Научная статья на тему 'Государственная политика в области дошкольного образования в России в период 1984-2015 гг'

Государственная политика в области дошкольного образования в России в период 1984-2015 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1333
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ / КОНЦЕПЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федина Н. В., Богуславский М. В., Лазарева М. В., Звезда Л. М., Филиппова Е. В.

В статье рассматривается реализация государственной политики в области дошкольного образования в период с 1984 по 2015 годы. Актуальность статьи вызвана необходимостью осмысления тенденций развития дошкольного образования в России в рассматриваемый период. Объект исследования история дошкольного образования в России. Предмет исследования определение этапов развития дошкольного образования в период с 1984 по 2015 гг. в связи с реализуемой государственной политикой. Методы исследования: исторический, изучение нормативно-правовой базы дошкольного образования, экстраполяция, обобщение, систематизация материалов. Научная новизна заключается в исследовании малоизученного периода истории дошкольного образования, в выделении этапов его развития в контексте проводимой государственной политики в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федина Н. В., Богуславский М. В., Лазарева М. В., Звезда Л. М., Филиппова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная политика в области дошкольного образования в России в период 1984-2015 гг»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РОССИИ В ПЕРИОД 1984-2015 ГГ.

Н.В. Федина

И.о. ректора ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, канд. пед. наук,

[email protected]

М.В. Богуславский

Заведующий Центром истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», главный редактор журнала «Гуманитарные исследования Центральной России», доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования

[email protected]

М.В. Лазарева

Д-р пед. наук, ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, [email protected]

Л.М. Звезда

Канд. пед. наук, ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

Е.В. Филиппова

Канд. пед. наук, ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

И.В.Тигрова

Канд. пед. наук, ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

Т.В. Тарасенко

Канд. пед. наук, ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

О.В. Коротких

Канд. пед. наук, ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

Т.К. Меркулова

Канд. пед. наук, ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

Г.А. Попова

Канд. пед. наук, ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

В статье рассматривается реализация государственной политики в области дошкольного образования в период с 1984 по 2015 годы. Актуальность статьи вызвана необходимостью осмысления тенденций развития дошкольного образования в России в рассматриваемый период. Объект исследования - история дошкольного образования в России. Предмет исследования - определение этапов развития дошкольного образования в период с 1984 по 2015 гг. в связи с реализуемой государственной политикой. Методы исследования: исторический, изучение нормативно-

правовой базы дошкольного образования, экстраполяция, обобщение, систематизация материалов. Научная новизна заключается в исследовании малоизученного периода истории дошкольного образования, в выделении этапов его развития в контексте проводимой государственной политики в сфере образования.

Ключевые слова: этапы развития дошкольного образования, государственная политика, стратегии образования, концепции.

STATE POLICY IN THE FIELD OF PRESCHOOL EDUCATION IN RUSSIA IN THE PERIOD OF 1984-2015

N.V. Fedina

Acting rector of Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University

M.V. Boguslavskiy

Director of Department of education and pedagogy history of Institute of Strategy of Education Development of RAE, chief editor of "Humanitarian research in Central Russia", doctor of pedagogy, full professor, corresponded-member of Russian

Academy of Education

M.V. Lazareva

Dr. Sci (Pedagogy), Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University

L.M. Zvezda

Ph.D (Pedagogy), Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University

E.V. Filippova

Ph.D (Pedagogy), Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University

I.V. Tigrova

Ph.D (Pedagogy), Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University

T.V. Tarasenko

Ph.D (Pedagogy), Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University

O.V. Korotkich

Ph.D (Pedagogy), Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University

T.K. Merkulova

Ph.D (Pedagogy), Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University

G.A. Popova

Ph.D (Pedagogy), Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University

The article examines the implementation of the state policy in the field of pre-school education in the period from 1984 to 2015. The relevance of the article is caused by the need to comprehend the trends in the development of preschool education in Russia as a result of ongoing modernization. The object of the research is the history of preschool education in Russia. The subject of the study: the definition of the stages of development of preschool education in the period from 1984 to 2015 in connection with the state policy being implement-

ed. The methods of the research: historical, the study of the legal base of preschool education, extrapolation, generalization, systematization of materials. Scientific novelty consists in the examination of the period of the history of preschool education which has not been fully studied yet, in highlighting the stages of its development of the current state policy in Russia.

Keywords: stages of development of preschool education, state policy, educational strategies, concepts.

Развитие дошкольного образования относится к одному из приоритетных направлений в системе российского образования как на современном этапе его развития, так и в перспективе. Уровень дошкольного детства интерпретируется как один из основных образовательных ресурсов, по своей потенциальной содержательной емкости не уступающий последующим уровням.

Первоначальным звеном в системе российского образования является дошкольное образование. Данное утверждение было отмечено еще в 1918 г. в «Положении о единой трудовой школе». С дошкольного возраста ребенок имеет право на получение образования, которое, согласно Конвенции о правах ребенка (1989), содержит в себе следующие черты:

- возможность нахождения в образовательном учреждении;

- организация условий, необходимых для обучения;

- содержание образования, способствующее подготовке ребенка к осознанной жизнедеятельности;

- взаимоотношения среди участников учебного процесса, предполагающие уважение человеческого достоинства ребенка [5, с. 2-6].

Актуальность нашего исследования обусловлена сочетанием ряда факторов:

- доминирующей идеей о дошкольном образовании как уникальном периоде жизни человека, обладающем самоценностью;

- ролью дошкольного образования, выступающего средством развития личности, подготовки ее к жизни в социуме и профессиональной деятельности;

- ростом рождаемости в стране в результате осуществления демографической политики государства;

- необходимостью обеспечения высокой готовности детей к школьному обучению;

- выравниванием стартовых возможностей дошкольников, что отражено в основных государственных документах образовательной политики.

В послании 2017 г. Федеральному Собранию Президента РФ В.В. Путина определен смысл внутренней государственной политики - сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Поэтому усилия государства должны быть направлены на поддержку традиционных для России семейных ценностей, всестороннюю поддержку молодых семей, реализацию демографических программ, улучшение экологического состояния, развитие системы здравоохранения, образования и культуры.

Министр образования РФ О.Ю. Васильева в своих выступлениях подчеркнула, что глава государства задал главный вектор в развитии образовательной системы РФ - дети должны получать обучение и воспитание не только в дошкольных образователь-

ных учреждениях, в школе, семье, но и в музеях, театрах.

Базисной основой государственной политики в области образования являются идеи гуманизации и демократизации. Они нашли свое отражение в Конституции Российской Федерации (1993), Законе РФ «Об образовании» (1992), Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012). В документах отмечается, что под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав всех граждан Российской Федерации.

В этой связи был принят Закон «Об образовании в РФ» (21.12.2012 г.), в соответствии с которым дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. В нем указывается, что «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» (ст. 64).

Задачи дошкольного образования регламентируются также в рамках Федеральной целевой программы развития образования, рассчитанной на 2011-2015 годы (07.02.2011 г.). В ней ставится задача модернизацим общего и дошкольного образования как института социального развития, отмечается, что дошкольное образование должно стать всеобщим.

Подпрограмма № 2 «Развитие дошкольного, общего и дополнительного

образования детей» Государственной программы РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы», принятой 15.04.2014 г., раскрывает потенциал для дальнейшего совершенствования содержания дошкольного образования.

Реализация стратегических направлений совершенствования дошкольного образования определена также в Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Обоснованием концепции стала серьезная демографическая ситуация, повышение рождаемости и увеличение численности детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также необходимость повышения качественных и доступных образовательных услуг на уровне дошкольного и начального общего образования.

Постоянное обновление нормативно-правовых документов, определяющих стратегические направления развития системы дошкольного образования, опирающиеся на проблемные, а иногда противоречивые научные исследования Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, Э.Д. Днепрова, В.А. Петровского, Р.Б. Стеркиной и др. требует анализа основных тенденций государственной политики в области дошкольного образования, поскольку этот аспект истории дошкольного образования является недостаточно изученным к настоящему времени.

Современное состояние дошкольного образования в России является закономерным этапом эволюции под влиянием сменяющихся стратегий государственной образовательной политики. В связи с этим целесообразно обратиться к ее анализу в более ранние периоды, начиная с 80-х гг. ХХ века.

В начале 80-х годов осознается необходимость реформ, которые, не затрагивая экономического и государственного строя, позволили бы изменить некоторые аспекты общественных отношений. Были необходимы изменения в производительных силах и производственных отношениях, а также в социально-политических и духовно-идеологических сферах жизни. Такие изменения могли произойти только при реформе общеобразовательной и профессиональной школы.

Специальной комиссией Центрального комитета партии были подготовлены «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (1984 г.) [8].

Осуществление реформы предполагало повышение качества образования и воспитания, усовершенствование учебных планов, программ, учебников, учебных пособий, решение кадровой проблемы, улучшение материально-технической базы учебных заведений, усовершенствование структуры и управления народным образованием.

С 1986 года начинается переход средней общеобразовательной школы на одиннадцатилетний срок обучения. В феврале 1985 года принят Типовой учебный план средней общеобразовательной школы, на его основе разработаны типовые учебные планы для национальных школ с одиннадцатилетним сроком обучения и переходные учебные планы на 1985-1990 г.

Анализ документов показывает неоднозначную оценку предпринятых действий по развитию образования. Как указывает исследователь Л.И. Анайкина, в изложении задачи, поставленной перед школой, нет четкости, допущено дублирование, нарушается логика, со-

держание документов находится в противоречии с их программными установками, рекомендованными к исполнению [1].

Предложенные преобразования не учитывали реального положения дел в стране (отсутствие материально-технических, учебно-методических, кадровых условий), а потому носили декларативный характер.

Назревшие проблемы способствовали появлению в сентябре 1986 года в «Учительской газете» «Манифеста» педагогов-новаторов, которые были консолидированы на гуманистической основе «педагогики сотрудничества».

В основе «педагогики сотрудничества» были сформулированы ведущие положения парадигмы личностно ориентированной педагогики.

«Манифест» акцентировал внимание не на формировании нормативных знаний учащихся, а на создании условий для осуществления самообучения и самовоспитания детей с учетом раскрытия индивидуальных способностей каждого ребенка на основе максимальной индивидуализации образовательной деятельности. В Декларации педагогики сотрудничества дошкольное воспитание не рассматривается, однако данный документ задает вектор субъект-субъектного взаимодействия. Идеи, изложенные в «Манифесте», составили позднее ценностно-целевую основу психологических концепций дошкольного образования и во многом определили направленность программ дошкольного образования нового поколения.

В марте 1988 года выходит Указ Президиума Верховного Совета СССР об образовании союзно-республиканского Государственного Комитета СССР по

народному образованию, в результате чего происходит слияние дошкольного, школьного, профессионального среднего и вузовского образования.

С января 1989 года начинается новый этап реформирования образования.

В это время дошкольное образова-

V л

ние оказалось в центре дискуссий. С одной стороны, все понимали, что в СССР реализуется широко применяемая система дошкольного образования, которая способствует всестороннему воспитанию и формированию детей от младенчества до 7 лет и обладает фундаментальным психологическим, педагогическим и медицинским обоснованием.

С другой стороны, передовые ученые, психологи, педагоги отмечали несоответствие уровня развития дошкольного образования новой общественно-политической ситуации. К самым ярким оппозициям относятся следующие: стандартизированность деятельности учреждений дошкольного образования, ее открытая политизированность; недостаток многообразия программно-методических материалов; отсутствие возможности масштабного использования результатов научных исследований в практике (Т.Н. Богуславская) [2].

Разрешение указанных противоречий легло в основу создания практически одновременно в 1989 году двух «Концепций дошкольного воспитания». Базовая «Концепция дошкольного воспитания» была разработана авторским коллективом под руководством В.В. Давыдова и В.А. Петровского. Альтернативу ей составила «Концепция дошкольного воспитания», подготовленная НИИ дошкольного воспитания АНП СССР.

В обеих концепциях впервые был дан серьезный анализ отрицательных сторон современного состояния дошкольного образования и намечены главные ориентиры его развития.

Авторы первой концепции критикуют отношение государства к системе дошкольного воспитания (значительная экономия на детстве в таких сферах, как профессиональная подготовка и переподготовка педагогических кадров, пособия и технические средства обучения, пропаганда педагогических и медицинских знаний и т.п.). Такое отношение непосредственно отражается на физическом и психическом состоянии ребенка, что влечет невозможность обеспечить полноценную преемственность между различными периодами его жизни. Авторы предлагают обновление детского сада. Ключевыми позициями такого обновления могут выступать: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, раскрепощение условий жизни детей и работы воспитателей в детском саду, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка, кардинальное изменение системы подготовки педагогических кадров, условий финансирования дошкольного воспитания, существенная системная перестройка управления.

Основным недостатком системы дошкольного воспитания являлся авторитаризм учебно-воспитательного процесса в детских садах, при котором воспитатель руководил действиями дошкольника по заданной программе. Ребенок в таких условиях обязан был подчиняться педагогу, никого не волновало желание самого дошкольника, все выполнялось по указу. Для того

чтобы устранить вышеперечисленные минусы, была выдвинута новая концепция, которая предполагала демократический, личностно ориентированный подход в образовательной деятельности. Здесь ребенок стоит в центре всех интересов, он является равноправным участником обучения и воспитания. Личностно ориентированный подход способствует формированию индивидуальных качеств ребенка, раскрытию его способностей, становлению его как личности. В педагогическом процессе при такой модели складывается общение между участниками иначе, т.е. воспитатель уважает интересы и желания своих воспитанников, находит общий язык, отношения выстраиваются не в формате «руководитель - подчиненный», а «наставник, помощник, друг - личность ребенка». Такой переход от авторитарной системы к демократической именуется «гуманизацией образования».

Личностно ориентированная модель общения не предполагает отмены систематического обучения и воспитания детей, проведения с ними планомерной педагогической работы. Не отменяет она и того факта, что общественное дошкольное воспитание является первым звеном общей системы народного образования и в качестве такового обеспечивает первый этап становления развитой личности. Фундаментальной предпосылкой и воспитания, и обучения детей является забота общества об их здоровье.

В концепции провозглашается забота не только о физическом, но и психологическом благополучии ребенка. Так как физическая составляющая здоровья детей находится в тесной связи с психической составляющей, с положи-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тельными эмоциями, то необходимо использовать не только средства физического воспитания и меры медицинской направленности, но и организовывать жизнь детей в детских садах, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности, правильно выстраивать режим дня и вклинивать в него учебно-воспитательный процесс.

Согласно концепции В.В. Давыдова и В.А. Петровского, необходимо внести изменения в оценивание детства как дошкольного периода. Традиционная советская система рассматривала дошкольный возраст как подготовительный этап в системе образования: дошкольное воспитание в большинстве случаев приравнивалось к подготовительной работе детей к школе, к обучению их необходимым знаниям, умениям и навыкам. Из-за этого не уделялось внимания психическим особенностям каждого ребенка, его способностям и возможностям. Новая концепция в свою очередь направляла педагогов на признание самоценности дошкольного детства как уникального этапа в жизни человека. Исходя из положений данной концепции, воспитателю необходимо было не только готовить воспитанника к школе, но, самое главное, - обеспечить такие условия, где он с радостью будет проживать этот уникальный этап. Педагог должен поставить перед собой задачи развития, формирования, воспитания и обучения личности каждого воспитанника.

Если применение учебно-дисциплинарного подхода в воспитании, как правило, сводится к корректировке поведения или предотвращению возможных отклонений от общепринятых правил посредством «внушений», то в личностно ориентированном взаимо-

действии взрослого и ребенка все исходит из кардинально иной трактовки процесса воспитания: воспитывать в данном случае - это приобщать ребенка к миру человеческих ценностей. Уже к концу дошкольного возраста у ребенка должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности.

Ребёнка приобщают именно к общим, непреходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным элитарному кругу людей. При этом процессы обучения и воспитания в дошкольном возрасте могут быть разделены только условно.

Еще одна линия реформирования дошкольного образования - это переход от парадигмы усвоения знаний, умений и навыков к ориентации на развитие способностей. Очевидно, что простое усвоение, т. е. запоминание новой информации, не ведет к развитию личности и индивидуальных способностей ребенка. Задачей дошкольного образования является не накопление знаний и навыков, а прежде всего развитие главных новообразований дошкольного возраста - творческой активности, самостоятельности, произвольности, самосознания и др. Все эти способности развиваются не только при обучении на занятиях, но и в специфических детских, дошкольных видах деятельности - разного рода играх, рисовании, конструировании и пр. Показателем эффективности образования в этой связи следует считать не «обученность» детей, не сумму усвоенных ими знаний, а уровень их психического развития. Воспитание, обучение и развитие ребенка определяются условиями его жизни в детском саду и семье. Главной формой органи-

зации этой жизни в детском саду является игра и связанные с нею формы активности, занятия, предметно-практическая деятельность.

В отличие от устоявшегося применения игры, которая использовалась лишь как «довесок» к дидактическому процессу приобретения знаний, определенных программными требованиями, она должна быть свободной от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий. Ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным «языком» игры - общими способами ее осуществления (условным действием, ролевым взаимодействием, творческим построением сюжета), увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов.

Еще одно направление изменений в новой концепции - это деидеологиза-ция образования. Как известно, советская система дошкольного воспитания была пронизана коммунистической идеологией, политическими лозунгами и призывами, адресованными маленьким детям. Новая концепция призывала отказаться от преподнесения детям политико-идеологизированных конкретных сведений при ознакомлении с окружающим миром.

В «Концепции дошкольного воспитания», разработанной НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, также отражены отрицательные стороны существовавшей системы (недостаточная оснащенность детских садов оборудованием, инвентарем, дидактическими материалами и пособиями, современными ТСО, перегруженность групп, нехватка персонала, подчинение этого периода детства задаче подготовки к школе, авторитарный стиль работы

воспитателей, детский сад - «казенное учреждение»).

По мнению авторов, перестройка системы дошкольного воспитания должна проходить по следующим направлениям:

- формирование в нашем обществе отношения к дошкольному воспитанию как к этапу, определяющему все дальнейшее развитие человека;

- полное и всестороннее материальное обеспечение и изменение финансирования дошкольного воспитания;

- сокращение количества детей в группах, которое является непременным условием решения всех задач дошкольного воспитания (в ясельных группах до 10 человек, в дошкольных -до 15);

- охрана и укрепление как физического, так и психического здоровья детей;

- гуманизация педагогического процесса, предполагающая, прежде всего, ориентацию воспитателя на личность ребенка, коренное изменение характера общения с ним;

- разработка на основе современных научных исследований и широкое внедрение новых форм и методов воспитания и обучения, обеспечивающих индивидуальный подход к детям, их всестороннее развитие;

- обеспечение заинтересованности воспитателя в результатах своего труда;

- радикальное изменение характера подготовки и переподготовки педагогических кадров;

- взаимосвязь между всеми сферами социального становления ребенка и формирование новых отношений

между детским садом и семьей, детским садом и школой;

- дальнейшее развитие фундаментальных и прикладных исследований в области педагогики раннего и дошкольного детства и детской психологии;

- демократизация системы управления дошкольным воспитанием.

Главной целью дошкольного воспитания является всестороннее гармоничное развитие ребенка, которое предусматривает охрану и укрепление здоровья, обеспечение полноценного физического развития; всестороннее психическое развитие и формирование личности ребенка в общении, игре, художественной деятельности, а также воспитание у него начал трудолюбия.

В концепции говорится и о таком виде деятельности как учение, учебная деятельность. Авторы предлагают учение ребенка-дошкольника понимать широко. Ребенок учится уже с первых дней своей жизни, он познает окружающий его мир. Для того чтобы полученные впечатления не носили бессистемный характер, необходимо проводить специальные занятия, которые обязательно должны носить развивающий характер. В связи с этим воспитателей следует переориентировать с репродуктивных методов обучения на продуктивные, а именно включать решение проблемных задач и экспериментирование. Важным аспектом в учении является осуществление преемственности между детским садом и начальной школой.

Формирование основ личности в дошкольном детстве связано с воспитанием нравственных качеств, творче-

ских способностей и раскрытием индивидуальности ребенка.

Таким образом, следует отметить, что концепция В.В. Давыдова, А.В. Петровского - социальна и культу-рологична, а концепция НИИ - предметно-психологична и структурно-организационна. Широкую известность получила первая концепция, в связи с тем, что была написана политиками под общественный заказ. Вторая концепция, включающая конкретные предложения в преобразовании дошкольного воспитания, разрабатывалась членами НИИ дошкольного воспитания АПН СССР и была незаслуженно забыта в связи с тем, что в период с 1988 по 1989 гг. все их работы подвергались тотальной критике.

Целостное рассмотрение процесса развития теории дошкольного образования в 1984-1991 гг. позволяет утверждать, что данный этап во многом носил парадигмальный характер. Общественно-политический, социально-экономический и социально-педагогический контекст, в котором в то время протекало развитие инновационного содержания дошкольного образования, был крайне мировоззренчески сложен и событийно насыщен (Т.Н. Богуславская).

Во второй половине 80-х годов главным феноменом реформирования образования выступала школа. Система дошкольного образования в этот период не была приоритетной.

Вместе с тем во второй половине 80-х годов мы можем выделить две группы документов, касающихся реформирования образования:

1. Документы рамочного содержания, которые определяли новое педагогическое мышление, формулировали общепедагогические принци-

пы, формы, методы или общеэкономические принципы организации систем образования, которые продуцировались, а скорее, переносились на систему дошкольного образования:

«Декларация педагогики сотрудничества», где главная идея - субъект-субъектные отношения. В документе не говорится о дошкольном образовании.

«Общая концепция общеобразовательной школы», которая была создана в июне 1988 года и принята на Всесоюзном съезде учителей. В ней были заложены основные идеи национально-культурного наполнения образовательного процесса. Но главной идеей этого документа стало понятие «вариативность».

«Вариативный базисный учебный план» (1990-1991 гг.). Этим документом задавались принципиальная вариативность и многообразие дошкольных учреждений (сейчас - ДОО «организация»), также юридически и нормативно было заложено видовое разнообразие дошкольных учреждений.

2. Специальные документы, которые непосредственно были направлены на систему дошкольного образования.

К ним относятся два специальных документа, которые предлагали концепцию модернизации дошкольного образования или воспитания:

- Концепция Давыдова-Петровского, Концепция ВНИКа (политический, государственный документ).

- Концепция дошкольного воспитания АПН СССР (инструментальный документ).

Социально-экономические реформы, бурный темп жизни 1980-1990 гг., экономический кризис, переход к рыночной экономике в одно мгновение низвергли то, что еще недавно каза-

лось незыблемым. «Старые» ценности, еще недавно казавшиеся неопровержимыми, заменяются «новыми», чуждыми предшествующей практике, ценностными ориентациями [4, с. 47].

В 1991 г. утверждено «Временное положение о дошкольном учреждении». Единая программа как обязательный документ опять привела к единообразию форм, содержания и методов педагогического процесса без учета индивидуальных особенностей детей (национальных, культурных, языковых).

Государственная политика в области образования согласно принятому в 1992 г. Закону РФ «Об образовании» была основана на гуманистическом характере образования, признании приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитании гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Основным принципом государственной политики в области образования стало единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Особенностью государственной политики в области дошкольного образования стало установление федеральных образовательных стандартов, представляющих собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессио-

нального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Основное внимание в государственной политике в области дошкольного образования уделялось вариативности образовательных программ. В связи с этим в 1995 году было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», в котором отмечалось, что дошкольное учреждение имеет право самостоятельно выбирать программы из комплекса вариативных программ и технологий, рекомендованных органами управления образованием, вносить изменения в них, а также разрабатывать собственные (авторские) программы. Таким образом, в условиях модернизации образования плюрализм (многообразие) программ рассматривался как важнейшее условие соблюдения Закона РФ «Об образовании». Только реализация принципов дифференциации и вариативности содержания образования могла обеспечить развитие индивидуальности ребенка, учесть образовательные запросы каждой семьи, уровень и направленность работы ДОУ, способствовать развитию инициативы и творчества воспитателей.

Вариативность содержания образовательных программ в то время не исключала и общих требований к воспитательно-образовательному процессу: личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми; развития любознательности как основы познавательной активности у дошкольника; формирования творческого воображения; приобщения детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействия с

семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Обращение к личностно ориентированной педагогике, отход от жестко регламентированных форм воспитания и обучения детей характеризовали общие тенденции перестройки дошкольного образования. Гуманизация современного образования связана, прежде всего, с изменением отношения к воспитанию, в центре которого находится ребенок, становление его субъектности. Система образования в России представляла собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций (Закон РФ «Об образовании», ст. 8).

Государственная политика в области образования имеет свои особенности:

- устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, ср. проф. и высшего проф. образования;

- при реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты.

К основным общеобразовательным относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, предъявляются федеральные государственные требования, обязательные при реализации такой образовательной программы (п. 6.2 введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ, в ред. Федерального закона от 08.11.2010 N 293-ФЗ); Устав образовательного учреждения ГИА, КИМ (государственная итоговая аттестация).

Для рассмотрения проблемы государственной политики в области дошкольного образования важна Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации Д.А. Медведев от 4 февраля 2010 г. (Пр-271).

«Наша новая школа» - это программа модернизации российского образования. Суть и смысл этого проекта заключается в создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны. По словам главы государ-

ства, это не краткосрочный проект, а стратегическая политика в сфере образования.

Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития.

Главные задачи современной школы: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Основные направления развития общего образования:

1. Переход на новые образовательные стандарты.

2. Развитие системы поддержки талантливых детей.

3. Совершенствование учительского корпуса.

4. Изменение школьной инфраструктуры.

5. Сохранение и укрепление здоровья школьников.

6. Расширение самостоятельности школ.

Несмотря на то что в документе речь идет о школе, следует отметить, что все направления, указанные в нем, реализуются и в системе дошкольного образования.

В рамках первого направления был принят и реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013 г. за № 1155.

О реализации второго направления можно судить по целому ряду нормативных документов, в которых говорится о различных формах поддержки одаренных детей. Во всех документах речь идет о школе и системе дополни-

тельного образования. Однако система дошкольного образования следует общей тенденции развития одаренных детей, на уровне образовательных организаций разрабатываются и реализуются программы развития одаренных детей.

Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» по третьему направлению -совершенствование педагогических кадров в системе дошкольного образования - осуществляется по двум векторам:

- организация повышения квалификации воспитателей;

- проведение профессиональных конкурсов.

Следующее направление - изменение школьной инфраструктуры согласно Плану действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. N 1507-р). Во всех образовательных учреждениях должны быть созданы условия для реализации основных образовательных программ, обеспечивающих выполнение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Экстраполируя эти положения на систему дошкольного образования, отметим, что подушевое финансирование ДОУ было введено в 2008 году Письмом Минобрнауки РФ № 03-2782. Согласно указанному документу, за предоставление и организацию бесплатного дошкольного образования отвечают местные власти.

Согласно части 2 статьи 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федераль-

ный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают нормативы затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования.

Право граждан на выбор образовательного учреждения, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, через создание соответствующих условий, в том числе в общеобразовательных учреждениях, закреплено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», а также Уставе образовательного учреждения.

С целью внедрения современных архитектурных и дизайнерских решений в зданиях детских садов проводятся аналитические исследования для разработки новых функционально-планировочных узлов, пересмотра стандартных типовых решений в пользу новых объемно-планировочных структур в условиях современного развития системы образования (например, разработки Н.В. Ламеховой) [7].

На региональном уровне проводятся мероприятия, направленные на поиск новых решений в строительстве детских садов. Осуществляется:

- ремонт, реконструкция и строительство образовательных учреждений;

- проведение мероприятий, направленных на снижение аварийности зданий образовательных учреждений (мониторинг технического состояния зданий, реализация противопожарных мероприятий);

- обеспечение качественных условий обучения, развитие материально-технической базы ДОО (оснащение учреждений современным

учебно-наглядным, спортивным оборудованием и т.д.);

- выполнение требований к сани-тарно-бытовым условиям и охране здоровья детей.

Пятое направление - сохранение и укрепление здоровья детей - также реализуется и регламентируется следующими документами:

- Законом «Об образовании в Российской Федерации», где указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников»;

- «Типовым положением о ДОУ», который задачу охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья детей относит к основным задачам дошкольных образовательных учреждений;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. № 91 Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;

- Федеральным законом № 46-фз от 3 мая 2012 года «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;

- Федеральным законом № 436-ФЗ 29 декабря 2010 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

На уровне образовательных организаций разрабатываются и реализуются программы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников, а также проводятся мероприятия, направленные на популяризацию здорового образа жизни.

Министерство образования и науки Российской Федерации в 2009 году

разработало проект Паспорта здоровья школьника. Паспорт здоровья школьника (далее Паспорт) - это комплексный документ, который позволит собирать всю информацию о здоровье ребёнка, о его физическом развитии, психоэмоциональном состоянии. В Паспорт рекомендуется вносить данные о физиологических особенностях ребёнка, перенесённые им заболевания, сведения о семье и личных достижениях. Предполагается, что Паспорт будет заполняться учителями, медицинскими работниками, психологами.

Право вводить или не вводить Паспорт здоровья школьника (дошкольника) остается за образовательным учреждением.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рамках реализации шестого направления национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» - расширение самостоятельности общеобразовательных учреждений -важным является соблюдение принципа государственно-общественного управления в деятельности образовательных учреждений, в том числе при разработке и реализации основных образовательных программ.

В системе дошкольного образования процесс расширения общественного участия в управлении образованием происходит заметно медленнее, чем в общем образовании. При этом в отдельных субъектах РФ имеется интересный опыт развития государственно-общественного управления в дошкольных учреждениях, нуждающийся в распространении и изучении [6, с. 13].

Законодательные нормы, закрепленные в Законе «Об образовании в Российской Федерации», предоставляют образовательным учреждениям право:

- самостоятельно формировать органы самоуправления;

- определять их компетенцию;

- разграничивать полномочия между советом и руководителем учреждения.

В дошкольном образовательном учреждении может быть либо «традиционный» совет с совещательными функциями, либо Управляющий совет с управленческими полномочиями по усмотрению учреждения и его учредителя.

Важным является реализация положений принятого 8 мая 2010 года Федерального закона №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Закон №83-ФЗ). Данный Закон является основополагающим документом по правовому регулированию учреждений бюджетной системы, в ходе реализации которого правовой статус учреждений изменяется путем преобразования в один из типов государственных (муниципальных) учреждений: казенные, бюджетные или автономные.

Таким образом, следует отметить две особенности рассматриваемого документа:

1) он носит инфраструктурный характер;

2) в документе школа выделяется как центральный, системообразующий элемент образования в нашей стране.

Деятельность дошкольных образовательных организаций регулируется Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее

ФГТ), которые были утверждены 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ от № 655 (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г. № 16299).

Существенным является тот факт, что ФГТ разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п. 6.2. ст. 9). Данная норма была введена в Закон РФ «Об образовании» в связи с пониманием важности этапа дошкольного образования для дальнейшего полноценного развития и обучения детей. На тот период ФГТ и Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении являлись единственными документами, создающими всю нормативно-правовую базу системы дошкольного образования. Основные цели документа:

- «обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

- обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования».

Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

В основу ФГТ были заложен целый ряд новых принципов:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- принцип необходимости и достаточности (соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности), позволяющий решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

На ступени дошкольного образования к ребенку не могут быть применены требования, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, поскольку необходимо учитывать самоценность дошкольного периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников. В связи с этим в дошкольном образовании определены только две группы требований, а не три, как в стандарте НОО. Это требования к структуре программы ДО и требования к условиям ее реализации.

При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГТ указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны интегра-тивные качества (физическая развитость, любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, общительность и др.), которые ребенок может приобрести в результате освоения данной программы: то есть фактически это - некие компетенции.

В новом документе делается акцент на важности индивидуального подхода к ребенку и игре, где сохраняются самоценность дошкольного детства и сама

природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен. Для ФГТ характерен также отказ от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса. Ведущими видами детской деятельности являются игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

В ФГТ установлено, что объем обязательной части программы должен составлять не менее 80% времени, необходимого для реализации всей программы. Остальные 20% отводятся для части программы, формируемой участниками образовательного процесса.

По мнению некоторых исследователей, ФГТ присущ ряд недостатков: размывание предметного содержания дошкольного образования; игнорирование ценности знаний (представлений в дошкольном возрасте); недооцени-вание роли педагога, организующего усвоение ребенком культурного опыта, выполнение педагогами несвойственных функций - разработки образовательных программ (Т.С. Комарова, Л.А. Парамонова, М.В. Телегин и др.).

В целом ФГТ представляют собой революционный документ, который принципиально меняет характер образовательной деятельности в организации дошкольного образования. Это связано не только с вышеперечисленными особенностями построения педагогического процесса в соответствии с ФГТ. Революционный характер заключается, на наш взгляд, в том, что в этом документе заложена новая для

отечественного дошкольного образования стратегическая модель образования - педоцентристская вместо авторитарной как стержневая модель.

Преемственным по отношению к ФГТ послужил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - ФГОС ДО, который вступил в силу 1 января 2014 года, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 года. ФГОС ДО преследует цель - повышение социального статуса дошкольного образования. Основное отличие этого документа от предыдущего - предоставление еще большей степени свободы педагогам дошкольного образования. Это выражено, например, в том, что объем обязательной части основной образовательной программы должен составлять не менее 60% времени (в ФГТ - не менее 80%), необходимого для реализации всей программы, и 40% отводится для части программы, формируемой участниками образовательного процесса. Индивидуальный подход к ребенку как обязательное требование к осуществлению образовательной деятельности в ФГТ в ФГОС ДО дополняется «индивидуальной образовательной траекторией», то есть ориентацией педагога на потребности ребенка, что еще в большей степени усиливает педоцентристскую стратегию дошкольного образования, требует реализации концепции «свободного воспитания». ФГОС ДО обозначил основные целевые ориентиры дошкольного образования, совпадающие с основными направлениями развития: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое (образова-

тельные области), в отличие от десяти образовательных областей, выделенных в ФГТ, отличающихся несоразмерностью, разномасштабностью. Например, «Социализация» - громадная образовательная область, включающая все воздействия на ребенка, и «Чтение художественной литературы», являющееся фактически методом речевого развития. Дошкольная организация становится еще более открытой для связей с другими социальными институтами (музеями, театрами, школами и т.п.), а также еще более открытой для взаимодействия с семьей ребенка.

В ФГОС ДО изменилась структура основной образовательной программы дошкольного образования (ООЛДО). Она включает три основных раздела: целевой, содержательный, организационный. В каждом разделе отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса. Дополнительно введён раздел «Презентация программы». Согласно ФГТ, обязательная часть - пояснительная записка, режим пребывания детей, содержание по областям, результаты освоения образовательной программы, система мониторинга и часть, формируемая участниками образовательного процесса.

Новациями ФГОС ДО по сравнению с ФГТ выступают следующие требования: ведущую роль в образовании играет предметно-пространственная образовательная среда как средство, организация инклюзивного образования; группы в одной организации могут получать образование на основе различных образовательных программ; акцент на развитие, а не на обучение; воспитатель не должен готовить ребенка к школе, это школа должна принимать его таким, какой он есть.

Среди недостатков ФГОС ДО исследователи отмечают декларативность ряда положений, терминологический «хаос» (например, «совместная деятельность взрослых и детей» и «совместно распределенная деятельность», «игровая, познавательная, исследовательская и творческая активность», «целевые ориентиры» и «образовательные области»), спорность трактовки ряда положений, «психологический язык» Стандарта (культурные практики, культурные средства деятельности, культурные способы деятельности и др.), перегруженность требований к основной образовательной программе дошкольного образования (ООПДО) в части различных описаний и др.

Таким образом, в истории дошкольного образования в России в период с 1984 по 2015 гг. можно выделить три этапа, принципиально отличающиеся реализуемой государственной политикой:

1984-1991 гг. - программно-методический;

1991-1999 гг. - концептуальный;

2000-2015 гг. - модернизационный (М.В. Богуславский).

Современная ситуация в отечественном дошкольном образовании характеризуется интенсивными поисками путей обновления его содержания, созданием оригинальных методов и средств воспитания и обучения, применением не только новых форм организации педагогического процесса, но и принципиально новой стратегической модели дошкольного образования, основанной на педоцентризме, предоставляющем большую степень свободы участникам образовательного процесса.

Список литературы

1. Анайкина Л.И. Партийно-государственная политика в сфере народного образования в РСФСР, 1922 - 1991 гг.: автореф. дис... доктора историч. наук, 2001. - 36 с.

2. Богуславская Т.Н. Формирование теории содержания дошкольного образования в отечественной педагогике второй половины ХХ века // Педагогика. - 2013. - № 2. - С. 31-38.

3. Богуславский М.В. Реформы российского образования XIX-XX вв. как глобальный проект // Вопросы образования. - 2006. - № 3. - С. 5-21.

4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб., 2000. - 304 с.

5. Доронова Т.Н. Право на образование // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 10. - С. 2-6.

6. Касаткина Е.И. Лыскова И.В. Государственно-общественное управление дошкольным образовательным учреждением: Методические материалы. - Вологда, 2012. - 136 с.

7. Ламехова Н.В. Функционально-планировочная структура зданий для дошкольного образования // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2011. №3. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnoplanirovochnaya-struktura-zdaniy-dlya-doshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 14.04.2017).

8. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. - М., 1984. - 352 с.

List of references

1. Anajkina L.I. Partijno-gosudarstvennaya politika v sfere narodnogo obrazovaniya v RSFSR, 1922 -1991 gg.: avtoref. dis... doktora istorich. nauk, 2001. - 36 s.

2. Boguslavskaya T.N. Formirovanie teorii soderzhaniya doshkol'nogo obrazovaniya v otechestvennoj pedagogike vtoroj poloviny HKH veka: Pedagogika. - 2013. - № 2. - S. 31-38.

3. Boguslavskij M.V. Reformy rossijskogo obrazovaniya XIX-XX vv. kak global'nyj proekt // Voprosy obrazovaniya. - 2006. - № 3. - S. 5-21.

4. Bordovskaya N.V., Rean A.A. Pedagogika: Uchebnik dlya vuzov. - SPb., 2000. - 304 s.

5. Doronova T.N. Pravo na obrazovanie // Doshkol'noe vospitanie. - 2001. № 10, S. 2-6.

6. Kasatkina E.I. Lyskova I.V. Gosudarstvenno-obshchestvennoe upravlenie doshkol'nym obrazovatel'nym uchrezhdeniem: Metodicheskie materialy. - Vologda, 2012. - 136 s.

7. Lamekhova N.V. Funkcional'no-planirovochnaya struktura zdanij dlya do-shkol'nogo obrazovaniya // Akademicheskij vestnik UralNIIproekt RAASN. 2011. №3. [EHlektronnyj resurs] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnoplanirovochnaya-struktura-zdaniy-dlya-doshkolnogo-obrazovaniya (data obrashcheniya: 14.04.2017).

8. O reforme obshcheobrazovatel'noj i professional'noj shkoly. Sbornik dokumentov i materialov. -

M., 1984. - 352 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.