Статья поступила в редакцию 19.12.2013.
УДК 615.825
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
КОРРЕКЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ
УПРАЖНЕНИЯМИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ СЛУХА
Татьяна Валерьевна Соловьева, кандидат педагогических наук,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург,
Ольга Юрьевна Баранова, педагог-психолог,
Ирина Александровна Фомичева, воспитатель,
Детский сад «Кудесница» компенсирующего вида Петроградского района (ГБДОУ «Кудесница»), Санкт-Петербург
Аннотация
Статья посвящена проблеме организации эффективного взаимодействия специалистов, работающих с глухими детьми дошкольного возраста. В ней анализируются особенности реализации коррекционной направленности физического воспитания в условиях дошкольного учреждения компенсирующего вида. Предметом исследования является коррекционная работа на занятиях физическими упражнениями с детьми, имеющими нарушения слуха. Данная проблема рассматривается в двух ракурсах: с позиции комплексного подхода к решению коррекционных задач и интеграции деятельности специалиста по физическому воспитанию в целостный коррекционнопедагогический процесс, а так же с позиции оптимального выбора содержания занятий физическими упражнениями, повышающими эффективность коррекции вторичных нарушений слуха у детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования, представленные в данной статье, свидетельствуют об эффективности предлагаемой системы организации коррекционнопедагогической работы на занятиях физическими упражнениями в условиях дошкольного учреждения.
Ключевые слова: дети с нарушением слуха, физическое воспитание, взаимодействие специалистов, коррекционная направленность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.12.106.p147-151
INTERACTION OF THE TEACHERS AT REALIZATION OF THE CORRECTIONAL ORIENTATION OF THE PHYSICAL EXERCISES CLASSES WITH THE CHILDREN HAVING THE HEARING DISORDER
Tatyana Valeryevna Solovyova, the candidate of pedagogical sciences,
The Herzen State Pedagogical University of Russian, St. Petersburg,
Olga Yurevna Baranova, the educational psychologist,
Irina Aleksandrovna Fomicheva, the educator,
Kindergarten of “Kudesnitsa” of a compensating type, Petrogradsky district, St. Petersburg
Annotation
Article is devoted to the problem of the organization of effective interaction of the teachers working with deaf children at preschool age. The features of realization of the correctional orientation of physical training in the conditions of preschool institution of a compensating type are analyzed in it. Object of the research is correctional work in physical exercises classes with the children having hearing disorder. This problem is considered in two foreshortenings: from the position of integrated approach to the solution of the correctional tasks and integration of the activity of the teacher on physical training into complete correctional and pedagogical process, and from the position of optimum choice of the content of the physical exercises classes, increasing the efficiency of correction of the secondary hearing disorder at children at the advanced preschool age. The results of research presented in this article, testify to efficiency of the offered system of the organization of correctional and pedagogical work in physical exercises
classes in the conditions of the preschool institution.
Keywords: children with hearing disorder, physical training, interaction of teachers, correctional orientation.
ВВЕДЕНИЕ
Современный взгляд на проблему помощи детям с нарушениями слуха предполагает комплексный и системный подход в работе всех педагогов коррекционного учреждения [5]. Известно, что полноценное развитие детей, имеющих нарушение слуха, невозможно без физического воспитания, которое обеспечивает не только необходимый уровень двигательного развития, но и коррекцию вторичных отклонений в развитии различных сфер личности глухого ребенка. В связи с этим, специалисту по физической культуре необходимо решать задачи не только физического воспитания, но и интегрировать свою деятельность в целостный коррекционно-педагогический процесс. Поэтому, актуальным становится построение эффективного взаимодействия всех специалистов (сурдопедагогов, логопедов, психологов, специалистов по физической культуре, воспитателей) при реализации коррекционной направленности педагогического процесса в дошкольном учреждении [6, 8, 9]. Значительную роль в эффективности оздоровления дошкольников играет взаимодействие специалиста по физической культуре с родителями
[4].
Организация взаимодействия способствует созданию в коррекционном учреждении инклюзивной среды [7]. Именно в системе такого взаимодействия, формируется информационное поле, которое позволяет специалисту по физической культуре координировать и реализовывать коррекционную направленность занятий физическими упражнениями в соответствии с особенностями развития дошкольников.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Исследование проводилось на базе государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида Петроградского района детского сада «Кудесница», в котором воспитываются дети с нарушением слуха. В рамках организации педагогического взаимодействия, со специалистами дошкольного учреждения проводился опрос, задачами которого являлось выявление субъективного восприятия дефектологами, логопедами, психологами места физического воспитания в коррекционном процессе, готовности к взаимодействию в рамках педагогической среды дошкольного учреждения и представлений о принципах и механизмах данного взаимодействия.
В результате опроса было выявлено, что основу коррекционной работы в процессе физического воспитания должно составлять поддержание в ходе занятий единой слухоречевой среды, обеспечивающей активизацию остаточного слуха и устной речи. Основные возможности коррекционного воздействия физического воспитания специалисты связывают с влиянием физических упражнений на развитие дыхательной функции (50%), координации движений (50%), в частности, мелкой моторики рук (60%) и пространственных представлений (70%). А также, с физической активностью, как потенциально эмоционально насыщенной деятельностью, безусловно, влияющей на развитие эмоциональной сферы ребенка. Полученные данные легли в основу разработки методических рекомендаций по созданию оптимальных условий для решения коррекционных задач средствами физического воспитания.
На основании анализа информации полученной в процессе взаимодействия со специалистами коррекционного дошкольного учреждения, были разработаны следующие методические рекомендации:
1. При разработке программы деятельности специалисту по физической культуре необходимо основываться на общем плане работы дошкольного учреждения, направленной на коррекцию у детей как основных, так и сопутствующих нарушений.
2. В рамках создаваемой в условиях дошкольного учреждения единой слухорече-
вой среды важным методическим аспектом для всех педагогов, включая специалиста по физической культуре является:
- использование наглядно-практических методов;
- применение в объяснениях письменной речи (табличек);
- использование невербальных средств коммуникации (пиктограмм, схем, календарной системы с картинками-символами).
При этом акцент в коммуникации педагога и воспитанников должен делаться на развитие слуховосприятия и стимулирование устной речи в адекватной понятной ребенку форме. Применение жестовой речи минимизируется, в идеале, вплоть до полного ее исключения из способов коммуникации.
3. В качестве основных средств для решения задач коррекционной направленности рекомендуются игры и упражнения:
а) на развитие ориентировки в пространстве;
б) на развитие функций дыхательного аппарата;
в) на развитие мелкой моторики рук без предметов и с предметами;
г) игры и упражнения на формирование коммуникативных связей;
д) элементы психогимнастики, логоритмики, самомассажа;
е) игры и упражнения на снятие тревожности.
В исследовании приняли участие 8 детей в возрасте 6-7 лет с III и IV степенью сенсоневральной тугоухости. Оценка эффективности предлагаемой системы реализации коррекционной направленности занятий физическими упражнениями проверялась по нескольким направлениям:
1. Развитие у дошкольников качеств, создающих базу для успешной коррекционной работы (координация движений, пространственные представления, чувство ритма). Для оценки использовались методики исследования психомоторного развития, разработанные в [1, 10], а также тест на оценку координации движений рук и ног. Результаты свидетельствует о целесообразности и продуктивности предлагаемых подходов к реализации коррекционной направленности на занятиях физическими упражнениями с детьми 6-7 лет, имеющими нарушения слуха, а именно, по развитию большинства качеств, определяющих успешность коррекционной работы. По окончании эксперимента достоверные различия по критерию знаков были выявлены по всем результатам тестов: «схема тела», ориентировка в пространстве, координация мышц кисти и пальцев, развитие мимических мышц.
2. Развитие эмоционально-волевой сферы детей. Для оценки были использован тест на определение тревожности Р. Тэммла и В. Амена [2] и анкета на выявления агрессивности у ребенка [3]. При первичном обследовании индекс тревожности был высоким у половины испытуемых детей. По окончании эксперимента результаты свидетельствуют о положительной динамике: показатели индекса тревожности у 3 детей стали соответствовать «низкому» уровню, у 3 детей колебались в пределах «среднего» уровня и только у 2-х детей остались высокими.
У глухих детей наблюдается агрессивность в поведении, которая проявляется в таких качествах, как подозрительность, эгоизм. Результаты исследования свидетельствуют о том, что занятия физическими упражнениями могут использоваться для снижения агрессивности дошкольников, так как предполагают действия, способствующие эмоциональной разрядке, снятию социально-психологического напряжения (табл.). Таким образом, результаты исследования показывают положительную тенденцию, что свидетельствует об эффективности предлагаемых подходов к организации и подбору содержания занятий физическими упражнениями (коммуникативных игр, игр и упражнений на выразительность эмоциональных состояний через движение, мимику), направленного на коррекцию поведения агрессивных детей, улучшению их взаимоотношений, и сопереживания друг к другу.
Таблица
Изменение уровня агрессивности детей в процессе эксперимента________________
Испытуемые
Уровень (n= S)
агрессивности В начале эксперимента В конце эксперимента
(кол-во детей) (кол-во детей)
Низкий 2 4
Средний 1 2
Высокий 4 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение следует отметить, что конструктивное взаимодействие специалистов в реализации коррекционной направленности занятиях физическими упражнениями способствует повышению эффективности коррекционно-педагогической работы в целом. В связи с этим, важно использовать потенциал каждого специалиста, объединяя усилия всех субъектов педагогического процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волкова, Г. А. Методика динамического обследования детей дошкольного возраста / Г. А. Волкова, М. А. Илюк. - СПб. і Детство-Пресс, 2002. - 165 с.
2. Дерманова, И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития / И.Б. Дерманова.
- СПб. і Речь, 2002. - 176 с.
3. Лютова, Е.К. Шпаргалка для родителей; психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. -СПб. і Речь, 2006. - 192 с.
4. Митин, А.Е. Применение гуманитарных технологий специалистом по АФК в работе с родителями детей-инвалидов / А.Е. Митин // Адаптивная физическая культура. - 2012. - № 1 (49). -С. 15-17.
5. Пономарев, Г. H. Двигательная депривация детей дошкольного возраста как социальнопедагогическая проблема / Г.Н. Пономарев, Н.Л. Умнякова // Адаптивная физическая культура. -2012. - № 2 (50). - С. 43-45.
6. Соловьева, Т.В. Оздоровительно-коррекционная направленность занятий физическими упражнениями с дошкольниками, имеющими нарушения речи / Т. В. Соловьева // Адаптивная физическая культура. - 2006. - № 3. - С. 57-59.
7. Соломин, В. П. Применение специалистами по физической культуре гуманитарных технологий в условиях инклюзивного образования / В.П. Соломин, А.Е. Митин // Адаптивная физическая культура. - 2010. - № 4 (44). - С. 15-17.
S. Теория и методика физической культуры дошкольников і учеб. пособие / под ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. - СПб. і Детство-Пресс, 2010. - 656 с.
9. Филиппова, С.О. Физическая культура дошкольников Санкт-Петербургаі проблемы и перспективы / С.О. Филиппова // Физическая культура! воспитание, образование, тренировка. -2000. - № 3. - С. 57-63.
10. Филиппова, С.О. Физические упражнения как средство подготовки дошкольников к овладению графикой письма і автореф. дис. ... канд. пед. наук / Филиппова С.О. - СПб., 1992. - 23 с.
REFERENCES
1. Volkova, G.A. and Ilyuk M.A. (2002), Methodic of dynamic inspection of children of preschool age, publishing house “Childhood-press”, St. Petersburg.
2. Dermanova, I.B. (2002), Diagnostics of emotional and moral development, publishing house “Speech”, St. Petersburg, 176 р.
3. Lyutova, E.K. and Monina, G.B. (2006), Shpargalka for parents: Psychocorrectional work with hyperactive, aggressive, disturbing and autichny children, publishing house “Speech”, St. Petersburg.
4. Mitin, A.E. (2012), “Application of humanitarian technologies by the teacher on AFK in work
with parents of disabled children”, Adaptive physical culture, No. 1, pp. 15-17.
5. Ponomarev, G.N. and Umnyakova, N.L. (2012), “Motive deprivation of children of preschool age as social and pedagogical problem”, Adaptive physical culture, No. 2, pp. 43-45.
6. Solovyova, T.V. (2006), “Improving and correctional orientation of occupations by physical exercises with the preschool children having violations of the speech”, Adaptive physical culture, No. 3, pp. 57-59.
7. Solomin, V.P. and Mitin, A.E. (2010), “Application by experts in physical culture of humanitarian technologies in the conditions of inclusive education”, Adaptive physical culture, No. 4, pp. 15-17.
8. Ed. Filippova, S.O. and Ponomarev G.N. (2010), The theory and technique of physical culture of preschool children, publishing house “Childhood-press”, St. Petersburg.
9. Filippova, S.O. (2000), “Physical culture of preschool children of St. Petersburg: problems and prospects”, Physical culture: education, education, training, No. 3, pp. 57-63.
10. Filippova, S.O. (1992), Physical exercises as means of training ofpreschool children to mastering letter graphics, Abstract of the thesis of the candidate of pedagogical sciences, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.12.2013.
УДК 37.01
СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ СВЕТСКОЙ ШКОЛЫ В РОССИИ XVIII ВЕКА -ОРГАНИЧНАЯ ЧАСТЬ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА
Михаил Павлович Стародубцев, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский военный института внутренних войск МВД России
Аннотация
В статье пpоанализиpовано становление новой педагогической системы в России XVIII века, создание светских училищ, пpоблемы и пути их ^еодоления. Создавая школу нового типа, Екатеpина II сознавала, что одной из главных ^облем pефоpм будет ^облема педагогических кадpов. С этой целью отбываются наpодные училища с учительским отделением, утвеpждается «Устав» и «Пpавила для учащихся». «Устав» отpазил факт создания светской школы от училища до унивеpситета. Политика «^освещенного абсолютизма», вьфаботанная и ^оведенная в жизнь Екатеpиной II, о^еделила pяд особенностей в системе школы и обpазования в России. Одной из главных особенностей имел место быть сословный хаpактеp общеобpазовательных и специальных школ. Создание и pазвитие такой школы о^еделило уpовень pоста pоссийской экономики и куль-туpы не только в России, но и за её ^еделами.
Ключевые слова: наpодное училище, обpазование, pазвитие, ^оцесс, создание, система.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.12.106.p151-155
ESTABLISHMENT AND DEVELOPMENT OF THE SECULAR EDUCATION IN RUSSIA XVIII - ORGANIC PART OF THE HISTORICAL AND CULTURAL
PROCESS
Mikhail Pavlovich Starodubtsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
St. Petersburg Military Institute of Internal Forces of MIA of Russia
Annotation
In article, the formation of new pedagogical system in Russia the XVIII century, creation of secular schools, problems and ways of their overcoming have been analyzed. Creating school of new type, Catherine II understood that the problem of pedagogical shots would be one of the main problems of reforms. For this purpose the national schools with teacher's office were opened, "Charter" and "Rules for pupils" were approved. "Charter" reflected the fact of creation of secular school from school to university. The policy of "the educated absolutism", developed and put into practice by Catherine II, defined a number of features in school and education system in Russia. One of the main features was to be the class character of the comprehensive and special schools. Creation and development of such school defined the