Научная статья на тему 'Содержание и формы учебно-воспитательной работы в Вальдорфской школе в соответствии с принципами свободного воспитания'

Содержание и формы учебно-воспитательной работы в Вальдорфской школе в соответствии с принципами свободного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1467
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РУДОЛЬФА ШТАЙНЕРА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ANTHROPOSOPHY'S VIEW OF CHILD DEVELOPMENT / THE EDUCATIONAL PHILOSOPHY OF RUDOLF STEINER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вишнякова Е.А.

Вальдорфская педагогика представляет собой целостную систему, основанную на антропософской концепции Рудольфа Штайнера о человеке как высшем эволюционном продукте природы. Организованная в 1919 г. в Штуттгарте (Германия), главным направлением своей деятельности школа считала поиск форм эмоционально-эстетического воспитания и обучения. В основе обучения лежало преподавание по «ритмам» и «циклам» детской жизни. Темперамент человека является одним из элементов его сущности, признаком индивидуальности, о чем свидетельствуют сангвинические, холерические, флегматические и меланхолические особенности проявления свойств личности. Исходя из этого, задача педагогов Вальдорфской школы состоит в том, чтобы точно определить, где в личности следует искать силы, поддерживающие жизнь и формирующие ее. Вальдорфская школа – это, прежде всего, гуманная школа, «школа в интересах учащихся», что отличает ее от традиционной государственной. В Вальдорфской школе учащиеся развиваются согласно своим индивидуальным возможностям, учатся проявлять терпимость к иному мировоззрению и образу жизни. Вальдорфские педагоги решают задачу максимальной реализации генетического потенциала учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WALDORF EDUCATION IS A PEDAGOGY BASED UPON THE PRINCIPLES OF ANTHROPOSOPHY

Waldorf education is a pedagogy based upon the educational philosophy of Rudolf Steiner, the founder of anthroposophy. Rudolf Steiner wrote his first book on education, The Education of the Child, in 1907. The first school based upon these principles was opened in 1919 in response to a request by Emil Molt, the owner and managing director of the Waldorf-Astoria Cigarette Company in Stuttgart, Germany. This is the source of the name Waldorf, which is now trademarked for use in association with the educational method. Both historically and philosophically, Waldorf education grows out of anthroposophy's view of child development, which stands as the basis for the educational theory, methodology of teaching and curriculum. Waldorf pedagogics see that the teacher has "a sacred task in helping each child's soul and spirit grow". Waldorf teachers use the concept of the four temperaments to help interpret, understand and relate to the behaviour and personalities of children under their tutelage. The temperaments, choleric, phlegmatic, melancholic, and sanguine, are thought to express four basic personality types, each possessing its own fundamental way of regarding and interacting with the world. Some Waldorf methods have also been adopted by teachers in both public/state and other private schools.

Текст научной работы на тему «Содержание и формы учебно-воспитательной работы в Вальдорфской школе в соответствии с принципами свободного воспитания»

УДК373

Э.А. ВИШНЯКОВА

Пятигорский государственный лингвистический университет, кафедра педагогики

E-mail: ellakmv@yandex.ru

Содержание и формы учебно-воспитательной работы в Вальдорфской школе в соответствии с принципами свободного воспитания

Вальдорфская педагогика представляет собой целостную систему, основанную на антропософской концепции Рудольфа Штайнера о человеке как высшем эволюционном продукте природы. Организованная в 1919 г в Штуттгарте (Германия), главным направлением своей деятельности школа считала поиск форм эмоционально-эстетического воспитания и обучения. В основе обучения лежало преподавание по «ритмам» и «циклам» детской жизни. Темперамент человека является одним из элементов его сущности, признаком индивидуальности, о чем свидетельствуют сангвинические, холерические, флегматические и меланхолические особенности проявления свойств личности. Исходя из этого, задача педагогов Вальдорфской школы состоит в том, чтобы точно определить, где в личности следует искать силы, поддерживающие жизнь и формирующие ее. Вальдорфская школа - это, прежде всего, гуманная школа, «школа в интересах учащихся», что отличает ее от традиционной государственной. В Вальдорфской школе учащиеся развиваются согласно своим индивидуальным возможностям, учатся проявлять терпимость к иному мировоззрению и образу жизни. Вальдорфские педагоги решают задачу максимальной реализации генетического потенциала учащихся.

Ключевые слова: антропософская концепция Рудольфа Штайнера, здоровьесберегающие технологии.

E.A. VISHNYAKOVA Waldorf Education is a Pedagogy Based upon the Principles of Anthroposophy

Waldorf education is a pedagogy based upon the educational philosophy of Rudolf Steiner, the founder of anthroposophy. Rudolf Steiner wrote his first book on education, The Education of the Child, in 1907. The first school based upon these principles was opened in 1919 in response to a request by Emil Molt, the owner and managing director of the Waldorf-Astoria Cigarette Company in Stuttgart, Germany. This is the source of the name Waldorf, which is now trademarked for use in association with the educational method.

Both historically and philosophically, Waldorf education grows out of anthroposophy's view of child development, which stands as the basis for the educational theory, methodology of teaching and curriculum. Waldorf pedagogics see that the teacher has "a sacred task in helping each child's soul and spirit grow".

Waldorf teachers use the concept of the four temperaments to help interpret, understand and relate to the behaviour and personalities of children under their tutelage. The temperaments, choleric, phlegmatic, melancholic, and sanguine, are thought to express four basic personality types, each possessing its own fundamental way of regarding and interacting with the world.

Some Waldorf methods have also been adopted by teachers in both public/state and other private schools.

Key words: anthroposophy's view of child development, the educational philosophy of Rudolf Steiner.

Во второй половине XIX в. в Западной Европе произошли значительные политико-экономические и социокультурные преобразования, повлиявшие на становление национальных систем образования и интенсивное развитие педагогической мысли. Во многих странах были проведены прогрессивные реформы школы.

Школа в Вальдорфе (Германия), организованная в 1919 г Р. Штайнером, главным направлением своей деятельности считала поиск форм эмоционально-эстетического воспитания и обучения. Целью школы являлось «художественное воспитание» в противовес «мировоззренческому». Работа строилась на персональном подходе и индивидуальных требованиях к учащимся. В нравственном воспитании на первый план

выдвигалось пробуждение воображения и фантазии как противоядие от детской ожесточенности. В основе обучения лежало преподавание по «ритмам» и «циклам» детской жизни. Опыт этой школы был широко известен: по ее образцу Вальдорфские школы были организованы во многих странах мира.

Рудольф Штайнер (1861-1925) являлся одним из наиболее прогрессивных реформаторов немецкой школы периода Веймарской республики. Философ, социолог, педагог, естествоиспытатель, химик, математик, архитектор, скульптор, художник и поэт, он являлся издателем естественно-научных трудов Г Гете. Автор ряда работ в области философии, он создал новое направление в ней - антропософию (мудрость о человеке), разработал ее методы. Антропософия явля-

© Э.А. Вишнякова, 2009

ется философской основой Вальдорфской педагогики. Эпоха требовала от Штайнера новых форм осмысления жизнедеятельности человека. Глубоко изучив материализм, он дискутировал с марксистами, эволюционистами и дарвинистами. Несколько лет он работал учителем в вечерней школе для рабочих. В 1919 г. Штайнер основал Вальдорф-скую школу для детей рабочих сигаретной фабрики «Астория» в пригороде Штутгарта. «Все дети должны развиваться физически и духовно, - утверждал Штайнер, - и именно в такой мере, которая допускается их способностями»1. Неправильное воспитание ребенка, связанное с пренебрежительным отношением к отдельным периодам жизни ученика, приводит позже к тяжелым физическим болезням, которые Штайнер перечислял, и обсуждал каждую в отдельности в курсе лекций перед учителями школы. Они вызваны, - заметил основатель антропософской педагогики, неправильным воспитанием в первые годы жизни ребенка2.

По мнению же Р. Штайнера, «подлинным источником здоровья являлась ритмическая система, выравнивающая и сглаживающая противоположности»3. Подчинение жизни человека определенному ритму позволяет ему не уставать в течение всей жизни. Это положение имело важные последствия для организации учебно-воспитательного процесса в Вальдорфских школах. Основой планирования учебного процесса в Вальдорфской школе является ритмическая организация урока и всего учебного дня с переходами от познавательной активности к физической, от сознательной концентрации на мыслительных операциях к произвольной игровой активности учащихся, поддержание здорового ритма смены сна и бодрствования.

Положение о значении ритмической системы для здоровья человека и о её связи со сферой чувств и эмоциональной жизнью открыло для педагогики большие возможности для оздоравливающего воздействия на организм ребенка. Развивая чувственную сферу учащихся через художественный образ как ведущий методико-дидактический принцип в занятиях искусствами, учителя Вальдорфских школ пробуждают в школьниках эстетические начала, укрепляют чувство прекрасного, что по их убеждению, оказывает благотворное, гармонизирующее влияние на весь организм.

Концепция «свободного воспитания» Р. Штайнера основана на принципе естественного, свободного развития. Учебный процесс в Вальдорфских школах основан на индивидуальном подходе к ситуациям развития каждого учащегося. Обучение нацелено на эмоциональное, умственное развитие воспитанников, существенное значение придается развитию творческих способностей, приобретению социокультурных и физических навыков. Отметки, экзамены, учет успеваемости Р. Штайнер считал противоречащими гуманному отношению к учащимся. Об уровне их развития и знаний учителя Вальдорфских школ судят по наблюдениям за их социальным поведением, отношением к работе, а также по результатам ежедневной деятельности в школе. Успехи и достижения оцениваются педагогами и учащимися в процессе совместной деятельности, на классных собраниях, при подведении итогов недели, четверти, года. Результаты обучения школьников сообщаются в устной или письменной форме их родителям. В существующей организации образовательного процесса особое значение придается развитию мотивации учащихся, их ответственности по отношению к собственному обучению.

Обучение во всех осуществляется без учебников. Главным источником информации является учитель, а учащиеся сами составляют книги на основе изученного на занятиях материала. Развитие учащихся Вальдорфских школ происходит с учетом их потребностей и интересов, на основе эмоционально-образного восприятия мира, практической и художественно-эстетической деятельности, общения.

В трактовке воспитательной деятельности Вальдорфской школы приоритет отдается постулату, согласно которому воспитание заключается в помощи ученику, сотрудничестве с ним в преобразовании его жизни, в развитии смыслопоисковой деятельности личности. Педагоги-воспитатели Вальдорфской школы осуществляют коррекцию поведения учащихся в соответствии с общепринятыми культурными нормами и поддерживают их нравственное становление, способствуя формированию эмоционально-ценностных отношений к различным событиям и явлениям жизни.

Вальдорфская школа воплощает идеал широкого и целостного человеческого образования, где при организации преподавания

особое внимание уделяют не заучиванию учебного материала, а развитию познавательных способностей учащихся. «Тиранией учебного материала», утверждал Штайнер, можно легко ограничить желание учиться и деформировать развитие человека. Основное требование Вальдорфской школы состоит в том, чтобы учителя и учащиеся сотрудничали в тесном контакте. Вальдорфские педагоги разрабатывают свои уроки с учетом особенностей, индивидуальных способностей и даже «слабостей» своих учащихся. Они стремятся наполнить материал учебных пособий духовным содержанием. Учебники, полагают учителя, как правило, лишены эмоционально воздействующего на школьников содержания, учета конкретной педагогической ситуации. Задача учебника заключается в том, считают они, чтобы дать общий для всех учащихся «усредненный» объем знаний. Учителя Вальдорфской школы самостоятельно дорабатывают учебный материал, привлекая для этой цели разнообразные источники. Все, что они изучают и обсуждают с учащимися в процессе обучения, находит затем свое отражение в «тетрадях эпох» учащихся4.

Ежедневная организация процесса обучения, соответствующая внутреннему настрою жизни и ритма учащихся, исходит из анализа особенностей предметов обучения. Те предметы, в которых изучается одна замкнутая специальная область, даются в форме «эпох». В течение всего обучения, ежедневно, с самого начала утренних занятий, на сдвоенном уроке, в течение 3-4 недель обсуждается определенная тема. Углубленные занятия по одной теме продолжительное время позволяют сконцентрировать внимание учащихся в процессе обучения на ее важнейших аспектах, что достигается тогда, когда каждый следующий день школьники повторяют, углубляют и продолжают изучать пройденный ранее учебный материал. При различных способностях учащихся это дает возможность постоянно работать над расширением объема их знаний. Опыт показывает, что в начале новой эпохи материал аналогичной эпохи, пройденный несколько месяцев назад, быстро восстанавливается. Такой подход к организации образовательного процесса позволяет соблюдать принцип экономии сил учащихся, концентрации и плодотворного переключения внимания с одной эпохи на другую5.

При комплектации классов по возрастному принципу основное значение в Вальдорф-

ских школах придается тому, чтобы в каждом из них учились воспитанники с разными типами темперамента, разные по способностям и характерологическим особенностям, что, по твердому убеждению основателя школ, в свою очередь, служит важным фактором общего, индивидуального и социального развития учащихся, залогом укрепления здоровья.

В процессе воспитания и обучения создаются ситуации, способствующие сглаживанию недостатков характеров учеников, а иногда преобразованию их в свою противоположность. Штайнер рекомендовал размещать учащихся с одинаковым типом темперамента в пределах одной классной комнаты особыми группами. Темперамент, считал он, по-разному проявляется в течение жизни человека. Каждый возраст отличается характерными чертами определенного темперамента. Так, у здорового учащегося младшего школьного возраста больше всего проявляются черты сангвиника, подросток несет в себе заряд холерической динамики, в юности преобладает серьезная меланхолия, а у пожилых - флегматическая созерцательность6. Так как темперамент человека несет в себе отпечаток его личности, задача педагога состоит в том, чтобы точно определить, где в ней следует искать силы, поддерживающие жизнь и формирующие ее. Привычки человека, как особо подчеркивал Штайнер, входят в «жизненное поле личности».

С учетом сохранения здоровья учащихся в Вальдорфских школах по-особому организован каждый учебный день. Утром, подчеркивал Штайнер, школьнику «легче всего даётся мыслительная деятельность», поэтому он требовал от учителей начинать с таких предметов, при изучении которых необходимо обдумывание и сложные мыслительные операции по сравнению, сопоставлению, образованию понятий. В течение нескольких недель на первых учебных занятиях, подчеркивал Штайнер, необходимо преподавать один и тот же учебный предмет, составляющий учебный цикл, большую по объему учебную единицу, которую он условно называл «эпоха».

За уроками - «эпохами» следуют предметы, требующие постоянного ритмического закрепления и повторения. К ним относятся иностранные языки, эвритмия и физкультура, музыка и религия (по 2-3 урока каждую неделю). После уроков, требующих повторяющихся упражнений, наступает, как утверждал

Р. Штайнер, время художественно-практической деятельности. Ручной труд, ремесло, садовничество, опытная работа по естествознанию и некоторые другие занятия переносятся на послеобеденное время. Определенная ритмическая последовательность, необходимая для сохранения душевного равновесия и физического здоровья, соблюдается и при выполнении домашних заданий: упражнения, оформление материала, овладение навыками.

Такая организация школьного дня, полагал Штайнер, соответствует естественному дневному ритму, необходимому для нормального развития учащихся. Восприятие, переживание и деятельность - органичные элементы основного ритма учебного дня, который способствует правильной организации здорового образа жизни в школе. По мнению Р. Штайнера «ритм является носителем здоровья», как и всех жизненных процессов вообще7.

Ритмологические исследования показали, что ритмы сна и бодрствования формируются у людей постепенно, т.е. не являются врожденными. Задача педагогов Вальдорс-ких школ состоит в том, чтобы сознательно помочь своим учащимся войти в здоровый жизненный ритм. Чем более ритмична жизнь учащихся, тем более здоровым образом протекает их развитие и обучение. Основатель Вальдорфской педагогики полагал, «что ритмическая система играет преобладающую роль в жизненных процессах организма. Очень важно постоянно иметь это в виду в педагогике школьного возраста. Самое существенное для педагога в этот период - работать с ритмикой учащихся. Исключить из преподавания эту связь с ритмической системой - значит все испортить»8.

В каждом из учащихся такое «колебание маятника» повторяется каждый час. При большой нагрузке на память, утверждал Штайнер,

где необходимы глубокие размышления, учащиеся быстро устают, внешне выглядят бледными. Учитель в Вальдорфской школе следит за влиянием процесса обучения на состояние здоровья учеников. Он стремится к тому, чтобы излагаемый им материал был усвоен и чтобы его изучение не наносило ущерба здоровью учеников. С учетом этого в основные предметы, на изучение которых в школе отводится два первых учебных часа, входит также ритмическая гимнастика, в младших классах, например, на нее ежечасно отводится 20 минут. Она служит активизации физических и духовных сил школьников, объединяет учащихся в коллектив, настраивает на обучение. По совету Штайнера, двухчасовой урок сочетается с игрой на флейтах, пением и чтением поэтических произведений. В первых классах учащиеся, по выражению Штай-нера, обязательно «протопывают» и «прохлопывают» ритмические упражнения.

Таким образом, Вальдорфская педагогика представляет собой целостную систему, основанную на антропософской концепции Рудольфа Штайнера о человеке как высшем эволюционном продукте природы. Обучение и воспитание в Вальдорфской школе базируется на его взглядах об оптимальных путях свободной и естественной реализации человека в данной жизни. Это гуманная школа, «школа в интересах учащихся», что отличает ее от традиционной государственной, которая во многом напоминает учреждение, цель которого выдача информации и оценка результата усвоенности этой информации. В Вальдорфской школе учащиеся развиваются согласно своим индивидуальным возможностям, учатся проявлять терпимость к иному мировоззрению и образу жизни. Вальдорф-ские педагоги решают задачу максимальной реализации генетического потенциала учащихся.

Примечания

1 Воспитание к свободе. М., 1994. С. 68.

2 См.: Указ. соч. С.69.

3 Вальдорфская педагогика: Антология. М., 2003. С. 167.

4 См.: Карлгрен Ф. Воспитание к свободе. М., 1992. С. 55.

5 См.: КранихЭ.М. Свободные вальдорфские школы. М., 1993.

6 См.: Карлгрен Ф. Указ. соч. С. 100.

7 Вальдорфская педагогика. С. 180.

8 Там же. С.52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.