Научная статья на тему 'Стратегии позиционирования общеобразовательных школ в обществе риска'

Стратегии позиционирования общеобразовательных школ в обществе риска Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ / STRATEGY / ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / POSITIONING / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ / ОБЩЕСТВО РИСКА / RISK SOCIETY / COMPREHENSIVE SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лоскутова Ирина Мироновна

В статье рассматриваются особенности позиционирования общеобразовательных школ в условиях общества риска. Подробно анализируются стратегии позиционирования вальдорфских школ в современной России. Приводятся данные авторского социологического исследования, в котором сравниваются вальдорфские, элитные и обычные школы образовательного пространства г. Москвы. Результаты социологического исследования показали, что учащиеся вальдорфской школы принадлежат к семьям среднего слоя, который сейчас активно формируется в России. Если элитная школа нацеливает учащихся на восходящую мобильность и на их закрепление в верхнем слое социального пространства, то вальдорфская школа прививает ценности среднего слоя и учит овладевать стратегиями надежного освоения ниш этого социального уровня. Результаты исследования вальдорфских школ в российском образовательном пространстве показывают, что для успешного позиционирования школы в образовательном пространстве в обществе риска кроме высокой результативности обучения необходимы также следующие факторы: востребованная образовательная концепция, повышение роли учителя и более полное вовлечение родителей в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF COMPREHENSIVE SCHOOLS POSITIONING IN THE RISK SOCIETY

The article deals with the features of the positioning of secondary schools in terms of the risk society. Positioning strategy of the Waldorf schools in modern Russia are analyzed in detail. The article provides the data of author’s sociological research in which Waldorf, elite and ordinary schools of Moscow are compared. The results of sociological research showed that pupils of Waldorf school belong to the middle level families which are nowadays actively formed in Russia. If the elite school aims pupils at the ascending mobility and at their fixing in the upper crust of social space, the Waldorf school instills values of the middle class and teaches to learn the strategy of reliable mastering of the niches of this social level. Results of the research also show that besides high performance training the following factors are necessary for successful positioning of a school in the risk society.The factors are as follows: highly demanded educational concept, increased role of the teacher and fuller involvement of parents in the educational process

Текст научной работы на тему «Стратегии позиционирования общеобразовательных школ в обществе риска»

1УДК 316.4 ББК (С)60.56

стратегии позиционирования общеобразовательных школ в обществе риска

И. М. Лоскутова

В статье рассматриваются особенности позиционирования общеобразовательных школ в условиях общества риска. Подробно анализируются стратегии позиционирования вальдорф-ских школ в современной России. Приводятся данные авторского социологического исследования, в котором сравниваются вальдорфские, элитные и обычные школы образовательного пространства г. Москвы. Результаты социологического исследования показали, что учащиеся вальдорфской школы принадлежат к семьям среднего слоя, который сейчас активно формируется в России. Если элитная школа нацеливает учащихся на восходящую мобильность и на их закрепление в верхнем слое социального пространства, то вальдорфская школа прививает ценности среднего слоя и учит овладевать стратегиями надежного освоения ниш этого социального уровня. Результаты исследования вальдорфских школ в российском образовательном пространстве показывают, что для успешного позиционирования школы в образовательном пространстве в обществе риска кроме высокой результативности обучения необходимы также следующие факторы: востребованная образовательная концепция, повышение роли учителя и более полное вовлечение родителей в образовательный процесс.

Ключевые слова: стратегии, позиционирование, общеобразовательные школы, общество риска.

strategy of comprehensive schools positioning in the risk society

I. M. Loskutova

The article deals with the features of the positioning of secondary schools in terms of the risk society. Positioning strategy of the Waldorf schools in modern Russia are analyzed in detail. The article provides the data of author's sociological research in which Waldorf, elite and ordinary schools of Moscow are compared. The results of sociological research showed that pupils of Waldorf school belong to the middle level families which are nowadays actively formed in Russia. If the elite school aims pupils at the ascending mobility and at their fixing in the upper crust of social space, the Waldorf school instills values of the middle class and teaches to learn the strategy of reliable mastering of the niches of this social level. Results of the research also show that besides high performance training the following factors are necessary for successful positioning of a school in the risk society .The factors are as follows: highly demanded educational concept, increased role of the teacher and fuller involvement of parents in the educational process

Keywords: strategy, positioning, comprehensive schools, risk society.

Массовая школа во многом не удовлетворяет запросы родителей и не отвечает современным образовательным требованиям. Неудивительно поэтому, что одной из главных забот родителей школьников является поиск им «хороших» школ. На многочисленных интернет-форумах обсуждаются достоинства и недостатки школ, публикуются их рейтинги. Интерес к этой информации огро-

мен. К поступлению в «хорошую» школу школьники готовятся заранее, посещая подготовительные курсы, а затем проходя конкурсный отбор.

Такие интеллектуальные, материальные и временные затраты всей семьи вполне оправданы, поскольку поступление в сильную школу, обладающую высоким совокупным капиталом, в настоящее время является отправной пози-

цией старта социального лифта. Подобные школы выполняют в обществе селективные функции, отбирая учеников, которые, возможно, будут конкурировать между собой, подавая документы в престижные вузы.

Что же представляют из себя сильные школы? Как известно, в концепции модернизации образования предусмотрена организация образовательных учреждений четырех видов. Первый вид - это общеобразовательная школа. Она, как сказано в Концепции, реализует основные общеобразовательные программы одной или нескольких ступеней общего образования. Второй вид - общеобразовательные профильные школы, обеспечивающие усиленную подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам (предметным областям). Третий вид - гимназии. Это общеобразовательные школы, обеспечивающие на ступени среднего общего образования углубленную, профильную подготовку обучающихся по предметам (предметным областям) гуманитарного, социально-экономического, художественно-эстетического цикла. Четвертый вид - лицеи. Это общеобразовательные школы, обеспечивающие на ступени среднего общего образования углубленную, профильную подготовку обучающихся по предметам (предметным областям) технического, математического, естественнонаучного цикла.

Таким образом, профильные школы, лицеи и гимназии являются школами, которые накапливают высокий социальный, экономический и человеческий капитал, позволяющий им иметь конкурентные преимущества в отборе способных учащихся, которые в дальнейшем формируют высокую репутацию школы.

Среди профильных московских школ особое место занимают вальдорфские школы, которые отличаются особым подходом к образованию, позволяющим ее выпускникам успешно адаптироваться в обществе риска. Вальдорф-ское течение содержит оригинальную образовательную концепцию, прошедшую проверку временем. С нашей точки зрения, представляется полезным рассматривать вальдорфскую педагогику как одну из граней свободного гуманистического воспитания. Возникновение этого педагогического направления основано на антропософии как науке и стиле жизни.

Суть антропософской концепции педагогики: физическое состояние, душевное и духовное благополучие человека зависит от каждой отдельной составляющей части и их совместного сочетания. Таким образом, назначение педагогики - обеспечить правильное развитие составляющих частей человека отдельно и в совокупности. Она должна помогать человеку в его земной жизни. Как мы видим, антропософией должны быть глубоко пропитаны учебные предметы и личные убеждения учителей. Штайнер называл это «свободным христианским обучением» и старался образовать новую религиозную общину учеников, учителей и родителей [1].

Вальдорфские школы со дня их основания (1919 г.) и по сей день отличаются некоторыми социально-педагогическими особенностями организации жизни школы и педагогического процесса в целом.

В чем же специфика вальдорфской школы? Самая главная фигура в школе - это «классный учитель», человек, который на протяжении восьми лет, с первого по восьмой класс, преподает все основные предметы: родной язык, литературу, живопись, математику, физику, зоологию, ботанику, историю, географию и т. д. Основные предметы преподаются «эпохами»: в течение месяца преподается один предмет, затем другая «эпоха» - иной предмет. Это относится к «главному уроку»: два часа утром, каждый день. Затем, ближе к середине дня, дети занимаются физической культурой, искусством - живописью, лепкой, музыкой, эвритмией (это особый вальдорфский предмет), ручным трудом и иностранными языками. Вообще, в школе очень много внимания уделяется предметам эстетического цикла, ручному труду - от работы с непряденой шерстью в первых классах до обработки камня в двенадцатом. Причем ручной труд одинаков во всех классах для мальчиков и девочек.

Вальдорфская традиция, как было показано выше, скоро отметит свое столетие, поэтому уместно будет говорить об освоении и трансформации вальдорфской традиции в российской образовательной практике. Почва для освоения вальдорфской традиции была благодатной, так как наблюдался и сегодня продолжает наблюдаться широкий общественный и

педагогический интерес к инновационным методикам.

Первая бурная «вальдорфская волна» постепенно улеглась, сейчас наблюдается период стабилизации и развития уже существующих школ. Поэтому создана почва для социологического анализа места этих школ в системе российского образования, их социального лица и перспектив развития. Этому и было посвящено наше социологическое исследование.

Помимо экономических и юридических проблем при освоении вальдорфской традиции в России возникают и ряд содержательных проблем (см. табл. 1).

Как отмечает современный немецкий философ и социолог Петер Козловски: «Институты воспитания и образования должны отойти от идеала выбора и вернуться к идеалу образа. Это является задачей школы - не предлагать мешанину сменяющих друг друга избирательных вариантов, а демонстрировать ясность и плодотворность основополагающего первоначала. Последнее способно к формированию простого и однократного, что дает индивиду возможность свободно общаться с базовыми структурными элементами. Следует отказаться от высокопарных "ученых" всезнаек, чьи программы (напоминающие предметный каталог) и претензии не могут выполнить ни учителя, ни ученики» [2]. Сегодня необходим синтез многих образовательных концепций, учет всех достижений в мировой образовательной практике,

переход от «чистых» линий развития образовательных учреждений к «смешанному» типу, сочетанию разных подходов на пути к достижению цели.

Модернизация образования, связанная со сменой образовательных парадигм, затрагивает все стороны жизнедеятельности общества. Повышенный консерватизм образования связан с самой сутью преподавания, с существованием значительного разрыва во времени между появлением новых идей, открытий и их воплощением в массовую практику обучения. За это время знания успевают морально устареть. Всегда над образованием довлел диктат прошлого. Сегодняшняя ситуация требует установить диктат будущего. Ни одна из существующих в мире систем образования пока не способна давать адекватный ответ на новые производственные и гуманистические требования времени - формирование и развитие творческих способностей у большинства учащихся. В мире увеличивается число неграмотных, неспособных практически использовать полученное образование и получающих знания, неадекватные новым требованиям жизни.

Социологической проблемой для исследователя и любого интересующегося практикой вальдорфского обучения является недостаток достоверной информации, надежных социологических данных о функционировании валь-дорфских школ в целом по России и конкретно о московских вальдорфских школах. В связи с

Таблица 1

соответствие обучения в вальдорфской школе новым стандартам образования

ФГОС Вальдорфская педагогика

Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся Метод «душевной экономии». Небольшие изменения в развитии ребенка отражаются в программе. Учебный материал дается с учетом соответствия развития ребенка

Преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего образования Основные образовательные программы составлены, опираясь на возрастные особенности детей, предшествующий опыт

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся и сохранение их здоровья Принцип равновесия между «созерцательными» и «активными предметами». Материал изучается эпохами Ритм каждого дня построен с учетом сохранения здоровья

Развитие государственно-общественного управления в образовании Управление школой коллегиально

Формирование содержательно-критериальной основы оценки результатов. Отмена цифровой оценки

Создание социальной ситуации развития обучающихся Способ познания мира исключает отчужденность от предмета

Внеурочная деятельность Ручной труд, ремесло, садоводство. Все дети играют на флейте и вяжут

широким интересом к этому движению среди педагогов средних школ, родителей было необходимо исследовать этот феномен. Социологическое исследование было проведено лично автором. Кроме того автор сделал попытку сравнить по определенным показателям особенности обучения в элитной школе, валь-дорфской школе и обычных школах г. Москвы. В исследовании, проведенном в 2012-2013 учебном году методом анкетирования, была применена квотная выборка с использованием таких признаков как класс обучения и пол. Всего было опрошено 327 учащихся старших классов (по 109 человек в школе каждого вида).

В первую очередь нас интересовало, насколько выражен интерес к учебе в школах каждого вида.

Данные, приведенные в табл. 2, показывают, что ученики вальдорфской школы более высоко оценивают свою школу: 57% опрошенных отметили, что им нравится учиться в этой школе, еще 39% ответили, что «скорее да». Таким образом, 86% учеников вальдорфской школы испытывают удовлетворение от самого процесса обучения в этой школе. Сравним, в элитной школе удовлетворение от учебы испытывают только 67% опрошенных.

Важно было также понять, почему нравится учиться в школе каждого типа. Распределение факторов, которые влияют на интерес к учебе, приведены в табл. 3. Здесь обращает на себя

внимание, что ученики вальдорфской школы примерно в равной степени оценили все значимые факторы: интересно на уроках (21%), нравятся одноклассники (23%), нравится школьная жизнь (21%), нравится учитель (25%).

Заметим, что оценка роли учителя в интересе к учебе выгодно отличает вальдорфскую школу от других школ. В обычных школах высоко оценивают своих учителей 9%, опрошенных, в элитной - 20%. Среди свободных ответов есть очень показательные высказывания. Некоторым ученикам нравится сам дух вальдорфской школы, другие считают, что общая организация школы выгодно отличает ее от других учебных заведений. Высказывалось также мнение, что школа помогает обрести свое мнение, стать независимой личностью.

Мотивация является важным компонентом процесса обучения, она стимулирует стремление достичь определенных успехов в учебе, способствует реализации жизненных целей. Мотивирующее воздействие могут оказывать взрослые, прежде всего, учителя и родители, но мотивация может быть и внутренней, вытекающей из собственного стремления к развитию. Мощным стимулом личных достижений в школе (особенно в старших классах) является желание продолжить образование в вузе. Поэтому в процессе исследования были изучены факторы, влияющие на личную мотивацию учащихся.

Таблица 2

№ Альтернативы Обычная Элитная Вальдорфская Среднее значение

1 Да 40 28 57 40

2 Скорее да 38 39 39 38

3 Затрудняюсь ответить 5 23 2 10

4 Скорее нет 10 5 2 6

5 Нет 7 5 0 5

распределение ответов на вопрос: «Если нравится, то почему?» ДО = 327, Москва, 2012), %

Таблица 3

№ Альтернативы Обычная Элитная Вальдорфская Среднее значение

1 Интересно на уроках 11 17 21 14

2 Нравится учитель (учителя) 9 20 25 15

3 Нравятся одноклассники 38 31 23 28

4 Нравится школьная жизнь 41 23 21 26

5 Другое 1 9 10 5

распределение ответов на вопрос: «нравится ли вам учиться в этой школе?» ДО = 327, Москва, 2012), %

Таблица 4

распределение ответов на вопрос: «что побуждает вас учиться?» ДО = 327, Москва, 2012), %

№ Альтернативы Обычная Элитная Вальдорфская Среднее значение

1 Хорошие отношения с учителями 3 4 4 4

2 Возможность проявить свои творческие способности 7 9 26 12

3 Родители хотят, чтобы я хорошо учился 14 5 7 9

4 Желание поступить в вуз 69 75 44 64

5 Другое 7 7 19 9

Таблица 5

распределение ответов на вопрос: «каковы ваши планы в будущем?» ДО = 327, Москва, 2012), %

№ Альтернативы Обычная Элитная Вальдорфская Среднее значение

1 Продолжение обучения в вузе 88 86 77 83

2 Получение среднего профессионального образования 1 5 9 4

3 Работа после окончания школы 6 5 6 5

4 Другое 5 4 8 5

Данные, приведенные в табл. 4, показывают, что такой мотивационный фактор, как «стремление поступить в вуз», более всего влияет на желание учиться в элитной школе: 75% опрошенных учеников элитной школы ответили, что желание поступить в вуз влияет на их отношение к учебе.

В вальдорфской школе несколько иная картина: только 44% опрошенных хорошо учатся, для того чтобы поступить в вуз, а 26% (более, чем в других школах), ответили, что им нравится учиться потому, что есть возможность проявить свои творческие способности.

Анализ свободных высказываний дополнительно характеризует мотивационный профиль. В элитной школе преобладает внешняя мотивация: стремление сделать карьеру, понимание того, что эти знания пригодятся в будущем, сознание своего долга перед родителями и т. п. В вальдорфской школе среди ответов более выражены мотивы, связанные со стремлением к личностному развитию. Например: «хочется быть эрудированным», «желание внутренне развиваться», «желание познавать», «интерес, который пробуждает учитель» и т. д.

О том, что желание поступить в вуз не является доминирующей мотивацией, говорят также данные табл. 5. Из нее видно, что в валь-дорфской школе меньше старшеклассников

(77%), ориентированных на высшее образование сразу после окончания школы. Сравним, в обычной школе подобный ответ дали 88% учащихся.

Свободные ответы дополняют общую картину. Если учащиеся старших классов элитной школы мечтают в будущем успешно устроиться в жизни, сделать карьеру, жить за границей, то ученики вальдорфской школы стремятся к самореализации: найти себя, получить интересную работу, которая будет их захватывать.

Интересно было также узнать, на какие сферы деятельности ориентируются современные старшеклассники. Эти данные приведены в табл. 6.

На выбор сферы деятельности и профессии влияют множество различных факторов: оплата труда, семейные традиции, современность профессии, примеры уважаемых людей, интерес к данному виду деятельности и т. п. В проведенном исследовании мы постарались выяснить, как сами старшеклассники оценивают факторы, влияющие на привлекательность профессии.

Данные, приведенные в табл. 7, отражают наиболее важные факторы, влияющие на выбор профессии. На лицо существенная дифференциация мотивов выбора профессии. Так, для учеников обычных школ, прежде всего,

важна высокая оплата труда (74% ответивших подобным образом) и современность, привлекательность профессии (72%). Старшеклассники вальдорфской и элитной школ считают, что самое важное при выборе профессии - глубокий интерес к тому предмету, которым придется заниматься в жизни. На это указали 83% опрошенных учеников вальдорфской школы и 69% учащихся элитной школы.

Выбор профессии является ключевым моментом социальной ориентации учащихся, который латентным образом коррелирует с реализацией долгосрочных жизненных планов. Поэтому в исследовании важное внимание было уделено тому, чего учащиеся хотят достичь в жизни (табл. 8).

Анализ данных, приведенных в табл. 8, показывает, что среди жизненных целей наиболее приоритетными являются: достижение материального благополучия, успешная профессиональная деятельность, развитие своих способностей и создание семьи и воспитание де-

тей. Но в каждом типе школ выстраивается своя система приоритетов. Так, ученики элитной школы самой важной целью считают создание семьи и воспитание детей. Подобным образом ответили 73% опрошенных. Вторая по важности цель - достижение материального благополучия. На это указали 59% учеников элитной школы. Третья - успешная профессиональная деятельность (55% ответивших). Старшеклассники обычной школы на первое место ставят материальное благополучие (71% ответивших). На второе - создание семьи и воспитание детей (59% ответивших), на третье -успешную профессиональную деятельность (51% ответивших).

Ценностные приоритеты учеников валь-дорфской школы отличаются, прежде всего, тем, что достижение материального благополучия в их системе ценностей даже не входит в тройку приоритетов.

На этот фактор указали всего 37% опрошенных. Для учащихся этой школы более все-

Таблица 6

распределение ответов на вопрос: «какие из перечисленных сфер профессиональной деятельности вам больше всего нравятся?» ДО = 327, Москва, 2012), %

№ Альтернативы Обычная Элитная Вальдорфская Среднее значение

1 Работа на производстве 1 3 0 1

2 Торговля 9 5 6 7

3 Медицина 6 5 7 6

4 Политика 5 4 8 5

5 Наука 8 6 11 8

6 Искусство 14 16 36 20

7 Религия 0 0 0 0

8 Спорт 15 3 4 8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Сельское хозяйство 1 0 0 0,5

10 Бизнес 31 35 25 31

11 Другое 5 18 4 9

Таблица 7

распределение ответов на вопрос: «что является для вас самым важным при выборе профессии?»

ДО = 327, Москва, 2012), %

№ Альтернативы Обычная Элитная Вальдорфская Среднее значение

1 Семейная традиция 11 8 12 10

2 Личный пример учителя 0 3 6 2

3 Современность привлекательность профессии 72 55 33 56

4 Высокая оплата 74 61 38 60

5 Пример какого-то человека, героя 10 10 13 11

6 Глубокий интерес к определенному предмету, направлению науки 48 69 83 63

7 Другое 6 9 4 6

го важно создание семьи и воспитание детей (67% ответивших), успешная профессиональная деятельность (46% ответивших), развитие своих способностей (44% ответивших). Причем, повышенным вниманием к развитию способностей ученики вальдорфской школы заметно отличаются от остальных учащихся. В среднем на этот фактор указали только 38% опрошенных.

В зависимости от жизненной позиции респондентов их взгляды на то, что должна давать школа, существенно расходятся (см. табл. 11). Во взглядах учащихся обычных и элитной школы просматривается инструментальный подход: школа должна, прежде всего, давать прочные знания. На это указали 63% опрошенных. Более половины респондентов этих школ также считают, что школа должна давать необходимую подготовку для поступления в вуз.

Старшеклассники вальдорфской школы придерживаются несколько иной позиции. С их точки зрения школа, в первую очередь, должна заботиться о развитии способностей

учащихся. Так ответили 56% опрошенных учеников вальдорфской школы. Еще 52 % считают, что школа должна давать опыт общения с другими людьми, и только 42% отметили, что школа должна давать прочные знания. Таким образом, учащиеся вальдорфской школы ждут от нее не столько помощь в овладении знаниями, сколько всесторонней подготовки к будущей взрослой жизни, включающей коммуникативные умения и навыки, развитие личности учащихся.

В исследовании нас интересовал социальный состав учащихся изучаемых школ. Задача получения информации об уровне заработной платы или доходов молодежи при проведении опросов натолкнулась на принципиальные методические трудности. При проведении пилотажа мы заметили, что подавляющая часть опрошенных затруднялась называть величину заработка или доходов в числовых показателях.

Поэтому для получения информации о материальном положении учащихся мы были вынуждены прибегать к использованию шкал от-

Таблица 8

распределение ответов на вопрос: «чего бы вы хотели достичь в жизни?» ДО = 327, Москва, 2012), %

№ Альтернативы Обычная Элитная Вальдорфская Среднее значение

1 Материального благополучия 71 59 37 58

2 Успешной профессиональной деятельности 51 55 46 50

3 Успешной политической карьеры 10 4 4 6

4 Приобщение к высокой культуре 8 15 15 12

5 Развить свои способности 39 35 44 38

6 Познать самого себя 20 28 35 26

7 Создать семью, воспитать детей 59 73 67 65

8 Другое 1 4 6 3

распределение ответов на вопрос: «что, по вашему мнению, в первую очередь должна дать школа?»

ДО = 327, Москва, 2012), %

№ Альтернативы Обычная Элитная Вальдорфская Среднее значение

1 Прочные знания 63 63 42 57

2 Весомый культурный багаж 20 24 29 23

3 Помощь в развитии способностей 33 30 56 37

4 Необходимую подготовку для поступления в вуз 53 56 31 48

5 Опыт жизни в коллективе 44 36 38 39

6 Знакомство с будущей профессией 14 13 8 12

7 Опыт общения с другими людьми 43 45 52 45

8 Другое 3 4 8 5

Таблица 9

Таблица 10

распределение ответов на вопрос: «к какому социальному слою относится ваша семья?»

ДО = 327, Москва, 2012), %

№ Альтернативы Обычная Элитная Вальдорфская

1 Денег хватает на самое необходимое (скромное питание, оплата квартиры, коммунальных услуг). Для покупки одежды и обуви специально откладываем деньги 3,4 3 2

2 Доходы позволяют нормально питаться, одеваться и даже покупать некоторые товары длительного пользования (недорогую бытовую, аудио-, видеотехнику). Но на более дорогие товары приходиться копить 25,3 12 34

3. Покупка многих товаров длительного пользования не вызывает трудностей. Однако покупка автомобиля или дорогостоящий отдых за рубежом затруднительна 62,1 53 53

4. Покупка многих товаров длительного пользования не вызывает трудностей. Однако покупка автомобиля или дорогостоящий отдых за рубежом затруднительна 9,2 32 11

носительных показателей. Так, в этом опросе была применена шкала, где градуированные позиции описывались в виде качественной характеристики.

Шкала выглядела следующим образом [см. аналогичный прием: 3]:

1. Денег хватает на самое необходимое (скромное питание, оплата квартиры, коммунальных услуг). Для покупки одежды и обуви специально откладываем деньги.

2. Доходы позволяют нормально питаться, одеваться и даже покупать некоторые товары длительного пользования (недорогую бытовую, аудио-, видеотехнику). Но на более дорогие товары приходиться копить.

3. Покупка многих товаров длительного пользования не вызывает трудностей. Однако покупка автомобиля или дорогостоящий отдых за рубежом затруднительны.

4. Можем ни в чем себе не отказывать, нет никаких материальных проблем. В состоянии позволить себе все - вплоть до покупки квартиры, дачи.

Каждой позиции разработанной шкалы мы придали по восходящей соответствующий индекс. Так, минимальным доходам (позиция 1 в шкале) соответствовал индекс 1, сдержанным доходам - 2, «приемлемым» - 3, «сверхдоходам» - 4. На основании полученных данных о распределении той или иной группы молодежи по ступеням данной шкалы был присвоен индекс ее материального положения.

Ответы на вопрос «К какому социальному слою относится ваша семья?» приведены в

табл. 10. Анализ данных этой таблицы показывает, что ученики вальдорфской школы происходят из семей, немного более обеспеченных, чем дети обычных школ. Но в элитной школе доходы родителей существенно выше.

Итак, в вальдорфской школе всего 2% учащихся с минимальными доходами. Это немного (на 1%) меньше, чем в обычной школе. Основной контингент учащихся (87%) принадлежит к социальному слою со сдержанными и приемлемыми доходами. Слой учеников из сверхобеспеченных семей невелик - 11%.

Сравним, в элитной школе он составляет 32% учащихся. Другими словами, учащиеся вальдорфской школы принадлежат к семьям среднего слоя, который сейчас активно формируется в России. Если элитная школа нацеливает учащихся на восходящую мобильность и на их закрепление в верхнем слое социального пространства (по Т. И. Заславской), то вальдорфская школа прививает ценности среднего слоя и учит овладевать стратегиями надежного освоения ниш этого социального уровня.

Итак, результаты исследования вальдорф-ских школ в российском образовательном пространстве показывают, что для успешного позиционирования школы в образовательном пространстве в обществе риска кроме высокой результативности обучения необходимы также следующие факторы: востребованная образовательная концепция, повышение роли учителя и более полное вовлечение родителей в образовательный процесс.

список источников и литературы

1. Штайнер Р. Духовно-научные основы педагогики [Текст] / Р. Штайнер. - М.: Лонгин, 2014. - 160 с.

2. Козловски П. Культура постмодерна [Текст] / П. Козловски. - М.: Республика, 1997. - С. 110.

3. Жизненные траектории молодежи: 10 лет спустя. Социологическое исследование [Текстовое электронное издание] / Д. Л. Констан-тиновский, Е. Д. Вознесенская, Г. А. Чередниченко, Ф. А. Хохлушкина. - М.: Ин-т социологии РАН, 2010. - 277 с. - С. 83. - 1 CD-R.

references

1. Steiner R. Dukhovno-nauchnye osnovy peda-gogiki. Moscow: Longin, 2014. 160 p.

2. Kozlovski P. Kultura postmoderna. Moscow: Respublika, 1997, p. 110.

3. Konstantinovskiy D. L., Voznesenskaya E. D., Cherednichenko G. A., Khokhlushkina F. A. Zhiznennye traektorii molodezhi: 10 let spustya, Sotsiologicheskoe issledovanie. Moscow: In-t sotsiologii RAN, 2010. 277 p. P. 83. (1 CD-R).

лоскутова ирина Мироновна, кандидат философских наук, доцент кафедры теории и истории социологии Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Loskutova Irina M., PhD in Philosophy, Associate Professor, Theory and History of Sociology Department, Moscow State Pedagogical University e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.