Научная статья на тему 'Педагогические технологии в повышении уровня физической подготовленности воспитанников школы-интерната с углубленным изучением музыки'

Педагогические технологии в повышении уровня физической подготовленности воспитанников школы-интерната с углубленным изучением музыки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
246
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАННИКИ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ТЕСТЫ / ВАРИАТИВНЫЙ УРОК / PUPILS OF BOARDING SCHOOLS / PHYSICAL FITNESS / MOTION ACTIVITY TESTS / VARIATIVE LESSON

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Колокольцев Михаил Михайлович, Дрюков-филатов Дмитрий Геннадьевич

Приведены результаты наблюдения за физической подготовленностью мальчиков и девочек, воспитывающихся в школе-интернате с углубленным изучением музыки. В исследовании принял участие 131 школьник (75 мальч иков и 56 девочек) параллельных классов младшего (44), среднего (44), старшего (43) школьных возрастов. Было сформировано 6 групп 3 контрольные (КГ) и 3 экспериментальные (ЭГ). В КГ всех возрастов занятия по физической культуре проводились по базовой части программы ГОС: 3 урока в неделю, продолжи тельностью по 40 минут, с использованием упражнений общефизической направленности (3 урока ОФП). Дети ЭГ 2 раза в неделю занимались ОФП, а программа третьего урока, как вариативная, содержала элементы профессион альноприкладной физической подготовки (ППФП) для музыкантов: 2 урока ОФП + 1 урок ППФП (по 40 минут каждый). К концу эксперимента установлено, что использование предложенных педагогических технологий в учебном пр оцессе по физическому воспитанию оказывает более существенное влияние на формирование положительной динамики двигательных качеств, чем общепринятая программа по физическому воспитанию, о чем свидетельствуют достоверные различия между значениями показателей тестов у детей ЭГ и КГ в сравнении с исходными данными, а также больший процентный прирост результатов физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Колокольцев Михаил Михайлович, Дрюков-филатов Дмитрий Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN INCREASING PUPILS PHYSICAL FITNESS LEVEL AT BOARDING SCHOOLS WITH PROFOUND STUDY OF MUSIC

The paper provides the results of observations for physical fitness of boys and girls being brought up in a boarding school with profound study of music. The study involved 131 schoolchildren divided into six groups three control groups (CG) and three experimental groups (EG). The program of the third lesson of general physical training as a variative one for children from the experimental group engaged in general physical training three times a week contained the elements of professionally applied physical preparation for musicians. The experiment showed that the use of the proposed educational technologies has a significant effect on the formation of positive dynamics of motor characteristics, which is proved by a percentage increase in the results of physical fitness.

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии в повышении уровня физической подготовленности воспитанников школы-интерната с углубленным изучением музыки»

УДК 611:613.96(571.5)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ МУЗЫКИ

1 9

© М.М. Колокольцев1, Д.Г. Дрюков-Филатов2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Приведены результаты наблюдения за физической подготовленностью мальчиков и девочек, воспитывающихся в школе-интернате с углубленным изучением музыки. В исследовании принял участие 131 школьник (75 мальчиков и 56 девочек) параллельных классов младшего (44), среднего (44), старшего (43) школьных возрастов. Было сформировано 6 групп - 3 контрольные (КГ) и 3 экспериментальные (ЭГ). В КГ всех возрастов занятия по физической культуре проводились по базовой части программы ГОС: 3 урока в неделю, продолжительностью по 40 минут, с использованием упражнений общефизической направленности (3 урока ОФП). Дети ЭГ 2 раза в неделю занимались ОФП, а программа третьего урока, как вариативная, содержала элементы профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) для музыкантов: 2 урока ОФП + 1 урок ППФП (по 40 минут каждый). К концу эксперимента установлено, что использование предложенных педагогических технологий в учебном процессе по физическому воспитанию оказывает более существенное влияние на формирование положительной динамики двигательных качеств, чем общепринятая программа по физическому воспитанию, о чем свидетельствуют достоверные различия между значениями показателей тестов у детей ЭГ и КГ в сравнении с исходными данными, а также больший процентный прирост результатов физической подготовленности. Табл. 4. Библиогр. 11 назв.

Ключевые слова: воспитанники школы-интерната; физическая подготовленность; двигательные тесты; вариативный урок.

EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN INCREASING PUPILS' PHYSICAL FITNESS LEVEL AT BOARDING SCHOOLS WITH PROFOUND STUDY OF MUSIC M.M. Kolokoltsev, D.G. Dryukov-Filatov

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.

The paper provides the results of observations for physical fitness of boys and girls being brought up in a boarding school with profound study of music. The study involved 131 schoolchildren divided into six groups - three control groups (CG) and three experimental groups (EG). The program of the third lesson of general physical training as a variative one for children from the experimental group engaged in general physical training three times a week contained the elements of professionally applied physical preparation for musicians. The experiment showed that the use of the proposed educational technologies has a significant effect on the formation of positive dynamics of motor characteristics, which is proved by a percentage increase in the results of physical fitness. 4 tables. 11 sources.

Key words: pupils of boarding schools; physical fitness; motion activity tests; variative lesson.

Для будущего музыканта требуется формирование специфических двигательных умений и навыков [7]. С точки зрения физиологии обучение музыке сопровождается гипокинезией и длительным пребыванием обучающегося в вынужденной статической позе стоя или сидя. При игре на музыкальных инструментах основная нагрузка приходится на мышцы шеи, верхнего плечевого пояса и спины [1, 9]. Поэтому недостаточное развитие и слабость мышц спины и шеи влечет за собой нарушение осанки, асимметрию плеч, сутулость, отставание лопаток и т.п. [6, 1]. Длительное нахождение исполнителя музыки в положении сидя,

особенно с наклоненным туловищем, приводит к развитию застойных явлений в нижних конечностях, брюшной и тазовой областях, вследствие чего музыканты подвержены профессиональным заболеваниям [3, 4]. Техника игры на клавишных, духовых или ударных инструментах предъявляет особые требования к быстроте и координации двигательной реакции рук и переключению от одних действий к другим [2]. Исполнение музыкального произведения на духовых инструментах требует хорошего развития дыхательной мускулатуры. Кроме того, для всех музыкантов требуется высокая статическая выносливость, сила, лов-

1 Колокольцев Михаил Михайлович, доктор медицинских наук, профессор кафедры физической культуры, тел.: (3952) 405024, 89149450800, e-mail: [email protected]

Kolokoltsev Mikhail, Doctor of Medicine, Professor of the department of Physical Culture, tel.: (3952) 405024, 89149450800, e-mail: [email protected].

2Дрюков-Филатов Дмитрий Геннадьевич, аспирант, тел.: (3952) 405024. Dryukov-Filatov Dmitriy, Postgraduate, tel.: (3952) 405024.

кость, а также хорошее состояние опорно-двигательного аппарата и функциональных систем, в частности, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной [5].

Важную роль в подготовке будущих музыкантов занимает физическая культура, где в учебном процессе по физическому воспитанию используются упражнения, имеющие про-фессиональную направленность. В связи с этим представляется актуальным применение таких средств и методов физической культуры, которые помогут юным музыкантам сфор-мировать и усовершенствовать свои профессиональные двигательные умения и навыки и минимизировать неблагоприятные изменения в организме при занятиях музыкой.

Вместе с тем, в общеобразовательных учреждениях специальной направленности (музыкальные школы, школы-интернаты) у обучающихся отмечается слабое физическое здоровье, что вызвано перегрузкой по основным предметам учебной программы, большим объемом самостоятельных заданий, и все это необходимо совмещать с занятиями музыкой. В ряде таких образовательных учреждений уроки физической культуры проходят недостаточно эффективно: отмечается низкая плотность занятий и острая нехватка спортивного оборудования. Поэтому поиск новых и совершенствование существующих методик построения уроков физической культуры с учетом профессиональной направленности обучения воспитанников школ-интернатов с музыкальным направлением представляется актуальным. Однако в доступной научной литературе недостаточно освещены вопросы состояния и повышения физической подготовленности обучающихся, оптимизации методики построения уроков физической культуры для воспитанников в специализированных школах-интернатах с углубленным изучением музыки.

Целью данного исследования является повышение уровня физической подготовленности воспитанников школы-интерната с углубленным изучением музыки путем применения в вариативной части учебной программы по физической культуре комплексов физических упражнений, имеющих профессионально-прикладное направление.

Материал и методы исследования. Каждое учебное заведение осуществляет свою деятельность согласно программам Государственного образовательного стандарта (ГОС). В то же время, не выходя за рамки ГОС, школа сама может определить направленность вариативной части программы по физическому воспитанию исходя из профильности, материально-технического оснащения учебного заведения, кадрового потенциала и т.д., опираясь на инструктивно-методические рекомендации «О введении третьего дополнительного часа физической культуры в образовательных учреждениях Российской Федерации» (письмо Минобразования России от 28.04.200 г. № 13-51-86/13) и приказ Минобразования, Минздрава, Госкомспорта России и Российской академии образования «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Россий-

ской Федерации» от 16.07.2002 г. № 2715/227/166/19. В 2010-2011 учебном году, в дополнение к существующим инструктивным рекомендациям, были изданы нормативные документы, регламентирующие проведение третьего урока физической культуры в школах. К ним относятся: приказ Министерства образования и науки РФ № 889 от 30 августа 2010 г. «О внесении изменений в базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9.03. 2004 г.» и приказ Министерства образования Иркутской области № 55-37-9150/10 от 08.09.201 г. Кроме того, были внесены изменения и дополнения в санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. В частности, в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПин 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 29.12.2010 г. № 189, даны подробные разъяснения по возможным местам учебных занятий и формам организации урока физической культуры в образовательных учреждениях.

Исследование проводилось в 2010-2011 учебном году в областном государственном бюджетном образовательном учреждении (ОГБОУ) - Школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с углубленным изучением музыки г. Иркутска. В исследовании принял участие 131 школьник (75 мальчиков и 56 девочек) параллельных классов младшего (44), среднего (44) и старшего (43) школьных возрастов. Дети имели приблизительно одинаковую физическую двигательную подготовленность. Из общего количества воспитанников школы-интерната с учетом возрастной периодизации было сформировано 6 групп - 3 контрольные (КГ) и 3 экспериментальные (ЭГ).

Занятия физическим воспитанием с учащимися проходили с учетом сезона года: зимой - в спортзале школы-интерната, летом - на открытом стадионе.

Тренировочные циклы были выделены согласно модели учебного года - по четвертям. Серия мезо-циклов, каждый из которых состоял из 8-10 микроциклов (недельный цикл), была организована в развивающем режиме. Дозирование нагрузки на учебных занятиях основывалось на дифференцированном подходе к полу, возрасту, уровню двигательной подготовленности каждого ученика.

Согласно государственному стандарту на физическое воспитание отведено 4200 мин (70 ч в год), из них 1008 мин (16,8 ч) - на вариативный компонент программы. При этом в первой четверти вариативный компонент составляет 252 мин, во второй четверти -224 мин, в третьей - 280 мин, в четвертой - 252 мин.

В контрольных группах всех возрастов занятия по физической культуре проводились по базовой части программы ГОС: 3 урока в неделю, продолжительностью по 40 мин, с использованием упражнений общефизической направленности (ОФП). При этом осуществлялось развитие всех основных двигательных

способностей.

Дети экспериментальных групп 2 раза в неделю занимались ОФП, а программа третьего урока, как вариативная, содержала элементы профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) для музыкантов; 28 мин основной части урока отводилось специально-прикладным физическим упражнениям с элементами круговой тренировки. Тематика 3-го урока в недельном цикле в ЭГ соответствовала целям и задачам исследования. Содержание занятия основывалось на упражнениях базовой программы по физической культуре для данного возраста и заключалось в вариантности программно-методического арсенала.

В начальных классах упражнения выполнялись мелкогрупповым поточным способом. В программу уроков младшего школьного возраста были включены упражнения, имеющие профессиональную направленность по преимущественному развитию силы, быстроты, ловкости, координации движений и статической выносливости мышц шеи, верхнего плечевого пояса и спины, так как это наиболее нагруженные мышцы в профессиональной деятельности музыканта. Кроме того, укрепление данных групп мышц предупреждает развитие сколиоза. С этой целью применялись упражнения на развитие «взрывной» силы (метание снарядов небольшого веса, разнообразные прыжки), на динамическую силу (упражнения в сопротивлении с партнером, с отягощением 1/3-1/2 веса собственного тела, растягивание, либо сжимание различных амортизаторов). Уделялось внимание укреплению и развитию крупных мышечных групп, от которых в первую очередь зависит правильная осанка. Это лазание, бег, прыжки, упражнения в смешанных висах и упорах. Воспитание ловкости у детей базировалось на овладении сложнокоординированными двигательными действиями (приемы из спортивных игр, спортивной гимнастики, акробатики, легкой атлетики). Основным методом явился метод повторных усилий до отказа: прыжки из различных исходных положений с приземлением по заданию и к определенной отметке; упражнения на равновесие и тренировку вестибулярного аппарата; метание теннисных мячей в цель; лазание по гимнастической скамейке, стенке и т. п. Для воспитания такого двигательного качества, как быстрота, развивали скорость двигательной реакции и частоту одиночного движения, используя различные упражнения. Скорость двигательной реакции повышали путем использования в педагогическом процессе заранее обусловленного сигнала (зрительный -«взмах руки педагога», и звуковой - «свисток»). Для совершенствования частоты движений использовались практически все физические упражнения в максимальном темпе и коротком интервале времени (бег и прыжки на месте и с продвижением вперед до 30 м; бег и прыжки через скакалку; элементы баскетбола и т.д.). Режим работы - 5 с, средней интенсивности.

В среднем школьном возрасте для развития силы использовались такие упражнения, как метание набивных мячей весом 1-3 кг, кратковременные усилия с небольшими отягощениями (20-30% от собственного веса), способствующие росту «взрывной»

силы. Эпизодически включались в круговую тренировку кратковременные, до 5 с, статические упражнения. Воспитание ловкости, быстроты и координации осуществлялось примерно теми же методами и приемами, как и в младшем школьном возрасте, но по более сложной программе обучения предмету «Физическая культура».

В старшем школьном возрасте процесс круговой тренировки был ориентирован на воспитание динамической выносливости в упражнениях по преодолению собственного веса тела (подтягивание, разгибание рук в упоре, приседания, наклоны с отягощениями и т.д.), «взрывной» силы (метание набивного мяча весом 3-5 кг из различных исходных положений, прыжковые упражнения и т.д.). Для воспитания ловкости в урок круговой тренировки включали упражнения прикладной гимнастики: лазания и перелезания, ходьба и повороты на широкой и узкой опоре; кувырки вперед и назад.

Использование описанной выше методики в учебном процессе по физической культуре позволяет более значительно расширить круг средств, обеспечивающих разностороннюю двигательную подготовку воспитанников школы-интерната с углубленным изучением музыки. Объединение основных упражнений школьной программы и схожих с ними по структуре разнообразных физических упражнений профессиональной направленности обеспечивало одновременное воздействие как на функциональное развитие организма ребенка, так и на развитие двигательных качеств и профессиональных навыков у будущих музыкантов. Таким образом, моделирование методики учебного материала по физической культуре у учащихся школы-интерната осуществлялось на основе комплексной программы, в основу которой лег метод круговой тренировки с элементами профессионально-прикладной физической подготовки музыкантов.

Для оценки изменений в показателях двигательных качествах дважды проводили тестирование физического развития всех испытуемых: в начале учебного года (I четверть, сентябрь) и в конце (IV четверть, май). Для оценки основных двигательных качеств воспитанников после подводящих упражнений использовались тесты, разработанные Всероссийским институтом физической культуры (ВНИИФК) [11], в том числе: тест «Бег на 60 м с хода» - на быстроту; «Челночный бег 10 раз х 5 м» - на скоростную выносливость и ловкость; «Подъем туловища из положения лежа» (количество раз за 30 с) - на скоростно-силовую выносливость мышц - сгибателей туловища; тест «Сгибание-разгибание рук в упоре» (количество раз за 30 с) и «Подтягивание на перекладине (мальчики, количество раз), вис (девочки, с) - на силу и силовую выносливость мышц верхнего плечевого пояса; «Наклон вперед сидя» - для измерения активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов; тест «Прыжок в длину с места (см) - на динамическую силу мышц нижних конечностей. Сбор материала осуществлялся в специально составленный протокол исследования, в который заносились паспортные данные, антропометрические, физиометрические параметры и

результаты тестовых испытаний физической подготовленности воспитанников школы-интерната. По первичным материалам обследования сформирована компьютерная база данных, расчеты были проведены с использованием пакета прикладных программ 6.0». Обработка полученных результатов исследования проводилась статистическими методами с вычислением объема выборки (п), среднего значения (М), минимума, максимума, стандартного отклонения (а) и стандартной ошибки. Достоверность различий определялась по непараметрическому и-критерию Вилкоксона - Манна - Уитни, различия считались достоверными при уровне значимости Р<0,05 [8].

Результаты и обсуждение. Динамика показателей физической подготовленности мальчиков различного школьного возраста в КГ и ЭГ представлена в табл. 1, девочек - в табл. 2. Установлено, что до начала проведения эксперимента (I мезоцикл) исходные значения тестов физической подготовленности воспитанников КГ и ЭГ во всех возрастах достоверно не отличаются как в группе мальчиков, так и среди девочек (Р>0,05), что свидетельствует о примерно одинаковом уровне их физической подготовленности. К концу наблюдения (завершение педагогического экс-

перимента - IV мезоцикл, май) отмечено улучшение значения показателей в двигательных тестах как в КГ, так и ЭГ мальчиков и девочек.

Как видно из данных, представленных в табл. 1, в ЭГ мальчиков младшего школьного возраста в четырех двигательных тестах из семи отмечается достоверно значимое увеличение значений показателей в сравнении с исходными данными (Р<0,05), в КГ ни в одном из испытаний различий не установлено. Так, в тесте «Челночный бег» время прохождения дистанции в ЭГ уменьшилось на 1,9 с, а в КГ - на 0,8 с. В тесте «Подтягивание на перекладине» в ЭГ установлен достоверный прирост значения показателя в 3 раза, в КГ разница с исходным показателем составила 0,8 раза.

В табл. 3 приведены данные процентного прироста значения показателей тестов в сравнении с данными, полученными до начала эксперимента. Обращает на себя внимание, что динамика прироста показателей в ЭГ во всех тестах выше, чем в КГ, за исключением испытания «Бег на 60 метров». При этом наибольший процент прироста отмечен в тестах, характеризующих силовые качества: «Подтягивание на перекладине» (215,0%) и «Подъем туловища» (134,7%), а также в тесте на гибкость (183,8%)..

Тест Мезоцикл Младший школьный возраст Достоверность различий Средний школьный возраст Достоверность различий Старший школьный возраст Достоверность различий

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Челночный бег 10x5 м, с I 24,5±0,6 24,3±0,4 Р>0,05 23,4±0,3 23,3±0,5 Р>0,05 20,5±0,2 20,1 ±0,2 Р>0,05

IV 23,7±0,6 22,4±0,3 Р<0,05 22,3±0,1 21, 1 ±0,4 Р<0,05 19,8±0,2 19,2±0,3 Р<0,05

Бег на 60 м, с I 12,6±0,4 12,3±0,2 Р>0,05 12,3±0,2 12,3±0,2 Р>0,05 10,1 ±0,2 10,2±0,4 Р>0,05

IV 12,0±0,4 11,8±0,2 Р>0,05 11,9 ±0,1 11,2±0,2 Р<0,05 9,6±0,2 9,3±0,3 Р>0,05

Подтягивание на перекладине, кол-во раз I 2,8±0,5 2,6±0,6 Р>0,05 2,1±0,3 2,0±0,4 Р>0,05 11,8±1,2 11,0±1,6 Р>0,05

IV 3,6±1,6 5,6±0,3 Р<0,05 3,6±0,4 7,1 ±0,6 Р<0,05 14,7±0,4 17,5±0,6 Р<0,05

Сгибание-разгибание рук в упоре, кол-во раз за 30 с I 21, 0±1,5 23,0±1,2 Р>0,05 20,1 ±0,4 20,3±0,5 Р>0,05 32,2±1,7 31,8±1,2 Р>0,05

IV 22,0±1,1 26,1 ±1,0 Р<0,05 21,5±0,4 26,4±0,3 Р<0,05 33,2±1,2 35,7±1,3 Р<0,05

Наклон, см I 3,1±0,8 3,1±0,6 Р>0,05 4,8±1,6 4,6±1,4 Р>0,05 2,6±0,4 2,2±0,8 Р>0,05

IV 4,1±0,9 5,7±1,4 Р>0,05 6,3±1,9 7,7±1,2 Р>0,05 4,1±0,9 5,3±1,1 Р>0,05

Прыжок в длину с места, см I 144,2±3,7 143,2±3,5 Р>0,05 145,2±1,6 145,1±1,5 Р>0,05 183,4±1,6 182,2±1,4 Р>0,05

IV 146,1±1,2 149,2±1,7 Р<0,05 148,1±1,3 152,9±1,6 Р<0,05 190,6±1,6 195,8±1,9 Р<0,05

Подъем туловища из положения лежа, кол-во раз за 30 с I 21,0±2,6 21,0±2,6 Р>0,05 28,2±1,5 27,7±1,1 Р>0,05 33,2±1,5 33,1±1,3 Р>0,05

IV 24,4±3,2 28,3±3,2 Р>0,05 30,0±0,8 33,4±1,8 Р<0,05 35,3±2,9 38,2±2,6 Р>0,05

Таблица 1

Динамика показателей физической подготовленности мальчиков младшего, среднего и старшего

школьного возрастов КГ и ЭГ в ходе эксперимента

Таблица 2

Динамика показателей физической подготовленности девочек младшего, среднего и старшего _школьного возрастов КГ и ЭГ в ходе эксперимента_

Тест \/1езоцикп Младший школьный возраст Достоверность различий Средний школьный возраст Достоверность различий Старший школьный возраст Достоверность различий

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Челночный I 26,2±0,7 25,6±0,3 Р>0,05 24,8±0,4 24,4±0,2 Р>0,05 23,9±0,5 23,1±0,3 Р>0,05

бег 10x5 м, с IV 23,9±0,3 22,8±0,2 Р<0,05 23,6±0,3 21,2±0,3 Р<0,05 21,2±0,4 20,6±0,5 Р<0,05

Бег на 60 м, I 13,4±0,3 13,5±0,3 Р>0,05 12,4±0,3 12,2±0,5 Р>0,05 11,8±0,3 11,8±0,3 Р>0,05

с IV 13,7±0,4 13,1±0,3 Р>0,05 11,5±0,4 10,9±0,5 Р>0,05 11,2±0,4 10,4±0,9 Р<0,05

Вис на пере- I 4,3±1,6 4,2±1,5 Р>0,05 15,3±0,3 15,2±0,4 Р>0,05 15,6±1,1 16,8±1,4 Р>0,05

кладине, с IV 7,7±1,2 9,4±1,6 Р<0,05 17,2±0,5 18,5±0,7 Р<0,05 17,3±2,3 23,4±1,2 Р<0,05

Сгибание- I 18,0±0,8 18,0±0,8 Р>0,05 25,3±0,2 25,0±0,2 Р>0,05 16,6±0,3 16,1±0,8 Р>0,05

разгибание

рук в упоре, кол-во раз за 30 с IV 21,0±0,9 23,1±0,7 Р<0,05 27,0±0,5 29,0±0,7 Р<0,05 20,7±1,2 23,7±0,8 Р<0,05

Наклон, см I 3,5±0,5 2,8±0,6 Р>0,05 4,4±1,3 4,2±1,6 Р>0,05 3,8±1,5 3,8±1,5 Р>0,05

IV 4,8±0,8 7,0±0,6 Р<0,05 5,8±0,4 7,2±0,9 Р<0,05 7,2±1,6 10,7±1,7 Р<0,05

Прыжок I 127,1 ±1,3 127,3±1,2 Р>0,05 133,2±1,5 133,5±1,8 Р>0,05 145,4±0,8 144,2±1,8 Р>0,05

в длину с места, см IV 131,1±1,6 137,6±1,3 Р<0,05 140,7±1,9 142,4±1,1 Р>0,05 153,6±2,3 158,8±2,8 Р<0,05

Подъем ту- I 27,5±1,5 27,2±1,5 Р>0,05 23,5±1,8 23,1 ±1,6 Р>0,05 25,1 ±1,8 24,7±1,1 Р>0,05

ловища из

положения лежа, кол-во раз за 30 с IV 29,0±1,5 31,7±1,2 Р<0,05 27,2±1,9 29,6±1,8 Р>0,05 25,2±1,9 29,1±1,1 Р<0,05

Таблица 3

Процент прироста значения показателей физической подготовленности у мальчиков_

Тест Младший школьный возраст Средний школьный возраст Старший школьный возраст

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Челночный бег 10x5 м, с 103,4 108,0 104,9 104,5 103,5 104,7

Бег на 60 м, с 105,0 104,2 103,3 109,8 105,2 109,7

Подтягивание на перекладине, кол-во раз 128,5 215,0 171,4 355,0 124,6 159,1

Сгибание-разгибание рук в упоре, кол-во раз за 30 с 104,0 113,4 106,9 130,0 103,1 112,3

Наклон, см 132,2 183,8 131,2 167,4 157,7 240,9

Прыжок в длину с места, см 101,3 104,2 102,0 105,4 103,9 107,5

Подъем туловища из положения лежа, кол-во раз за 30 с 116,2 134,7 106,4 120,6 106,3 115,4

Таблица 4

Процент прироста значения показателей физической подготовленности у девочек_

Младший Средний Старший

Тест школьный возраст школьный возраст школьный возраст

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Челночный бег 10x5 м, с 109,0 112,0 105,1 115,1 112,7 112,1

Бег на 60 м, с 0 103,0 107,8 111,9 105,4 113,5

Вис на перекладине, с 179,0 223,8 112,4 121,7 110,9 139,3

Сгибание-разгибание рук в упоре, кол-во раз за 30 с 116,6 128,2 106,7 116,0 124,7 147,2

Наклон, см 137,1 250,0 131,8 171,4 189,5 281,5

Прыжок в длину с места, см 103,1 108,1 105,6 106,7 105,6 110,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подъем туловища из положения лежа, кол-во раз за 30 с 105,4 116,5 115,7 128,1 100,3 117,8

В ЭГ мальчиков среднего школьного возраста значимое улучшение значений показателей установлено в шести тестах, в КГ - лишь в трех испытаниях. В старшем школьном возрасте среди юношей ЭГ в четырех двигательных тестах отмечена достоверная положительная динамика показателей, в КГ - в трех испытания. При этом процент прироста значений показателей в двигательных тестах в ЭГ мальчиков как среднего школьного (за исключением теста «Челночный бег»), так и старшего школьного возрастов более значительный, чем в КГ (см. табл. 3).

В ЭГ девочек младшего школьного возраста достоверное улучшение значений показателей отмечено в шести двигательных тестах, в КГ - в трех (см. таб. 2). Обращает на себя внимание, что динамика процентного прироста показателей в ЭГ этой возрастной группы девочек во всех тестах выше, чем в КГ (табл. 4). При этом наибольший процент прироста отмечен в тестах, характеризующих силовые качества: «Вис на перекладине» - 223,8%, и «Сгибание-разгибание рук в упоре» -128,2%, а также в тесте на гибкость -250,0%.

В ЭГ и КГ девочек среднего школьного возраста число тестов, в которых отмечено достоверно значимое увеличение значений показателей (Р<0,05), одинаковое - четыре (см. табл. 2). Однако, как видно из табл. 4, процентный прирост значений показателей в тестах оказался выше у девочек ЭГ, что свидетельствует о большей эффективности предложенной программы улучшения физической подготовленности воспитанников ЭГ.

В старшем школьном возрасте среди девочек ЭГ все тесты достоверно значимо выше исходных значе-

ний, в КГ - лишь три теста. Динамика процентного прироста показателей в ЭГ этой возрастной группы во всех тестах (за исключением теста «Челночный бег») выше, чем в КГ (табл. 4). При этом наибольший прирост значения показателя установлен в тесте на гибкость - 240,9%.

Как видим, использование предложенных педагогических технологий в учебном процессе по физическому воспитанию оказывает более существенное влияния на формирование положительной динамики двигательных качеств, чем общепринятая программа по физическому воспитанию, о чем свидетельствуют достоверные различия между значениями показателей тестов у детей в наблюдаемых группах в сравнении с исходными данными (Р<0,05), а также значительно больший процентный прирост результатов физической подготовленности у детей экспериментальных групп. При этом наибольший процент прироста значений отмечен в тестах, характеризующих силовые качества как у мальчиков, так и у девочек: «Подтягивание/вис на перекладине» и «Подъем туловища», а также в тесте на гибкость, а наименьший - в тестах на быстроту, скоростную выносливость и ловкость.

Таким образом, предложенная программа значительно расширяет и дополняет компонент программы по физической культуре в школе-интернате с музыкальным уклоном и оказывает положительное влияние на физическую подготовленность будущих музыкантов. Она может быть рекомендована к использованию в образовательных учреждениях подобного профиля как одно из направлений совершенствования физического воспитания обучающихся.

1. Белинович В.В. Задачи и содержание прикладной физической подготовки учащихся профессионально технических училищ. // Физическое воспитание учащихся профессионально технических училищ. М.: Физкультура и спорт, 1968. С. 5-8.

2. Вороханов Б.М. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов консерваторий. М.: МГК, 1982. 93 с.

3. Габриэлян К.Г, Ермолаев Б.В, Кутателадзе Н.О. Программно-методическое обеспечение преподавания основ здоро-вьесберегающих технологий в неспециализированном вузе // Теория и практика физической культуры. 2003. № 11. С. 39-44.

4. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2007. 169 с.

5. Дудкина Ю.И. Формирование профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций в вузе культуры и искусств: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2006. 22 с.

6. Дяченко А.П. Професионально-прикладная физическая

ский список

подготовка студентов-стоматологов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 24.00.02; Национальный медицинский ун-т им. А.А. Богомольца. Киев, 1997. 22 с.

7. Коновалов И.Е., Волович Л.А., Мутаева И.Ш. Интеграция физической подготовки и инструментально-исполнительской техники музыкантов ссузов. Набережные Челны: РИО Кам-ГИФК, 2005. 130 с.

8. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. М.: Медиа Сфера, 2002. 305 с.

9. Тихонова А.Я., Симонова Т.Г., Якименко М.А. Влияние занятий в оздоровительном плавательном бассейне на термо-регуляторные реакции // Теория и практика физической культуры. 1983. № 8. С. 17-18.

10. Ткачев Ф.Т. Физическая культура в трудовом процессе. Киев: Здоров'я, 1977. 93 с.

11. Методическое руководство по тест-программе «Физкультурный паспорт». Тяпин А.Н., Пузырь Ю.П., Захаров Л.А. и др. М., 1998. 25 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.