощи в разработке собственного методического пакета для программ социально-личностного развития детей.
6. Организация обмена опытом между ДОУ, углубленно работающими по данной проблеме, с целью поиска новых оптимальных путей ее решения.
8. Разработка методики мониторинга результатов социально-личностного развития детей. Отслеживание эффективности этого процесса.
9. Распространение передового педагогического опыта в области социального развития детей среди дошкольных учреждений, в интернете, передовой печати.
Большую роль в успешном социальном развитии дошкольников играет партнерство ДОУ и семьи, и, следовательно, этому необходимо уделять большое внимание. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей необходимо составить план работы. Для ознакомления родителей с работой детского сада использовать родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, наглядную агитацию в форме тематических стендов, ширм и папок-передвижек, размещения информации на сайте и др. Опыт педагогической деятельности говорит о том, что эффективно развивать ребенка в социально-личностном плане можно только в сотрудничестве с родителями. Ребенку необходимо общение и с родителями, и со сверстниками, и со взрослыми разных поколений с целью полноценной социализации в обществе. Родители не всегда понимают, что эмоциональная разобщенность с ребенком, недостаточное общение в первые годы жизни в будущем могут привести к непониманию, к недоверию, отчужденности в семье.
Совместная работа педагогов и родителей, проводимая в детском учреждении с семьей, имеет следующие результаты:
- ребенок в центре внимания и отношений;
- родители принимают активное участие в жизни детей;
- педагоги узнают больше о семье и ребенке;
- дети чувствуют себя комфортней, спокойней, увереннее в социуме;
- расширяется круг общения и взаимодействия как родителей, так и детей;
- полученный опыт взаимодействия «ребенок-взрослый» выносится и используется за пределами детского сада в других ситуациях (дома, во дворе, на прогулке и т. д.).
Необходимо отметить, что еще одним важнейшим условием полноценного социально-личностного развития ребенка являются его положительные самоощущения: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Взрослые заботятся об эмоциональном благополучии ребенка (поддерживают, подбадривают, помогают поверить в свои силы и возможности). Родители и педагоги уважают и ценят его независи-
мо от достижений, достоинств и недостатков, устанавливают доверительные отношения; способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время). Взрослые уважительно относятся к интересам, вкусам и предпочтениям детей (в играх, занятиях, еде, одежде и др.), помогают детям понять, что все люди разные, что необходимо уважать чувство собственного достоинства других, учитывать их мнение, желания, взгляды в общении, игре, совместной деятельности. Поощряют проявления доброжелательного внимания, сочувствия, сопереживания. Важно, чтобы у ребенка возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку. Взрослые помогают осознать необходимость людей друг в друге. Для этого следует поощрять совместные игры детей, организовывать их совместную деятельность, направленную на создание общего продукта. В процессе игры, постановки спектакля, сооружения общей постройки, изготовления вместе со сверстниками и со взрослыми художественного панно, поделки, организации труда и др. ребенок приобретает способность ставить общие цели, планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать мнения и действия. Взрослые способствуют развитию у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово. Взрослые уделяют особое внимание развитию коммуникативной компетентности ребенка. Помогают детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих - радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение и др.; выражать свои эмоциональные ощущения и переживания. Для этого взрослые вместе с детьми обсуждают различные ситуации из жизни, рассказов, сказок, стихотворений, рассматривают картины, привлекая внимание детей к чувствам, состояниям, поступкам других людей; организуют театрализованные спектакли и игры-драматизации, в ходе которых ребенок учится различать и передавать
настроения изображаемых персонажей, сопереживает им, получает образцы нравственного поведения. Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков: помогают осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. Важным аспектом социального развития ребенка в дошкольном возрасте является освоение элементарных правил этикета (приветствовать, благодарить, помогать, уступать, вести себя за столом и пр.). Следует знакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице (знать, к кому можно обратиться, если потерялся на улице, назвать свое имя, домашний адрес, телефон и т. п.).
Подводя итог, следует отметить, что наиболее значимой социально-педагогической работой со стороны сотрудников ДОУ является создание условий для развития бережного, ответственного отношения ребенка к себе и своему здоровью, к родителям, окружающей природе и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волошина, М. И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений / М. И. Волошина // Нач. шк. - 2000. - №2 1. - С. 64- 65.
2. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н. Ф. Голованова. - СПб. : Речь, 2004. - 272 с.
3. Каймакова, Е. В. Семейное воспитание детей - приоритетная задача социальной политики в семейном праве России / Е. В. Каймакова // Проблемы социального правового государства и формирование нового правосознания в России : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. - Курск, 2009.- С. 281-285.
4. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова. - М. : Академия, 1998. - 160 с.
5. Об образовании : федер. закон от 10 июля 1992 г. № 3266-1 : ред. от 12 нояб. 2012 г. // Собр. законодательства Росссийской Федерации. -1996.- №> 3. - Ст. 150.
6. Об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования : приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. № 1123 // Бюллетень Минобразования РФ. - 2004. - № 7.
ON THE FORMATION OF SOCIAL PERSONAL EXPERIENCE KINDERGARTEN
O.L. Mirina, E. V. Sadchikova.
Article is devoted to the development of social literacy in preschool children and the problems faced by professionals in the field of early childhood education in this field. The authors talk about the need to improve educational programs aimed at the development of preschool children in social and moral education.
Key words: social education, early childhood education, educational program, morality, social and personal development, early childhood education, education.