Contact information: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.12.2013.
УДК 615.825
К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ СО СЛАБОСЛЫШАЩИМИ
ДЕТЬМИ
Галина Герасимовна Лукина, кандидат педагогических наук, доцент,
Татьяна Валерьевна Соловьева, кандидат педагогических наук,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург,
Вера Игоревна Садовская, учитель-дефектолог,
Детский сад «Кудесница» компенсирующего вида Петроградского района (ГБДОУ «Кудесница»), Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлен один из вариантов решения проблемы повышения эффективности занятий физическими упражнениями со слабослышащими детьми дошкольного возраста. Для подобного контингента воспитанников характерны такие нарушения физического развития, как нарушения статического равновесия, пространственной ориентации и ритмических способностей. Предметом исследования является содержание занятий физическими упражнениями, обеспечивающие коррекцию нарушений статического равновесия на основе инновационных педагогических технологий. Из наиболее популярных предпочтение отдано фитбол-гимнастике, т. к. положительное влияние упражнений с фитболом заключается в возможности развития функции равновесия одновременно с развитием силы и гибкости. Полученные результаты свидетельствуют о явной тенденции к улучшению состояния статического равновесия и демонстрируют необходимость расширения спектра физических упражнений и условий их применения на занятиях физическими упражнениями со слабослышащими детьми в условиях дошкольного учреждения.
Ключевые слова: дошкольное учреждение, дети, имеющие нарушения слуха, фитбол-гимнастика, статическое равновесие.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.12.106.p97-101
TO THE QUESTION OF HEALTH-IMPROVING TECHNOLOGIES APPLICATION IN PHYSICAL EXERCISES CLASSROOMS WITH HARD-OF-HEARING CHILDREN
Galina Gerasimovna Lukina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tatyana Valeryevna Solovyova, the candidate of pedagogical sciences,
The Herzen State Pedagogical University of Russian, St. Petersburg,
Vera Igorevna Sadovskaya, the teacher-speech pathologist,
Kindergarten of “Kudesnitsa” of a compensating type, Petrogradsky district, St. Petersburg
Annotation
One of options for the solution of the task to increase the efficiency of physical exercises classrooms with hard of hearing children at preschool age has been presented in the article. For such contingent of pupils the following deviations in physical development as violations of static balance, spatial orientation and rhythmic abilities are observed. Object of research is the content of physical exercises classrooms, providing correction of the deviations of static balance on the basis of innovative pedagogical technologies. From the most popular, the preference has been given to the fit-ball-gymnastics, since the positive influence of exercises with the fit-ball consists in possibility for development of the function of balance simultaneously with force and flexibility development. The received results testify to the obvious tendency for improvement of the static balance condition and show the need in expansion of the range of physical exercises and conditions of their application in physical exercises classrooms with hard of hearing children
at the preschool institution.
Keywords: preschool institution, children having a hearing disorder, fit-ball-gymnastics, static balance.
ВВЕДЕНИЕ
Как показывают исследования отечественных и зарубежных ученых, число слабослышащих и глухих детей постоянно увеличивается. Специалистами установлено, что более 40% детей с нарушением слуха имеет сложную структуру дефекта, сочетающую в себе пороки развития опорно-двигательного аппарата и других систем: дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной.
В специализированных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях созданы условия для эмоционального, социального и интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья с целью их интеграции в общество. Одной из важных задач дошкольного учреждения является создание безопасной образовательной среды, способствующей формированию позитивных личностных качеств детей
[5].
На современном этапе становится очевидным, что вопрос сохранения и укрепления здоровья ребенка в дошкольном учреждении во многом связан с качеством системы физического воспитания [8]. Специалист по физической культуре при организации занятий должен учитывать особенности двигательной деятельности детей, имеющих нарушения слуха. Правильный выбор содержания занятий должен основываться на результатах диагностики физической подготовленности дошкольников [6].
Следует отметить, что у глухих и слабослышащих детей часто отмечают нарушения осанки: сутуловатость, плоская грудная клетка, крыловидные лопатки, плоскостопие, сколиотическая осанка. Показатели физического развития ниже возрастной нормы. У таких детей наблюдаются недостатки в технике выполнения движений: шаркающая походка, полусогнутые ноги, малая амплитуда движений рук и незначительный наклон туловища при беге. Движения лишены пластичности, действия неточны. Многие дети, имеющие нарушения слуха, имеют отклонения в развитии вестибулярного аппарата, что приводит к развитию приспособительных реакций в статике и моторике, в частности, к возникновению таких дефектов, как широкая постановка ног при ходьбе и беге, увеличения плоскостопия и изогнутости позвоночника [2, 7].
Эффективность оздоровления дошкольников зависит от правильно организованного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Современное дошкольное учреждение имеет возможность оказать квалифицированную помощь родителям по формированию здоровья их детей, повышения уровня физической подготовленности, успешной социализацией посредством занятий физическими упражнениями [4].
Как показали исследования, современная стратегия оздоровления детей на занятиях по физическому воспитанию предполагает привлечение инновационных педагогических технологий. Основу этих технологий составляют универсальность и доступность естественных движений. Наибольшей популярностью пользуются технологии, мигрирующие из фитнеса: фитбол-гимнастика; ритмическая гимнастика; оздоровительный стрет-чинг; черлидинг [9]. Кроме того, перечисленные технологии соответствуют условиям достижения оздоровительного эффекта: а) в работе задействовано большое количество мышечных групп; б) длительное выполнение упражнений; в) ритмический характер мышечной деятельности.
Из всей совокупности нарушений физического развития слабослышащих детей, на основании данных Я.В. Калинчевой [1], мы выделяем нарушения статического равновесия, пространственной ориентации, ритмические способности. И, рассматривая возможности применения оздоровительных технологий на занятиях физическими упражнениями с подобной категорией воспитанников, наибольшее предпочтение необходимо отдать фитбол-гимнастике.
9В
Упражнения фитбол-гимнастики представляют комплекс разнообразных движений и статических поз с опорой о специальный мяч из поливинилхлорида с воздушным наполнением тела диаметром от 45 см. Специфика этих упражнений заключается в возможности:
• оказания избирательного воздействия на отдельные группы мышц;
• коррекции и профилактики нарушений осанки;
• высокая эмоциональность занятий;
• «совместимость» упражнений на мяче с видами основных движений из содержания основной образовательной программы.
Положительное влияние занятий заключается в возможности развития функции равновесия одновременно с развитием силы и гибкости.
Так же при включении в содержание занятий физическими упражнениями элементов фитбол-гимнастики необходимо учитывать закономерности процесса формирования физической и двигательной подготовленности дошкольника.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Целью пилотажного исследования было определение возможности коррекции нарушения функции равновесия у слабослышащих детей 5-7 лет средствами фитбол-гимнастики на занятиях по физическому воспитанию. Предлагаемая методика была разработана с целью профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата дошкольников и её основные положения заключаются в следующем [3]:
1. Процесс обучения технике упражнений с большим мячом включает несколько этапов независимо от возраста и в первую очередь отвечает требованиям технике безопасности.
2. Обучать технике движений удобно с наиболее доступных и безопасных упражнений: ходьба и бег, из исходных положений сидя и лежа на полу.
3. При исполнении движений следует придерживаться правильной техники, что в целом выражается в требовании исключить «переразгибания», «перенапряжения», например: сохранять вертикальное положение спины, постоянно касаться пола пятками в определенных движениях, выдерживать точно вертикальное положение поднятых рук и т.п.).
Упражнения с большими мячами использовались в содержании разных частей структуры занятия в соответствии с планом решения задач специалиста по физической культуре.
В исследования участвовало 14 человек детей 5-6 лет, посещающих детский сад «Кудесница» компенсирующего вида Петроградского района Санкт-Петербурга. В качестве экспериментальной группы была определена группа слабослышащих детей, где занятия по разработанной методике проводил специалист по физической культуре детей дошкольного возраста в соответствии с расписанием. Контрольная группа представлена группой детей, посещающих массовую группу, и занятия проводились по традиционной методике. Эксперимент длился 4 месяца.
Функция равновесия оценивалась с помощью теста «Поза Ромберга» Измерялось время устойчивого сохранения равновесия в секундах. В начале эксперимента среднее время сохранения равновесия для группы детей, страдающих патологий слуха, составило 20 сек, в конце эксперимента - 27 сек. Для детей контрольной группы соответственно 26 сек и 44 сек. Таким образом, подтверждены данные: о значительном отставании формирования функции равновесия у слабослышащих детей от подобных показателей здорового ребенка; об ускоренных темпах формирования функции равновесия в рассматриваемый возрастной период. Кроме того, мы наблюдаем безусловное улучшение функции равновесия у группы слабослышащих детей, несмотря на достаточно небольшой срок проведения эксперимента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применение упражнений фитбол-гимнастики по разработанной методике на занятиях с детьми дошкольного возраста позволяет помимо ранее доказанного коррекционного воздействия на опорно-двигательный аппарат ребенка стимулировать развитие статического равновесия у слабослышащих детей. Решение комплекса задач в процессе занятий физическими упражнениями требует от специалиста по физической культуре достаточно высокого уровня знаний в области инновационных оздоровительных технологий. В частности, внесение изменений в структуру и содержание физкультурных занятий, способов и условий применения физических упражнений позволит более эффективно реализовать оздоровительную направленность физического воспитания дошкольников с нарушением слуха.
ЛИТЕРАТУРА
1. Калинчева, Я.В. Коррекция двигательных и функциональных нарушений слабослышащих детей 12-15 лет в процессе занятий оздоровительной аэробикой : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Калинчева Я.В. - Тамбов, 2012. - 23 с.
2. Крамаренко, А. Л. Методика использования аудиовизуального воздействия технических средств в совершенствовании урочного процесса физической культуры глухих детей : учеб.-метод. пособие / А. Л. Крамаренко, Т.В. Хромина, В.Е. Могилев ; Дальневост. гос. акад. физ. культуры. -Хабаровск : [б.и.], 2008. - 50 с.
3. Лукина, Г.Г. Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников в процессе физического воспитания : дис. ... канд. пед. наук / Лукина Г.Г. - СПб., 2003. - 151 с.
4. Митин, А.Е. Применение гуманитарных технологий специалистом по АФК в работе с родителями детей-инвалидов / А.Е. Митин // Адаптивная физическая культура. - 2012. - № 1 (49). -С. 15-17.
5. Митин, А.Е. Гуманитарные технологии и безопасность физкультурно-образовательной среды дошкольного учреждения / А.Е. Митин // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 9. - С. 108111.
6. Петренкина, Н.Л. Современные подходы к оценке физического состояния дошкольников / Н.Л. Петренкина, С.О. Филиппова // Современные проблемы науки и образования.
- 2012. - № 6. - С. 294.
7. Теория и методика физической культуры дошкольников : учеб. пособие / под ред. С.О. Филипповой, Г. Н. Пономарева.- СПб. : Детство-Пресс, 2010. - 656 с.
8. Филиппова, С.О. К вопросу о программах физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ / С.О. Филиппова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 12. - С. 36.
9. Филиппова, С.О. Перспективные направления научных исследований в области физической культуры дошкольников / С.О. Филиппова // Теория и практика физической культуры.
- 2006. - № 9. - С. 15-17.
REFERENCES
1. Kalincheva, YA.V. (2012), Correction of motive and functional violations of children of 1215 years hard of hearing in the course of occupations by improving aerobics, Abstract of the thesis of the candidate of pedagogical sciences, Tambov.
2. Kramarenko, A.L., Hromina T.V. and Mogilyov, V.E. (2008), Methodic of use of audiovisual influence of technical means in improvement offixed process ofphysical culture of deaf children, publishing house “DVGAFK”, Khabarovsk.
3. Lukina, G.G. (2003), Prevention and correction of violations of the musculoskeletal device at preschool children in the course of physical training, Thesis of the candidate of pedagogical sciences, St. Petersburg.
4. Mitin, A.E. (2010), “Humanitarian technologies and safety of the sports and educational environment of preschool institution”, Preschool education, No. 9, рр. 108-111.
5. Mitin, A.E. (2012), “Application of humanitarian technologies by the teacher on AFK in work
with parents of disabled children”, Adaptive physical culture, No. 1, рр. 15-17.
6. Petrenkina, N.L. and Filippova, S.O. (2012), “Modern approaches to an assessment of a physical condition of preschool children”, Modern problems of science and education, No. б. - pp. 294.
7. Ed. Filippova, S.O. and Ponomarev, G.N. (2010), The theory and technique of physical culture of preschool children, publishing house “Childhood-press”, St. Petersburg.
В. Filippova, S.O. (1999), “To a question of programs of sports and improving work in DOU”, Preschool education, No. 12, рр. Зб.
9. Filippova, S.O. (200б), “The perspective directions of scientific researches in the field of physical culture of preschool children”, Theory and practice ofphysical culture, No. 9, рр.15-17.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.12.2013.
УДК 378.178
К ВОПРОСУ О КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Роман Владимирович Малашенков, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Личностные характеристики тренера, педагога и инструктора-организатора в отрасли физической культуры и спорта, наряду с его профессиональными качествами являются фактором, определяющим эффективность управленческой деятельности физкультурно-спортивными коллективами, так как являются одним из основных инструментов воздействия на занимающихся физической культурой и спортом. Одним из основных факторов профессиональной пригодности специалиста отрасли «Физическая культура и спорт» является коммуникативная компетентность. Неумение управлять своим психоэмоциональным состоянием, высокий уровень нейротизма затрудняют развитие коммуникативной толерантности студентов вузов физической культуры.
Ключевые слова: профессиональные качества, коммуникативная толерантность, тесты, психоэмоциональное состояние, эмпатия, нейротизм, тренер, педагог, инструктор, менеджер физической культуры и снорта.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.12.106.p101-103
TO A QUESTION OF COMMUNICATIVE TOLERANCE OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF PHYSICAL CULTURE
Roman Vladimirovich Malashenkov, the senior teacher,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
Personal characteristics of the trainer, the teacher and the instructor organizer in physical culture and sport branch, along with its professional qualities are the factor defining efficiency of administrative activity by sports and sports collectives as are one of the main instruments of influence on engaged in physical culture and sport. "Physical culture and sport" is one of major factors of professional suitability of the specialist of branch communicative competence. Inability to operate the psychoemotional state, high level of neyrotizm complicate development of communicative tolerance of students of higher education institutions of physical culture.
Keywords: professional qualities, communicative tolerance, tests, psychoemotional state, empathy, neyrotizm, trainer, teacher, instructor, manager of physical culture and sport.
Личностные характеристики тренера, педагога и инструктора-организатора в отрасли физической культуры и спорта, наряду с его профессиональными качествами являются фактором, определяющим эффективность управленческой деятельности физкуль-