© Мирина О.Л., 2013
®
УДК 159.922.736.3 ББК 88.413-99
РОЛЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА
Мирина Ольга Леонидовна
Заведующая МОУ «Детский сад N° 247» г. Волгограда отшпа247@уаМех. ги
ул. Поддубного, 14 б, 400040 г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам развития социальной грамотности у детей до-школьного возраста и тем проблемам, с которыми сталкиваются специалисты в области дошкольного образования в данной сфере.
Ключевые слова: социальное воспитание, образовательная программа, нравственность, социально-личностное развитие, дошкольное образование, педагогика.
Дошкольное образование в России обеспечивает интеллектуальное, личностное и физическое развитие ребенка дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Основным дошкольным образовательным учреждением (далее - ДОУ) в Российской Федерации в настоящее время является детский сад. Система детских садов предназначена для первичной социализации детей, для обучения их навыкам общения, а также для решения проблемы занятости родителей. Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью образования.
Основными задачами дошкольного образовательного учреждения в России являются:
- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
- осуществление необходимой коррекции в развитии ребенка;
- воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека;
- взаимодействие с семьями для обеспечения полноценного развития ребенка [3].
В детском саду дети помимо учебных умений, предусмотренных программой, приобретают первый жизненный опыт в коллек-
тиве сверстников. Таким образом, в ДОУ в течение всего периода дошкольного детства происходит планомерное, целенаправленное, педагогически обоснованное всестороннее развитие ребенка.
В дошкольном возрасте начинается становление базовых характеристик личности: самооценки, эмоциональной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. В условиях недостаточно благоприятной социальной среды, ограниченности контактов ребенка этот процесс затруднен [4, с. 98].
Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой», достаточно автономной системы, какой она была долгие годы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия со средой (социумом), выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать «открытой системой» [там же]. В настоящее время перед детским садом встают новые задачи, предполагающие его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. В последнее время детский сад начинает постепенно пре-
вращаться в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство - взаимовыгодное взаимодействие различных институтов общества, направленное на решение социальных проблем и обеспечение устойчивого развития социальных отношений [1, с. 85].
Целью развития взаимодействия ДОУ с различными социальными институтами является сплочение разных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере образования, вокруг единой цели - всестороннего и полного развития личности ребенка.
В настоящее время сложилась определенная система организации совместной деятельности детского сада с различными социальными институтами:
- заключение договоров о совместной работе, в которых оговариваются обязанности и ответственность сторон;
- составление подробного плана взаимодействия, включающего в себя сроки, формы, ответственных и отметку о выполнении;
- информация о работе в данном направлении обязательно доводится до родителей воспитанников, а те, в свою очередь, активно участвуют в непосредственно образовательной деятельности, экскурсиях, праздниках и т. д.
- в течение года проводятся встречи участников социального партнерства, направленные на анализ результатов, выявления проблем и нахождения путей преодоления недостатков;
- по окончании учебного года подводятся итоги на педсовете и других совещаниях.
Коллектив муниципального дошкольного образовательного учреждения (далее - МОУ) детский сад № 247 организует связь с социумом на основе следующих принципов:
- добровольность,
- равноправие сторон,
- уважение интересов друг друга,
- соблюдение законов и иных нормативных актов,
- обязательность исполнения договоренности,
- ответственность за нарушение соглашений.
Грамотно организованное и продуманное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами приводит к положительным результатам. Создаются условия для расширения кругозора дошкольников; для формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий; для воспитания уважения к труду взрослых, их достижениям, заслугам, подвигам; для осуществления комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий, существенно улучшающих состояние здоровья субъектов образовательного процесса; для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни; для профессионального роста педагогов, повышения опыта и компетентности; для совершенствования взаимоотношений с родителями, строящихся на идее социального партнерства.
Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя: работу с различными государственными организациями и органами местного самоуправления; взаимодействие с учреждениями здравоохранения; взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры; с семьями воспитанников детского сада. Как правило, процесс выстраивания отношений между ДОУ и социумом проходит ряд этапов.
Первый этап - подготовительный. Основной целью данного этапа является определение целей и форм взаимодействия с объектами социума. Задачи данного этапа: анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства; установление контактов с организациями и учреждениями района, города и т. д.; определение направлений взаимодействия, разработка программ сотрудничества с определением сроков и конкретных форм взаимодействия.
Второй этап - практический. Его цель -реализация программ сотрудничества с организациями и учреждениями социума. Задачи данного этапа: формирование группы сотруд-
ников детского сада, заинтересованных в работе по реализации проекта; разработка социально значимых проектов взаимодействия детского сада с объектами социума по различным направлениям деятельности детского сада; разработка методических материалов для реализации данных проектов; разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проектов взаимодействия с социальными партнерами.
Третий этап - заключительный. Цель данного этапа видится в подведении итогов социального партнерства. Задачи данного этапа: проведение анализа проделанной работы; определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума.
Взаимодействие с каждым социальным институтом решает свои определенные задачи в социально-личностном развитии дошкольников.
Так, например, сотрудничая с педагогическим коллективом муниципального образовательного учреждения средняя образовательная школа
№ 32, МОУ детский сад № 247 решает задачи реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, достижения целостного, последовательного и перспективного характера педагогического процесса. Основной целью нашей профессиональной деятельности является актуализация познавательной мотивации. Результатами данной деятельности являются высокие показатели школьной адаптации наших выпускников.
В последние годы у детей различных возрастных групп наблюдается снижение интереса к чтению. В современном мире книгу ребенку заменяет компьютер, интернет, телевизор. Важную задачу приобщения детей к культуре чтения художественной литературы педагоги нашего МОУ решают в партнерстве с детской библиотекой № 8. Воспитатели и работники библиотеки используют библиотечный фонд для воспитательно-образовательной работы с детьми, проводят выставки детской художественной литературы и изобразительного творчества дошкольников, викторины, конкурсы на лучшее знание творчества
известных писателей, организуют встречи с детскими писателями и поэтами.
Постоянными творческими партнерами детского сада являются театральные коллек-оеаи , которые традиционно посещают МОУ с различными интересными спектаклями, в том числе и музыкальными. В течение 5 лет мы работаем с театром «Уроки доброты», репертуар обсуждается до заключения договора с целью использования и такой формы для гармоничного развития личности и решения задач непосредственной воспитательнообразовательной деятельности. Совместные с родителями просмотры представлений способствуют формированию эстетического вкуса, сопереживания ребенка глубже.
Кроме того, родители совместно с педагогами и некоторыми государственными органами, такими как ГИБДД, пожарная инспекция заинтересованы в формировании у детей навыков безопасного поведения на улице и дома. Поэтому в МОУ разработаны и реализуются планы по пожарной безопасности, а также мероприятия по профилактике дорожно-транспортного травматизма. В их содержание входят различные формы совместной деятельности воспитателя с детьми по правилам дорожного движения, консультации для родителей, совместные праздники и викторины. Частыми гостями МОУ № 247 являются инспекторы по пропаганде БДД ОГИБДД УМВД России по г. Волгограду, которые интересно и увлекательно знакомят детей и педагогов с содержанием работы инспекций, демонстрируют форму, проводят игры и конкурсы на знание правил дорожного движения и правил соблюдения пожарной безопасности.
Традиционно воспитанники МОУ выезжают на экскурсии по родному городу. На таком воспитательном моменте через экскурсии для детей настаивал А.С. Макаренко: «.. .они организуют работу детского интеллекта и вызывают большие и глубокие чувства» (см. подробнее [2]). Экскурсии предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Это очень важный элемент воспитания и обучения. Интересный рассказ экскурсовода, целенаправленное рассматривание памятников архитектуры и культуры надолго остаются в памяти детей. Таким образом социальное
партнерство помогает решить задачу знакомства с малой родиной, воспитания чувства патриотизма, приобщения дошкольников к истории и культуре своего народа.
ДОУ № 247 заключен договор с Окружным казачьим обществом «Волгоградский округ» войскового казачьего общества «Все-великое войско Донское» для включения в образовательный стандарт по патриотическому воспитанию.
Более 10 лет детский сад сотрудничает с МОУ Центром дополнительного образования для детей «Истоки» г. Волгограда. Педагоги Центра ведут кружки «Азы православия» и «Народоведение». Программы этих кружков разработаны в соответствии с законом «Об образовании», Конституцией РФ, Международной конвенцией «О правах ребенка». Основой образовательного процесса является духовно-нравственное развитие личности.
Коллектив МОУ поддерживает тесный контакт с музыкальной школой № 5, воспитанники которой часто выступают с тематическими концертами перед детьми, приобщая их к музыке.
Необходимо отметить взаимосвязь МОУ с учреждениями здравоохранения. Врачи МУЗ «Детская поликлиника № 1» осуществляет обслуживание учреждения в части проведения просветительской работы по формированию здорового образа жизни и профилактике различных заболеваний.
Такое открытое образовательное пространство и партнерские отношения с различными социальными институтами позволяет МОУ № 247 качественно предоставлять образовательную услугу и добиваться стабиль-
но положительных результатов в воспитании и обучении дошкольников. Об этом свидетельствует традиционно высокий спрос среди родителей на места в детском саду.
Представляется, что современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого социального партнерства, если оно заинтересовано в разрушении привычного стереотипа и общественного мнения о работе дошкольного учреждения только с семьями своих воспитанников; в развитии позитивного общественного мнения о своем учреждении; в повышении спроса на образовательные услуги для детей и обеспечении их доступности для максимального количества семей; в улучшении подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде; в творческом саморазвитии участников образовательного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буслов Е. В. Особенности регулирования образовательных отношений на уровне дошкольного образования / Е. В. Буслов, З. П. Дацинская // Ежегодник российского образовательного законодательства. - М., 2006.
2. Макаренко, А. С. Книга для родителей / А. С. Макаренко. - М. : Правда, 1985. - 460с.
3. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении : утв. приказом Министерством образования и науки РФ 27.10.2011 г.
4. Шель, И. Б. Социальное партнерство / И. Б. Шель, Е. С. Родионова //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. -М., 2009. - № 8.
ROLE OF THE PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION IN THE CHILD’S SOCIALIZATION PROCESS
Mirina Olga Leonidovna
Hand of the Munitipal Education Institution “Kindergarten № 247” omirina247@yandex. ru
Poddubnogo St. 14 b, 400040 Volgograd, Russian Federation
Article is devoted to the development of social literacy in preschool children and the problems faced by professionals in the field of early childhood education in this field.
Key words: social education, early childhood education, educational program, morality, social and personal development, early childhood education, education.