Мониторинг освоения образовательной программы как способ индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей в ДОУ
Попова В.Р.
кандидат педагогических наук, доцент
НИРО
Нижний Новгород, Россия
Аннотация. В статье подчеркивается значение мониторинга для индивидуально-
дифференцированной работы с детьми, выделены требования к мониторингу в ДОУ, содержащиеся в нормативных документах. Обоснован авторский подход к проблеме, представлена инновационная модель мониторинга образовательных достижений детей, раскрыт алгоритм создания мониторинговой карты, отмечена связь результатов мониторинга с планированием образовательного процесса в детском саду.
Ключевые слова: ДОУ, мониторинг, критерии, содержание, развитие, планирование, родители
Роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами перехода России к правовому государству, демократическому обществу и рыночной экономике. Система образования в 2001 году провозглашена одним из приоритетных направлений развития России, она должна быть конкурентоспособной, что чрезвычайно важно в период вступления России в ВТО. Для определения точных действий по развитию всей системы
образования в нашей стране, каждого образовательного учреждения и каждого ребенка, необходима объективная и разносторонняя информация, которую можно получить в большинстве случаев только путем организации мониторинга.
Любой мониторинг позволяет составить целостное представление о состоянии системы работы с детьми на какой-либо период времени, о происходящих внутри системы качественных и количественных изменениях. Для этого необходимы показатели, по которым отслеживается динамика развития детей, его темпы, уровень и т.п., создается возможность предотвращения или минимизации деструктивного развертывания событий.
Несколько лет назад Н.А. Коротковой и П.Г. Нежновым была создана интересная система мониторинга, опубликованная на страницах журнала «Ребенок в детском саду» [1], еще до выхода в свет ФГТ. Авторы предлагали в качестве главного метода мониторинга - наблюдение за динамикой развития четырех важнейших инициатив ребенка: творческой, коммуникативной, познавательной, целеполагания и волевого усилия. Данная диагностика, несмотря на ее «психологичность», проста, информативна, технологична, непосредственно связана с образовательным, процессом и коррекцией субъективной активности ребенка, его направленности, работой над «западающими» сферами детской инициативы. Такая диагностика существует не отдельно от образовательного процесса, а помогает педагогам творчески осуществлять индивидуально-дифференцированную работу,
добиваться позитивных изменений в личности каждого воспитанника.
К сожалению, немногие ДОУ пользовались данной диагностической системой. Пока руководство не распорядилось о ее принятии «сверху», педагоги не решались проявить инициативу. Так и оставалась проблема мониторинга в детском саду не решенной долгие годы.
После выхода ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» понятие «мониторинг» прочно вошло в практику работы дошкольных образовательных учреждений, были представлены требования к мониторингу образовательных достижений детей [4, п. 3.6].
Вновь появившиеся требования поставили педагогов в сложные условия: еще не разработан инструментарий мониторинга, а уже необходимо замерять образовательные результаты. Методические службы системы дошкольного образования озадачились подбором подходящих диагностических методик. Следом стали появляться методические рекомендации к проведению мониторинга. Сегодня, наряду со специальными пособиями авторов комплексных программ, издается множество систем мониторинга личностных качеств детей и освоения образовательной программы детьми (Афонькина Ю.А., Веракса НЕ. и Веракса АН., Верещагина Н.В., Калачева Л.Д., Прохорова Л.Н. и др.).
Однако книги по данной проблеме вызывали все новые и новые вопросы, поскольку практикам не всегда был понятен принцип определения комплекта методик и сам механизм мониторингового исследования.
В педагогической среде, как следствие, возрастал уровень тревожности, неуверенности воспитателей в
своих действиях, формировалось отрицательное отношение к самой процедуре мониторинга.
Непонимание необходимости мониторинга, слишком сложные методики, неопределенность шагов по проведению диагностики приводили к формальному выполнению данной процедуры и произвольному заполнению итоговых таблиц, не отражающих истинную картину результативности образовательного процесса. Результаты такого «исследования», красиво упакованные в графики и таблицы, существовали сами по себе и никак не были связаны с общей системой работы ДОУ: с планированием, коррекцией отклонений, работой с семьями воспитанников и т.п. Действительно, мониторинг в таком виде не нужен никому.
Однако сегодня сложно представить образовательный процесс дошкольного учреждения без мониторинга. Образование, ориентированное на развитие каждого ребенка, его уникальности, способностей и склонностей обязывает педагога знать каждого ребенка: его интересы, возможности и способности, что важно для выстраивания индивидуального пути развития воспитанника совместно с семьей, а также для грамотного проектирования педагогического процесса.
Недавно появившийся проект ФГОС дошкольного образования несколько корректирует требования прежнего документа и конкретизирует подходы к мониторингу образовательных достижений детей [7]. Так, в разделе III написано: при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (п. 3.2.3.). И далее: результаты педагогической диагностики
(мониторинга) могут использоваться исключительно для решения задач индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей.
Ниже следует текст относительно психологической диагностики, которая проводится квалифицированными специалистами и только с согласия родителей (законных представителей).
Как видим, в проекте ФГОС совершенно справедливо разнятся понятия педагогическая и психологическая диагностика (мониторинг). Воспитатель ведет лишь педагогическую диагностику фактического состояния и специфических особенностей субъектов педагогического взаимодействия, что важно для прогнозирования тенденций их развития как основы для целеполагания и проектирования педагогического процесса [8].
Итак, педагогический мониторинг предваряет планирование образовательного процесса, он необходим для определения содержания индивидуально-групповой работы с детьми. Диагностика фактического уровня развития детей, его динамики лежит в основе планирования (первый вариант проекта ФГОС).
Кроме того, ФГОС разъясняет, что целевые ориентиры дошкольного образования (социально-нормативные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не должны диагностироваться и оцениваться. Содержательно они совпадают с интегративными качествами личности (социальный портрет выпускника), описанными в ФГТ к дошкольному образованию, их диагностика особенно затрудняла воспитателей. Положение ФГОС
относительно того, что целевые ориентиры не замеряются, является совершенно справедливым.
Педагогический мониторинг, согласно ФГОС, сводится к диагностике индивидуальных достижений детей в процессе выполнения Программы. И перед воспитателем снова встают вопросы, связанные с критериями и показателями такого мониторинга, периодичностью, оформлением результатов, планированием на основе результатов мониторинга. Его волнует, насколько применимы в сложившейся ситуации методические пособия по мониторингу, разработанные авторами примерных основных общеобразовательных программ.
Раскроем наш подход к процедуре педагогического мониторинга и, возможно, он станет интересен работникам ДОУ. После выхода ФГТ к дошкольному образованию, мы, как и все педагоги находились в поиске простых, компактных и информативных измерительных процедур, которые могут быть включены в педагогический процесс, связаны с ним. Так появилась система мониторинга освоения программы детьми, тесно связанная с планированием. Что воспитатель может оценивать в процессе педагогического мониторинга
индивидуального развития детей? - Только личные образовательные результаты каждого из них и динамику их развития: это знания, умения, навыки детей, и способы творческой деятельности. Эти показатели в гуманистической образовательной модели выступают не в качестве целей, а в качестве средств, способствующих развитию ценностных ориентаций ребенка, его личностных качеств.
Приобретаемые дошкольником новые знания, умения и способы деятельности становятся важными
шагами в освоении новых и новых видов деятельности. Развиваясь, ребенок, все время стремится к эмансипации от взрослого (все кризисы развития связаны с этим), но в реальной жизни, в своем самосознании он может ощущать свое взросление только через освоение новых ЗУНов. В процессе их освоения формируется ценностное к ним отношение, мотивационная сфера. Важно создать ребенку возможность осознавать свои достижения (знаю, умею), самоутверждаться, выстраивать свое поведение в новых ситуациях, применяя освоенные средства и способы. Именно знания, умения-навыки, способы творческой деятельности (творческая инициатива воспитанника) в процессе освоения Программы детьми должны замеряться мониторинговыми процедурами.
Несколько слов о периодичности такого мониторинга. Согласно приказу 655, дошкольные учреждения определяют сроки сами, обычно он проходит два раза (начало и конец учебного года) или один раз (в конце учебного года). Мы считаем, что такие сроки не позволяют регулярно отслеживать образовательные достижения детей (при этом возможна лишь констатация итогового результата). К концу года многое уже забыто детьми, и если в течение года не мониторировался процесс освоения программы детьми на каждом этапе работы над ней, то и итоги будут невысокими. Причем, не только касательно «овладения умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности» [4, п. 3.5.], в основе которых лежат знания, но и по личностным качествам.
По нашему мнению, мониторинг нужно проводить чаще: не 1-2 раза в год, а по каждой теме.
В дошкольных учреждениях сегодня, в соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса, образовательная программа детьми осваивается по темам [3]. Так, в течение года в каждой возрастной группе планируется 20-25 тем, в процессе освоения которых, т.е. по ожидаемым результатам развития ребенка на каждый день, удобно проводить мониторинг. Эта процедура должна осуществляться в том числе и родителями (заказчиками образовательных услуг), первыми и главными воспитателями своих детей, как это определено Законом РФ «Об образовании» и другими документами. Напомним, что именно родители несут ответственность за воспитание детей, а в помощь им в этой деятельности создаются детские сады, организующие образовательный процесс и, соответственно, организующие совместную с детским садом деятельность родителей по воспитанию собственных детей.
Таким образом, воспитатель обязан постоянно доводить до родителей информацию о программе работы с детьми по конкретной теме и о программе каждого рабочего дня. Для этого в родительском уголке последовательно размещается информация об изучаемом содержании и показатели, по которым можно проверить усвоение программы каждым из детей.
Организуя образовательный процесс по той или иной теме, воспитатель заранее составляет мониторинговую карту (таблица), в ней он фиксирует успехи или неуспехи кого-либо из детей. В течение дня (по возможности, и в другие дни), при непосредственных или опосредованных контактах с детьми, воспитатель ставит определенные значки в
мониторинговой карте. Мониторинговая карта оформляется в табличной форме, где первый горизонтальный столбец - имена и фамилии детей, следующие несколько столбцов - показатели, которые отслеживаются (выделены на усмотрение воспитателя из осваиваемого детьми содержания по направлениям - образовательным областям), как наиболее значимые из содержания темы. Возможны и другие варианты структуры мониторинговых карт. Но основную работу по мониторингу освоения программы детьми выполняют родители.
Карта мониторинга успешности освоения темы
детьми
(указывается тема)
Списо к детей групп ы Физическо е развитие Позиаватель -но - речевое Социально-личностное Художе эстети
Знания Умения- ЛТворческая Знания « к £ Е е м м У 3 е 3 ^ кч ыр во ав анТ [Знания « к £ Е е м м У Знания и 1
1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 3 1 2 1 2
1.Оля А.
2.Саш аА
Как видно из таблицы, по четырем направлениям (образовательным областям) развития ребенка -физическому, познавательно-речевому, социально-личностному и художественно - эстетическому (и по 10 образовательным областям - культурным практикам, соответственно), определены критерии
оценки: знания, умения-навыки, творческая инициатива.
На каком основании выделены данные критерии? Теоретическим основанием явились идеи наших отечественных дидактов И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина и В.В. Краевского [6] относительно содержания образования, его четырехкомпонентной структуры (знания, умения и навыки, способы творческой деятельности и ценностное отношение к миру).
В логике рассуждений, мы представили тему, как часть культурного содержания, через которое в личностном опыте воспитанника формируются упомянутые компоненты. Содержание темы способствует формированию у детей целостной картины мира. Например, тема: «Родной город»: ребенок усваивает знания о городе и понимает их значимость для себя; приобретает умения и навыки нормативных действий и поведения в городе, проявляя при этом ценностное отношение к нему; учится самоопределяться, проявлять творчество и инициативу, не нарушая нормы и не разрушая окружающее его в городе пространство. Поэтому воспитателю необходимо отслеживать
сформированность данных структур в личности воспитанника.
Итак, на основании четырехкомпонентной структуры содержания, нами выделены три критерия. Четвертый - ценностное отношение к миру сложно выявить отдельно от всех трех критериев, он органично вплетается в их состав. Как можно увидеть ценностное отношение ребенка в рамках изучаемой темы? Его проявления можно заметить в отражении знаний - не только в речи, но и в мимике, жестах,
интонации, а также в отношении к работе - в ее качестве, а также в том, как ребенок реагирует на нестандартные ситуации: с интересом и желанием решает проблему. В итоге - формируются личностные качества воспитанников, соответствующие целевым ориентирам ФГОС.
Вернемся к таблице. Например, в физическом развитии отмечаем сформированность у детей трех компонентов (знания, умения-навыки и способы творчества) в изученном содержании по образовательным областям «Здоровье» (цифра 1) и «Физическая культура» (цифра 2). Напротив фамилии ребенка появляются какие-то из значков (+ полная сформированность), (+/- неполное, неточное усвение), (- несформированность). Так, по программе «От рождения до школы» (тема «Весна», старшая группа) слушатели курсов повышения квалификации выделили следующие замеряемые показатели по направлению: «Физическое развитие»:
Ф.Р. (физическое развитие)
1- Особенности организма - ритм жизни: необходимость сна и отдыха, занятий делом, питания:
- Сведения из спортивной жизни страны;
2- Умение одеваться по погоде, сушить одежду;
- Умение метать мяч замах из-за головы, умение прыгать;
3- Интерес к спортивным играм (инициатива, участие);
- Самостоятельная организация знакомых подвижных игр;
Показатели по другим трем направлениям (областям) определяются по аналогии. Все показатели записываются на обороте мониторинговой карты или отдельном листе, что удобно для контроля динамики
развития детей от темы к теме и воспитателю, и родителям.
Такой мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы составлен в соответствии с рекомендациям ФГТ к дошкольному образованию (теперь и ФГОС), позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей, осуществляется низко формализованными методами, позволяет получить достаточный объем информации в оптимальные сроки. Содержание мониторинга тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей [4].
Кроме того, как показала практика, такой подход к мониторингу освоения программы детьми (по темам) позволяет добиваться максимального качества образовательных достижений детей. Благодаря ведению мониторинговой карты, воспитатель может: 1) выявлять отставания в освоении темы детьми и своевременно проводить коррекционную работу с ними в ДОУ (в плане отведено место для индивидуальной НОД); 2) активно вовлекать родителей в образовательный процесс (контакты, обучение, непрерывный мониторинг, задания и др.);
3) сделать родительский уголок действенным средством связи педагогов и родителей;
4) не упустить и одного ребенка, оказывать адресную помощь каждой семье в организации занятий с детьми в домашних условиях;
5) творчески подходить к планированию и организации образовательного процесса.
Наличие мониторинговой карты, реально отражающей уровень актуального развития детей, позволяет воспитателю легко определять направление и содержание индивидуально-дифференцированной
работы с детьми и их родителями. Сведения о каждом из воспитанников, ежедневно заносимые в карту по ходу изучения темы, необходимы для оптимизации работы с группой детей, планирования образовательного процесса в «зоне» их ближайшего развития с учетом потенциала и возможностей каждого ребенка.
По итогам реализации программы конкретной возрастной группы и на основании непрерывной фиксации успехов детей в мониторинговых картах, можно видеть результаты совместного труда педагогов и родителей. По картам несложно вычислить процент освоения программы каждым ребенком и составить общую картину качества образовательного процесса в группе воспитанников, которое, если учесть все рекомендации, будет максимально высоким.
Таким образом, достижение высокого уровня качества образования, начиная с дошкольного возраста - первого уровня системы образования (в соответствии с Законом «Об образовании в РФ»), связано не только с изменениями в ее целях, содержании, формах организации, но и в организации мониторинговых процедур.
Мониторинг может и должен стать важнейшим элементом образовательной системы, ее организации и планирования, при наличии определенной технологии его проведения.
Библиография 1. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. 2005. Возрастные нормативы и наблюдение за развитием дошкольников [Текст] / Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов // Ребенок в детском саду. № 3, № 4.
2. Мониторинг в современном детском саду [Текст]: Методическое пособие / Под ред. Н.В. Микляевой. -М. 2008. 64 с.
3. Попова В.Р. 2012. Планирование образовательной деятельности субъектов - эффективный путь внедрения ФГТ в практику дошкольного образования [Текст] // Сборник материалов Первой ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (26-27 октября 2011 года, Москва). М. С 372-393.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".
5. Рыбалова И. А. 2005. Мониторинг качества образования и управленческая команда в ДОУ [Текст] / ИА. Рыбалова //Управление ДОУ. №4.
6. Современная дидактика: теория - практике [Текст] / Под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. М. 1994.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (проект).
8. http://sovobrazovanie.ru