Научная статья на тему 'Организация учебного процесса в вальдорфской школе'

Организация учебного процесса в вальдорфской школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1014
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА / ЭВРИТМИЯ / АНТРОПОЛОГИЯ / СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ / WALDORF SCHOOL / EURHYTHMY / ANTHROPOLOGY / FREE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долганова Наталья Вячеславовна

В статье описаны основополагающие идеи педагогики, основанной Рудольфом Штайнером. Рассматривается процесс обучения и воспитания в вальдорфской школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация учебного процесса в вальдорфской школе»

6. Григалка О. Техника толкания ядра: состояние, перспективы / О. Григалка // Легкая атлетика. - 1980. - № 1. - С. 10-14.

7. Григалка О. Ядро толкает Янис Боярс / О. Григалка, В. Папанов // Легкая атлетика. - 1983. - № 2. - С. 16-17.

8. Григалка О. Ядро толкает Эдвард Саруль / О. Григалка, В. Папанов // Легкая атлетика. - 1984. - № 2. - С. 16-17.

9. Григалка О. Я. Толкание ядра / О. Я. Григалка / под ред. В. В. Садовского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 72 с.

10.Жилкин А. И. Легкая атлетика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 464 с.

11. Загревский В. И. Биомеханика физических упражнений: учеб. пособие / В. И. Загревский. - Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2003. - 140 с.

12. Кевин Т. МакГилл. Пристальный взгляд на победный результат Риса Хоффа на чемпионате мира 2007 года / Кевин Т. МакГилл // Легкая атлетика. - 2010. - № 56. - С. 27-29.

13. Ланка Я. Е. Биомеханика толкания ядра / Я. Е. Ланка, Ан. А. Шалманов. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 72 с.

14. Легкая атлетика: учебник / М. Е. Кобринский [и др.]; под общ. ред. М. Е. Кобринского, Т. П. Юшкевича, А. Н. Конникова. 2-е изд. - Минск : Тесей, 2011. -336 с.

15. Легкая атлетика: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. Н. Г. Озолина, В. И. Воронкина, Ю. Н. Примакова. - Изд. 4-е, доп., перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 671 с.

16. Сотский Н. Б. Практикум по биомеханике / Н. Б. Сотский, В. Ю. Екимов, В. К. Пономаренко; Бел. гос. ун-т физ. культуры. - Минск: БГУФК, 2010. - 68 с.

17. Тутевич В. Н. Теория спортивных метаний / В. Н. Тутевич. - М.: Физкультура и спорт, 1969. - 312 с.

Организация учебного процесса в вальдорфской школе Долганова Н. В.

Долганова Наталья Вячеславовна /Dolganova Natalia Vyacheslavovna - старший

преподаватель, кафедра профессиональной языковой подготовки, Владимирский юридический институт ФСИНРоссии, г. Владимир

Аннотация: в статье описаны основополагающие идеи педагогики, основанной Рудольфом Штайнером. Рассматривается процесс обучения и воспитания в вальдорфской школе.

Abstract: this article describes the basic ideas of pedagogy, founded by Rudolf Steiner. It deals with the process of training and education in the Waldorf school.

Ключевые слова: вальдорфская школа, эвритмия, антропология, свободное воспитание.

Keywords: Waldorf School, eurhythmy, anthropology, free education.

Первая вальдорфская школа была открыта в 1919 г. в немецком городе Штутгарте. Инициатива ее создания принадлежала Эмилю Мольту (1876-1936) - директору и совладельцу сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория». Мольт обратился к Рудольфу Штайнеру (1861-1925) - немецкому философу и ученому - с просьбой создать школу

и взять на себя педагогическое руководство ею. Затем, в первой половине 20-х гг. в различных городах Германии возникло еще восемь подобных школ. Все они стали называться вальдорфскими.

Довольно скоро после открытия первой штутгартской школы аналогичные учебные заведения появились и за пределами Германии. Например, начиная с 1925 г., такие школы появились в Швейцарии, где они именовались «Школами Рудольфа Штайнера». С 1923 г. начали основываться школы в Голландии. Вскоре возникли школы в Англии (1925 г. в Лондоне), Португалии (Лиссабоне), Норвегии (1926) и США (в 1928 г. в Нью-Йорке). Эти школы поддерживали духовную непрерывность движения в годы его запрета в Германии национал-социализмом. Эмигрировавшие из Германии учителя основывали вальдорфские школы в США, Бразилии, Южной Африке и др. странах.

Основополагающая идея вальдорфской школы состоит в том, что учитель собственным примером должен показать своим ученикам естественную возможность ориентироваться в самых разных отраслях знания. Таким образом, в школе не существует ведущей дисциплины в традиционном смысле слова; ученики изучают все предметы, потому что невозможно выбрать один из двух, не зная ни того, ни другого [5, 24].

Расписание в Вальдорфской школе кардинально отличается от исконно принятого. Оно состоит из трех частей: первая часть дня - «главный урок», та дисциплина, курс которой углубленно изучается в данное время (обычно в течение месяца), занимает первые два урока [5, 24]. Дети в вальдорфской школе «...в продолжении определенного периода времени - несколько недель, в утренние часы - занимаются одним и тем же предметом; так, чтобы они могли полностью вжиться в него, чтобы не отрывать их от материала, едва они успели с ним освоиться. Это так называемое «преподавание по эпохам». Когда заканчивается данный период, дети начинают изучать новый предмет, а предыдущую дисциплину оставляют на время в покое, чтобы с новыми силами потом заняться ею через несколько месяцев [8, 49].

В середине дня школьники занимаются такими предметами, которые активизируют дыхание и строятся как процесс упражнений: языком, музыкой и эвритмией (новое искусство движения, разработанное Р. Штайнером, выражающее с помощью жестов различие качества звуков речи и музыкального тона [4, 13]).

Уже с первого класса дети изучают два иностранных языка. Трудовое обучение в вальдорфской школе также является обязательной частью школьного дня [5, 24]. По мнению Штайнера, такой план работы соответствует природе человека, его потребностям и жизненным ритмам. Таким образом, на практике осуществляется «целостное гармоническое обучение» [2, 31].

Набор в вальдорфские школы производиться без селекции, принимаются дети с различными способностями и социальным происхождением. Продолжительность обучения составляет 12 лет, по содержанию оно соответствует государственным интегрированным комплексным школам, однако иногда вводиться 13-й год для подготовки в высшие учебные заведения.

Кроме дневной формы обучения вальдорфские школы предлагают интернатную, а также образование с особой духовной направленностью.

Руководство школой осуществляется без директора, по принципу коллегиального самоуправления учителями и родителями. Учителя в вальдорфской школе должны отвечать не только за учебный процесс, но и сами строить реализовать школьное управление [3, 95].

Р. Штайнер считал очень важным для педагога «сначала создать себе ясное представление о том, что такое человек». Содержание и методы обучения и воспитания следует черпать исключительно из развивающегося человека и его индивидуальных задатков. Фундаментом для преподавания должна стать подлинная антропология, человекопознание [6, 81].

Поэтому организация учебного дня основана на знании природы ребенка, его дневного ритмичного цикла [3, 95]. Р. Штайнер, как знаток природы ребенка, предлагает два волшебных средства воспитания: пример и подражание. Подражание является великим учебником для ребенка, и само выступает результатом усилий ребенка, а «.от того, какой пример мы показываем ребенку, будет зависеть то, чему именно будут подражать дети» [8, 21].

Воспитание через подражание проистекает из установок Р. Штайнера - «заглянуть в природу человека с тем, чтобы определить подходящие условия воспитания, а также с тем, чтобы постепенно распознать сущность человека и использовать открывшиеся знания .в воспитании» [1, 24].

Р. Штайнер считал, что учитель, во-первых, должен прекрасно разбираться в методике и педагогике и, во-вторых, быть настоящим знатоком «человеческой природы», так как: «если же обращаться к тому, чего жаждет эта природа, открывается подход к ребенку, и впоследствии воспитание плодотворно сказывается на всей его жизни» [6, 85].

Педагог должен быть «авторитетом» для ребенка, особенно в первые годы обучения потому, что «пример и подражание - это метод, с помощью которого происходит обучение ребенка в первые семь лет жизни.» [8, 19]. От того, как дети относятся к учителю, какой пример он им показывает, зависит эффективность обучения и воспитания. По мнению Р. Штайнера, учитель должен быть в постоянном взаимодействии с детьми, он должен «срастаться с классом», становиться «единым целым», и это целое должно стать «основой для дальнейшего развития детей». При этом очень важно, чтобы учитель не менялся «на протяжении всех лет обучения. Учитель принимает класс и продвигается с ним .до конца школы» [6, 90-91]. В этой связи Р. Штайнер писал, что «.в педагогическом искусстве мы все силы своей души обязаны прилагать к тому, чтобы в период от смены зубов до наступления половой зрелости оставаться для ребенка действительным авторитетом» [6, 85].

Сегодня школы Рудольфа Штайнера пользуются популярностью не только в Германии, они распространены и известны во всем мире. Вальдорфские школы есть практически во всех странах мира, исключая мусульманские. Их общее число достигает пятисот. Наибольшее распространение педагогика Штейнера получила у себя на родине, в Западной Европе. Только в Германии сегодня работает около ста пятидесяти вальдорфских школ. Новое педагогическое течение уже проникло на австралийский континент, в страны Южной и Центральной Америки, Японию и Южную Африку. В нашей стране вальдорфские школы открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Рязани, Красноярске, Казани, Самаре, Ярославле, Иркутске, Обнинске и Владимире.

В России на сегодня существует 25 вальдорфских школ и около 60 вальдорфских детских садов. При этом меньше половины вальдорфских школ работают как государственные (муниципальные) общеобразовательные учреждения, основная часть российских вальдорфских школ являются негосударственными образовательными учреждениями. Три центра подготовки вальдорфских учителей были открыты в Москве, Петербурге и Ярославле, проходят регулярные курсы повышения квалификации, организуемые Международной ассоциацией вальдорфской педагогики стран Восточной Европы.

Литература

1. Аринина О. Н. Воспитание через подражание или авторитарное воздействие. // Вальдорфская педагогика. № 2. Владимир, 1998 г. с. 23-25.

2. Броккескофф И., Пинский А. Что такое вальдорфская педагогика? // Семья и школа. № 10. 1990. с. 29-31.

3. Ельцова О. В. Система негосударственных общеобразовательных школ. // Педагогика. № 9, 2002. с. 91-98.

4. Карлгрен Франс Воспитание к свободе. Педагогика Р. Штайнера. Из опыта международного движения вальдорфских школ / Московский Центр Вальдорфской педагогики. 1993 г., 267 с.

5. Нильсен И. С. Что такое вальдорфская педагогика. // Семья и школа. № 12. 1990. с. 24-27.

6. Штайнер Р. Духовное обновление педагогики, [с нем.] Д. Виноградов - М.: Парсифаль, 1995 г. - 252 с.

7. Штайнер Р. Искусство воспитания. Семинарские обсуждения и лекции по учебному плану - М.: Парсифаль, 1995 г. - 207с.

8. Штайнер Р. Методика обучения т предпосылки воспитания / Пер. с нем. - М.: Парсифаль, 1994 г. - с. 81.

Развитие выносливости у дошкольников посредством народных игр Васильев А. Г.1, Ткаленко Я. И.2

1Васильев Алексей Георгиевич / Vasiliev Aleksey Georgievich - старший преподаватель, 2Ткаленко Яна Игоревна / Tkalenko Yana Igorevna - студент, кафедра иностранных языков и гуманитарной культуры, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Московский государственный технологический университет «СТАНКИН», Егорьевский технологический институт (филиал), г. Егорьевск

Аннотация: в статье анализируются проблемы развития выносливости у детей дошкольного возраста посредством народных игр. Рассматривается выносливость как свойство организма, влияющего на способность к продолжительной работе. Рассматривается создание условий для повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности. Подвижные игры рассматриваются как естественная форма физических упражнений для детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям, а также как фактор физического развития и воспитания и средство духовного формирования личности в процессе педагогической деятельности.

Abstract: the article analyzes the problems of endurance development in preschool children through national games. The endurance is considered as a organism's property influencing on ability to continuous operation. We consider the creation of conditions to increase the overall aerobic endurance on the basis of various types of motor activity. Mobile games are seen as a natural form of exercise for kids, corresponding to their anatomical and psychological characteristics, as well as the factor of physical development and education and a means of spiritual formation of the person in the process of teaching.

Ключевые слова: развитие выносливости, физическая активность, народные подвижные игры.

Keywords: endurance development, physical activity, national outdoor games.

Обучение в школе, а за тем и в институте требует от человека большой физической выносливости, способности управлять своим телом, своими движениями. Нередко мы испытываем трудности в учебе именно из-за недостатка физического развития, физических качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.