Научная статья на тему 'Динамика физической подготовленности детей 4-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения'

Динамика физической подготовленности детей 4-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
902
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ДЕТИ 4-7 ЛЕТ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситкина Мария Григорьевна, Булкова Татьяна Михайловна, Комачева Олеся Александровна

Статья посвящена изучению динамики и выявлению прироста физической подготовленности детей 4-7 лет в процессе обучения в дошкольном образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ситкина Мария Григорьевна, Булкова Татьяна Михайловна, Комачева Олеся Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of physical preparedness of 4-7 year old children in the conditions of preschool educational institution

The article is devoted to the study of dynamics and revealing the increase in the physical preparedness of children aged 4-7 years in the process of training in the preschool educational institutions.

Текст научной работы на тему «Динамика физической подготовленности детей 4-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения»

3. Gubareva, L.I., Mizireva, O.M. and Churilova, T.M (2005), Ecology of the person: practical work, Vlados, Moscow.

4. Clarain, M.B. (1989), Pedagogical technology in educational process, Knowledge, Moscow.

5. Matyushkin, A.M. (1972), Problem situations in thinking and training, Pedagogics, Moscow.

6. Choshanov, M. A (1991), "Problem and modular design of content of training", Secondary vocational education, No. 8, pp. 13-16.

7. Choshanov, M.A. (1996), Flexible technology of problem and modular training: methodical grant, National education, Moscow.

8. Yutsyavichene P.A. (1989), Theory and practice of modular training, Shviyesa, Kaunas.

Контактная информация: physiology2@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.05.2017

УДК 796.011.3

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ В

УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Мария Григорьевна Ситкина, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Татьяна Михайловна Булкова, кандидат педагогических наук, доцент, Олеся Александровна Комачева, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Аннотация

Статья посвящена изучению динамики и выявлению прироста физической подготовленности детей 4-7 лет в процессе обучения в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова: физическая подготовленность, дети 4-7 лет, физическое воспитание.

DYNAMICS OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF 4-7 YEAR OLD CHILDREN IN THE CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Maria Grigoryevna Sitkina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tatyana Mikhailovna Bulkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olesya Aleksandrovna Komacheva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Annotation

The article is devoted to the study of dynamics and revealing the increase in the physical preparedness of children aged 4-7 years in the process of training in the preschool educational institutions.

Keywords: physical readiness, children of 4-7 years old, physical education.

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст - важный период в жизни человека, который характеризуется началом формирования личности ребенка, закладываются основы физических и морально-волевых качеств, развивается интерес к двигательной деятельности, происходит осознанное приобщение к ценностям физической культуры и спорта, формируется потребность в физкультурно-спортивных занятиях [1, 3].

Ведущим показателем сформированности физической культуры личности является физическая подготовленность, динамика которой позволяет оценить качество учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию [4, 5].

Цель исследования: определить динамику физической подготовленности детей 4-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Методы и организация исследования: анализ теоретической и научно-методической литературы, контрольно-педагогические испытания (тестирование), педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проходило на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения № 27 общеразвивающего вида «Садко» города Смоленска, в котором приняли участие 96 дошкольников (средняя группа - 29, старшая группа 43, подготовительная группа - 25 детей). Выявление физической подготовленности осуществлялось в начале (сентябрь 2015 г.) и в конце (май 2016) учебного года.

Физическая подготовленность определялась по результатам контрольно-педагогических испытаний: метание мешочка (150 г), прыжки в длину с места, бег на 30 м. Использованные контрольные упражнения рассчитаны на детей средней, старшей и подготовительной групп детского сада. Основными критериями отбора тестов явились простота и доступность их использования, обеспечение преемственности с программным материалом и методикой контроля по физическому воспитанию в МДОУ «Садко».

Для оценки темпов прироста индивидуальных показателей физических качеств в течение года применялась методика В.И. Усакова [2] согласно которой: неудовлетворительный темп прироста - до 8%; удовлетворительный - 8^10%; хороший - 10^15%; отличный - свыше 15%.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Сравнительные показатели физической подготовленности по результатам контрольно-педагогических испытаний, в начале и конце учебного года, представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Динамика физической подготовленности детей дошкольного возраста в течение учебного года_

Контрольные упражнения Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа

н* к* н* к* н* к*

Метание мешочка 150 г (м) мальчики 4,3 5,2 4,9 5,9 7,5 8,4

девочки 3,1 3,7 3,9 5,2 5,2 7,6

Прыжки в длину с места (см) мальчики 56,1 82,4 75,6 99,8 106,2 123,5

девочки 57,3 66,7 73,2 94,4 98,2 118,2

Бег 30 м (с) мальчики 9,7 8,8 9,6 8,4 8,2 7,5

девочки 10,9 9,9 9,5 8,5 8,6 7,9

н* - начало года; к* - конец года.

Выявлено, что наибольший прирост в метании мешочка был обнаружен у мальчиков старшей группы (1,0 м) и девочек старшей (1,3 м) и подготовительной (2,4 м) групп. В прыжках в длину с места наилучший прирост был показан мальчиками средней (26,3 см) и старшей (24,2 см) и девочками старшей (21,2 см) и подготовительной (20,0 см) групп. В беге на 30 метров самый высокий прирост наблюдался у мальчиков старшей (1,2 с) и у девочек средней и старшей (1,0 с) групп.

Темпы прироста показателей физической подготовленности дошкольников, полученные в ходе контрольно-педагогических испытаний, представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Темп прироста физической подготовленности детей дошкольного возраста (по В. И. Усакову) (в %)_

Виды движений Прирост

Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа

темп оценка темп оценка темп оценка

Метание мешочка 150 г (м) мальчики 19 отлично 18 отлично 11 хорошо

девочки 18 отлично 29 отлично 37 отлично

Прыжки в длину с места (см) мальчики 38 отлично 28 отлично 15 хорошо

девочки 15 хорошо 25 отлично 18 отлично

Бег 30 м (с) мальчики 10 удовл. 13 хорошо 9 удовл.

девочки 10 удовл. 11 хорошо 8 у удовл.

Удовлетворительные темпы прироста были показаны мальчиками и девочками средней и подготовительной группы в беге на 30 м.

Хорошие темпы прироста наблюдались у девочек средней группы в прыжках в длину с места; у мальчиков и девочек старшей группы в беге на 30 м, а также у мальчиков подготовительной группы в прыжке в длину с места и в метании мешочка. Отличные темпы прироста выявлены у мальчиков средней и старшей групп и у девочек в средней, старшей и подготовительной группах в метании мешочка; у мальчиков средней и старшей групп, а также у девочек старшей и подготовительной групп в прыжках в длину с места.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные нами данные о показателях физической подготовленности дошкольников трех возрастных групп, посещающих МДОУ № 27 г. Смоленска, позволили сделать следующие выводы:

1. Выявлена положительная динамика физической подготовленности дошкольников, по всем исследуемым показателям полученная в основном за счет целенаправленной системы физического воспитания и естественного роста.

2. В беге на 30 метров у дошкольников средней и подготовительной групп обнаружен удовлетворительный темп прироста физической подготовленности, обусловленный естественным ростом и двигательной активностью детей.

3. Подтвердилась закономерность возрастной динамики физической подготовленности, характерная для детей дошкольного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вайсвалавичене, В.Ю. Структура средств, методов и условий развития двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Вайсвалавичене Валентина Юрьевна. - Москва, 2015. - 23 с.

2. Методика оценки физического развития и физической подготовленности дошкольников : учебно-метод. пособие / А.С. Дорошенко, Г.А. Решетнева, О.С. Шнейдер, Л.Н. Шатанкова ; Дальневосточ. гос. акад. физ. культуры. - Хабаровск : [б.и.], 2000. - 24 с.

3. Ползикова, Е.В. Динамика показателей физической и двигательной подготовленности детей 6-7 лет в условиях реализации традиционные программ физического воспитания в дошкольные образовательных учреждениях / Е.В. Ползикова, Ю.К. Чернышенко // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2013. - № 4. - С. 11-14.

4. Прищепа, С. Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника / С. Прищепа // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. - С. 37-45.

5. Сагайдачная, Е. А. Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения / Е. А. Сагайдачная // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2007. - № 3. - С. 16-28.

REFERENCES

1. Vaysvalavichene, V.Yu. (2015), Structure of means, methods and conditions of development of motive abilities in children of the advanced preschool age of 5-7 years, dissertation, Moscow.

2. Doroshenko, A.S., Reshetneva G.A., Schneider O.S. and Shatankova L.N. (2000), Methodic of an assessment of physical development and physical fitness of preschool children: educational method. grant, DVGAFK, Khabarovsk.

3. Polzikova, E. V. and Chernyshenko Yu.K. (2013), "Dynamics of indicators of physical and motive fitness of children of 6-7 years in the conditions of realization traditional programs of physical training in preschool educational institutions", Physical culture, sport - science and practice, No. 4, pp. 11-14.

4. Prishchepa, S. (2004), "How to diagnose physical fitness of the preschool child", Preschool education, No. 1, pp. 37-45.

5. Sagaydachnaya, E. A. (2007), "Valuing of physical fitness of children in the conditions of preschool educational institution", The Reference book of the senior preschool teacher, No. 3, pp. 16-28.

Контактная информация: masha_zhuravleva@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.05.2017

УДК 796.071.4

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ТРЕНЕРОВ ПО БАСКЕТБОЛУ УНИВЕРСИТЕТА ЛЕСГАФТА

Владимир Александрович Таймазов, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Евгеньевич Бакулев, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Николаевич Еле-вич, доктор педагогических наук, профессор, Борис Ефимович Лосин, доктор педагогических наук, профессор, Евгений Рафаилович Яхонтов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-

Петербург)

Аннотация

В статье анализируется десятилетний опыт подготовки тренерских кадров в высшей школе тренеров по баскетболу. Рассматриваются принципы обучения, позволяющие оптимизировать процесс обучения, сделать его более интересным и полезным для слушателей. Предлагаемые подходы явились результатом обобщения теоретических основ образования взрослых и творческого анализа учебного процесса высшей школы тренеров по баскетболу.

Ключевые слова: высшая школа тренеров по баскетболу, учебный процесс, подготовка тренерских кадров, творческий потенциал, принципы обучения.

FEATURES OF TRAINING OF LISTENERS AT THE HIGHER SCHOOL OF TRAINERS ON BASKETBALL OF UNIVERSITY OF LESGAFT

Vladimir Aleksandrovich Taymazov, doctor of pedagogical sciences, professor, Sergey Evgenyevich Bakulev, doctor of pedagogical sciences, professor, Sergey Nikolaevich Elevich,

doctor of pedagogical sciences, professor, Boris Efimovich Losin, doctor of pedagogical sciences, professor, Evgeny Rafailovich Yakhontov, doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

In article ten years' experience of preparation of trainer's shots in the higher school of trainers on basketball is analyzed. The principles of training allowing optimizing training process, to make him more interesting and useful to listeners are considered. The offered approaches were result of generalization of theoretical bases of education of adults and the creative analysis of educational process of the higher school of trainers on basketball.

Keywords: the higher school of trainers on basketball, educational process, preparation of trainer's shots, creative potential, principles of training.

В 2007 года на базе НГУ им. П.Ф. Лесгафта была открыта Высшая школа тренеров (ВШТ) по баскетболу. За 10 лет работы школы было подготовлено десять выпусков тренеров. Всего за эти годы в школе прошли обучение более 100 высококвалифицированных тренеров из России, Белоруссии, Украины, Казахстана, Эстонии и Германии. Более 30 процентов выпускников имели звания залуженных тренеров России, звания заслуженных мастеров спорта, мастеров спорта международного класса и мастеров спорта. 60 процентов выпускников работают в структурах профессиональных баскетбольных клубов, остальные в организациях, связанных с подготовкой спортивного резерва. ВШТ стала методическим центром подготовки квалифицированных тренеров по баскетболу. В процессе становления работы школы использовались различные рекомендации, связанные с подготовкой тренерских кадров по различным видам спорта. Однако, методики долгосрочного повышения квалификации дипломированных квалифицированных тренеров по баскетболу в специальной литературе нами не обнаружено.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.