Научная статья на тему 'Педагогическая технология организации двигательной деятельности детей 4-7 лет средствами вальдорфской педагогики'

Педагогическая технология организации двигательной деятельности детей 4-7 лет средствами вальдорфской педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РАЗНОВОЗРАСТНАЯ ГРУППА / VALDORF PEDAGOGY / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / ORGANIZATION OF MOTOR ACTIVITY / MIXED AGE GROUP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышева Елена Николаевна, Курчанова Екатерина Игоревна

В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке педагогической технологии организации двигательной деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении на основе использования средств вальдорфской педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical technology of organization of the motor activity of the children aged 4-7 years by means of Valdorf pedagogy

Work presents the results of the conducted investigation on the development of the pedagogical technology of the motor activity organization for the children at pre-school educational institution based on the Valdorf pedagogy means.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология организации двигательной деятельности детей 4-7 лет средствами вальдорфской педагогики»

сле физической нагрузки.

Необходимо отметить, что у спортсменов молодежного состава отмечается высокий потенциал резервных возможностей дыхательной системы до и после физической нагрузки (табл. 1).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимо отметить, что в современных мини-футбольных командах первая четверка ориентирована на игроков высокого класса обладающих богатым техникотактическим арсеналом, при умеренных показателях резервных возможностей дыхательной системы, что не позволяет им поддерживать высокий темп игры, который в основном возлагается на более молодых и подготовленных спортсменов второй и третьей четверки. Данный факт образует рваный ритм игровой деятельности и команда, как правило, проигрывает в ключевых матчах. Однако необходимо отметить, что в молодежных составах работа строится по принципу комплектования четверок на основе высоких показателей респираторной системы, которая свидетельствует о высокой функциональной подготовленности спортсменов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, С.Н. Мини-футбол : подготовка юных футболистов в спортивных школах и любительских командах / С.Н. Андреев, В. С. Левин. - Липецк : ГУ Редакция обл. газеты «Липецкая газета», 2004. - 496 с.

2. Бабкин, А.Е. Технология планирования физической и технико-тактической подготовки команды по мини-футболу при туровой организации соревнований : автореф. ... канд. пед. наук / Бабкин А.Е. - М., 2004. - 23 с.

3. Головков, В.В. Факторы, обеспечивающие эффективность соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов в мини-футболе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Головков В.В. - СПб., 2002. - 24 с.

4. Полуренко, К.Л. Управление тренировочным процессом команд по минифутболу с использованием комплексного педагогического контроля : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Полуренко К.Л. - Хабаровск, 2008. - 25 с.

Контактная информация: rodin67@bk.ru

УДК 373.2.01

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ВАЛЬДОРФСКОЙ

ПЕДАГОГИКИ

Елена Николаевна Чернышева, кандидат педагогических наук, доцент, Екатерина Игоревна Курчанова, соискатель,

Великолукская государственная академия физической культуры и спорта (ВЛГАФК)

Аннотация

В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке педагогической технологии организации двигательной деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении на основе использования средств вальдорфской педагогики.

Ключевые слова: вальдорфская педагогика, педагогическая технология, организация двигательной деятельности, разновозрастная группа.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF ORGANIZATION OF THE MOTOR ACTIVITY OF THE CHILDREN AGED 4-7 YEARS BY MEANS OF VALDORF PEDAGOGY

Helena Nikolaevna Chernisheva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ekaterina Igorevna Kurchanova, the competitor,

Velikie Luki State Academy of Physical Education and Sport

Annotation

Work presents the results of the conducted investigation on the development of the pedagogical technology of the motor activity organization for the children at pre-school educational institution based on the Valdorf pedagogy means.

Keywords: Valdorf pedagogy, pedagogical technology, organization of motor activity, mixed age

group.

В современных условиях значительно возрастает значение рационально организованной двигательной активности детей в системе дошкольного образовательного учреждения. В практической деятельности, общеизвестно положительное влияние оптимально организованной двигательной деятельности на физическое и психическое здоровье ребенка [1,4].

Правильно организованный двигательный режим, как правило, удовлетворяет естественную потребность организма дошкольников в движении, обеспечивает активный отдых, является важнейшим фактором укрепления здоровья, эффективным средством повышения умственной и физической работоспособности детского организма. В связи с этим в современной системе дошкольного образования ведется поиск новых возможностей развития педагогической науки и практики на основе гуманистических и культурных приоритетов. Среди многообразия различных форм обучения и воспитания в системе дошкольных учреждений одним из нетрадиционных направлений является вальдорф-ская педагогика (существующая в Европейской системе образования более 80 лет) [2,5].

Исходя из вышесказанного, возникает потребность в изучении средств вальдорф-ской педагогики в системе дошкольного образовательного учреждения с целью наиболее продуктивного их применения в организации двигательной деятельности дошкольников [2,3].

Нами разработана педагогическая технология организации двигательной деятельности с использованием средств вальдорфской педагогики и осуществлена модификация ее структурных компонентов. При разработке целевого компонента по экспериментальной технологии определялась приоритетная педагогическая цель развития и воспитания детей 4-7лет:

- создание эффективной системы организации двигательной деятельности дошкольников с оздоровительно-прикладной и развивающей направленностью за счет средств вальдорфской педагогики;

- совершенствовалось содержание проектировочного, оперативнодеятельностного и результативного компонентов педагогической технологии организации двигательной деятельности дошкольников с использованием средств вальдорфской педагогики.

Проектировочный компонент предполагал разработку программы «Волшебный мир детства» с учетом специфики работы в разновозрастной группе с использованием средств вальдорфской педагогики. Модификация операционно-деятельностного компонента осуществлялась за счет внедрения средств и методов, применяемых в программе «Основы воспитания детей в Вальдорфском детском саду». Результативный компонент изучал диагностику физического, двигательного, морфофункционального и психического развития контингента. Технологическая цепочка организации двигательной деятельности детей 4-7 лет, корректировалась в зависимости от диагностики индивидуального уровня развития и подготовленности (рис.1).

Организация режима пребывания воспитанников в дошкольном образовательном учреждении

Старшая медицинская сестра - Музыкальный работник _

Воспитатель по Ф.К.

п ~

Диагностика начального уровня

Организация двигательной деятельности ребенка I =

Музыкально- ритмические движения /■ I

Движения во время бодрствования п

Утренняя гимнастика Гимнастика и массаж Игровая деятельность

^ і

Средства вальдорфской педагогики 1 1

Музыкально-ритмические хороводы «райгены»

і

утренняя бодрящая

Морфофункциональное

развитие

Подвижные игры Сюжетно-ролевые игры Свободная игра Игры-ожидания Пальчиковые и жестовые игры

Игры на взаимодействия Спокойные игры в кругу Социальные игры Игры на развитие чувства географию тела

Оценка

результатов

реализации

программы

те

к

*

о

а

а

о

«

Рис.1. Структура компонентов экспериментальной педагогической технологии организации двигательной деятельности детей.

Экспериментальное обоснование эффективности разработанной педагогической технологии, организации двигательной деятельности детей 4-7лет средствами вальдорф-ской педагогики осуществлялось на базе «Детского сада второй категории комбинированного вида № 20 «Жемчужинка» г. Великие Луки. В ходе исследования были сформированы две разновозрастные группы: контрольная (занятия по традиционной образовательной программе), экспериментальная (реализации принципов интегрированного подхода средствами и методами вальдорфской педагогики).

Основная оздоровительная направленность вальдорфской педагогики: забота о

здоровье, эмоциональном благополучии и всестороннем развитии каждого ребёнка; способствовать формированию здорового образа жизни у детей в постоянном взаимодействии с семьей; максимальное использование разнообразных видов двигательной деятельности.

Занятия в обеих группах проводились в соответствии с требованиями СанПиН Ка 2.4.1.1249-03. В рамках организованной двигательной активности ежедневно проводились утренняя гигиеническая гимнастика, 3 раза в неделю были организованы занятия по физическому воспитанию, ежемесячно проводились спортивные досуги и развлечения, ежеквартально - спортивные праздники.

Построение педагогического процесса в экспериментальной группе осуществлялось в соответствии логики развития детской игры, согласно которой игровая деятельность развивается от простых ее форм (предметной игры) к более сложным формам (игр-ожиданий, сюжетно-ролевой, игры с правилами).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

Анализ результатов констатирующего эксперимента указывают на то, что основные показатели физического, психического и двигательного развития дошкольников соответствуют среднестатистическим значениям по России и совпадают с данными исследований специалистов в системе дошкольных образовательных учреждений.

Для оценки эффективности разработанной технологии организации двигательной деятельности, проводились контрольные измерения показателей физического, двигательного развития детей дошкольного возраста.

В ходе исследования выявлено, что разработанная технология организации двигательной деятельности детей положительно влияет на:

- физическое развитие: у детей: 4-5 лет наблюдается увеличение длины на 4,5 % и массы тела - 8,3%; 5-6 лет соответственно 4,5 и 12,6 %; 6-7 лет 2,2 и 4,5 %;

- функционального состояния: в целом по возрастным группам наблюдалось достоверно снижение ЧСС (3,5%; 3,6% и 3,9%) (р<0,05); АД (4,01^4,85%; 3,98^4,89% и 4,74^5,90%) и увеличение значения ЖЕЛ (4,59%; 4,85% и 8,63%) и МПК (4,2^5,95%) (р<0,05);

- физической подготовленности: установлены статистически достоверные изменения в показателях, характеризующих проявление быстроты (3,29^5,8%); гибкости (5,65%); скоростно-силовые качества (4,8^7,2%); ловкость и общей выносливости (4,8^5,80%) (р<0,05; 0,01). В контрольной группе эти изменения не были столь существенны и находились в пределах 0,61^2,32% (р>0,05);

- психического состояния: оперативная кратковременная память развита на среднем уровне (12,2^12,3 балла), образная память и произвольное внимание - на среднем уровне (12,3^12,5 балла); зрительная память - уровень ниже среднего (6 баллов).

Обобщая результаты проведенных исследований, можно сделать вывод о том, что разработанная нами программа «Волшебный мир детства» по развитию и воспитанию детей является непременным условием повышения уровня здоровья, показателей физической подготовленности, развитием психофизических процессов, необходимых для приобретения практических навыков и успешной учебной деятельности в рамках дошкольного образовательного учреждения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиев, М.Н. Пути повышения эффективности физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работы в детском саду // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы / Московский гос. ун-т. - М., 2002. - С. 54-55.

2. Басова, Н. В. Вальдорфская педагогика. Педагогика и практическая психология

і учебное пособие I Н.В. Басова. - Ростов-на-Дону і Феникс, 2000. - 416 с.

3. Голубева, Г.Н. Этапы формирования двигательного режима ребенка до 6 лет II Материалы итоговой научной конференции финала Казанского государственного университета в г. Набережные Челны. - Набережные Челны, 2006. - С. 198-202.

4. Тарасова, Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста і методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ I Т. А. Тарасова. - М. і ТЦ Сфера, 2005. - 176 с. - (приложение к журналу «Управление ДОУ»).

5. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения і методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений I под ред. С.О. Филипповой. - СПб. і ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 416 с.

Контактная информация: kurchanova.ekaterina@yandex.ru

УДК 378

ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕНЕДЖМЕНТ В

СПОРТЕ»

Михаил Алексеевич Шансков, кандидат биологических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург),

Геннадий Николаевич Пономарев, доктор педагогических наук, профессор,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург,

Борис Петрович Усольцев, кандидат технических наук, профессор, Балтийский государственный технический университет ВОЕНМЕХ им. Д. Ф. Устинова (БГТУ Военмех им. Д. Ф. Устинова), Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты психодиагностического исследования факторной структуры управленческих способностей студентов, обучающихся по специальности «менеджмент в спорте».

Ключевые слова: управленческие способности, факторная структура, менеджмент в спорте

FACTORIAL STRUCTURE OF ADMINISTRATIVE ABILITIES OF THE STUDENTS SPECIALIZED IN «MANAGEMENT IN SPORTS»

Michael Alekseevich Shanskov, the candidate of biological sciences,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg,

Gennadii Nikolaevich Ponomarev, the doctor of pedagogical sciences, professor,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The Herzen State Pedagogical University of Russia, St.-Petersburg,

Boris Petrovich Usoltsev, the candidate of pedagogical sciences, professor,

The Ustinov Baltic State Technical University “VOENMEKH”, St.-Petersburg,

Annotation

The article presents the results of psychodiagnostic research of factorial structure of administrative abilities of the students specialized in «management in sports».

Keywords: administrative abilities, factorial structure, management in sports.

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональная деятельность менеджера представляет управленческий труд, направленный на решение целей и задач конкретной компании той или иной сферы эко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.