мирового гольфа от общего количества зарегистрированных гольфистов можно использовать для приблизительного прогноза участия спортсменов разных стран в Олимпийском турнире по гольфу 2016 года. Точность этого способа невысокая, что объясняется влиянием других более весомых факторов на представительство игроков в мировом рейтинге [3]. Тем не менее, примененный метод может оказаться полезным для проведения практических прогнозных оценок в других видах спорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Корольков, А.Н. Факторы, определяющие положение игроков в гольф в мировом рейтинге I А.Н. Корольков, Д.С. Жеребко II Теория и практика физ. культуры. - 2013.
- № 2. - C. 53-55.
2. Official World Golf Ranking [электронный ресурс] I URL:
http:IIwww.officialworldgolfranking.comI. - Дата обращения 30.10.2012.
REFERENCES
1. Korolkov A.N., Zherebko D.S. (2013), Determining Factors of Golfer’s World Ranking Position, Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, No 2. pp. 53-55.
2. Official World Golf Ranking, available at: http:IIwww.officialworldgolfranking.com7
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.02.2012.
УДК 796.07
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ВАЛЬДОРФСКИХ ИГР ПОДВИЖНОГО ХАРАКТЕРА
Екатерина Игоревна Курчанова, соискатель,
Светлана Васильевна Ефимова, доцент,
Николай Ефимович Игнатенков, старший преподаватель,
Елена Николаевна Чернышева, кандидат педагогических наук, профессор, Людмила Григорьевна Львова, кандидат педагогических наук, доцент, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта (ВЛГАФК)
Аннотация
Состояние психофизического развития и физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста свидетельствуют о необходимости совершенствования процесса физического воспитания в рамках общеобразовательной школы. В связи с этим в современной системе образования ведется поиск новых возможностей развития педагогической науки и практики на основе гуманистических и культурных приоритетов.
В статье представлены результаты проведенного исследования, направленного на выявление воздействия Вальдорфских игр подвижного характера, включенных в образовательный процесс по физической культуре, оказывающие воздействие на показатели психофизического развития и физическую подготовленность учащихся младших классов. Статья содержит обоснование полученных результатов и ряд важных теоретических выводов по рассматриваемой проблеме.
Ключевые слова: Вальдорфская педагогика, физическая культура, психофизическое развитие, физическая подготовленность, младший школьный возраст.
S3
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.02.96.p83-88
INNOVATIVE APPROACHES TO CHILDREN PHYSICAL CULTURE
ORGANIZATION BASED ON WALDORF GAMES OF MOBILE NATURE
Ekaterina Igorevna Kurchanova, the competitor,
Svitlana Vasylivna Efimova, the senior lecturer,
Nikolai Efimovich Ignatenkov, the senior teacher,
Elena Nikolaevna Chernysheva, the candidate of pedagogical sciences, professor, Lyudmila Grigoryevna Lvova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Velikiye Luki State Academy of Physical Culture and Sports
Annotation
Status of psychological and physical development and physical training of pupils at younger school age testifies to the need for improving the physical education process in the secondary school. Therefore, the modern system of education is searching for new opportunities for the development of pedagogical theory and practice based on humanistic and cultural priorities.
This article presents the results of research aimed at identifying the impact of Waldorf mobile games, included in the educational process of physical culture, exerting impact on the indicators of psychological and physical development and physical training of junior classes pupils. The article contains substantiation of received findings and a number of important theoretical conclusions covering this issue.
Keywords: Waldorf pedagogics, physical culture, psychophysical development, physical training, junior school age.
ВВЕДЕНИЕ
Кризис государственной системы физического воспитания и относительная неготовность самой физической культуры развиваться вне этой системы обернулась для общества рядом негативных последствий, а именно: снижением интереса к занятиям физическим упражнениями; несоответствие уровня компетентности учителей и методистов физической культуры, проявляющиеся в недостаточной профессиональной готовности овладевать содержанием и формами занятий в соответствии новых современных требований; запустение, разрушение и непригодное для эксплуатации спортивные площадки не позволяют в полом объеме организовать виды физкультурной деятельности [2].
Состояние психофизического развития и физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста свидетельствуют о необходимости совершенствования процесса физического воспитания в рамках общеобразовательной школы. В связи с этим в современной системе образования ведется поиск новых возможностей развития педагогической науки и практики на основе гуманистических и культурных приоритетов. Среди многообразия различных форм обучения и воспитания в системе образования одним из нетрадиционных направлений является Вальдорфская педагогика (существующая в Европейской системе образования более 80 лет) [1].
Всесторонняя физическая подготовленность учащихся в рамках образовательных учреждений может быть достигнута, в первую очередь, путем развития двигательных качеств с учетом возрастных, индивидуальных и гендерных особенностей детского организма. Специалисты указывают на то что, оптимальное использование двигательной активности учащихся содействует росту уровня умственной работоспособности в учебном году, увеличению продолжительности периода высокой работоспособности, повышению успеваемости и успешному выполнению учебных требований. Учащиеся младших классов наиболее адекватно реагируют на физическую нагрузку, получаемую в результате вовлечения ребенка в игровую деятельность, поэтому мы в своей работе сделали попытку обосновать позитивную роль воздействия Вальдорфских подвижных игр на психофизическое состояние и физическую подготовленность учащихся младших классов [2].
МЕТОДИКА
Нами был проведен педагогический эксперимент, направленный на выявление воздействия Вальдорфских игр подвижного характера, включенных в образовательный процесс по физической культуре, оказывающие воздействие на показатели психофизического развития и физическую подготовленность учащихся младших классов. На базе общеобразовательной школы города Великие Луки на протяжении 2 лет поводился мониторинг по определению психофизического состояния и физической подготовленности учащихся начальных классах с использованием компьютерной программы «Мониторинг здоровья». В исследовании приняли участие 60 учащихся младшего школьного возраста (25 мальчиков и 35 девочек).
Уроки по физической культуре проводились 3 раза в неделю. В контрольной группе, образовательный процесс по физической культуре проводился согласно существующей образовательной программе; в образовательный процесс по физической культуре экспериментальной группы, были включены Вальдорфские игры подвижного характера, которые использовались главным образом в основной части урока, но некоторые игры (на координацию и гибкость) - в заключительной части. В процентном соотношении на Вальдорфские игры в процессе занятия отводилось до 40% всего учебного времени. При этом надо учесть, что, кроме Вальдорфских подвижных игр, применялись и другие подвижные игры, которые рекомендованы образовательной программой по предмету «Физическая культура» для учащихся начальной школы. Содержание программы способствовало получению объективной информации о психофизическом состоянии учащихся младших классов с учетом типологических особенностей и взаимосвязи с психическими процессами, участвующим в характеристике здоровья. Используемые показатели позволили осуществить оценку подготовленности учащихся; оценить эффективность используемых средств, методов и форм организации занятий физической культурой; осуществить объективный контроль в рамках урочной и внеурочной форм занятий.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
При разработке и реализации программы была проведена большая исследовательская работа по определению психофизического развития и физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста.
Проведенные исследования показали, что оптимальная величина двигательной активности при занятиях с учащимися на основе Вальдорфской педагогики в экспериментальной группе указывают на положительный эффект в показателях физического и психического развития, двигательной подготовленности (таблицы 1-2):
- физического развития: достоверные изменения произошли в показателях ОГК (1,75%), ЖЕЛ (71,1%) (р<0,05); статистически недостоверные изменения выявлены в показателях массы тела (1,0%) и длины тела (1,89%) (р>0,05). В контрольной группе данные изменения не являются статистически достоверными и находились в пределах: 1,2049,95% (р>0,05);
- физической подготовленности: установлены статистически достоверные изменения в показателях, характеризующих проявление быстроты (16,9%); силы (61,8%); скоростно-силовых качеств (47,35%) и общей выносливости (30,7%). В контрольной группе изменения находились в пределах 6,5^29,85% (р>0,05);
- двигательно-координационные способности: челночный бег 3*10 метров (13,0%); метание в цель (58,0%); статическое равновесие (54,7%); бег с пронумерованными мячами (12,7%); воспроизведении временных (24,4%) и пространственных параметров движения (43,6%) (р<0,05). В контрольной группе прирост составил соответственно: 9,2%; 46,36%; 35,8%; 3,75%; 31,1% и 16,15%;
- психическое развитие: оперативная кратковременная память развита выше
среднего уровня (16,3 балла), образная память и произвольное внимание находилась на среднем уровне (12,9 и 12,5 балла). Младшие школьники способны запоминать большой объем информации и образов, но зрительная память развита наиболее слабо: уровень ниже среднего (8,75 балла), развитие логического мышления у испытуемых в среднем по группе находился на среднем уровне (11,82 балла), избирательность внимания и его концентрация в среднем по группе - на среднем уровне (10,42 балла), уровень умственной работоспособности в среднем повысился на 15,56 % (р<0,05).
Таблица 1
Показатели ЭГ КГ Ра
1 этап 2 этап 3 этап 1 этап 2 этап 3 этап
М±т М±т М±т М±т М±т М±т
Длина тела (см) м 115, 1±0,89 117,9±0,79 121,3±1,40 110,1± 1,23 115,1±1,31 119,9±1,15 >0,05
д 111,7±0,96 117,6±1,53 122,4±1,51 110,2± 1,49 115,6±1,10 120,0±0,94 >0,05
Масса тела (кг) м 18,83 ±0,61 21,03±0,64 23,01±0,76 18,78± 0,62 20,14±0,62 22,69±0,97 >0,05
д 18,51±0,63 19,65±0,28 22,53±0,99 18,14± 0,67 20,15±0,77 23,02±0,10 >0,05
ОКГ(см) м 56,87±0,48 59,44±0,58 62,19±0,48 57,00±0,49 58,67±0,54 60,00±0,53 >0,05
д 55,92±0,70 58,27±0,45 60,00±0,43 54,83±0,53 57,08±0,68 58,22±0,54 >0,05
ЖЕЛ (л) м 1,027±0,035 1,250±0,036 1,400±0,039 1,075±0,037 1,193±0,036 1,260±0,046 <0,05
д 933,3±25,62 1,053±0,019 1,267±0,033 1,008±0,027 1,050±0,038 1,008±0,039 <0,05
Таблица 2
Показатели двигательно-координационных способностей учащихся младшего ______________________ школьного возраста__________________________________
№ п/п Тесты Группы До эксперимента После эксперимента
М±т 1 Р М±т 1 Р
1 Метание в цель (очки) ЭГ м 5,89±0,40 0,01 >0,05 11,78±2,0 1,66 <0,05
д 5,04±1,60 1,27 9,00±0,56 1,67
КГ м 5,90±0,40 0,85 9,82±0,82 1,66
д 2,87±0,42 1,27 7,74±0,48 1,67
2 Статическое равновесие (сек) ЭГ м 13,27±4,10 1,13 >0,05 66,22±8,70 3,70 <0,05
д 19,04±5,58 0,38 63,40±11,70 2,65
КГ м 21,25±5,71 1,13 28,64±4,86 3,70
д 16,53±3,43 0,38 27,29±7,32 2,65
3 Бег к пронумерованным мячам (сек) ЭГ м 18,25±0,19 1,10 >0,05 15,24±0,19 7,90 <0,05
д 18,71±0,28 0,86 15,58±0,30 4,42
КГ м 18,52±0,17 1,10 17,10±0,14 7,90
д 18,38±0,26 0,86 17,70±0,37 4,42
4 Перешагивание через гимнастическую палку (сек) ЭГ м 18,34±1,25 0,34 >0,05 8,81±0,20 3,34 <0,05
д 16,51±0,75 0,34 7,83±0,30 0,72
КГ м 18,84±0,80 0,34 10,63±0,52 3,34
д 16,13±0,85 0,34 11,13±0,29 0,72
5 Точность воспроизведения пространственного параметра (гр) ЭГ м 11,00±1,46 1,04 >0,05 6,50±1,32 1, 00 <0,05
д 12,33±1,51 0,07 6,08±0,88 2,02
КГ м 12,00±1,27 1,04 8,73±1,21 1,43
д 12,17±1,93 0,07 9,75±1,56 2,02
6 Точность воспроизведения временного отрезка за 5 сек (с) ЭГ м 2,21±0,18 0,16 >0,05 2,00±0,21 0,55 <0,05
д 2,37±0,16 1,13 2,08±0,15 0,04
КГ м 2,16±0,22 0,16 2,19±0,27 0,55
д 2,65±0,19 1,13 2,09±0,17 0,04
7 Челночный бег 3x10 (сек) ЭГ м 8,05±0,18 1,75 >0,05 6,55±0,09 2,55 >0,05
д 8,17±0,26 1,07 6,86±0,08 2,08
КГ м 7,65±0,14 1,75 6,89±0,10 2,55
д 7,86±0,11 1,07 7,08±0,07 2,08
В ходе исследования была выявлена взаимосвязь между показателями физической подготовленности и психическими процессами:
- выносливостью и количеством запоминаемых образов, продуктивностью, объемом работы, кратковременной оперативной памятью и концентрацией внимания ( г=0,287-0,440) (р<0,05; 0,01);
- гибкостью и произвольным вниманием ( г=0,340) (р<0,05);
- силой мышц ног и показателями объема работы, концентрацией внимания (1=0,311) (р<0,05);
- ловкостью и показателем точности (г=0,313) (р<0,05);
- скоростными способностями и зрительной памятью (г=0,343) (р<0,05);
- силой мышц туловища и концентрацией вниманием (г=0,298) (р<0,05).
Для изучения динамики частоты заболеваемости учащихся младшего школьного возраста на протяжении эксперимента осуществлялся учет посещаемости (справки по болезни). Дни, пропущенные не по болезни, в исследовании не учитывались (рис.1, 2).
Анализ полученных результатов позволил сделать следующее заключение: самыми распространенными заболеваниями среди детей являются ОРВИ (75,5%); чаще всего учащиеся младшего школьного возраста болели в конце осени, зимой и ранней весной; уровень заболеваемости детей, занимающихся по экспериментальной программе в период обострения ОРВИ, значительно ниже (35,4%), чем у сверстников контрольной группы. В ходе эксперимента выявлено, что занятия по экспериментальной программе снизили влияние неблагоприятных факторов внешней среды и способствовали повышению их уровня здоровья.
1-й год обследования
3.5 1
3
2.8
2.5
□ ЭГ
□ КГ
2.3
2
1.5
1
0.5
2.1 2.1
-4-5-
лл.
“Г?
СМ 0,5
ТТ
Осктжбрь Окпорь Н<жорь Дснворс Фсорсшь Ыярт Апреле Мяй
Рис.1. Количество дней, пропущенных по болезни в среднем на одного школьника
2-й год обследования
Рис.2. Количество дней, пропущенных по болезни в среднем на одного школьника
На наш взгляд, это обусловлено следующими факторами: повышением сопротивляемости организма; повышением функциональных и адаптивных возможностей основных систем организма; гармонией физического развития.
Таким образом, полученные экспериментальные данные позволили характеризовать разработанную программу на основе Вальдорфской педагогики как развивающую, поскольку реализация ее оказало положительное воздействие на показатели физического, двигательного, психического развития учащихся младшего школьного возраста. И указывает на то, что Вальдорфские игры обладают высоким двигательным потенциалом, и их применение в современном образовательном процессе на уроках физической культуры позволит не только поддерживать достаточный уровень физической подготовленности школьников младших классов, но и способствовать ее значительному росту.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дворкина, Н.И. Интегративное развитие физических и интеллектуальных способностей дошкольников подготовительной группы / Н.И. Дворкина, О.С. Трофимова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 6. - С. 28-31.
2. Мухина, М.П. Физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях комплексного концентрированного обучения двигательным действиям / М.П. Мухина, А.И. Кравчук // Омский научный вестник. - 2006. - № 5 (39). -С. 244-249.
REFERENCES
1. Dvorkina, N.N. and Nrofimova, O.S. (2008), “Integrative development of physical and intellectual abilities of preschoolers of the preparatory group”, Physical culture: education, education, training, No. 6, pp. 28-31.
2. Mukhina, M.P. and Kravchuk, A.I. (2006), “Physical education of children of preschool and primary school children in integrated learning by action of concentrated”, Omsk scientific bulletin, Vol. 39, No. 5, pp. 244-249.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.03.2012.
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ПРИЗЫВНИКОВ К
ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ
Ренат Алексеевич Лайшев, кандидат педагогических наук, Генеральный директор, Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр Образования Самбо-
70 (ГБОУЦО Самбо-70), г. Москва
Аннотация
В статье представлены результаты исследований автора по разработке технологии процесса подготовки призывной молодёжи к воинской службе.
Данная технология включает три этапа подготовки призывной молодёжи к воинской службе. На первом этапе подготовки основные задачи подготовки направлены на приобретение знаний в сфере воинской службы: о теории взрывов, о баллистике; о тактико-технических характеристиках отдельных видов оружия и боевой техники; об особенностях боевого применения отдельных видов и родов войск. На втором этапе на формирование навыков ведения огня из стрелкового оружия и управления отдельными образцами боевой техники. На третьем этапе на совершенствование различных практических навыков при проведении тактических действий «взвод в обороне», «взвод в наступлении» и других сложных ситуациях военно-профессиональной деятельности.
Ключевые слова: педагогическая технология; мотивация; военно-профессиональная деятельность; призывная молодежь; подготовка; военная служба.