Научная статья на тему 'Подвижные и спортивные игры как средство развития координационных способностей у дошкольников с нарушением слуха'

Подвижные и спортивные игры как средство развития координационных способностей у дошкольников с нарушением слуха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2369
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДВИЖНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА / ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фетисова Светлана Лаврентьевна, Фокин Александр Михайлович, Лебедева Тамара Сергеевна

Статья посвящена проблеме совершенствования процесса обучения детей с различными нарушениями слуха в дошкольном учреждении компенсирующего вида. В ней анализируются особенности построения занятий физической культурой с использованием подвижных и спортивных игр. Предметом исследования является оздоровительная и коррекционная работа на занятиях физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения слуха. Данная работа раскрывает особенности организации и методики проведения подвижных и спортивных игр с детьми дошкольного возраста имеющих различные нарушения слуха. Полученные данные в ходе эксперимента показывают возможность организации занятий физическими упражнениями с использованием подвижных и спортивных игр для детей, имеющих нарушения слуха, способствующих не только улучшению показателей их координационных способностей, но так же повышению эффективности коррекционно-педагогической работы в дошкольном учреждении компенсирующего вида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фетисова Светлана Лаврентьевна, Фокин Александр Михайлович, Лебедева Тамара Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mobile games and sports as the development tool of coordination abilities at preschool children with the hearing disorder1The Herzen State Pedagogical University of Russian

Article is devoted to the problem of improvement of process of training of children with various hearing disorder at preschool institution of the compensating type. It analyzes the features of physical culture classes with use of the mobile games and sports. Object of the research is improving and correctional work in physical exercises classes with the children at preschool age having hearing disorder. This article opens the features of the organization and technique of carrying out the mobile games and sports with children at preschool age having various hearing disorder. The obtained data during experiment show possibility of the organization of the physical exercises classes with use of the mobile games and sports for the children having hearing disorder, promoting not only the improvement of indicators of their coordination abilities, but also the increasing of efficiency of correctional and pedagogical work at preschool institution of the compensating type.

Текст научной работы на тему «Подвижные и спортивные игры как средство развития координационных способностей у дошкольников с нарушением слуха»

sledovaniya: Nauchny i obschestvenno-politicheskiy zhurnal, No. 5, pp. 15-22.

3. Shekova, E. (2003), Volunteer labor relations: main definitions, Chelovek i trad, No. 4, pp.

53-60.

Контактная информация: filshat@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 10.12.2013.

УДК 615.825

ПОДВИЖНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Светлана Лаврентьевна Фетисова, кандидат педагогических наук, профессор, Александр Михайлович Фокин, кандидат педагогических наук,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург,

Тамара Сергеевна Лебедева, воспитатель,

Детский сад «Кудесница» компенсирующего вида Петроградского района (ГБДОУ «Кудесница»), Санкт-Петербург

Аннотация

Статья посвящена проблеме совершенствования процесса обучения детей с различными нарушениями слуха в дошкольном учреждении компенсирующего вида. В ней анализируются особенности построения занятий физической культурой с использованием подвижных и спортивных игр. Предметом исследования является оздоровительная и коррекционная работа на занятиях физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения слуха. Данная работа раскрывает особенности организации и методики проведения подвижных и спортивных игр с детьми дошкольного возраста имеющих различные нарушения слуха. Полученные данные в ходе эксперимента показывают возможность организации занятий физическими упражнениями с использованием подвижных и спортивных игр для детей, имеющих нарушения слуха, способствующих не только улучшению показателей их координационных способностей, но так же повышению эффективности коррекционно-педагогической работы в дошкольном учреждении компенсирующего вида.

Ключевые слова: подвижные и спортивные игры, дети с нарушением слуха, дошкольные учреждения компенсирующего вида.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.12.106.p168-172 MOBILE GAMES AND SPORTS AS THE DEVELOPMENT TOOL OF COORDINATION ABILITIES AT PRESCHOOL CHILDREN WITH THE HEARING DISORDER

Svetlana Lavrentyevna Fetisova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Alexander Mikhaylovich Fokin, the candidate of pedagogical sciences,

The Herzen State Pedagogical University of Russian, St. Petersburg,

Tamara Sergeevna Lebedeva, the educator,

Kindergarten of “Kudesnitsa” of a compensating type, Petrogradsky district, St. Petersburg

Annotation

Article is devoted to the problem of improvement of process of training of children with various hearing disorder at preschool institution of the compensating type. It analyzes the features of physical culture classes with use of the mobile games and sports. Object of the research is improving and correctional work in physical exercises classes with the children at preschool age having hearing disorder. This article opens the features of the organization and technique of carrying out the mobile games and sports with children at preschool age having various hearing disorder. The obtained data during experiment show pos-

sibility of the organization of the physical exercises classes with use of the mobile games and sports for the children having hearing disorder, promoting not only the improvement of indicators of their coordination abilities, but also the increasing of efficiency of correctional and pedagogical work at preschool institution of the compensating type.

Keywords: mobile games and sports, children with hearing disorder, preschool institutions of compensating type.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в России насчитывается более пяти процентов от всего количества населения глухих и слабослышащих детей. Специалистами здравоохранения установлено, что около половины детей с нарушением слуха имеют сложную структуру дефекта, сочетающих в себе пороки дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем [4].

Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении должно быть направлено на создание такой образовательной среды, которая способствует решению не только задач коррекции их отклонений, но и нормальной социализации [2]. Этому способствует включение детей в физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые в дошкольном учреждении. Занятия физическими упражнениями способствуют сохранению и укреплению здоровья детей, нормальному развитию сердечно-сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата [1, 10].

Нарушение слуха, в целом, не ограничивает возможности физического развития детей, но требует применения особой методики и специальных физических упражнений на занятиях. Кроме этого, специалисту по физической культуре необходимо проводить специальную работу с родителями, направленную на формирование у них знаний и умений в организации физического воспитания в семье [3].

Правильно организованные занятия, опирающиеся на современные научные данные и соответствующую особенностям детского организма методику обучения, становятся важнейшим средством достижения оздоровительного и образовательного эффекта, обеспечивающего всестороннее воспитание детей с нарушением слуха в дошкольных учреждениях. Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития, в первую очередь, координационных способностей. Среди многообразия средств физического воспитания дошкольников, наиболее эффективным средством для решения этой задачи можно выделить подвижные и спортивные игры [7]. Переход к системе физического воспитания с использованием подвижных и спортивных игр сопряжен с рядом трудностей. К их числу, в первую очередь, следует отнести анатомо-физиологические особенности детского организма, связанные с нарушением слуха, требующие осторожности в выборе средств и методов подготовки, а также недостатки материальной базы и методической подготовленности специалистов по физической культуре.

При проведении физкультурных занятий в дошкольных учреждениях необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка (уровня здоровья, морфофункционального развития, физической подготовленности), для чего осуществлять контроль развития физических качеств и формирования двигательных навыков [5]. Проведение физкультурных занятий с использованием подвижных и спортивных игр оказывает укрепляющие действие на нервную систему, обеспечивает повышение уровня двигательной подготовленности, способствует развитию функциональных систем, оказывает оздоровительный эффект, способствует формированию интереса к занятиям физической культурой [8]. Используемые методы для проведения занятий должны быть подобраны с учетом состояния здоровья слабослышащих детей и носить обучающий и совершенствующий характер.

Широкое использование соревновательного момента при выполнении физических упражнений необходимо для того, чтобы дети могли принять участие в спортивных состязаниях, где они могут реализовать свое стремление к борьбе, показать свои умения. В

сущности, это не что иное, как обычная детская игра, в которой отражается реальная действительность, и воплощаются ребячьи мечты стать сильным и ловким, настоящим чемпионом, а следствием чего является воспитание силы воли, умение выдерживать конкуренцию и совершенствовать двигательные навыки [6]. Таким образом, игра является важнейшим средством физического воспитания детей с нарушением слуха.

Немаловажной особенностью занятий с использованием подвижных и спортивных игр является использование технических средств обучения (метрономы, предметные ориентиры, мячи). Одним из основных приемов обучения является образцовый показ, который продолжается в течение более длительного времени, чем требуется для слышащих сверстников. Для обучения новых приемов, действий применяется метод повторения, который дает возможность многократного воспроизведения упражнения и более качественного усвоения материала [9].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Целью нашего исследования было изучение возможностей использования подвижных игр с элементами спортивных игр как средства улучшения координационных способностей детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях коррекционного детского сада.

На предварительном этапе эксперимента была проведена оценка уровня развития координационных способностей детей с нарушением слуха в сравнении с их здоровыми сверстниками. В результате чего было выявлены низкие показатели уровня координационных способностей детей с различной степенью нарушения слуха и отставание от показателей слышащих детей (рис.).

70

60

50

40

30

20

10

0

Рис. Соотношение показателей начального уровня развития координационных способностей у детей дошкольного возраста (%)

Основной этап эксперимента предусматривал дифференцированный подход в проведении специальных заданий, направленных на развитие координационных способностей слабослышащих и неслышащих детей дошкольного возраста. Для проверки эффективности использования подвижных и спортивных игр для развития координационных способностей были сформированы контрольная и экспериментальная группы с участием детей 5-6 лет имеющими различные нарушения слуха. Эксперимент проводился на базе ГБДОУ Детский сад «Кудесница» компенсирующего вида Петроградского района Санкт-Петербурга. В экспериментальной группе дети занимались по разработанной методике, а контрольная группа - по традиционной программе.

При подборе подвижных игр в экспериментальной группе использовались те, которые эффективно воздействуют на различные анализаторы и способствуют решению задач по развитию координационных способностей. По окончанию эксперимента результаты по развитию координационных способностей детей экспериментальной группы были достоверно лучше, чем результаты детей в контрольной группе, а именно: (пробы

56

43

38

-------------------1---------------------1--------------

слабослышашие неслышашие слышашие

Ромберга: «пяточно-носочная», «аист») в экспериментальной группе улучшились на 30%, а в контрольной группе на 15%.

Исследования показывают, что проведение физкультурных занятий на базе игрового материала оказывают более глубокое влияние на развитие координационных способностей детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование показало, что есть все основания утверждать, что существующая потребность в укреплении здоровья и повышении уровня физической подготовленности детей с нарушением слуха неразрывно связана с необходимостью совершенствования системы физического воспитания детей, осуществляемой в семье и в образовательных учреждениях, что позволит в дальнейшем успешной интеграции детей, имеющих нарушения слуха в образовательный процесс начальной школы. С этой целью наиболее предпочтительно использование всего многообразия игр и в том числе некоторых спортивных, упрощенные варианты которых доступны для детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что игровая деятельность занимает главенствующее положение в жизни детей, а сами игры представляют собой самую ценную разновидность физических упражнений, привлекательную и доступную с самого раннего возраста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лукина, Г.Г. Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников в процессе физического воспитания : дис. ... канд. пед. наук / Лукина Г.Г. - СПб., 2003. - 151 с.

2. Митин, А.Е. Гуманитарные технологии и безопасность физкультурно-образовательной среды дошкольного учреждения / А.Е. Митин // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 9. - С. 108111.

3. Митин, А.Е. Применение гуманитарных технологий специалистом по АФК в работе с родителями детей-инвалидов / А.Е. Митин // Адаптивная физическая культура. - 2012. - № 1 (49). -С. 15-17.

4. Морфологические особенности физического развития и развития двигательных качеств у слабослышащих школьников / Л.Г. Харитонова, Л.А. Суянгулова, Н.В. Павлова, Н.В. Малахова // Новые технологии оздоровления человека : материалы науч.-практ. конф. - Челябинск : [б. и.], 2002. - С. 88-90.

5. Петренкина, Н.Л. Современные подходы к оценке физического состояния дошкольников / Н. Л. Петренкина, С.О. Филиппова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. - С. 294.

6. Портных, Ю.И. Использование метода игрового проектирования в процессе обучения игровой соревновательной деятельности / Ю.И. Портных, С.Л. Фетисова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 1. - С. 85-88.

7. Портных, Ю.И. Баскетбол для самых маленьких : учеб. пособие / Ю.И. Портных, С. Л. Фетисова, А. А. Несмеянов. - СПб. : Олимп, 2012. - 120 с.

8. Спортивные игры в физическом воспитании : учеб. пособие / под ред. Ю.И. Портных ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 479 с.

9. Теория и методика физической культуры дошкольников : учеб. пособие / под ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. - СПб. : Детство-пресс, 2010. - 656 с.

10. Филиппова, С.О. К вопросу о программах физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ / С.О. Филиппова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 12. - С. 36.

REFERENCES

1. Lukina, G.G. (2003), Prevention and correction of violations of the musculoskeletal device at preschool children in the course of physical training, Thesis of the candidate of pedagogical sciences, St. Petersburg.

2. Mitin, A.E. (2010), “Humanitarian technologies and safety of the sports and educational envi-

ronment of preschool institution”, Preschool education, No. 9, рр. 108-111.

3. Mitin, A.E. (2012), “Application of humanitarian technologies by the teacher on AFK in work with parents of disabled children”, Adaptive physical culture, No. 1, рр. 15-17.

4. Kharitonova L.G, Suyangulova L.A., Pavlova N.V. and Malakhova N.V. (2002), “Morphological features of physical development and development of motive qualities in school students hard of hearing”, New technologies of improvement of the person, Proceedings of the Conference, Chelyabinsk, рр. 88-90.

5. Petrenkina, N.L. and Filippova, S.O. (2012), “Modern approaches to an assessment of a physical condition of preschool children”, Modern problems of science and education, No. 6, рp. 294.

6. Portnykh, Yu.I. and Fetisova, S.L. (2010), “Use of a method of game design in the course of training of game competitive activity”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1, рр. 85-88.

7. Portnykh, Yu.I., Fetisova, S.L. and Nesmeyanov, A.A. (2012), Basketball for the smallest, publishing house “Olympus”, St. Petersburg.

8. Ed. Portnykh, Yu.I. (2008), Sports in physical training, publishing house “RGPU of A.I. Herzen”, St. Petersburg.

9. Ed. Filippova, S.O. and Ponomarev, G.N. (2010), The theory and technique of physical culture of preschool children, publishing house “Childhood-press”, St. Petersburg.

10. Filippova, S.O. (1999), “To a question of programs of sports and improving work in DOU”, Preschool education, No. 12, рp. 36.

Контактная информация: mitin.75@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.12.2013.

УДК 378

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ СЛУХА

Светлана Октавьевна Филиппова, доктор педагогических наук, профессор,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург,

Ольга Юрьевна Дмитриченко,

Санкт-Петербургский медицинский колледж № 3 (СПбМК № 3), Санкт-Петербург, Татьяна Викторовна Воробьева, заведующая,

Детский сад «Кудесница» компенсирующего вида Петроградского района (ГБДОУ «Кудесница»), Санкт-Петербург

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования у будущих специалистов по физической культуре компетентности в области детской психологии. Приводятся результаты предварительного исследования, которые указывают на невысокий уровень знаний и умений студентов в этой области, что обуславливает актуальность рассматриваемой проблемы. В статье обсуждаются особенности подготовки студентов факультета физической культуры к работе с дошкольниками, имеющими нарушения слуха. Целью исследования была оценка применения студентами в процессе занятий знаний и умений в области психологии физической культуры дошкольников. Исследование было организовано в рамках педагогической практики, проводимой на базе специализированного дошкольного учреждения, педагогический коллектив которого на протяжении многих лет ведет экспериментальную деятельность, направленную на совершенствование оздоровительной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение слуха. Полученные результаты позволили определить вопросы, которым необходимо уделять больше внимания в процессе обучения студентов, что будет способствовать повышению уровня их психологической компетентности, особенно в области адаптивной физической культуры дошкольников.

Ключевые слова: специалисты по физической культуре, психологическая компетентность, дошкольное учреждение, дети с нарушением слуха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.