Научная статья на тему 'Дополнительное образование дошкольников старших возрастных групп в формировании начальных представлений о видах спорта'

Дополнительное образование дошкольников старших возрастных групп в формировании начальных представлений о видах спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
982
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / НАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВИДАХ СПОРТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черничкина Юлия Максимовна, Чепик Виктор Данилович

Целью настоящего исследования является проектирование и реализация программы дополнительного образования с задачами создания благоприятных условий для воспитания у дошкольников устойчивых интересов к занятиям физическими упражнениями; повышения эффективности процессов формирования здоровья и гармоничного физического развития дошкольников; создания условий усвоения начальных представлений о видах спорта и практики тренировочно-соревновательной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черничкина Юлия Максимовна, Чепик Виктор Данилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Additional education of preschool children of the senior age groups in formation of initial ideas of sports

The purpose of this study is the design and implementation of the program of additional education with the task of creating favorable conditions for the education of preschool children have sustained interest to employments by physical exercises; improve the efficiency of processes of formation of health and harmonious physical development of preschool children; create conditions for the assimilation of the initial ideas about the types of activities and practices training and competitive activities.

Текст научной работы на тему «Дополнительное образование дошкольников старших возрастных групп в формировании начальных представлений о видах спорта»

4. Rules for posting on the official website of the educational organization in the information-telecommunication network "Internet" and update of information about the educational organization: the RF government Decree dated 10 July 2013 No. 582, available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70313268/.

Контактная информация: prorektor_zao@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.06.2016

УДК 796.011

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП В ФОРМИРОВАНИИ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

О ВИДАХ СПОРТА

Юлия Максимовна Черничкина, аспирант, Гжельский Государственный университет, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №29, г. Раменское, Виктор Данилович Чепик, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный социальный университет, г. Москва

Аннотация

Целью настоящего исследования является проектирование и реализация программы дополнительного образования с задачами создания благоприятных условий для воспитания у дошкольников устойчивых интересов к занятиям физическими упражнениями; повышения эффективности процессов формирования здоровья и гармоничного физического развития дошкольников; создания условий усвоения начальных представлений о видах спорта и практики тренировочно-соревновательной деятельности.

Ключевые слова: социокультурная роль дополнительного образования, образовательная среда дошкольной образовательной организации, начальные представления о видах спорта.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p180-186

ADDITIONAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN OF THE SENIOR AGE GROUPS IN FORMATION OF INITIAL IDEAS OF SPORTS

Yulia Maksimovna Chernichkina, the post-graduate student, Gzhel State University, Municipal preschool Kindergarten of the Combined No. 29 Educational

Institution, Ramenskoye, Victor Danilovich Chepik, the doctor of pedagogical sciences, professor, Russian state social university, Moscow

Annotation

The purpose of this study is the design and implementation of the program of additional education with the task of creating favorable conditions for the education of preschool children have sustained interest to employments by physical exercises; improve the efficiency of processes of formation of health and harmonious physical development of preschool children; create conditions for the assimilation of the initial ideas about the types of activities and practices training and competitive activities.

Keywords: socio-cultural role of additional education, educational environment of preschool education institution, elementary ideas about sports.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях социально-экономических преобразований в Российской Федерации повышаются требования к системам образования и социализации детей, подростков и молодёжи. В настоящее время отмечается рост заинтересованности семей и участия детей дошкольного возраста, вовлечённых в дополнительные общеобразовательные программы, в том числе в программы спортивной направленности. Актуальность проблемы

развития дополнительного образования и его социокультурной роли в деятельности дошкольных образовательных организаций определяется Указом Президента Российской Федерации «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» [1], в котором, в частности, отмечено, что планируется «... увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70^75%, предусмотрев, что 50% из них должны обучаться за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета»; Распоряжением Правительства РФ «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [2]; Приказом Минспорта России «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» [3], где в разделе №4 отмечено, что реализация программ дополнительного образования в области физической культуры и спорта осуществляется как в детско-юношеских спортивных школах, так и «..в дошкольных образовательных организациях при организации ими дополнительных занятий физической культурой и спортом и (или) реализации ими программ физического воспитания».

Целевыми ориентирами дошкольного образования являются социально-коммуникативные и речевые способности детей, познавательное развитие, художественно-эстетическое воспитание, физическое развитие и приобщение дошкольников к практике здорового образа жизни [5].

Социокультурная роль дополнительного образования заключается в том, что воспитание мотивации и потребностей саморазвития, с ориентацией на спортивную деятельность, является задачей дошкольной образовательной организации, семьи и представителей организации, осуществляющих спортивную подготовку. Приоритетом общеобразовательной программы спортивного профиля должна стать образовательная среда с формированием мотивации у детей к познанию, творчеству в сфере занятий физическими упражнениями и практики спортивной деятельности; удовлетворения индивидуальных потребностей в занятиях физической культурой и спортом [6]. Особенностью реализации программ дополнительного образования является взаимосвязь процессов формирования творческих способностей воспитанников ДОО и интереса детей к спортивной деятельности; обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического и трудового воспитания дошкольников; укрепление здоровья; подготовка дошкольников к продолжению занятий избранным видом спорта по окончании дошкольной образовательной организации.

В ряде регионов России расширяются масштабы сотрудничества дошкольных образовательных организаций (ДОО) с детско-юношескими спортивными организациями. Предпринимаются меры по созданию условий для более широкого доступа дошкольников к занятиям спортом [4]. Однако, несмотря на некоторые позитивные тенденции в организации взаимодействия ДОО с детско-юношескими спортивными школами по вопросам формирования интереса дошкольников к видам спорта остаётся немало нерешённых вопросов по проблемам организационного и программно-методического характера, оказывающих негативное влияние на внедрение спортивной тематики в программы физического воспитания дошкольников, отрицательно воздействуют на подготовку спортивного резерва для сборных команд, в том числе сборных команд Российской Федерации.

МЕТОДИКА

Разработка и экспериментальная апробация разделов дополнительного образования в формировании начальных представлений о видах спорта была организована в практике образовательной деятельности дошкольников старших возрастных групп (5-7 лет) в муниципальных дошкольных образовательных организациях Раменского района МДОУ № 29 (экспериментальная группа) и МДОУ №14 (контрольная группа) города Воскресен-

ска Московской области. Контрольная и экспериментальная группы имели идентичное содержание обязательной части образования, с точки зрения реализации требований Стандарта дошкольного образования, при существенном различии частей, формируемых в экспериментальных ДОО. Типовые программы физического воспитания имеют воспитательную, обучающую и оздоровительную направленность, без акцентирования внимания на формирование начальных представлений о видах спорта, о простейших знаниях дошкольников и навыках тренировочно-соревновательной деятельности. Специфика содержания дополнительного образования в экспериментальной группе и её отличие от контрольной группы заключалась в следующем:

- моторная плотность времени, отводимом на выполнение специальных упражнений видов спорта (спортивная гимнастика, акробатика, лёгкая атлетика, спортивные игры, бадминтон, различные виды борьбы, настольный теннис), по отношению к моторной плотности всего занятия, составляли:

• выполнение заданий, характерных для того или иного вида спорта - 45%;

• общеразвивающие упражнения - 10%;

• элементы спортивных и подвижных игр - 20%;

• упражнения со сложно-координационной структурой двигательной деятельности - 10%;

• бег, ходьба, лазание - 5%;

• акробатические упражнения - (без партнёра, с партнёром, упражнения в висах, в упорах на развитие мышечных групп плечевого пояса, рук, шеи, мышц голени и стопы) - 10%;

- диагностика состояния физической подготовленности дошкольников включала в себя тестирование физических качеств: ловкости, быстроты, выносливости, скорост-но-силовых качеств, удержание равновесия; индивидуальные показатели тестирования физических качеств суммировались с последующим определением средних арифметических значений каждого из тестов: бег 30 метров, бег 120 метров, прыжок в длину с места, удержание равновесия на одной ноге, бросок набивного мяча из-за головы;

- еженедельными графиками были предусмотрены кружковые занятия дошкольников по видам спорта, с трудоёмкостью в пределах 20^30% от общего объёма учебных занятий. Программой дополнительного образования было предусмотрено участие воспитанников в спортивно-массовых мероприятиях, проводимых среди дошкольных образовательных учреждений Раменского района (дошкольники в возрасте 6-7 лет, лично-командные соревнования среди 50 дошкольных образовательных организаций); участие в мероприятиях спортивно-оздоровительной направленности внутри ДОО № 29, организуемых под девизом «Папа, Мама, я спортивная семья», в которых физические нагрузки, по преимуществу, были ориентированы на всестороннее физическое развитие, общую физическую работоспособность, формирование скоростно-силовых качеств, быстроты, ловкости, координации двигательной деятельности с выполнением физических упражнений, включаемых в программы тренировочно-соревновательной деятельности в группах начальной подготовки детских спортивных организаций. В процессах выполнения физических упражнений дети обучаются наиболее распространённым командам, средствам общения с педагогами, сверстниками; подобная практика создаёт условия для формирования необходимого уровня социально-коммуникативного развития детей;

- разработка содержания и форм реализации предметно-пространственной развивающей среды для активизации внимания дошкольников на учебных материалах по тематике спортивной деятельности, на элементах соревнований по видам спорта. Спортивная тематика в форме плакатов, фотографий, видеофильмов, специального набора иллюстративного материала по видам спорта, размещается на стендах учебно-методического обеспечения, в кабинетах для групповых занятий, а также в составе информационно-коммуникационных технологий в процессе теоретических занятий. В со-

став компьютерных обучающих программ включена тематика предметной деятельности «физическая культура и спорт», представленная информацией о наиболее популярных видах спорта, о его символике, о спортивном инвентаре с демонстрацией спортивной инфраструктуры и оборудования; об устройстве спортивных площадок и правил нахождения на них; показ и объяснение приёмов профилактики травматизма и безопасного выполнения физических упражнений. Красочное оформление спортивного зала; размещение оборудования в спортивном зале с учётом обеспечения безопасности его эксплуатации, а также удобства его трансформируемости позволяет иметь предметно-пространственную развивающую среду в соответствии с задачами дополнительного образования по профилю освоения предметной деятельности «физическая культура и спорт»;

- приобщение родителей к деятельности по реализации программ дополнительного образования осуществляется в формах популяризации общенаучных разделов знаний о сохранении здоровья детей, о процессах физического воспитания и тренировочных нагрузок в процессах спортивной подготовки детей; указанной деятельности предшествует изучение потребностей и интересов родителей (семьи) в занятиях дошкольниками видами спорта. Организуются плановые встречи родителей с педагогическим составом ДОО - инструктором по физической культуре, медицинским персоналом, с тренерским составом и специалистами детско-юношеских спортивных организаций с обсуждением вопросов о состоянии и проблемах формирования и сохранения здоровья детей, о физической подготовленности и рекомендуемых комплексах физических упражнений по профилактике плоскостопия, сохранения правильной осанки ребёнка. Проводятся консультации с обсуждением тематики самостоятельных домашних занятий физическими упражнениями; обсуждаются требования для поступающих в ДЮСШ по видам спорта. В ДОО организована постоянно действующая мини-библиотека, с постоянно обновляемыми материалами по спортивной тематике. Ежемесячно проводятся соревнования смешанных команд родителей и детей, что способствует активному участию семей в процессах обучения и воспитания дошкольников;

- организация взаимодействия (партнёрские отношения) персонала ДОО с руководством федераций по видам спорта, тренерским составом и специалистами учреждений дополнительного образования спортивной направленности (региональный; муниципальный уровни); взаимодействие осуществляется в форме обмена опытом работы по проведению массовых спортивно-оздоровительных мероприятий, методического сопровождения и планирования тренировочно-соревновательной деятельности; организации занятий по дополнительным программам спортивной направленности в кружках ДОО; участие детей старших возрастных групп в соревнованиях регионального и всероссийского масштаба; проводится систематический анализ итогов состояния здоровья, физического развития и физической подготовки дошкольников; особенностей взаимодействия инструктора по физической культуре, воспитателей, тренерского состава и медицинского персонала по вопросам здоровья и качества выполнения программ дополнительного образования спортивной направленности в ДОО.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализация программ дополнительного образования, с наполнением каждого занятия упражнениями спортивной направленности; теоретические занятия и ознакомление дошкольников с особенностями видов спорта позволило получить существенные результаты в формировании начальных представлений школьников о видах спорта, тренировочно-соревновательной деятельности; способствовало поступлению значительного числа выпускников ДОО в детско-юношеские спортивные школы. В таблице №1 показаны результаты тестирования физических качеств дошкольников старших возрастных групп в ДОО экспериментальном и ДОО контрольном. Трёхкратное тестирование на протяжении

учебного года свидетельствует о более высоком уровне физической подготовки воспитанников ДОО №29 экспериментальном; в тестировании принимало участие по 25 воспитанников в каждом дошкольном учреждении.

Таблица 1

Показатели физической подготовленности дошкольников старших возрастных групп МДОУ № 29 (экспериментальная) и МДОУ № 14 (контрольная) группы _(средние значения измерений по тестам - 2015 г.)_

МДОУ Тесты

1 2 3 4 5 6

Экспериментальная 8.2 30.1 109.0 26.4 58 310

Контрольная 8.9 35.5 86. 21.0 40 224

Различия тестовых показателей 0.7 5.4 23 5.4 18 86

Прирост результативности в экспериментальном МДОУ ( %) 7.7 14.1 25.9 27.4 50 37.1

Обозначения:

тесты: 1 - бег на 30 м (с); 2 - бег на 120 м. (с.); 3 - прыжок в длину с места (см.); 4 - прыжок в высоту по методике Абалакова (см); 5 - удержание равновесия (с); 6 - бросок набивного мяча (см).

МДОУ: № 29 - экспериментальная, № 14 контрольная (средние значения итогов тестирования по группам дошкольников).

Итоги тестирования уровней физической подготовленности дошкольников, занимающихся по типовым программам физического воспитания, позволяют сделать вывод о том, что действующая система физического воспитания не обеспечивает те нормативные установки по физической подготовке, которые приняты в качестве модельных для отбора в ДЮСШ. Содержание программы дополнительного образования, реализуемой в МДОУ № 29, было ориентировано на всестороннее физическое развитие, двигательную подготовку детей старших возрастных групп с выполнением физических упражнений, включаемых в программы тренировочно-соревновательной деятельности групп начальной подготовки детско-юношеских спортивных школ. В качестве предметов обсуждения и демонстрации по тематике видов спорта использовались сведения о видах спорта, о спортивном инвентаре с демонстрацией спортивной инфраструктуры и оборудования; проводился показ и объяснение соревновательной деятельности по видам спорта, по технике выполнения физических упражнений; соблюдению правил и приёмов по профилактике травматизма и безопасного выполнения физических упражнений. Осуществлялась демонстрация игровых ситуаций и элементов соревновательной деятельности; просмотры видеозаписей соревнований; велись рассказы о спортивных достижениях, о физических возможностях выдающихся спортсменов. Итоги контроля свидетельствуют о том, что дети, занимающиеся по программам дополнительного образования, улучшили свои результаты по знаниям о видах спорта, по всему составу показателей физического развития и физической подготовки.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ

Результаты исследования дополняют сведения об организации плановой работы в дошкольных образовательных организациях по внедрению программ дополнительного образования (как одного из видов предметной деятельности), ориентированного на формирование начальных представлений дошкольников о видах спорта. В программы дополнительного образования целесообразно включать следующие разделы:

- плановую организацию практических занятий по видам спорта в кружках и активное участие дошкольников в массовых спортивно-оздоровительных мероприятиях; включение элементов базовых видов спорта в программы физического воспитания с ориентацией на ознакомление с тестами, используемыми в ДЮСШ при наборе в спортивно-оздоровительные группы занимающихся. Создание условий для получения образования по профилю «физическая культура и спорт» способствует становлению целенаправленности поведения и саморегуляции детей в двигательной сфере; приобретение дошкольниками собственного опыта и знаний о процессах сохранении здоровья с использованием

средств физической культуры и спорта;

- проектирование содержания и форм реализации предметно-развивающей среды, обеспечивающих качество процессов воспитания, обучения, оздоровления и ознакомления дошкольников с видами спорта и практикой тренировочно-соревновательной деятельности; приобретение начальных представлений о спортивной деятельности, воспитание устойчивого интереса дошкольников к видам спорта; обеспечение эффекта социально-коммуникативного и речевого развития детей в процессах занятий физическими упражнениями обеспечит полноценное развитие каждого ребёнка, преемственности содержания дошкольного и начального общего образования.

Разработка и реализация программ дополнительного образования дошкольников старших возрастных групп, в процессах формировании начальных представлений о видах спорта в ДОО № 29, способствовало организации систематической работы по приёму её выпускников в ДЮСШ по видам спортивных специализаций: борьба (вольная; каратэ), бадминтон, плавание, художественная гимнастика; увеличению числа дошкольников, успешно выступающих на Спартакиадах, организуемых для дошкольников старших возрастных групп в Раменском районе и соревнованиях по видам спорта в Московской области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. №606 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/70170946/. - Дата обращения 01.01.2016.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №1726 «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] // URL : http://docs.cntd.ru/document/420219217. - Дата обращения 01.01.2016.

3. Приказ Минспорта России от 27. 12. 2013 г. №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160002/. - Дата обращения 01.01.2016.

4. Бальсевич, В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 5. - С. 19-22.

5. Черничкина, Ю.М. О реализации парциальной программы спортивного профиля в дошкольной образовательной организации / Ю.М. Черничкина, В. Д. Чепик // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 2. - С. 71-73.

6. Чепик, В. Д. Предметно-развивающая среда в формировании готовности дошкольников к занятиям спортом / В. Д. Чепик, Ю.М. Черничкина // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 4. -С. 33-38.

REFERENCES

1. The decree of the President of the Russian Federation from May 07, 2012 №606 "On measures on realization of state policy in education and science", available at: http://base.garant.ru/70170946/.

2. The order of the Government of the Russian Federation of04.09.2014, №1726 "On approval of the concept of development of additional education of children", http://docs.cntd.ru/document/420219217.

3. The order of the Ministry of sports of Russia from 27. 12. 2013 №1125 "On approval ofpecu-liarities of organization and implementation of educational, training and methodological activities in the field of physical culture and sport", http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160002/.

4. Balsevich, V.K. and Lubysheva, L.I. (2003), "Sports-focused physical education: educational and social aspects", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 19-22.

5. Chernichkina, Yu.M. and Chepik, V.D. (2016), "On the partial realization of the program of the sports profile in pre-school educational institution", Physical culture: upbringing, education, training, No. 2, pp. 71-73.

6. Chepik, V.D. and Chernichkina, Yu.M. (2014), "Subject-developing environment in the formation of readiness of preschool children to sports", Sports Science Bulletin, No. 4, pp. 33-38.

Контактная информация: Doy29@bk.ru

Статья поступила в редакцию 06.06.2016

УДК 796.011

ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ИХ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИВАЮЩЕЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЕ

Юрий Константинович Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор, Вероника Евгеньевна Кузнецова, преподаватель, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (ФГБОУВО КГУФКСТ), г. Краснодар

Аннотация

В статье представлены данные многолетней аналитической работы по определению фундаментальных предпосылок являющихся теоретическими и прикладными основаниями разработки дидактической модели процесса формирования личностной физической культуры детей среднего дошкольного возраста на основе организованной предметной деятельности в развивающей физ-культурно-спортивной среде.

Ключевые слова: дошкольные образовательные организации, дети среднего дошкольного возраста, развивающая физкультурно-спортивная среда, личностная физическая культура, предметная деятельность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p186-190

THEORETICAL AND APPLIED BACKGROUNDS OF EXPERIMENTAL MODEL OF 4-5 YEARS OLD CHILDREN'S PERSONAL PHYSICAL EDUCATION DEVELOPMENT ON THE BASIS OF THEIR SUBSTANTIVE WORK IN THE DEVELOPING PHYSICAL TRAINING AND SPORTS ENVIRONMENT

Yuri Konstantinovich Chernyshenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Veronika Eugenievna Kuznetsova, the teacher, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar

Annotation

The article presents data of many years analytical work on determination of fundamental prerequisites which are theoretical and applied bases of development of didactic model formation for medium preschool children's personal physical education on the basis of organized subject activities in the developing physical training and sports environment.

Keywords: pre-school organizations, middle school age children, developing physical training and sports environment, personal physical education, subject activities.

Разработка экспериментальной модели является сложным полифункциональным процессом, базирующимся на комплексе методологических, теоретических, программно-нормативных и ряда практико-ориентированных предпосылок, во многом обеспечивающих ее итоговую результативность [2, 6, 15]. В самом общем плане их можно дифференцировать по двум основным группам: базовые и прикладные [5, 16, 14]. К базовым предпосылкам относятся:

1. Построение учебно-воспитательного процесса в дошкольных общеобразовательных организациях (ДОО) в совокупности идеологических, тактических, содержательных, технологических и нормативно-контрольных компонентов на основе утверждения в качестве главной проективной установки комплексных педагогических воздействий всестороннее формирование личности детей среднего дошкольного возраста сред-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.