Научная статья на тему 'Динамика физического развития юных спортсменов г. Архангельска на начальном этапе обучения игре в флорбол'

Динамика физического развития юных спортсменов г. Архангельска на начальном этапе обучения игре в флорбол Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
483
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФЛОРБОЛ / АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / SCHOOLCHILDREN / PHYSICAL DEVELOPMENT / FLOORBALL / ANTHROPOMETRIC INDICES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Климберг Елена Евгеньевна, Ишекова Н. И.

Проведено экспериментальное исследование для оценки физического развития детей младшего школьного возраста, занимающихся флорболом, в динамике годичного тренировочного цикла. В эксперименте были задействованы 74 учащихся средней общеобразовательной школы г. Архангельска, возраст детей 9-11 лет. Установлено, что наибольший прирост антропометрических показателей, особенно параметров, характеризующих состояние плечевого пояса, наблюдался в группах школьников, занимающихся флорболом. К концу учебного года среди флор-болистов преобладали дети со средним физическим развитием, а в контрольных группах с развитием ниже среднего. При общем положительном влиянии занятий флорболом на физическое развитие школьников требуется акцентировать внимание на развитие аэробных возможностей детского организма во время тренировочного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF ARKHANGELSK YOUNG SPORTSMEN AT BEGINNING OF TRAINING IN FLOORBALL

An experimental study has been carried out for assessment of physical development of primary school-aged children going in for floorball in dynamics of a twelve months' training cycle. In the experiment, 74 pupils of a secondary school in Arkhangelsk 42 Экология человека 2009.08 Медицинская экология were involved, the children's age was 9-11 y.o. It has been established that the biggest increase of anthropometric indices, especially of parameters describing state of the shoulder girdle was observed in groups of school-children going in for floorball. By the end of the academic year among the floorball players, children with medium physical development prevailed, and in the control groups with development below average. Floorball influences schoolchildren's physical development for the better in general, but it is necessary to focus on development of aerobic abilities of children's organisms during training.

Текст научной работы на тему «Динамика физического развития юных спортсменов г. Архангельска на начальном этапе обучения игре в флорбол»

УДК 613.72:616-053.5-071.3

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ юНых

спортсменов г. Архангельска

ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ФЛОРБОЛ

© 2009 г. Е. Е. Климберг, Н. И Ишекова

Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск

Проведено экспериментальное исследование для оценки физического развития детей младшего школьного возраста, занимающихся флорболом, в динамике годичного тренировочного цикла. В эксперименте были задействованы 74 учащихся средней общеобразовательной школы г. Архангельска, возраст детей 911 лет. Установлено, что наибольший прирост антропометрических показателей, особенно параметров, характеризующих состояние плечевого пояса, наблюдался в группах школьников, занимающихся флорболом.

К концу учебного года среди флор-болистов преобладали дети со средним физическим развитием, а в контрольных группах - с развитием ниже среднего. При общем положительном влиянии занятий флорболом на физическое развитие школьников требуется акцентировать внимание на развитие аэробных возможностей детского организма во время тренировочного процесса. Ключевые слова: школьники, физическое развитие, флорбол, антропометрические показатели.

Официальная статистика свидетельствует о том, что в настоящее время Российская Федерация по количеству населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом, значительно отстает от развитых стран, в которых физическими упражнениями постоянно занимаются до 40 — 50 % населения (в РФ только около 11 %). Очевидно, что развитие физической культуры и спорта в РФ требует комплексного программного и системного подхода [1, 4, 7, 9, 10].

Дефицит двигательной активности современных школьников стал угрозой для их нормального физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья. В динамике обучения снижается доля лиц (с 47 до 66 %), ведущих физически активный образ жизни, и увеличивается число школьников, посещающих занятия, близкие по характеру к учебной деятельности (с репетиторами и в кружках) на фоне статических форм проведения досуга [5].

Различные стороны школьной физкультурно-спортивной жизни нуждаются в положительных изменениях, дающих возможность усилить интерес учащихся к занятиям, сформировать культуру личности, повысить уровень физической и умственной работоспособности [2, 3, 8]. Одним из вариантов, решающих эту проблему, может быть внедрение новых игровых видов спорта, в частности флорбола.

Цель исследования — оценить уровень физического развития детей младшего школьного возраста, занимающихся флорболом, в динамике годичного тренировочного цикла.

Методы

Проведено экспериментальное нерандомизированное исследование, в котором были задействованы 74 учащихся средней общеобразовательной школы № 23 г. Архангельска в возрасте 9—11 лет, практически здоровых и имеющих основную группу здоровья для занятий физической культурой.

Школьники были разделены на группы: в 1-ю экспериментальную включены 16 мальчиков; 2-ю экспериментальную — 11 девочек; 3-ю контрольную составили 25 мальчиков; 4-ю контрольную — 22 девочки.

Школьники экспериментальных групп кроме занятий по физической культуре посещали тренировки по флорболу три раза в неделю по одному часу. Обучение в секции по флорболу проводилось по утвержденной авторской программе [6], рассчитанной на два года обучения. Учащиеся контрольных групп занимались физической культурой по школьной программе два раза в неделю по одному академическому часу и не посещали спортивных секций.

15925797

Исследования проводились дважды: до начала тренировочного процесса (сентябрь, I исследование) и в конце учебного года (май, II исследование).

Для определения физического развития использовался метод антропометрии, включающий измерение длины и массы тела, окружности грудной клетки (ОГК), плеча, предплечья, талии, бедра, бедер, голени, а также спирометрии и динамометрии. Для оценки физического развития использовались методы индексов и стандартов.

Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета программ SPSS версия 15. Проверка распределения осуществлялась с помощью описательной статистики, графически и с использованием статистического критерия Шапиро — Уилка для небольших выборок. При анализе параметрических данных использовали непарный критерий Стьюдента для независимых групп и парный — для зависимых.

Перед началом эксперимента со всех родителей обследуемых детей были собраны карты информированного согласия.

Результаты и обсуждение

Как показали данные таблицы, при обоих исследованиях в сравниваемых группах не отмечалось статистически значимых различий по длине тела.

Показатель роста (сидя) в начале учебного года достоверно был ниже у девочек (р = 0,055) и мальчиков (р = 0,023) экспериментальных групп по сравнению с девочками контрольной группы. При повторном исследовании достоверных различий в сравниваемых группах не наблюдалось.

Самые низкие средние значения массы тела при I исследовании отмечались у мальчиков экспериментальной группы, они были статистически значимо ниже аналогичных значений у мальчиков (р = 0,010) и девочек (р = 0,022) контрольных групп. При II исследовании сохранялась та же тенденция.

В начале исследования при оценке ОГК в различных состояниях (пауза, вдох, выдох) наблюдалась одинаковая тенденция: самые низкие средние значения были у мальчиков экспериментальной группы, которые достоверно различались с показателями мальчиков

Антропометрические показатели школьников в динамике исследования

Показатель Ис- следо- вание 1-я группа (п = 16) 2-я группа (п=11) 3-я группа (п =25) 4-я группа (п=22) р 1, 2 р 1, 3 р 1, 4 р 2, 3 р 2, 4 р 3, 4

Рост стоя, см I 138,19±2,12 138,00±2,61 142,94±2,49 143,64±2,00 0,956 0,190 0,075 0,243 0,106 0,832

II 143,88±2,17*** 142,82±3,19** 147,36±2,51*** 148,27±2,11*** 0,779 0,339 0,164 0,304 0,155 0,786

Рост сидя, см I 70,94±0,82 70,27±1,94 73,80±1,34 74,23±1,02 0,726 0,120 0,023 0,150 0,055 0,805

II 76,81±1,25*** 77,18±1,39*** 77,96±1,06*** 78,91±0,97*** 0,847 0,493 0,187 0,676 0,314 0,516

Масса тела, кг I 32,34±1,12 35,41±2,61 40,53±2,75 38,64±2,08 0,239 0,010 0,022 0,264 0,360 0,593

II 33,81±1,27** 36,00±3,07 41,20±2,81 38,91±2,23 0,521 0,023 0,081 0,278 0,454 0,534

ОКГ пауза, см I 67,06±1,10 69,73±1,86 72,26±1,81 71,80±1,73 0,201 0,019 0,042 0,405 0,463 0,855

II 69,66±1,35*** 71,73±2,32* 74,72±1,85*** 73,07±1,84** 0,418 0,055 0,172 0,355 0,666 0,531

ОГК вдох, см I 72,47±1,04 74,14±1,85 76,92±1,73 75,59±1,76 0,408 0,034 0,175 0,342 0,610 0,594

II 74,94±1,31*** 76,32±2,20* 79,34±1,90*** 77,18±1,81** 0,571 0,098 0,356 0,354 0,775 0,418

ОГК выдох, см I 66,31±0,96 68,64±1,82 71,66±1,88 71,32±1,77 0,231 0,016 0,031 0,336 0,348 0,896

II 68,66±1,26*** 70,73±2,18** 74,14±1,82*** 72,36±1,86* 0,387 0,034 0,137 0,281 0,597 0,500

ОГК размах, см I 6,16±0,36 5,50±0,57 5,26±0,34 4,27±0,30 0,314 0,088 0,000 0,709 0,043 0,036

II 6,28±0,52 5,59±0,53 5,20±0,38 4,82±0,42 0,377 0,095 0,034 0,563 0,280 0,502

Окружность плеча, см I 26,84±0,88 26,64±1,52 30,08±1,18 30,09±0,94 0,901 0,055 0,020 0,101 0,051 0,994

II 29,50±0,69*** 28,64±1,09 31,52±1,08 31,05±0,84 0,488 0,124 0,639 0,117 0,329 0,298

Окружность предплечья, см I 20,00+0,25 20,36±0,60 21,38±0,48 21,07±0,40 0,533 0,014 0,045 0,224 0,326 0,623

II 20,78±0,33*** 20,95±0,59** 22,10±0,47*** 21,39±0,41* 0,786 0,046 0,289 0,164 0,553 0,263

Окружность талии, см I 59,84±1,10 62,23±0,17 65,02±1,73 61,50±1,19 0,343 0,016 0,332 0,357 0,752 0,110

II 60,75±1,20 62,45±0,13 66,12±1,78 62,57±1,31 0,461 0,017 0,332 0,235 0,962 0,123

Окружность бедра, см I 42,63±0,70 44,50±1,76 45,64±1,28 46,02±1,20 0,273 0,046 0,033 0,617 0,475 0,830

II 44,25±0,85 45,64±1,77* 48,16±1,45** 47,50±1,25** 0,446 0,026 0,055 0,317 0,396 0,735

Окружность бедер, см I 73,13±1,94 75,18±2,12 78,20±2,00 75,82±2,49 0,333 0,028 0,381 0,372 0,870 0,455

II 76,56±1,94*** 76,50±2,38 80,96±2,04*** 77,50±2,67** 0,981 0,059 0,774 0,207 0,811 0,302

Окружность голени, см I 28,16±0,46 28,64±1,16 29,82±0,84 33,02±2,50 0,668 0,092 0,110 0,433 0,239 0,207

II 29,00±0,41*** 29,64±1,00 31,24±0,83** 33,91±2,57*** 0,516 0,021 0,115 0,268 0,260 0,303

Динамометрия левой руки, см I 12,91±1,17 10,73±1,54 14,74±1,20 13,25±0,98 0,262 0,305 0,823 0,062 0,163 0,349

II 15,44±1,04** 15,09±1,28*** 17,44±1,17*** 16,59±1,08*** 0,834 0,242 0,461 0,240 0,406 0,600

Динамометрия правой руки, см I 11,13±1,16 11,73±1,11 13,74±0,98 12,50±0,80 0,723 0,098 0,319 0,234 0,578 0,341

II 14,25± 0 73*** 14,23± 1 45*** 15,18± 1,12 ±* 5* 2 о 0,988 0,492 0,567 0,628 0,657 ,878

Спирометрия, мл I 1731,25± 104,87 1590,91± 112,17 1750,00± 100,17 1604,55± 68,84 0,380 0,902 0,299 0,353 0,914 0,250

II 2012,50± 97,41*** 1763,64± 106,41 2176,00± 134,32** 99 9 1 *± 0,103 0,384 0,880 0,064 0,159 0,282

Примечание. Достоверные различия между данными I и II исследований: * — р < 0,05; ** — р < 0,01;

р < 0,001.

* * * __

контрольной, аналогичная тенденция сохранялась и при II исследовании. Кроме того, при I исследовании статистические различия выявлялись по показателям ОГК в паузе (р = 0,042) и на выдохе (р = 0,031) между 1-й и 4-й группами, в конце учебного года эти различия нивелировались.

Показатель размаха ОГК, характеризующий подвижность грудной клетки, при начальном исследовании у девочек контрольной группы был достоверно ниже, чем в других сравниваемых группах (р = 0,000; р = 0,043; р = 0,036 соответственно). Повторная оценка выявила статистические различия только между 1-й и 4-й группами (р = 0,034).

При анализе показателей окружности плеча было выявлено, что мальчики и девочки экспериментальных групп отставали по данному показателю от детей контрольных (р = 0,020 и р = 0,051 соответственно), при повторном сравнении этих данных статистически значимых различий не выявлено.

По показателям окружности предплечья достоверные различия наблюдались только среди мальчиков экспериментальной и контрольной групп как при первом сравнении (р = 0,014), так и при втором (р = 0,046). Аналогичная тенденция отмечалась при оценке окружности талии.

Самые низкие показатели окружности бедра выявлялись у мальчиков экспериментальной группы, которые достоверно отличались от аналогичных значений контрольных групп мальчиков (р = 0,046) и девочек (р = 0,033). Такая же тенденция сохранялась и при II исследовании.

Статистические различия в показателе окружности бедер в I исследовании наблюдались только между 1-й и 3-й группами (р = 0,028). Во II исследовании статистических различий между группами не было.

Достоверные различия по показателю окружности голени отмечались только во II исследовании между мальчиками экспериментальной и контрольной групп (р = 0,021).

Оценка данных динамометрии и спирометрии при обоих исследованиях не выявила достоверных различий в сравниваемых группах.

Изучение динамики антропометрических показателей внутри каждой группы показало, что во всех группах дети выросли: рост стоя и сидя достоверно увеличился. Однако значения среднего прироста его (стоя и сидя) были несколько выше у мальчиков — (5,68 ± 0,44) и (5,87 ± 0,81) см и девочек — (4,81 ± 1,24) и (6,90 ± 1,55) см, р = 0,05, экспериментальных групп (рис. 1).

Несмотря на значительный ростовой скачок от

I исследования ко II, во всех группах масса тела школьников практически не изменилась, кроме экспериментальной группы мальчиков, у которых она достоверно возросла (р = 0,010).

Показатели ОГК (пауза, вдох, выдох) достоверно увеличились ко II исследованию во всех группах, а размах ОГК остался без изменений. Наибольший

| 1-я группа Ц 2-я группа Ц 3-я группа Ц 4-я группа

Рис. 1. Средние данные прироста антропометрических показателей в динамике исследования

Примечания: ДМп — динамометрия правой руки, ДМл -динамометрия левой руки; * — р < 0,05.

прирост этих показателей ко II исследованию наблюдался у мальчиков экспериментальной и контрольной групп.

Окружность предплечья также статистически значимо возросла во всех группах, окружность плеча увеличилась достоверно только у мальчиков экспериментальной группы (р = 0,001), окружность бедра

— у обследованных 1, 2 и 3-й групп (р = 0,051; р = 0,000; р = 0,004 соответственно), окружности бедер и голени — у школьников 1, 3 и 4-й (р = 0,000; р = 0,003; р = 0,002 и р = 0,001; р = 0,003; р = 0,001 соответственно). Показатели окружности талии достоверно не изменились. Средний прирост окружности плеча был выше у мальчиков и девочек — (2,65 ± 0,62) см, р = 0,016, и (2,00 ± 1,12) см соответственно экспериментальных групп, а предплечья — у мальчиков экспериментальной и контрольной — (0,78 ± 0,19) и (0,72 ± 0,14) см соответственно.

Средние значения динамометрии левой руки у детей во всех группах увеличились ко II исследованию, а по динамометрии правой не было получено статистических различий у девочек экспериментальной группы. Средний прирост показателей динамометрии также был несколько выше у детей экспериментальных групп, что свидетельствовало об увеличении у них мышечной силы.

Показатели спирометрии также достоверно увеличились к концу года во всех группах, кроме девочек экспериментальной. Средний прирост этих данных у детей контрольных групп был выше, чем у детей экспериментальных .

Оценка антропометрических показателей по методу индексов показала, что по индексу Пинье в экспериментальной группе мальчиков при I и

II исследованиях преобладал (63 %) астенический тип телосложения, 6 % детей имели гиперстенический тип. Пропорциональное телосложение в этой группе на начало года отмечалось у 50 % мальчиков, к концу учебно-тренировочного процесса такое телосложение имели уже 56 %.

При исследовании развития грудной клетки по индексу Эрисмана было выявлено, что в экспериментальной группе мальчиков на начало учебного года у 69 % детей развитие грудной клетки соответствовало уровню ниже среднего, низкое развитие наблюдалось у 19 %, среднее и сильное развитие — по 6 % детей. К концу года отмечались изменения в уровнях развития: среднее развитие грудной клетки имели 12 % мальчиков, ниже среднего — 63 %.

В контрольной группе мальчиков нормостенический тип телосложения при I исследовании отмечался у 36 %, такое же количество детей имели гиперстенический тип, астенический тип отмечался у 28 % мальчиков. При II исследовании увеличилось до 52 % количество детей с нормостеническим типом телосложения и снизилось до 12 % с астеническим. В этой группе в начале учебного года пропорциональное телосложение имели всего 8 % мальчиков, к концу года их количество увеличилось до 44 %.

При анализе степени развития грудной клетки по индексу Эрисмана было выявлено, что при I исследовании в контрольной группе преобладало количество мальчиков, имеющих развитие грудной клетки ниже среднего (48 %) и среднее (28 %), при II исследовании развитие грудной клетки ниже среднего наблюдалось у 56 % мальчиков, увеличилась доля детей с сильным развитием грудной клетки с 16 до 24 %.

В экспериментальной группе девочек в начале учебного года астенический тип телосложения наблюдался у 46 %, столько же имели нормостенический и у 8 % школьниц отмечался гиперстенический тип, к концу года увеличилась доля детей с нормостеническим ти-

пом до 64 %, астенический имели 27 % девочек. Пропорциональное телосложение в сентябре имели 27 % школьниц, к концу года ввиду активного роста в этом возрасте пропорциональное развитие имели 18 % девочек. В начале года среднее развитие грудной клетки имели 27 % девочек, а ниже среднего — 46 %, к концу года увеличилось количество девочек со средним развитием грудной клетки до 36 %.

Среди девочек контрольной группы при I исследовании преобладали (55 %) дети с астеническим типом телосложения, нормостенический отмечался у 41 %. При II исследовании увеличилось количество девочек с нормостеническим типом телосложения до 55 %, астенический тип имели 32 % девочек, а доля с гиперстеническим увеличилась с 4 до 13 %. Пропорциональное телосложение в начале года имели 36 % девочек этой группы, к концу года их количество возросло до 55 %.

По степени развития грудной клетки при I исследовании девочки распределились следующим образом: среднее развитие 23 %, ниже среднего и сильное по 18 %, низкое — 36 %. При II исследовании наблюдалось увеличение количества девочек со средним (до 27 %) и хорошим (с 5 до 29 %) развитием грудной клетки.

Оценка антропометрических показателей по методу стандартов показала, что при I исследовании в экспериментальных группах мальчиков и девочек преобладали дети с физическим развитием ниже среднего (50 и 37 % соответственно), а в контрольных — со средним физическим развитием (44 и 45 %) (рис. 2). В конце учебного года наблюдалась обратная тенден-

1 - я группа

2-я группа

•г®" <&•<

3-я группа

4-я группа

Рис. 2. Динамика физического развития в сравниваемых группах

ция — в экспериментальных группах преобладали дети со средним физическим развитием, а в контрольных

— с развитием ниже среднего.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При определении гармоничности физического развития в начале и в конце учебного года было выявлено, что во всех сравниваемых группах произошло уменьшение числа детей с гармоничным развитием, по-видимому, это связано со значительным скачком роста в этом возрасте (рис. 3).

Рис. 3. Гармоничность развития детей в динамике исследования

В настоящее время приоритетным направлением в профилактике заболеваний является разработка школьных программ по формированию у детей стереотипов здорового образа жизни. В этой связи возрастает актуальность обучения детей навыкам сохранения и укрепления здоровья [5], что можно реализовать в процессе усовершенствования школьных программ по физическому воспитанию путем включения новых форм двигательной активности.

Антропометрические обследования детей позволяют не только определить степень физического созревания, но и дать общую оценку состояния здоровья ребенка. Процессы роста и развития детей не имеют резких половых отличий до десяти лет, далее физическое развитие девочек идет быстрее, поэтому в проводимых исследованиях сравнение физического развития детей осуществлялось по половому признаку.

Проведенное исследование показало, что в начале учебного года школьники в контрольных группах несколько превышали в физическом развитии своих сверстников из экспериментальных. При повторном исследовании наибольший прирост антропометрических показателей наблюдался в экспериментальных группах. Так, прирост показателей роста, массы тела, окружностей грудной клетки, плечевого пояса, силы кисти больше в экспериментальных группах как мальчиков, так и девочек. При игре во флорбол большая нагрузка оказывается на мышцы плечевого пояса, что и подтверждается нашими исследованиями.

Больший прирост показателей спирометрии наблюдался у мальчиков и девочек контрольных групп. Эти результаты указывают на то, что при тренировках по флорболу необходимо уделять больше внимания аэробным видам нагрузок, оказывающим тренирующее действие на функцию легких.

В начале исследования в экспериментальных группах преобладали мальчики и девочки с физическим развитием ниже среднего, а в контрольных группах — со средним физическим развитием. В конце учебного года наблюдалась обратная тенденция — в экспериментальных группах преобладали дети со средним физическим развитием, а в контрольных — ниже среднего.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что систематические занятия флорболом положительно влияют на физическое развитие детей младшего школьного возраста. Однако необходимо акцентировать внимание на развитии аэробных возможностей детского организма на фоне тренировочного процесса по флорболу.

Список литературы

1. Баранов А. А. Проблемы роста и развития здорового ребенка / А. А. Баранов // Российский педиатрический журнал. — 1999. — № 2. — С. 5—8.

2. Глебовский В. Д. Физиология плода и детей / В. Д. Глебовский, В. А. Жданов, К. П. Иванов. — М., 1988. — 224 с.

3. Ермолаев Ю. А. Возрастная физиология / Ю. А. Ермолаев. — М., 2001. — 444 с.

4. Козак Л. М. Физическое развитие и состояние психофизиологических функций у детей младшего школьного возраста / Л. М. Козак // Физиология человека. — 2002. - Т. 28, № 2. - С. 35-43.

5. Кучма В. Р. Медико-социальные аспекты формирования здоровья младших школьников / В. Р. Кучма, И. В. Звездина, Н. С. Жигарева // Вопросы современной педиатрии. — 2008. — Т. 7, № 4. — С. 9-12.

6. Об утверждении авторской программы дополнительного образования детей «Программа начальной подготовки юных флорболистов 8-11 лет на базе средней общеобразовательной школы» : приказ № 657 от 05.12.2007 Департамента образования мэрии г. Архангельска.

7. Поляков С. Д. Проблемы современного детского спорта и пути их решения / С. Д. Поляков, И. Е. Смирнов, И. Т. Корнеева и др. // Российский педиатрический журнал. - 2008. - № 1. - С. 53-56.

8. Смирнов В. М. Физиология физического воспитания и спорта / В. М. Смирнов, В. И. Дубровский. -М., 2002. - 608 с.

9. Ткаченко Б. И. Физиологические основы здоровья человека / Б. И. Ткаченко. - СПб. ; Архангельск : Изд. центр Северного государственного медицинского университета, 2001. - 278 с.

10. Ямпольская Ю. А. Научные основы стандартизации исследований и оценки физического развития детей и подростков России / Ю. А. Ярмопольская // Российский педиатрический журнал. - 1999. - № 5. - С. 10-12.

DYNAMICS OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF ARKHANGELSK YOUNG SPORTSMEN AT BEGINNING OF TRAINING IN FLOORBALL

E. E. Klimberg, N. I. Ishekova

Northern State Medical University, Arkhangelsk

An experimental study has been carried out for assessment of physical development of primary school-aged children going in for floorball in dynamics of a twelve months' training cycle. In the experiment, 74 pupils of a secondary school in Arkhangelsk

were involved, the children's age was 9—11 y.o. It has been established that the biggest increase of anthropometric indices, especially of parameters describing state of the shoulder girdle was observed in groups of school-children going in for floorball. By the end of the academic year among the floorball players, children with medium physical development prevailed, and in the control groups — with development below average. Floorball influences schoolchildren's physical development for the better in general, but it is necessary to focus on development of aerobic abilities of children's organisms during training.

Key words: schoolchildren, physical development, floorball, anthropometric indices.

Контактная информация:

Климберг Елена Евгеньевна — аспирант кафедры нормальной физиологии и восстановительной медицины Северного государственного медицинскогог университета Адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 52 Тел. (8182) 24-29-95 E-mail: klimberg@atnet.ru

Статья поступила 04.01.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.