Научная статья на тему 'Исследование уровня физической подготовленности дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения'

Исследование уровня физической подготовленности дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
4443
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ДОШКОЛЬНИКИ / КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКИЕ / ПРИРОСТ / УРОВЕНЬ / ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ДИНАМИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Безденежных Галина Александровна

В данной статье показаны результаты наблюдения за уровнем физической подготовленности детей и уровнем развития физических качеств у детей, изменение показателей физического развития за полгода, причины, по которым достигнут прирост в уровне развития физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Безденежных Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование уровня физической подготовленности дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения»

РАЗДЕЛ XII

ОБРАЗОВАНИЕ. ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК 373.291

Безденежных Галина Александровна

Инструктор по физической культуре МДОУ№ 193 г. Красноярска, аспирант кафедры борьбы государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева», bezdarna@mail.ru, Красноярск

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Bezdenezhnykh Galina Aleksandrovna

The instructor in physical training МДОУ № 193 of Krasnoyarsk, the post-graduate student of chair of struggle of the state educational institution of the higher vocational training «Krasnoyarsk state pedagogical university ofV.P. Astafeva», bezdarna@mail.ru, Krasnoyarsk

RESEARCH OF LEVEL OF PHYSICAL READINESS OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются морально-волевые качества.

Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает важное место. Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоническое развитие организма дошкольника невозможно без физического воспитания [1].

Поэтому важно отметить, что нынешнее демографическое положение России и перспективы его эволюции относятся к числу первостепенных, ключевых элементов, определяющих долговременное развитие нашей страны. В концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. среди приоритетов в области укрепления здоровья детей и подростков ставится задача совершенствования мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта, проведение мониторинга физической подготовленности и физического развития детей и молодежи [2].

Исследование проводилось в муниципальном дошкольном образовательном учреждении № 193 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей, изучения динамики уровня физической подготовленности детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Физическая подготовленность определяется уровнем сформированности психофизических качеств (сила, скорость, быстрота, выносливость и гибкость) и степенью сформированности двигательных навыков. По мнению Г. Лесковой и Н. Ноткиной, именно высокие показатели двигательных качеств являются основными при оценке физической подготовленности детей [3; 4; 5; 6].

В исследовании уровня физической подготовленности дошкольников приняли участие 80 детей. Из них: младшая группа - 20 детей, средняя группа -22 ребенка, старшая группа - 25 детей и подготовительная группа - 13 детей.

Уровень физической подготовленности определялся по результатам контрольных упражнений. Средние показатели физической подготовленности детей представлены в табл. 1.

Таблица 1 - Средние показатели физической подготовленности детей 3-7 лет

Группы Прыжок в длину с места, см Прыжок в высоту с места, см Метание набивного мяча 1 кг, см Метание предмета, 80 гр., см Бег 30 метров, сек

Подготовительная 100 30 300 850 7,2

| Старшая 80-90 25 250 750 7,9-7,5

: Средняя 50 20 130 500 9,5-10

Младшая 40 10 90 400 13,5

Обследования проводились в декабре 2008 г. и в конце учебного (май 2009 г.). Обработка данных осуществлялась стандартными статистическими методами с учетом средней арифметической (М), средней ошибки (1), достоверности различий по ^критерию Стьюдента.

Таблица 2 - Результаты тестирования детей детского общеобразовательного учреждения (декабрь 2008 г.)

Г руппы Прыжок в длину с места, см Прыжок в высоту с места, см Метание набивного мяча 1 кг, см Метание предмета, 80 гр., см Бег 30 метров, сек

Подготовительная 102 39 238 745 7,87

Старшая 102 39 238 745 7,87

Средняя 71 23,5 123 528 9,93

Младшая 55 17 109 396 13,73

В декабре 2008 г. было проведено тестирование по программе «Детство». Тестирование, проведенное в декабре показало, что с нормативами справились 76,5% детей. А именно в младшей группе - 78% детей, в средней группе - 82% детей, в старшей группе - 76% детей и в подготовительной - 70% детей.

В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы формирования психофизических качеств ребенка. Их развитие - важная задача физического воспитания. Ана-

лиз специальной литературы свидетельствует, что проблема физического развития в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства. Объективность оценки физической подготовленности во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в том числе физических качеств. Наиболее важными из этих особенностей являются их обусловленность незавершенностью формирования физиологических структур организма и наличие в динамике физического развития ребенка чувствительных к внешним воздействиям периодов. Характерными для дошкольников считаются также большая изменчивость пропорций тела и неравномерность развития функциональных систем организма [6; 7].

Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья, составляет содержание физического воспитания, что обеспечивает малышу физическое развитие. Подвижные игры и игровые движения - естественные спутники жизни ребенка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребенка. Мы применяем народные подвижные игры и игровые подражательные движения как на физкультурных занятиях, так и во всех режимных моментах; используем народные подвижные игры в дыхательной гимнастике, оздоровительной аэробике, йогу в игровой форме, фольклор при проведении игрового массажа, закаливающих процедур, в утренней гимнастике и в самостоятельной детской деятельности.

На каждом возрастном этапе можно выделить ведущие двигательные способности. Для детей младшего и среднего возраста наиболее значимы скоро-стно-силовые способности, для детей 6 лет - скоростные способности, а для детей 7 года жизни - скоростные и координационные способности [3].

Таблица 3 - Результаты тестирования детей общеобразовательного учреждения

(май 2009 г.)

Группы Прыжок Прыжок в Метание Метание Бег 30

в длину с высоту с набивного предмета, метров,

места, см места, см мяча 1 кг, см 80 гр., см сек

Подготовительная 103 39 242 746 7,82

Старшая 103 39 242 746 7,82

529

Средняя 72 27 124 9,88

Младшая 55 18,5 98 397 13,7

По результатам тестирования, полученным в мае 2009 г., можно сделать следующие выводы: в подготовительной группе с тестами справились 76% детей, в старшей группе с тестами справились 79%, в средней группе с тестами справились 82% детей, в общем, в младшей группе с тестами справились 81% детей, в среднем по саду с тестами справились 79,5% детей (рис. 1).

Сравнив результаты тестирования в декабре и результаты тестирования, полученные в мае, можно сделать следующие выводы:

1. В младшей группе прирост результатов составил - 3%

2. В средней группе прирост результатов за полгода составил - 1%

3. В старшей группе прирост результатов за полгода составил - 3%.

4. В подготовительной группе прирост результатов составил - 6%.

Для оценки темпов прироста индивидуальных показателей физических качеств в течение года можно использовать следующую шкалу (табл.4.):

Таблица 4 - Шкала оценок темпа прироста уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста (данные В. И. Усакова)

Темп прироста Оценка За счет чего достигнут прирост

До 8% Неудовлетворительно За счет естественного роста

От 8% до 10% Удовлетворительно За счет естественного роста и естественной двигательной активности

От 10% до 15% Хорошо За счет естественного роста и целенаправленной системы физического воспитания

Свыше 15% 1 : , ■ Отлично За счет использования естественных сил природы и физических упражнений

Таким образом, прирост результатов в МДОУ № 193 за последние полгода в среднем во всех возрастных группах составил 3%. Прирост результатов во всех возрастных группах признан не удовлетворительным и произошел в основном за счет естественного роста и развития организма, а не за счет грамотно организованного процесса физического воспитания.

Важнее проследить динамику индивидуальных показателей развития каждого ребенка. В этой связи наиболее эффективным методом оценки служит прирост показателей двигательных навыков и физических качеств. Например, двигательное развитие ребенка оценивается по таблицам как высокое, однако существенных изменений в результатах выполнения заданий в течение года не произошло. И, наоборот, у ребенка могут быть низкие показатели тестирования в сравнении со средними значениями при высоких темпах личного роста результатов.

Подготовительная Старшая Средняя Младшая

□ дек,08 0 май.09

Рисунок 1 - Динамика уровня физической подготовленности во всех возрастных группах в течение полугода

Сравнительный анализ показателей, характеризующих физическую подготовленность детей до и после проведения исследования, позволил установить, что достоверных (р >0,05) изменений результатов ни в одном контрольном упражнении и ни в одной возрастной группе не наблюдалось. Это объясняется тем, что занятия по традиционной программе физической культуры для детского сада направлены главным образом на освоение объема двигательных навыков и не способствует воспитанию двигательных качеств, что подтверждается также результатами исследований других авторов [8; 9]

Полученные нами данные о показателях уровня физической подготовленности дошкольников четырех возрастных групп, воспитывающихся в МДОУ № 193 г. Красноярска, позволили сделать следующие выводы:

1. Выявлена положительная динамика в росте показателей уровня физической подготовленности дошкольников, полученная в основном за счет естественного роста организма ребенка.

2. В проведенном исследовании подтвердилась возрастная закономерность, характерная для детей дошкольного возраста, связанная с зависимостью изменения показателей физической подготовленности от возраста, т. е. чем старше ребенок, тем выше его результат.

Изучение динамики развития двигательных способностей в связи с естественным ростом детей и под влиянием специально организованной двигательной деятельности - важное условие рационального управления процессом физического воспитания дошкольников. В связи с этим представляется необходимым продолжение наблюдения за уровнем физической подготовленности дошкольников.

Анализ и оценка динамики норм индивидуального продвижения очень важны для своевременного внесения коррекций в образовательный процесс с целью осуществления индивидуального подхода.

Библиографический список

1. Шарманова, С. Б. Применение сюжетных занятий ритмической гимнастики в физическом воспитании дошкольников [Текст]/ С. Б. Шарманова, А. И. Федоров // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 3 - С. 18-22.

2. Концепция демографического развития России на период до 2015 года // Российская газета. 2001, 16 октября.

3. Прищепа, С. Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника [Текст]/ С. Прищепа // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. -С. 37-45.

4. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников [Текст]/ Сост. Н. А. Ноткина. - СПб.: Образование, 1993. - 36 с.

5. Усаков, В. И. Первые шаги к физическому совершенству: Книга для воспитателей, гувернеров, родителей. [Текст] / В. И. Усаков. - Красноярск: «Издательство КГПИ», 1993.-96 с.

6. Сагайдачная, Е. А. Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]/ Е. А. Сагайдачная // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2007. - № 3. - С. 16-28.

7. Степаненкова, Э. Я. Теория и практика физического воспитания и развития ребенка [Текст]/ Э. Я. Степанекова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-368 с.

8. Лагутин, А. Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении [Текст]/ А. Б. Лагутин // Теория и практика физической культуры. -1994,-№7.-С. 8-11.

УДК 796.011.3

Дюбина Татьяна Владимировна

Студентка 4 курса государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева», институт спортивных единоборств им. И. Ярыгина, тренер-преподаватель по настольному теннису, sporttanka@mail.ru, Красноярск

Завьялов Александр Иванович

Доктор педагогических наук, профессор Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева

ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ

Dyubina Tatyana Vladimirovna

4 th year student of the state educational institution of higher professional education «Krasnoyarsk State Pedagogical University V. P. Astaf'eva», Institute of sport combat them I. Yarygina, trainer and teacher's table tennis, sporttanka@mail.ru, Krasnoyarsk

Zavjalov Alexsandr Ivanovich

The Doctor of Pedagogical Science, Professor «Krasnoyarsk State Pedagogical University V. P. Astaf’eva», sporttanka@mail.ru, Krasnoyarsk

TECHNOLOGY ASSESSMENT LEVEL OF PREPAREDNESS

YOUNG TENNIS

Одним из приоритетных направлений в области образования является создание максимально благоприятных условий для всестороннего гармоничного развития ребенка с учетом его индивидуальных морфофункциональных, физических, соматических, психических особенностей.

В настоящее время известно, что младший школьный возраст - важнейший период развития ребенка, укрепления его здоровья, формирования двигательных умений и навыков, развития основных физических и психических качеств [1].

Настольный теннис является одним из эффективных средств физического воспитания младших школьников. Настольный теннис - хорошее

303

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.