5. Виленский Б. С. Инсульт: профилактика, диагностика и лечение. СПб.: ГеО, 1999.
6. Верещагин Н. В. Нейронауки и клиническая ангио-неврология: проблемы гетерогенности ишемических поражений мозга // Вестн. РАМН. 1993. № 7. С. 40-42.
7. Новикова Т. В. Физическая реабилитация инвалидов в позднем периоде инсульта: дис. ... канд. пед. наук. М., 2003.
8. Нивина Ю. В. Восстановление двигательной функции больных церебральным ишемическим инсультом на стационарном периоде реабилитации: дис. . канд. пед. наук. М., 2005.
9. Новикова Т. В. Указ. соч.
10. Белова А. Н. Нейрореабилитация. М.: Анти-дор, 2002. 568 с.; Таховиева Ф. В. Нарушение двигательных функций при мозговом инсульте: оценка, реабилитация, прогноз: дис. . д-ра мед. наук. М., 2004. 238 с.
11. Гусев В. И., Коновалов А. Н., Гехт А. Б. Реабилитация в неврологии // Кремлевская медицина. 2001. № 5. С. 29-32.
12. Богданов Э. И. Общие закономерности изменений сократительных свойств при патологии нервной регуляции скелетных мыщц: автореф. дис. . д-ра мед. наук. 1989. 34 с.
13. Шевченко О. А., Праскурничий Е. А., Ях-но Н. Н. Артериальная гипертония и церебральный инсульт. М.: Реафарм, 2001. 200 с.; Крыжанов-ский Г. Н. Общая патофизиология нервной системы. М.: Медицина, 1997. 352 с.
14. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активности. М.: Наука, 1990.
15. Калашникова А. А. НМК и другие неврологические проявления АФС // Журнал невропатол. и психиатр. 1997. № 10. С. 65-73.
16. Каптелин А. Ф., Аебедев И. А. Лечебная физическая культура в системе медицинской реабилитации: руководство для врачей. М.: Медицина, 1999. 73 с.; Мусаев А. В., Балакиншина В. К. Физические факторы в лечении и реабилитации больных с постинсультными гемипарезами. Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК. 2001. № 2. С. 26-31; Верещагин Н. В., Моргунов В. А., Калашников А. А. Ла-кунарный инфаркт - особая форма очаговой сосудистой патологии головного мозга при артериальной гипертонии // Журнал невропатол. и психиатр. 1983. № 7. С. 1015-1021.
17. Каптелин А. Ф., Аебедев И. А. Указ. соч.; Мусаев А. В., Балакиншина В. К. Указ. соч.
18. Верещагин Н. В., Моргунов В. А, Калашников А. А. Указ. соч.
19. Там же; Калашникова А. А. НМК и другие неврологические проявления АФС // Журнал невро-патол. и психиатр. 1997. № 10. С. 65-73.
20. Верещагин Н. В., Моргунов В. А, Калашников А. А. Указ. соч.
21. Столярова А. Г., Ткачева Г. Р. Реабилитация больных с постинсультными двигательными расстройствами. М.: Медицина, 1987. 216 с.; Кадыков А. С. Реабилитация после инсультов // Российский мед. журнал. 1997. № 1. С. 21-24; Богданов В. А., Гурфинке-лъ В. С. Биомеханика локомоции человека // Физиология движений. Л.: Наука, 1976. С. 276-315.
22. Гусев Е. И., Коновалов А. Н., Гехт А. Б. Лечение и реабилитация.; Новикова Т. В. Указ. соч.; Нивина Ю. В. Указ. соч.
УДК 796.011.3:373.3
М. С. Авдеева, Т. В. Беличева
ВЛИЯНИЕ ОБЪЕМА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ
КАЧЕСТВ И ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
В статье рассматривается влияние различных школьных режимов по физической культуре на двигательную сферу первоклассников. Анализируется влияние количества и содержания занятий по физическому воспитанию на уровень развития физических качеств и формирование двигательных умений и навыков детей.
The article is about the influence of different school modes of physical education upon motor sphere of junior schoolchildren. The authors also analyse the influence of quantity and content of physical education classes upon the level of development of children's motor qualities and skills.
Ключевые слова: физическое воспитание, двигательная активность, физические качества, двигательные умения и навыки, двигательный режим.
Keywords: physical education, motor activity, physical qualities, motor skills, motor regimen.
Интенсификация учебного процесса приводит к преобладанию статических нагрузок на организм учащихся и сокращению объема их двигательной активности. В связи с этим среди факторов, положительно влияющих на состояние здоровья учащихся в период обучения, исследователи особо выделяют оптимизацию объема и содержания двигательной активности [1].
Двигательная активность рассматривается как один из основных факторов, определяющих рост и развитие человека и обеспечивающих его адаптацию к условиям внешней среды [2]. В то же время установлено, что с приходом в школу двигательная активность ребенка снижается примерно в два раза [3].
В период обучения в школе дефицит двигательной активности приводит к ухудшению адаптации сердечно-сосудистой системы учащихся к стандартной физической нагрузке, снижению показателей жизненной емкости легких, становой силы, появлению избыточной массы тела за счет отложения жира, повышению уровня холестерина в крови, снижению общей неспецифической резистентности [4]. Кроме того, недостаточная двигательная активность существенно влияет на гормональный статус детского организма.
Очевидно, что то количество уроков физической культуры, которое сегодня проводится в
© Авдеева М. С., Беличева Т. В., 2011
М. С. Авдеева, Т. В. Беличева. Влияние объема двигательной активности первоклассников.
школах, не в состоянии удовлетворить «двигательный голод» детей и подростков. В поисках выхода из этой ситуации логично было бы ввести третий, дополнительный урок физической культуры, однако отсутствие разработанной и обоснованной программы физического воспитания с учетом третьего урока и дополнительно оборудованных помещений для таких занятий затрудняет решение этой проблемы. Кроме того, частые изменения образовательных стратегий и технологий проводятся без соответствующего физиолого-гигиенического обоснования и экспериментальных исследований, а это не способствует укреплению здоровья учеников [5]. Вопрос об оптимальном числе уроков физической культуры для младших школьников активно дискутируется в современной литературе [6], при этом ряд авторов склоняется к необходимости увеличить их количество [7]. Все вышесказанное, а также данные литературы о важной роли двигательной активности ребенка в его развитии и в сохранении его здоровья послужило основой для постановки цели и задач исследования [8].
Целью исследования стало изучение уровня развития основных физических качеств и сфор-мированности двигательных умений и навыков первоклассников в зависимости от объема и содержания их двигательной активности.
Задача исследования заключалась в оценке влияния различных по объему двигательных режимов (двух-, трех- и четырехразовых занятий по физической культуре в неделю) на уровень развития физических качеств и сформированно-сти двигательных умений и навыков первоклассников.
Для проверки влияния объема двигательной активности на уровень развития физических качеств и сформированности двигательных умений и навыков первоклассников был проведен сравнительный педагогический эксперимент с участием трех групп учащихся. В контрольной группе проводились два урока физкультуры, которые посещали 39 мальчиков и 34 девочки из 1-х классов школы № 21. В первую экспериментальную группу, в которой проводились три занятия в неделю, были определены 39 мальчиков и 34 девочки из школы № 66, а во второй экспериментальной группе, где проводилось три урока физической культуры и один факультативный урок по плаванию, занятия посещали 39 мальчиков и 34 девочки из школы № 20. Всего обследовано 219 первоклассников, в том числе 117 мальчиков и 102 девочки.
В ходе предварительных исследований в школе № 21 г. Кирова, в контрольной группе ДР-1, был проведен педагогический анализ содержания уроков физической культуры. В ходе анализа полученных результатов было установлено, что
моторная плотность на большинстве уроков физической культуры составляет 50-55%, а средний уровень частоты сердечных сокращений (ЧСС) равнялся 100-110 уд./мин. По всей вероятности, такие результаты объясняются тем, что на уроках физической культуры времени на обучение технике физических упражнений отводилось больше, чем на развитие физических качеств.
Занятия в контрольной группе проводили в соответствии с программой физического воспитания в школе [9]. На занятия физической культурой в учебном году отводилось 68 часов: на занятия легкой атлетикой - 18 часов, на занятия гимнастикой - 16 часов, на занятия лыжной подготовкой - 16 часов, на занятия спортивными играми - 18 часов. Занятия проводились по типовой структуре два раза в неделю в соответствии с учебным планом и по утвержденному расписанию.
Занятия в первой экспериментальной группе (ДР-2) с учащимися первых классов школы № 66 проводили по той же программе [10], причем два раза в неделю в соответствии с учебным планом школы проводились уроки физической культуры по утвержденному расписанию, а третьим, дополнительным уроком стал урок по плаванию. Уроки плавания проводились один раз в неделю по общепринятой методике и решали, в основном, оздоровительные задачи. Все ученики в основной части урока получали одинаковую нагрузку, дифференцированный подход отсутствовал.
Занятия во второй экспериментальной группе (ДР-3) в первых классах школы № 20 проводили в соответствии с программой физического воспитания в школе [11]. Уроки физической культуры проводились три раза в неделю, а дополнительно, для коррекции состояния здоровья и уровня физической подготовленности, проводился четвертый, факультативный урок по плаванию. К отличительным особенностям содержания уроков по плаванию можно отнести следующее:
- проводилась дифференциация учебного материала в зависимости от интересов и мотивации, состояния здоровья и физической подготовленности учащихся;
- активно использовались дыхательные упражнения;
- осуществлялась активная проверка усвоения первоклассниками знаний, двигательных умений и навыков на занятиях.
Программа факультативного урока по плаванию предполагала последовательное и акцентированное воздействие на учеников с целью развития физических способностей. Физическая нагрузка на занятиях имела аэробную направленность, и ее повышение осуществлялось за счет увеличения проплываемой дистанции и сокращения интервалов отдыха. Помимо общеподгото-
вительных и специально-подготовительных упражнений в основную часть факультативного урока включались подвижные игры, направленные преимущественно на развитие координационных, скоростных и скоростно-силовых способностей, а также формирование двигательных умений и навыков. Таким образом, основным отличием содержания факультативного урока по плаванию было использование в качестве основных средств упражнений развивающего и обучающего характера. В заключительной части факультативного урока учащиеся экспериментальных классов обучались приемам психорегуляции своего состояния. Для этого применялись специально подобранные дыхательные упражнения, упражнения для напряжения и расслабления мышц.
На основании учебной программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ [12] выделяли блок двигательных умений и навыков с учетом возрастного развития детей (табл. 1), которые оценивали по пятибалльной шкале, созданной нами [13].
Выполнение всех элементов упражнения в полном соответствии с заданием или схемой движений оценивалось на отлично, или пять баллов; выполнение теста с одной ошибкой, не меняющей существенно характер движения и результат, оценивалось на четыре балла; выполнение теста с большим трудом и значительными ошибками оценивалось на три балла; попытки к выполнению упражнения ребенком практически без результата оценивались на два балла; один балл
ставился, если ребенок не предпринимал попыток к выполнению теста, был физически не в состоянии его выполнить.
Уровень развития двигательных качеств оценивали на основании возрастно-половых нормативов школьной программы [14]. Статокинети-ческую устойчивость оценивали по результатам пробы Воячека [15]. Статокинетическую координацию оценивали по результатам адаптированной пробы Ромберга [16] (оценка координационных свойств нервной системы).
Результаты исследования физической подготовленности показали (табл. 2), что четырехра-зовые занятия в неделю в сравнении с двухразовыми способствуют опережающему развитию физических качеств у мальчиков и девочек. Так, у мальчиков группы ДР-3 в конце учебного года прирост показателей, характеризующих скорость, координацию движений, силовую выносливость был достоверно выше, чем в группе ДР-1. У девочек в группе ДР-3 в сравнении с группой ДР-1 к концу года был более выражен рост силовой выносливости, скоростно-силовых качеств, способностей к сохранению равновесия. Выявлено, что у мальчиков и у девочек положительная динамика показателей физической подготовленности при четырехразовых занятиях более выражена, чем при трехразовых (группа ДР-2).
У мальчиков это отразилось в таких показателях, как время бега на 30 м (96,8% против 98,9%) и время выполнения пробы Воячека (128,0% против 104,7%), а у девочек - время выполнения пробы Воячека (120,7% против 106,5%).
Таблица 1
Методика выполнения тестов, характеризующих уровень сформированное™ двигательных умений и навыков первоклассников
Двигательные умения и навыки Методика выполнения
1. Принятие правильной осанки Сохранение правильной осанки во время выполнения упражнений
2. Техника ходьбы Выполнение ходьбы в различном темпе, с различной длиной шага, со сменой направления движения
3. Техника бега Выполнение бега в различном темпе, с различной длиной шага, со сменой направления движения, умение выполнять движение согнутыми руками вперед-назад, уверенно держаться на стопе
4. Техника прыжка в длину с места Работа стопой и выполнение замаха двумя руками
5. Техника прыжка через скакалку Ловко прыгают через скакалку, отталкиваясь двумя ногами
6. Выполнение мячом восьмерки вокруг ног Выполнение восьмерки мячом вокруг ног из исходного положения - наклон вперед, ноги на ширине плеч, сохраняя целостность движения и средний темп
7. Техника способов передвижения на лыжах Выполнение ступающего и скользящего шага уверенно, т. е. шаг вперед ногой, противоположной руке (левая нога - правая рука), передвижение на лыжах 1 км
8. Техника метания малого мяча Выполнение метания с замахом одной руки и переносом центра тяжести на противоположную ногу
М. С. Авдеева, Т. В. Беличева. Влияние объема двигателъной активности первоклассников...
Таблица 2
Абсолютные (А) и относительные (в % к началу учебного года) значения показателей (М±т), характеризующих уровень развития физических качеств в конце учебного года у первоклассников
(для школ с различным двигательным режимом)
Показатели Мальчики (по 39 в группе) Девочки (по 34 в группе)
ДР-1 ДР-2 ДР-3 ДР-1 ДР-2 ДР-3
Бег 30 м, с А 6,7±0,02 6,7+0,04 6,6+0,06*' 6,8+0,01' 6,8±0,01*м 6,7+0,03*'
% 99,6±0,5 98,9±0,6 96,8±0,4*#' 97,9±0,б' 97,0±0,4' 96,5±0,7'
Челночный бег 3x10 м, с А 9,9±0,02 9,8+0,05' 9,7+0,05*' 9,9+0,03 9,9±0,03' 9,7+0,05*#1
% 99,0±0,5 98,7+0,5' 97,7+0,4*' 99,8+0,9 99,1 ±0,1' 97,6+0,8'
Наклон, см А 4,2±0,4 4,5±0,4 4,9±0,4 5,9±0,4 5,6±0,4 5,9±0,5М
% 107,5+7,6 113,1±7,4 111,9+10,2 109,7±9,4 110,7±8,8 109,9±8,4
Подтягивание из виса2, раз А 1,08±0,08 1,46+0,4 2,03+0,4*' 7,0+0,1 7,6±0,4 13,0+1,0*"'
% 104,8+3,7 142,2±15,5'* 156,7+28,3*' 101,1±3,1 108,8±6,9 143,2±17,6*'
Прыжок в длину с места, см А 116,4+2,05 122,5±2,4 126,1±2,4* 104,8±2,8М 109,7±1,9М' 116,0±2,1*#м
% 103,3±3,2 103,0±1,7 106,4±1,8' 101,3±3,2 109,0±2,1*' 112,5±3,2*'
Проба Ромберга, с А 18,9±0,41 18,8±0,4 18,7±0,6*' 18,9±0,6 19,1 ±0,3' 20,5±0,2*#м1
% 112,6+5,7' 103,3±4,4 120,2±7,9' 105,5±5,1 125,6+10,1' 125,4±8,2*'
Проба Воячека, раз А 7,05±0,21 6,8±0,2 7,38±0,1*' 6,8±0,2 7,3±0,1м 7,3±0,1*'
% 126,8±10,91 104,7±6,0 128,0±7,1#' 106,5±6,6 106,6±4,0 120,7±7,6*#1
Примечания: * - различие с группой ДР-1 достоверно (р<0,05); # - различие с группой ДР-2 достоверно (р<0,05), 1 - различие с началом учебного года достоверно (р<0,05), м - различие с мальчиками соответствующей группы достоверно (р<0,05); 2 - подтягивание на перекладине для мальчиков и из виса лежа на низкой перекладине для девочек.
Таблица 3
Абсолютные (А) и относительные (в % к началу учебного года) значения показателей (М±т), характеризующих уровень сформированности двигательных навыков в конце учебного года у первоклассников (для школ с различным двигательным режимом)
Навык Мальчики (по 39 в группе) Девочки (по 34 в группе)
ДР-1 ДР-2 ДР-3 ДР-1 ДР-2 ДР-3
правильной осанки А 4,7±0,07 4,6±0,08 4,9±0,04*#1 4,7±0,07 4,5±0,09 4,7±0,09
% 104,9±2,8 101,5±2,4 108,3±2,3#' 104,1+4,0 102,2+2,7 101,8±2,8
в беге А 5,00±0,00 5,00±0,00 5,00+0,0 5,0±0,0 5,0+0,0 5,0+0,0
% 100,2±1,1 101,7+1,6 100,0±0,0 100,1+0,9 101,9+1,9 100±0,0
в ходьбе А 5,00±0,00 5,00±0,00 5,00±0,0 5,00±0,0 5,00±0,0 5,00±0,0
% 100±0,0 100±0,0 100±0,0 100±0,0 100±0,0 100±0,0
прыжка в длину с места А 4,5±0,1 4,7±0,1 4,8+0,08*' 4,2±0,1м 4,6+0,1* 4,9+0,05*'
% 104,5±3,5 103,8±2,8 105,7±2,5' 93,9±3,6 105,2+3,4 106,9±2,2*'
прыжка через скакалку А 4,4±0,1 4,5±0,1 4,6+0,08' 4,5±0,1 4,6+0,1' 4,7+0,1'
% 103,7±4,2 104,1 ±3,6 107,9±2,5' 103,7+2,4 111,8+3,6*' 108,7±3,1*'
«восьмерки» мячом А 4,4±0,1 4,7±0,08' 4,8+0,05*' 4,2±0,1 4,2+0,Iм 4,8+0,06 *#1
% 104,5±4,1 107,6±2,9' 107,2±2,3' 100,3+3,9 103,8+3,9 116,3±4,5*#'
в ходьбе на лыжах А 4,4±0,09 4,4±0,1' 4,7+0,07**' 4,5±0,1 4,6+0,1 4,8+0,08*'
% 106,1±2,71 107,5±3,0' 110,8±2,3' 100,2+3,7 105,8+2,3' 106,9±2,2'
в метании малого мяча А 4,7±0,06 4,7±0,08 4,8+0,06 4,6±0,1 4,7+0,08 4,9+0,03**'
% 102,0±2,0 101,4±2,4 99,3+1,6 100,2+3,4 103,9+2,2 107,8±1,1'
Примечания: * - различие с группой ФЗ-2 достоверно (р<0,05); # - различие с группой ФЗ-3 достоверно (р<0,05), 1 - различие с началом учебного года достоверно (р<0,05), м - различие с мальчиками соответствующей группы достоверно (р<0,05).
В то же время изменения в группе ДР-2 в сравнении с группой ДР-1 были минимальны. Достоверные различия у мальчиков касались подтягиваний из виса (142,2% против 104,8% в группе ДР-1), а у девочек - длины прыжка с места (109,0% против 101,3%).
Анализ уровня формирования двигательных навыков показал, что в конце учебного года (табл. 3) в группе ДР-1 существенных улучшений не наблюдалось ни у мальчиков (кроме навыка в ходьбе на лыжах), ни у девочек. В группе ДР-2 у мальчиков отмечено достоверное повышение уровня сформированности навыков в ходьбе на лыжах (107,5%) и выполнения «восьмерки» мячом вокруг ног (107,6%), а у девочек - навыка прыжка через скакалку (111,8%), (р<0,05).
В группе ДР-3 к концу учебного года достоверно повысился уровень сформированности пяти навыков у мальчиков - навыка правильной осанки (108,3%), прыжка в длину с места (105,7%), прыжка через скакалку (107,9%), выполнения мячом «восьмерки» вокруг ног (107,2%), навыка в ходьбе на лыжах (110,8%), а также пяти навыков у девочек - навыка прыжка в длину с места (106,9%), прыжка через скакалку (108,7%), выполнения мячом «восьмерки» вокруг ног (116,3%), навыка в ходьбе на лыжах (106,9%) и метании малого мяча (107,8%). Все это указывает на то, что увеличение числа занятий по физической культуре до четырех раз в неделю привело к заметному улучшению уровня сформированности у первоклассников большинства исследуемых нами двигательных навыков.
Таким образом, увеличение количества уроков по физической культуре до четырех раз в неделю и оптимальное планирование содержания дополнительных уроков и физической нагрузки способствует более качественному формированию их двигательных навыков и опережающему развитию физических качеств первоклассников. Это особенно важно с учетом высокой продуктивности периода второго детства (для мальчиков - 8-12 лет, для девочек - 8-11 лет). В этом аспекте результаты проведенных исследований можно рассматривать как теоретическое обоснование разработки нового содержания педагогических технологий физического воспитания для младших школьников.
Примечания
1. Лебедева Н. Т. Профилактическая физкультура для детей: пособие для педагогов и воспитателей. Минск: Высш. шк., 2004. 190 с.; Петухов С. И. Формирование здоровья и развитие младших школьников в системе физического воспитания: теория и практика (монография). Новокузнецк, 2000. 107 с.
2. Аршавский И. А. Основы возрастной физиологии. Возрастная физиология. М., 1975. С. 48-56.
3. Петухов С. И. Указ. соч.
4. Блинова Н. Г. Двигательная активность как фактор совершенствования механизмов адаптации на разных этапах онтогенеза / Н. Г. Блинова, О. Л. Тарасова, Г. В. Ефремова и др. // Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова. 2004. Т. 90. № 8. С. 238-239.
5. Бальсевич В. К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России // Теория и практика физической культуры. 2002. № 3. С. 2-4.
6. Лебедева Н. Т. Указ. соч.; Петухов С. И. Указ. соч.
7. Петухов С. И. Указ. соч.
8. Лебедева Н. Т. Указ. соч.; Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 166 с.
9. Лях В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-Х1 классов. М.: Просвещение, 1996.
10. Там же.
11. Там же.
12. Там же. С. 106-205.
13. Воронина Г. А, Малых Т. В., Авдеева М. С. Двигательная активность и развитие детей младшего школьного возраста // Физическая культура в школе. 2009. № 8. С. 27-29.
14. Лях В. И. Указ. соч.
15. Дембо А. Г. Практические занятия по врачебному контролю. М.: ФиС, 1976. С. 72.
16. Воронина Г. А., Малых Т. В., Авдеева М. С. Указ. соч.
УДК 75.021
Л. Г. Белякова
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ
Жанр пейзажа отражает все художественные средства изображения глубины пространства. Пейзаж знакомит детей с природой родного края и далеких стран. Для обучения пространственному рисованию детей рекомендуется разнообразие видов или мотивов пейзажей.
The genre of landscape reflects all artistic means of rendering spatial depth. Landscape acquaints children with the nature of their native land and the far countries. For teaching children spatial drawing, a variety of landscape kinds and motives is recommended.
Ключевые слова: теоретические аспекты, жанр и мотив пейзажа, формирование пространственных представлений, пространственное рисование, глубина пространства, художественные средства.
Keywords: theoretical aspects, genre and motif of landscape, formation of spatial views, spatial drawing, the depth of space, artistic means.
© Белякова Л. Г., 2011