Научная статья на тему 'Физическая подготовленность школьников, занимающихся флорболом'

Физическая подготовленность школьников, занимающихся флорболом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1519
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ФЛОРБОЛ / SCHOOLCHILDREN / PHYSICAL FITNESS / TESTING / PHYSICAL VALUES / FLOORBALL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Климберг Елена Евгеньевна, Ишекова Н. И.

Исследован уровень физической подготовленности детей младшего школьного возраста, занимающихся флорболом, в динамике годичного тренировочного цикла. В эксперименте приняли участие 74 учащихся средней общеобразовательной школы г. Архангельска в возрасте 9-11 лет. Установлено, что у юных флорболистов по сравнению с контрольной группой были лучше показатели скоростно-силовых, скоростных качеств и выносливости ведущих качеств в занятиях флорболом. Полученная информация об уровне развития физических способностей, реакции организма на педагогическое воздействие является основанием для коррекции тренировочного процесса, направленного на повышение уровня физической подготовленности детей младшего школьного возраста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Климберг Елена Евгеньевна, Ишекова Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL FITNESS OF SCHOOLCHILDREN PLAYING FLOORBALL

The level of physical fitness of primary school-aged children playing floorball has been studied in dynamics of a twelve months' training cycle. 74 pupils of a secondary school in Arkhangelsk participated in the experiment, the children's age was 9-11 y.o. It has been established that in comparison with the control group, the young floorball players showed better indices of speed-power, speed values and endurance the leading qualities in floorball training. The obtained information about the level of physical abilities development, body response to educational effects was a ground for training correction directed at achievement of a higher level of physical fitness of primary school-aged children.

Текст научной работы на тему «Физическая подготовленность школьников, занимающихся флорболом»

УДК 616-053.2-071.3:796.32

физическая подготовленность школьников, занимающихся флорболом

© 2010 г. Е. Е. Климберг, Н. И. Ишекова

Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск

Исследован уровень физической подготовленности детей младшего школьного возраста, занимающихся флорболом, в динамике годичного тренировочного цикла. В эксперименте приняли участие 74 учащихся средней общеобразовательной школы г. Архангельска в возрасте 911 лет. Установлено, что у юных флорболистов по сравнению с контрольной группой были лучше показатели скоростно-силовых, скоростных качеств и выносливости

- ведущих качеств в занятиях флорболом. Полученная информация

об уровне развития физических способностей, реакции организма на педагогическое воздействие является основанием для коррекции тренировочного процесса, направленного на повышение уровня физической подготовленности детей младшего школьного возраста. Ключевые слова: школьники, физическая подготовленность, тестирование, физические качества, флорбол.

Основной формой организации процесса физического воспитания в школе является урок физической культуры. Вместе с тем два урока в неделю не удовлетворяют двигательную потребность детей младшего школьного возраста и не могут обеспечить достижение должного уровня развития основных умений и навыков, необходимых для успешного решения конкретных двигательных задач в разнообразных условиях практической деятельности [4]. Известно, что 70 % младших школьников страдают гиподинамией, последствиями которой становятся снижение работоспособности, общей реактивности и рост заболеваемости [2].

Анализ двигательной активности детей показал, что она соответствует лишь 35—40 % возрастной нормы [6, 9]. Следовательно, возникает необходимость повышать объём двигательной активности школьников во внеурочное время и совершенствовать организацию физического воспитания.

Несмотря на то, что среди школьников широкое распространение получают такие классические виды спорта, как плавание, бег, лыжи, необходимо внедрять новые спортивные дисциплины, например флор-бол, который появился сравнительно недавно и приобрел огромную популярность среди школьников.

При любых занятиях физической культурой необходимо тестировать физические способности школьников, что позволит оценить их физическую подготовленность. Результаты тестирования служат основанием для коррекции учебного процесса и разработки индивидуальных программ двигательной активности [7].

Цель исследования — оценить уровень физической подготовленности детей младшего школьного возраста, занимающихся флорболом, в динамике годичного тренировочного цикла.

Методы

Проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 74 учащихся средней общеобразовательной школы г. Архангельска в возрасте 9—11 лет, практически здоровых и имеющих основную группу здоровья для занятий физической культурой. Обследованы 41 мальчик и 33 девочки. У мальчиков контрольную группу составили 25 человек, экспериментальную — 16. У девочек в контрольную группу вошли 22 человека, экспериментальную — 11.

Школьники экспериментальных групп кроме занятий по физической культуре посещали тренировки по флорболу три раза в неделю по одному часу. Обучение в секции по флорболу проводилось по утвержденной авторской программе [8], рассчитанной на два года обучения. Учащиеся контрольных групп занимались физической культурой по школьной программе два раза в неделю по одному академическому

часу и не посещали спортивных секций.

Исследования проводились дважды: до начала тренировочного процесса (сентябрь, I исследование) и в конце учебного года (май, II исследование).

Для определения физической подготовленности использовался ряд тестов:

• бег на 30 м и 500 м, выполнялись с высокого старта, время фиксировалось с помощью секундомера по общепринятым правилам;

• прыжок в длину с места, выполнялся на ровной поверхности толчком двух ног от линии, количество попыток — 3, засчитывался лучший результат;

• сгибание и разгибание рук в упоре лежа, выполнялись в упоре лежа со сгибанием рук до прямого угла;

• поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине, руки за голову, ноги прямые, поднимание туловища до угла 90°. Определяется количество подъемов за 30 сек.;

• «челночный бег 10 м х 3» — тест выполнялся в закрытом помещении, на ровной дорожке, засчитывался лучший результат по итогам двух попыток.

• бросок мяча в стену на дальность отскока мяча в закрытом помещении, учащемуся предлагалось выполнить бросок мяча в стену (расстояние от линии броска до стены 5 метров), измерялось расстояние, на которое приземлялся мяч, отскочивший от стены, количество попыток — 3;

• прыжки через скакалку, определялось количество прыжков на двух ногах в течение 30 сек. с одной попытки.

Статистическая обработка данных производилась с помощью пакета программ SPSS версия 15 for Windows. Проверка распределения осуществлялась с помощью описательной статистики, графически и с использованием статистического критерия Шапиро

— Уилка для небольших выборок. При анализе параметрических данных применялся непарный критерий Стьюдента для независимых групп и парный критерий Стьюдента — для зависимых, при описании количественных данных нескольких групп использовался также однофакторный дисперсионный анализ для независимых групп ANOVA.

Перед началом эксперимента от всех родителей обследуемых детей были получены карты информированного согласия.

Результаты

Сравнение результатов физической подготовленности мальчиков контрольной и экспериментальной групп показало (табл. 1), что при I исследовании у школьников экспериментальной группы были достоверно лучше результаты в беге на 500 м (р = 0,005) и челночном беге (р = 0,001). Другие результаты статистически значимо не различались (р > 0,05).

При повторном исследовании у мальчиков контрольной группы достоверно улучшились показатели в беге на 30 м (р < 0,01), в беге на 500 м (р < 0,001) и количество отжиманий от пола (р < 0,05). В экс-

периментальной группе мальчиков при II исследовании

Таблица 1

Показатели физической подготовленности мальчиков в динамике исследования

Показатель Ис- следо- вание Контрольная группа (n=25) Экспериментальная группа (n=16) р

Бег 30 м, сек I 6,19±0,12 6,0±0,13 0,394

II 5,88±0,08 ** 5,5±0,15 *** 0,044

Бег 500 м, I 3,28±0,12 2,38±0.1 0,005

мин II 2,53±0,07 *** 2,12±0,1*** 0,008

Прыжок с I 141,0±4,90 153,0±5,92 0,122

места, см II 140,0±4,97 162,0±4,09 * 0,002

Отжимание, I 14,0± 1,52 18,0±2,11 0,164

кол-во II 18,0± 1,55 * 25,0±3,18 *** 0,043

Пресс, I 18,0±1,71 23,0±3,20 0,138

кол-во II 16,0±0,86 18,0±1,04 0,050

Челночный I 9,3±0,16 8,4±0,17 0,001

бег, сек. II 9,46±0,19 8,53±0,2 0,002

Скакалка 30 I 29,0±3,11 36,0±0,67 0,166

сек., кол-во II 26,0±3,02 37,0±4,02 0,025

Метание I 5,81±42,72 5,05±57,9 0,291

мяча, м II 5,79±46,03 7,09±63,2 * 0,096

Примечание. Достоверные различия между показателями I и II исследований: * - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001.

также достоверно улучшились результаты в беге на 30 м (р < 0,001), 500 м (р < 0,001), отжимания (р<0,001), но еще возросли показатели прыжка с места (р < 0,05) и метания мяча (р < 0,05).

Сравнение показателей мальчиков экспериментальной и контрольной групп при II исследовании выявило, что у школьников экспериментальной группы по всем тестам, кроме метания мяча, результаты были достоверно лучше.

Средний прирост результатов по большинству тестов был выше у школьников экспериментальной группы (рис. 1).

10

6

4

2

о

-2

■ ■

■ш 1 U 1 || 1 |

о,

с

'“О

'fa

\

<$и

• % % % *

■ экспериментальная группа □ контрольная группа

Рис. 1. Средние данные прироста показателей физической подготовленности у мальчиков в динамике исследования

Изучение результатов физической подготовленности у девочек выявило несколько иную картину (табл. 2). Так, при I исследовании из всех тестов достоверные различия наблюдались только в прыжках с места, причем у девочек контрольной группы показатели были выше, чем у девочек экспериментальной. Ко второму исследованию у девочек контрольной груп-

пы статистически значимо улучшились результаты в беге на 30 м (р < 0,05), беге на 500 м (р < 0,01),

Таблица 2

Показатели физической подготовленности девочек в динамике исследования

Показатель Иссле- дова- ние Контрольная группа (п=16) Экспери- ментальная группа (п=11) р

Бег 30 м, сек. I 6,14±0,14 6,34±0,2 0,413

II 5,87±0,09 * 5,79±0,2 *** 0,662

Бег 500 м, мин I 2,58±0,05 2,59±0,15 0,937

II 2,39±0,05 ** 2,36±0,12 * 0,800

Прыжок с I 141,0±3,82 124,0±5,3 0,018

места, см II 141,0±3,92 136,0±7,6 * 0,560

Отжимание, I 10,0± 1,32 12,0±2,49 0,431

кол-во II 7,0± 1,30 11,0±2,68 0,206

Пресс, I 15,0±1,07 18,0±2,42 0,281

кол-во II 14,0±1,21 15,0±0,60 0,325

Челночный I 9,48±0,13 9,30±0,12 0,410

бег, сек. II 9,30±0,16 8,95±0,19 0,216

Скакалка 30 сек., кол-во I 39,0±3,05 42,0±6,3 0,580

II 46, 0±3,37 *** 47,0±6,20 0,851

Метание мяча, м I 3,38±29,56 3,67±36,97 0,554

II 3,96±30,68 * 4,57± 43,01 *** 0,255

Примечание. Достоверные различия между показателями I и II исследований: * - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001

прыжках на скакалке (р < 0,001) и метании мяча (р < 0,05). У девочек экспериментальной группы достоверно возросли показатели тестов в беге на 30 м (р < 0,001), беге на 500 м (р < 0,05), прыжков с места (р < 0,01) и метании мяча (р < 0,001). Статистических различий средних значений тестов в сравниваемых группах девочек при II исследовании не выявлено.

Средний прирост результатов по большинству тестов был выше у девочек экспериментальной группы (рис. 2).

■ экспериментальная группа □ контрольная группа

Рис. 2. Средние данные прироста показателей физической подготовленности у девочек в динамике исследования

Обсуждение результатов

В процессе индивидуального развития человека (онтогенеза) происходит неравномерный прирост

физических качеств. В отдельные возрастные периоды некоторые физические качества не только не подвергаются качественным изменениям в тренировочном процессе, но даже уровень их может снижаться. По мнению ряда авторов [2, 6, 7], физические качества должны подвергаться целенаправленному воздействию в следующие возрастные периоды: координационные способности — с 5 до 10 лет; скоростные качества — с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 до 16; силовые — с 12 до 18; скоростно-силовые — с 9 до 18, наибольшие темпы прироста наблюдаются в 14—16 лет; выносливость — с дошкольного возраста до 30 лет, наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет. Наиболее благоприятным для осуществления положительных воздействий на детей средствами физического воспитания является период с 8 до 11 лет, охватывающий младший школьный возраст [1, 3—5].

В проведенном исследовании возраст школьников соответствовал периоду, когда лучше всего начинать тренировать различные двигательные качества. Школьные программы по физическому воспитанию учитывают эту особенность, однако эффективность их недостаточна. Разработанная нами программа подготовки юных флорболистов в условиях школьного обучения является достаточно эффективной, что подтверждается полученными результатами.

По результатам исследования, в начале учебного года показатели тестирования в сравниваемых группах были практически одинаковыми или различались незначительно. К концу годичного тренировочного цикла у мальчиков-флорболистов результаты в скоростных (бег на 30 м), скоростно-силовых (прыжок в длину с места), силовых (отжимание, метание) тестах и тесте на выносливость оказались лучше, чем у школьников контрольной группы, где дети занимались физической культурой только по школьной программе.

Девочки экспериментальной группы при II исследовании по физической подготовленности практически не отличались от девочек контрольной группы, однако средний прирост показателей, характеризующих скоростные и скоростно-силовые качества, у них был выше, чем у школьниц контрольной группы.

Полученные различия в тестах, характеризующих скоростно-силовые качества, после годичного тренировочного цикла в сравниваемых группах объясняются спецификой тренировочной программы. Программа, которая применялась в контрольных группах, имела небольшой ассортимент упражнений, необходимых только для общеразвивающего оздоровительного эффекта, а в экспериментальных группах имело место большее разнообразие упражнений ввиду специфики данного вида спорта. Кроме того, в одинаковых упражнениях, которые присутствовали в обеих программах, тоже имелись различия. В частности, в экспериментальной группе дозировка упражнений несколько увеличена (по количеству подходов, повторений, продолжительности времени занятия, количеству тренировок). Изменялись

также условия выполнения упражнений. Например, флорболисты выполняли беговые и прыжковые упражнения в затрудненных условиях отталкивания от поверхности, т. е. задания выполнялись на гимнастических матах. Эти упражнения требовали от спортсмена приложить больше усилий для того, чтобы оттолкнуться от мягкой поверхности, а в контрольных группах такие упражнения давались на ровной поверхности, в рамках школьного урока, без коэффициента трудности.

Проведенное исследование позволило также выявить некоторые «слабые места» как школьной, так и экспериментальной программ. Тесты, определяющие силу мышц брюшного пресса, обнаружили некоторую тенденцию к снижению мышечной силы во всех сравниваемых группах. Такая же тенденция наблюдалась у девочек обеих групп при оценке силы мышц плечевого пояса (отжимание). Практически во всех группах не претерпели изменения тесты, характеризующие координационные способности, а поскольку данное качество является одним из ведущих при игре во флорбол, полученные результаты позволят внести коррекцию в тренировочный процесс.

Таким образом, исследование выявило, что у школьников, занимающихся флорболом, рост показателей физической подготовленности был выше, чем у их сверстников, которые занимались только физической культурой по школьной программе. У юных флорболистов были лучше результаты скоростно-силовых, скоростных качеств и выносливости — ведущих качеств в занятиях флорболом. Полученная информация об уровне развития физических способностей, реакции организма на педагогическое воздействие является основанием для коррекции учебно-тренировочного процесса, направленного на повышение уровня физической подготовленности детей младшего школьного возраста.

Список литературы

1. Антропова М. В. Влияние занятий физической культурой и спортом на здоровье учащихся / М. В. Антропова, Г. П. Сальникова // Советская педагогика. — 1967. — № 3. - С. 18-21.

2. Антропова М. В. Физическое развитие и состояние здоровья учащихся к завершению начальной школы / М. В. Антропова, Г. Г. Манке, Л. М. Кузнецова // Здоровый ребенок : материалы 5 конгресса педиатров России. — М., 1999. — С. 19—22.

3. Бабасян И. А. Исследование методики скоростносиловой подготовки на этапе предварительной спортивной тренировки / И. А. Бабасян // Теория и практика

физической культуры. — 1970. — № 6. — С. 56—59.

4. Бальсевич В. К. Ваш первый физкультурный год /

B. К. Бальсевич. — М., 1983. — 64 с.

5. Губа В. П. Пути совершенствования ранней ориентации в циклических и игровых видах спорта / В. П. Губа, В. Г. Никитушкин // Научные труды 1997 года / под ред. С. Д. Неверковича и др. ; ВНИИФК. — М., 1998. —

C. 79—85.

6. Исаев А. П. Физическое состояние, развитие и подготовленность учащихся общеобразовательных заведений / А. П. Исаев, Е. В. Быков, А. С. Аминов, А. В. Ненашева // Валеология. — 2001. — № 1. — С. 19—23.

7. Казин Э. М. Динамика изменения функционального состояния младших школьников в зависимости от режима двигательной активности в ходе учебного процесса /

Э. М. Казин, Л. Г. Лушпа, А. И. Федоров // Валеология.

— 2002. — № 3. — С. 65—70.

8. Об утверждении авторской программы дополнительного образования детей «Программа начальной подготовки юных флорболистов 8—11 лет на базе средней общеобразовательной школы» : приказ № 657 от 05.12.2007 Департамента образования мэрии г. Архангельска.

9. Хрущев С. В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников / С. В. Хрущев. — М., 1980.

— 224 с.

PHYSICAL FITNESS OF SCHOOLCHILDREN PLAYING FLOORBALL

E. E. Klimberg, N. I. Ishekova

Northern State Medical University, Arkhangelsk

The level of physical fitness of primary school-aged children playing floorball has been studied in dynamics of a twelve months' training cycle. 74 pupils of a secondary school in Arkhangelsk participated in the experiment, the children's age was 9-11 y.o. It has been established that in comparison with the control group, the young floorball players showed better indices of speed-power, speed values and endurance — the leading qualities in floorball training. The obtained information about the level of physical abilities development, body response to educational effects was a ground for training correction directed at achievement of a higher level of physical fitness of primary school-aged children.

Key words: schoolchildren, physical fitness, testing, physical values, floorball.

Контактная информация:

Климберг Елена Евгеньевна — аспирант кафедры нормальной физиологии и восстановительной медицины Северного государственного медицинского университета Адрес: 163061, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 51 Тел. (8182) 24-29-95 E-mail: klimberg@atnet.ru

Статья поступила 04.05.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.