Научная статья на тему 'Организация семейного досуга как одно из условий развития физической подготовленности детей дошкольного возраста'

Организация семейного досуга как одно из условий развития физической подготовленности детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
994
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГ / СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Светлана Вячеславовна, Ефимова Светлана Васильевна

Ждается требованием основной образовательной программы дошкольного образования, в которой говорится о создании условий для участия родителей в образовательной деятельности и взаимодействии педагогического коллектива с семьями воспитанников. Характер организации семейного досуга напрямую зависит от взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. Целью исследования является определение влияния комплекса подвижных игр, проводимых во время семейного досуга, на физическую подготовленность детей дошкольного возраста. В исследовании использован комплекс подвижных игр, реализация которого осуществлялась в дошкольном образовательном учреждении и в период свободного времяпровождения детей в семье. Для решения поставленной задачи исследования было определено диагностическое сопровождение с использованием тестирования, наблюдения, подвижных игр. Достоинством выбранных форм диагностического сопровождения при проведении исследования является универсальность, доступность, мобильность. Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений. В эксперименте приняли участия мальчики и девочки шестилетнего возраста, из которых были сформированы контрольная и экспериментальная группы. Результаты исследования показали динамику показателей физической подготовленности детей дошкольного возраста, прирост показателей в экспериментальной группе связан применением разработанного комплекса подвижных игр направленного на формирование жизненно важных двигательных умений и навыков в ходе организации активного семейного досуга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданова Светлана Вячеславовна, Ефимова Светлана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of family leisure as one of the conditions of development of physical fitness of children at preschool age

Currently the "inclusiveness" of the parents in the training and educational process of preschool institution that is confirmed by the requirement of the main educational program for the preschool education where it is told about creation of the conditions for participation of parents in educational activity and interaction of the pedagogical collective with the families of pupils is actual. Character of the organization of the family leisure directly depends on interaction of the preschool educational institution with the family. A research objective is definition of influence of the complex of the outdoor games held during the family leisure on the physical fitness of children at preschool age. In research, the complex of the outdoor games which realization was enabled in preschool educational institution and during free pastime of children in a family is used. For the solution of the objective of research the diagnostic support with use of the testing, supervision, outdoor games was defined. The advantage of the chosen forms of diagnostic support when carrying out research includes universality, availability, and mobility. The research was conducted on the basis of the preschool educational institutions. Boys and girls at six-year age from whom the control and experimental groups were created took part in experiment. The results of research showed dynamics of the indicators of physical fitness of children at preschool age, the gain of indicators in experimental group is connected with application of the developed complex of outdoor games for the active family leisure directed on formation of the vital motor skills during the organization.

Текст научной работы на тему «Организация семейного досуга как одно из условий развития физической подготовленности детей дошкольного возраста»

8. Развитие физической культуры и спорта в Красноярском крае на 2011-2013 годы : распоряжение Правительства Красноярского края от 14 декабря 2010 г. N 10474-р [Электронный ресурс] // URL : http://docs.cntd.ru/document/985021527. - Дата обращения 01.02.2015.

9. Развитие физической культуры и спорта в Красноярском крае на 2013-2015 годы : распоряжение Правительства Красноярского края от 16 апреля 2013 г. N 264-р [Электронный ресурс] // URL : http://docs.cntd.ru/document/465802294. - Дата обращения 01.02.2015.

10. Современный Красноярский край [Электронный ресурс] // URL : http://www.krskstate.ru/krasnoyarskkray. - Дата обращения 01.02.2015.

11. Близневский, А.Ю. Стимулирующая система оценки физкультурно-оздоровительной деятельности муниципальных образований как фундамент ее развития в субъекте РФ / А.Ю. Близневский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7 (113). - С. 27-34.

REFERENCES

1. Pereverzin, I.I. (2006), Art of sports management, Soviet sport, Moscow.

2. Zholdak, V. I. and Seyranov, S.G. (2006),Management, Physical culture and sport, Moscow.

3. Filippov, S.S. (2015), Management in the sphere of physical culture and sport, Soviet sport, Moscow.

4. Rayzberg, B. A. and Lobko, A.G. (2002), Program and target planning and management, INFRA-M, Moscow.

5. "About the regional target program "Physical Culture and Sport in Krasnoyarsk Region in 2008-2010" the Law of Krasnoyarsk Region of November 11, 2010 N 11-5209, available at: http://docs.cntd.ru/document/985012302.

6. "About the approval of the long-term target program "From Mass Character to Skill" for 2011-2013": The resolution of the government of Krasnoyarsk Region of November 20, 2010 N 575-p, available at: http://www.regionz.ru/index.php?ds=977484.

7. "About the approval of the long-term target program "Exceptional children" for 2011-2013": The resolution of the government of Krasnoyarsk Region of November 23, 2010 N 586-p, available at: //http://docs.cntd.ru/document/985020784. - Date of the address 01.02.2015.

8. "Development of physical culture and sport in Krasnoyarsk Region for 2011-2013": The order of the Government of Krasnoyarsk Region of December 14, 2010 N 10474-p. , available at: http://docs.cntd.ru/document/985021527.

9. "Development of physical culture and sport in Krasnoyarsk Region for 2013-2015": The order the Government of Krasnoyarsk Region of April 16, 2013 N 264-p, available at: http://docs.cntd.ru/document/465802294.

10. Modern Krasnoyarsk Region, available at: http://www.krskstate.ru/krasnoyarskkray.

11. Bliznevsky, A.Yu. (2014), "Stimulating system of an assessment of sports and improving activity of municipalities as the base of its development in territorial subject of the Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 27-34.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.02.2015.

УДК 796.011

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Светлана Вячеславовна Богданова, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Васильевна Ефимова, кандидат педагогических наук, доцент, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта (ВЛГАФК)

Аннотация

На сегодняшний день актуальным является «включенность» родителей в воспитательный и образовательный процесс дошкольного учреждения, что подтверждается требованием основной образовательной программы дошкольного образования, в которой говорится о создании условий для участия родителей в образовательной деятельности и взаимодействии педагогического коллек-

тива с семьями воспитанников. Характер организации семейного досуга напрямую зависит от взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. Целью исследования является определение влияния комплекса подвижных игр, проводимых во время семейного досуга, на физическую подготовленность детей дошкольного возраста. В исследовании использован комплекс подвижных игр, реализация которого осуществлялась в дошкольном образовательном учреждении и в период свободного времяпровождения детей в семье. Для решения поставленной задачи исследования было определено диагностическое сопровождение с использованием тестирования, наблюдения, подвижных игр. Достоинством выбранных форм диагностического сопровождения при проведении исследования является универсальность, доступность, мобильность. Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений. В эксперименте приняли участия мальчики и девочки шестилетнего возраста, из которых были сформированы контрольная и экспериментальная группы. Результаты исследования показали динамику показателей физической подготовленности детей дошкольного возраста, прирост показателей в экспериментальной группе связан применением разработанного комплекса подвижных игр направленного на формирование жизненно важных двигательных умений и навыков в ходе организации активного семейного досуга.

Ключевые слова: досуг, семейный досуг, физическая подготовленность, подвижные игры, дети старшего дошкольного возраста.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.02.120.p19-23

ORGANIZATION OF FAMILY LEISURE AS ONE OF THE CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL FITNESS OF CHILDREN AT PRESCHOOL AGE

Svetlana Vyacheslavovna Bogdanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Svetlana Vasilevna Efimova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Velikiye Luki State Academy of Physical Culture and Sport

Annotation

Currently the "inclusiveness" of the parents in the training and educational process of preschool institution that is confirmed by the requirement of the main educational program for the preschool education where it is told about creation of the conditions for participation of parents in educational activity and interaction of the pedagogical collective with the families of pupils is actual. Character of the organization of the family leisure directly depends on interaction of the preschool educational institution with the family. A research objective is definition of influence of the complex of the outdoor games held during the family leisure on the physical fitness of children at preschool age. In research, the complex of the outdoor games which realization was enabled in preschool educational institution and during free pastime of children in a family is used. For the solution of the objective of research the diagnostic support with use of the testing, supervision, outdoor games was defined. The advantage of the chosen forms of diagnostic support when carrying out research includes universality, availability, and mobility. The research was conducted on the basis of the preschool educational institutions. Boys and girls at six-year age from whom the control and experimental groups were created took part in experiment. The results of research showed dynamics of the indicators of physical fitness of children at preschool age, the gain of indicators in experimental group is connected with application of the developed complex of outdoor games for the active family leisure directed on formation of the vital motor skills during the organization.

Keywords: leisure, family leisure, physical fitness, outdoor games, children at advanced preschool

age.

ВВЕДЕНИЕ

В успешном развитии физически и психически здоровой личности ребенка большую роль играют воспитательные институты - семья и дошкольные учреждения. Семья -это многофункциональная система, которая выполняет ряд взаимосвязанных между собой функций. Воспитательная функция семьи имеет наибольшее значение, в ее реализации важное место отводится семейному досугу. Являясь важным компонентом жизни семьи, семейный досуг обеспечивает активную совместную деятельность всех ее членов. Физкультурный досуг выступает одним из видов активной деятельности родителей и детей. Содержание физкультурного досуга может быть представлено знакомыми детям иг-

рами, игровыми упражнениями с элементами спортивных игр, упражнениями, включающими основные движения - ходьбу, бег, прыжки, метание и др.

Характер организации семейного досуга напрямую зависит от взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. На сегодняшний день актуальным является «включенность» родителей в воспитательный и образовательный процесс дошкольного учреждения, что подтверждается требованием основной образовательной программы дошкольного образования, где говорится о создание условий для участия родителей в образовательной деятельности и взаимодействии педагогического коллектива с семьями воспитанников. Данное требование может реализовываться через организованный семейный досуг, включающий в себя игровую деятельность, сюжетно ролевые игры, игры с правилами и др. Семейный досуг имеет самостоятельную педагогическую ценность, т.к. оказывает воспитательное и развивающее воздействие на все динамично развивающие стороны жизнедеятельности ребенка - поддерживание физических и духовных сил ребенка, укрепление здоровья, пропаганда здорового образа жизни и др. [2].

Указанные особенности послужили основой для организации исследования, направленного на выявление эффективности приоритетных форм семейного досуга с использованием подвижных игр, способствующих повышению физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования - определить влияния комплекса подвижных игр, проводимых во время семейного досуга, на физическую подготовленность детей старшего дошкольного возраста.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для достижения цели исследования был использован комплекс специально организованного семейного досуга, реализация которого осуществлялась в дошкольном образовательном учреждении и в период свободного времяпровождения детей в семье, выявлены особенности его влияния на физическую подготовленность детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждениях № 7 и № 14 г. Великие Луки. Для эксперимента были сформированы контрольная и экспериментальная группы дошкольников шести лет. На начальном этапе эксперимента были определены антропометрические данные детей обеих групп. Тестирование применялось для определения уровня физической подготовленности, подбора средств, способствующих успешному повышению физической подготовленности дошкольников в условиях семейного досуга. Для организации семейного досуга детям экспериментальной группы был предложен комплекс подвижных игр, направленный на повышение их физической подготовленности, в тоже время дети контрольной группы занимались по комплексной программе воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада - «Радуга». В экспериментальной группе разработанный комплекс подвижных игр применялся не только на занятиях физической культуры, но и во время проведения активного семейного досуга. Подвижные игры проводились в дошкольном учреждении во время утренних и вечерних прогулках. Родителям рекомендовалось использовать предложенный комплекс подвижных игр во время проведения семейного досуга четыре раза в неделю. Для контроля результатов применения комплекса в условиях семейного досуга проводились беседы с родителями во время родительских собраний и при личных встречах с ними.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализируя результаты показателей физической подготовленности дошкольников по показателям дальности броска теннисного мяча и прыжка в длину с места, после проведенного эксперимента, у мальчиков и девочек контрольной и экспериментальной групп были выявлены недостоверные различия. Получены следующие данные: средний результат показателя дальности броска теннисного мяча у мальчиков в контрольной группе со-

ставил 6 м, у мальчиков экспериментальной группы - 7 м (1=1,17; р>0,05). Девочки по этим же показателям в контрольной группе имели результат равный 5 м, а в экспериментальной группе 6 м (1=0,73; р> 0,05).

При сравнивании средних результатов прыжка в длину с места (см) результативность такова: у мальчиков контрольной группы 120 см, у мальчиков экспериментальной группы 124 см (1=1,19; р>0,05). Девочки в контрольной группе после прохождения теста прыжка в длину с места имели средний результат равный 116 см, девочки из экспериментальной группы - 120 см (1=1,41; р>0,05). Достоверность различий незначима при р>0,05.

В ходе проведенного эксперимента изменились показатели в беге 30 м и в подъеме туловища в сед (количество раз за 30 сек) как у мальчиков, так и девочек контрольной и экспериментальной группах. Прослеживается явная динамика по результатам тестов. Полученные различия в результатах достоверны при р<0,05. Мальчики контрольной группы в беге 30 м показали средний результат равный 8,7 сек, а мальчики из экспериментальной группы - 7,6 сек (1=4,54; р< 0,05). Средние результаты девочек контрольной и экспериментальной группы так же изменились и составили: в контрольной группе - 8,9 сек, в экспериментальной группе - 7,9 сек (1=3,67; р<0,05).

Рассматривая средние результаты в подъеме туловища в сед (количество раз в 30 сек), после проведенного эксперимента, выявлены изменения в показателях. Средний результат в подъеме туловища в сед, у мальчиков контрольной группы составил 14 раз, а у мальчиков экспериментальной группы 18 раз (1=5,87; р<0,05). Результативность средних показателей у девочек по данному тесту составила: в контрольной группе - 12 раз, в экспериментальной группе - 15 раз (1=2,42; р<0,05). Различия достоверны при р<0,05.

Сравнивая полученные результаты в ходе педагогического эксперимента с нормативами для оценки результатов уровня физической подготовленности детей шестилетнего возраста, мы выявили, что в контрольной группе наблюдаются уровни физической подготовленности ниже среднего (оценка 2) в тесте на дальность броска теннисного мяча (м), в экспериментальной группе - средний уровень (оценка 3); в беге 30 м в контрольной группе - средний уровень (оценка 3), в экспериментальной группе - выше среднего (оценка 4); в тестах прыжок в длину с места и подъём туловища в сед (количество раз за 30 сек.) в контрольной группе - выше среднего (оценка 4), а в экспериментальной - высокий уровень подготовленности и оценивается на 5 баллов.

Современные исследователи (М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова и др.) [1], также считают, что культура досуга начинает складываться под влиянием семейных традиций и воспитания уже в период дошкольного детства. Досуг дошкольника организуется взрослыми не только в дошкольных учреждениях, но и в семье. Вместе с тем анализ практики детских дошкольных учреждений свидетельствует, что традиционно досуг дошкольников используется достаточно узко, только как развлечение и отдых.

Шамсутдинова Д.В. [3] указывает, что большинство родителей (66%) считают, что задачей педагогов детского дошкольного учреждения является привлечение внимание родителей к проблеме организации досуга детей, разъяснение его своеобразия, многообразия видов, а Шкляр Е.О. [4], изучая совместную работу дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников, пришла к убеждению, что для результативной деятельности с детьми необходима хорошо продуманная система подготовки воспитателей и тесный контакт с семьей. Считает возможным применение таких форм организации физического воспитания и оздоровления в дошкольном образовательном учреждении как: спортивные праздники, развлечения, дни здоровья (в том числе с участием родителей), подвижные игры во всех возрастных группах.

Сравнивая полученные результаты, при внедрении комплекса подвижных игр, с данными полученными другими исследователями, можно сказать, что данная форма организации физкультурной работы в дошкольном учреждении и в семье эффективно повлияла на формирование жизненно важных двигательных умений и навыков детей до-

школьного возраста.

Выводы. Анализ изменений в уровне физической подготовленности дошкольников шести лет в процессе педагогического эксперимента подтвердил положительное влияние комплекса подвижных игр организованного и проведенного во время семейного досуга. Полученные данные в нашем исследовании позволяют утверждать о необходимости оптимизации двигательного режима детей дошкольного возраста с помощью включения комплекса подвижных игр в организацию семейного досуга, который может служить дополнением программы по физическому воспитанию в дошкольном образовательном учреждении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зацепина, М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников : учеб.-метод. пособие / М.Б. Зацепина ; под общ. ред. Т.С. Комаровой. - М. : Пед. о-во России, 2006. -143 с.

2. Кудренко, Т.В. Специфика ценностных приоритетов семьи в сфере досуга / Т.В. Кудренко // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). - Пермь : Меркурий, 2013. - С. 149-150.

3. Шамсутдинова, Д.В. Организованный досуг как вид социально-культурной и педагогической деятельности /Д.В. Шамсутдинова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2007. - № специальный. - С. 147.

4. Шкляр, Е.О. Формирование потребности в занятиях физической культурой у детей старшего дошкольного возраста : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Шкляр Е.О. - Москва, 2011. -158 с.

REFERENCES

1. Zatsepina, M.B. (2006), Organization of cultural and leisure activity of preschool children: studies, Pedagogical society of Russia, Moscow.

2. Kudrenko, T.V. (2013), "Specifics of valuable priorities of a family in the sphere of leisure", Problems and prospects of a development of education: materials IV of the international scientific conference (Perm, July, 2013), publishing house "Mercury", Perm, pp. 149-150.

3. Shamsutdinova, D.V. (2007), "Organized leisure as type of welfare and pedagogical activity", Bulletin of the Kazan state university of culture and arts, No. special, pp. 147.

4. Shklyar, E.O. (2011), Formation of need for occupations by physical culture at children of the advanced preschool age, dissertation, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.02.2015.

УДК 797.122.3

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРЕНАЖЕРА ЛИДЕР-А В ПОДГОТОВКЕ

ГРЕБЦОВ НА КАНОЭ

Денис Александрович Брюханов, кандидат педагогических наук, преподаватель, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК), Сергей Иванович Агапонов, тренер, мастер спорта международного класса, Государственное автономное учреждение Волгоградской области «Центр спортивной подготовки по гребным видам спорта» (ГАУ ВО ЦСПпо ГВС), Александр Иванович Быков, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный тренер России, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

(КГУФКСТ), Краснодар

Аннотация

В статье читателям впервые представлен тренажер Лидер-А. Описаны его особенности, устройство и назначение в тренировочном процессе гребцов на каноэ. В основе статьи лежат материалы исследования, проведенного на кафедре теории и методики водных видов спорта Волгоград-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.