Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей дошкольников в условиях поддержки детской инициативы'

Развитие творческих способностей дошкольников в условиях поддержки детской инициативы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1729
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕСЛОВА: ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПОДДЕРЖКА / ИНИЦИАТИВА / РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / CREATIVE ABILITIES / SUPPORT / INITIATIVE / DEVELOPMENT / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обухова Людмила Александровна

В статье рассматривается проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Представлены взгляды учёных различных научных школ на проблему развития творческих способностей дошкольников. Раскрываются педагогические условия необходимые для поддержки детской инициативы в образовательном процессе дошкольного образования. Обозначены проблемы, связанные с поиском форм, средств и методов развития творческих способностей дошкольников. Предложены варианты развития творческих способностей детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности (познавательной, художественной, речевой, коммуникативной, двигательной). Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению уровней развития творческих способностей дошкольников по критериям «оригинальность» и «новизна».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Обухова Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of pre-school children's creative abilities in supportive environments for children's initiative

The article addresses the issue of development of pre-school children's creative abilities. In this article are represented views of the scientists of different scientific schools on the issue of development of pre-school children's creative abilities. The article introduces pedagogical conditions needed for support for the children's initiative during educational process of early childhood education. There are identified problems connected with the research for forms, means and methods of development of preschool children's creative abilities. In this article are proposed options for the variants of development of pre-school children's creative abilities in different types of children's activity (learning, artistic activities, speaking, communication activities, motor activities). In this article are represented the results of skilled-experimental works to identify levels of pre-school children's creative abilities on criteria «originality» and «novelty».

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей дошкольников в условиях поддержки детской инициативы»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Дата публикации: 1.05.2018 № 2 (32). С. 143-146.

удк 373.2 Л. А. Обухова

Развитие творческих способностей дошкольников в условиях поддержки детской инициативы

В статье рассматривается проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Представлены взгляды учёных различных научных школ на проблему развития творческих способностей дошкольников. Раскрываются педагогические условия необходимые для поддержки детской инициативы в образовательном процессе дошкольного образования. Обозначены проблемы, связанные с поиском форм, средств и методов развития творческих способностей дошкольников. Предложены варианты развития творческих способностей детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности (познавательной, художественной, речевой, коммуникативной, двигательной). Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению уровней развития творческих способностей дошкольников по критериям «оригинальность» и «новизна».

Ключевые слова: творческие способности, поддержка, инициатива, развитие, образовательный процесс

Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Accepted: 1 April 2018 Published: 1 May 2018 No. 2 (32). pp. 143-146.

L. A. Obukhova

Development of pre-school children's creative abilities in supportive environments for children's initiative

The article addresses the issue of development of pre-school children's creative abilities. In this article are represented views of the scientists of different scientific schools on the issue of development of pre-school children's creative abilities. The article introduces pedagogical conditions needed for support for the children's initiative during educational process of early childhood education.

There are identified problems connected with the research for forms, means and methods of development of preschool children's creative abilities. In this article are proposed options for the variants of development of pre-school children's creative abilities in different types of children's activity (learning, artistic activities, speaking, communication activities, motor activities). In this article are represented the results of skilled-experimental works to identify levels of pre-school children's creative abilities on criteria «originality» and «novelty».

Keywords: creative abilities, support, initiative, development, educational process

научной литературе творчество рассматривается как деятельность, в результате которой рождается оригинальная идея или создаётся уникальный продукт, имеющие ценность для автора или других людей. Творческие способности определяются понятием креативность (от англ. ^eate - создавать, англ. creative - созидательный, творческий), обозначающим готовность к нестандартному видению проблем и инициированию новых идей по их решению.

В дошкольной педагогике и психологии проблемы развития творческих способностей дошкольников исследовали многие учёные (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Развитию речевых способностей дошкольников посвящены научные труды Н.С. Карпинской, О. С. Ушаковой и др., развитию творческих художественных способностей - В.С. Кузина, Б.Н. Теплова и др., игровому творчеству - В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др. Все они отмечали серьёзные проблемы, связанные с поиском форм, методов и средств развития детского воображения, лежащего в основе развития всех видов детского творчества. Одним из вариантов развития творческих способностей дошкольников мы рассматриваем деятельность взрослых, связанную с поддержкой детской инициативы. Актуальность этого исследования определяется требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, содержащего в числе основных принципов дошкольного образования, такой как: «поддержка инициативы детей в различных видах деятельности» [3, с. 6].

Идея поддержки детской инициативы, предоставляющая возможность дошкольникам старшей и подготовительной групп участвовать в конструировании педагогического взаимодействия (процесса, происходящего между педагогом и ребенком в ситуации непосредственного педагогического общения, а также в ситуации предвосхищения), позволяет решить проблему противоречия между замыслом взрослого и потребностями ребенка, определяет механизм индивидуализации дошкольного образования, что является приоритетным направлением в эффективной реализации ФГОС ДО.

Новообразования старшего дошкольного возраста позволяют им проявлять инициативу в организации игры, распределении ролей в игре, выборе речевого поведения, соответствующего той или иной роли. Инициатива детей в выборе социальных ролевых отношений не носит творческий характер, выбираются наиболее популярные, одобряемые в социуме роли, исполнение же этих ролей требует творческого подхода. Этот факт и лежит в основе развития творческих способностей дошкольников.

Достаточно наглядно инициатива проявляется в изобразительной деятельности детей. Выпол-

няя работу на одну и ту же тему, часть дошкольников воспроизводят на рисунке уже знакомые, ранее встречающиеся в книгах и альбомах предметы, сохраняя форму и цвет. Это показатель низкого уровня развития творческих способностей ребёнка. Другие дети включают фантазию и меняют расположение частей предмета, его форму и цвет. (Например, в изображении паровоза могут быть нарисованы квадратные колёса, отсутствовать двери на привычных местах и другое.) Это показатель среднего уровня развития творческих способностей старших дошкольников. Высокий уровень развития творческих способностей детей дошкольного возраста предполагает изображение необычного, оригинального предмета, который сегодня кажется не реальным, фантастическим, сказочным.

Инициатива в продуктивной (конструктивной) деятельности также отличается степенью оригинальности и новизны (может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям). По этим показателям определяется уровень развития творческих способностей дошкольников.

В ряде дошкольных образовательных организациях Воронежской области поддержка детской инициативы осуществляется по схеме выбора дошкольниками старшей и подготовительной групп различных видов детской деятельности. Педагоги ДОО представляют детям полноценный набор красочных карточек - картинок, отражающих содержание различных видов детской деятельности: игровой, познавательной, двигательной, художественно-эстетической, коммуникативной. Выбирая сюжет, изображённый на карточке, дошкольник выражает желание принимать участие в конкретном виде деятельности. Задача педагога заключается в создании условий для творческого подхода к выполнению той деятельности, которая привлекла внимание дошкольника, то есть дать ему возможность самому включиться в процесс выполнения работы. Для дошкольного возраста не так важен результат, как процесс творчества, реализующийся в центрах творческой активности, которые создаются в групповых помещениях детского сада и объединяются в единое образовательное пространство, функционируя по принципу «открытая дверь».

Творческие способности развиваются поэтапно. На первом этапе развития творческих способностей используются сказки: создание сказочных образов, фантазирование по мотивам сказок способствуют «пробуждению» творческого воображения у дошкольников. На втором этапе актуальна работа с серией картинок, позволяющих восстановить последовательность событий, используются методы ТРИЗ по формированию навыков управляемого воображения [2, с.9]. На третьем этапе закладываются основы системного мышления дошкольников на основе создания художественного или словесного образов. В работе с

Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)

детьми по развитию творческих способностей интегрируются, соединяются и обогащаются различные виды творческой деятельности (речевая, художественная, познавательная, двигательная и другие). Дошкольники активно включаются в любую деятельность творческого характера построенную в форме игры, что

позволяет достаточно успешно развивать их творческие способности.

Сравнительный анализ творческих достижений дошкольников экспериментальной и контрольной групп по критериям «оригинальность» и «новизна» за 1 год опытно-экспериментальной работы представлен в таблице 1.

Таблица 1

Уровни развития творческих способностей дошкольников по критериям оригинальность и новизна

Критерии/ Уровни %% Начало эксперимента Конец эксперимента

Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа

Н С В Н С В Н С В Н С В

Оригинальность 98,2 1,8 - 98,3 1,7 - 90,5 6,2 3,3 96,6 2,6 0,8

Новизна 97,4 2,1 - 97,6 2,3 - 88,2 7,7 4,1 96,0 2,8 1,2

Доля детей, демонстрирующих высокий уровень оригинальности, возросла за год в экспериментальной группе на 6,2%, в контрольной только на 0,8%; демонстрирующих средний уровень оригинальности увеличилась в экспериментальной группе на 4,4%, в контрольной на 0,9%. Доля детей, имеющих низкий уровень оригинальности уменьшился в экспериментальной группе на 7,7%, в контрольной на 1,7%. По критерию «новизна» доля детей, демонстрирующих высокий уровень новизны, возросла за год в экспериментальной группе на 4,1%, в контрольной только на 1,2%; демонстрирующих средний уровень новизны увеличилась в экспериментальной группе на 5,6%, в контрольной на 0,5%. Доля детей, имеющих низкий уровень оригинальности умень-

шился в экспериментальной группе на 9,2%, в контрольной на 1,6%.

По итогам нашего непродолжительного исследования (1 год) мы пришли к выводу, поддержка детской инициативы в различных видах детской деятельности позволяет:

0 учесть индивидуальные творческие возможности и каждого дошкольника;

0 создать условия для раскрытия творческих способностей дошкольников на основе выбора видов детской деятельности;

0 обеспечить интерес дошкольников к познанию в творческой деятельности.

0 обеспечить рост уровня развития творческих способностей дошкольников по критериям оригинальность и новизна.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альтшуллер Г. С. Как стать еретиком. Жизненная стратегия творческой личности [Текст] / Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин // Как стать еретиком / Сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия, 1991. С. 9-184.

2. Гребенюкова А.И. Проектная деятельность как средство развития познавательной инициативы у детей дошкольного возраста // Новые педагогические технологии. 2014. № XVIII. С. 25-28.

3. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М.: Просвещение, 1972. 139 с.

4. Киселева Э. Р. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста // Проблемы педагогики. 2014. №. 1. С. 83-86.

5. Коротаева Е.В., Святцева А.В. Развитие инициативности детей дошкольного возраста // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 669-671.

6. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений // А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева; под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. М.: Академия, 2003. 176 с.

7. Кузин B.C. Вопросы изобразительного искусства. М.: Просвещение, 1971. 143 с.

8. Кузин B.C. Психология: Учебник для художественных училищ. М.: Педагогика, 1982. 256 с.

9. Кузьмишина Т.Л. Взаимосвязь семейного воспитания и развития инициативы у детей старшего дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. 2016. № 6 (66). С. 100-112.

10. Реброва В.И. Профессиональная позиция педагога в поддержке инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста // Человек и образование. 2017. № 2 (51). С. 120-124.

11. Святцева А.В., Шухардина С.Б. Развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. 2016. № 3. С. 88-93.

12. Сидорчук Т. А. Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников: учебное пособие для работников дошкольных учреждений. АО «Первая образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015. 248 с.

13. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. 256 с.

|4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. М.: ТЦ Сфера, 2015. 96 с.

15. Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 360 с.

REFERENCES

1. Altshuller G.S. How to become a heretic. Life strategy of a creative personality [Text] // How to become a heretic / Comp. A.B. Selyutsky. Petrozavodsk: Karelia, 1991. pp. 9-184. (in Russian)

2. Grebenyukova A.I. Project activity as a means of development of cognitive initiative in preschool children. New pedagogical technologies. 2014. no. XVIII. pp. 25-28. (in Russian)

3. Karpinskaya N.S. Artistic word in the education of children. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1972. 139 p. (in Russian)

4. Kiseleva E.R. Intellectual development of children of preschool age. Problems of pedagogy. 2014. no. 1. pp. 83-86. (in Russian)

5. Korotaeva E.V., Svyattseva A.V. Development of initiative of children of preschool age. Education and training of young children. 2016. no. 5. pp. 669-671. (in Russian)

6. Kosheleva A.D. Emotional development of preschool children: Ucheb.posobie for stud. supreme. training. institutions / A.D. Kosheleva, V.I. Pereguda, OA Shagraev. Moscow, Academy Publ., 2003. 176 p. (in Russian)

7. Cousin B.C. Questions of the fine arts. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1971. 143 p. (in Russian)

8. Cousin B.C. Psychology: Textbook for art schools. Moscow, Pedagogika Publ., 1982. 256 p. (in Russian)

9. Kuzmishina T.L. Interrelation of family upbringing and development of initiative in children of senior preschool age. Kindergarten: theory and practice. 2016. no. 6 (66). pp. 100-112. (in Russian)

10. Rebrova V.I. Professional position of the teacher in supporting the initiative and independence of preschool children. Human and education. 2017. no. 2 (51). pp. 120-124. (in Russian)

11. Svyattseva A.V., Shukhardina S.B. Development of initiative in children of senior preschool age. Pedagogical Education in Russia. 2016. no 3. pp. 88-93. (in Russian)

12. Sidorchuk T.A. Methods of forming the skills of thinking, imagination and speech of preschool children: a textbook for employees of preschool institutions. JSC "First Model Printing House", branch "ULYANOVSKY PRINTING HOUSE", 2015. 248 p. (in Russian)

13. Ushakova O.S. Development of speech of preschool children. Moscow, Publishing house of the Institute of Psychotherapy, 2001. 256 p. (in Russian)

14. Federal state educational standard of preschool education: Letters and orders of the Ministry of Education and Science. Moscow, Sphere Publ., 2015. 96 p. (in Russian)

15. Elkonin D.B. Psychology of the game. 2 ed. Moscow, Vlados Publ., 1999. 360 p. (in Russian)

Информация об авторе Обухова Людмила Александровна

(Россия, Воронеж) Профессор, доктор педагогических наук Главный научный сотрудник - директор центра научно-исследовательской деятельности Институт развития образования E-mail: lobuhova48@mail.ru

Information about the author

Obukhova Ludmila Alexandrovna

(Russia, Voronezh) Professor, Doctor of Pedagogical Sciences Chief Scientific Officer - Director of the Center for Research Activities Institute for the Development of Education E-mail: lobuhova48@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.