Научная статья на тему 'Качество современного дошкольного образования. Взгляд во времени'

Качество современного дошкольного образования. Взгляд во времени Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
488
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НОВЫЕ СТАНДАРТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТАМ / ОПЫТ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисенкова Наталья Сергеевна

Анализируя письма, приходящие в нашу рубрику, можно сказать, что большая их часть касается качества дошкольного образования. Многие спрашивают: как повлияет новая политика в области образования, в том числе новые стандарты и требования (ФГТ), на работу дошкольных учреждений? Как изменится подготовка детей к школе? Как найти дошкольные учреждения, работающие по более высоким образовательным стандартам? Останется ли возможность выбора образовательной программы? Давайте поговорим об этом подробно. Мы постараемся, опираясь на наш 20-летний опыт работы, рассмотреть некоторые проблемы и тенденции, кажущиеся нам наиболее важными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество современного дошкольного образования. Взгляд во времени»

84

Н. С. Денисенкова

Качество современного дошкольного образования. Взгляд во времени

Денисенкова Наталья Сергеевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития факультета социальной психологии МГППУ.

Анализируя письма, приходящие в нашу рубрику, можно сказать, что большая их часть касается качества дошкольного образования. Многие спрашивают: как повлияет новая политика в области образования, в том числе новые стандарты и требования (ФГТ), на работу дошкольных учреждений? Как изменится подготовка детей к школе? Как найти дошкольные учреждения, работающие по более высоким образовательным стандартам? Останется ли возможность выбора образовательной программы? Давайте поговорим об этом подробно. Мы постараемся, опираясь на наш 20-летний опыт работы, рассмотреть некоторые проблемы и тенденции, кажущиеся нам наиболее важными.

Прежде всего, хотелось бы отметить позитивные сдвиги, произошедшие в раннем образовании за последние десятилетия.

Одной из основных движущих сил, определивших положительные изменения в российском дошкольном образовании, стала свобода выбора, предоставленная образованию в целом и дошкольным учреждениям в частности.

Благодаря такой свободе было создано большое количество вариативных комплексных и парциальных образовательно-воспитательных программ, каждая из которых представляет то или иное направление педагогической и психологической науки. Именно в 90-е годы научные коллективы получили возможность реализовать свои теоретические взгляды в уникальных программах образования и воспитания детей.

В настоящее время еще существует большое количество интересных программ, позволяющих развивать разные стороны личности и познавательной сферы ребенка. Дошкольные учреждения выбирают их в соответствии со своими приоритетами.

Однако современная ориентация на общую для всех типовую программу может положить конец усилиям десятков научных и педагогических коллективов. Ведь любая, даже самая хорошая программа не может охватить все направления развития ребенка.

Так, одаренные и высоко мотивированные дети нуждаются в более сложных, соответствующих их развитию программах. «Втискивание» их в прокрустово ложе средних стандартов дорого обходится как самим детям, так и стране в целом.

Половинчатым представляется решение о разделении программы ДОУ на обязательную (соответствующую типовой программе) и вариативную (выбранную самим учреждением) части. Дело в том, что каждая из созданных и одобренных в свое время Министерством образования программ предлагает целостный взгляд на развитие ребенка и представляет неразрывно связанный между собой комплекс психолого-педагогических воздействий. Следовательно, ее дробление, внедрение «по кусочкам» значительно снизит эффективность, если не сведет к нулю.

Большинству специалистов в области дошкольного образования очевидно, что вариативность содержания дошкольного образования, наличие разных программ - обязательное условие его высокого качества.

Именно вариативность образования, его разнонаправленность, побуждает дошкольные учреждения к поиску и выбору образовательных программ, форм и методов работы, соответствующих интересам и склонностям педагогического коллектива, требованиям и ожиданиям родителей, специфике данного региона.

■ ■ ш

И Т Е Л И П

С Я Т С |

ЕТ

Эта тенденция впервые наметилась в 90-е годы, когда конкуренция между дошкольными учреждениями, спровоцированная маленьким количеством детей, подталкивала детские сады к изменению качества образовательных и воспитательных услуг. Для привлечения детей и прежде всего их родителей необходимо было найти и внедрить интересную программу, создав для нее методическое обеспечение и развивающую среду. Так родилась инициатива педагогических коллективов, приведшая к осознанному выбору образовательно-воспитательной траектории развития и созданию уникального лица каждого дошкольного учреждения.

На местах педагоги создали множество инновационных содержаний, форм, методов обучения и воспитания. Все это привело к бурному развитию психолого-педагогической мысли, всколыхнуло педагогическую общественность, подняло самооценку дошкольных работников, их статус в глазах общественности.

Многие разработки тех лет прошли проверку временем и легли в основу методических рекомендаций и пособий, которыми мы пользуемся сейчас. Появившиеся в это время на рынке образовательных услуг инновационные, профессионально грамотные материалы были подготовлены на основе теоретических моделей и прошли проверку сначала в экспериментальном режиме, а потом и в массовой практике. Сейчас они, к сожалению, постепенно вытесняются некачественными компиляциями, за которыми нет ни целостной вразумительной научной модели, ни ее апробации на практике, только финансовый интерес.

Более высокие требования к качеству образования, внедрение новых программ и технологий привело к значительному повышению профессиональной компетентности педагогов и администрации ДОУ. Многие воспитатели, психологи, старшие педагоги, заведующие, руководители среднего звена, преподаватели педагогических институтов и колледжей стали посещать лекции, семинары, мастер-классы, проходящие в разных городах России. Их целью было знакомство с новыми идеями и направлениями в педагогике и психологии.

В настоящее время большинство педагогов, не говоря уже о руководителях образовательных структур, хорошо осведомлены о состоянии современного дошкольного образования. Они не только разбираются в программах и технологиях, но и могут работать в разных

образовательных пространствах, а также имеют представление о зарубежном опыте. Молодые специалисты получают эти знания еще в колледже или институте. Многие воспитатели имеют высшее образование и постоянно повышают свою квалификацию, а руководители получают научные степени.

Изменение сознания педагогической общественности привело к переоценке роли педагога и его позиции по отношению к детям и их родителям. Результатом стал отказ от авторитарного стиля общения, внедрение лич-ностно-ориентированной модели взаимодействия ребенка и взрослого. Такая модель помогла педагогу по-другому увидеть и понять ребенка, побудила уважать его личность. Сегодня партнерство педагога и ребенка воспринимается нами как неотъемлемая часть системы образования.

Еще одним результатом перехода к лично-стно-ориентированной модели воспитания стал учет потребностей семьи и требований родителей. Совместное преодоление трудностей, возникающих как в педагогическом процессе, так и в детско-родительских отношениях, - обычная картина для современного детского сада. Трудно представить дошкольное учреждение, в котором родители не играли бы активную роль, не были бы включены в образовательно-воспитательный процесс.

Другим достижением современного дошкольного образования является индивидуальный подход к ребенку, учет его психологических особенностей при подборе педагогических технологий и методов работы с ним, планирование индивидуальной траектории развития.

Для того чтобы это стало возможным, необходимо было создать и апробировать программы и технологии, подходящие для работы и помощи разным категориям детей. Были созданы программы для одаренных детей, а также программы для развития разных видов способностей дошкольников - интеллектуальных, творческих, музыкальных и др.

Появились новые подходы и формы работы с детьми, испытывающими различные трудности, в том числе с детьми-инвалидами. В практику внедряются идеи инклюзивного образования.

Во многих ДОУ укоренилась работа по подгруппам из 10-12 детей, что значительно повышает возможности учета индивидуальных

85

особенностей ребенка, персонификацию образовательно-воспитательного процесса.

Введение психолога в штат дошкольного учреждения позволило глубже понять ребенка, выявить его индивидуальные склонности, предпочтения, тенденции развития, а также разобраться в причинах его внутренних конфликтов и проблем.

Учету индивидуальных особенностей, семейных традиций, а также увеличению доступности образования помогает внедрение разных форм работы с детьми. К ним относятся группы кратковременного пребывания, центры игровой поддержки, семейные детские сады и др. Появился широкий ассортимент услуг дополнительного образования, возникли частные детские сады.

Новые подходы к организации образовательного пространства значительно повышают его качество, доступность и разнообразие.

Большинство перечисленных нововведений были в свое время поддержаны Министерством образования РФ. Его сотрудники помогали распространению, апробации и внедрению всего нового и передового. Они структурировали, отбирали, рекомендовали наиболее интересные и содержательные разработки, поддерживали инициативу ученых и педагогического сообщества, ездили по регионам и отслеживали результаты инновационной деятельности. Возник рынок образовательных услуг, где дошкольные учреждения и родители получили возможность выбирать то, что им больше всего подходит, а научные коллективы смогли реализовать теоретические наработки в конкретных программах и увидеть, как они работают на практике. Эту работу продолжили и расширили Управления образования в регионах.

Однако гамма дошкольного образования состоит не только из радостных красок и 90-е годы подарили как подъем педагогической мысли, так и создали множество проблем.

Из-за значительного уменьшения количества детей в те годы снизилось число детских садов и квалифицированных педагогов, работающих с дошкольниками. Эта проблема до сих пор не только не решена, но и приобрела особую остроту. Большое количество детей вынуждены воспитываться дома, что сказывается как на уровне их психологической готовности к школе (интеллектуальной и личностной), так и на социальном развитии в целом, способности вхождения в широкое социальное и культурное пространство.

Увеличение количества детей в группах детских садов, к сожалению, не решает проблему доступности дошкольного образования. Пребывание в группе из 30 человек потенциально опасно для физического здоровья и психологического благополучия детей трехлетнего возраста. Такое количество 5-7-летних детей в старшей и подготовительной группах не дает возможности организовать качественный образовательно-воспитательный процесс, создать развивающую среду, обеспечить индивидуальный подход к ребенку и его полноценную психологическую поддержку.

Сокращение количества высококвалифицированных дошкольных работников неблагоприятно сказывается не только на качестве образовательно-воспитательного процесса, но и усложняет профессиональное становление молодых педагогов. Приходя на работу в детский сад, им часто не на кого опереться, не у кого спросить совета, который так нужен в повседневной педагогической практике.

Все это приводит к потере традиций, создающих уникальную атмосферу любого детского сада, влияющих как на педагогов, так и на их воспитанников и родителей.

Тенденция к снижению требований к профессиональным качествам воспитателя, сведение его роли к обеспечению жизненных потребностей ребенка не приводит к росту педагогического мастерства, затрудняет возникновение нового передового поколения воспитателей и специалистов, работающих с дошкольниками.

Поверхностный взгляд на проблемы качества дошкольного образования, доминирование коммерческих интересов привели к снижению уровня просветительской работы с родителями. Телевизионные передачи, научные и научно-популярные фильмы из развивающих и обогащающих знания и опыт родителей, очень часто превращаются в ток-шоу или представления, где голос профессионала практически не слышен за громкими криками дилетантов. Выхватываются отдельные случаи, которым придается статус всеобщих тенденций. Статьи в глянцевых журналах далеко не всегда пишутся признанными в психологии и педагогике авторитетами, а чаще людьми, оказавшимися ближе к редколлегии или получившими известность в СМИ.

Это приводит к тому, что родители в воспитании детей руководствуются псевдонаучными взглядами, случаями из чужой жизни,

86

неадаптированными к нашей культуре западными теориями воспитания и другими суррогатами. Подобное положение дел не может не отражаться на семейном воспитании, которое во все времена было главным для ребенка.

Введение единой типовой программы воспитания и образования, отказ от свободы выбора может стать губительным для уникальных дошкольных образовательных учреждений, где внедряются передовые идеи. В таких детских садах программы собственного развития строятся с учетом приоритетов, выбранных данными учреждениями. Новые образовательные технологии и инновационные подходы, экспериментальный режим работы, участие в российских и международных проектах и многое другое подталкивают их к постоянному совершенствованию, а в процессе сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений создают креативное поле дошкольного образования.

Требования к педагогам, работающим в этих учреждениях, высоки. Они получают высшее образование, регулярно повышают квалификацию, участвуют в разнообразных конференциях, семинарах, круглых столах, обмениваются опытом с коллегами. Это думающие, самостоятельные, творческие личности, умеющие отстаивать свою точку зрения и открытые ко всему новому.

Руководить творческими людьми не просто, поэтому администрация этих дошкольных учреждений состоит из инициативных, знающих людей, ценящих свою команду, уважающих и поощряющих ее.

К сожалению, не все детские сады таковы. Есть ДОУ, которые остановились в развитии, перестали внедрять передовые технологии и даже, наоборот, снизили качество образовательных услуг. Девизом этих учреждений стало: «Дайте жить спокойно на такую зарплату».

Апатия, безразличие ко всему новому, даже его отторжение - основное настроение педагогов этих ДОУ.

На семинарах и мастер-классах они с удовольствием слушают рассказ о чужих успехах и нововведениях, но между собой говорят: «Это не для нас». Даже заведующие и методисты таких детских садов считают основным достижением обстановку учреждения, мебель, игрушки, наличие бассейна. В разговоре с родителями они не считают значимым рассказать о программе, по которой они работают,

об уровне педагогического мастерства коллектива, методическом оснащении и других важных показателях качества образования.

Не менее печально, что новые требования к программе дошкольного образования только усугубляют такое положение дел. Снижение качества образования проявляется в приравнивании значения познавательного развития ребенка к трудовому воспитанию; в отказе от занятий в пользу развивающих ситуаций; это ведет к снижению уровня образовательно-воспитательной деятельности воспитателей. При этом игнорируется то обстоятельство, что термин «занятие» адресован педагогу, а не ребенку. Занятие - это единица совместной деятельности педагога и ребенка. Отказ от нее приводит к тому, что педагоги начинают видеть свою задачу лишь в привитии детям бытовых навыков, элементарных представлений об окружающем и т. д. Все это лишь значительно увеличивает загруженность детей. Вместо того чтобы занятия, направленные на общее развитие ребенка, на его подготовку к школе, проводились в стенах детского сада воспитателем, учитывающим возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, детей вынуждают посещать другие, дополнительные занятия, организуемые при школах, которые действительно очень похожи на уроки. После 8-9-часового пребывания в детском саду ребенок отправляется на подготовительные курсы, в прогимназии, в нулевые классы, занимающиеся подготовкой детей к данной конкретной школе. Родители вынуждены водить ребенка на такие занятия, так как требования для поступления именно в эту школу постоянно возрастают, а дошкольные учреждения не всегда могут им соответствовать.

В одной статье трудно охватить все изменения и характеристики современного дошкольного образования. Мы лишь поделились с вами нашими мыслями, радостями и тревогами за его будущее.

Однако, несмотря на все проблемы, с которыми сталкивается образование сегодня, положительных сдвигов гораздо больше. Качественные изменения, произошедшие за последние десятилетия, дают право гордиться отечественным дошкольным образованием и воспитанием. Надеемся, что научная, педагогическая, родительская общественность внимательно отнесутся к предлагаемым нововведениям и выскажут свое объективное мнение, которое будет услышано на разных уровнях. ■

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.