Научная статья на тему 'Развитие координационных способностей у слабовидящих школьников 14-15 лет'

Развитие координационных способностей у слабовидящих школьников 14-15 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
936
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛАБОВИДЯЩИЕ ДЕТИ / VISUALLY IMPAIRED CHILDREN / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / MOTOR ACTIONS / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / COORDINATION ABILITIES / МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ / METHODS OF DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макина Л. Р., Деньгова Л. Е., Аболенцева А. Г.

В данной статье рассматривается вопрос развития координационных способностей у слабовидящих школьников 14-15 лет. По данным ряда авторов, у слабовидящих детей имеется значительное отставание в физическом и двигательном развитии, а также нарушения координации движений по сравнению с нормально видящими сверстниками. Одной из важнейших задач физического воспитания слабовидящих школьников является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями. Без развитой, в достаточной степени, координации трудно добиться желаемых результатов в освоении двигательных действий, так как координированный ребенок намного быстрее овладевает новыми движениями и способен к их быстрой перестройке. Необходимость повышения уровня координационных способностей у слабовидящих школьников определяет внедрение в практику новых средств, методов и методик, обуславливающих их целенаправленное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макина Л. Р., Деньгова Л. Е., Аболенцева А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES IN VISUALLY IMPAIRED STUDENTS 14-15 YEARS OF AGE

The article discusses development of coordination abilities in visually impaired students 14-15 years of age. According to some researchers, visually impaired children have a significant backlog in physical and motor development, as well as violations of the coordination of movements compared with normal-looking peers. One of the most important tasks of physical education of visually impaired students is to develop motor functions and an ability to control their movements. Without sufficient coordination, it is difficult to achieve high results in the development of motor actions. The need to increase the level of coordination abilities in visually impaired students determines the introduction into practice of new tools, methods and techniques that cause their purposeful development.

Текст научной работы на тему «Развитие координационных способностей у слабовидящих школьников 14-15 лет»

4. Method. Recommendations for the development of the PLO and additional professional programs, taking into account the relevant professional standards. Approved. 01/01/2015 No. DL - 1 / 05vn. Available at: http://www.petrsu.ru/Structure/fpk /met_rek_razr_osn_ prof_prog.pdf

References

1. Makarihina I.M. Sovershenstvovanie didakticheskoj kompetentnosti uchitelej v processe povysheniya kvalifikacii (na primere predmeta anglijskijyazyk). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2013.

2. Raisova A.B. Razvitie inoyazychnoj kompetentnosti s ispol'zovaniem avtorskih 'elektronnyh uchebnyh kursov v usloviyah mul'tiyazychnoj obrazovatel'noj sredy (na primere podgotovki bakalavrov tehniki i tehnologij Respubliki Kazahstan). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2013.

3. Irhina I.V. Razvitie didakticheskoj sistemy uchitelya v professional'noj deyatel'nost'yu. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Belgorod, 2007.

4. Lazarenko IR, Saliy TM, Makarikhina IM Using new generation e-books in the High School educational process, including Faculty of Teachers' Development. On - line journal Middle - East Journal of Scientific Research. 2013, № 15: 1155 - 1159. Available at:http://www.idosi.org/ mejsr/mejsr15(8)13/14.pdf

5. Krivoruchko V., Raissova A., Yergazinova G., Kazhmuratova B., Makarikhina I. Mobile-Assisted Learning as a Condition for Effective Development Engineering Students' Foreign Language Competence. International Education Studies. T. 8, № 7, 65 - 69. Available at: http:// www.ccsenet.org/journal/index.php/ies/article/view/50559/27165

4. Method. Recommendations for the development of the PLO and additional professional programs, taking into account the relevant professional standards. Approved. 01/01/2015 No. DL - 1 / 05vn. Available at: http://www.petrsu.ru/Structure/fpk /met_rek_razr_osn_prof_prog.pdf

Статья поступила в редакцию 05.05.18

УДК 371

Makina L.R., Professor, Department of Physical Education and Adaptive Physical Education, Stavropol State Medical University of the Ministry of Health of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

Dengova L.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Education and Adaptive Physical Education, Stavropol State Medical University of the Ministry of Health of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected] Abolentseva A.G., MA student (Physical training for people with disabilities in health), Stavropol State Medical University of the Ministry of Health of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

THE DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES IN VISUALLY IMPAIRED STUDENTS 14-15 YEARS OF AGE. The article discusses development of coordination abilities in visually impaired students 14-15 years of age. According to some researchers, visually impaired children have a significant backlog in physical and motor development, as well as violations of the coordination of movements compared with normal-looking peers. One of the most important tasks of physical education of visually impaired students is to develop motor functions and an ability to control their movements. Without sufficient coordination, it is difficult to achieve high results in the development of motor actions. The need to increase the level of coordination abilities in visually impaired students determines the introduction into practice of new tools, methods and techniques that cause their purposeful development.

Key word: visually impaired children, motor actions, coordination abilities, methods of development of coordination abilities.

Л.Р. Макина, д-р пед. наук, зав. каф. физического воспитания и адаптивной физической культуры,

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ»,

г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

Л.Е. Деньгова, канд. пед. наук, доц. каф. физического воспитания и адаптивной физической культуры, ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

А.Г. Аболенцева, магистрант 2 курса кафедры физического воспитания и адаптивной физической культуры, ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СЛАБОВИДЯЩИХ ШКОЛЬНИКОВ 14-15 ЛЕТ

В данной статье рассматривается вопрос развития координационных способностей у слабовидящих школьников 14-15 лет. По данным ряда авторов, у слабовидящих детей имеется значительное отставание в физическом и двигательном развитии, а также нарушения координации движений по сравнению с нормально видящими сверстниками. Одной из важнейших задач физического воспитания слабовидящих школьников является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями. Без развитой, в достаточной степени, координации трудно добиться желаемых результатов в освоении двигательных действий, так как координированный ребенок намного быстрее овладевает новыми движениями и способен к их быстрой перестройке. Необходимость повышения уровня координационных способностей у слабовидящих школьников определяет внедрение в практику новых средств, методов и методик, обуславливающих их целенаправленное развитие.

Ключевые слова: слабовидящие дети, двигательные действия, координационные способности, методика развития координационных способностей.

Координационные способности школьника выполняют в управлении его движениями важную функцию, согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое. Развитие координационных способностей слабовидящих школьников необходимо для успешного обучения их двигательным действиям.

В настоящее время существует необходимость в создании эффективных методик по развитию координационных способностей у слабовидящих школьников 14-15 лет. Координационные способности слабовидящих школьников среднего школьного

возраста наиболее успешно развиваются в том случае, если занятия проводят комплексным методом, в процессе применения разнообразных средств. Изучение практического и научного опыта по теме исследования позволило установить противоречие между: необходимостью развития координационных способностей у слабовидящих школьников 14-15 лет и недостаточным количеством методик их развития [1-5].

Сущность противоречия позволяет сделать заключение о том, что проблема развития координационных способностей слабовидящих школьников 14-15 лет предполагает необходимость

Таблица 1

ПОКАЗАТЕЛИ

развития координационных способностей у слабовидящих школьников 14-15 лет экспериментальной и контрольной групп

до начала педагогического эксперимента

№ Тесты Экспериментальная группа Контрольная группа t Р

M & m M & m

1 Тест ловля линейки, (с)- реагирующая способность 22,7 2,4 0,8 22,3 2,2 0,7 0,4 >0,05

2 Проба Ромберга «Пяточно-носочная», (с) -способность к сохранению равновесия 12,7 4,3 1,4 13,1 4,5 1,4 0,2 >0,05

3 Проба Ромберга «Аист», (с) - способность к сохранению равновесия 5,9 1,6 0,5 6,2 2,0 0,6 0,4 >0,05

4 Тест «Набивание мяча за 15 сек», (кол-во раз) - ориентация в пространстве 8,1 1,9 0,6 8,5 2,3 0,7 0,8 >0,05

5 Тест «ходьба по гимнастической скамейке» (с) - ориентация в пространстве 9,2 1,4 0,3 8,8 1,3 0,4 0,5 >0,05

разработки экспериментальной методики развития координационных способностей слабовидящих школьников 14-15 лет.

Задачей исследования является разработка и экспериментальное обоснование методики развития координационных способностей слабовидящих школьников 14-15 лет.

Педагогическое исследование проводилось в МБОУ СОШ № 19 г. Ставрополя. В исследовании принимали участие слабовидящие школьники 14-15 лет. Внедрение экспериментальной методики проходило на уроках по физической культуре три раза в неделю.

Для развития координационных способностей слабовидящих школьников 14-15 лет в экспериментальную методику были включены следующие упражнения: в подготовительной части урока (3 мин): разновидности шагов, прыжков, упражнения с предметами (мячи, обручи); в основную части урока (7 минут) - эстафетный бег, комплексы сложнокоординацион-ных упражнений, упражнения с мячами, обручами, упражнения на равновесие. Применялись методы стандартно-повторного упражнения - при разучивании новых двигательных действий; методы строго регламентированного и не строго регламентированного варьирования нагрузок; игровой метод.

Преимущественно методическими приемами обучения являлись метод слова: беседа, описание, объяснение, инструктирование, замечание, исправление ошибок, устное оценивание и метод показа. Обучение новым движениям происходило с постепенным увеличением их координационной сложности; краткий рассказ о новом упражнении сопровождался показом упражнения.

Регулирование нагрузки происходило за счет увеличения (уменьшения) кол-ва повторов упражнений; увеличения (уменьшения) амплитуды движений; увеличения (уменьшения) интервалов отдыха между повторами упражнений; изменения скорости выполнения упражнения; выполнение упражнений в усложненных (облегченных) условий; изменение исходных положений; изменение длины дистанции.

При анализе результатов отображающих развитие координационных способностей слабовидящих детей среднего школьного возраста, полученных в начале педагогического эксперимента в экспериментальной группе были выявлены следующие среднегрупповые показатели (таблица 1): в тесте «Ловля линейки», реагирующая способность - 22,7 с, в пробе Ромберга «Пяточно-носочная», способность к сохранению равновесия -12,7 с, в пробе Ромберга «Аист», способность к сохранению равновесия - 5,9 с, в тесте «Набивание мяча за 15 сек» - 8,1 раз, в тесте «Ходьба по гимнастической скамейке» - 9,2 с.

В контрольной группе в начале педагогического эксперимента, были выявлены следующие среднегрупповые показатели: в тесте «Ловля линейки», реагирующая способность - 22,3 с, в пробе Ромберга «Пяточно-носочная», способность к сохранению равновесия - 13,1 с, в пробе Ромберга «Аист», способность к сохранению равновесия - 6,2 с, в тесте «Набивание мяча за 15 с» - 8,5 раз, в тесте «Ходьба по гимнастической скамейке» -8,8 с. Анализ результатов в начале педагогического эксперимента свидетельствует о том, что группы статистически не отличались друг от друга (Р>0,05).

По окончанию педагогического эксперимента в экспериментальной группе были выявлены статистически достоверные сдвиги по всем тестам (таблица 2). В тесте «Ловля линейки», реагирующая способность - 16,4 с (Р<0,01), в пробе Ромберга «Пяточно-носочная», способность к сохранению равновесия -23,2 с (Р<0,01), в пробе Ромберга «Аист», способность к сохранению равновесия - 11,5 с (Р<0,01), в тесте «Набивание мяча за 15 сек» - 12,7 раз (Р<0,01), в тесте «Ходьба по гимнастической скамейке» - 6,7 с (Р<0,01).

По окончании педагогического эксперимента в контрольной группе были выявлены статистически достоверные сдвиги по всем тестам: в тесте «Ловля линейки», реагирующая способность - 19,5 с (Р<0,05), в пробе Ромберга «Пяточно-носочная», способность к сохранению равновесия - 18,9 с (Р<0,05), в пробе Ромберга «Аист», способность к сохранению равновесия - 9,2 с

Таблица 2

ПОКАЗАТЕЛИ

развития координационных способностей у слабовидящих школьников 14-15 лет экспериментальной и контрольной групп

по окончании педагогического эксперимента (апрель, 2018 г)

№ Тесты Экспериментальная группа Контрольная группа t Р

M & m M & m

1 Тест ловля линейки, (с)- реагирующая способность 16,4 2,2 0,7 19,5 1,6 0,5 3,6 <0,05

2 Проба Ромберга «Пяточно-носочная», (с) -способность к сохранению равновесия 23,2 2,04 0,6 18,9 3,5 1,1 3,3 <0,05

3 Проба Ромберга «Аист», (с) - способность к сохранению равновесия 11,5 1,2 0,4 9,2 1,8 0,6 3,3 <0,05

4 Тест «Набивание мяча за 15 сек», (кол-во раз) - ориентация в пространстве 12,7 1,2 0,4 9,8 2,3 0,7 3,6 <0,05

5 Тест «ходьба по гимнастической скамейке» (с) - ориентация в пространстве 6,7 0,7 0,2 8,2 1,2 0,3 3,7 <0,05

(Р<0,05), в тесте «Набивание мяча за 15 сек» - 9,8 раз (Р<0,05), в тесте «Ходьба по гимнастической скамейке» - 8,2 сек (Р<0,05).

Таким образом проведённый эксперимент показал, что разработанная и реализованная методика развития координа-

Библиографический список

ционных способностей слабовидящих школьников 14-15 лет доказала свою эффективность, что позволяет рекомендовать её активное использование в различных образовательных учреждениях

1. Горулев П.С. Физическая подготовка в адаптивном спорте (на примере легкоатлетов с нарушением зрения, специализирующихся в беге на средние дистанции): научная монография. Уфа, 2014.

2. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. Москва, 2005.

3. Евстигнеева М.И., Курысь В.Н., Ерёмин И.В., Батищева Л.Д., Деньгова Л.Е. Коррекция биологического возраста студентов медицинского вуза средствами физической культуры: монография. Ставрополь, 2014.

4. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. Москва, 2014.

5. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие. Москва, 2007.

References

1. Gorulev P.S. Fizicheskaya podgotovka v adaptivnom sporte (na primere legkoatletov s narusheniem zreniya, specializiruyuschihsya v bege na srednie distancii): nauchnaya monografiya. Ufa, 2014.

2. Evseev S.P. Teoriya i organizaciya adaptivnoj fizicheskoj kul'tury. Moskva, 2005.

3. Evstigneeva M.I., Kurys' V.N., Eremin I.V., Batischeva L.D., Den'gova L.E. Korrekciya biologicheskogo vozrasta studentov medicinskogo vuza sredstvami fizicheskoj kul'tury: monografiya. Stavropol', 2014.

4. Holodov Zh.K. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury i sporta: uchebnik dlya stud. uchrezhdenij vyssh. prof. obrazovaniya. Moskva, 2014.

5. Shapkova L.V. Chastnye metodiki adaptivnoj fizicheskoj kul'tury: uchebnoe posobie. Moskva, 2007.

Статья поступила в редакцию 07.05.18

УДК 37.013.43:37.03

Matis V.l., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

PROFESSIONAL ACTIVITIES IN THE SOCIO-CULTURAL SPHERE IN CONDITIONS OF INTEGRATION PROCESSES. The

author traces his theoretical views about the main directions of personality formation and some fragments of the multicultural approach in education on the example of training specialists for socio-cultural activities, determines the place and role of the competence paradigm in the methodology of the multicultural approach in education in conditions of modern school modernization. Elements of multicultural education and modern tendencies of its development are analyzed. The article defines a special place for the professional level of specialist training combining the professional level (competence and competence) and the formation of spiritual and moral values that constitute the social maturity of the professional personality. The author draws attention to another problem, which consists in the fact that in the 21st century integration processes among the cultures of various communities of the modern world are intensifying. In this connection, the vector of vocational training in a school, college or university should be directed not only to studying different traditions inscribed in the natural historical development of mankind, but also to the formation of various personal competencies related to their communicative qualities, the ability to feel comfortable in any social situation -cultural conditions.

Key words: multicultural approach in education system, new school educational paradigms, competence-based paradigm, humanitarian technology (multicultural) education, social maturity of personality, humanitarian and anthropological education, functional literacy, professional identity, professional competence, social role, innovative education.

В.И. Матис, д-р пед. наук, проф. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул,

E-mail: [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

В статье свои теоретические представления об основных направлениях формирования личности и некоторые фрагменты поликультурного подхода в образовании автор прослеживает на примере подготовки специалистов к социально-культурной деятельности, определяет место и роль компетентностной парадигмы в методологии поликультурного подхода при подготовке специалиста социально-культурной деятельности образовании в условиях модернизации современной школы. Анализируются составные элементы поликультурного образования и современные тенденции его развития, в статье определено специальное место профессиональному уровню подготовки специалиста, сочетающего в себе профессиональный уровень (компетенции и компетентности) и формирование духовных и нравственных ценностей, составляющих социальную зрелость личности профессионала. Автор обращает внимание и на другую проблему, которая заключается в том, что в XXI веке усиливаются интеграционные процессы между культурами различных сообществ современного мира. В cвязи с этим вектор профессиональной подготовки в школе, колледже или вузе необходимо направлять не только на изучение различных традиций, вписанных в естественно-историческую природу развития человечества, но и связан с формированием различных компетенций личности, связанных с их коммуникативными качествами, умением чувствовать себя комфортно в любых социально-культурных условиях.

Ключевые слова: поликультурный подход в системе образования, новая школа, образовательные парадигмы, компетентностная парадигма, гуманитарно-техническое (поликультурное) образование, социальная зрелость личности, гуманитарно-антропологическое образование, функциональная грамотность, профессионализм личности, компетентность профессионала, социальная роль, инновационное образование.

Формирование личности профессионала готовой к социализации в современных условиях и осуществлять свою профессиональную деятельность в сфере социально-культурной деятельности актуализируется упрочением интеграционных процессов в мировом сообществе и необходимостью подготовки современного молодого человека к постоянно меняющемуся миру. Пока эта задача только начинает решаться и не может не привлекать

внимание исследователей и практиков образования в различных точках мира.

Свои теоретические представления об основных направлениях формирования компетентной личности и некоторые фрагменты поликультурного подхода в образовании можно проследить при подготовке специалистов к социально-культурной деятельности. Эти фрагменты изложены в работах многих ав-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.