ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ И МОТОРНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
Лапицкая Е.М.1
Институт возрастной физиологии РАО, Москва
Несмотря на то, что в последние годы активно пропагандируется среди педагогов «гендерный подход» в обучении и воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста, нами, как и большинством авторов, отличия в физическом и моторном развитии дошкольников 5-7 лет и семилетних первоклассников не обнаружены. Если и есть различия у детей 5-7 лет в физическом развитии и двигательной подготовленности, то они связаны с разной двигательной активностью девочек и мальчиков.
Ключевые слова: гендерные различия, дети дошкольного возраста, физическое и моторное развитие, двигательная подготовленность, двигательная активность.
In spite of strongly promoted among teachers in recent years “gender approach” to education and development of pre-school and primary school children we, like most other authors, failed to find differences in physical and motor development of 5-7-year-old pre-school children and 7-year-old first graders. If differences in physical development and impellent readiness are found in 5-7-year-old pre-schoolers, they are accounted for by different motor activity of boys and girls.
Key words: gender differences, pre-school children, physical and motor development, impellent readiness, motor activity.
-Ф- ~&
Еще несколько лет назад говоря о физическом воспитании детей и подростков, приходилось подчеркивать необходимость разных подходов к девочкам и мальчикам. Это касалось не только планирования физической нагрузки, но и других особенностей воспитания на уроках физкультуры и во внеурочное время. Разделить классы для преподавания урока физической культуры возможно только в старших класса, а проводить уроки с использованием дифференцированного и индивидуального подхода непросто. Однако в последние годы «гендерное воспитание» набирает такие обороты, что появились не только школы с раздельным обучением, но и дошкольные учреждения. Приходиться обратить внимание педагогов на то, что различия между девочками и мальчиками дошкольного и младшего школьного возраста, как в физическом, так и в моторном развитии, не столь велики, чтобы разделять их на группы.
Гигиенисты, физиологи, специалисты физического воспитания не видят различий в физическом и моторном развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста. Нормы двигательной активности для девочек и мальчиков одинаковы вплоть до 15-16 лет [5, 12]. Для нормального развития ребенка рекомендуют одни и те же физические упражнения, двигательную нагрузку, практически
1 Е.М. Лапицкая: E-mail: [email protected]
-73-
одинаковые уровни двигательной подготовленности [6, 13]. Современные учебники по теории и методике физической культуры [14] также не содержат раздельных рекомендаций по физическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста. Более того, в учебном пособии, подготовленном В.П. Губой [1], предлагаемые студентам таблицы по физическому развитию и двигательной подготовленности детей 6-10 лет, не разделяют детей на девочек и мальчиков(!).
По материалам исследования Т.М. Максимовой физического развития детей различных территорий России, проведенных в 90-е годы [8], в возрастных группах с 6 до 11 лет между мальчиками и девочками нет существенных различий по длине и массе тела. Эти данные вполне можно взять за норму, т.к. они получены на детях более 40 регионов Российской Федерации и имеют достаточную выборку (100 человек и более) в каждой возрастно-половой группе каждого региона.
Различия между представителями разных типов внутри каждой возрастно-половой группы иногда выражены сильнее, чем гендерные различия между мальчиками и девочками. Это обстоятельство отмечено при анализе моторики и у детей дошкольного возраста. Особенно ярко эта тенденция выражена в возрасте 5 лет. В этот период дети практически не различаются по половому признаку, но достаточно хорошо различимы по типам конституции [2, 3].
Таким образом, авторы не находят значительных отличий между девочками и мальчиками 5-7 лет как в физическом, так и моторном развитии.
В задачи настоящего исследования входило проведение сравнительного анализа показателей физического и моторного развития воспитанников дошкольных учреждений 5-7 лет девочек и мальчиков, а также детей 7 лет, обучающихся -е- в 1 классах. -ф-
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Физическое развитие (ФР) и двигательная подготовленность(ДП) дошкольников 5-7 лет основной и подготовительной медицинских групп исследовалась в сентябре-октябре 2007 в ДОУ г. Москвы по общепринятой методике [7, 11].
Кроме того, нами использовались данные, полученные на учащихся 7 лет 19 учреждений Кольского Заполярья: 126 девочек и 116 мальчиков учащихся 1 классов. Обработка данных велась методами математико-статистического анализа с использованием компьютерной программы МУРМАНСТАТ (И. В. Жмур-ко, 2001).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Проведено сравнение двух показателей ФР (длины и массы тела) и трех показателей ДП (бег на 30 м, прыжок в длину с места и подъем в сед из положения лежа) детей ДОУ г. Москвы. После обработки полученных данных нами выявлено, что у детей 5-7 лет практически нет достоверных различий в физическом и моторном развитии (табл. 1)
Исключение составили данные 7-летних дошкольников в тесте подъем в сед из положения лежа, причем показатели у девочек выше, чем у мальчиков. Впрочем, девочки 7 лет также обгоняют мальчиков и в быстроте (бег на 30 м), но эта раз-
-74-
ность недостоверна. Можно предположить, что у старших дошкольников, обучающихся в ДОУ, практически нет различий в показателях физического и моторного развития потому, что их двигательная активность одинакова: они занимаются физическим воспитанием по одной программе. Это касается и физкультурных занятий в ДОУ, и выполнения физических упражнений во время прогулок и других активных занятий в режиме дня дошкольника.
Таблица 1
Сравнение показателей физического и моторного развития на примере девочек и мальчиков 5-7 лет ДОУ г. Москвы (М±т)
Показатели, ед. измерения Возраст, лет Мальчики Девочки Разность Достоверность разности, р
Длина тела, см 5 110,73±0,86 108,57±0,87 2,16 >0,05
6 118,63±0,96 118,85±1,0 -0,22* >0,05
7 122,57±1,11 120,23±2,0 2,34 >0,05
Масса тела, кг 5 19,37±0,52 18,39±0,53 -0,09 >0,05
6 23,02±1,09 22,74±0,59 0,28 >0,05
7 23,46±0,62 23,03±1,03 0,43 >0,05
Бег 30 м, с 5 9,37±0,15 9,46±0,17 0,09 >0,05
6 8,07±0,17 8,26±0,17 0,19 >0,05
7 8,14±0,26 7,51±0,21 -0,63 >0,05
Прыжок в длину с места, см 5 84,33±2,72 81,45±3,18 2,88 >0,05
6 106,03±2,29 102,41±2,39 3,62 >0,05
7 111,95±3,53 110,45±3,99 1,5 >0,05
Подъем в сед из положения лежа, раз 5 8,46±0,47 7,59±0,56 0,87 >0,05
6 12,97±0,45 12,68±0,46 0,29 >0,05
7 12,95±0,78 15,27±0,76 -2,32 <0,05
Примечание: * - выделены значения разности, когда девочки обгоняют мальчиков
У семилетних первоклассников, обучающихся в Мурманской области, нами обнаружена достоверная (<0,05) разница только в показателях окружности грудной клетки, она больше у мальчиков (табл. 2). Они же имеют несколько большие значения в длине и массе тела, чем девочки, но эта разница недостоверна.
В моторном развитии нами обнаружены достоверные различия (р<0,01^0,001) в пяти двигательных тестах из семи (бег 30 м, шестиминутный бег, прыжок в длину с места, подъем в сед из положения лежа и вис на согнутых руках) с прео-
-75-
бладанием мальчиков. В координационных способностях (челночном беге) показатели практически равны, а в гибкости (наклон вперед из положения сидя) недостоверно первенствуют девочки (р>0,05). Мы предполагаем, что такое явное разделение связано с разным двигательным режимом первоклассников.
Таблица 2
Сравнение показателей физического и моторного развития мальчиков и девочек 7 лет, обучающихся в 1 классах ОУ Мурманской области (М±т)
Показатели, единицы измерения Мальчики п=116 Девочки п=126 Разность Достоверность разности, р
Длина тела, см 122,49±0,45 121,6±0,45 0,89 >0,05
Масса тела, кг 23,77±0,33 23,01±0,31 0,76 >0,05
ОГК (пауза), см 62,04±0,40 60,58±0,47 1,46 <0,05
Экскурсия, см 5,0±0,13 4,87±0,14 0,13 >0,05
Бег 30 м., с 6,55±0,07 6,79±0,06 0,24 <0,01
Челночный бег, с 11,1±0,1 11,3±0,09 0,2 >0,05
Шестиминутный бег, м 916,32±14,83 836,9±11,59 79,42 <0,001
Пр. в длину с места, см 116,26±1,27 109,56±1,29 6,7 <0,001
Подъем в сед, раз 17,09±0,42 15,48±0,41 1,61 <0,01
Наклон из седа, см 5,7±0,63 7,11±0,52 -1,41 >0,05
Вис, с 11,45±0,56 8,78±0,64 2,67 <0,01
На рисунке 1 представлены 7-летние первоклассники, не занимающиеся дополнительно физическими упражнениями по видам спорта и дети, занимающиеся различными видами спорта. И хоть процентное соотношение не имеет различий у девочек и мальчиков, занимающихся спортом дополнительно, необходимо учитывать, что двигательная активность тех и других детей неодинакова. Мальчики, как правило, более подвижны.
6% 2% 2% 2%
............
□ не занимаются
□ гимнастика, танцы
□ плавание
□ борьба
□ лыжи
88%
а) Девочки
13%
2% 3%
□ не занимаются
□ гимнастика, танцы, ОФП
□ плавание
□ борьба, бокс
□ лыжи
■ спортигры
78%
б) Мальчики
Рис. 1. Распределение учащихся 1 классов по спортивным секциям
-76-
Если сравнивать показатели мальчиков и девочек, занимающихся физическими упражнениями дополнительно (табл.3), то отмечается достоверная разница в показателях экскурсии грудной клетки, она преобладает у мальчиков, а девочки имеют недостоверно большую длину и массу тела; разница в ДП невелика: мальчики имеют достоверно лучшие показатели (р<0,05) только в беге на 30 м, а девочки - недостоверно более высокую гибкость, что скорее всего связано с отбором в группы гимнастики и танцев. Остальные показатели имеют недостоверные различия. Исключение составляют только данные быстроты (преимущество за мальчиками) и гибкости (первенствуют девочки). Последние показатели могут быть не столь объективными, поскольку в секции отбирают наиболее гибких девочек.
Таблица 3
Сравнение показателей физического и моторного развития мальчиков и девочек 7 лет, обучающихся в 1 классах ОУ Мурманской области, занимающихся спортом (М±т)
Показатели, единицы измерения Мальчики п=116 Девочки п=126 Разность Достоверность разности, р
Длина тела, см 123,18±0,99 124,1±1,64 -0,92 >0,05
Масса тела, кг 24,41±0,75 24,87±0,82 -0,46 >0,05
ОГК (пауза), см 62,48±1,02 62,27±1,04 0,21 >0,05
Экскурсия, см 5,52±0,31 4,47±0,30 1,05 <0,05
Бег 30 м., с 6,21±0,14 6,7±0,19 0,49 <0,05
Челночный бег, с 10,79±0,17 11,33±0,22 0,54 >0,05
Шестиминутный бег, м 975,35±27,1 901,0±47,23 74,35 >0,05
Пр. в длину с места, см 118,08±2,19 116,33±2,53 1,75 >0,05
Подъем в сед, раз 18,24±1,07 16,93±1,19 1,31 >0,05
Наклон из седа, см 4,32±0,97 7,67±1,19 -0,18 <0,05
Вис, с 14,23±1,53 12,65±2,75 1,58 >0,05
Надо полагать, что среди детей, не занимающихся физическими упражнениями дополнительно, существует еще большая разница в двигательной активности, поскольку девочек в семье всегда воспитывают, в отличие от мальчиков, сдерживая их естественную двигательную активность.
Таким образом, если и есть гендерные различия у детей 5-7 лет, то они связаны с различной двигательной активность девочек и мальчиков.
Педагогам физического воспитания надо рекомендовать задания для девочек и мальчиков давать по-разному: например, девочки выполняют упражнения с ленточкой, а мальчики - с флажками. Руки у девочек мягкие, пластичные, а у
-77-
мальчиков - более выпрямленные, движения выполняются ими четче и резче. Но сама физическая нагрузка, планируемая на занятиях и во время проведения подвижных игр, больше зависит от индивидуальных показателей детей, нежели связана с их половой принадлежностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большинство авторов считают, что в физическом и моторном развитии детей 5-7 лет нет различий между девочками и мальчиками.
Проведенные нами сравнения показателей физического и моторного развития девочек и мальчиков 5-7 лет, обучающихся в ДОУ г. Москвы подтверждают это положение: у детей этого возраста практически нет достоверных различий в физическом и моторном развитии. Достоверно различаются только показатели силы у 7-летних дошкольников (тест подъем в сед из положения лежа), причем они у девочек выше, чем у мальчиков (р<0,05). Впрочем, девочки 7 лет также обгоняют мальчиков и в быстроте (бег на 30 м), но эта разность недостоверна.
У семилетних первоклассников, обучающихся в Мурманской области, нами обнаружена достоверная (<0,05) разница только в показателях окружности грудной клетки, она больше у мальчиков. Они же имеют несколько большие значения в длине и массе тела, чем девочки, но эта разница недостоверна. Нами обнаружены достоверные различия (р<0,01^0,001) в моторном развитии с преобладанием мальчиков в пяти двигательных тестах из семи проводимых (бег 30 м, шестиминутный бег, прыжок в длину с места, подъем в сед из положения лежа и вис на согнутых руках). В координационных способностях (челночном беге) показатели практически равны, а в гибкости (наклон вперед из положения сидя) первенствуют девочки (но недостоверно - р>0,05). Однако мы предполагаем, что такое явное разделение связано с разным двигательным режимом первоклассников.
У детей, посещающих спортивные секции и группы (т.е. занимающихся физическими упражнениями дополнительно) разница в двигательной подготовленности невелика. Мальчики имеют достоверно лучшие показатели (р<0,05) только в быстроте (бег на 30 м), а девочки имеют (недостоверно) более высокую гибкость (наклон туловища вперед), что скорее всего связано с отбором в группы гимнастики и танцев. Остальные показатели двигательной подготовленности имеют недостоверные различия. У семилетних первоклассников, занимающихся спортом дополнительно, мы отмечаем достоверную разницу в показателях экскурсии грудной клетки, она преобладает у мальчиков, а девочки имеют недостоверно большую длину и массу тела.
Следовательно, мы можем заключить, что если и есть гендерные различия у детей 5-7 лет, то они связаны с различной двигательной активность девочек и мальчиков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Губа В.П. Основы распознавания раннего спортивного таланта. Учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры. - М.:Тер-ра-Спорт, 2003. - 208 с.
-78-
2. Изаак С.И., Сонькин В.Д. Проявление типа конституции в физическом и моторном развитии детей дошкольного возраста // Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге - руководство для врачей / Авт.: Баранов А. А., Кучма В. Р., Ямпольская Ю. А. и др. / Под ред. Академика РАМН А. А. Баранова и проф. В. Р. Кучмы. - М.: Союз педиатров России, 1999. С. 191-205.
3. Зайцева В.В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий. Автореф. дис. д.п.н., - М., 1995. - 47 с.
4. Криволапчук И.А. Возрастная динамика и адаптационные изменения функционального состояния детей 5-14 лет под влиянием занятий физическими упражнениями. Автореф. дисс.д.б.н., - М., 2008. - 48 с.
5. Лебедева Н.Т. Профилактическая физкультура для детей: Пособие для педагогов и воспитателей/Н.Т. Лебедева. - Мн.: Выш. шк., 2004. - 190 с.
6. Лях В.И. Мой друг - физкультура: Учеб. для учащихся 1-4 кл. общеобра-зоват. Учреждений. - М.: Просвещение, 1999. - 122 с.
7. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 192 с.
8. Максимова Т.М. Организация и методика физического развития детей//Материалы по физическому развитию детей и подростков городов и сельской местности. Выпуск 5. - М., 1998. С.168-192.
9. Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 5-6 лет / Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. - М.: просвещение, 2005. - 256 с.
10. Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми седьмого года жизни / Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. - М.: Просвещение, 2005. - 271 с.
11.Ставицкая А.Б., Арон Д.И. Методика исследования физического развития детей и подростков. - М.: Медгиз, 1959. - с.
12. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков // Школа Здоровья. - 1997. - Том 4. - № 1. - С.7-13.
13. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. Культуры. Под общей ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. Изд. 2-е, испр. И доп. (В 2-х т.). - М., «Физкультура и спорт», 1976. - 256 с.
14. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - 2-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.