8. Chistyakov V.A. and Rudenko G.V. (2012), “Factorial structure of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 159-163.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.12.2013.
УДК 615.825
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С
НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Наталия Леонидовна Петренкина, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Михайлович Фокин, кандидат педагогических наук,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург,
Ирина Александровна Андреева, инструктор по физической культуре,
Детский сад «Кудесница» компенсирующего вида Петроградского района (ГБДОУ «Кудесница»), Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматриваются особенности физического воспитания детей, имеющих нарушения слуха. Актуальность рассматриваемого вопроса обуславливается ролью занятий физическими упражнениями в полноценном развитии дошкольников, обеспечивающих не только необходимый уровень физической подготовленности, но и способствующих коррекции отклонений в различных сферах их деятельности. В исследовании определялся уровень физической подготовленности старших дошкольников, имеющих нарушение слуха, и проводился сравнительный анализ с результатами детей, не имеющих отклонения в состоянии здоровья. Оценка физической подготовленности проводилась по двум блокам тестов: развитие физических качеств и сформированность двигательных навыков. Полученные результаты позволяют уточнить данные ранее проведенных исследований, свидетельствующих о возможности использовать методики слышащих детей в процессе физической подготовки детей с нарушением слуха, что создает предпосылки организации инклюзивного физического воспитания в дошкольных учреждениях компенсирующего вида.
Ключевые слова: дети с нарушением слуха, определение физической подготовленности, дошкольные учреждения.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.12.106.p115-120
ASSESSMENT OF THE PHYSICAL READINESS OF THE PRESCHOOL CHILDREN
WITH HEARING DISORDER
Natalia Leonidovna Petrenkina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Mikhaylovich Fokin, the candidate of pedagogical sciences,
The Herzen State Pedagogical University of Russian, St. Petersburg,
Irina Aleksandrovna Andreeva, the physical culture instructor,
Kindergarten of “Kudesnitsa” of a compensating view of Petrogradsky district, St. Petersburg
Annotation
In article, the features of physical training of the children with hearing disorder have been considered. Relevance of the analyzed issue has been caused by the role of the physical exercises classes for the complex development of the preschool children, providing not only the necessary level of physical readiness, but also contributing to the deviations correction in various spheres of their activity. The research has defined the level of physical readiness of the senior preschool children with hearing disorder, and the comparative analysis with the results of the children who don't have deviations in health status has been carried out. The assessment of physical readiness has been carried out by two blocks of tests: development of physical abilities and formation of motor skills. The received results allow specifying the data of earlier
conducted researches testifying to the opportunity to use the techniques of hearing children in the course of physical training of children with hearing disorder that creates prerequisites for the organization of inclusive physical training in preschool institutions of the compensating type.
Keywords: children with hearing disorder, physical readiness testing, preschool institutions.
ВВЕДЕНИЕ
Продолжающиеся процессы модернизации образования, в том числе и дошкольного, предъявляют повышенные требования к реализации личностно-ориентированного подхода в процессе воспитания и обучения.
Согласно закону «Об образовании», дошкольное образование признано первым уровнем общего образования. Таким образом, необходимо более внимательно отнестись к реализации принципа преемственности в отношении программ, реализуемых в образовательных учреждениях, в том числе программ по физическому воспитанию [8].
В настоящее время в дошкольных учреждениях не уменьшается количество воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Данная тенденция сохраняется и среди детей, имеющих различные нарушения слуха. При этом причины данных нарушений разнообразны по этиологии, времени возникновения, характеру проявления, наличию сопутствующих вторичных нарушений.
Полноценное развитие детей, имеющих нарушение слуха, невозможно без физического воспитания, обеспечивающего не только необходимый уровень физической подготовленности, но и коррекцию отклонений различных сфер деятельности глухого дошкольника. В этой связи, педагог, организующий двигательную деятельность, должен быть готов к организации физкультурно-образовательной среды, способствующей максимальной реализации способностей детей [2].
Практически у всех детей с нарушениями слуха существуют проблемы формирования двигательных функций. Однако, по мнению многих исследователей, на занятиях физической культурой с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, зачастую используются методики, неадаптированные к их особенностям, что снижает эффективность занятий физическим упражнениями [1, 5, 9].
На современном этапе совместные все большую популярность приобретают занятия здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть организация инклюзивного образовательного и воспитательного процессов. В то же время, организация инклюзивного физического воспитания несет в себе определенные трудности: разработки программно-нормативных документов, изменения образовательного процесса и физкультурно-образовательной среды [6]. В этой связи актуальным становиться вопрос о возможности использования общеобразовательных программ на занятиях по физической культуре с детьми, имеющими нарушения слуха. Особое значение приобретают в рассматриваемом ракурсе использование игрового метода [4].
Л. Д. Хода указывает на следующие сенситивные периоды развития у детей 4-5 лет с нарушением слуха быстроты, силы и морфологических показателей: сенситивный период развития выносливости в 5-6 лет, координационные способности (в беге и равновесии) в период от 4 до 7. Активная двигательная деятельность способствует преодолению отставания в развитии статической устойчивости тела, функции равновесия, вестибулярного анализатора, проприорецептивной системы, физических качеств, имеющих у неслышащих детей [10].
Для успешности воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья необходима правильная оценка их возможностей и выявления особых образовательных потребностей. В связи с этим оценка достигнутых результатов осуществляется в ходе мониторинга, который обеспечивается комплексным подходом к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, а также позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей [7].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Целью нашего исследования был сравнительный анализ результатов физической подготовленности дошкольников с нарушением слуха и результатов их здоровых сверстников. Определение физической подготовленности дошкольников проводилось с использованием ранее разработанной методики [3].
В исследовании приняли участие 35 детей в возрасте 6-7 лет (7 детей, имеющие нейросенсорную тугоухость (НСТ) 6 лет с IV степенью НСТ, воспитанники ГБДОУ д/с «Кудесница» Петроградского р-на и 13 детей 6-7 лет с НСТ II- IV степени, из них 4 детей имеют кохлеарные имплантаты, из ГБДОУ д/с № 133 Выборгского р-на Санкт-Петербурга. А также 15 детей I - II групп здоровья ГБДОУ д/с №125 Выборгского р-на Санкт-Петербурга.
Определение физической подготовленности проводилось с использованием балльной системы оценки по двум блокам тестов. Первый блок включал тесты, позволяющие оценить развитие физических качеств (ловкость, скоростно-силовые и силовые способности). Второй блок тестов позволял оценить сформированность двигательных навыков, высокий результат которых зависит от грамотного использования педагогом методик их формирования. Результаты развития физических качеств у детей обеих возрастных групп указываю на то, что практически все дети, как с нарушениями слуха, так и без них, находятся в «зоне возрастной нормы» и могут заниматься по любой программе физического воспитания, разрешенной для использования в дошкольных образовательных учреждениях (табл. 1, 2).
Таблица 1
Диагностика физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста
без нарушения слуха (ГБДОУ №125)
ФИО Рез-т/ балл 1 2 3 Е 4 5 6 Е
Мария (6 лет) Рез-т 12.1 125 25 10 5 50
Баллы 4 3 2 9 2 5 5 12
Елизавета (6 лет) Рез-т 12.4 110 15 5 3 22
Баллы 4 3 3 10 2 3 4 9
Светлана (6 лет) Рез-т 12.4 115 20 22 4 28
Баллы 4 3 5 12 3 4 4 11
Максим (6 лет) Рез-т 13.8 115 16 4 2 32
Баллы 3 3 3 9 2 2 4 8
Илья (6 лет) Рез-т 12.4 120 24 12 4 48
Баллы 4 3 5 12 5 4 5 14
Егор (6 лет) Рез-т 15.6 93 10 2 2 20
Баллы 2 1 1 4 2 2 3 7
Варвара (7 лет) Рез-т 10.6 140 27 38 5 59
Баллы 5 5 5 15 5 5 5 15
Елизавета (7 лет) Рез-т 13.3 123 13 14 3 32
Баллы 4 4 2 10 3 3 5 11
Кристина (7 лет) Рез-т 12.4 125 20 19 3 38
Баллы 4 3 4 11 3 3 4 10
Анастасия (7 лет) Рез-т 12.3 128 18 21 4 37
Баллы 4 4 4 12 3 4 3 10
Данила (7 лет) Рез-т 13.1 117 17 6 3 28
Баллы 3 2 3 8 2 3 3 8
Артем (7 лет) Рез-т 11.2 138 20 24 5 60
Баллы 5 4 4 13 5 5 5 15
Артем (7 лет) Рез-т 13.0 125 18 10 4 53
Баллы 4 3 4 11 2 4 5 11
ФИО Рез-т/ балл 1 2 3 Е 4 5 6 Е
Дмитрий (7 лет) Рез-т 14.4 115 13 5 2 23
Баллы 3 2 2 7 1 2 3 6
Александр (7 лет) Рез-т 11.8 118 19 10 4 50
Баллы 4 2 4 10 2 4 5 11
Обозначения: 1 - Челночный Бег 5x6 м (сек); 2 - Прыжок в длину с места (см); 3 - Подъем туловища в сед из И.П. лежа за 30 сек. (кол-во раз); 4 - Прыжки ч/з кор. скакалку за 30 сек. (кол-во раз); 5 - Метание малого мяча в цель из 5 попыток; 6 - Отбивание мяча удобной рукой 30 сек (кол-во раз); Е - Сумма баллов.
Результаты развития физических качеств одного ребенка (Рома 7 лет) с нарушением слуха, находятся в «зоне риска» (2 балла), что указывает на необходимость выявить причины столь низких показателей и внести, при необходимости, коррективы в программу физического воспитания.
Таблица 2
Диагностика физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста с
нарушением слуха (ГБДОУ №133)
ФИО Рез-т/ балл 1 2 3 Е 4 5 6 Е
Александра (6 лет) Рез-т 13,8 105 13 9 4 9
Баллы 4 3 2 9 2 4 2 8
Варя (6 лет) Рез-т 15,0 100 5 10 3 6
Баллы 3 2 0 5 2 3 2 7
Кирилл (6 лет) Рез-т 18,0 87 7 5 2 3
Баллы 1 1 0 2 3 2 1 6
Даниил (6 лет) Рез-т 13,0 105 10 1 2 4
Баллы 3 2 1 6 1 2 2 5
Артур (6 лет) Рез-т 12,9 100 8 8 5 10
Баллы 4 2 1 7 3 5 2 10
Дмитрий (7 лет) Рез-т 11,2 110 11 15 3 26
Баллы 5 2 1 8 5 3 3 11
Анастасия (7 лет) Рез-т 13,0 103 11 20 3 20
Баллы 3 2 1 6 3 3 2 8
Софья (7 лет) Рез-т 12,56 101 18 55 3 31
Баллы 4 1 4 9 5 3 3 11
Андрей (7 лет) Рез-т 14,0 95 3 10 2 6
Баллы 3 1 0 4 2 2 1 5
Никита (7 лет) Рез-т 12,0 103 8 10 4 28
Баллы 4 1 0 5 2 4 3 9
Роман (7 лет) Рез-т 16,8 95 7 8 3 15
Баллы 1 1 0 2 2 3 2 7
Арсалан (7 лет) Рез-т 12,6 95 8 7 2 5
Баллы 4 1 0 5 2 2 1 5
Роман (7 лет) Рез-т 12,8 103 11 15 4 40
Баллы 4 1 1 6 3 4 4 11
Обозначения: 1 - Челночный Бег 5x6 м (сек); 2 - Прыжок в длину с места (см); 3 - Подъем туловища в сед из И.П. лежа за 30 сек. (кол-во раз); 4 - Прыжки ч/з кор. скакалку за 30 сек. (кол-во раз); 5 - Метание малого мяча в цель из 5 попыток; 6 - Отбивание мяча удобной рукой 30 сек (кол-во раз); Е - Сумма баллов.
Показатели сформированности двигательных навыков у всех обследованных воспитанников находятся в «зоне возрастной нормы». Это указывает на эффективность использования инструкторами по физической культуре методик и методических приемов в процессе занятий физическими упражнениями с учетом индивидуальных особенностей
воспитанников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Движение по пути инклюзивного образования требует от педагогов и специалистов по физической культуре искать более эффективные подходы к реализации принципа преемственности, а также разработке программ по физической культуре с учетом особенностей развития детей, имеющих разные образовательные потребности. Полученные в исследовании результаты свидетельствуют о том, что при грамотно организованной специалистами по физической культуре физкультурно-оздоровительной работе не возникает серьезных препятствий к реализации инклюзивного физкультурного образования детей с нарушением слуха и их здоровых сверстников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Киселева, Е.С. К вопросу об определении развития координационных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.С. Киселева, Н.Л. Петренкина, Н.Л. Умнякова // Физическая культура и спорт на современном этапе: проблемы, поиски, решения : материалы науч.-практ. конф. / Томский пед. ун-т. - Томск, 2011. - С. 179-182.
2. Митин, А.Е. Гуманитарные технологии и безопасность физкультурно-образовательной среды дошкольного учреждения / А.Е. Митин // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 9. - С. 108111.
3. Петренкина, Н.Л. Современные подходы к оценке физического состояния дошкольников / Н.Л. Петренкина, С.О. Филиппова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. - С. 294.
4. Портных, Ю.И. Использование метода игрового проектирования в процессе обучения игровой соревновательной деятельности / Ю.И. Портных, С.Л. Фетисова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 1. - С. 85-88.
5. Соловьева, Т.В. Оздоровительно-коррекционная направленность занятий физическими упражнениями с дошкольниками, имеющими нарушения речи / Т.В. Соловьева // Адаптивная физическая культура. - 2006. - № 3. - С. 57-59.
6. Соломин, В. П. Применение специалистами по физической культуре гуманитарных технологий в условиях инклюзивного образования / В.П. Соломин, А.Е. Митин // Адаптивная физическая культура. - 2010. - № 4 (44). - С. 15-17.
7. Теория и методика физической культуры дошкольников : учеб. пособие / под ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. - СПб. : Детство-Пресс, 2010. - 656 с.
8. Филиппова, С.О. К вопросу о программах физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ / С.О. Филиппова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 12. - С. 36.
9. Филиппова, С.О. Физическая культура дошкольников Санкт-Петербурга: проблемы и перспективы / С.О. Филиппова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2000. - № 3. - С. 57-63.
10. Хода, Л.Д. Методология социальной интеграции неслышащих людей в различных видах адаптивной физической культуры : дис. ... д-ра пед. наук / Хода Л. Д. - СПб., 2008. - 418 с
REFERENCES
1. Kiselyova, E.S., Petrenkina, N.L. and Umnyakova, N.L. (2011), “To a question of definition of development of coordination abilities at children with limited opportunities of health”, Physical culture and sport at the present stage: problems, searches, decisions, Proceedings of the Conference, Tomsk, рр. 179-182.
2. Mitin, A.E. (2010), “Humanitarian technologies and safety of the sports and educational environment of preschool institution”, Preschool education, No. 9, рр. 108-111.
3. Petrenkina, N.L. and Filippova, S.O. (2012), “Modern approaches to an assessment of a physical condition of preschool children”, Modern problems of science and education, No. 6, рp. 294.
4. Portnykh, Yu.I. and Fetisova, S.L. (2010), “Use of a method of game design in the course of training of game competitive activity”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1, рр. 85-88.
5. Solovyova, T.V. (2006), “Improving and correctional orientation of occupations by physical
exercises with the preschool children having violations of the speech”, Adaptive physical culture, No. 3, рр. 57-59.
6. Solomin, V.P. and Mitin, A.E. (2010), “Application by experts in physical culture of humanitarian technologies in the conditions of inclusive education”, Adaptive physical culture, No. 4, рр. 15-17.
7. Ed. Filippova, S.O. and Ponomarev, G.N. (2010), The theory and technique of physical culture of preschool children, publishing house “Childhood-press”, St. Petersburg.
8. Filippova, S.O. (1999), “To a question of programs of sports and improving work in DOU”, Preschool education, No. 12, р. 36.
9. Filippova, S.O. (2000), “Physical culture of preschool children of St. Petersburg: problems and prospects”, Physical culture: education, education, training, No. 3, рр. 57-63.
10. Hoda, L.D. (2008), Methodology of social integration of not hearing people in different types of adaptive physical culture, Thesis of the doctor of pedagogical sciences, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.12.2013.
УДК 796.42
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА СОСТОЯНИЕ ОПОРНОДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ
Евгений Сергеевич Полуэктов, аспирант,
Московской государственной академии физической культуры, Малаховка
Аннотация
Частота встречаемости нарушений опорно-двигательного аппарата у бегунов на средние дистанции в возрасте 14-17 лет достаточно высока. Выявлено, что деформация стопы наблюдается в 61% случаев, асимметрия таза - 50% случаев, асимметрия длины нижних конечностей - в 63,9% случаев. Под влиянием тренировочных физических нагрузок разной направленности у спортсменов с наличием деформации стопы отмечается более значительное уменьшение высоты сводов стопы, ухудшающих ее амортизационные способности. При наличии отклонений в функциональном состоянии опорно-двигательного аппарата у легкоатлетов-средневиков после физических нагрузок выявлено повышение тонуса мышц нижних конечностей и спины в покое, что свидетельствует о более выраженной реакции о стороны нервно-мышечного аппарата.
Ключевые слова: легкая атлетика, бег на средние дистанции, физические нагрузки, опорно-двигательный аппарат, деформация стопы, асимметрия костей таза, асимметрия длины конечностей.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.12.106.p120-123
PHYSICAL ACTIVITY LOADS INFLUENCE UPON THE STATE OF MUSCULOSKELETAL SYSTEM OF MIDDLE-DISTANCE RUNNERS
Yevgeny Sergeevich Poluectov, the post-graduate student,
Moscow State Academy of Physical Education, Malakhovka
Annotation
Middle-distance runners aged 14-17 are frequently subjected to having disorders of the musculoskeletal system. Statistics reveals 61% of foot deformation, 50% of pelvis asymmetry, 63.9% of lower limbs length asymmetry. Sportsmen having foot deformation (celosias), influenced by the physical activity in different directions tend to significantly reduce the height of the foot arches. The last impairs the ability of foot depreciation. Having musculoskeletal system deviations in functional status, the track and field athletes (middle distance runners) are revealed to have lower limbs muscle and back in rest tone increase after being engaged in physical activities. This data attests the expressed response of the neuromuscular system.
Keywords: track and field (athletics), middle-distance running, physical activity, musculoskeletal system, foot deformation (celosias), asymmetry of the pelvis, lower limbs length asymmetry.