► ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 372.3/. 4 ББК 74.102.53
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ1
DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF PRESCHOOL EDUCATION: SCIENTIFIC APPROACHES AND PERSPECTIVE DEVELOPMENT
Федина Нина Владимировна Fedina Nina V.
И. о. ректора ФГБОУ ВО «Липецкий Acting rector of Lipetsk State Pedagogical
государственный педагогический университет University named after P. P. Semenov-Tyan-
имени П. П. Семенова-Тян-Шанского», кандидат Shansky, PhD in Education, Associate Professor
педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
Бурмыкина Ирина Викторовна
Проректор по научной работе ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского», доктор социологических наук, профессор
E-mail: [email protected]
Burmykina Irina V.
Vice-rector for science at Lipetsk State Pedagogical University named after P. P. Semenov-Tyan-Shansky, ScD in Sociology, Professor
E-mail: [email protected]
Звезда Людмила Михайловна
Заведующий кафедрой педагогики детства ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени
Zvezda Lyudmila M.
Head of the Childhood Pedagogy Department, Lipetsk State Pedagogical University named after P. P. Semenov-Tyan-Shansky, PhD in
1 Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки РФ № 27.9478.2017/НМ на тему: «Научно-методическое обоснование механизма реализации дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ дошкольного образования».
П. П. Семенова-Тян-Шанского», кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Пикалова Оксана Серафимовна
Младший научный сотрудник ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского»
E-mail: [email protected]
Скуднев Дмитрий Михайлович
Заведующий кафедрой информатики, информационных технологий и защиты информации ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян Шанского», кандидат технических наук, доцент E-mail: [email protected]
Воронин Илья Васильевич
Старший преподаватель Кафедры информатики, информационных технологий и защиты информации ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского» E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье отражены научные подходы и перспективы использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в системе дошкольного образования. Недостаточная разработанность научно-теоретических основ и дидактических возможностей ДОТ усложняет процесс использования ДОТ в системе дошкольного образования. В современных научных исследованиях и публицистических статьях отражены основные направления и особенности применения ДОТ в дошкольных образовательных организациях (ДОО). Однако нет единства у зарубежных и отечественных
Education, Associate Professor E-mail: [email protected]
Pikalova Oksana S.
Junior Research Fellow at Lipetsk State Pedagogical University named after P. P. Semenov-Tyan-Shansky E-mail: [email protected]
Skudnev Dmitry M.
Head of the Department of Computer Science, Information Technologies and Information Protection, Lipetsk State Pedagogical University named after P. P. Semenov-Tyan Shansky, PhD in Technical Sciences, Associate Professor E-mail: [email protected]
Voronin Ilya V.
Senior lecturer at the Department of Computer Science, Information Technologies and Information Protection, Lipetsk State Pedagogical University named after P. P. Semenov-Tyan Shansky E-mail: [email protected]
Abstract. The article reflects the scientific approaches and prospects for the use of distance learning technologies (DLTs) in the system of preschool education. Insufficient development of scientific-theoretical foundations and didactic opportunities of the DLTs complicates the process of using DLTs in the system of preschool education. Modern scientific research studies and newspaper articles reflect the main directions and features of DLT use in preschool educational organizations (PEOs). However, there is no unity among foreign and domestic scholars in the scientific approaches and terminology of DLTs.
ученых в научных подходах и терминологии ДОТ. В статье предлагаются к рассмотрению такие научные подходы использования ДОТ, как аксиологический, личностно-ориентированный, системно-деятельностный, технологический и комплексный, которые являются обоснованием эффективного использования ДОТ в системе дошкольного образования.
The article proposes to consider such scientific approaches to the DOTs use as axiological, person-centered, system-activity, technological and complex, which are the justification of the effective use of DLTs in the system of preschool education.
Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционное образование, дистанционные образовательные технологии, ИКТ-технологии, теоретико-методологические подходы ДОТ.
Keywords: distance learning, distance education, distance education technologies, ICT technologies, DLTs theoretical and methodological approaches.
До недавнего времени все, что писалось о дистанционном образовательном обучении, технологиях, имело отношение к профессиональному образованию, обучению взрослых, школьников, но не к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста. Отсутствовала широкая практическая потребность в данной форме обучения в дошкольных образовательных организациях (далее - ДОО). Дошкольное образование предоставлялось детям благодаря разветвленной сети ДОО, имевшихся практически в каждом населенном пункте. Ситуация изменилась с началом так называемой оптимизации сети образовательных учреждений. Ликвидация, объединение части сельских детских садов, нехватка педагогических кадров, в том числе узких специалистов дошкольного образования, вызвало необходимость иного способа обеспечения доступности дошкольного образования.
В ФЗ «Об образовании в РФ» определено, что «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ» [1, гл. 2, ст. 13, 16].
В области исследования дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) нет единства терминологии, в научной литературе часто используются такие понятия, как дистанционное обучение, дистанционное образование, дистанционные образовательные технологии, информационные технологии, информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ), которые применяют для характеристики особенностей обучения на расстоянии с применением современных информационных технологий или традиционной почтовой связи. Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИКТ - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и
производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.
В своем исследовании А. А. Андреев определяет дистанционное образование следующим образом: «это синтетическая, интегральная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между преподавателем и обучающимся, причем процесс обучения в общем случае некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также конкретному образовательному учреждению» [2].
В учебном пособии для студентов высших педагогических учебных заведений под редакцией Е. С. Полат дистанционное обучение определяет как «форму обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [3, с. 17].
А. В. Хуторской (Центр «Эйдос») рассматривает возможности дистанционного обучения как «обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты обучения (ученики, педагоги, тьюторы и др.), имея пространственную или временную удаленность, осуществляют общий учебный процесс, направленный на создание ими внешних образовательных продуктов и соответствующих внутренних изменений (приращений) субъектов образования» [4].
Отечественные и зарубежные исследования по применению ДОТ в основном анализировали школьную ступень образования. Л. Л. Босова, В. И. Варченко, А. В. Горячев, Ю. М. Горвиц, З. А. Зарецкая в своих работах отмечают, что учителя начальной школы применяют ДОТ в основном с целью контроля знаний, формирования метапредметных универсальных учебных действий (УУД) у школьников (познавательных, регулятивных, коммуникативных).
Ученые Ю. М. Горвиц, Т. Н. Гринявичене, Е. В. Зворыгина, Б. Ф. Ломов, В. Я. Ляудис, Г. П. Петку считают, что в современном дошкольном образовании одним из важных и эффективных факторов повышения качества обучения является использование средств ИКТ. Однако ряд ученых, таких как Л. А. Леонтьева, С. Л. Новоселова, Н. Н. Поддьяков доказали, что знакомство и начало работы дошкольника с компьютером целесообразно начинать в форме компьютерной игры.
В своих исследованиях, отражающих развитие и обучение детей дошкольного возраста, Л. А. Венгер доказал необходимость применения ДОТ с целью познавательного и интеллектуального развития ребенка. Данный факт подтверждают психологи-исследователи Ю. М. Горвиц, Т. Д. Марцинковская, С. Л. Новоселова, которые обосновали эффективность использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста таких компьютерных игровых программ, структура которых соотносится с интеллектуальной игровой деятельностью ребенка.
В работах известного ученого Б. И. Гольдштейна описаны возможности развития способности восприятия пространства, моторной координации, внимания, памяти у
ребенка с помощью компьютерных игр. В своих исследованиях Д. Б. Богоявленская проанализировала и выявила высокий потенциал интеллектуального развития у детей, обучающихся по компьютерным игровым программам, построенным по специальной системе. Психолого-педагогические особенности использования компьютерных игр, ИКТ, ДОТ заинтересовали ученых Р. Е. Радеву и Е. О. Смирнову, которые увидели в них новый контекст детской субкультуры.
Целью использования ДОТ в системе дошкольного образования является предоставление воспитанникам возможности обучения образовательным программам непосредственно по месту жительства (или временного пребывания) в удобное для него время и в удобном для него темпе. Реализация методических подходов целесообразного использования ДОТ для работы с дошкольниками по развитию воображения, творческой активности, формированию готовности к совместной деятельности, знакомству с разнообразием детской литературы, в том числе развития памяти, внимания, моторики, позволит повысить уровень обученности детей.
Однако на практике внедрение ДОТ в дошкольном образовании сопровождается многими трудностями. Среди них: необеспеченность дидактическими разработками и методическими пособиями процесса реализации ДОТ, включая создание материалов и дидактических игр на базе пакетов общего назначения, а также программ презентационной и анимационной графики, с целью развития у дошкольников речи, памяти, внимания, моторики. Отсутствует комплекс требований, предъявляемых к ДОТ, для организации работы с детьми дошкольного возраста при реализации образовательных программ.
Следует отметить и недостаточную разработанность научно-теоретических основ реализации дидактических возможностей ДОТ (интерактивность, незамедлительная обратная связь между ребенком и педагогом, компьютерная визуализация объектов и процессов, автоматизация информационно-методического обеспечения).
Актуальность и практическая значимость применения дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании определяет потребность в анализе теоретических и методических подходов к процессу применения ДОТ. Анализ современных научно-педагогических исследований механизмов и проблем внедрения ДОТ в систему дошкольного образования позволяет утверждать, что в процессе его развития нашли отражение теоретико-методологические подходы как единые для всей системы образования, так и присущие данной образовательной сфере. Различные методологические подходы, преобразованные в принципы, определяют приоритеты в педагогической практике сферы дошкольного образования.
Подход - мировоззренческая категория, отражающая установки субъектов педагогического процесса. Научные подходы к образованию складываются в рамках различных теорий и концепций. Большинство современных подходов к внедрению ДОТ обеспечивают реализацию и конкретизацию личностно-ориентированного, аксиологического, систем-но-деятельностного и технологического подходов. Однако наряду с традиционными подходами в реализации ДОТ можно выделить комплексный, социокультурный, интегрированный и конвенциональный подход в системе обучения и воспитания дошкольников.
Теоретическую и научную основу традиционных методологических подходов к организации обучения и воспитания личности ребенка составили исследования:
• Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко, К. Роджерс, И. С. Якиманской (личностно-ориентированный подход);
• Б. Г. Ананьев, Ш. А. Амонашвили, Ю. К. Бабанский, М. В. Богуславский, Е. В. Бон-даревская, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластёнин (аксиологический подход);
• А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов (сис-темно-деятельностный подход);
• В. П. Беспалько, Г. И. Ильин, А. Г. Казакова, М. М. Левина, Ю. И. Лобанов, Н. М. Сокольникова, Д. В. Чернилевский, Н. Г. Ярошенко (технологический подход), а также концепции электронного образования А. А. Андреева, Л. Х. Зайнутдиновой, А. И. Башмакова, И. В. Роберт, С. В. Панюковой и др.
С учетом механизмов внедрения дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ дошкольного образования заслуживают внимания, следующие научные подходы:
• комплексный подход (Э. Б. Абдуллин, Н. А. Ветлугина, Д. Б. Кабалевский, Т. С. Комарова, Е. И. Крупник, Б. М. Неменский, А. Ж. Овчинникова, Н. А. Терентьева, О. С. Ушакова, Р. М. Чумичева);
• социокультурный (М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, В. С. Библер, С. Н. Булгаков, Л. С. Выготский, Н. Ф. Федоров, П. А. Флоренский, А. Л. Чижевский);
• интегрированный подход (Т. И. Бакланова, В. С. Безрукова, М. Н. Берулава, И. Д. Зверев, Т. С. Комарова, Г. П. Новикова, В. Н. Максимова);
• конвенциональный (В. П. Голованов, С. Б. Попцов и др.).
Рассмотрим интерпретацию предложенных подходов к процессу дистанционного обучения в системе дошкольного образования при реализации образовательных программ.
Аксиологический подход. Данный подход позволяет определить совокупность приоритетных ценностей в дистанционном образовании и развитии личности ребенка. Аксиологическая задача при дистанционном обучении - сделать обучаемого не пассивным, а непосредственным участником процесса обучения. Увлечь обучаемого, заинтересовать его, показать предмет изучения конкретной образовательной области со всех сторон, сделать его понятным и, как результат, обучить - такова основа аксиологической задачи нахождения способов и методов подачи материала при применении дистанционных образовательных технологий.
По этой причине подбор учебного материала производится исходя из ценности, важности и значимости знаний дошкольника, а уровень и стиль изложения должны способствовать аксиологической мотивации изучения образовательной области. Данный подход отражает формирование ценностного отношения воспитанника к окружающему миру, основанного на понимании картины мира, и предполагает осмысление, познание и конструирование целостного образа окружающего мира на основании общечеловеческих ценностей; приобщение к данному миру с целью выработки ценности-отношения, ценности-нормы (к окружающим людям, к себе, к разным видам деятельности, к произведениям
искусства, к труду взрослых), ценности-качества (доброжелательность, сочувствие, дисциплинированность).
Дистанционные образовательные технологии, применяемые профессионально подготовленными специалистами дошкольного образования, реализуемые по желанию родителей, призваны обеспечить духовно-нравственное здоровье детей. Совместно с родителями педагогическая общественность способна сформировать духовные, нравственные и эстетические идеалы воспитанников посредством индивидуальных и групповых занятий дистанционного обучения. Виртуальные экскурсии в области культурного наследия помогут воспитать у детей дошкольного возраста уважение к прошлому, доверие к настоящему и надежду на будущее. Интерактивные занятия и мастер-классы ориентированы на развитие потребности у ребенка в красоте, добре и вере в свои собственные возможности.
Выбор аксиологического подхода в качестве основы механизма реализации ДОТ позволяет рассматривать дошкольное образование как социально-педагогический феномен, находящий свое отражение в основных категориях этого подхода. Аксиологический, или ценностный, подход выступает своеобразным «мостом» между содержанием дошкольного образования и практической деятельностью детей посредством дистанционных образовательных технологий. Смысл его раскрывается через систему аксиологических принципов: равноправие взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей, творчества, самовыражения, диалога и толерантности.
Личностно-ориентированный подход. Реализация идей личностно-ориентированно-го обучения наиболее эффективна в условиях комплексного использования возможностей средств информационных технологий. Дистанционные образовательные технологии обеспечивают незамедлительную обратную связь, компьютерную визуализацию изучаемых объектов, сбор, обработку, хранение и передачу информации, автоматизацию контроля деятельности дошкольника, а также индивидуальную информационно-консультационную помощь специалистов ДОО. Дистанционная форма обучения предполагает активное общение между педагогом, родителем и воспитанником как посредством электронной почты, так и в режиме онлайн, позволяет осуществлять обратную связь и, соответственно, наиболее эффективно реализовывать идеи личностно-ориентированного обучения.
Усилия педагога в процессе дистанционного обучения следует направить на то, чтобы научить каждого дошкольника строить свою линию поведения, проявить определенную свободу действий, почувствовать ответственность за результат своей работы, то есть помочь ребенку сформировать самостоятельность и самореализацию.
Системно-деятельностный подход. Заключается в проявлении следующих признаков: основной акцент делается на организацию разнообразных видов деятельности детей в конкретной образовательной области (социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической) посредством ДОТ. Воспитатель выступает как организатор педагогического процесса, как носитель духовных ценностей, а не только как транслятор определенной суммы знаний. Учебный материал используется как средство освоения деятельности, представленный в банках электронных образовательных ресурсов.
Эффективность педагогического процесса в ДОО зависит от включения дошкольника в активную, значимую для них деятельность. Творчески одаренные дети имеют
возможность систематически участвовать в олимпиадах, конкурсах, виртуальных познавательных экскурсиях и т. д. Посредством организации данной деятельности осуществляется освоение социального опыта, развитие психических функций и способностей, формируется система отношений к миру, сверстникам, взрослым и к самому себе.
Специфика системно-деятельностного подхода при использовании дистанционных образовательных технологий состоит в специально организованной образовательной деятельности для детей дошкольного возраста, не посещающих ДОО, с ОВЗ, часто болеющих. В ходе дистанционного общения происходит обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, языка, социального статуса, психофизических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). Обучение происходит в рамках компетентной социально-педагогической системы. Применение дистанционных образовательных технологий предполагает специальным образом построенное общение в режимах онлайн и офлайн.
Технологический подход. Предполагает четкий способ построения педагогического процесса в определенной последовательности действий воспитателя, операций и процедур технического оператора электронных ресурсов, обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата.
Технологический подход к дистанционному обучению предполагает:
а) в узком смысле слова - виртуальное конструирование воспитательно-образовательного процесса в ДОО на основе упорядочения целей обучения и воспитания;
б) в широком смысле слова - особую организацию дистанционного обучения для детей, посещающих семейные группы, находящихся на длительном лечении, воспитывающихся дома и русскоязычных детей, проживающих за рубежом, при этом главным является четкая постановка целей дистанционного обучения и последовательные процедуры его достижения.
Комплексный подход. Данный научный подход позволяет организовать взаимодействие, сотрудничество между педагогом и родителем в режиме реального времени, непосредственно участвовать в занятии с ребенком. Дистанционные образовательные технологии обеспечивают организацию консультационной помощи родителям и методическое сопровождение педагогической деятельности.
Дистанционные образовательные технологии позволяют организацию интегрированного обучения. Электронные образовательные ресурсы способны объединять взаимосвязанные виды искусства с видами детской художественно-эстетической деятельности, создавать единство образно-художественной природы искусства (видеоматериалы, музыкальные клипы, коллекции рисунков и раскрасок). Дистанционные образовательные технологии осуществляют взаимосвязь чувственного и логического, основываясь на взаимодействии различных анализаторов (аудиосказки, мультфильмы, видеоролики, графические задания для совместного творчества). Дистанционные образовательные технологии способствуют творческой активности дошкольника, переход ребенка с репродуктивного к творческому уровню (виртуальные экскурсии, творческие задания, онлайн-игры для совместного использования родителей с детьми).
Дистанционные образовательные технологии служат средством для преобразований в методике обучения. Они накладывают отпечаток на знания детей, источники информации, формы взаимодействия, на которых основывается процесс обучения и воспитания дошкольников, а также вносят изменения в продолжительность, место, предметно-развивающую среду и темпы обучения. Исследуемые технологии обладают потенциальными возможностями расширения доступа к образованию для огромного числа детей дошкольного возраста (посещающих семейные группы, негосударственные образовательные учреждения, часто болеющих детей и также детей из русскоязычных семей, проживающих за рубежом). Дистанционные образовательные технологии наделены возможностями индивидуализации его теми лицами, для которых конкретный образовательный процесс предназначен (люди и родители, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, дети с ОВЗ, дети-инвалиды и др.).
Все эти события приводят к видоизменению содержания, методов, способов и организационных форм системы дошкольного образования. Дистанционные образовательные технологии начинают занимать свою нишу в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений. Поскольку у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, то главным и основным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как основного, так и дополнительного, позволяет педагогам ДОО быстрее достичь намеченной цели вовремя непосредственного общения и совместной деятельности с детьми.
Профессиональное использование современных информационных технологий способно сделать образовательный процесс информационно четким, компактным, доступным для всех категорий детей дошкольного возраста, комфортным и зрелищным для ребенка, существенно повысить мотивацию детей к обучению, представить реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке, что способствует наиболее широкому раскрытию способностей дошкольников, активизации умственной деятельности [5].
Главным условием полноценного развития ребенка в дошкольной организации образования, при использовании дистанционных образовательных технологий, выступает гуманизация педагогического процесса, его ориентация на ведущие витальные и социальные потребности детей дошкольного возраста, а именно потребности :
• в постоянном эмоциональном контакте с окружающими (воспитателем, детьми), в любви и доброжелательности, что возможно при организации постоянного онлайн-общения с детьми, не посещающими ДОО по различным причинам;
• в активном познании и информационном обмене через социальные сети;
• в разнообразной деятельности творческих детей по интересам и самостоятельности в выборе дополнительного образования, которая организуются специалистами посредством проведения виртуальных экскурсий, конкурсов, олимпиад с помощью дистанционных образовательных технологий;
• в общении, сотрудничестве с взрослыми и сверстниками, в консультации со специалистами разных направлений (психологами, логопедами, дефектологами и др.), которые реализуются через «виртуальные детские сады»;
• в самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны взрослых и сверстников воплощаются через онлайн-общение, с помощью дистанционных образовательных технологий.
Преимуществами применения ДОТ по сравнению с традиционными средствами обучения в дошкольной организации образования мы считаем:
• предоставление дошкольникам возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения);
• увеличение обучающегося контингента детей дошкольного возраста, в том числе за счет расширения географии обучения для детей из отдаленных районов, где отсутствуют специалисты, или для детей, не получивших место в ДОО;
• интенсификация использования научного, методического и технического потенциала для оказания консультационной помощи родителям и детям дошкольного возраста;
• усиление эффективности работы специалистов ДОО с детьми с ОВЗ, инвалидами, талантливыми детьми;
• повышение у таких детей интереса к изучаемому материалу, поскольку мультипликация, движения, звук надолго привлекают внимание детей и способствуют развитию памяти, воображения, творчества, высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала;видеофрагменты, слайд-шоу позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например рост цветка, движение волн, дождь, вращение планет вокруг Солнца;
• моделирование таких жизненных ситуаций, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы, работу транспорта);
• использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями [6].
С позиции культурологического подхода дошкольное образование определяется как культурно-ориентированный процесс, движущими силами которого являются личные смыслы, диалог и сотрудничество детей и взрослых. Воспитатель выступает в роли проводника и посредника между ребенком и культурой.
Развитие системы дистанционного обучения детей дошкольного возраста потребует еще много усилий со стороны ученых, администраторов образования, методистов и, конечно, непосредственно самих педагогов. Эти усилия будут направлены на совершенствование нормативно-правовой базы дистанционного обучения дошкольников, совершенствования материально-технической части ДОО, разработки методических рекомендаций для педагогов и организации курсов повышения квалификации. Работа в данном направлении будет продуктивной, если рассматривать дистанционное обучение не как очередную модную инновацию, а деятельность на достижение конечных результатов, то есть на повышение качества и доступности дошкольного образования для всех категорий детей.
Дистанционное обучение в дополнение к традиционным формам обучения позволит дошкольному образованию выполнить новый социальный заказ общества.
Список литературы
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // Российская газета. - 2012. - № 5976 (303), 31 дек.
2. Андреев А. А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение». -URL: http://www.e-joe.ru/sod/97/4_97/st096.html (дата обращения: 25.09.2017).
3. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеев М. В. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высших педагогических учебных заведений / под ред. Е. С. Полат. - М.: Издат. центр «Академия», 2004.
4. Полат Е. С. Хуторской А. В. Проблемы и перспективы дистанционного образования в средней образовательной школе: Доклад. - URL: http://www.ioso.ru/ioso/ senatus/meeting280900.htm (дата обращения: 25.08.2017).
5. Безруких М. М., Парамонова Л. А., Слободчиков В. И. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы» // Начальное образование. - 2006. - № 3. - С. 9-11.
6. Комарова Т. С., Комарова И. И., Туликов А. В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. - М., 2011.
References
1. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: Federalnyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ. Rossiyskaya gazeta. 2012, No. 5976 (303), 31 Dec.
2. Andreev A. A. K voprosu ob opredelenii ponyatiya "distantsionnoe obuchenie". Available at: http://www.e-joe.ru/sod/97/4_97/st096.html (accessed: 25.09.2017).
3. Polat E. S., Bukharkina M. Yu., Moiseev M. V. Teoriya i praktika distantsionnogo obu-cheniya: ucheb. posobie dlya stud. vysshikh pedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy. Moscow: Izdat. tsentr "Akademiya", 2004.
4. Polat E. S. Khutorskoy A. V. Problemy i perspektivy distantsionnogo obrazovaniya v sredney obrazovatelnoy shkole: Doklad. Available at: http://www.ioso.ru/ioso/sena-tus/meeting280900.htm (accessed: 25.08.2017).
5. Bezrukikh M. M., Paramonova L. A., Slobodchikov V. I. Predshkolnoe obuchenie: "plyusy" i "minusy". Nachalnoe obrazovanie. 2006, No. 3, pp. 9-11.
6. Komarova T. S., Komarova I. I., Tulikov A. V. Informatsionno-kommunikatsionnye tekh-nologii v doshkolnom obrazovanii. Moscow, 2011.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2017, № 5