Научная статья на тему 'Динамика развития скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста c интеллектуальной недостаточностью в процессе физической реабилитации'

Динамика развития скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста c интеллектуальной недостаточностью в процессе физической реабилитации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
763
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / SPEED-POWER QUALITIES / MENTAL RETARDATION / PHYSICAL REHABILITATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Афанасенкова Наталия Владимировна, Сунгурова Анна Владимировна, Сунгуров Алексей Николаевич

Рассмотрены особенности развития скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Предлагается решение данной проблемы посредствам применения физической реабилитации и изучение особенности развития скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Афанасенкова Наталия Владимировна, Сунгурова Анна Владимировна, Сунгуров Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF SPEED-POWER QUALITIES IN CHILDREN OF SCHOOL AGE C INTELLECTUAL DISABILITIES IN THE PROCESS OF PHYSICAL REHABILITATION

The features of development of speed-power qualities are considered for the children of school age with intellectual insufficiency. Solution of this problem of posredstvam application of physical rehabilitation and study of feature of development of speed-power qualities is offered for the children of school age with intellectual insufficiency.

Текст научной работы на тему «Динамика развития скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста c интеллектуальной недостаточностью в процессе физической реабилитации»

ТЕМА 3.

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ И СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА. РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

УДК 376.42

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА C ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В

ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Афанасенкова Наталия Владимировна кандидат медицинских наук, доцент

Сунгурова Анна Владимировна преподаватель

ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный Университет

имени М.В. Ломоносова», Архангельск, Россия

Сунгуров Алексей Николаевич учитель физической культуры

Негосударственное образовательное учреждение школа «Ксения»

Архангельск, Россия

DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF SPEED-POWER QUALITIES IN CHILDREN OF SCHOOL AGE C INTELLECTUAL DISABILITIES IN THE PROCESS OF PHYSICAL

REHABILITATION

Afanasenkova Nataliya Vladimirovna PhD, Associate Professor

Sungurova Anna Vladimirovna

Teacher

CAMPUS IN «Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov»

Arkhangelsk, Russia

Sungurov Aleksej Nikolaevich Physical Education Teacher

Non-governmental educational institution school «Xenia»

Arkhangelsk, Russia

Аннотация. Рассмотрены особенности развития скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Предлагается решение данной проблемы посредствам применения физической реабилитации и изучение особенности развития скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Summary. The features of development of speed-power qualities are considered for the children of school age with intellectual insufficiency. Solution of this problem of posredstvam application of physical rehabilitation and study of feature of development of speed-power qualities is offered for the children of school age with intellectual insufficiency.

Ключевые слова. Скоростно-силовые качества, умственная отсталость, физическая реабилитация.

Keywords. Speed-power qualities, mental retardation, physical rehabilitation.

Сохранение здоровья человека относится к глобальным проблемам современности, решение которой является первостепенной в социальном развитии общества.

На формирование жизненно важных двигательных умений и навыков у детей большое влияние оказывает уровень общей физической подготовленности в особенности ее силового компонента, как необходимого условия успешного освоения разнообразных двигательных действий [1, с.2]. Важное значение в решении проблемы интеграции и социализации детей с умственной отсталостью в жизнь современного общества приобретает физическая культура, спорт и физическая реабилитация, так как они способствуют накоплению двигательного опыта и базы двигательных действий у детей с умственной отсталостью. Скоростные качества у детей с нарушением интеллекта развиваются очень медленно, темп развития носит индивидуальный характер [3, с.16; 5, с.235]. Физическая культура и спорт являются эффективным средством коррекции и компенсации нарушенных и недоразвитых психофизических функций умственно отсталых детей [2, с.10]. Использование разнообразных форм и средств физического воспитания способствует более активному формированию морфофункционального статуса и позволяет предупредить вторичные отклонения в развитии [4, с.10]. Таким образом, для успешного процесса физического воспитания таких детей необходимо тщательно учитывать особенности их физического развития, уровня их физической подготовленности и формирования двигательных умений и навыков.

Цель исследования: оценка эффективности физической реабилитации и изучение особенности развития скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста с умственной отсталостью.

Организация и методы исследования: исследование проводилось на базе ГБОУ АО Специальная (Коррекционная) общеобразовательная школа № 31, г. Архангельск, в 3 этапа: декабрь 2013 года, май и декабрь 2014 года. В исследовании принимали участие 30 детей (мальчики) 15 человек -экспериментальная группа и 15 детей контрольная группа. Все обследуемые на момент начала тестирования имели паспортный возраст 12-13 лет, на конец исследования 13-14 лет.

В течении года занятия по физической реабилитации с контрольной группой проводились в обычном режиме по плану, в то время как в экспериментальной группе во время занятий по физической реабилитации вводились упражнения для развития скоростно-силовых качеств.

В рамках занятий для развития скоростно-силовых качеств у детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе физической реабилитации были использованы следующие упражнения: челночный бег 4х10; бросок набивного мяча весом 1 кг сидя; подъём туловища из положения лежа на спине за 30 секунд; сгибание и разгибание рук в упоре лежа от пола за 30 секунд; прыжки на скакалке за 1 минуту; прыжки в длину с места с двух ног; метание малого мяча с разбега; подтягивание за 1 минуту. Полученные результаты были подвергнуты оценке методом математической статистики на основании ^критерия Стьюдента.

Результаты исследования. Результаты выявления уровня развития скоростно-силовых качеств и динамики их развития у детей с умственной отсталость в процессе физической реабилитации представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

Проанализировав данные, полученные в результате первого среза исследования (рис. 1), можно сделать вывод о том, что у групп средние значения всех показателей практически одинаковы, и проведя статистическую обработку, выявлено, что не существует значимых различий в исходном уровне развития скоростно-силовых качеств в обеих группах (во всех случаях р>0,05).

сидя туловища рук в упоре скакалке длину с места с разбега

лежа от пола

■ Контрольная □ Экспериментальная

Рисунок 1. Средние значения показателей в двух группах до начала занятий

На основании полученных данных исследования составлен комплекс ГЛАВНАЯ АННОТАЦИЯ СОДЕРЖАНИЕ Страница 203

упражнений для развития скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста с умственной отсталостью, в котором учитывались методы развития скоростно-силовых качеств и подходящие физические упражнения для скоростно-силовой подготовки детей с умственной отсталостью. Данный комплекс включен в занятия по физической реабилитации детей с умственной отсталостью.

Показатели динамики развития скоростно-силовых качеств в процессе физической реабилитации у детей с интеллектуальной недостаточностью представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели динамики развития скоростно-силовых качеств в процессе физической реабилитации у детей с интеллектуальной недостаточностью

Экспериментальная группа Достоверные

Показатели (уе.) декабрь 2013 май 2014 декабрь 2014 различия между периодами исследования

челночный бег (сек.) 17,2 ± 0,09 16,8 ± 0,21 16,4 ± 0,2 1-2**/ 1-3*

бросок набивного мяча весом 1 кг сидя(метры) 6,22 ± 0,16 6,5 ± 0,4 6,95 ± 0,12 1-2** / 1-3*

подъём

туловища из положения лежа на спине в 14,73 ± 5,07 15,8 ± 3,8 17,5 ± 2,43 1-2** / 1-3*

течение 30 сек.

(количество раз)

сгибание и

разгибание рук в упоре лёжа от пола за 30 сек. 8 ± 1,15 10,3 ± 1 13 ± 0,54 1-2** / 1-3*

(кол-во раз)

прыжки на скакалке за 1 мин. (количество раз) 53,4 ± 6,60 55,7 ± 7,50 59,3 ± 8,75 1-2* / 1-3*

прыжки в длину с места с двух ног (сантиметры) 115,1 ±6,90 117,5 ± 9,31 124,3 ± 9,47 1-2* / 1-3*

метание малого 13,82 ± 4,81 15,2 ± 2,70 19,7 ± 1,03

мяча с разбега (метры) 1-2** / 1-3*

подтягивание за 1 минуту (количество раз) 9,91 ± 2,08 12,5 ± 2,61 15,6 ± 0,86 1-2** / 1-3*

Примечание: **р <0,05; *р <0,01

В динамике после проведения комплекса упражнений в экспериментальной группе появляются различия в уровне развития скоростно-силовых качеств между группами. Однако стоит отметить, что лишь два показателя: сгибание и разгибание рук в упоре лежа от пола за 30 сек. и подтягивания за 1 минуту имеют статистически достоверные различия на уровне значимости р <0,01 и р<0,05 соответственно.

Прирост показателей скоростно-силовых качеств детей школьного возраста с умственной отсталостью также представлен в следующих тестах и составил: «Челночный бег» - на 4,7%; «Бросок набивного мяча» - на 11,7%; «Подъем туловища» - на 18,4%; «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа от пола» - на 62%; «Прыжки на скакалке» - на 11%; «Прыжки в длину с места» - на 8%; «Метание малого мяча с разбега» - на 42%; «Подтягивание» - 57,5%.

Проведенное исследование показало, что дети школьного возраста с умственной отсталостью, систематически выполняющие упражнения на развитие скоростно-силовых качеств отстают от сверстников гораздо меньше, чем дети с умственной отсталостью не занимающиеся такими упражнениями, т.е. недостатки двигательных качеств умственно отсталых детей существенно сглаживаются под влиянием систематически осуществляемой коррекционно-воспитательной работы. Мы считаем, что составленный комплекс упражнений для развития скоростно-силовых качеств у детей с умственной отсталостью и включенный в занятия по физической реабилитации, является эффективными.

СП

'X Список литературы

1. Барабаш, О. А. Педагогическая технология оценивания уровня развития двигательных способностей школьников 8-17 лет с умственной отсталостью / О. А. Барабаш // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2007. - №4.

2. Герасимова, И. Г. Физическое воспитание в специальных (коррекционных) школах / И. Г. Герасимова, С. В. Егорова. - Набережные Челны, 2004.- 160 с.

3. Евсеев, С. П. Адаптивная физическая культура : учебное пособие для высших и средних профессиональных учебных заведений Текст. / С. П. Евсеев, Л. В. Шапошникова. - Москва : Советский спорт, 2000. - 238 с.

4. Ивинский, Д. В. Развитие двигательных качеств у умственно отсталых школьников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида/ Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук,13.00.04. - Тамбов, 2007. - 25 с.

5. Частные методики адаптивной физической культуры : учебное пособие / Под ред. Л. В. Шапковой. - Москва: Советский спорт, 2003. - 463 с.

СП

'X References >

1. Barabash, O. A. Pedagogical technology of assessment of the level of development of motive capabilities of schoolchildren from 8 to 17 years with mental retardation/ Physical culture: upbringing, education, training, 2007. - No.4.

2. Gerasimov, I. G. Physical education in special (correctional) schools / I. G. Gerasimova, S. V. Egorova. Naberezhnye Chelny, 2004.-160 p.

3. Evseev, S. P. Adaptive physical culture: textbook for higher and secondary professional educational institutions of the Text. / S. P. Evseev, L. V. Shaposhnikova. Moscow: Soviet sport, 2000. - 238 p.

4. Iwinski, D. V. Development of motor skills of mentally retarded pupils in special (correctional) boarding school VIII type/ the dissertation on competition of a scientific degree of candidate of pedagogy, 13.00.04. - Tambov, 2007. - 25 p.

5. Private methods of adaptive physical culture: textbook / Under the editorship of L. V. Shapkova. - Moscow : Soviet sport, 2003. - 463 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.