Научная статья на тему 'Оптимизация в развитии двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами Вальдорфской педагогики'

Оптимизация в развитии двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами Вальдорфской педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
397
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / WALDORF PEDAGOGY / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / MOTOR SKILLS / SENIOR PRE-SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чернышева Елена Николаевна, Курчанова Екатерина Игоревна, Коскин Александр Сергеевич

Проблема интегративного развития интеллектуальных и двигательных способностей детей дошкольного возраста рассматривается как важнейшее направление подрастающего поколения. Особый интерес вызывают вопросы раскрытия природных основ интеллектуального и двигательного потенциала детей дошкольного возраста. В статье рассматривается проблема развития двигательных способностей детей в системе дошкольного образовательного учреждения, на основе педагогической технологии включающей элементы Вальдорфской педагогики. Статья содержит обоснование полученных результатов и теоретических выводов по рассматриваемой проблеме. Полученные экспериментальные данные позволили характеризовать разработанную педагогическую технологию на основе средств Вальдорфской педагогики как развивающую, поскольку реализация ее оказало положительное воздействие на показатели физического, двигательного и психического развития детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чернышева Елена Николаевна, Курчанова Екатерина Игоревна, Коскин Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization in the development of motor abilities of preschool children by means of Waldorf education

The problem of integrative development of mental and impellent abilities of children of preschool age is considered as the most important direction of younger generation. The particular interest is caused by questions of disclosure of natural bases of intellectual and impellent potential of children of preschool age In article the problem of development of impellent abilities of children in system of preschool educational institution, on the basis of pedagogical technology of Waldorf pedagogics including elements is considered. Article contains justification of the received results and theoretical conclusions on a considered problem. The obtained experimental data allowed characterizing the developed pedagogical technology based on means of Waldorf pedagogics as developing as realization it has positive impact on indicators of physical, impellent and mental development of children of the advanced preschool age.

Текст научной работы на тему «Оптимизация в развитии двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами Вальдорфской педагогики»

УДК 373.2.02

ОПТИМИЗАЦИЯ В РАЗВИТИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ВАЛЬДОРФСКОЙ

ПЕДАГОГИКИ

Елена Николаевна Чернышева, кандидат педагогических наук, профессор, Екатерина Игоревна Курчанова, соискатель,

Великолукская государственная академия физической культуры и спорта (ВЛГАФК), Александр Сергеевич Коскин, соискатель,

Великолукская государственная сельскохозяйственная академия (ВГСХА)

Аннотация

Проблема интегративного развития интеллектуальных и двигательных способностей детей дошкольного возраста рассматривается как важнейшее направление подрастающего поколения. Особый интерес вызывают вопросы раскрытия природных основ интеллектуального и двигательного потенциала детей дошкольного возраста.

В статье рассматривается проблема развития двигательных способностей детей в системе дошкольного образовательного учреждения, на основе педагогической технологии включающей элементы Вальдорфской педагогики. Статья содержит обоснование полученных результатов и теоретических выводов по рассматриваемой проблеме. Полученные экспериментальные данные позволили характеризовать разработанную педагогическую технологию на основе средств Вальдорф-ской педагогики как развивающую, поскольку реализация ее оказало положительное воздействие на показатели физического, двигательного и психического развития детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: Вальдорфская педагогика, педагогическая технология, двигательные способности, старший дошкольный возраст.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.08.90.p103-106

OPTIMIZATION IN THE DEVELOPMENT OF MOTOR ABILITIES OF PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF WALDORF EDUCATION

Elena Nikolaevna Chernyshova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Ekaterina Igorevna Kurchanova, the competitor,

Velikiye Luki State Academy of Physical Culture and Sport,

Alexander Sergeevich Koskin, the competitor,

Velikiye Luki State Academy of Agriculture

Annotation

The problem of integrative development of mental and impellent abilities of children of preschool age is considered as the most important direction of younger generation. The particular interest is caused by questions of disclosure of natural bases of intellectual and impellent potential of children of preschool age

In article the problem of development of impellent abilities of children in system of preschool educational institution, on the basis of pedagogical technology of Waldorf pedagogics including elements is considered. Article contains justification of the received results and theoretical conclusions on a considered problem. The obtained experimental data allowed characterizing the developed pedagogical technology based on means of Waldorf pedagogics as developing as realization it has positive impact on indicators of physical, impellent and mental development of children of the advanced preschool age.

Keywords: Waldorf pedagogy, pedagogical technology, motor skills, senior pre-school age.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема интегративного развития интеллектуальных и двигательных способностей детей дошкольного возраста рассматривается как важнейшее направление подрастающего поколения. Особый интерес вызывают вопросы раскрытия природных основ

интеллектуального и двигательного потенциала детей дошкольного возраста [1,2]. В связи с этим разработка и обоснование инновационных педагогических средств развития двигательных способностей детей в старшем дошкольном возрасте является одной из кардинальных проблем в области теории и методики физической культуры.

Современный уровень психологической и педагогической науки позволяет говорить о том, что противоречие между потребностью в движении и возможностью ее реализации в двигательной деятельности разрешается в игре - ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста. Именно в игре происходит развитие психологических механизмов двигательной деятельности, в том числе и способностей. Среди многообразия различных форм обучения и воспитания в системе дошкольных учреждений одним из нетрадиционных направлений является Вальдорфская педагогика. Преимущество средств и методов Вальдорфской педагогики перед традиционным построением воспитательнообразовательного процесса заключается в том, что развитие двигательной функции ребенка проходит в специфической, свойственной дошкольникам игровой деятельности, активизирующей его познавательную и двигательную активность.

Однако нерешенные кардинальные вопросы методического характера приводят к тому, что средства и методы Вальдорфской педагогики в педагогических разработках рассматривается достаточно узко.

МЕТОДИКА

Разработана педагогическая технология на основе средств Вальдорфской педагогики и осуществлена модификация ее структурных компонентов в системе дошкольного образовательного учреждения.

Педагогическая технология предполагает:

- обеспечить заботу о здоровье, эмоциональном благополучии и всестороннем развитии каждого ребёнка;

- способствовать формированию здорового образа жизни у детей в постоянном взаимодействии с семьей;

- максимально использовать разнообразные виды детской деятельности;

- обеспечить рациональную организацию двигательной деятельности детей;

- планировать педагогический процесс в соответствии с логикой развития детской игры, согласно которой игровая деятельность в дошкольном возрасте развивается от простых ее форм (предметной игры) к более сложным формам (игр-ожиданий, сюжетноролевой, игры с правилами). При этом необходимо учитывать, что развитие игровой деятельности опережает наличный уровень двигательных возможностей ребенка.

Развитие двигательных способностей старших дошкольников происходит в разнообразных видах деятельности (игровой, трудовой, продуктивной, двигательной и т. п.), в которых в качестве операций выступают движения ребенка. Но только в условиях двигательной деятельности, инициируемой взрослым, этот процесс носит целенаправленный характер.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

Для оценки эффективности разработанной педагогической технологии, проводились контрольные измерения показателей психофизического развития и двигательной подготовленности детей старшего дошкольного возраста. Физическое развитие детей оценивалось по основным соматическим и физиометрическим показателям: длина тела (см), масса тела (кг), окружность грудной клетки (см), жизненная емкость легких (мл). В ходе исследования было установлено, что индивидуальные и средние значения изучаемых признаков соответствовали возрастным нормам. Выявлено равномерное увеличение соматических и физиометрических показателей у детей контрольной и экспериментальной групп. За период эксперимента длина тела увеличивалась в среднем на 3,35%, масса

тела - 4,55%, окружность грудной клетки - 1,5%, жизненная емкость легких - 6,74%. Это свидетельствует, на наш взгляд, о том, что условия жизнедеятельности не нарушали естественного хода физического развития старших дошкольников.

Динамика двигательных показателей в ходе педагогического эксперимента свидетельствует о достаточно интенсивном развитии двигательных способностей в старшем дошкольном возрасте. Установлены статистически достоверные изменения в показателях, характеризующих проявление быстроты (3,29^5,8%); гибкости (5,65%); силы (4,8%); скоростно-силовых качеств (7,2%); координации движения и общей выносливости (4,8^5,80%) (р<0,05; 0,01). В контрольной группе эти изменения не были столь существенны и находились в пределах 1,61^3,32% (р>0,05). Индивидуальные результаты мальчиков в двигательных заданиях на скорость и силу были несколько выше аналогичных показателей девочек. Девочки лучше справлялись с упражнениями на гибкость и координацию движения.

Существенные изменения у детей экспериментальной группы по сравнению с их сверстниками из контрольной группы наблюдались в двигательных заданиях: бег 15 метров с высокого старта (сек), бег 10 метров с ходу (сек), прыжок в длину с места (см), сила сжатия правой и левой руки (кг). Наименьшие приросты отмечены в двигательных тестах: метание на дальность правой и левой рукой (см), метание на дальность набивного мяча (см), бег 300 метров с высокого старта (мин/сек).

Развитие двигательно-координационных способностей детей 5-7 лет оценивалось по результатам детей в тестах, характеризующих их способность к точности воспроизведения пространственного, временного параметров движения, сохранению статического равновесия, целевой точности, согласованности движений руками и ногами, ориентации в пространстве. Следует отметить, что девочки и мальчики показали достаточно высокий уровень психомоторного развития для своего возраста.

В ходе педагогического эксперимента изучалось психическое развитие детей старшего дошкольного возраста. Это было вызвано необходимостью подтвердить изначальное наше предположение о том, что педагогическая технология на основе средств и методов Вальдорфской педагогики имеет широкую развивающую направленность. Основные статистические характеристики рассчитывались на смешанных группах без учета половой принадлежности до и после эксперимента (рис. 1).

■ экспериментальная группа I контрольная группа

Рис.1. Показатели психического развития детей старшего дошкольного возраста (баллы): 1 - тест на восприятие (методика «Какие предметы спрятаны в рисунках»); 2 - тест на узнавание (методика «Узнай фигуры»); 3 - тест на образно-логическое мышление (методика «Раздели на группы»); 4 - тест на внимание (методика «Проставь значки»)

Нами были использованы методики для оценки развития познавательных процес-

сов: восприятия, переключения и распределения внимания, памяти, образно-логического и наглядно-действенного мышления, воображения.

До эксперимента достоверных различий по всем исследуемым показателям психического развития, как в контрольной, так и в экспериментальной группе, не наблюдалось. По окончанию педагогического эксперимента дети экспериментальной группы продемонстрировали достоверно более высокие результаты в тестах на восприятие, узнавание, образно-логическое мышление и внимание (2,5^4,3 балла). В контрольной группе эти изменения находились в пределах 1,8^2,4 балла.

Таким образом, полученные экспериментальные данные позволили характеризовать разработанную педагогическую технологию на основе средств Вальдорфской педагогики как развивающую, поскольку реализация ее оказало положительное воздействие на показатели физического, двигательного и психического развития детей старшего дошкольного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дворкина, Н.И. Интегративное развитие физических и интеллектуальных способностей дошкольников подготовительной группы / Н.И. Дворкина, О.С. Трофимова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 6. - С. 28-31.

2. Мухина, М.П. Физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях комплексного концентрированного обучения двигательным действиям / М.П. Мухина, А.И. Кравчук // Омский научный вестник. - 2006. - № 5 (39). -С. 244-249.

REFERENCES

1. Dvorkina, N.N. and Nrofimova, O.S. (2008), “Integrative development of physical and intellectual abilities of preschoolers of the preparatory group”, Physical culture: education, education, training, No. 6, pp. 28-31.

2. Mukhina, M.P. and Kravchuk, A.I. (2006), “Physical education of children of preschool and primary school children in integrated learning by action of concentrated”, Omsk scientific bulletin, Vol. 39, No. 5, pp. 244-249.

Контактная информация: kurchanova.ekaterina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 22.08.2012.

УДК 796.8

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МУЖЧИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ

Елена Николаевна Чернышева, кандидат педагогических наук, профессор, Фейтуллах Наруллахович Наврузбеков, соискатель,

Великолукская государственная академия физической культуры и спорта (ВЛГАФК), Сергей Валентинович Воробьев, соискатель,

Великолукская государственная сельскохозяйственная академия (ВГСХА), Марина Васильевна Соломонова, соискатель,

Великолукская государственная академия физической культуры и спорта (ВЛГАФК)

Аннотация

Физическая культура является одним из факторов, оказывающих положительное воздействие на физическое состояние и физическую активность мужчин в современном обществе. Специалистами в области физической культуры и спорта установлено, что регулярные с адекватной нагрузкой занятия физическими упражнениями расширяют функциональные и адаптивные резервы важнейших систем организма людей зрелого возраста. В системе профилактических мероприятий,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.