Научная статья на тему 'Экспериментальное обоснование методики развития координационных способностей и психических функций у бадминтонистов на этапе начальной подготовки'

Экспериментальное обоснование методики развития координационных способностей и психических функций у бадминтонистов на этапе начальной подготовки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
497
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мартынова А. С.

Изучение и выявление наиболее значимых координационных способностей и психических функций у бадминтонистов на этапе начальной подготовки (8-11 лет) позволило разработать методику их развития. Доказано, что использование методики в вариативном компоненте учебной программы ДЮСШ по бадминтону способствует развитию координационных способностей и психических функций у бадминтонистов на этапе начальной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental substantiation of the method of coordinate faculties and psychological functions of badmintonplayers development on the stage of basic training

The study and the revelation of the most important coordinate faculties and psychological functions of badminton-players on the stage of basic training (8-11 years old) works out the method of their development. The use of the method in the differential parts of educational program for sports school of badminton promotes the development of coordinate faculties and psychological functions of badminton-players on the stage of basic training.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное обоснование методики развития координационных способностей и психических функций у бадминтонистов на этапе начальной подготовки»

37.01.796.012.2

А. С. МАРТЫНОВА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У БАДМИНТОНИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Изучение и выявление наиболее значимых координационных способностей и психических функций у бадминтонистов на этапе начальной подготовки (8—11 лет) позволило разработать методику их развития. Доказано, что использование методики в вариативном компоненте учебной программы ДЮСШ по бадминтону способствует развитию координационных способностей и психических функций у бадминтонистов на этапе начальной подготовки.

Современный спорт характеризуется поиском новых резервов совершенствования технико-тактического мастерства и повышения уровня достижений юными спортсменами в различных видах спорта. Специфика игровых видов спорта предъявляет высокие требования к развитию координационных способностей и психологических свойств организма спортсменов [1;2;3;8]. Поскольку невозможно рассматривать координационные способности в отрыве от структуры психических функций, их сопряженное взаимодействие может рассматриваться как психомоторика [7;9].

Отличительными чертами игры в бадминтон являются: высокая точность и быстрота ответных движений, ориентация в пространстве, связанные с деятельностью зрительного, проприоцептивного и других анализаторов. Ввиду малого веса волана важнейшим требованием игры является точность проявления мышечного усилия. В то же время требуется постоянное поддержание на высоком уровне внимания в связи с непредвиденностью полета волана, а также действиями соперника [6;8;12]. Следует отметить, что в системе спортивной подготовки бадминтонистов не выделен раздел координационной подготовки, тем самым на наш взгляд не используется период, признанный многими авторами сенситивным для развития координационных способностей [5;11].

Несмотря на особую значимость в бадминтоне высокого уровня координационных способностей, в научно-методической литературе фрагментарно отражены целенаправленные методические подходы к развитию координационных способностей и психических функций, нет сведений об изучении и выявлении у юных бадминтонистов на этапе начальной подготовки особенностей развития общих и специальных координационных способностей в тесной взаимосвязи с психическими функциями (вниманием, мышлением и памятью).

Цель исследования — разработать и выявить эффективность методики развития координационных способностей и психических функций у бадминтонистов на этапе начальной подготовки.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы; анкетирование; педагогическое кон-

трольное тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Для выявления наиболее значимых координационных способностей и психических функций для бадминтонистов на начальном этапе подготовки было проведено анкетирование 11 тренеров и 22 спортсменов высокой квалификации (по разработанной нами анкете). Распределение происходило по местам, в зависимости от их значимости в бадминтоне. Каждой способности и психической функции нужно было определить место в ряду других координационных способностей и психических функций. За 1-е место присваивалось 12 очков, за 2-е — 10, 3-е — 8, 4-е — 6, 5-е — 4, за 6-е место давалось 2 очка.

Анализ результатов анкетирования тренеров по бадминтону и бадминтонистов высокой квалификации на этапе начальной подготовки показал, что наиболее значимой в бадминтоне координационной способностью является реагирующая способность (1-е место), 2-е место занимает способность к пространственной ориентации, 3-е — способность к кинестетическому дифференцированию; далее места распределились в следующей последовательности: способность к перестроению движений, способность к сохранению равновесия, ритмическая способность. Среди психических функций наиболее значимой на данном этапе подготовки является внимание (1-е место), на 2-ом месте после внимания идет мышление; и на 3-м — память и далее в следующей последовательности: ощущения и восприятие, воображение, речь (табл. 1).

Данные анкетирования были использованы при разработке тестирующей и обучающей частей методики развития различных видов координационных способностей и психических функций у бадминтонистов на этапе начальной подготовки. За основу были взяты координационные способности и психические функции, которые по данным исследования оказались наиболее значимыми для бадминтона.

В исследовании приняли участие 108 человек в возрасте от 8 до 11 лет, занимающиеся в секциях бадминтона. Исследование проводилось на базе МУ ДОД СДЮСШ №10 по бадминтону, спортивного комплекса «Искра» г. Омска, спортивного комплекса п. Крутая

Таблица 1

Распределение координационных способностей и психических функций по местам в зависимости от степени их значимости в бадминтоне на этапе начальной подготовки (по результатам анкетирования)

№ п/п Наименование координационной способности или психической функции Тренеры Бадмин-ты КМС Общая оценка

очки место очки место очки место

1 Координационные способности: Способность к простран-ой ориентации 102 II 212 I 314 II

2 Ритмическая способность 56 V 90 IV 146 VI

3 Способность к кинестетическому дифференцированию 64 IV 168 II 232 III

4 Реагирующая способность 118 I 212 I 330 I

5 Способность к сохранению равновесия 90 III 90 IV 180 V

6 Способность к перестроению движений 46 VI 144 III 190 IV

Психические функции:

1 Память 54 IV 190 III 244 III

2 Воображение 82 III 124 IV 206 V

3 Внимание 108 I 210 I 318 I

4 Речь 50 V 78 V 128 VI

5 Мышление 82 III 196 II 278 II

6 Ощущения и восприятие 90 II 124 IV 214 IV

Таблица 2

Результаты тестирования специальных координационных способностей бадминтонистов до и после педагогического эксперимента

№ п/п Показатели этапы мальчики девочки

ЭГ КГ ЭГ КГ

1 Быстрота действия: Жонглирование волана за 15 секунд 1 4,64±1,60 4,43±2,10 4,23±1,17 4,21±2,04

2 14,79±3,31* 13,50±2,14* 13,46±3,50* 12,93±2,23*

2 Способность к ориентации в пространстве: Передвижение в трехметровом квадрате "Часики", с 1 28,99±2,43 30,31±2,71 30,75±2,30 30,49±2,58

2 24,08±1,42* 27,24±2,54* 24,31±1,26* 27,86±2,44*

3 Кинестетическая способность: Передвижение по «волановой дорожке» за 15 с (ошибка) 1 1,73±1,19 1,66±0,92 1,22±0,89 1,46±1,16

2 0,98±0,70 1,20±0,79 0,88±0,65 1,32±0,72

Примечание: 1 — данные до эксперимента, 2 — данные после эксперимента, * — достоверность различий при р<0,05

Горка Омской обл. с 2004 по 2007 гг. Нами была проведена серия поисковых экспериментов для разработки методики развития координационных способностей и психических функций у бадминтонистов во время тренировочного процесса. В процессе исследований были разработаны комплексы физических упражнений, получена информация о необходимой длитель-

ности их воздействия на организм юных спортсменов и обоснована эффективность взаимосвязи координационных способностей с психическими функциями.

Методика состояла из тестирующей и обучающей частей. В тестирующей части оценивался уровень развития координационных способностей и психических функций.

Таблица 3

Результаты тестирования психических функций у бадминтонистов до и после педагогического эксперимента

№ п/п Показатели этапы мальчики девочки

ЭГ КГ ЭГ КГ

1 Кратковременная зрительная память: Узнавание фигур, балл 1 3,48±1,78 3,3±1,7 3,05±1,83 3,15±1,47

2 1,5±0,76* 3,22±1,03 1,55±0,68* 3,09±1,83

2 Внимание: Таблицы Шульте: ЭР (эффективность работы), балл 1 2,64±1,15 3,28±0,99 3,0±1,08 3,5±0,76

2 3,78±1,25* 3,29±1,49 3,84±0,99* 3,28±1,07

ВР (врабатываемость), балл 1 1,16±0,26 1,14±0,23 1,17±0,26 1,03±0,19

2 0,88±0,17* 0,95±0,11* 0,88±0,10* 0,95±0,12

ПУ (психическая устойчивость), балл 1 1,13±0,20 1,16±0,26 1,23±0,26 1,09±0,21

2 0,93±0,16* 1,02±0,17 0,96±0,12* 0,96±0,12

3 Мышление: Вербально-логичес-кое: Исключение слов, балл 1 15,43±3,88 16,86±3,9 15,08±4,21 15,86±5,17

2 18,57±3,71 18,14±5,68 21,08±4,13* 17,57±5,78

Примечание: см. примечание к Табл. 2

Таблица 4

Результаты соревнований в экспериментальной и контрольной группах, очки

№ п/п Месяцы Год мальчики девочки

ЭГ КГ ЭГ КГ

1 Октябрь 2006 27±17,2 28±16,9 27±16,2 30±15,3

2 Ноябрь 2006 26±16,3 29±15,8 27±16,2 32±15,2

3 Декабрь 2006 25±17,0 30±16,7 26±15,0 31±16,2

4 Январь 2007 24±15,7 30±16,9 25±15,6 33±15,9

5 Февраль 2007 22±15,4 32±16,2 22±13,9 36±15,4

Обучающая часть состояла из блоков, которые в свою очередь включали в себя комплексы упражнений, направленные на развитие общих и специальных координационных способностей, а также отдельных психических функций с учетом специфики вида спорта. Данная методика использовалась в вариативном компоненте тренировочного занятия. Процентное соотношение вариативного компонента к общему времени тренировочного занятия было следующее: в вводной части занятия — 45%, в основной — 22%, заключительной — 33%. В каждое занятие включались 3 блока упражнений: 2 блока на развитие координационных способностей и психических функций, и 1 блок на развитие гибкости. Блоки на развитие той или иной координационной способности, а также блок на развитие гибкости включались в соответствии со схемой распределения материала по занятиям. Программа выглядела следующим образом:

1. Блок упражнений для развития реагирующей способности и психических функций; 2. Блок упражнений для развития способности к сохранению равновесия и психических функций; 3. Блок упражнений для развития способности к ориентации в пространс-

тве и психических функций; 4. Блок упражнений для развития кинестетической способности и психических функций; 5. Блок упражнений для развития координации движения рук и психических функций; 6. Блок упражнений для развития гибкости.

Все комплексы упражнений приблизительно идентичны по объему и интен-сивности нагрузки, одинаковы по времени выполнения (7-9 мин). Количество повторений упражнений для бадминтонистов варьировалось от 2 до 6 раз.

При проведении педагогического эксперимента в группах начальной подготовки первого года обучения бадминтону были сформированы контрольная и экспериментальная группы. В экспериментальной группе, в вариативном компоненте, применялась методика развития координационных способностей и психических функций. Контрольные группы также занимались по учебной программе для ДЮСШ по бадминтону, но вариативный компонент был представлен игровой и соревновательной деятельностью. Педагогический эксперимент осуществлялся на протяжении 5 месяцев.

В результате применения разработанной методики развития координационных способностей и психичес-

ких функций у бадминтонистов экспериментальной группы произошли следующие темпы прироста:

Высокие темпы прироста (62%-100%) специальных координационных способностей были выявлены в реагирующей способности и способности к ориентации в пространстве; средние (35%-38%) — в способности к кинестетическому дифференцированию. Очень большие темпы прироста в реагирующей способности, вероятно, связаны с тем, что на начальном этапе в рассматриваемых тестах уровень развития данных координационных способностей соответствовал очень низкому уровню. Средние значения представлены в табл. 2.

Темпы прироста психических функций составили: устойчивость внимания — 27%; кратковременная зрительная память — 19%; вербально-логическое, оперативное мышление — 26%. Средние значения представлены в табл. 3.

Вместе с тем, в контрольной группе отмечались низкие темпы прироста по психическим функциям, различия до и после эксперимента недостоверны (р>0,05). Прирост специальных координационных способностей был значительным, однако ниже чем у испытуемых экспериментальной группы, различия до и после эксперимента достоверны (р<0,05).

Таким образом, вышеперечисленные данные свидетельствуют о том, что применение разработанной методики в вариативной части тренировочного занятия в контексте учебной программы является важным и обоснованным фактором гармонизации физического состояния бадминтонистов. Эффективность методики была подтверждена и проводимыми соревнованиями, занимающиеся в экспериментальной группе в целом занимали выше места, чем занимающиеся контрольной группы. За соответствующее место давалось соответствующее количество очков. За 1-е место — 1 очко, за 2-е — 2 очка и т.д. (табл. 4).

В ходе работы были выявлены наиболее значимые специальные координационные способности и психические функции, разработан комплекс специальных тестов для оценки уровня развития координационных способностей, теоретически и экспериментально обоснована методика сопряженного развития координационных способностей и психических функций у бадминтонистов на этапе начальной подготовки.

Данная методика внедрена в ДЮСШ №10 по бадминтону г. Омска в 2006 году, где показала свою эффективность.

Библиографический список

1. Валеев, Ф. Г. Индивидуализация подготовки бадминтонистов с учетом силы нервной системы / Ф. Г. Валеев, А. Л. Попов // Бадминтон. - 1977. - № 17. - С. 49-69.

2. Валеев, Ф. Г. Быстрая игра бадминтониста / Ф. Г. Валеев, А. Л. Попов // Бадминтон. - 1979. - № 15. - С. 3-5.

3. Валеев, Ф. Г. Сила нервов / Ф. Г. Валеев // Спортивные игры. - 1987. - № 7. - С. 7-10.

4. Валеева, Г. В. Бадминтон: учебное пособие / Г. В. Вале-ева ; Уфим. гос. нефтяной техн. ун-т. - Уфа, 2002. - 86 с.

5. Горская, И. Ю. Базовые координационные способности школьников с раз-личным уровнем здоровья : монография / И. Ю. Горская, Л. А. Суянгулова ; СибГАФК. - Омск, 2000. -212 с.

6. Лифшиц, В. Я. Бадминтон / В. Я. Лифшиц, А. В. Галиц-кий - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Физкультура и спорт, 1984. - 148 с.

7. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2001. - 261 с.

8. Маркос, И. Б. Психофизические особенности занимающихся и оптимизация структуры тренировочного процесса в спортивных играх / И. Б. Маркос // Оптимизация тренировочного процесса квалифицированных спортсменов : сб. науч. ст. - Алма-Ата, 1991. - С. 20-27.

9. Озеров, В. П. Психомоторные способности человека / В. П. Озеров. - Дубна : Феникс, 2002. - 320 с.

10. Смирнов, Ю. П. Бадминтон : учебник для ин-тов физ. культуры / Ю. П. Смирнов. - М. : Физкультура и спорт, 1990. - 172 с.

11. Фомин, Н. А. Физиологические основы двигательной активности / Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 224 с.

МАРТЫНОВА Анна Сергеевна, преподаватель кафедры методики преподавания физической культуры.

Дата поступления статьи в редакцию: 09.09.2008 г. © Мартынова А.С.

Книжная полка

Здоровьесберегающие технологии в системе физического воспитания студентов с отклонением в состоянии здоровья (профилактика и реабилитация) [Текст] : учеб. пособие / Ж. Б. Сафонова [и др.] ; ОмГТУ. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2007. — 58 с. : табл., формы. — Библиогр.: с. 57-58.

В учебном пособии рассматриваются теоретические, методические и практические подходы здоровье-сберегающей технологии в физическом воспитании студентов с наиболее частыми (сердечно-сосудистые, опорно-двигательный аппарат) отклонениями в здоровье, а также профилактические мероприятия для нормализации родовой деятельности и нарушений репродуктивного здоровья студенток.

Представленный материал базируется на более чем 20-летнем опыте изучения и разработки физической реабилитации студентов специальной медицинской группы с сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями на кафедре физического воспитания и спорта Омского государственного технического университета. Пособие адресовано преподавателям вузов, аспирантам и студентам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По вопросам приобретения - (3812) 65-23-69.

E mail: libdirector@ omgtu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.