Научная статья на тему 'Влияние оздоровительной гимнастики на развитие координации движения слабовидящих детей'

Влияние оздоровительной гимнастики на развитие координации движения слабовидящих детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
844
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / СЛАБОВИДЯЩИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / VISUALLY IMPAIRED PRESCHOOL CHILDREN / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА / IMPROVING AND MEDICAL GYMNASTICS / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / OUTDOOR GAMES / ВОССТАНОВЛЕНИЕ / RESTORATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пасмурова Л. Э., Пасмуров А. Г.

В данной статье рассматривается методика развития координационных способностей слабовидящих детей средствами подвижных игр с конкретной направленностью воспитательно-образовательных задач каждого занятия, которая оказывает положительное влияние на динамику развития координационных способностей, физическое развитие и физическую подготовленность слабовидящих детей, и способствует коррекции вторичных отклонений и укреплению здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пасмурова Л. Э., Пасмуров А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE SANITARY ATHELETICS ON WEAKLY SEEING CHILDREN MOTION COORDINATIONS DEVELOPMENT

In given article the technique of visually impaired children coordination abilities development is considered, means of outdoor games with a concrete orientation of educational problems of each employment which renders positive influence on dynamics of development of coordination abilities, physical development and physical readiness of visually impaired children and promotes correction of secondary deviations and strengthening of health.

Текст научной работы на тему «Влияние оздоровительной гимнастики на развитие координации движения слабовидящих детей»

ПЕДАГОГИКОЛСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Электронный жлфнял Камской государственной академии физической ку,чылт>ы, с портя и туризма

PerJVa Эл №ФС77-27659 от 26 марта 2007 г.

№2 (2009)

(Выпуск 11)

УДК

ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

Л.Э. Пасмурова - кандидат педагогических наук, доцент А.Г. Пасмуров - студент 51 гр. ФФКиС, ФЗО Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Набережные Челны

INFLUENCE OF THE SANITARY ATHELETICS ON WEAKLY SEEING CHILDREN MOTION COORDINATIONS DEVELOPMENT

L.E. Pasmurova - PhD, associate professor A.G. Pasmurov - the student 51 gr. FPhCS, FCE Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

Naberezhnye Chelny

fra-tolik@narod. ru

Ключевые слова: здоровье, слабовидящие дошкольники, оздоровительная и лечебная гимнастика, подвижные игры, восстановление.

Аннотация. В данной статье рассматривается методика развития координационных способностей слабовидящих детей средствами подвижных игр с конкретной направленностью воспитательно-образовательных задач каждого занятия, которая оказывает положительное влияние на динамику развития координационных способностей, физическое развитие и физическую подготовленность слабовидящих детей и способствует коррекции вторичных отклонений и укрепления здоровья.

Keywords: health, visually impaired preschool children, improving and medical gymnastics, outdoor games, restoration.

Abstract. In given article the technique of visually impaired children coordination abilities development is considered, means of outdoor games with a concrete orientation of educational problems of each employment which renders positive influence on dynamics of development of coordination abilities, physical development and physical readiness of visually impaired children and promotes correction of secondary deviations and strengthening of health.

Введение. Здоровье - важнейшее состояние человека, основа его жизнедеятельности,

4707014459010

долголетия, материального благополучия, трудовой активности, творческих успехов. Здоровье человека отражает уровень жизни и санитарного благополучия страны, непосредственно влияет на производительность труда, экономику, нравственный климат в обществе, настроение людей.

Здоровый человек - это прежде всего тот, кто адекватно, без болезненных проявлений приспосабливается к повышенным требованиям среды, способен в новых условиях полноценно выполнять свои биологические и социальные функции [1].

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. В нынешних условиях развития нашего общества, под воздействием социальных, экономических и многих других факторов идет стремительное ухудшение здоровья подрастающего поколения. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма -одна из основных проблем в современном обществе.

В настоящее время более 50 млн. человек (т.е. каждый десятый, населяющий Землю) относятся к лицам с ограниченными возможностями. Особую тревогу вызывает увеличение количества детей с нарушением зрения. По данным Министерства здравоохранения России, в стране лишь 14% здоровых детей, 35% больных и 50% с различными отклонениями в состоянии здоровья.

Зрительному анализатору принадлежит большая роль в различных формах деятельности человека. Известно, что 75-90% восприятия внешнего мира осуществляется с помощью зрения. Велико участие зрения в трудовых процессах и при овладении различными физическими упражнениями.

Нарушение функции зрительного анализатора вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребенка. В связи с трудностями, возникающими при подражании и овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, координация движений [4].

Вынужденное снижение двигательной активности, низкое развитие мышечной силы, сопутствующие соматические заболевания, различные нарушения опорно-двигательного аппарата, носящие стойкий характер, типичны для детей с тяжелой зрительной патологией. Они существенно ограничивают их двигательные возможности. Двигательные нарушения являются серьезной помехой в развитии произвольной моторики детей [2].

Установлено, что организация процесса физического воспитания с традиционным подходом к детям без отклонений в состоянии здоровья не в полной мере решает проблему улучшения показателей физического развития и повышения уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Существующие программы физического воспитания не в полной мере способствуют эффективности физического развития детей, содержательная взаимосвязь различных их составляющих требует совершенствования [3].

Научных публикаций, касающихся разработки физического развития и физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в доступной литературе практически не выявлено.

К тому же в дошкольном возрасте актуальным, для улучшения показателей физического развития и повышения физической подготовленности, является оздоровительная гимнастика с элементами подвижных игр. Так как через различные подвижные игры происходит воспитание ребенка, его развитие, знакомство с окружающим и традициями различных народов [6].

Игра занимает важное место в жизни дошкольника, и поэтому рассматривается как одно из главных средств физического воспитания. В практике детского сада широко используются игры ролевые, сюжетные, тематические, подвижные игры с пением и другие [10].

Но среди всего многообразия игр следует особо выделить подвижные игры, в процессе которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми [7].

Методика и организация исследования.

Всего в основном эксперименте принимали участие 24 детей с нарушением зрения в возрасте 6-7 лет, из них: 12 - в экспериментальной группе (6 мальчиков и 6 девочек), 12 - в контрольной группе (6 мальчиков и 6 девочек). По данным медицинских карт к основной группе не относится ни один ребенок, к подготовительной группе - 5детей контрольной группы (КГ) и 6 детей экспериментальной группы (ЭГ), к специальной группе - 5 детей КГ и 4 детей ЭГ. Дети-инвалиды с детства в КГ - 2 ребенка, в ЭГ - 2.

Экспериментальная группа занималась по предложенной нами методике, рассчитанной на 9 месяцев. Занятия проводились в течение недели: 2 занятия физической культуры с применением подвижных игр средней подвижности, 1 занятие на улице с применением подвижных игр высокой подвижности, 3 дифференцированных занятия по ЛФК - по 25-30 минут каждое. Игровые праздники проводились 2-3 раза в месяц. Всего в комплекс было включено 46 подвижных игр.

Игры были подобраны с учетом возрастных особенностей слабовидящих детей. Каждая игра включалась в подготовительную, основную и заключительную части занятий, в соответствии с поставленными задачами.

Игра повторялась 1-2 раза, интервал отдыха между играми составлял 30 секунд. Во время отдыха дети выполняли дыхательные упражнения, ходьбу и упражнения на расслабление. Продолжительность занятия 23-25 минут [7].

Также нами проводились на спортивной площадке детского сада 3 раза в месяц спортивные праздники и развлечения (продолжительностью 60 минут), с применением специально подобранных подвижных игр большой подвижности и эстафет; веселых стартов;

полосы препятствий и подвижных игр с предметами (мячами, обручами, скакалками, гимнастическими палками, кеглями) направленными на развитие координационных способностей

[5].

В контрольной группе процесс физического воспитания был организован на основе нормативного документа «Программа детского сада для специальных образовательных учреждений для слабовидящих детей» (1995). Занятия проводились в течение недели: 2 занятия по физической культуре, 3 занятия по лечебной физической культуре (со всей группой вместе) - по 25-30 минут, праздник - 1 раз в месяц.

Результаты исследования и их обсуждение.

Физическое развитие определялось с помощью антропометрических исследований (длина и масса тела, окружность грудной клетки, ЖЕЛ, ЧСС), а также с помощью метода функциональных проб (проба Штанге).

Уровень развития координационных способностей у дошкольников определялся с помощью следующих тестов (челночный бег 3х10 м., стойка на одной ноге, прыжки через скакалку, метание мяча на точность, ведение мяча в беге). По данным исследования были определены средние арифметические показатели физического развития.

Анализ результатов исследования состояния физического развития слабовидящих детей показал, что разница между группами по показателю длина тела составила 2,3 см, процент прироста составил (0,7%), масса тела - 7,0 кг (2,7%), ЖЕЛ - 0,5 мл. (0,2%), проба Штанге 8,6 сек (0,3%), ЧСС - 1,5 уд/мин (0,2%), ОГК - 4,5см (0,9%).

Сравнивая показатели исследования физического развития слабовидящих детей экспериментальной и контрольной групп после эксперимента, выявлено, что у исследуемых групп все изучаемые показатели достоверно стали лучше (р<0,05).

В результате проведения основного эксперимента были выявлены достоверные изменения в развитии координационных способностей у детей экспериментальной группы.

Так, по результатам челночного бега 3х10 средний показатель детей экспериментальной группы улучшился на 0,55 сек , контрольной на 0,7 сек. Прирост показателей составил 2,1 % и 1,2 %.

В контрольном упражнении на статическое равновесие средний результат улучшился на 3,4 сек и 2,5 сек, соответственно. Прирост составил 2,6 % и 1,3 %.

В ведении мяча в беге средний результат улучшился на 0,63 сек. и 0,23 сек., соответственно. Показатель прироста составляет 1,5 % и 0,3 %.

Количество прыжков через скакалку улучшилось на 2,15 раз и 0,95 раз соответственно. Показатель прироста составил 3,6 % и 1,05 %.

Средний результат метания мяча на точность улучшился на 0,47 раз и 0,22 раза. Прирост показателей составил 1,4% и 0,6 %.

Полученные результаты исследования представлены графически на рис. 1 и 2.

%

20п 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

длина масса ОКГ тела тела

ЖЕЛ проба ЧСС Штанге

□ экспериментальная □ контрольная

Рис. 1. Показатели прироста результатов физического развития у слабовидящих детей за период

проведения эксперимента

%

4

3,5 3 2,5 21,510,5 0

челночный стоика на прыжки метание ведение бег одной ноге через мяча на мяча в беге скакалку точность

□ экспериментальная □ контрольная

Рис. 2. Показатели прироста результатов выполнения контрольных упражнений у слабовидящих

детей за период проведения эксперимента

Таким образом, сравнительный анализ результатов исследования уровня развития координационных способностей у слабовидящих детей показал, что по окончании проведения эксперимента у детей экспериментальной группы результаты выше во всех контрольных упражнениях (р<0,05).

Выводы

1. Эффективным методом комплексного развития физических качеств, координационных способностей, эмоционально-волевой и психической сферы у детей, имеющих зрительную патологию является игровой метод.

Игры с активным физическим компонентом позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с дошкольниками, имеющими зрительную патологию: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические, но и умственные и творческие способности, нравственные качества и т.д.

2. В результате проведенного повторного тестирования выявлено, что по окончании эксперимента у слабовидящих детей как контрольной, так и экспериментальной групп наблюдается достоверное улучшение результатов. Разработанная нами методика, направленная на улучшение развития координационных способностей с использованием подвижных игр подтверждает нашу рабочую гипотезу.

Литература

1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие / Б. А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.

2. Демирчоглян, Г.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников / Г.Г. Демирчоглян, А.Г. Демирчоглян. - М., Советский спорт, 2000. - 155 с.

3. Земсков, Е.А. Методика двигательной подготовки детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях с преимущественным использованием средств основной гимнастики / Е.А. Земсков // Избранные разделы школьной методики физического воспитания: учебное пособие. - М., 1993. - С. 63-66.

4. Маймулов, В.Г. Функциональное состояние и динамика работоспособности слабовидящих детей в условиях специализированного дошкольного учреждения / В. Г. Маймулов // Гигиена и санитария. - 2002. - № 5. - С. 35-37.

5. Маллаев, Д.М. Игры для слепых и слабовидящих: учебное пособие / Д.М. Маллаев. - М.: Советский спорт, 2002. -136 с., ил.

6. Пасмурова Л.Э. Современные проблемы здоровья человека / Л.Э. Пасмурова [электронный ресурс] // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2008. - № 8. - Режим доступа: http://kamgifk.ru/magazin/iournal.htm.

7. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. - М.: Город, 1998. - 349 с.

8. Подвижные игры для детей с нарушением в развитии / под ред. Л.В. Шапковой. - СПб.: Детство-пресс, 2005. -160 с.

9. Сермеев, Б.В. Физическое воспитание слабовидящих детей / Б.В. Сермеев. - М.: Просвещение, 1993. - 95 с.

10. Стернина, Э.М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих школьников / Э.М. Стернина. - Л.: Медицина, 1998. - 286 с.

11. Самбикин, Л.Б. Игры для слепых детей / Л.Б. Самбикин. - 2-е изд. - М. : ВОС, 1999. - 231с.

Bibliography

1. Ashmarin, B.A. Theory and methods of educational research in physical education: a manual / B.A. Ashmarin. - Moscow: Physical Culture and Sports, 1978. - 223 p.

2. Demirchoglyan, G.G. Special physical education for blind students / G.G. Demirchoglyan, A.G. Demirchoglyan. - Moscow: Soviet Sport, 2000. - 155 p.

3. Zemskov, EA Methods of physical training of preschool children in the physical classroom, using mainly the core gymnastics / EA Zemskov / / Selected sections of the school physical education methods: a manual. - M., 1993. - P. 63-66.

4. Maymulov, V.G. Functional status and dynamics of working with blind children in special preschool institutions / V.G. Maymulov // Hygiene and Sanitation. - 2002. - №5. - P. 35-37.

5. Mallaev, D.M. Games for the blind and visually impaired: a manual / D.M. Mallaev. - Moscow: Soviet Sport, 2002. - 136 p., Il.

6. Pasmurova L.E. Recent developments in human health / L.E. Pasmurova [electronic resource] / / Pedagogy-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports. - 2008. - №8. - Mode of access: http://kamgifk.ru/magazin/iournal.htm.

7. Plaksina, L.I. Theoretical Foundations of remedial work in a kindergarten for children with visual impairment / L.I. Plaksina. - Moscow: City, 1998. - 349 pp.

8. Mobile games for children with disturbed development / ed. L.V. Shapkovoy. - SPb.: Childhood Press, 2005. - 160 pp.

9. Sermeev, B.V. Physical Education impaired children / B.V. Sermeev. - Moscow: Transport, 1993. - 95 pp.

10. Sternin, E.M. Theory and methods of training blind and visually impaired students / E.M. Sternin. - L.: Medicine, 1998. -286 pp.

11. Sambikin, L.B. Games for Blind Children / L.B. Sambikin. - 2 nd ed. - M.: VOS, 1999. - 231s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.