37.01.796.012.2
А. С. МАРТЫНОВА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У БАДМИНТОНИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Изучение и выявление наиболее значимых координационных способностей и психических функций у бадминтонистов на этапе начальной подготовки (8—11 лет) позволило разработать методику их развития. Доказано, что использование методики в вариативном компоненте учебной программы ДЮСШ по бадминтону способствует развитию координационных способностей и психических функций у бадминтонистов на этапе начальной подготовки.
Современный спорт характеризуется поиском новых резервов совершенствования технико-тактического мастерства и повышения уровня достижений юными спортсменами в различных видах спорта. Специфика игровых видов спорта предъявляет высокие требования к развитию координационных способностей и психологических свойств организма спортсменов [1;2;3;8]. Поскольку невозможно рассматривать координационные способности в отрыве от структуры психических функций, их сопряженное взаимодействие может рассматриваться как психомоторика [7;9].
Отличительными чертами игры в бадминтон являются: высокая точность и быстрота ответных движений, ориентация в пространстве, связанные с деятельностью зрительного, проприоцептивного и других анализаторов. Ввиду малого веса волана важнейшим требованием игры является точность проявления мышечного усилия. В то же время требуется постоянное поддержание на высоком уровне внимания в связи с непредвиденностью полета волана, а также действиями соперника [6;8;12]. Следует отметить, что в системе спортивной подготовки бадминтонистов не выделен раздел координационной подготовки, тем самым на наш взгляд не используется период, признанный многими авторами сенситивным для развития координационных способностей [5;11].
Несмотря на особую значимость в бадминтоне высокого уровня координационных способностей, в научно-методической литературе фрагментарно отражены целенаправленные методические подходы к развитию координационных способностей и психических функций, нет сведений об изучении и выявлении у юных бадминтонистов на этапе начальной подготовки особенностей развития общих и специальных координационных способностей в тесной взаимосвязи с психическими функциями (вниманием, мышлением и памятью).
Цель исследования — разработать и выявить эффективность методики развития координационных способностей и психических функций у бадминтонистов на этапе начальной подготовки.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы; анкетирование; педагогическое кон-
трольное тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Для выявления наиболее значимых координационных способностей и психических функций для бадминтонистов на начальном этапе подготовки было проведено анкетирование 11 тренеров и 22 спортсменов высокой квалификации (по разработанной нами анкете). Распределение происходило по местам, в зависимости от их значимости в бадминтоне. Каждой способности и психической функции нужно было определить место в ряду других координационных способностей и психических функций. За 1-е место присваивалось 12 очков, за 2-е — 10, 3-е — 8, 4-е — 6, 5-е — 4, за 6-е место давалось 2 очка.
Анализ результатов анкетирования тренеров по бадминтону и бадминтонистов высокой квалификации на этапе начальной подготовки показал, что наиболее значимой в бадминтоне координационной способностью является реагирующая способность (1-е место), 2-е место занимает способность к пространственной ориентации, 3-е — способность к кинестетическому дифференцированию; далее места распределились в следующей последовательности: способность к перестроению движений, способность к сохранению равновесия, ритмическая способность. Среди психических функций наиболее значимой на данном этапе подготовки является внимание (1-е место), на 2-ом месте после внимания идет мышление; и на 3-м — память и далее в следующей последовательности: ощущения и восприятие, воображение, речь (табл. 1).
Данные анкетирования были использованы при разработке тестирующей и обучающей частей методики развития различных видов координационных способностей и психических функций у бадминтонистов на этапе начальной подготовки. За основу были взяты координационные способности и психические функции, которые по данным исследования оказались наиболее значимыми для бадминтона.
В исследовании приняли участие 108 человек в возрасте от 8 до 11 лет, занимающиеся в секциях бадминтона. Исследование проводилось на базе МУ ДОД СДЮСШ №10 по бадминтону, спортивного комплекса «Искра» г. Омска, спортивного комплекса п. Крутая
Таблица 1
Распределение координационных способностей и психических функций по местам в зависимости от степени их значимости в бадминтоне на этапе начальной подготовки (по результатам анкетирования)
№ п/п Наименование координационной способности или психической функции Тренеры Бадмин-ты КМС Общая оценка
очки место очки место очки место
1 Координационные способности: Способность к простран-ой ориентации 102 II 212 I 314 II
2 Ритмическая способность 56 V 90 IV 146 VI
3 Способность к кинестетическому дифференцированию 64 IV 168 II 232 III
4 Реагирующая способность 118 I 212 I 330 I
5 Способность к сохранению равновесия 90 III 90 IV 180 V
6 Способность к перестроению движений 46 VI 144 III 190 IV
Психические функции:
1 Память 54 IV 190 III 244 III
2 Воображение 82 III 124 IV 206 V
3 Внимание 108 I 210 I 318 I
4 Речь 50 V 78 V 128 VI
5 Мышление 82 III 196 II 278 II
6 Ощущения и восприятие 90 II 124 IV 214 IV
Таблица 2
Результаты тестирования специальных координационных способностей бадминтонистов до и после педагогического эксперимента
№ п/п Показатели этапы мальчики девочки
ЭГ КГ ЭГ КГ
1 Быстрота действия: Жонглирование волана за 15 секунд 1 4,64±1,60 4,43±2,10 4,23±1,17 4,21±2,04
2 14,79±3,31* 13,50±2,14* 13,46±3,50* 12,93±2,23*
2 Способность к ориентации в пространстве: Передвижение в трехметровом квадрате "Часики", с 1 28,99±2,43 30,31±2,71 30,75±2,30 30,49±2,58
2 24,08±1,42* 27,24±2,54* 24,31±1,26* 27,86±2,44*
3 Кинестетическая способность: Передвижение по «волановой дорожке» за 15 с (ошибка) 1 1,73±1,19 1,66±0,92 1,22±0,89 1,46±1,16
2 0,98±0,70 1,20±0,79 0,88±0,65 1,32±0,72
Примечание: 1 — данные до эксперимента, 2 — данные после эксперимента, * — достоверность различий при р<0,05
Горка Омской обл. с 2004 по 2007 гг. Нами была проведена серия поисковых экспериментов для разработки методики развития координационных способностей и психических функций у бадминтонистов во время тренировочного процесса. В процессе исследований были разработаны комплексы физических упражнений, получена информация о необходимой длитель-
ности их воздействия на организм юных спортсменов и обоснована эффективность взаимосвязи координационных способностей с психическими функциями.
Методика состояла из тестирующей и обучающей частей. В тестирующей части оценивался уровень развития координационных способностей и психических функций.
Таблица 3
Результаты тестирования психических функций у бадминтонистов до и после педагогического эксперимента
№ п/п Показатели этапы мальчики девочки
ЭГ КГ ЭГ КГ
1 Кратковременная зрительная память: Узнавание фигур, балл 1 3,48±1,78 3,3±1,7 3,05±1,83 3,15±1,47
2 1,5±0,76* 3,22±1,03 1,55±0,68* 3,09±1,83
2 Внимание: Таблицы Шульте: ЭР (эффективность работы), балл 1 2,64±1,15 3,28±0,99 3,0±1,08 3,5±0,76
2 3,78±1,25* 3,29±1,49 3,84±0,99* 3,28±1,07
ВР (врабатываемость), балл 1 1,16±0,26 1,14±0,23 1,17±0,26 1,03±0,19
2 0,88±0,17* 0,95±0,11* 0,88±0,10* 0,95±0,12
ПУ (психическая устойчивость), балл 1 1,13±0,20 1,16±0,26 1,23±0,26 1,09±0,21
2 0,93±0,16* 1,02±0,17 0,96±0,12* 0,96±0,12
3 Мышление: Вербально-логичес-кое: Исключение слов, балл 1 15,43±3,88 16,86±3,9 15,08±4,21 15,86±5,17
2 18,57±3,71 18,14±5,68 21,08±4,13* 17,57±5,78
Примечание: см. примечание к Табл. 2
Таблица 4
Результаты соревнований в экспериментальной и контрольной группах, очки
№ п/п Месяцы Год мальчики девочки
ЭГ КГ ЭГ КГ
1 Октябрь 2006 27±17,2 28±16,9 27±16,2 30±15,3
2 Ноябрь 2006 26±16,3 29±15,8 27±16,2 32±15,2
3 Декабрь 2006 25±17,0 30±16,7 26±15,0 31±16,2
4 Январь 2007 24±15,7 30±16,9 25±15,6 33±15,9
5 Февраль 2007 22±15,4 32±16,2 22±13,9 36±15,4
Обучающая часть состояла из блоков, которые в свою очередь включали в себя комплексы упражнений, направленные на развитие общих и специальных координационных способностей, а также отдельных психических функций с учетом специфики вида спорта. Данная методика использовалась в вариативном компоненте тренировочного занятия. Процентное соотношение вариативного компонента к общему времени тренировочного занятия было следующее: в вводной части занятия — 45%, в основной — 22%, заключительной — 33%. В каждое занятие включались 3 блока упражнений: 2 блока на развитие координационных способностей и психических функций, и 1 блок на развитие гибкости. Блоки на развитие той или иной координационной способности, а также блок на развитие гибкости включались в соответствии со схемой распределения материала по занятиям. Программа выглядела следующим образом:
1. Блок упражнений для развития реагирующей способности и психических функций; 2. Блок упражнений для развития способности к сохранению равновесия и психических функций; 3. Блок упражнений для развития способности к ориентации в пространс-
тве и психических функций; 4. Блок упражнений для развития кинестетической способности и психических функций; 5. Блок упражнений для развития координации движения рук и психических функций; 6. Блок упражнений для развития гибкости.
Все комплексы упражнений приблизительно идентичны по объему и интен-сивности нагрузки, одинаковы по времени выполнения (7-9 мин). Количество повторений упражнений для бадминтонистов варьировалось от 2 до 6 раз.
При проведении педагогического эксперимента в группах начальной подготовки первого года обучения бадминтону были сформированы контрольная и экспериментальная группы. В экспериментальной группе, в вариативном компоненте, применялась методика развития координационных способностей и психических функций. Контрольные группы также занимались по учебной программе для ДЮСШ по бадминтону, но вариативный компонент был представлен игровой и соревновательной деятельностью. Педагогический эксперимент осуществлялся на протяжении 5 месяцев.
В результате применения разработанной методики развития координационных способностей и психичес-
ких функций у бадминтонистов экспериментальной группы произошли следующие темпы прироста:
Высокие темпы прироста (62%-100%) специальных координационных способностей были выявлены в реагирующей способности и способности к ориентации в пространстве; средние (35%-38%) — в способности к кинестетическому дифференцированию. Очень большие темпы прироста в реагирующей способности, вероятно, связаны с тем, что на начальном этапе в рассматриваемых тестах уровень развития данных координационных способностей соответствовал очень низкому уровню. Средние значения представлены в табл. 2.
Темпы прироста психических функций составили: устойчивость внимания — 27%; кратковременная зрительная память — 19%; вербально-логическое, оперативное мышление — 26%. Средние значения представлены в табл. 3.
Вместе с тем, в контрольной группе отмечались низкие темпы прироста по психическим функциям, различия до и после эксперимента недостоверны (р>0,05). Прирост специальных координационных способностей был значительным, однако ниже чем у испытуемых экспериментальной группы, различия до и после эксперимента достоверны (р<0,05).
Таким образом, вышеперечисленные данные свидетельствуют о том, что применение разработанной методики в вариативной части тренировочного занятия в контексте учебной программы является важным и обоснованным фактором гармонизации физического состояния бадминтонистов. Эффективность методики была подтверждена и проводимыми соревнованиями, занимающиеся в экспериментальной группе в целом занимали выше места, чем занимающиеся контрольной группы. За соответствующее место давалось соответствующее количество очков. За 1-е место — 1 очко, за 2-е — 2 очка и т.д. (табл. 4).
В ходе работы были выявлены наиболее значимые специальные координационные способности и психические функции, разработан комплекс специальных тестов для оценки уровня развития координационных способностей, теоретически и экспериментально обоснована методика сопряженного развития координационных способностей и психических функций у бадминтонистов на этапе начальной подготовки.
Данная методика внедрена в ДЮСШ №10 по бадминтону г. Омска в 2006 году, где показала свою эффективность.
Библиографический список
1. Валеев, Ф. Г. Индивидуализация подготовки бадминтонистов с учетом силы нервной системы / Ф. Г. Валеев, А. Л. Попов // Бадминтон. - 1977. - № 17. - С. 49-69.
2. Валеев, Ф. Г. Быстрая игра бадминтониста / Ф. Г. Валеев, А. Л. Попов // Бадминтон. - 1979. - № 15. - С. 3-5.
3. Валеев, Ф. Г. Сила нервов / Ф. Г. Валеев // Спортивные игры. - 1987. - № 7. - С. 7-10.
4. Валеева, Г. В. Бадминтон: учебное пособие / Г. В. Вале-ева ; Уфим. гос. нефтяной техн. ун-т. - Уфа, 2002. - 86 с.
5. Горская, И. Ю. Базовые координационные способности школьников с раз-личным уровнем здоровья : монография / И. Ю. Горская, Л. А. Суянгулова ; СибГАФК. - Омск, 2000. -212 с.
6. Лифшиц, В. Я. Бадминтон / В. Я. Лифшиц, А. В. Галиц-кий - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Физкультура и спорт, 1984. - 148 с.
7. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2001. - 261 с.
8. Маркос, И. Б. Психофизические особенности занимающихся и оптимизация структуры тренировочного процесса в спортивных играх / И. Б. Маркос // Оптимизация тренировочного процесса квалифицированных спортсменов : сб. науч. ст. - Алма-Ата, 1991. - С. 20-27.
9. Озеров, В. П. Психомоторные способности человека / В. П. Озеров. - Дубна : Феникс, 2002. - 320 с.
10. Смирнов, Ю. П. Бадминтон : учебник для ин-тов физ. культуры / Ю. П. Смирнов. - М. : Физкультура и спорт, 1990. - 172 с.
11. Фомин, Н. А. Физиологические основы двигательной активности / Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 224 с.
МАРТЫНОВА Анна Сергеевна, преподаватель кафедры методики преподавания физической культуры.
Дата поступления статьи в редакцию: 09.09.2008 г. © Мартынова А.С.
Книжная полка
Здоровьесберегающие технологии в системе физического воспитания студентов с отклонением в состоянии здоровья (профилактика и реабилитация) [Текст] : учеб. пособие / Ж. Б. Сафонова [и др.] ; ОмГТУ. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2007. — 58 с. : табл., формы. — Библиогр.: с. 57-58.
В учебном пособии рассматриваются теоретические, методические и практические подходы здоровье-сберегающей технологии в физическом воспитании студентов с наиболее частыми (сердечно-сосудистые, опорно-двигательный аппарат) отклонениями в здоровье, а также профилактические мероприятия для нормализации родовой деятельности и нарушений репродуктивного здоровья студенток.
Представленный материал базируется на более чем 20-летнем опыте изучения и разработки физической реабилитации студентов специальной медицинской группы с сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями на кафедре физического воспитания и спорта Омского государственного технического университета. Пособие адресовано преподавателям вузов, аспирантам и студентам.
По вопросам приобретения - (3812) 65-23-69.
E mail: libdirector@ omgtu.ru.