Основные факторы успешной реализации федерального государственного образовательного стандарта в работе дошкольной организации
Скобелева Н. А. заведующий
МБДОУЦРР - детский сад № 394 «Парус» г. Нижний Новгород, Россия [email protected]
Аннотация: В статье рассматриваются основные положения Федерального государственного образовательного стандарта как нормативно-правового документа системы дошкольного образования и ведущие факторы его успешной реализации в деятельности дошкольной организации, к которым относятся нормативные документы учреждения, кадровый потенциал и условия среды.
Ключевые слова: Стандарт, факторы, образовательная программа, требования к структуре, условиям и результатам освоения образовательной программы.
Дошкольное образование впервые в истории развития российской системы образования признано первым ее уровнем. Данное положение имеет законную силу в связи с выходом Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и является чрезвычайно важным для осмысления (ФЗ № 273-ФЗ, 2012, с.10). Действительно, значение дошкольного периода детства, его важнейших новообразований (развития речи и общения, воображения, формирования важнейших видов движений, волевой саморегуляции и др.) в дальнейшем формировании личности человека трудно недооценивать.
Следом выходит новый документ, чрезвычайно важный и значимый для перехода дошкольных учреждений в новый статус, определяющий нормативные основы деятельности дошкольных образовательных организаций - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС дошкольного образования, 2013, с.1).
Этот документ работники детских садов ждали в надежде, что с его появлением будут разрешены многие проблемы, особенно остро обозначившиеся в дошкольном образовании за последние десятилетия. Современные педагоги надеются на то, что с обретением юридически закрепленного статуса, ДОУ уже не будут финансироваться по «остаточному принципу», исчезнет дефицит профессиональных кадров, сложится правильный уклад воспитания детей в семье, прекратится школяризация детства, а в детских садах будут созданы все условия для полноценного и своевременного развития каждого ребенка в специфически детских видах деятельности. (Асмолов А.Г, 2013, с.2).
ФГОС уточняет, конкретизирует и дополняет ФГТ к дошкольному образованию, включает требования к его результатам и создает объемную картину преобразований, необходимых для достижения качества работы каждой дошкольной организации.
Во всех частях нового документа отражена идея самоценности дошкольного детства, как важнейшего периода не только для полноценного становления личности, но и для выстраивания перспективных и преемственных связей между уровнями системы образования, что, соответственно, требует объединения усилий лиц, непосредственно и опосредованно включенных в образовательный процесс детского сада. Государственный стандарт:
• обеспечивает равные возможности для получения качественного дошкольного образования каждому ребенку;
• гарантирует уровень и качество образования на основе единых обязательных требований к структуре основной образовательной программы, к условиям ее реализации и результатам освоения;
• сохраняет единство образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования (ФГОС дошкольного образования, 2013, с3).
В связи с появлением Стандарта, обязанностью каждого руководителя дошкольной образовательной организации является предельное внимание к факторам, определяющим достижение нового качества работы с детьми. Понятие «фактор» в культурных источниках определяется как условие, средство, движущая сила, показатель, ресурс (Ожегов С.И., 1999, с. 847; Большой Энциклопедический словарь).
В нашем детском саду мы выделили ключевые факторы модернизации образовательного процесса, которыми являются:
1) обновленная нормативная база;
2) сотрудники, и в первую очередь, педагоги, организующие образовательный процесс;
3) среда дошкольного учреждения.
Остановимся на каждом из факторов, акцентируя внимание на наиболее важных аспектах предстоящих преобразований.
Нормативную базу учреждения составляют устав, локальные акты, должностные инструкции, договоры с родителями (законными представителями) воспитанников и др. Необходимо привести их в соответствие с требованиями ФГОС, установить связи между этими документами, определить точные права и обязанности всех участников образовательного процесса.
Особое внимание нужно уделить важнейшему документу - основной образовательной программе, по которой работает каждое ДОУ. Она создавалась всем коллективом, согласно ФГТ (приказ № 655 от 23.11.2009), и теперь также должна быть пересмотрена с учетом требований, указанных в Стандарте.
Структура образовательной программы теперь включает три раздела: целевой, содержательный, организационный, над каждым из которых необходимо основательно поработать, учитывая то новое, что вносит ФГОС в этот документ. Во-первых, подкорректировать ее содержание, определяющее развитие ребенка в пяти образовательных областях (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие). Во-вторых, расширить организационный раздел программы следующими подразделами: организация предметно-пространственной развивающей среды, способы и направления поддержки детской инициативы. В-третьих, оформить дополнительный раздел программы с краткой ее презентацией и текстом для семей воспитанников и общественных организаций (ФГОС дошкольного образования, 2013, с.6-13).
Основная образовательная программа в ее обновленном варианте может быть успешно реализована только общеколлективной командной работой всех сотрудников, готовых к воплощению заложенных в ней идей. Для этого руководству требуются точные знания о потенциале каждого из них, чтобы планомерно работать над повышением их профессиональной компетентности. И если с педагогами работают, в основном, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, старший воспитатель, то остальных сотрудников курируют заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе, медицинские работники и др.
На основе данных о степени готовности сотрудников к работе в новых условиях, полученных путем опросников, наблюдений за их работой, само- и взаимооценок, составляются общий и индивидуальные планы работы по самообразованию с разными категориями работников. Важно организовывать процесс профессионального
саморазвития персонала через актуальные для каждого из них формы и содержание работы с учетом принципа индивидуализации.
Работники всего коллектива современной дошкольной организации должны ориентироваться в нормативно-правовых документах, хорошо знать те положения, которые непосредственно касаются их должностных обязанностей, чтобы с полной ответственностью включаться в общую работу и видеть свою роль и место в системе деятельности учреждения.
В частности, грамотный специалист любого профиля в ДОУ обязан изучить и осмыслить Федеральный закон № 273-ФЗ, Федеральный государственный образовательный стандарт, распорядительные документы исполнительных органов власти в сфере дошкольного образования. Данным вопросам в нашей организации посвящаются оперативные совещания, коллективные чтения, тренинги, семинарские занятия, интернет-ресурсы. Много внимания в ситуациях взаимодействия с сотрудниками уделяется рациональным способам труда и построения взаимоотношений с детьми и взрослыми. С младшими воспитателями организована работа по формированию основ психологической грамотности на заседаниях клуба «Младший обслуживающий персонал (МОП)».
По словам одного из разработчиков ФГОС, Александра Асмолова, стандарт ориентирован на процесс воспитания (Асмолов А.Г., 2013. с. 3). Поэтому очень важен каждый человек, осуществляющий общение и взаимодействие с детьми в группе, способный в каждом моменте жизнедеятельности учитывать интересы и возможности воспитанников, способствовать формированию у них уверенности в своих силах, поддерживать детскую инициативу.
Но главными исполнителями образовательной программы, содействующими становлению личности воспитанников, успешной их социализации и индивидуализации, являются педагоги, которые обязаны грамотно планировать и организовывать образовательный процесс, осуществлять его мониторинг, вовлекать родителей в работу с детьми, оптимизировать условия жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в дошкольном учреждении.
Стандарт описывает основные компетенции педагогов, необходимые для решения развивающих задач, создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.
Анализ умений у педагогов нашей организации, представленных в Стандарте, показал, что большинство из них (около 80%) успешно реализуют личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, используют формы и методы, адекватные возрастным особенностям воспитанников. Данная группа воспитателей ориентирована на поддержку детской инициативы, развитие их ценностной сферы, проявляет способность к созданию среды творческого проявления воспитанников в деятельности, осуществляет взаимодействие с семьей, формируя позицию родителей, как субъектов образовательного процесса. Результаты исследования показали эффективность методической работы, проводимой в рамках реализации ФГТ и обучения воспитателей способам реализации основной общеобразовательной программы, созданной три года назад. Наблюдения за взаимоотношениями работников показывают позитивные тенденции в сохранении положительного микроклимата в пространстве всего детского сада, согласованность в контактах педагогов и младших воспитателей, воспитателей и других сотрудников в интересах ребенка.
С другой стороны, часть воспитателей (таких около 20%) затрудняются в создании атмосферы поддержки ребенка, развития его позитивной самооценки, уверенности в своих силах.
В плане нашей работы с этой группой педагогов стоят задачи формирования у них представлений о средствах и способах создания психолого-педагогических условий для позитивной социализации и индивидуализации каждого воспитанника. Наблюдения
за работой педагогических кадров и итоги их самооценки показывают, что основные проблемы у них возникают в построении педагогически целесообразного взаимодействия с родителями и детьми. Предполагаем формировать данные компетенции через использование внутренних ресурсов самих педагогов, проблемные ситуации и технологии взаимообучения. Кроме того, планируем тренинги по личностно-ориентированному общению с детьми и семинары по развитию коммуникативной культуры; диалог-клубы по созданию позитивного психологического и морально-нравственного климата в группе и в рабочем коллективе и др.
Много вопросов возникает у педагогов по поводу мониторинга детского развития. ФГОС четко определяет положения относительно того, что личностные качества детей не подлежат измерению. Однако качество образовательного процесса, организуемого педагогами - а его результатом является освоенность содержания -необходимо выявлять через наблюдения, анализ работ, беседы с детьми и родителями. Этому мы также учим педагогов. Мониторинг, по мнению авторов ФГОС, служит исключительно для планирования развития детей, определения «зоны их ближайшего развития», и с этим мы также согласны. Планирование, перестроенное на основе принципов ФГТ (разработки кафедры теории и методики дошкольного образования НИРО), нас устраивает. Оно вполне соответствует современным документам, строится на научной основе и тесно связано с мониторингом освоения программы детьми (Попова В.Р., 2012, с. 372).
Одной из проблем, от решения которой зависит качество работы персонала учреждения с детьми, является проблема рациональной, сбалансированной профессиональной деятельности каждого из них. В нашем коллективе есть работники, не умеющие рационально распределить время труда и отдыха, что, несомненно, сказывается на качестве построения отношений между участниками образовательных отношений. Решать данную задачу мы планируем через следующие формы методической работы: хронометраж и фотозапись рабочего дня, составление циклограмм, консультации по планированию (групповые и индивидуальные), тренинги успешности в деятельности, беседы на темы саморазвития, карьерного роста и профессиональной самореализации; самоанализ деятельности; вариативный контроль профессионального саморазвития педагогов: реализация проектов, сбор портфолио, конкурсы профессионального мастерства: «Педагог месяца» и т.д.
Практика показывает, что данные формы работы способствуют развитию исследовательских и проектировочных, организационных, коммуникативных и рефлексивных умений педагогов.
Также нужно отметить, что на этапе профессионального становления, для работников важна система морального и материального стимулирования, что поможет обеспечить отсутствие текучки, а значит эффективность всей системы повышения квалификации кадров.
Несколько слов скажем о предметно-пространственной и социальной среде дошкольного учреждения, создание которой является немаловажным фактором развития детей, их полноценной позитивной социализации и индивидуализации. Анализ развивающего пространства детского сада по параметрам ее качества, возможности творческого самоопределения и самовыражения детей позволил сделать неутешительные выводы. Недостаточное финансирование детских садов «по остаточному принципу» привело к тому, что наш детский сад способен лишь поддерживать системы жизнеобеспечения и не может в полном объеме создать комфортные условия для присмотра, ухода, физического и психологического благополучия и всестороннего развития детей.
Поэтому мы, надеясь на новый статус дошкольной образовательной организации, ожидаем от государства достаточного и необходимого финансирования нашей деятельности, исходя из требований Стандарта.
Тенденции последних лет свидетельствуют и об ограниченных возможностях дошкольного учреждения в создании обогащенных социальных условий развития воспитанников. Назовем некоторые из них. Это одновозрастной контингент дошкольной группы, изоляция детских коллективов вследствие неблагополучной эпидемиологической ситуации, кризис родственных отношений семей, финансовые и организационные трудности перевозок дошкольников за пределы детского сада.
Благоприятная социальная ситуация развития, о которой писал В.И. Слободчиков, представляет собой интеграцию миров истории, культуры, социума и мира ребенка (Слободчиков В.И., 2000, с. 342). Созданию эффективных условий для освоения ребенком ценностей и смыслов, которые он затем воспроизводит и преобразует в своем личном пространстве, помогает организация разновозрастных сообществ - детских объединений по различным направлениям деятельности (коллективные работы, совместные конкурсы, встречи с «интересными» детьми, оформление групп к праздникам), реализация проекта «Родительские субботы» (организация оздоровительных и культурных досугов детей, педагогов и родителей за пределами учреждения).
В заключении обратимся к еще очень важному разделу ФГОС - к результатам освоения основной образовательной программы, которые, по сути, являются итогом согласованной работы всех звеньев образовательной организации - и особенно основных ее факторов, к которым мы отнесли нормативные документы, кадровый потенциал учреждения и условия среды, в которых дошколята живут и развиваются.
Требования к результатам заставляют задуматься о согласованных действиях между детскими дошкольными организациями и школами. До сих пор у нас предъявляются различные требования к выпускнику со стороны детского сада и начальной школы. Действительно, данные института психолого-педагогических исследований РАО показали, что для учителя начальной школы идеалом является подготовленный к школе ребенок, послушный, не нарушающий дисциплину; умеющий читать и писать печатными буквами, считать в пределах 10 (Асмолов А.Г., 2013, с. 10).
Следовательно, целевые ориентиры Программы обязательно должны быть предметом дискуссий между педагогами смежных уровней дошкольного и начального общего образования с целью выполнения главного предназначения Стандарта: согласования разумных интересов всех участников образовательных отношений, прежде всего, с интересами и возможностями самого ребенка.
Обобщая вышеизложенное, отметим, что ФГОС дошкольного образования, как и стандарты других образовательных уровней, является:
• основным и обязательным для исполнения документом в системе дошкольного образования;
• ориентиром развития образовательного учреждения;
• инструментом обеспечения качества образования воспитанников;
• основой оценки деятельности дошкольной организации со стороны государства;
• средством обеспечения преемственности с начальным общим образованием.
Соответственно, в переходный к новой законодательной базе период важно как
можно более точно определить, насколько условия, созданные на данный момент в каждом дошкольном учреждении, соответствуют требованиям Стандарта. Иными словами, важно произвести ревизию всех ресурсов и скрытых возможностей детского сада, проанализировать позитивные моменты и проблемы, которые могут возникнуть в процессе работы по новому нормативному документу (ФГОС дошкольного образования, 2013, с.14-24).
Работа по реализации Стандарта, несомненно, должна быть направлена на ключевые факторы перестройки образовательной деятельности дошкольного учреждения, главным из которых является уровень компетентности педагогов, их профессионализма. А это задача и профессионального образования, и постдипломного
образования, и внутрикорпоративного обучения педагогов на местах, и самообразования каждого из них. Ибо, как сказал Майкл Барбер - профессор, эксперт в области международных исследований в сфере образования: «Качество системы образования не может быть выше качества работающей в ней учителей» (Барбер М., 2008, с. 12).
Библиография
1. Асмолов А.Г. 2013. Каким быть дошкольному детству. Круглый стол разработчиков ФГОС дошкольного образования, http://www.firo.ru/
2. БарберМ., МуршедМ. 2008. Как добиться стабильного высокого качества обучения в школах //Вопросы образования: ежеквартальный научно-образовательный журнал: издается с 2004 года/Ред. Я.И.Кузьминов. № 3. 2008. с. 7 - 60.
3. Большой Энциклопедический словарь: http://www.vedu.ru.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. 1999. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. 4-е изд., дополненное. М. 944 стр.
5. Попова В.Р. 2012. Планирование образовательной деятельности субъектов -эффективный путь внедрения ФГТ в практику дошкольного образования - Сборник материалов Первой международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». М. С. 372-394.
6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. 2000. Психология развития человека. М.: школьная пресса,
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (проект). Ы1р://минобрнауки.рф.
8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012).