Научная статья на тему 'Базовая кафедра педагогики детства как одно из инновационных условий подготовки бакалавров профиля "Дошкольное образование"'

Базовая кафедра педагогики детства как одно из инновационных условий подготовки бакалавров профиля "Дошкольное образование" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗОВАЯ КАФЕДРА / BASIC DEPARTMENT / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА / INTERACTION OF DOO AND PEDAGOGICAL UNIVERSITY / ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.П.СЕМЕНОВА-ТЯН-ШАНСКОГО / LIPETSK STATE PEDAGOGICAL NAMED AFTER P. P. SEMENOV-TYAN-SHANSKY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасенко Т.В.

В статье раскрыты организационные, структурные и методические аспекты создания базовой кафедры педагогики детства в структуре педагогического университета. Определена актуальность организации базовой кафедры педагогического университета в дошкольной образовательной организации. Автором представлен опыт Липецкого государственного педагогического университета имени П.П.Семенова-Тян-Шанского в организации базовой кафедры, подробно рассмотрена деятельность базовой кафедры педагогики детства. Определены перспективы взаимодействия дошкольных образовательных организаций, входящих в структуру базовой кафедры, и педагогического университета. Сделаны первоначальные выводы о результатах деятельности базовой кафедры педагогики детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасенко Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC DEPARTMENT OF PEDAGOGY OF CHILDHOOD AS ONE OF THE INNOVATIVE CONDITIONS OF PREPARATION OF BACHELORS PROFILE "PRESCHOOL EDUCATION"

The article reveals the organizational, structural and methodological aspects of the creation of the basic Department of pedagogy of childhood in the structure of the pedagogical University. The urgency of the organization of the basic chair of pedagogical University in preschool educational organization is defined. The author presents the experience of the Lipetsk state pedagogical University named after P. P. Semenov-Tyan-Shansky in the organization of the basic Department, considered in detail the activities of the basic Department of pedagogy of childhood. The prospects of interaction between pre-school educational organizations included in the structure of the basic Department and the pedagogical University are determined. The initial conclusions about the results of the basic Department of pedagogy of childhood.

Текст научной работы на тему «Базовая кафедра педагогики детства как одно из инновационных условий подготовки бакалавров профиля "Дошкольное образование"»

УДК 378.147.88

Т.В.Тарасенко

БАЗОВАЯ КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ ДЕТСТВА КАК ОДНО ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

В статье раскрыты организационные, структурные и методические аспекты создания базовой кафедры педагогики детства в структуре педагогического университета. Определена актуальность организации базовой кафедры педагогического университета в дошкольной образовательной организации. Автором представлен опыт Липецкого государственного педагогического университета имени П.П.Семенова-Тян-Шанского в организации базовой кафедры, подробно рассмотрена деятельность базовой кафедры педагогики детства. Определены перспективы взаимодействия дошкольных образовательных организаций, входящих в структуру базовой кафедры, и педагогического университета. Сделаны первоначальные выводы о результатах деятельности базовой кафедры педагогики детства.

Ключевые слова: базовая кафедра; взаимодействие ДОО и педагогического университета; Липецкий государственный педагогический университет имени П.П.Семенова-Тян-Шанского.

Tatiana V. Tarasenko. BASIC DEPARTMENT OF PEDAGOGY OF CHILDHOOD AS ONE OF THE INNOVATIVE CONDITIONS OF PREPARATION OF BACHELORS PROFILE «PRESCHOOL EDUCATION»

The article reveals the organizational, structural and methodological aspects of the creation of the basic Department of pedagogy of childhood in the structure of the pedagogical University. The urgency of the organization of the basic chair of pedagogical University in preschool educational organization is defined. The author presents the experience of the Lipetsk state pedagogical University named after P. P. Semenov-Tyan-Shansky in the organization of the basic Department, considered in detail the activities of the basic Department of pedagogy of childhood. The prospects of interaction between preschool educational organizations included in the structure of the basic Department and the pedagogical University are determined. The initial conclusions about the results of the basic Department of pedagogy of childhood.

Keywords: basic department; interaction of DOO and pedagogical university; Lipetsk state pedagogical named after P. P. Semenov-Tyan-Shansky

B условиях модернизации системы образования ведутся поиски наиболее эффективных инновационных условий подготовки педагогических кадров, в том числе для системы дошкольного образования. Г.П.Новикова отмечает, что проблема нововведений в педагогическом обществе давно изучается на разных уровнях. Нововведения в области образования представлены исследованиями Поташника М.М., Сластёнина В.А., Слободчикова В.И. и др., которые определяют «инновационный процесс как процесс изменений в целях, условиях, содержании, средствах, методах, формах деятельности, как процесс развития образовательных учреждений (организаций) на основе разработки, введения, распространения и внедрения новшеств» [3, с.14].

В педагогической инноватике внедрение и распространение передового опыта рассматриваются как виды инновационных процессов, а потен-циальными возможностями, которые улучшают педагогическую систему образовательного учреждения, являются новшества. По мнению Г.П.Но-виковой, «эффективность инновационной деятельности зависит от организационно-научно-педа-гогического обеспечения реализации поставленных задач и координации в этом направлении всех научно-практических сил региона и образовательной организации» [3, с.22].

Сущность инновационного процесса в сфере образования заключается в обновлении и изменении концепций образования, содержания учебных программ, методов и способов в обучении. Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Это та совокупность процедур и средств, с помощью которых педагогическое открытие или идея превращаются в социальное образовательное нововведение.

По мнению Л.М.Волобуевой, одним из ключевых вопросов современной образовательной политики является повышение качества образования на всех уровнях системы [2, с.65]. Качество образования определяется как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [1, статья 2].

В настоящее время общество требует от педагогических университетов большей динамичности и чувствительности к социальным, кадровым потребностям, более тесной связи с работодателем, способности к инновациям и ориентации на рынок труда. В рыночных условиях наличие тесных взаимосвязей между вузами и работодателями является объективной

необходимостью их эффективного функционирования.

На смену традиционной подготовке выпускников приходят более современные форматы обучения - появляются так называемые базовые кафедры, где студенты могут получать образование в сотрудничестве с компанией-работодателем. Федеральный закон № 273-ФЭ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» открыл новые возможности подготовки выпускников с использованием различных форм, технологий, средств в зависимости от сложившихся факторов, условий и ситуаций конкретного региона. В статье 15 раскрывается понятие «сетевая форма реализации образовательных программ». Таким образом, закон предоставляет неограниченные возможности для создания базовых кафедр, обеспечивая им правовую основу. В связи с этим образовательные организации могут создавать кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе предприятий, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.

Одно из основных условий качественной реализации Федерального государственного образовательного стандарта - придание процессу практической направленности, усиление роли практик студентов с первых курсов, погружение в профессиональную среду, в деятельность и общение с дошкольниками и работниками дошкольных образовательных организаций.

Создание базовых кафедр в Липецком государственном педагогическом университете стало возможным в рамках формирования педагогического кластера Липецкой области, которое было воспринято в Липецкой области, как «революционный шаг в развитии региональной образовательной системы» [4]. 18 декабря 2015 г. в ЛГПУ прошло первое заседание координационного Совета по кадровому обеспечению и профессиональному образованию в нашей области. Вопросы организации практик - это ключевое звено в системе профессиональной подготовки будущего педагога. В связи с этим и.о. ректора ЛГПУ Н.В. Федина обозначила эффективные инновационные формы взаимодействия университета и образовательных организаций:

- формирование системы сетевого партнёрства университета и образовательных учреждений области;

- создание базовых кафедр, объединяющих ведущих учителей школ, специалистов дошкольных образовательных учреждений и преподавателей вуза.

По словам Н.В.Фединой, «базовые кафедры - это возможность объе-динить потенциал образовательных организаций и потенциал университета с целью повышения качества учебного процесса за счет привлечения к преподаванию высококвалифицированных специалистов-практиков и реализации на практике компетентностного подхода в профессиональной подготовке педагога» [5].

На основании решения Ученого совета, Положения о кафедре, обеспечивающей практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы ФГБОУ ВО «ЛГПУ», утвержденном и.о. ректора Н.В. Фединой от 27.06.2016 г., заключенных договоров и соглашений с дошкольными организациями-партнерами МДОУ №№ 91, 96, 103, 123 г. Липецка, в целях усиления связей с работодателями созда-на кафедра педагогики детства как структурное подразделение ЛГПУ имени П.П.Семенова-Тян-Шанского. Надо отметить, что базовые дошкольные образовательные учреждения для сотрудничества с вузом прошли тщательный отбор. Это флагманы в дошкольном образовательном пространстве города Липецка, а воспитатели, в группах которых проходят практику студенты, - мастера своего дела.

Кафедра педагогики детства осуществляет педагогическую подготовку студентов в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки бакалавров: 44.03.01 - «Педагогическое образование» по профилям «Дошкольное образование» и 44.03.05 - «Педагогическое образование» профиль «Дошкольное образование и музыка» с 1 сентября 2016 г.

Кафедра педагогики детства не является выпускающей, но усиливает практико-ориентиро-ванную направленность выпускающей кафедры дошкольного и начального образования ЛГПУ имени П.П.Семенова-Тян-Шанского, осуществляя учебную и учебно-методическую работу. Кафедра была создана в целях развития образовательного процесса и привлечения к преподаванию высококвалифицированных специалистов из ДОО с достаточным практическим опытом по направлению профессиональной деятельности студентов профилей подготовки «Дошкольное образование» и «Дошкольное образование и музыка». Основная функция кафедры состоит в организации и проведении практик, практических и семинарских занятий, предусмотренных

учебным планом и закрепленных за данной базовой кафедрой.

Обозначим основные задачи кафедры:

- обеспечение образовательного процесса по дисциплинам, закрепленным за кафедрой;

- привлечение к учебному процессу высококвалифицированных сотрудников Д00;

- обеспечение проведения всех видов учебной и производственной практики студентов;

- привлечение студентов к научно-исследовательской и творческой деятельности, создание творческих групп «преподаватель-студент-воспитатель»;

- использование различного рода конференций, творческих встреч, мастер-классов и конкурсов для студентов;

- усиление контроля за организацией и результатами практик;

- участие в подготовке и проведении квалификационных экзаменов и государственной итоговой аттестации выпускников;

- обеспечение обмена педагогическим опытом и методическими материалами.

Учебным планом за кафедрой педагогики детства закреплены практико-ориентированные дисциплины и курсы по выбору: «Игровые технологии в дошкольных образовательных учреждениях», «Организация театрализованной деятельности в ДОУ», «Игра как средство формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста», «Основы изобразительной гра-моты в ДОУ (с практикумом)» и др.

Преподавание таких дисциплин как «Методическая работа в ДОУ», «Организация дошкольного образования», «Организация работы с родителями дошкольников», «Нравственно-патриотическое воспитание детей в ДОУ», «Проектная деятельность в ДОУ» и др. осуществляют высококвалифицированные педагоги (заведующие и заместители заведующих) дошкольных образовательных организаций г. Липецка, в числе которых кандидаты педагогических наук, победители городского конкурса «Воспитатель года», обладающие большим педагогическим опытом в области организации дошкольного образования. В этом состоит еще одно преимущество привлечения к преподаванию специалистов, непосредственно занятых реальными разработками: отсутствует разрыв между «кни-жными знаниями» и реальной жизнью дошкольных образовательных организаций.

С целью повышения мотивации к учебной деятельности, понимания перспектив обучения, представления траектории своего профессионального развития в учебные планы указанных профилей подготовки были введены практики с первого курса обучения, что, по нашему мнению, позволит также решить адаптационные и практические потребности студентов-первокурсников, поможет овладеть им умениями, необходимыми в будущей профессиональной деятельности.

Распределенные практики - еще один из ключевых моментов деятельности базовой кафедры, и им в процессе работы кафедры педагогики детства уделяется особое внимание. Распределенная практика, длящаяся на протяжении всего периода обучения в университете - инновация ЛГПУ имени П.П.Семенова-Тян-Шанского, направленная на совершенствование уровня подготовки будущих педагогов. Подобная организация учебного процесса (выделение в учебном графике одного дня в две недели на практику) способствует включению студентов в реальный педагогический процесс Д00 уже на первом курсе, что обеспечивает полную адаптацию будущих выпускников университета к работе в дошкольной образовательной организации в последующем. Благодаря такой организации все научно-исследовательские работы студенты могут выполнять на собранном во время практики материале. Студенты в этом случае более мотивированы на результат, потому что исследование в рамках написания курсовых работ может быть положено в основу научно-исследовательской статьи.

В течение 2016-2017 учебного года в рамках учебно-методического сотрудничества и с целью привлечения студентов к практической деятельности Д00 по согласованию с департаментом образования г. Липецка студенты посещали открытые занятия воспитателей Д00, участвующих в конкурсе молодых педагогов «Дебют-2016», принимали участие в работе Д00 - ресурсных центров по организации сюжетно-ролевой игры; проводили тематические викторины и игры-развлечения для детей, участвовали в мероприятиях, проводимых в рамках театральной недели в Д00.

Стратегическая цель кафедры педагогики детства - открытая конкурентоспособная, саморазвивающаяся структура, способствующая подготовке будущих бакалавров-воспитателей, профессионалов, готовых к полноценной образовательной, исследовательской и инновационной деятельности.

Планируя образовательное пространство на кафедре педагогики детства, необходимо дальнейшее обновление содержания образовательных программ по всем дисциплинам,

закрепленным за кафедрой; обеспечение методического сопровождения самостоятельной работы студентов и условий их профессионального самообразования за счет создания банка дифференцированных заданий для студентов по дисциплинам кафедры с учетом рейтингового контроля; проведение методических семинаров и создание банка данных по инновационным игровым технологиям, реализуемым в Д00 г. Липецка; сотрудничество с департаментом образования администрации г. Липецка (по вопросам участия в заседаниях ресурсных центров по речевому, познавательному и художественно-эстети-ческому развитию детей дошкольного возраста для начинающих воспитателей; с целью приглашения ведущих специалистов для чтения лекций и проведения занятий со студентами-бакалаврами); ознакомление с интересным педагогическим опытом в области реализации игровых и развивающих технологий в дошкольном образовании России.

Несомненно, планируемые изменения позволят базовой кафедре педагогики детства выйти на новый уровень развития, позволяющий более эффективно участвовать в подготовке квалифицированного, конкурентноспособного, компетентного, ответственного специалиста, владеющего своей профессией.

Таким образом, современные тенденции в образовании и квалификационные требования к будущему педагогу-воспитателю создают условия для усиления практико-ориентированности педагогического образования. Созданная в ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского базовая кафедра педагогики детства позволяет сочетать практическую подготовку студентов в Д00 с теоретической подготовкой в вузе, тем самым совершенствуя учебный процесс. Появляется возможность знакомить студентов с лучшим педагогическим опытом дошкольных образовательных организаций на практике. От такого партнерства выигрывают все - и вуз, и Д00, и сами студенты. Дошкольные образовательные организации благодаря работе базовой кафедры получат выпускников вузов с теми компетенциями, которые им сейчас нужны.

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Официальный сайт компании «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: / /www. consultants / document/cons_doc_law_140174/

2. Волобуева Л.М. Взаимосвязь качества дошкольного и педагогического образования// Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве: материалы XII Международной научной конференции, 10-21 августа 2015, Стамбул. - М.: МАНПО, 2015. - с.64-68.

3. Новикова Г.П. Перспективы эффективного развития инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации в системе непрерывного образования// инновационная деятельность в дошкольном образовании: материалы IX Международной научно-практической конференции // под общей редакцией Г.П. Новиковой. - Ярославль- Москва: Издательство «Канцлер», 2016. - с. 11-22.

4. Создание педагогического кластера - революционный шаг в развитии липецкой образовательной системы// lspu-lipetsk.ru [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://lspu-lipetsk.ru/ modules.php?name= news &file=view&news_id=812

5. Педагогический кластер области набирает o6opoTbi//vesti48.rn [Электронный ресурс]. - режим доступа: http: //vesti48.ru /news/5687.html

References

1. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» / / Ofitsial'nyy sayt kom-panii «Konsul'tant plyus». Available at: http: / /www. consultant.ru/ document/cons_doc_law_140174/

2. Volobuyeva L.M. Vzaimosvyaz' kachestva doshkol'nogo i pedagogicheskogo obrazovaniya// Integrativnaya funktsiya pedagogicheskoy nauki v yedinom obrazovatel'nom prostranstve: materialy XII Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, 10-21 avgusta 2015, Stambul. - M.: MANPO, 2015. - s.64-68.

3. Novikova G.P. Perspektivy effektivnogo razvitiya innovatsionnoy deyatel'nosti v doshkol'noy obrazovatel'noy organizatsii v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya// innovatsionnaya deyatel'nost' v doshkol'nom obrazovanii: mate-rialy IX Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / / pod obshchey redaktsiyey G.P. Novikovoy. - Yaroslavl'-Moskva: Izdatel'stvo «Kantsler», 2016. - s. 11-22.

4. Sozdaniye pedagogicheskogo klastera - revolyutsionnyy shag v razvitii lipetskoy obrazovatel'noy sistemy// lspu-lipetsk.ru. Available at: http://lspu-lipetsk.ru/ modules.php?name= news&file=view&news_id=812

5. Pedagogicheskiy klaster oblasti nabirayet oboroty//vesti48 .ru. Available at: http: //vesti48.ru /news/5687.html

УДК 372.881.11.1

Н.В.Богачёва, О.В.Ромазанова, Г.З.Закирова

КОНТРАСТИВНЫЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.