Научная статья на тему 'Развитие координационных способностей у бадминтонистов 8-9 лет на этапе начальной подготовки'

Развитие координационных способностей у бадминтонистов 8-9 лет на этапе начальной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1389
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / БАДМИНТОН / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / МЕТОДИКА / ДЕТИ 8-9 ЛЕТ / COORDINATION ABILITIES / BADMINTON / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / STAGE OF ELEMENTARY TRAINING / METHODS / CHILDREN AT THE AGE OF 8-9 YEARS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мартынова Анна Сергеевна

В работе рассматриваются средства и организационно-методические особенности развития значимых для бадминтона видов координационных способностей у детей 8-9 лет на этапе начальной подготовки в СДЮCШ, приводятся результаты формирующего педагогического эксперимента, свидетельствующие о высокой эффективности их реализации в учебно-тренировочном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мартынова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the coordination abilities among badminton-players at the age of 8-9 years at the stage of elementary training

The means and organizational-methodical peculiarities of the development of important for badminton kinds of coordination abilities among the children (8-9 years) at the stage of elementary training at sports schools for children and youth are listed here, the results of the forming pedagogical experiment proving high efficiency of their application in teaching and training process are given.

Текст научной работы на тему «Развитие координационных способностей у бадминтонистов 8-9 лет на этапе начальной подготовки»

от игроков, находящихся в зоне сниженных результатов СФ при нормативных значениях (10 - 100 ед.).

Аналогичные исследования мы проводили у кикбоксеров [3] и получили следующие результаты (табл. 3).

Таблица 3

Показатели функционального состояния у кикбоксеров________________

№ п/п Ф.И. Г.р. Ср. Вес, кг УАН, % ТР, % УЭО, % ПЭС, % ИСФ, % ЗС, % ИН, % СФ, балл

1 К.И. 1991 1 51 81 97 58 69 76 0,42 36,2 4

2 К.С. 1991 1 57 65 93 54 58 68 0,35 55,4 4

3 З.А. 1991 МС 63 94 100 58 67 80 0,59 28,2 4

4 М.С. 1990 1 67 98 100 85 87 92 0,57 20,4 5

5 с.д. 1987 КМС 63 100 100 51 52 74 0,30 20,7 4

Таким образом, в результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

- показатель ЧСС тесно (хорошо) коррелирует с индексом напряжённости или стресса (ИН) регуляторных систем, который отражает степень централизации управления сердечным ритмом, по которому можно судить о хорошей приспособляемости к высоким нагрузкам, нет признаков перетренированности, что свидетельствует о хорошей физической подготовке;

- высокий коэффициент корреляции психоэмоционального состояния (ПЭС) с уровнем адаптации к физическим нагрузкам (УАФН), отсюда и к показателю тренированности (ПТ), уровню энергетического обеспечения (УЭО) и интегральному показателю спортивной формы (ИПСФ) подтверждается хорошей спортивной формой. Это свидетельствует о хорошо поставленной специальной физической подготовке в соревновательном и предсоревновательном периоде у баскетболистов и кикбоксеров;

- при оценке функционального состояния у баскетболистов и кикбоксеров приоритетное значение проявили следующие показатели: психоэмоциональное состояние, индекс напряженности или стресса и интегральный показатель спортивной формы, уровень энергетического обеспечения и уровень адаптации к нагрузке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохин, П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем / П.К. Анохин. - М. : Наука, 1980. - 196 с.

2. Оглоблин, К.А. Фармакологическое обеспечение в системе подготовки кикбоксеров высокого уровня / К.А.Оглоблин, А.В.Подоплелов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 11(45). - С. 67-70.

3. Подоплелов, А. В. Новые подходы в тренировке кикбоксеров высокого уровня // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 11(69). - С. 75-78.

Контактная информация: kafedramedizini@yandex.ru

УДК 796.344

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У БАДМИНТОНИСТОВ 8-9 ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Анна Сергеевна Мартынова, преподаватель,

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК),

Омск

Аннотация

В работе рассматриваются средства и организационно-методические особенности развития значимых для бадминтона видов координационных способностей у детей 8-9 лет на этапе началь-

ной подготовки в СДЮСШ, приводятся результаты формирующего педагогического эксперимента, свидетельствующие о высокой эффективности их реализации в учебно-тренировочном процессе.

Ключевые слова: координационные способности, бадминтон, педагогический эксперимент, этап начальной подготовки, методика, дети 8-9 лет.

DEVELOPMENT OF THE COORDINATION ABILITIES AMONG BADMINTON-PLAYERS AT THE AGE OF 8-9 YEARS AT THE STAGE OF ELEMENTARY

TRAINING

Anna Sergeevna Martynova, the teacher,

The Siberian State University of Physical Culture and Sport,

Omsk

Annotation

The means and organizational-methodical peculiarities of the development of important for badminton kinds of coordination abilities among the children (8-9 years) at the stage of elementary training at sports schools for children and youth are listed here, the results of the forming pedagogical experiment proving high efficiency of their application in teaching and training process are given.

Keywords: coordination abilities, badminton, pedagogical experiment, stage of elementary training, methods, children at the age of 8-9 years.

ВВЕДЕНИЕ

Успешность соревновательной деятельности в бадминтоне, осуществляемой в условиях непосредственного противоборства с активно действующим соперником, в значительной степени обусловлена уровнем развития координационных способностей спортсменов. Большинство исследователей считают, что развитие различных видов координационных способностей на этапе начальной подготовки помогает юным спортсменам научиться управлять своими двигательными действиями, достигать высокого уровня технико-тактического мастерства и показывать в будущем высокие спортивные результаты [13]. В полной мере это утверждение относится к бадминтону. Между тем, анализ и обобщение научно-методической литературы показали, что вопросы развития координационных способностей у юных бадминтонистов на этапе начальной подготовки не были предметом научного исследования.

Цель исследования: разработка и научное обоснование методики развития координационных способностей на этапе начальной подготовки юных бадминтонистов.

Осуществленный нами анкетный опрос тренеров высшей категории по бадминтону (11 человек) и спортсменов высокой квалификации (22 человека) выявил, что, по их мнению, наиболее значимыми для бадминтона координационными способностями являются: реагирующая способность, кинестетическая способность, ориентационная способность и способность к равновесию. Поэтому развитие этих способностей рассматривается нами в качестве значимых задач этапа начальной спортивной подготовки в бадминтоне. Эти задачи выступили для нас целевым ориентиром при выборе средств и методов организации учебно-тренировочной деятельности занимающихся.

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

В качестве средств развития координационных способностей нами были выбраны:

1) физические упражнения, систематизированные в блоки с учетом их преимущественной направленности на развитие отдельных видов координационных способностей: блок упражнений для развития реагирующей способности, блок упражнений для развития способности к сохранению равновесия, блок упражнений для развития способности к ориентации в пространстве, блок упражнений для развития кинестетической способности. Блоки упражнений для развития координационных способностей применялись в подготовительной и основной частях тренировочного занятия. В каждом из тренировоч-

1З4

ных занятий использовались блоки для развития двух видов координационных способностей. Блочная система построения средств развития координационных способностей обеспечивала возможность гибкого варьирования содержанием учебно-тренировочного занятия с учетом уровня их развития у занимающихся. Выполнение упражнений осуществлялось с использованием методов стандартно-повторного и вариативного упражнений;

2) подводящие и специальные упражнения, направленные на обучение техникотактическим приемам бадминтона. Эти упражнения, с одной стороны, обеспечивали формирование умений и навыков их выполнения, с другой, являясь относительно новыми по отношению к двигательному опыту занимающихся, стимулировали развитие соответствующих координационных способностей;

3) сюжетно-ролевые подвижные игры и эстафеты. Применялись в конце основной части тренировочного занятия в рамках игрового и соревновательного методов, что способствовало повышению эмоциональной привлекательности и увеличению интенсивности проявления координационных способностей.

Для развития координационных способностей нами были разработаны 7 тестовых упражнений, показатели которых отражали степень развития координационных способностей занимающихся.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Для практического обоснования эффективности разработанной нами методики нами был проведен 5-месячный формирующий педагогический эксперимент на базе МУ ДОД СДЮСШ №10 по бадминтону, спортивного комплекса «Искра» г. Омск и спортивного комплекса пос. Крутая Горка Омской области. В эксперименте приняли участие две группы детей в возрасте 8-9 лет: экспериментальная (27 человек - 13 девочек и 14 мальчиков) и контрольная (28 человек- 14 мальчиков и 14 девочек).

В учебно-тренировочном процессе детей экспериментальной группы применялась разработанная нами методика развития координационных способностей. В контрольной группе развитие рассматриваемых способностей осуществлялось в рамках традиционных подходов к организации учебно-тренировочного процесса.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В начале эксперимента группы испытуемых по показателям координационных способностей были относительно однородными.

Результаты тестирования общих координационных способностей после завершения педагогического эксперимента (таблица) свидетельствуют о том, что мальчики экспериментальной группы существенно улучшили показатели реагирующей способности (скорость реакции на свет и звук, скорость сложной реакции выбора и реагирования на движущийся объект).

У них достоверно повысились показатели кинестетической способности (быстрота перекладывания фишек мелкого диаметра, точность воспроизведения усилий при прыжке в длину с места, точность воспроизведения временного интервала 60 с). Мальчики показали более высокие результаты (в сравнении с показателями до эксперимента) во всех тестах, отражающих уровень развития способности к сохранению статического и динамического равновесия, а также способности к ориентации в пространстве (р < 0,05).

Положительная динамика показателей общих координационных способностей за время эксперимента наблюдалась и у мальчиков контрольной группы. Однако большинство этих изменений статистически не достоверно.

Таблица

Показатели общих координационных способностей испытуемых экспериментальной и контрольной группы до и после формирующего педагогического эксперимен-

та, Х±5

Координационные способности Время тестиро- вания Мальчики Девочки

ЭГ, п=14 КГ, п=14 ЭГ, п=13 КГ, п=14

Реагирующая способность

Время реакции на свет, с до 0,36±4,92 0,36±4,88 0,37±3,91 0,37±3,97

после 0,32±5,73* 0,35±7,74 0,33±6,45 0,34±7,13

Время реакции на звук, с до 0,39±5,62 0,38±5,81 0,41±7,68 0,41±6,53

после 0,33±4,35* 0,37±4,40 0,34 ±3,00* 0,37±4,06

РДО среднее, с до 0,2±5,85 0,2±4,84 0,21±4,30 0,22±3,50

после 0,15±2,49* 0,17±2,71 0,16±2,78* 0,2±4,93

Время реакции выбора, с до 0,51±7,06 0,51±6,76 0,52±5,19 0,53±3,98

после 0,44±5,79* 0,48±4,22 0,45±6,22* 0,5±4,60

Ловля линейки, см до 21,6±3,7 20,8±4,3 21,4±3,7 21,3±5,7

после 17,35±4,75* 19,6±6,1 17,92±5,7* 19,3±5,2

Кинестетическая способность

Перекладывание фишек крупного диаметра, с до 14,4±2,7 13,5±2,2 14,4±2,9 13,8±3,0

после 13,1±2,4 13,0±2,8 13,5±2,8 13,8±2,7

Перекладывание фишек среднего диаметра, с до 14,7±3,5 13,9±1,8 16,0±4,3 15,1±2,1

после 14,0±2,6 13,6±3,0 13,7±1,9 14,3±2,2

Перекладывание фишек мелкого диаметра, с до 16,5±3,2 15,2±2,6 17,4±3,3 15,2±2,9

после 13,0±1,7* 15,0±2,2 13,5±2,3* 15,2±3,0

Точность воспроизведения ампл. движений рук, градусы до 7,7±3,1 7,8±3,3 7,8±3,5 6,2±2,8

после 6,0±2,4 7,0±2,3 5,1±3,2* 5,8±2,8

Точность воспроизведения ампл. прыжка в длину, см до 9,5±3,2 12,3±9,7 9,4±3,7 8,5±3,5

после 7,1±2,4* 10,0±5,4 7,7±3,7 8,4±2,7

Точность воспроизведения усилия, кг до 2,1±1,0 2,1±0,9 2,2±1,0 2,2±1,2

после 1,9±1,4 2,0±1,1 2,0±1,4 2,1±1,2

Точность воспроизведения временного интервала, с

15 с до 14,1±1,86 14,6±2,1 14,3±2,9 14,4±2,1

после 14,9±1,4 14,7±3,0 14,8±1,9 14,6±1,4

30 с до 28,1±5,4 30,6±3,8 27,5±6,1 29,1±5,3

после 29,0±3,1 28,8±5,8 28,8±5,4 29,4±5,3

60 с до 46,3±10,4 51,2±9,9 44,5±11,5 46,0±10,7

после 58,1±7,6* 54,3±7,7 56,8±7,0* 52,8±5,2

Способность к сохранению равновесия

«Пяточно-носочная» поза, с до 18,1±12,3 16,6±4,0 30,9±26,7 21,3±7,8

после 44,0±29,7* 24,8±18,1* 60,3±46,0* 39,2±24,4

Поза «Аист», с до 7,8±4,5 6,8±4,2 7,3±4,6 7,3±2,9

после 15,4±8,0* 8,9±4,2 14,4±5,5* 8,7±6,1

«Бег по гимнастической скамейке», с до 3,1±0,3 2,9±0,2 3,2±0,3 3,0±0,2

после 2,3±0,2* 2,6±0,4 2,4±0,2* 2,8±0,4

Способность к ориентации в пространстве

«Лабиринт», с до 13,5±5,3 14,9±6,4 15,1±5,2 13,9±8,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

после 10,3±4,2* 10,9±4,5* 10,6±2,9* 12,0±5,0

«Лабиринт», точность (отклонение), мм до 2,3±0,8 2,0±0,5 2,1±0,9 2,4±0,9

после 2,0±0,7 2,2±0,7 2,1±0,8 2,2±0,8

«Лабиринт», баллы до 29,5±9,1 27,5±8,3 28,9±7,8 28,2±9,7

после 19,5±8,8* 22,7±7,2 21,0±7,1 * 24,5±10,8

«Метание в цель», очки до 5,4±2,4 6,3±2,8 5,2±2,6 5,9±2,6

после 9,0±1,6* 6,6±2,8 8,5±1,3* 6,4±3,0

Примечание: * - достоверность различий при р<0,05

Аналогичная картина наблюдается и в динамике показателей общих координаци-

онных способностей у девочек обеих групп.

Таким образом, применение разработанной нами методики приводит к существенному повышению темпов развития общих координационных способностей.

Установлено, что все показатели специфических координационных способностей за время эксперимента также достоверно улучшились у испытуемых обеих групп. Исключение составляет специфическая кинестетическая способность: различия между ее показателями до и после завершения педагогического эксперимента статистически недостоверны.

Установлено, что темпы прироста показателей специфической реагирующей способности у испытуемых обеих групп были примерно равными. Наряду с этим испытуемые экспериментальной группы отличались более высокими темпами прироста показателей остальных специфических координационных способностей: к сохранению динамического равновесия, к ориентации в пространстве и кинестетической способности.

РЕЗЮМЕ

Результаты педагогического эксперимента показали, что юные спортсмены, в тренировке которых применялась разработанная нами методика, отличались более высокими темпами прироста показателей общих и специфических координационных способностей, чем их сверстники, занимающиеся бадминтоном в рамках традиционных подходов к организации учебно-тренировочного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горская, И. Ю. Теоретические и методологические основы совершенствования базовых координационных способностей школьников с различным состоянием здоровья : дис. ... д-ра пед. наук / Горская И.Ю. - Омск, 2001. - 455 с.

2. Карпеев, А. Г. Двигательная координация человека в спортивных упражнениях баллистического типа : монография / А. Г. Карпеев. - Омск : [б. и.], 1998. - 324 с.

3. Лях, В. И. Координационные способности школьников : основы тестирования и методики развития // Физическая культура в школе. - 2000. - № 5. - С. 3-10.

Контактная информация: anna_omsk81@mail.ru

УДК 796.322

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ГАНДБОЛИСТОВ В ЗАЩИТЕ ПО ИТОГАМ ЧЕМПИОНАТА КУБКА ИРАКА И СУПЕРЛИГИ

Мизхер Хайдер Ш., аспирант,

Воронежский государственный педагогический университет

Аннотация

Для совершенствования технико-тактических действий гандболистов в защите большое значение имеет физическая подготовка. Она направлена на развитие силы и силовой выносливости игроков, на их скоростно-силовую подготовку, а также на скоростно-силовую выносливость.

В статье отражены результаты исследования влияния физической подготовки на технико-тактические действия гандболистов в защите.

Ключевые слова: физическая подготовка, технико-тактические действия, защита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.