84
Н. С. Денисенкова
Качество современного дошкольного образования. Взгляд во времени
Денисенкова Наталья Сергеевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития факультета социальной психологии МГППУ.
Анализируя письма, приходящие в нашу рубрику, можно сказать, что большая их часть касается качества дошкольного образования. Многие спрашивают: как повлияет новая политика в области образования, в том числе новые стандарты и требования (ФГТ), на работу дошкольных учреждений? Как изменится подготовка детей к школе? Как найти дошкольные учреждения, работающие по более высоким образовательным стандартам? Останется ли возможность выбора образовательной программы? Давайте поговорим об этом подробно. Мы постараемся, опираясь на наш 20-летний опыт работы, рассмотреть некоторые проблемы и тенденции, кажущиеся нам наиболее важными.
Прежде всего, хотелось бы отметить позитивные сдвиги, произошедшие в раннем образовании за последние десятилетия.
Одной из основных движущих сил, определивших положительные изменения в российском дошкольном образовании, стала свобода выбора, предоставленная образованию в целом и дошкольным учреждениям в частности.
Благодаря такой свободе было создано большое количество вариативных комплексных и парциальных образовательно-воспитательных программ, каждая из которых представляет то или иное направление педагогической и психологической науки. Именно в 90-е годы научные коллективы получили возможность реализовать свои теоретические взгляды в уникальных программах образования и воспитания детей.
В настоящее время еще существует большое количество интересных программ, позволяющих развивать разные стороны личности и познавательной сферы ребенка. Дошкольные учреждения выбирают их в соответствии со своими приоритетами.
Однако современная ориентация на общую для всех типовую программу может положить конец усилиям десятков научных и педагогических коллективов. Ведь любая, даже самая хорошая программа не может охватить все направления развития ребенка.
Так, одаренные и высоко мотивированные дети нуждаются в более сложных, соответствующих их развитию программах. «Втискивание» их в прокрустово ложе средних стандартов дорого обходится как самим детям, так и стране в целом.
Половинчатым представляется решение о разделении программы ДОУ на обязательную (соответствующую типовой программе) и вариативную (выбранную самим учреждением) части. Дело в том, что каждая из созданных и одобренных в свое время Министерством образования программ предлагает целостный взгляд на развитие ребенка и представляет неразрывно связанный между собой комплекс психолого-педагогических воздействий. Следовательно, ее дробление, внедрение «по кусочкам» значительно снизит эффективность, если не сведет к нулю.
Большинству специалистов в области дошкольного образования очевидно, что вариативность содержания дошкольного образования, наличие разных программ - обязательное условие его высокого качества.
Именно вариативность образования, его разнонаправленность, побуждает дошкольные учреждения к поиску и выбору образовательных программ, форм и методов работы, соответствующих интересам и склонностям педагогического коллектива, требованиям и ожиданиям родителей, специфике данного региона.
■ ■ ш
И Т Е Л И П
С Я Т С |
ЕТ
Эта тенденция впервые наметилась в 90-е годы, когда конкуренция между дошкольными учреждениями, спровоцированная маленьким количеством детей, подталкивала детские сады к изменению качества образовательных и воспитательных услуг. Для привлечения детей и прежде всего их родителей необходимо было найти и внедрить интересную программу, создав для нее методическое обеспечение и развивающую среду. Так родилась инициатива педагогических коллективов, приведшая к осознанному выбору образовательно-воспитательной траектории развития и созданию уникального лица каждого дошкольного учреждения.
На местах педагоги создали множество инновационных содержаний, форм, методов обучения и воспитания. Все это привело к бурному развитию психолого-педагогической мысли, всколыхнуло педагогическую общественность, подняло самооценку дошкольных работников, их статус в глазах общественности.
Многие разработки тех лет прошли проверку временем и легли в основу методических рекомендаций и пособий, которыми мы пользуемся сейчас. Появившиеся в это время на рынке образовательных услуг инновационные, профессионально грамотные материалы были подготовлены на основе теоретических моделей и прошли проверку сначала в экспериментальном режиме, а потом и в массовой практике. Сейчас они, к сожалению, постепенно вытесняются некачественными компиляциями, за которыми нет ни целостной вразумительной научной модели, ни ее апробации на практике, только финансовый интерес.
Более высокие требования к качеству образования, внедрение новых программ и технологий привело к значительному повышению профессиональной компетентности педагогов и администрации ДОУ. Многие воспитатели, психологи, старшие педагоги, заведующие, руководители среднего звена, преподаватели педагогических институтов и колледжей стали посещать лекции, семинары, мастер-классы, проходящие в разных городах России. Их целью было знакомство с новыми идеями и направлениями в педагогике и психологии.
В настоящее время большинство педагогов, не говоря уже о руководителях образовательных структур, хорошо осведомлены о состоянии современного дошкольного образования. Они не только разбираются в программах и технологиях, но и могут работать в разных
образовательных пространствах, а также имеют представление о зарубежном опыте. Молодые специалисты получают эти знания еще в колледже или институте. Многие воспитатели имеют высшее образование и постоянно повышают свою квалификацию, а руководители получают научные степени.
Изменение сознания педагогической общественности привело к переоценке роли педагога и его позиции по отношению к детям и их родителям. Результатом стал отказ от авторитарного стиля общения, внедрение лич-ностно-ориентированной модели взаимодействия ребенка и взрослого. Такая модель помогла педагогу по-другому увидеть и понять ребенка, побудила уважать его личность. Сегодня партнерство педагога и ребенка воспринимается нами как неотъемлемая часть системы образования.
Еще одним результатом перехода к лично-стно-ориентированной модели воспитания стал учет потребностей семьи и требований родителей. Совместное преодоление трудностей, возникающих как в педагогическом процессе, так и в детско-родительских отношениях, - обычная картина для современного детского сада. Трудно представить дошкольное учреждение, в котором родители не играли бы активную роль, не были бы включены в образовательно-воспитательный процесс.
Другим достижением современного дошкольного образования является индивидуальный подход к ребенку, учет его психологических особенностей при подборе педагогических технологий и методов работы с ним, планирование индивидуальной траектории развития.
Для того чтобы это стало возможным, необходимо было создать и апробировать программы и технологии, подходящие для работы и помощи разным категориям детей. Были созданы программы для одаренных детей, а также программы для развития разных видов способностей дошкольников - интеллектуальных, творческих, музыкальных и др.
Появились новые подходы и формы работы с детьми, испытывающими различные трудности, в том числе с детьми-инвалидами. В практику внедряются идеи инклюзивного образования.
Во многих ДОУ укоренилась работа по подгруппам из 10-12 детей, что значительно повышает возможности учета индивидуальных
85
особенностей ребенка, персонификацию образовательно-воспитательного процесса.
Введение психолога в штат дошкольного учреждения позволило глубже понять ребенка, выявить его индивидуальные склонности, предпочтения, тенденции развития, а также разобраться в причинах его внутренних конфликтов и проблем.
Учету индивидуальных особенностей, семейных традиций, а также увеличению доступности образования помогает внедрение разных форм работы с детьми. К ним относятся группы кратковременного пребывания, центры игровой поддержки, семейные детские сады и др. Появился широкий ассортимент услуг дополнительного образования, возникли частные детские сады.
Новые подходы к организации образовательного пространства значительно повышают его качество, доступность и разнообразие.
Большинство перечисленных нововведений были в свое время поддержаны Министерством образования РФ. Его сотрудники помогали распространению, апробации и внедрению всего нового и передового. Они структурировали, отбирали, рекомендовали наиболее интересные и содержательные разработки, поддерживали инициативу ученых и педагогического сообщества, ездили по регионам и отслеживали результаты инновационной деятельности. Возник рынок образовательных услуг, где дошкольные учреждения и родители получили возможность выбирать то, что им больше всего подходит, а научные коллективы смогли реализовать теоретические наработки в конкретных программах и увидеть, как они работают на практике. Эту работу продолжили и расширили Управления образования в регионах.
Однако гамма дошкольного образования состоит не только из радостных красок и 90-е годы подарили как подъем педагогической мысли, так и создали множество проблем.
Из-за значительного уменьшения количества детей в те годы снизилось число детских садов и квалифицированных педагогов, работающих с дошкольниками. Эта проблема до сих пор не только не решена, но и приобрела особую остроту. Большое количество детей вынуждены воспитываться дома, что сказывается как на уровне их психологической готовности к школе (интеллектуальной и личностной), так и на социальном развитии в целом, способности вхождения в широкое социальное и культурное пространство.
Увеличение количества детей в группах детских садов, к сожалению, не решает проблему доступности дошкольного образования. Пребывание в группе из 30 человек потенциально опасно для физического здоровья и психологического благополучия детей трехлетнего возраста. Такое количество 5-7-летних детей в старшей и подготовительной группах не дает возможности организовать качественный образовательно-воспитательный процесс, создать развивающую среду, обеспечить индивидуальный подход к ребенку и его полноценную психологическую поддержку.
Сокращение количества высококвалифицированных дошкольных работников неблагоприятно сказывается не только на качестве образовательно-воспитательного процесса, но и усложняет профессиональное становление молодых педагогов. Приходя на работу в детский сад, им часто не на кого опереться, не у кого спросить совета, который так нужен в повседневной педагогической практике.
Все это приводит к потере традиций, создающих уникальную атмосферу любого детского сада, влияющих как на педагогов, так и на их воспитанников и родителей.
Тенденция к снижению требований к профессиональным качествам воспитателя, сведение его роли к обеспечению жизненных потребностей ребенка не приводит к росту педагогического мастерства, затрудняет возникновение нового передового поколения воспитателей и специалистов, работающих с дошкольниками.
Поверхностный взгляд на проблемы качества дошкольного образования, доминирование коммерческих интересов привели к снижению уровня просветительской работы с родителями. Телевизионные передачи, научные и научно-популярные фильмы из развивающих и обогащающих знания и опыт родителей, очень часто превращаются в ток-шоу или представления, где голос профессионала практически не слышен за громкими криками дилетантов. Выхватываются отдельные случаи, которым придается статус всеобщих тенденций. Статьи в глянцевых журналах далеко не всегда пишутся признанными в психологии и педагогике авторитетами, а чаще людьми, оказавшимися ближе к редколлегии или получившими известность в СМИ.
Это приводит к тому, что родители в воспитании детей руководствуются псевдонаучными взглядами, случаями из чужой жизни,
86
неадаптированными к нашей культуре западными теориями воспитания и другими суррогатами. Подобное положение дел не может не отражаться на семейном воспитании, которое во все времена было главным для ребенка.
Введение единой типовой программы воспитания и образования, отказ от свободы выбора может стать губительным для уникальных дошкольных образовательных учреждений, где внедряются передовые идеи. В таких детских садах программы собственного развития строятся с учетом приоритетов, выбранных данными учреждениями. Новые образовательные технологии и инновационные подходы, экспериментальный режим работы, участие в российских и международных проектах и многое другое подталкивают их к постоянному совершенствованию, а в процессе сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений создают креативное поле дошкольного образования.
Требования к педагогам, работающим в этих учреждениях, высоки. Они получают высшее образование, регулярно повышают квалификацию, участвуют в разнообразных конференциях, семинарах, круглых столах, обмениваются опытом с коллегами. Это думающие, самостоятельные, творческие личности, умеющие отстаивать свою точку зрения и открытые ко всему новому.
Руководить творческими людьми не просто, поэтому администрация этих дошкольных учреждений состоит из инициативных, знающих людей, ценящих свою команду, уважающих и поощряющих ее.
К сожалению, не все детские сады таковы. Есть ДОУ, которые остановились в развитии, перестали внедрять передовые технологии и даже, наоборот, снизили качество образовательных услуг. Девизом этих учреждений стало: «Дайте жить спокойно на такую зарплату».
Апатия, безразличие ко всему новому, даже его отторжение - основное настроение педагогов этих ДОУ.
На семинарах и мастер-классах они с удовольствием слушают рассказ о чужих успехах и нововведениях, но между собой говорят: «Это не для нас». Даже заведующие и методисты таких детских садов считают основным достижением обстановку учреждения, мебель, игрушки, наличие бассейна. В разговоре с родителями они не считают значимым рассказать о программе, по которой они работают,
об уровне педагогического мастерства коллектива, методическом оснащении и других важных показателях качества образования.
Не менее печально, что новые требования к программе дошкольного образования только усугубляют такое положение дел. Снижение качества образования проявляется в приравнивании значения познавательного развития ребенка к трудовому воспитанию; в отказе от занятий в пользу развивающих ситуаций; это ведет к снижению уровня образовательно-воспитательной деятельности воспитателей. При этом игнорируется то обстоятельство, что термин «занятие» адресован педагогу, а не ребенку. Занятие - это единица совместной деятельности педагога и ребенка. Отказ от нее приводит к тому, что педагоги начинают видеть свою задачу лишь в привитии детям бытовых навыков, элементарных представлений об окружающем и т. д. Все это лишь значительно увеличивает загруженность детей. Вместо того чтобы занятия, направленные на общее развитие ребенка, на его подготовку к школе, проводились в стенах детского сада воспитателем, учитывающим возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, детей вынуждают посещать другие, дополнительные занятия, организуемые при школах, которые действительно очень похожи на уроки. После 8-9-часового пребывания в детском саду ребенок отправляется на подготовительные курсы, в прогимназии, в нулевые классы, занимающиеся подготовкой детей к данной конкретной школе. Родители вынуждены водить ребенка на такие занятия, так как требования для поступления именно в эту школу постоянно возрастают, а дошкольные учреждения не всегда могут им соответствовать.
В одной статье трудно охватить все изменения и характеристики современного дошкольного образования. Мы лишь поделились с вами нашими мыслями, радостями и тревогами за его будущее.
Однако, несмотря на все проблемы, с которыми сталкивается образование сегодня, положительных сдвигов гораздо больше. Качественные изменения, произошедшие за последние десятилетия, дают право гордиться отечественным дошкольным образованием и воспитанием. Надеемся, что научная, педагогическая, родительская общественность внимательно отнесутся к предлагаемым нововведениям и выскажут свое объективное мнение, которое будет услышано на разных уровнях. ■
87