Научная статья на тему 'Социально-психологическая поддержка семей, воспитывающих дошкольников с особыми потребностями'

Социально-психологическая поддержка семей, воспитывающих дошкольников с особыми потребностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
743
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ДОШКОЛЬНИК С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ГРУППЫ НЕПОЛНОГО ПРЕБЫВАНИЯ / PSYCHOSOCIAL SUPPORT / PRE-SCHOOLER WITH SPECIAL NEEDS / PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION / INCOMPLETE GROUP STAY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Ирина Станиславовна, Белогай Ксения Николаевна, Отт Татьяна Олеговна

Авторами представлены конкретные рекомендации о том, как интегрируя традиционные и инновационные формы работы с детьми, на практике усовершенствовать воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении. Представлен комплексный подход к моделированию отношений с родителями и семьями дошкольников, имеющих особые потребности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR FAMILIES RAISING PRE-SCHOOL CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS

The authors provide specific recommendations on integrating traditional and innovative forms of work with children, in practice, to improve the educational and learning process in pre-school educational institutions. The paper presents a comprehensive approach to modeling relationships with parents and families of pre-school children with special needs.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая поддержка семей, воспитывающих дошкольников с особыми потребностями»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.922.7

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

И. С. Морозова, К. Н. Белогай, Т. О. Отт

PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR FAMILIES RAISING PRE-SCHOOL CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS

I. S. Morozova, K. N. Belogay, T. O. Ott

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, в рамках научно-исследовательского проекта №14-16-42007а (р) - «Социально-психологическая поддержка семей, воспитывающих родных, приемных и усыновленных детей с особыми потребностями, в условиях промышленного региона (на примере Кемеровской области)», 2014 - 2015.

Авторами представлены конкретные рекомендации о том, как интегрируя традиционные и инновационные формы работы с детьми, на практике усовершенствовать воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении. Представлен комплексный подход к моделированию отношений с родителями и семьями дошкольников, имеющих особые потребности.

The authors provide specific recommendations on integrating traditional and innovative forms of work with children, in practice, to improve the educational and learning process in pre-school educational institutions. The paper presents a comprehensive approach to modeling relationships with parents and families of pre-school children with special needs.

Ключевые слова: социально-психологическая поддержка, дошкольник с особыми потребностями, дошкольное образовательное учреждение, группы неполного пребывания.

Keywords: psychosocial support, pre-schooler with special needs, pre-school educational institution, incomplete group stay.

Семья, воспитывающая ребенка с особыми потребностями, стала объектом изучения специалистов-психологов, дефектологов, медиков - сравнительно недавно, в последние несколько десятилетий. Такая семья изучается, с одной стороны, как требующая психологической помощи из-за стресса, вызванного появлением в семье особого ребенка. С другой стороны, семью рассматривают как среду, в которой растет и развивается особый ребенок, помогающую или препятствующую его адаптации и социализации. Именно в психологически благополучной семье ребенок с особыми потребностями может получить то, что ему необходимо для вхождения в социум и дальнейшей более полноценной жизни. Как отмечают многие авторы, наиболее адекватным подходом для изучения и организации помощи таким семьям является системный подход [1; 3].

Анализ проблем, с которыми сталкивается семья особого ребенка, и путей их преодоления, показывает, что участие других институтов и учреждений в воспитании ребенка существенно облегчает проблемы таких семей [3].

Рассматривая условия социализации ребенка с особыми потребностями на различных возрастных этапах, мы определяем дошкольное образовательное учреждение как часть сложной организационнопедагогической системы социального института образования, направляющей свои усилия на совершенствование деятельности социально-образовательных структур, имеющих отношение к ребенку с особыми потребностями. Как социально-педагогическая система, учреждение дошкольного образования может быть описано через раскрытие взаимосвязанных и

взаимообусловленных компонентов, образующих диалектическое единство [2]. Мы считаем, что управление качеством образовательного процесса становится возможным только в условиях развивающего взаимодействия между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса. В образовательном учреждении это взаимодействие осуществляется по нескольким направлениям.

В качестве первого направления мы предлагаем рассмотреть совершенствование процесса взаимодействия между педагогами, детьми и родителями. Анализ специфики процесса социализации в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) возможен через определение структуры взаимоотношений всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: от детей (сверстников) до администрации и родителей. Качество воспитательно-образовательного процесса в этом случае складывается из суммы качеств всех его составляющих. Для этого нужно провести экспертизу по каждому из перечисленных векторов взаимодействия. Изменения взаимоотношений между всеми компонентами структуры зависят от целенаправленности и согласованности действий всех субъектов воспитательно-образовательного процесса, в первую очередь, от действий педагогов и администрации ДОУ.

Оптимизацию результатов воспитательно-образовательного процесса посредством организации системы методической работы мы рассматриваем в качестве следующего направления взаимодействия [2; 4]. Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ - это целостная педагогическая система. Управление им также требует системного подхода. Для этого, на наш

И. С. Морозова, К. Н. Белогай, Т. О. Отт, 2014

131

ПСИХОЛОГИЯ

взгляд, всем субъектам данного процессе необходим глубокий теоретический и практический анализ сущности образовательного процесса как системы, закономерностей его функционирования и развития. Также воспитательно-образовательный процесс ДОУ -это целенаправленная воспитательно-образовательная, научно-методическая деятельность педагогов в единстве с экспериментально-поисковой, самообразовательной деятельностью детей. Этот процесс не только управляется, но и самоуправляется. Причем такая система в обязательной мере обладает свойством целостности и добавление, либо изъятие какого-либо компонента преобразует её уже в иную, новую систему, а иногда и разрушает её.

Совершенствование системы отношений между компонентами воспитательно-образовательного процесса определяется нами в качестве третьего направления взаимодействия и рассматривается как единство информационного, коммуникативного и организационно-деятельностного компонентов.

Результаты проведенного анализа свидетельствуют о необходимости обеспечения следующих условий эффективности функционирования системы:

- эффективность совместного взаимодействия администрации, воспитателей и родителей в процессе достижения целей образовательного процесса;

- согласованность критериев оценки целей и результатов образовательного процесса с детьми, методической и управленческой деятельности в ДОУ;

- комплексный подход к ранжированию приоритетных направлений, стратегий образовательной работы и технологий управления качеством деятельности всех субъектов образовательного процесса;

- оценка результативности деятельности педагогов и наличие постоянной обратной связи, которая позволяет педагогу своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов поставленным задачам, выявлять факторы, негативно влияющие на качество образовательного процесса в ДОУ;

- удовлетворенность всех субъектов образования (воспитанников, педагогов, родителей, общественности) результатами работы.

Попробуем проанализировать реальные возможности современной семьи и дошкольного образовательного учреждения выступать в роли взаимодополняющих друг друга полноценных субъектов воспитания ребенка с особыми потребностями, чтобы лучше увидеть их сильные и слабые места.

По общему признанию специалистов, семейное воспитание неповторимо по своему воздействию и эта уникальность определяется следующими причинами:

- первичностью семейного окружения в силу биологической и психологической зависимости ребенка от родителей;

- максимальной возрастной чувствительностью (сензитивностью) в период раннего и дошкольного детства к общению со значимым взрослым, которая возникает раньше потребности в общении со сверстником;

- длительностью и постоянством пребывания в семье, интимно-эмоциональной атмосферой семей-

ных отношений: кровным родством, любовью, привязанностью, индивидуализацией общения членов семьи с ребенком.

Таким образом, в эмоционально насыщенной атмосфере кровнородственных отношений, аналогов которой нет в социуме, заложен важнейший резерв для обогащения чувственного и социально-нравственного опыта дошкольника. Семья - это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в каждый текущий момент времени. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны значимых людей, ощущают себя любимыми и желанными. Семья является для малыша институтом эмоциональных отношений, который неосознанно воспринимается им как своеобразный «эмоциональный тыл».

С приходом в дошкольное образовательное учреждение ребенок сталкивается с новым социальным опытом. И уже не ему потакают, а он учится уступать, считаться с требованиями окружающих и согласовывать свои потребности и интересы с другими детьми и взрослыми. Таким образом, семья и детский сад начинают одновременно выступать для ребенка своеобразной школой социального поведения. Но и в этом случае семья остается для него первой опорой, где он рассчитывает всегда найти поддержку своим душевным и эмоциональным силам. Каждый институт воспитания - семья и детский сад - обладает своим особым содержанием, которого нет у другого. У каждого есть свои изъяны и преимущества. Каждый из них дает ребенку свой уникальный опыт социальных переживаний, связей и отношений. Предлагаем познакомиться с обобщенной схемой преимуществ и недостатков этих институтов (таблица).

Таким образом, социальный опыт, обретаемый дошкольником в детском саду и семье, разный: в семье ребенок - объект уступчивости и прощения, в детском саду - равноправный член социальной группы. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Отсюда следует, что только в гармоничном взаимодополнении детский сад и семья, признавая свои различия и сходства, недостатки и преимущества, могут компенсировать или смягчать несовершенство друг друга.

Судя по данным нашего опроса (2014 год) родителей дошкольников, не умеют выделять приоритеты в семейном воспитании, но за помощью к педагогам детского сада они не обращаются, потому что не придают особого значения этим трудностям (11,5 %); считают это неудобным (36,5 %); испытывают затруднения в общении с педагогом (13 %); считают, что справятся сами (10 %); сомневаются в профессиональной компетентности педагогов и не придают дошкольному образованию должного значения (11 %).

Данные проведенных опросов свидетельствуют о необходимости организации индивидуального подхода к работе с семьями воспитанников в рамках новой философии работы с семьей.

132 | Вестник Кемеровского государственного университета, 2014 № 3 (59) Т. 1

ПСИХОЛОГИЯ

Таблица

Сопоставительный анализ параметров воспитания дошкольника в условиях ДОУ и семьи

Детский сад - недостатки Семья - преимущества

Деловая форма общения воспитателей с детьми, сниженные интимность и эмоциональная включенность Эмоциональная насыщенность отношений между родителем и ребенком, «общение ради общения», кровнородственная близость и теплота

Наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами поведения, методами воздействий на ребенка Постоянство и длительность общения, переплетение частных жизней, сопричастность ребенка с общими планами отца и матери, других членов семьи

Обращение воспитателя ко всем детям, дозиро-ванность индивидуального общения с каждым ребенком Индивидуальная обращенность педагогических воздействий на ребенка

Преимущественное общение с детьми одного возраста Возможность общаться с родственниками разных возрастов: детьми, родными разных поколений

Детский сад - преимущества Семья - недостатки

Наличие и использование программ воспитания дошкольников, научно-методических знаний у педагогов, методических пособий Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений о воспитании, использование случайной педагогической литературы

Целенаправленный характер воспитания и обучения детей Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания

Условия жизни, быта, воспитания и обучения научно разработаны для детей, их потребностей Тенденция создавать условия для себя, непонимание их важности для ребенка

Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их психических и духовных потребностей Непонимание возрастных особенностей дошкольников; представление о них как об уменьшенной копии взрослых; инертность в поисках методов воспитания; стремление воспитывать как получится, непонимание духовных потребностей ребенка

Умелое применение оценки деятельности и поведения детей как стимула их развития Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не поведение и деятельность ребенка, а его личность

Разнообразная содержательная деятельность детей в обществе сверстников; возможность играть и общаться с широким кругом ровесников Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка; недостаток игрового общения взрослого и детей в семье

Наличие профессиональных умений для изучения личности ребенка в процессе деятельности Неумение дать своему ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания

Защищенность ребенка от травмирующей стороны личной жизни взрослых, их плохого настроения Беззащитность ребенка перед травмирующими фактами личной жизни родителей, перед их плохим настроением

Мы считаем, что организация групп неполного пребывания в ДОУ способствует максимальной индивидуализации подобного взаимодействия и интеграции воспитательных воздействий в ДОУ и семье в отношении ребенка с особыми потребностями.

Попытаемся выстроить перспективы реализации интегративного подхода в работе ДОУ, в том числе в группах неполного пребывания: дать возможность каждому ребенку выработать чувство уверенности в себе; развить комфортные, эмпатические и толерантные взаимоотношения с социальным окружением; сформировать критическое мышление и способность защищать себя и других перед лицом несправедливости.

В рамках апробации проекта мы предлагаем следующую классификацию групп неполного пребывания детей в ДОУ:

- адаптационные группы кратковременного пребывания детей раннего возраста, которые затем будут посещать детский сад;

- семейные группы кратковременного пребывания (для детей 1 - 3 лет и их родителей) в специально организованных семейных комнатах;

- кратковременное пребывание детей дошкольного возраста в обычной группе детского сада (например, только на время занятий, праздника, экскурсии или прогулки);

- кратковременное пребывание детей дошкольного возраста в специально выделенном групповом помещении в выходные и праздничные дни;

- группы кратковременного пребывания по обслуживанию детей 2 -7 лет разными специалистами дошкольного образования и медицинским персоналом ДОУ в специально оборудованных комнатах, кабинетах;

Вестник Кемеровского государственного университета, 2014 № 3 (59) Т. 1 \ 133

ПСИХОЛОГИЯ

- группы кратковременного пребывания детей 5 - 7-летнего возраста по подготовке их к школе (чаще всего организуются в вечернее время, после работы родителей);

- включение «приходящих» детей в состав недоукомплектованных групп (дети могут принимать участие в занятиях либо прогулке, играх, а перед обедом их забирают домой).

Приведенная классификация групп позволяет достаточно полно обеспечивать запросы родителей, максимально использовать кадровый потенциал и «свободные» помещения детского сада.

Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями в адаптационных группах неоспоримы и многочисленны:

- положительный эмоциональный настрой педагогов и родите лей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, т. к. будет учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги в свою очередь находят понимание со стороны родителей в большинстве проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;

- учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их

при работе. Что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;

- возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;

- укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;

- возможность реализации единой про граммы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

Критериями оценки деятельности ДОУ могут выступать следующие моменты: взаимодействие сотрудников с детьми; личностное развитие детей; развитие детей в игре; физическое развитие и здоровье, речевое развитие ребенка; развитие ребенка в игровой деятельности; развитие ребенка в музыкальной деятельности; развитие ребенка в театрализованной деятельности, в конструктивной деятельности; развитие элементарных математических представлений, развитие элементарных естественнонаучных представлений, развитие экологической культуры дошкольников; развитие представлений о человеке в истории и культуре.

Литература

1. Бурк О. А., Зарецкая Н. Ю. Ребенок с особыми потребностями в семье: системный семейный подход. URL: http://childpsy.ru/lib/articles/id/10296.php.

2. Григорьева О. Ф., Морозова И. С. Организация методической работы в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС дошкольного образования // Перспективы реализации ФГОС дошкольного образования как условие формирования социального опыта детей: материалы Всероссийской научнопрактической конференции, Кемерово, 19 - 20 февраля 2014 г.: в 2 ч. Ч. 1. Кемерово, 2014. С. 8 - 14.

3. Дарлинг Р., Селигман М. Обычные семьи, особые дети. М.: Теревинф», 2007. 368 с.

4. Морозова И. С. Особенности психолого-педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста // Возрастно-психологические и организационно-методические детерминанты развития дошкольников: сборник научных статей. Кемерово, 2013. С. 85 - 97.

Информация об авторах:

Морозова Ирина Станиславовна - доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей психологии и психологии развития КемГУ, ishmorozova@yandex.ru.

Irina S. Morozova - Doctor of Psychology, Professor, Head of the Department of General and Developmental Psychology, Kemerovo State University.

Белогай Ксения Николаевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития КемГУ, belogi@mail.ru.

Kseniya N. Belogay - Candidate of Psychology, Assisatant Professor at the Department of General and Developmental Psychology, Kemerovo State University.

Отт Татьяна Олеговна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития КемГУ, Olegovna5555@ya.ru.

Tatiana О. Ott - Candidate of Psychology, Assisatant Professor at the Department of General and Developmental Psychology, Kemerovo State University.

Статья поступила в редколлегию 08.05.2014 г.

134 | Вестник Кемеровского государственного университета, 2014 № 3 (59) Т. 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.