Научная статья на тему 'Структура и содержание программно-методического обеспечения физического развития слабослышащих и слабовидящих детей дошкольного возраста'

Структура и содержание программно-методического обеспечения физического развития слабослышащих и слабовидящих детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
879
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / СОДЕРЖАНИЕ БАЗОВОЙ И ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ / БЛОКИ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ПОСТРОЕНИИ ЗАНЯТИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитушкин Виктор Григорьевич, Кулькова Ирина Валерьевна

В статье, на основе анализа ФГОС и примерных программ дошкольного образования, показателей физической подготовленности детей 6-7 лет коррекционных образовательных учреждений г. Москвы, изучены и рекомендованы в практику учебно-тематический план и программно-методическое обеспечение физического воспитания слабослышащих и слабовидящих детей для последующего составления образовательной программы по физическому воспитанию. Экспериментальным путем установлено, что выделение блоков игр и игровых упражнений для развития физических качеств в вариативной части программы способствует ускорению развития локомоторных функций, устойчивой координации движений, внутренней уверенности в выполнении упражнений, а также помогают окрепнуть и повысить интерес к занятиям физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитушкин Виктор Григорьевич, Кулькова Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure and content of the program-methodical support of the physical development of visually impaired and hearing impaired children aged 4-7 years

In this article, based on the analysis of the GEF and model programs for the preschool education, indicators of physical readiness of preschool children aged 6-7 years of the correctional educational institutions of Moscow, there were studied and recommended into practice the educational thematic plan and program-methodical support of the physical training for the hard of hearing and visually impaired children for the subsequent preparation of the educational program for physical training. It was established experimentally that the allocation of blocks of games and gaming exercises for development of the physical qualities in the variable part of the program contributes to accelerating of the development of locomotor functions, stability, coordination of movements, self-confidence in doing the exercises, as well as it helps to get stronger and increase the interest in physical training.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание программно-методического обеспечения физического развития слабослышащих и слабовидящих детей дошкольного возраста»

УДК 796.011.3

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Виктор Григорьевич Никитушкин, доктор педагогических наук, профессор,

заведующий кафедрой, Ирина Валерьевна Кулькова, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры,

Московский городской педагогический университет, педагогический институт физической культуры и спорта (ПИФКиС МГПУ), г. Москва

Аннотация

В статье, на основе анализа ФГОС и примерных программ дошкольного образования, показателей физической подготовленности детей 6-7 лет коррекционных образовательных учреждений г. Москвы, изучены и рекомендованы в практику учебно-тематический план и программно-методическое обеспечение физического воспитания слабослышащих и слабовидящих детей для последующего составления образовательной программы по физическому воспитанию. Экспериментальным путем установлено, что выделение блоков игр и игровых упражнений для развития физических качеств в вариативной части программы способствует ускорению развития локомоторных функций, устойчивой координации движений, внутренней уверенности в выполнении упражнений, а также помогают окрепнуть и повысить интерес к занятиям физической культурой.

Ключевые слова: учебно-тематический план физического воспитания детей дошкольного возраста, содержание базовой и вариативной части программы, блоки игр и игровых упражнений для развития физических качеств, комплексный подход в построении занятий.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p89-93

STRUCTURE AND CONTENT OF THE PROGRAM-METHODICAL SUPPORT OF THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF VISUALLY IMPAIRED AND HEARING IMPAIRED CHILDREN AGED 4-7 YEARS

Victor Grigoryevich Nikitushkin, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Irina Valeryevna Kulkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Teacher Training Institute of Physical Culture and Sport Moscow City Teacher Training University, Moscow

Annotation

In this article, based on the analysis of the GEF and model programs for the preschool education, indicators of physical readiness of preschool children aged 6-7 years of the correctional educational institutions of Moscow, there were studied and recommended into practice the educational thematic plan and program-methodical support of the physical training for the hard of hearing and visually impaired children for the subsequent preparation of the educational program for physical training. It was established experimentally that the allocation of blocks of games and gaming exercises for development of the physical qualities in the variable part of the program contributes to accelerating of the development of locomotor functions, stability, coordination of movements, self-confidence in doing the exercises, as well as it helps to get stronger and increase the interest in physical training.

Keywords: curricula for the physical development of children at preschool age, content of the base and variable part of the program, power games and game exercises for development of physical qualities, integrated approach in planning the activities.

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. Физическая культура в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях является составной частью всей системы работы со слабовидящими и слабослышащими детьми. Использование в полной мере потенциала физической культуры и спорта позволит улучшить социальное взаимодействие, формировать двигательные уме-

ния и навыки [1]. Однако, значительная часть детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и в результате оказывается неподготовленной к обучению в школе.

Педагогическое воздействие в целях восстановления нарушенных и развития еще не сформированных двигательных функций, предполагает применение специальной системы физических упражнений в процессе обучения, воспитания и развития детей с отклонениями в состоянии здоровья [3, 4, 5, 6, 7, 9]. И если занятия физическими упражнениями для здорового человека это способ активного развития, то для аномального ребенка физическая культура является одним из основных средств устранения отклонений в двигательной системе. Поэтому привлечение больных и ослабленных детей к активным занятиям физической культурой должно рассматриваться как важное звено в комплексе учебно-воспитательной работы коррекционных образовательных учреждений.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основная задача исследования - разработать структуру и содержание программно-методического обеспечения физического развития слабослышащих и слабовидящих детей дошкольного возраста для составления образовательной программы по физическому воспитанию. В силу того, что незначительное количество коррекционных образовательных учреждений имеют плавательные бассейны, нами был разработан учебно-тематический план физического развития детей 4-5, 5-6 и 6-7 лет на основе игровой деятельности, поскольку использование игровых и акробатических упражнений, подвижных игр позволит развивать быстроту, ловкость, выносливость, координацию движений, мелкую моторику детей.

Структура и содержание экспериментального материала соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (приказ от 17 октября 2013 г. N 1155). Учебный материал обязательной части программы для детей 4-5-летнего возраста выполнялся 3 раза в неделю по 15-20 мин, а вариативной части -ежедневно по 15-20 мин. Для детей 4-5 лет соответственно базовый учебный материал применялся на занятиях 3 раза в неделю по 20-25 мин, вариативный - ежедневно по 2530 мин, для детей 6-7 лет до 30 мин 3 раза в неделю на занятиях физической культурой применялся базовый учебный материал, а вариативный - ежедневно по 25-30 мин. В структуре каждого занятия выделялись подготовительная, основная и заключительная части.

Учебный материал вариативной части физического воспитания предусматривал выделение блоков игр и игровых упражнений для развития физических качеств (табл. 1).

В блок на развитие гибкости и координационных способностей включены следующие средства: репродуктивные конкурсы для развития гибкости, корригирующая гимнастика и игровые упражнения, основные средства гимнастики для развития координационных способностей, ритмическая гимнастика.

В блок на развитие скоростно-силовых способностей включены игры и игровые упражнения для развития прыжковых навыков, быстроты движений, метательных способностей.

В блок на развитие выносливости включены многократное повторение общераз-вивающих упражнений, комплексы упражнений с использованием фитболов, непрерывные подвижные игры длительностью 12-15 мин.

В сюжетно-ролевой блок включены предметные, индивидуальные игры с детьми, совместные игры воспитателя и детей.

В блок игры с правилами включены: игры, подразумевающие состязание на подвижность, ловкость, выносливость, умственную компетенцию (внимание, память, комбинаторика); игры на удачу, где исход игры определяется вероятностью и не связан со

способностями играющих.

Таблица 1

_Учебно-тематический план физического развития детей 4-5, 5-6, 6-7-лет_

Содержание материала

I Обязательная часть (60%) Основные задачи

I. 1. Основы теоретических знаний Проводить теоретические занятия по основам физического воспитания, игровой деятельности, предупреждению травматизма

I. 2. Двигательная Овладеть основными движениями

I. 3. Формирование системы опор-но-двигательного Укрепить мышечную систему опорно-двигательного

аппарата аппарата

I. 4. Овладение подвижными играми Обучить игровым упражнениям и простейшим подвижным играм

I. 5. Овладение подвижными играми с правилами Обучить игровым упражнениям и подвижным играм с правилами

I. 6. Формирование начальных представлений об Обучить простейшим упражнениям из различных

игровых видах спорта игровых видов спорта

I. 7. Акробатические и гимнастические упражнения Обучить технике выполнения простейшим акробатическим и гимнастическим упражнениям

I. 8. Обучение плаванию (при наличии бассейна) Обучить техническим элементам плавания

II Вариативная часть (40%)

2.1. Подвижные игры: Развивать физические качества

2.2. Игры на развитие гибкости и координационных способностей Развивать гибкость и координационные способности

2.3. Игры на развитие скоростно-силовых качеств Развивать скоростно-силовые способности

2.4. Игры на развитие выносливости Развивать выносливость

2.5. Сюжетно-ролевые игры Развивать игровой опыт ребенка

2.6 Игры с правилами Развивать интерес к игровому общению со сверстниками

Наряду с основной формой коррекционно-развивающей работы по физическому развитию дошкольников с нарушениями зрения и слуха остаются специально организованные занятия - лечебная физкультура, массаж, различные виды гимнастик (глазная, адаптационная, корригирующая), закаливающие процедуры [10].

Экспериментальное обоснование программно-методического обеспечения процесса физического воспитания в дошкольных образовательных (коррекционных) учреждениях проводилось в течение года на контингенте воспитанников 6-7-летнего возраста коррекционных дошкольных образовательных учреждений города Москвы. В нем приняли участие слабослышащие дети 6-7-летнего возраста, по 12 человек в экспериментальной и контрольной группах.

В начале педагогического эксперимента было проведено тестирование детей с целью определения уровня физической подготовленности и проявления координационных способностей (табл. 2).

Анализ таблицы 2 показывает, что по всем показателям педагогического тестирования между экспериментальными и контрольной группой не было обнаружено достоверных различий (Р>0,05).

Таблица 2

Уровень физической подготовленности слабослышащих детей 6-7-летнего возраста

(исходные данные)

Контрольные упражнения Группы детей (п=12 человек) Достоверность различий

Экспериментальная Контрольная г Р

Бег 10 м, с 4,4±0,124 4,5±0,124 2,0 >0,05

Челночный бег 3x10 м, с 12,3±0,029 12,35±0,031 1,19 >0,05

Прыжок в длину с места, с 92,0±1,5 89,0±1,3 1,51 >0,05

Бросок набивного мяча 0,5 кг, см 175,5±1,95 170,5±2,14 1,73 >0,05

Подъем туловища из положения лежа, кол-во раз 7,22±0,19 7,32±0,21 0,5 >0,05

Наклон туловища вперед, см 2,11±0,1 2,15±0,11 0,28 >0,05

По окончанию годичного педагогического эксперимента снова было проведено контрольное тестирование (табл. 3).

Таблица 3

Уровень физической подготовленности слабослышащих детей 6-7-летнего возраста

(конечные данные)

Контрольные упражнения Группы детей (n=12 человек) Достоверность различий

Экспериментальные Контрольная t Р

Бег 10 м, с 4,2±0,088 4,3±0,088 2,38 <0,05

Челночный бег 3x10 м, с 11,6±0,08 11,9±0,09 2,5 <0,05

Прыжок в длину с места, с 112±2,05 105±1,45 2,8 <0,05

Бросок набивного мяча 0,5 кг, см 220±3,5 205±2,8 3,34 <0,01

Подъем туловища из положения лежа, кол-во раз 9,8±0,33 8,4±0,35 2,97 <0,05

Наклон туловища вперед, см 2,5±0,1 2,1±0,1 2,85 <0,05

Анализ таблицы 3 показал, что между группами по всем показателям обнаружены достоверные различия, при этом результаты тестов были выше в экспериментальной группе. Так в беге на 10 м результат был выше на 2,3%, в челночном беге на 2,6%, в прыжке в длину на 6,6%, в броске набивного мяча на 7,3%, в подъеме туловища на11,6%, в наклоне туловища на19,0%.

ВЫВОДЫ

Результаты проведенного годичного педагогического эксперимента позволяют считать, что разработанное учебно-тематическое планирование и содержание программного материала по физическому воспитанию, на основе игровой деятельности, для детей 4-7 лет с ОВЗ способствует ускорению развития локомоторных функций, устойчивой координации движений, внутренней уверенности в выполнении упражнений, а также помогают окрепнуть и повысить интерес к занятиям физической культурой.

Не следует забывать, что то, что упущено в детстве, трудно наверстать. И от того, как организовано воспитание и обучение ребенка, какие условия созданы для его взросления, развития физических и духовных сил, зависят его развитие и здоровье в последующие годы жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении утвержденного федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/70512244/. - Дата обращения 01.03.2015.

2. Агафонов, И.В. Двигательная активность человека как биологическая потребность в процессе его развития // Физическая культура и спорт - основа здорового образа жизни : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. / Тамбовский гос. ун-т им. Г.Р. Державина. - Тамбов, 2011. -С. 175-179.

3. Башкирова, Е.В. Система физкультурной работы в коррекционных группах дошкольного учреждения : учеб. программа / Е.В. Башкирова. - М. : Просвещение, 2011. - 153 с.

4. Блошкина, Н. М. Эффективность применения средств развития функции равновесия в физическом воспитании детей с нарушением зрения 5-6 лет / Н.М. Блошкина, М.А. Вершинин // Адаптивная физическая культура. - 2011. - № 3 (47). - С. 50-53.

5. Вербина, В.В. Методика адаптивного физического воспитания для слабослышащих дошкольников на основе использования фитбол-гимнастики и «малой» акробатики / В.В. Вербина, С. А. Дробышева // Адаптивная физическая культура. - 2011. - № 4. - С. 16-18.

6. Головчиц, Л.А. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» /Л.А. Головчиц. - М. : Гном и Д, 2006. - 165 с.

7. Зотова, Ф.Р. Физическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ компенсирующего вида / Ф.Р. Зотова, В.А. Мартынова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2012. - № 3. - С. 11.

8. Минникаева, Н.В. Игровая деятельность в двигательном режиме дня старших дошкольников как средство формирования физической культуры личности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Минникаева Наталья Викторовна. - М., 2009. - 23 с.

9. Носкова, Л.П. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста / Л.П. Нос-кова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко. - М. : Владос, 2001. - 210 с.

10. Ростомашвили, Л.Н. Программно-методическое обеспечение адаптивного физического воспитания детей со сложными нарушениями развития / Л. Н. Ростомашвили // Адаптивная физическая культура. - 2012. - № 1 (49). - С. 52-54.

REFERENCES

1. Federal State educational standard of preschool education (app. By order of the Russian Ministry of October 17, 2013 № 1155 "On approval of SRI-approved federal state educational standard planks-ceiling elements of education"), available at: http://base.garant.ru/70512244/

2. Agafonov, I.V. (2011), "The motor activity of man as a biological need in the process of its development", Physical Culture and Sports - the basis of a healthy lifestyle: Materials of III International. scientific and practical. Conf. Tambov, TSU Publishing House. GR Derzhavin, pp. 175-179.

3. Bashkirov, E.V. (2011), The system of sports work in correctional preschool groups: education program, Education, Moscow.

4. Bloshkin, N.M. (2011), "The effectiveness of tools for the development of function of balance in the physical education of children with visual impairment 5-6 years", Adapted Physical Education, No. 3 (47), pp. 50-53.

5. Verbina, V.V. and Drobysheva S.A. (2011), "The technique of adaptive physical education for deaf preschool children through the use of fitball gymnastics and "small" acrobatics", Adaptive physical education, No. 4, pp. 16-18.

6. Golovchits L.A. (2006), The program "Education and training of hearing preschool children with complex (complex) developmental disorders", Dwarf and D, Moscow.

7. Zotova, F.R. (2012), "Physical education of preschool children in a preschool compensating", Physical culture: education, education and training, No. 3, pp. 11.

8. Minnikaeva, N.V. (2009), Fun activities in motor mode of the day-to senior students as a means offormation ofphysical training of the person, dissertation, Moscow.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Noskova, L.P. (2001), Upbringing and education of deaf children of preschool years, VLADOS, Moscow.

10. Rostomashvili, L.N. (2012), "Software and methodological support adaptive physical education of children with complex developmental disorders", Adaptive physical education, No. 1 (49), pp. 52-54.

Контактная информация: [email protected], [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.03.2015.

УДК 796.011

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ЛИЦАМИ С ДЕПРИВАЦИЕЙ ЗРЕНИЯ

Ксения Игоревна Николаева, аспирантка, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье представлен анализ изучения и обобщения накопленного опыта работы иностранных специалистов в области танцевальной терапии для лиц с нарушением зрения, а также информация о действующих на сегодняшний день крупнейших ассоциациях танцевальной терапии. Раскрываются достижения стран ближнего и дальнего зарубежья в вопросах применения танцевальных занятий для лиц с депривацией зрения.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, танцевальная терапия, лица с нарушением зрения, зарубежный опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.