Научная статья на тему 'Методика развития координационных способностей слабослышащих детей младшего школьного возраста'

Методика развития координационных способностей слабослышащих детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1361
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE / МЕТОДИКА / METHODS / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / COORDINATION ABILITIES / СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ДЕТИ / HEARING IMPAIRED CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деньгова Л. Е., Козырева А. В., Савченко Ю. А.

В адаптивной физической культуре для развития координационных способностей применяются различные упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. К основным методам развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста относятся: метод стaндaртнo-пoвтoрнoгo упражнения, вариативного упражнения, игровой. При разработке методики развития координационных способностей слабослышащих детей младшего школьного возраста авторы учитывали, что при развитии координационных способностей используются упражнения, которые предъявляют к повышенные требования к упорядочиванию движений, их согласованию, организации. Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, должны иметь необходимую координационную трудность и сложность для выполнения, содержать элементы необычности и новизны, включать большое разнообразие форм движений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Деньгова Л. Е., Козырева А. В., Савченко Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF HEARING IMPAIRED CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

In an adaptive physical education for the development of coordination abilities are different exercises of high coordination complexity and containing elements of novelty. The main methods of development of coordination abilities in children of primary school age are: the method of standard and repeated exercise, flexible exercise, games. With the development of methods of development of coordination abilities of hearing impaired children of primary school age, the authors took into account that the development of coordination abilities uses exercises that apply to higher demands on the ordering of the movements, alignment, organization. Exercises on development of coordination skills should have the necessary coordination difficulty and complexity to perform, contain elements of strangeness and novelty, to include a large variety of forms of execution of movements.

Текст научной работы на тему «Методика развития координационных способностей слабослышащих детей младшего школьного возраста»

4. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие. Москва, 2006

5. Рабочая программа дисциплины Технология исследовательского обучения математике. Составитель Батчаева П.А-Ю. Карача-евск: Изд-во КЧГУ, 2016.

References

1. FGOS VO po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 4 dekabrya 2015 g. № 1426.

2. Lyubimov L.L. Shkola i znanievoe obschestvo v Rossii. Voprosy obrazovaniya. 2007; 4: 11 - 14.

3. Kachnev V.I. Metodologiya nauchnogo issledovaniya: metodicheskoe posobie dlya studentov. Moskva, 2000.

4. Savenkov A.I. Psihologicheskie osnovy issledovatel'skogo podhoda k obucheniyu: uchebnoe posobie. Moskva, 2006

5. Rabochaya programma discipliny Tehnologiya issledovatel'skogo obucheniya matematike. Sostavitel' Batchaeva P.A-Yu. Karachaevsk: Izd-vo KChGU, 2016.

Статья поступила в редакцию 16.04.17

УДК 378

Dengova L.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Education and Adaptive Physical Education, Stavropol State Medical University (Stavropol, Russia), E-mail: lusiyona@bk.ru

Kozyrevа A.V., teacher, Department of Physical Education and Adaptive Physical Education, Stavropol State Medical University (Stavropol, Russia), E-mail: lusiyona@bk.ru

Savchenko Yu.A, teacher, Department of Physical Education and Adaptive Physical Education, Stavropol State Medical University (Stavropol, Russia), E-mail: lusiyona@bk.ru

METHODS OF DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF HEARING IMPAIRED CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE. In an adaptive physical education for the development of coordination abilities are different exercises of high coordination complexity and containing elements of novelty. The main methods of development of coordination abilities in children of primary school age are: the method of standard and repeated exercise, flexible exercise, games. With the development of methods of development of coordination abilities of hearing impaired children of primary school age, the authors took into account that the development of coordination abilities uses exercises that apply to higher demands on the ordering of the movements, alignment, organization. Exercises on development of coordination skills should have the necessary coordination difficulty and complexity to perform, contain elements of strangeness and novelty, to include a large variety of forms of execution of movements.

Key words: adaptive physical culture, methods, coordination abilities, hearing impaired children.

Л.Е. Деньгова, канд. пед. наук, доц. каф. физического воспитания и адаптивной физкультуры, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет», г. Ставрополь, E-mail: lusiyona@bk.ru А.В. Козырева, преп. каф. физического воспитания и адаптивной физкультуры ГБОУ ВО «(Ставропольский государственный медицинский университет», г. Ставрополь, E-mail: lusiyona@bk.ru

Ю.А. Савченко, преп. каф. физического воспитания и адаптивной физкультуры ГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет», г. Ставрополь, E-mail: lusiyona@bk.ru

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В адаптивной физической культуре для развития координационных способностей применяются различные упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. К основным методам развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста относятся: метод стaндaртнo-пoвтoрнoгo упражнения, вариативного упражнения, игровой. При разработке методики развития координационных способностей слабослышащих детей младшего школьного возраста авторы учитывали, что при развитии координационных способностей используются упражнения, которые предъявляют к повышенные требования к упорядочиванию движений, их согласованию, организации. Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, должны иметь необходимую координационную трудность и сложность для выполнения, содержать элементы необычности и новизны, включать большое разнообразие форм движений.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, методика, координационные способности, слабослышащие дети.

По данным специалистов в области физической культуры у слабослышащих детей физические качества менее развиты, чем у здоровых сверстников. Особенно у большинства слабослышащих детей прослеживается недостаточный уровень сфор-мированности координационных способностей, которые лежат в основе бытовых, двигательных навыков и умений человека, в связи с чем, коррекция и развитие координационных способностей у данной категории детей имеет большое значение для их адаптации и реализации в обществе. Следовательно, одной из приоритетных задач адаптивного физического развития слабослышащих детей является повышение уровня их координации. Координационные способности ряд авторов характеризует как совокупность двигательных способностей, определяющих быстроту освоения новых движений, а также умения адекватно перестраивать двигательную деятельность при возникновении неожиданных ситуаций. В адаптивной физической культуре для развития координационных способностей применяются различные упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. К основным методам развития координационных способностей у детей младшего школьного

возраста относятся: метод стандартно-повторного упражнения, вариативного упражнения, игровой.

Несмотря на большой арсенал упражнений для развития координационных способностей, специфические особенности их развития у слабослышащих детей требуют разработки специальных методических приемов, методик по адаптивному физическому воспитанию и должны быть направленны на коррекцию и развитие двигательной сферы ребенка. Также, необходимо помнить, что в младшем школьном возрасте необходимо закладывать и развивать основные качества физической и функциональной подготовки. До настоящего времени еще остаются открытыми вопросы по особенностям физического развития, становления психомоторных функций и, особенно, уровня формирования различных проявлений координационных способностей слабослышащих школьников. Необходимость поиска новых средств, организационно-методических подходов, имеющих коррекци-онно-компенсаторную направленность в процессе адаптивного физического воспитания с учетом физического и психомоторного развития детей младшего школьного возраста с нарушением слуха обусловило актуальность нашего исследования.

В экспериментальной группе на протяжении всего педагогического эксперимента два раза в неделю слабослышащие дети младшего школьного возраста занимались по предложенной нами методике содержащей комплексы упражнений, направленность которых заключалась в развитии координационных способностей.

При разработке методики, мы учитывали тот факт, что при развитии координационных способностей используются упражнения, которые предъявляют повышенные требования к упорядочиванию движений, их согласованию, организации. Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, должны иметь необходимую координационную трудность и сложность для выполнения, содержать элементы необычности и новизны, включать большое разнообразие форм выполнения движений, а также содержать специальные задания по регулированию различных параметров движений за счёт работы отдельных анализаторов. Средствами развития координационных

Для определения эффективности экспериментальной методики в начале и по окончанию педагогического эксперимента было проведено тестирование, в которое входили следующие тесты (С.П. Евсеев, 2009): реагирующая способность - тест ловля линейки; спсобность к сохранению равновесия - проба Ромберга «Пяточно-носочная»; способность к сохранению равновесия - проба Росмберга «Аист»; для определения уровня кинестетической способности применялся тест «Фишки». Данные полученные нами в начале и по окончании педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности методики развития координационных способностей слабослышащих детей младшего школьного возраста. Так, в начале педагогического эксперимента результаты исследования по определению развития координационных способностей у слабослышащих детей младшего школьного возраста свидетельствуют о том, что сред-негрупповые показатели в тестовых заданиях контрольной и экспериментальной групп статистически не отличаются (табл.1).

Таблица 1

Определение развития координационных способностей у слабослышащих детей младшего школьного возраста

(октябрь, 2016)

№ Тесты ЭГ КГ t P

1 Тест ловля линейки (реагирующая способность), см 25,8±3,7 25,3±3,9 1,6 P>0,05

2 Проба Ромберга (сохранение равновесия), с 6,2±2,4 6,5±2,8 1,7 P>0,05

3 Проба Ромберга «Аист» (сохранение равновесия), с 2,2±1,7 2,4±1,9 1,8 P>0,05

4 «Фишки» (кинестетическая координационная способность), с 14,4±4,6 14,0±4,9 1,7 P>0,05

способностей в экспериментальной методике являлись подвижные игры и различные упражнения динамического и статического характера: упражнения без предметов; упражнения с предметами (мячи, ленты). Входящие в разработанную нами методику комплексы физических упражнений проводились на уроках физической культуры: в подготовительной части занятия (две минуты), в первой половине основной части занятия (семь минут) и в заключительной части занятия (две минуты). Для развития ко-

По окончании педагогического эксперимента результаты исследования по определению динамики развития координационных способностей у слабослышащих детей младшего школьного возраста свидетельствуют о статистически достоверных различиях экспериментальной и контрольной групп в тестах: «Тест ловля линейки, Проба Ромберга «Аист» (Р<0,05); в тестах «Фишки» и «Проба Ромберга пяточно-носочная» (Р<0,01). Данные исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2

Динамика развития координационных способностей у слабослышащих детей младшего школьного возраста

(март, 2017)

№ Тесты ЭГ КГ t P

1 Тест ловля линейки (реагирующая способность), см 21,4±4, 23,2±4,9 3,5 P<0,05

2 Проба Ромберга (сохранение равновесия), с 10,8±2,4 8,7±2,8 4,7 P<0,01

3 Проба Ромберга «Аист» (сохранение равновесия), с 4,4±2,8 2,7±2,9 3,4 P<0,05

4 «Фишки» (кинестетическая координационная способность), с 10,5±4,4 13,5±4,6 4,6 P<0,01

ординационных способностей мы применяли методы стандартно-повторного упражнения, вариативного упражнения, игровой. Метод стандартно-повторного упражнения применялся при разучивании новых, достаточно сложных двигательных действий. Метод вариативного упражнения применялся в двух основных вариантах: метод строго регламентированного и не строго регламентированного варьирования. Игровой метод применялся для увеличения двигательной активности детей, развития координационных способностей.

Библиографический список

Результаты исследования показали, что разработанная нами экспериментальная методика развития координационных способностей у слабослышащих детей младшего школьного возраста, положительно повлияла на динамику развития их координационных способностей. По окончании педагогического эксперимента выявлены статистически достоверные различия экспериментальной и контрольной групп в тестах: «Тест ловля линейки», проба Ромберга «Аист (Р<0,05), в тестах «Фишки» и «Проба Ромберга пяточно-носочная» (Р<0,01).

1. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии: учебник. Москва, 2001.

2. Волков Л.В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2008.

3. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. Москва, 2010.

4. Суянгулова Л.А. Совершенствование координационных способностей рук детей школьного возраста. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Омск, 2006.

5. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры. Москва, 2003.

References

1. Bernshtejn N.A. O lovkostii ee razvitii: uchebnik. Moskva, 2001.

2. Volkov L.V. Sistema upravleniya razvitiem fizicheskih sposobnostej detej shkol'nogo vozrasta vprocesse zanyatij fizicheskoj kul'turoj i sportom. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008.

3. Evseev S.P. Teoriya i organizaciya adaptivnoj fizicheskoj kul'tury. Moskva, 2010.

4. Suyangulova L.A. Sovershenstvovanie koordinacionnyh sposobnostej ruk detej shkol'nogo vozrasta. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2006.

5. Shapkova L.V. Chastnye metodiki adaptivnoj fizicheskoj kul'tury. Moskva, 2003.

Статья поступила в редакцию 15.04.17

УДК 378

Shibaev V.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Mathematics, Stavropol State Agrarian University

(Stavropol, Russia), E-mail: shibaevy_stv@mail.ru

THE CONTRIBUTION OF THE MATHEMATICAL DISCIPLINES IN THE PROCESS OF TRAINING SPECIALISTS IN THE FIELD OF SERVICES TO THE POPULATION. The article discusses the role of mathematics in the educational process of the faculty of service and tourism. In the course of training specialists in service and tourism in the study of discipline "Mathematics" discusses topics of mathematical analysis, analytical geometry and linear algebra, and probability theory and mathematical statistics. For students whose profession will be connected with the service or tourist activities, these disciplines play an important role: they help to shape the algorithmic and logical thinking; contribute to the development of modern methods of mathematical modeling in the analysis of socio-economic processes; facilitate the mastery of research methods and solving math problems as well as developing in students the ability to extend their mathematical knowledge.

Key words: service and tourism, training, mathematical discipline, methods of training in mathematics in higher education.

В.П. Шибаев, канд. пед. наук, доц. каф. математики, Ставропольский государственный аграрный университет,

г. Ставрополь, E-mail: shibaevy_stv@mail.ru

ВКЛАД МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СФЕРЫ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ

В статье рассматривается роль математики в учебном процессе факультета сервиса и туризма. В курсе обучения специалистов сервиса и туризма при изучении дисциплины «Математика», рассматриваются разделы математический анализ, аналитическая геометрия и линейная алгебра, а также теория вероятности и математическая статистика. Для студентов, чья профессия будет связана с сервисной, либо туристской деятельностью, данные дисциплины играют важную роль: помогают формировать алгоритмическое и логическое мышление; способствуют освоению современных методов математического моделирования при анализе социально-экономических процессов; содействуют овладению методов исследования и решения математических задач, а также выработке у студентов умения самостоятельно расширять свои математические знания.

Ключевые слова: сервис и туризм, профессиональная подготовка, математические дисциплины, методы проведения занятий по математике в высших учебных заведениях.

Человек, получающий высшее образование, должен быть всесторонне развит в любой сфере, будь то экономика, социология, информатика, математика и т. д. Будучи специалистом, выпускник должен иметь представление об особенностях математического метода познания окружающего мира, владеть математическим языком, иметь представление о прикладных аспектах математики, а также анализировать частные явления и находить общие закономерности, ведь именно эта наука наилучшим образом содействует этому. Такая дисциплина, как математика, способствует формированию математической культуры и математического стиля мышления. Переводя транспортную, экономическую, управленческую или любую другую задачу на математический язык, высококвалифицированный специалист получает возможность использовать для ее решения все разнообразие и богатство средств математики. В отличие от других моделей наук, математика дает весьма четкие логические модели для изучения окружающей действительности. Математической моделью изучаемого объекта (явления, процесса) называется логическая конструкция, отражающая геометрические формы этого объекта и количественные соотношения между его числовыми параметрами [1 - 3].

Использование математических методов создает так называемый математический стиль мышления, т. е. абстрактный, логический, а так же нацеленный на поиск закономерностей [4]. Для математических методов характерно: использование точных количественных оценок; сочетание индуктивного и дедуктивного подходов; четкость формулировок и определений; логическая строгость; универсальность.

Для комплексного изучения математики в условиях высшего образования необходимы различные методы проведения лекционных и практических занятий. Их можно осуществлять с помощью:

1) Интерактивных методов, то есть взаимодействия между преподавателем и студентами, к которым относятся:

- Игровые интерактивные методы обучения, такие, как деловая учебная игра, ролевая игра, психологический тренинг.

- Неигровые интерактивные методы обучения: анализ конкретных ситуаций (case-study), групповые дискуссии, мозговой штурм, методы кооперативного обучения;

2) Использования новых технологий в обучении, например: лекций-презентаций, построение компьютерных графиков и схем и многое другое.

Благодаря данным методам, студенты намного легче усваивают математические дисциплины.

Специалист, который грамотно и аккуратно использует математические методы, приносит пользу в любой сфере деятельности, в том числе и в сфере услуг [5; 6].

Вузовская программа по математике для разных специальностей имеет свои особенности, курсы сориентированы на потребности смежных дисциплин, но математическое ядро, как правило, общее для всех. Существенную часть государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Математика» составляет изучение её оснований, к которым традиционно относят, в том числе, математическую логику. Здесь присутствует достаточно благодатная почва для мотивации изучения математики, аргументов можно приводить много, причем они будут для студентов весьма значимыми и актуальными. Достаточно того, что при формулировании математических утверждений используется так называемая предметная речь, обладающая такими свойствами, как краткость, лаконичность, четкость. Все эти качества необходимы для грамотной профессиональной речи специалиста в области сервиса и туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.