Научная статья на тему 'Развитие общих и специфических координационных способностей у бадминтонистов 8-11 лет'

Развитие общих и специфических координационных способностей у бадминтонистов 8-11 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1051
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / БАДМИНТОН / ВОЗРАСТ 8-9 И 10-11 ЛЕТ / ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ / COORDINATION ABILITIES / BADMINTON / AGE OF 8-9 AND 10-11 YEARS / AGE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова Анна Сергеевна

В работе на основе результатов экспериментального исследования с участием 108 человек выделяются общие координационные способности (реагирующая способность и способность к сохранению равновесия), которые в возрасте от 8-9 до 10-11 лет развиваются более интенсивно, чем кинестетическая способность и способность к ориентации в пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартынова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the general and specific coordination abilities among the badminton-players at the age of 8-11 years old

The work has resulted in indicating the general coordination abilities based on the experimental research with the participation of 108 people, i.e. the ability to react and ability to keep balance, which develop more intensively than kinesthetic ability and spatial orientation at the age of 8-9 and up to the 10-11 years.

Текст научной работы на тему «Развитие общих и специфических координационных способностей у бадминтонистов 8-11 лет»

профессиональный опыт студента.

2. Информационно-методические: обеспечение студентов индивидуальной программой самостоятельной работы обеспечивающей его системой заданий, необходимой информацией, направляющими указаниями и инструкциями, контролирующими материалами; использование современных педагогических и информационных технологий обучения в организации самостоятельной работы: когнитивное инструктирование на основе средств мультимедиа, выполнение аналитических, научно-исследовательских, прикладных проектов, решения творческих задач, тестовых тренажёрных и контрольных систем.

3. Дидактические: самостоятельное осуществление организации самостоятельной работы студентом на основе выбора содержания, методов и источников выполнения заданий; соотнесение содержания самостоятельной работы с профессиональной деятельностью обучаемых, индивидуальным уровнем профессионального и индивидуального развития; мониторинг результатов самостоятельной работы студентов, позволяющего оценивать оптимальность процесса личностного и профессионального развития будущих специалистов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что способствовать повышению эффективности самостоятельной работы студентов, а, следовательно, и достижению высоких учебных результатов возможно посредством ориентации организационной системы самостоятельной работы на процесс личностно-профессионального развития будущего специалиста в сфере физической культуры и спорта как на педагогическую цель. При этом эффективность функционирования организационной системы самостоятельной работы должна реализовываться психологическими, информационнометодическими, дидактическими условиями.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796.344 РАЗВИТИЕ ОБЩИХ И СПЕЦИФИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У БАДМИНТОНИСТОВ 8-11 ЛЕТ

Анна Сергеевна Мартынова, преподаватель,

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК),

Омск

Аннотация

В работе на основе результатов экспериментального исследования с участием 108 человек выделяются общие координационные способности (реагирующая способность и способность к сохранению равновесия), которые в возрасте от 8-9 до 10-11 лет развиваются более интенсивно, чем кинестетическая способность и способность к ориентации в пространстве.

Ключевые слова: координационные способности, бадминтон, возраст 8-9 и 10-11 лет, возрастное развитие.

DEVELOPMENT OF THE GENERAL AND SPECIFIC COORDINATION ABILITIES AMONG THE BADMINTON-PLAYERS AT THE AGE OF 8-11 YEARS OLD

Anna Sergeevna Martynova, the teacher,

The Siberian State University of Physical Culture and Sport,

Omsk

Annotation

The work has resulted in indicating the general coordination abilities based on the experimental research with the participation of 108 people, i.e. the ability to react and ability to keep balance, which de-

velop more intensively than kinesthetic ability and spatial orientation at the age of 8-9 and up to the 10-11

years.

Keywords: coordination abilities, badminton, age of 8-9 and 10-11 years, age development.

ВВЕДЕНИЕ

Бадминтон относится к группе игровых видов спорта. Двигательные задачи, возникающие перед спортсменами в ходе игровой деятельности, выполняются в вариативных игровых ситуациях, обусловленных скоростью, направлением и траекторией движения волана, расположением на площадке самого спортсмена и его соперника, положениями тела, в которых выполняются удары ракеткой, необходимостью регулировать силу удара, посылая волан в заданном направлении.

Эффективное решение этих задач предполагает высокий уровень развития комплекса координационных способностей, соотносимых с содержанием соревновательной деятельности в данном виде спорта.

Осуществленный нами анкетный опрос тренеров высшей категории по бадминтону (11 человек) и спортсменов высокой квалификации (22 человека) выявил, что самой значимой в бадминтоне на этапе начальной подготовки координационной способностью является реагирующая способность, следующей по значимости - способность к ориентации в пространстве, далее - кинестетическая способность (способность к воспроизведению и дифференцированию пространственных, силовых и временных параметров движений) и способность к сохранению равновесия.

Данные анкетирования совпадают с мнением специалистов, подчеркивающих значимость этих координационных способностей для успешной соревновательной деятельности в бадминтоне [6-8].

Управление спортивной подготовкой юных бадминтонистов предполагает ориентацию при определении задач и содержания учебно-тренировочного процесса на возрастную динамику развития координационных способностей, значимых для данного вида спортивной деятельности. Реализация этого условия обеспечивает соответствие педагогических воздействий естественному биологическому ритму развития моторики человека критическим (особо чувствительным) периодам развития координационных способностей ребенка [1]. В этом случае применяемые физические упражнения будут содействовать формированию тех сторон двигательной функции, которые находятся в стадии естественного ускоренного морфофункционального созревания.

Анализ научно-методической литературы свидетельствует об отсутствии единых представлений о возрастной динамике значимых для бадминтона координационных способностей, что создает определенные трудности при определении приоритетности и последовательности задач развития каждой из них на этапе начальной подготовки бадминтонистов.

В экспериментальном исследовании приняли участие 35 мальчиков и 39 девочек в возрасте 8-9 лет и 16 мальчиков и 19 девочек в возрасте 10-11 лет. У всех испытуемых измерялись показатели общих и специфических координационных способностей с применением общепринятых и разработанных нами методик.

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Уровень развития реагирующей способности оценивался: по времени простой сен-сомоторной реакции на свет и на звук; времени реакции на движущийся объект; времени реакции выбора; реакции хватания вертикально падающего объекта (тест «Ловля линейки»). Для оценки специфической реагирующей способности использовались разработанные нами тесты: «Жонглирование поролоновым мячом» (количество ударов за 15 с), «Жонглирование воланом» (количество ударов за 15 с) и «Жонглирование воланом» (максимальное количество раз).

Кинестетическая способность оценивалась: по времени выполнения тестового за-

l33

дания «Перекладывание фишек» [10]; точности воспроизведения заданной амплитуды движений рук; точности воспроизведения половины максимального прыжка в длину с места; точности воспроизведения усилия; точности воспроизведения заданного временного интервала 15, 30 и 60с [4]. Для оценки специальной кинестетической способности использовался разработанный нами тест «Прохождение по волановой дорожке за 15с».

Способность к статическому равновесию оценивалась по результатам выполнения «Пробы Ромберга» в двух позах, возрастающих по сложности - «Пяточно-носочная», «Аист» [4]. Учитывалось время сохранения равновесия.

Способность к динамическому равновесию определялась по времени прохождения гимнастической скамейки с максимальной скоростью (тест «Бег по гимнастической скамейке»). Для оценки специфической способности к динамическому равновесию использовался разработанный нами тест «Удары по воланам на гимнастической скамейке».

Для оценки способности к ориентации в пространстве использовались тесты: «Лабиринт», «Метание в цель» [5]. Рассматриваемая специфическая способность оценивалась по разработанным нами тестам: «Передвижение по волановой дорожке, отбивая воланы вправо, влево», «Передвижение в трехметровом квадрате».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Установлено, что в возрасте от 8 до 11 лет наблюдается тенденция роста показателей всех изучаемых нами видов координационных способностей, что обусловлено естественным возрастным развитием психической и двигательной функции детей. Эти данные согласуются с данными следующих авторов [2,3,9]. Способность к воспроизведению и дифференцированию пространственных, силовых и временных параметров движений и способность к сохранению равновесия изменяются с возрастом незначительно.

Существенного увеличения уровня развития специфических координационных способностей в 8-11 лет выявлено не было, что обусловлено небольшим стажем занятий бадминтоном.

При этом выделяются отдельные показатели общей реагирующей способности и общей способности к сохранению равновесия, которые в изучаемом возрасте существенно (на статистически достоверном уровне) улучшились как у мальчиков, так и девочек (таблица).

Таблица

Показатели общих координационных способностей бадминтонистов 8-9 и 10-11 лет

Координационные способности Возраст испытуемых

Мальчики 8-9 лет, п=35 10-11 лет, п=16

Общая реагирующая способность

Время реакции на свет, с 0,37±0,05 0,33±0,06*

Время реакции выбора, с 0,51±0,07 0,45±0,05*

Общая способность к сохранению равновесия:

"Пяточно-носочная", с 17,56±9,0 58,4±52,3*

"Бег по гимнастической скамейке", с 2,98±0,3 2,64±0,4*

Девочки 8-9 лет, п=38 10-11 лет, п=19

Общая реагирующая способность:

Время реакции на свет, с 0,38±0,05 0,34±0,04*

Время реакции среднее, с 0,52±0,04 0,48±0,06*

Общая способность к сохранению равновесия:

"Пяточно-носочная", с 31,52±21,6 67,9±46,1*

Общая способность к ориентации в пространстве:

"Лабиринт" точность (отклонение), мм 2,23±0,9 1,81± 0,5*

Примечание: * - достоверность различий при р<0,05

В частности, в возрасте от 8-9 до 10-11 лет существенно повысилась скорость простой и сложной зрительно-моторной реакции, как у мальчиков, так и у девочек.

Испытуемые (мальчики и девочки) в возрасте 10-11 лет отличаются большим временем удержания равновесия в «Пяточно-носочной» позе Ромберга, в сравнении с испытуемыми 8-9 летнего возраста.

Мальчики 10-11 лет также отличались лучшими результатами в тестовом упражнении «Бег по гимнастической скамейке», а девочки этого возраста - более высокими показателями общей способности к ориентации в пространстве (тест «Лабиринт»).

ВЫВОДЫ

1. Наиболее значимыми для успешности соревновательной деятельности в бадминтоне являются реагирующая способность, способность к воспроизведению и дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к сохранению равновесия и способность к ориентации в пространстве.

2. В возрасте от 8-9 до 10-11 лет наблюдается интенсивное развитие общей реагирующей способности и общей способности к сохранению статического и динамического равновесия. Остальные виды координационных способностей отличаются относительно низкими темпами развития.

3. Приоритетными задачами учебно-тренировочного процесса в этом возрасте является развитие реагирующей способности и способности к сохранению равновесия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В. К. Исследование локомоторной функции в постнатальном онтогенезе человека (5 - 65 лет) : автореф. дис. ... д-ра. биол. наук / Бальсевич В.К. - М., 1971. - 38 с.

2. Горская, И. Ю. Воспитание координационных способностей у школьников 719 лет с различным типом телосложения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Горская И.Ю.

- Омск, 1993. - 20 с.

3. Горская, И. Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья : монография / И. Ю. Горская, Л. А. Суянгулова ; Сибирская гос. акад. физ. культуры. - Омск : [б. и.], 2000. - 212 с.

4. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2001. - 464 с.

5. Лях, В. И. Координационные способности школьников : основы тестирования и методики развития / В. И. Лях // Физическая культура в школе. - 2000. - № 5. - С. 3-10.

6. Паршин, М. С. Скоростно-силовая подготовка юных бадминтонистов 12-16 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Паршин М. С. - М., 2006. - 27 с.

7. Рыбаков, Д. П. Основы спортивного бадминтона / Д. П. Рыбаков, М. И. Штильман. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 144 с.

8. Смирнов, Ю. П. Бадминтон : учебник для институтов физической культуры / Ю. П. Смирнов. - М. : Физкультура и спорт, 1990. - 172 с.

9. Суянгулова, Л. А. Совершенствование координационных способностей рук у детей младшего школьного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Суянгулова Л.А.

- Омск, 1996. - 19 с.

10. Харитонова, Л. Г. Программа развития мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста / Л. Г. Харитонова, Л. А. Суянгулова ; Сибирская гос. акад. физ. культуры. - Омск : [б. и.], 1996. - 32 с.

Контактная информация: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.