УДК 796.011
Ю. В. Пархоменко, А. Н. Вакурин, Ю. Т. Ревякин
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «СООБЩЕСТВО»
Раскрывается сущность инновационного потенциала внедрения программы «Сообщество» в образовательный процесс физического воспитания в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.
Авторами раскрываются особенности условия реализации программы «Сообщество» в процессе физического воспитания в МДОУ, учитывающей интегрирование видов деятельности, основанной на единой тематике. Положительный эффект внедрения программы «Сообщество» подтверждается результативностью проведенного педагогического эксперимента.
Ключевые слова: «Step by Step», программа «Сообщество», физическое воспитание, младший дошкольный возраст, дошкольные образовательные учреждения.
Обеспечить высокое качество обучения жизненно-важным двигательным умениям и навыкам детей дошкольного возраста - это одна из главных задач, которая стоит перед каждым дошкольным образовательным учреждением. Совершенствование физического воспитания детей остается актуальным, особенно на этапе затянувшегося периода реформирования системы дошкольного образования. Одним из перспективных путей повышения эффективности процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях является совершенствование и модернизация используемых педагогических технологий. Решение данной задачи возможно на основе внедрения инновационных форм реализации учебного материала и интегрирования учебных дисциплин за счет единой тематики, в большей степени интересующей ребенка. Данный подход возможен в рамках практической реализации программы «Step by Step», которая на территории Российской Федерации получила название «Сообщество».
Данная программа на протяжении последних лет начала внедряться в систему дошкольного образования России. Однако в настоящее время пока еще немногие дошкольные учреждения уже строят образовательный процесс на основе программы «Сообщество». В этой связи первые дошкольные образовательные учреждения, реализующие эту программу, появились и на территории Томской области.
Сегодня становиться очевидным противоречие между существующей тенденцией активного внедрения новой учебной программы «Сообщество» в образовательный процесс дошкольных учреждений и отсутствием научного обоснования эффективности физического воспитания дошкольников на основе ее реализации.
С учетом обозначенной проблемы нами было проведено исследование, направленное на экспериментальное обоснование эффективности физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях на основе реализации программы «Сообщество».
Программа «Сообщество» - это международный проект, реализуемый в настоящее время в 25 странах мира. Разработана коллективом авторов «Центра международных детских программ», расположенным в Вашингтоне и занимающимся внедрением успешных педагогических методик. В основу данной программы положены идеи Л. С. Выготского, Э. Эриксона и Ж. Пиаже.
Основная идея программы - твердое убеждение в том, что ребенок обучается не тогда, когда он что-то повторяет за взрослым, а когда он непосредственно вовлечен в процесс познания, когда дети приобретают знания о мире, опираясь на свой личный опыт и непосредственное взаимодействие с предметами, веществами и явлениями окружающего мира.
Самостоятельная творческая деятельность ребенка в рамках этого проекта рассматривается как условие и средство его полноценного развития. Роль воспитателей заключается в том, чтобы ставить перед каждым ребенком и перед группой детей соответствующие возрасту цели, учитывая интересы, способности и потребности каждого [1].
В образовательную программу детских садов включена система мероприятий, направленных на создание условий для развития всех сфер личности ребенка (социально-эмоциональное развитие, интеллектуальное развитие, развитие речи, физическое развитие, развитие двигательных умений и навыков) [2].
Целью нашего исследования является совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста на основе реализации программы «Сообщество» в условиях дошкольных образовательных учреждений.
Исходя из цели исследования, были поставлены задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и существующую практику физического воспитания детей в дошкольных учреждениях г. Томска.
2. Экспериментально обосновать эффективность физического воспитания в дошкольных образователь-
ных учреждениях на основе реализации программы «Сообщество».
В исследовании приняли участие ведущие педагоги по физическому воспитанию муниципальных дошкольных образовательных учреждений (МДОУ) г. Томска.
В рамках исследования нами было проведено анкетирование ведущих руководителей физического воспитания в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г. Томска (приняли участие 37 респондентов). Результаты анкетирования показали, что в настоящее время руководители физического воспитания (65 %) муниципальных дошкольных образовательных учреждений (МДОУ) г. Томска используют программу «Детство», 30 % - программу «Старт», 5 % работают по авторским программам.
В процессе исследования нами была внедрена в образовательный процесс по физическому воспитанию МДОУ «Детский сад № 13» г. Томска учебная
программа «Сообщество» с целью научного обоснования и проверки ее эффективности.
Педагогический эксперимент проводился на базе МДОУ «Детский сад № 13» г. Томска, в котором приняло участие 40 испытуемых (дети 2-3 лет). Исследование осуществлялось на протяжении 2008-2009 гг. Занятия проходили 3 раза в неделю по 20 мин, в течение всего учебного года.
В эксперименте приняли участие дети групп № 8 и 9 по 15 и 14 человек соответственно в каждой группе. Условно учебная группа № 8 была принята экспериментальной (ЭГ), а группа № 9 - контрольной (КГ). Сравнение полученных результатов показало, что уровень физической подготовленности по комплексу тестов не имел достоверных различий (табл. 1). В начале учебного года было проведено предварительное тестирование физической подготовленности детей младших групп.
Таблица 1
Сравнительный анализ показателей физической подготовленности ЭГ и КГ до эксперимента
№ Название теста ЭГ КГ Р
х у т х у т
1 Наклон вперед, см 14.6 9.4 +2.47 12.8 6.3 +1.72 >0.05
2 Метание мешочка (200 г) прав. 269 0.9 +0.2 224 0.99 +0.26 >0.05
рукой с места, см
3 Метание мешочка (200 г) лев. 223 0.78 +0.2 206 0.7 +0.18 >0.05
рукой с места, см
4 Прыжок в длину с места, см 34 11.9 +3.1 31 13.5 +3.6 >0.05
Оценка результатов тестирования (по Г. П. Юрко, В. Г. Фролову, 2006) показала, что в экспериментальной группе 51 % детей соответствует среднему уровню физической подготовленности, 40 % - низкому уровню, 9 % испытуемых показали высокие результаты, соответствующие более старшей возрастной группе (рис. 1). В контрольной группе 47 % детей соответствует среднему уровню физической подготовленности, 48 % - низкому уровню, 5 % показали высокие результаты (рис. 2).
Применяемые в работе с дошкольниками по программе «Сообщество», методы позволяют активизировать и взрослого и ребенка, включают рефлексию, дают возможность каждому участнику учебно-воспитательного процесса почувствовать себя субъектом познавательно-коммуникативной деятельности.
Оценка результатов повторного тестирования (по Г. П. Юрко, В. Г. Фролову, 2006 г.) показала, что в экспериментальной группе 56 % детей соответствует среднему уровню физической подготовленности, 28 % - низкому уровню, 16 % показали высокие результаты (рис. 3). В контрольной группе 52 % детей соответствует среднему уровню физической подготовленности, 41 % - низкому уровню, 7 % испытуемых показали высокие результаты (рис. 4).
9%
□ Высокий ПСредний □ Низкий
Рис. 1 . Уровень физической подготовленности ЭГ в начале эксперимента
5%
□ Высокий □Средний □ Низкий
Рис. 2. Уровень физической подготовленности КГ в начале эксперимента
56%
□ Высокий передний □ Низкий
Рис. 3. Уровень физической подготовленности ЭГ в конце эксперимента
Сравнивая показатели относительных приростов результатов в группах (табл. 2, 3), видно, что в ЭГ в тесте «Наклон вперед» прирост составил 18 %, а в КГ - 14 %. В тесте «Прыжок в длину с места» прирост у ЭГ составил 32 %, в КГ - 12 %. Однако прирост в ЭГ в тесте «Метание мешочков» (прав. и лев. рукой) составил 7 и 10 %, а в КГ - 15 % на обе руки.
Таким образом, можно сделать вывод, что реализация программного материала «Сообщество» доказала преимущественную направленность на развитие гибкости и скоростно-силовых способностей (нижних конечностей). Так как в контрольной группе занятия проходили по программе Э. Я. Степаненковой, и экспериментальная группа занималась по этой же программе, но с обязательным включением материала программы «Сообщество». Программа Э. Я. Степаненковой «Физическое воспитание в детском саду» направлена
7%
□ Высокий □Средний □ Низкий
Рис. 4. Уровень физической подготовленности КГ в конце эксперимента
на развитие скоростно-силовых способностей верхних конечностей.
Для большей наглядности результаты сравнения относительных приростов двух групп можно представить в виде диаграммы (рис. 5).
Сравнительный анализ результатов физической подготовленности КГ и ЭГ после завершения эксперимента представлен в табл. 4. Выявлено, что по трем тестам «Наклон вперед», «Метание мешочка правой рукой» и «Метание мешочка левой рукой» статистически значимых отличий между группами не наблюдается. А в тесте «Прыжок в длину с места» результаты ЭГ статистически значимо отличается от результатов КГ.
Тестирование по оценке эмоционального состояния детей после занятий физическим воспитанием проводилось по таким психологическим методикам,
Т аблица 2
Динамика уровня физической подготовленности детей ЭГ
№ Название теста До эксперимента После эксперимента Прирост Р
х у х у абс. отн., %
1 Наклон вперед, см 14.6 9.4 15.4 9.8 39 18 >0.05
2 Метание мешочка прав. рукой с места, см 2.7 0.8 2.8 0.7 3.3 7 >0.05
3 Метание мешочка лев. рукой с места, см 2.2 0.7 2.4 0.7 3.5 10 >0.05
4 Прыжок в длину с места, см 34 12 41 14 161 32 >0.05
Таблица 3
Динамика уровня физической подготовленности детей КГ
№ Название теста До эксперимента После эксперимен Прирост Р
х у х у абс. отн., %
1 Наклон вперед,см 11.2 5.8 13.7 6.3 22 14 >005
2 Метание мешочка прав. рукой с места, см 2.2 0.9 2.5 0.7 4.7 15 >0.05
3 Метание мешочка лев. рукой с места, см 2.05 0.7 2.3 0.6 4.3 15 >0.05
4 Прыжок в длину с места, см 31 13 34 13 51 12 >0.05
Т аблица 4
Сравнительный анализ показателей физической подготовленности ЭГ и КГ после окончания
эксперимента
№ Название теста ЭГ КГ Р
х у т х у т
1 Наклон вперед, см 17.2 10.2 +2.68 13.7 6.3 +1.7 >0.05
2 Метание мешочка прав. рукой с места, см 2.9 0.9 +0.2 2.5 0.8 +0.2 >0.05
3 Метание мешочка лев. рукой с места, см 2.7 0.9 +0.2 2.4 0.6 +0.67 >0.05
4 Прыжок в длину с места, см 45 14.6 +3.8 34 13.3 +3.6 <0.05
■ КГ □ ЭГ
Тест 1 Тест 2 Тест 3
Рис. 5. Показатели относительного прироста КГ и ЭГ
Тест 4
как «Дом, дерево, человек», тест А. А. Венгера и цветной тест Люшера. Результаты психологического тестирования показали, что 80 % детей экспериментальной группы имеют нормальный эмоциональный фон после занятия, в то время как в контрольной группе -79 %. В состоянии агрессии находятся в ЭГ 20 % испытуемых, а в КГ - 21 %. Стабильными поведен-
ческими реакциями отличаются 57 % контрольной группы и 73% детей экспериментальной. (рис. 6).
Важно отметить, что оценка развития мелкой моторики пальцев рук в ЭГ (33 % - отл.; 20 % - хор.; 47 % - удовл.) выше, чем в КГ (21 % - отл.; 28 % -хор.; 51 % - удовл.) (рис. 7.).
%
57
21 20
73
□ кг
□ ЭГ
Нормальный Состояние агрессии Стабильные эмоциональный фон поведенческие
реакции
Рис. 6. Психо-эмоциональный фон детей после занятий физическим воспитанием
□ кг
□ ЭГ
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Рис. 7. Оценка уровня развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста
Проведенное тестирование показало, что реализация программы «Сообщество» в рамках физического воспитания детей младшего школьного возраста положительным образом влияет на эмоциональный фон детей. При этом развиваются как скоростно-силовые способности, так и мелкая моторика пальцев рук, что способствует в данном возрастном периоде наиболее быстрому развитию речи и формированию гармонично развитой личности.
В ходе проведенного исследования разработаны организационно-педагогические рекомендации реализации программы «Сообщество» в процессе физи-
ческого воспитания в МДОУ, предполагающей интегрирование видов деятельности, основанной на единой тематике.
Результаты проведенного педагогического эксперимента подтверждают повышение эффективности физического воспитания дошкольников в рамках реализации программы «Сообщество», что выразилось в большем приросте показателей физической подготовленности обучающихся экспериментальной группы и улучшениях в показателях психо-эмоциональ-ной сферы ребенка.
Список литературы
1. Колесникова С. В. Детская аэробика: Методика, базовые комплексы. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 157 с.
2. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М., 2000.
Пархоменко Ю. В., аспирант.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Вакурин А. Н., кандидат педагогических наук, доцент.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.
Ревякин Ю. Т., кандидат педагогических наук, профессор.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.
Материал поступил в редакцию 13.10.2009
Yu. V. Parkhomenko, A. N. Vakurin, Yu. T. Revyakin
FEATURES OF PHYSICAL EDUCATION OF THE CHILDREN OF YOUNGER PRESCHOOL BASED
ON THE PROGRAM «COMMUNITY»
The article reveals the essence of the innovative capacity of the introduction of a program «Community» to the educational process of physical education in the municipal pre-school educational institutions.
The authors reveal features of the conditions of the program «Community» in the process of physical education in junior pre-school education, taking into account the integration of activities, based on a single subject. The positive effect of the introduction of the program «Community» is confirmed with the results of pedagogical experiment.
Key words: «Step by Step», the program «Community», physical education, the younger preschool age, preschool education.
Parkhomenko Yu. V.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]
Vakurin A. N.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.
Revyakin Yu. T.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.