ПЕДАГОГИКОЛСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Электронный жлфнял Камской государственной академии физической ку,чылт>ы, с портя и туризма
PerJVa Эл №ФС77-27659 от 26 марта 2007 г.
№2 (2009)
(Выпуск 11)
УДК 797.217.2
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНОЙ МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО СИНХРОННОМУ ПЛАВАНИЮ «ФЛАМИНГО» В РАМКАХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В.Н. Золотов - старший преподаватель Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Набережные Челны
THEORETICAL-APPLIED MODEL EFFICIENCY OF SYNCHRONIZED SAIL PROGRAM «FLAMINGO» WITHEN THE FRAMEWORK OF PRESCHOOL AGE CHILDREN PHYSICAL EDUCATION
V.N. Zolotov - senior teacher Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
Naberezhnye Chelny
Ключевые слова: физическое воспитание, дети дошкольного возраста, дошкольные образовательные учреждения, инновационные образовательные программы, теоретико-прикладная модель, физические качества, физическая подготовленность, функциональное состояние.
Аннотация. В статье рассматривается один из наиболее важных вопросов современной системы дошкольного образования - повышение качества физического воспитания детей в рамках дошкольных образовательных учреждений. Автор раскрывает потенциальные возможности совершенствования процесса физического воспитания детей дошкольного возраста через внедрение в ДОУ различных инновационных программ.
Key words: physical education, children of the pre-school age, pre-school educational institutions, innovational educational programs, theoretical-applied model, physical quality, physical preparedness, functional condition.
The Abstract. In article modern system one of the the most important questions of the modern system of the pre-school formation - increasing quality of children physical education within the framework of pre-school educational institutions is considered. The Author reveals the potential possibilities of the improvement of the process of the physical education process of the pre-school age children physical education through introduction different innovation programs in pre-school educational institutions.
4707014459010
Физическое воспитание в детском возрасте, особенно в начальном его периоде (до 7 лет), ставит перед собой весьма ответственные задачи: сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их гармонического развития, формирование физических качеств и двигательных способностей.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача не только родителей, но и дошкольных образовательных учреждений, так как здесь дети проводят большую часть дня. Поэтому в ДОУ процесс физического воспитания детей следует строить, прежде всего, в соответствии с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями конкретного возраста.
Однако часто процесс физического воспитания в ДОУ не отвечает возрастающим требованиям общества и современной системы дошкольного образования, и это выражается, прежде всего, в отсутствии образовательной и психоэмоциональной увлекательности занятий для детей, а также в несоответствии необходимой нагрузки, удовлетворяющей потребность ребенка в движении.
Осознание актуальности этих проблем ставит перед специалистами вопрос о необходимости повышения качества процесса физического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Одним из путей решения данной задачи, на наш взгляд, является активное внедрение инновационных образовательных программ различной направленности, в том числе, с использованием различных видов спорта, приемлемых в условиях ДОУ, в частности, синхронного плавания. В этой связи была разработана инновационная программа по синхронному плаванию «Фламинго», которая не только способствует повышению качества процесса физического воспитания дошкольников в условиях ДОУ, но и закладывает у них основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности, эффективной двигательной деятельности.
Однако, как показывает практика, эффективная реализация любой педагогической технологии, в том числе и разработанной нами инновационной программы по синхронному плаванию «Фламинго», весьма затруднительна без разработки ее теоретико-прикладной модели.
В связи с этим, целью нашего исследования является разработка и внедрение теоретико-прикладной модели инновационной программы по синхронному плаванию «Фламинго» в процесс физического воспитания в условиях ДОУ и определение ее эффективности.
Теоретико-прикладная модель реализации программы «Фламинго» представляет собой схему, в которой отражены: цель, задачи, принципы, а также содержательный, процессуальный и управленческий компоненты.
Системообразующим компонентом модели является ее цель, она определяет функционирование каждого элемента модели.
Целью нашей модели является реализация программы по физическому воспитанию дошкольников, которая направлена на всестороннее физическое развитие, физическую и функциональную подготовленность.
Реализация цели предусматривает решение следующих задач:
- оптимизировать режим двигательной активности в условиях дошкольного образовательного учреждения;
- активизировать процесс развития функциональных систем организма, физических качеств и двигательных способностей;
- актуализировать необходимость сохранения и укрепления здоровья;
- воспитывать потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом;
- формировать физическую и эстетическую культуру.
В качестве основных принципов реализации программы были приняты общепринятые принципы теории и методики физического воспитания: принцип сознательности; доступности; систематичности; прогрессивного воздействия; индивидуализации.
Содержательный компонент модели включает в себя отдельные направления деятельности, отраженные в программе «Фламинго»: оздоровительное, образовательное, педагогическое и спортивное.
Процессуальный компонент определяет основные формы, методы и средства, которые используются в образовательном процессе.
Управленческий компонент - это лица, ответственные за воплощение модели реализации программы «Фламинго» и ее эффективность.
Исследование проводилось на базе ДОУ № 19 и МАДУ детский сад № 1 «Шатлык» города Набережные Челны. Эксперимент проводился с использованием типовой и инновационной программ по физическому воспитанию, в нем приняли участие девочки старшего дошкольного возраста.
Организация опытно-экспериментальной работы проходила в соответствии с традиционной схемой организации исследования, деления и определения экспериментальной и контрольной групп.
Рис. 1. Теоретико-прикладная модель реализации инновационной программы по синхронному
плаванию «Фламинго»
В экспериментальную группу вошли 35 девочек, имеющих первую и вторую группу здоровья. Девочки в рамках занятий физической культурой в МАДУ детский сад № 1 «Шатлык», занимались по программе по синхронному плаванию «Фламинго».
В контрольную группу так же вошли 35 девочек, относящихся к первой и второй группе здоровья. Занятия в этой группе проводились по типовой программе по физической культуре, включенной в учебный план дошкольного образовательного учреждения.
Для определения эффективности теоретико-прикладной модели реализации программы по синхронному плаванию «Фламинго» нами были исследованы две основные позиции показателей: 1. Показатели физической подготовленности детей. 2. Показатели функционального состояния детей.
В процессе исследования показателей физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста мы использовали следующую батарею тестов: быстрота - бег на 30 м.; сила - подъем туловища в сед из положения лежа; скоростно-силовые способности - прыжок в длину с места; выносливость - бег на 300 м.; гибкость - наклон вперед вниз из положения стоя на возвышенности; ловкость - метание малого мяча в горизонтальную цель.
Быстрота характеризуется, как способность выполнять двигательные действия в минимальный промежуток времени. В тестовом упражнении, характеризующем быстроту «Бег на 30 м» в конце исследования в экспериментальной группе изменение в этом показателе является достоверно значимым (Р<0,05), это можно объяснить рационально подобранной и эффективно распределенной нагрузкой направленного характера.
В конце исследования результат в этом тесте у девочек экспериментальной группы равнялся - 7,82 сек., а у детей контрольной группы - 8,19 сек., прирост составил 2,57% и 0,48% - соответственно.
Сила - есть результат проявления функциональных свойств нервно-мышечного аппарата, выраженный в способности преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.
По показателю теста «Подъем туловища из положения лежа на спине в положение сед за 30 секунд» у девочек экспериментальной группы данный показатель в начале исследования составил 9,35±0,32 раз, в конце - 11,92±0,32 раз, у девочек контрольной группы он был равен 9,27±0,33 и 10,15±0,31 раз - соответственно. Изменения в обеих исследуемых группах являются достоверно значимыми (Р<0,05). Таким образом, у детей экспериментальной группы произошел прирост на 21,56%, а у девочек контрольной группы на 8,66%. Сравнивая результаты между группами, следует отметить, что у детей экспериментальной группы изменение данного показателя был достоверно значимо (Р<0,05).
Скоростно-силовые способности характеризуются, как способность человека к развитию максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений.
В тестовом упражнении «Прыжок в длину с места» у девочек экспериментальной группы прирост составил 5,51%, тогда как у девочек контрольной группы этот показатель улучшился на 3,57%. Сравнивая результаты испытуемых обеих групп, следует отметить, что изменения между группами не являются достоверными (Р>0,05).
Данный показатель у девочек экспериментальной группы в начале исследования составил 94,15±2,31 см, в конце - 99,65±2,23 см (Р<0,05), у девочек контрольной группы он был равен 93,23±2,42 и 96,69±1,82 см - соответственно (Р<0,05).
Выносливость характеризуется, как способность человека определенное время выполнять заданный режим физической работы без снижения ее эффективности. В качестве теста, характеризующего физическое качество «выносливость», мы использовали тест «Бег на 300 м».
В начале исследования в экспериментальной группе результат в этом показателе равнялся - 120,65 сек., в конце 115,38 сек, в контрольной группе он составил - 120,96 и 118,69 сек соответственно. Изменения в обеих исследуемых группах являются достоверными (Р<0,05).
Проводя сравнение прироста результатов между группами, мы получили следующие результаты: в экспериментальной группе он составил - 4,36 %, и в контрольный группе - 1,87 %. Результаты между группами в конце исследования, в этом показателе, не являются достоверным (Р>0,05).
Гибкость характеризуется, как способность человека выполнять движения с большой амплитудой. У девочек экспериментальной группы изменение результатов в тесте «Наклон, вперед вниз стоя на возвышенности» составил в начале исследования - 6,31 см и в конце 8,27 см, а в контрольной группе - 5,96 и 6,46 см соответственно.
В экспериментальной группе прирост в этом показателе за период исследования составил - 23,70 % (Р<0,05), и в контрольной группе - 7,73 (Р>0,05). Сравнивая результаты между группами в конце исследования, мы выявили, что изменение данного показателя достоверно выше (Р>0,05) в экспериментальной группе.
Ловкость - это способность человека справиться с любой возникающей двигательной задачей правильно, быстро и рационально. Для определения качества ловкость мы использовали тестовое задание «Метание малого мяча в горизонтальную цель установленную на расстоянии 3 м».
У испытуемых экспериментальной группы в этом тесте показатели были следующими -в начале исследования 78,62 см, в конце 101,15 изменения являются достоверно значимыми (Р<0,05). В контрольной группе мы наблюдаем несколько иную картину, в начале исследования результат равнялся 78,96 см, а в конце наблюдается ухудшение - 75,85 см.
Мы провели сравнение прироста результатов в этом показателе между группами и получили следующие результаты: в экспериментальной группе - прирост составил - 22,27%, и в контрольный группы - -4,1%. Прирост в экспериментальной группе, в этом показателе, является достоверно значимым (Р<0,05).
Для оценки функционального состояния организма девочек старшего дошкольного возраста мы использовали наиболее простые и в тоже время достаточно информативные тесты -пробу Руффье и ортостатическую пробу.
Ключевое значение в оценке функционального состояния организма девочек имеет оценка функционирования сердечно-сосудистой системы. Одной из проб, способных адекватно отражать функцию сердца, является проба с вычислением индекса Руффье.
В экспериментальной группе девочек к концу исследования наблюдается снижение данного показателя, что указывает на повышение устойчивости системы кровообращения к стандартной дозированной физической нагрузке. Если в начале исследования данный показатель равнялся 7,04 у.ед., то в конце он составил - 2,85 у.ед., результат является достоверно значимым (Р<0,05).
В контрольной группе девочек наблюдается другая картина. Если в начале эксперимента результат в этом показателе равнялся 8,85 у.ед., то в конце он ухудшился и составил - 8,95 у.ед. То есть, за период исследования у девочек контрольной группы реакция организма на физическую нагрузку практически не изменилась и даже ухудшилась, что можно рассматривать, как снижение устойчивости организма к стандартной дозированной физической нагрузке.
Проводя сравнение результатов между группами в конце исследования, мы выявили, что изменение в этом показателе является достоверно значимым (Р<0,05) в экспериментальной группе.
Одним из так называемых аспектов тренированности является функциональное состояние организма занимающихся. В нашем примере ортостатическая проба использовалась с целью определения изменения функционального состояния организма девочек.
При изучении реакции организма на ту или иную физическую нагрузку обращают внимание на степень изменения изучаемых показателей и время возвращения их в исходное положение. Ортостатическая проба характеризует влияние нервной регуляции на сердечнососудистую систему.
В экспериментальной группе в начале исследования результат в этом показателе равнялся 14,85 у.ед., а в конце он составил 10,96 у.ед., изменение достоверно значимо (Р<0,05).
В контрольной группе в начале исследования результат в этом показателе составил 16,88 у. ед., а в конце он равнялся 16,81 у.ед., изменение не является достоверным (Р>0,05).
В конце исследования мы выявили, что у девочек экспериментальной группы улучшение в этом показателе является достоверно значимым (Р<0,05), чем у детей контрольной группы.
По всем позициям исследуемых нами показателей в экспериментальной группе девочек, по сравнению с детьми контрольной группы, произошли более значимые изменения, причем многие из них являются достоверными, что на наш взгляд, наглядно доказывает эффективность теоретико-прикладной модели реализации программы по синхронному плаванию «Фламинго».
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Решение актуальной задачи повышения качества процесса физического воспитания детей дошкольного возраста возможно при активном внедрении инновационных образовательных программ различной направленности, в том числе с использованием различных видов спорта, приемлемых в условиях ДОУ, в частности, синхронного плавания.
2. Полноценное внедрение любой педагогической технологии, в том числе и предложенной нами инновационной программы по синхронному плаванию «Фламинго» возможно при условии разработки и реализации ее теоретико-прикладной модели.
3. Эффективность теоретико-прикладной модели реализации программы по синхронному плаванию «Фламинго» выражается в показателях физической подготовленности и функционального состояния детей. Так, по итогам проведенного исследования, мы выявили, что в конце исследования изменения в показателях физической подготовленности у девочек экспериментальной группы являются значимыми, причем в таких показателях, как бег на 30 м, поднимание туловища из положения лежа в положение сед за 30 секунд, наклон вперед из положения стоя, метание малого мяча в цель, достоверно. В пробах же, характеризующих функциональное состояние организма, были зарегистрированы достоверно значимые изменения только у девочек экспериментальной группы.
Литература
1. Голубева, Г.Н. Анализ параметров двигательной активности в экспериментальных ДОУ / Г.Н. Голубева, Г.Ф. Нурмухаметова [электронный ресурс] // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2007. - № 4. - Режим доступа: http://kamgifk.ru/magazin/iournal.htm.
2. Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие / Н.В. Кузьмина. - Л. : ЛГУ, 1980. - 170 с.
3. Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М.М. Самодурова; под. ред. С. А. Козловой. - М. : Академия, 2002. - 320 с.
4. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. - М. : Просвещение, 1985. - 272 с.
5. Лескова, Г. Оценка физической подготовленности дошкольников / Г. Лескова, Н. Ноткина // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 10. - С. 35-43.
6. Программа по синхронному плаванию «Фламинго» для детских садов: учебно-методическое пособие для инструкторов по плаванию, тренеров, преподавателей и студентов институтов физической культуры / Е.А. Золотова, В.Н. Золотов, О.Ю. Иванова, О.В. Кочнева, Ю.С. Ванюшин, Н.П. Моисеев, И.Ш. Мутаева. - Набережные Челны : КамГИФК, 2007. - 113 с.
7. Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях / Д.В. Хухлаева. - М. : Просвещение, 1984. - 206 с.
Bibliography:
1. Golubeva, G.N. Analysis parameter to motor activity in experimental milk / G.N. Golubeva, G.F. Nurmuhametova [electronic resource] // Pedagogical-psychology and medico-biological problems of the physical culture and sports. - 2007. - № 4. - Mode of access to magazine: http://kamgifk.ru/magazin/iournal.htm.
2. Kuzmina, N.V. The Methods of the system pedagogical study: ucheb. allowance / N.V. Kuzimina. - L. : LGU, 1980. -170 p.
3. Kozhuhova, N.N. Educator on physical culture in preschool institutions: ucheb. allowance for stud. vyssh. and sred. ucheb. institutions / N.N. Kozhuhova, L.A. Ryzhkova, M.M. Samodurova; pod. ред. S.A. Kozlovoy. - M. : Academy, 2002. - 320 p.
4. Keneman, A.V. The Theory and methods of the preschool age children physical education / A.V. Keneman, D.V. Huhlaeva. - M.: Enlightenment, 1985. - 272 p.
5. Leskova, G. Estimation to children physical preparedness / G. Leskova, N. Notkina // Preschool vospitanie. - 1989. -№ 10. - P. 35-43.
6. The Program on synchronous sail «Flamingo» for kindergartens: scholastic-methodical allowance for instructor on sail, trainer, teachers physical culture institute student / E.A. Zolotova, V.N. Zolotov, O.Y. Ivanova, O.V. Kochneva, Y.S. Vanyushin, N.P. Moiseev, I.S. Mutaeva. - Naberezhnye Chelny : KAMGIFK, 2007. - 113 p.
7. Huhlaeva, D.V. The Methods of the physical education in preschool institutions / D.V. Huhlaeva. - M. : Enlightenment, 1984. - 206 p.