так и не стали инновационными центрами и продолжали деградировать в отсутствие у собственника внятной стратегии инновационного развития. Процесс формирования внутрикорпоративных научных организаций все еще находится на промежуточной стадии, и их научная и коммерческая эффективность часто становится жертвой организационных перемен. Отмечается низкий горизонт планирования, чрезмерно прикладной характер работ, которые поручаются научным организациям, продолжается отток специалистов.
Интенсификация самостоятельных инноваций часто следует за покупкой более развитых в технологическом плане активов в интересах достраивания недостающих технологических звеньев цепочки, приобретением стратегических партнеров и встраиванием в глобальные цепочки добавленной стоимости.
То есть трансфер технологий в тех нишах, где сохранились собственные компетенции и кадры, а также существует перспектива спроса, стимулирует оригинальные разработки, поскольку, по словам научного руководителя Института металлургии и материаловедения РАН Н. Лякишева, «... попробуй, купи. Продадут то, что вообще никому уже не нужно. А для того, чтобы купить именно то, что нужно, необходимо иметь квалификацию. Кроме того, купленную технологию надо совершенствовать своими силами, своими знаниями, своими экспериментами».
Итак, исследование показало, что крупные компании находятся в центре инновационной системы российской промышленности, но инновации находятся на периферии их корпоративных стратегий. Их роль предопределена структурными особенностями российской экономики, значительной долей ВВП, занимаемой экспортом, обеспеченностью ресурсами, которые в России поддерживают крупный бизнес, в том числе в части технологического перевооружения, которое и стало сердцевиной инновационного процесса. Говорить о смене парадигмы лидерства (от эксплуатации ренты к инновационной модели роста) в большинстве крупных российских компаний преждевременно. Скорее продолжает действовать приоритет целей корпоративного строительства и достижения финансовой эффективности, для реализации которых
инновации редко считаются ключевым фактором. Однако если вместе с активами заодно приобретаются новые технологические компетенции, а финансовая эффективность потребовала внедрения нового продукта или передовой технологии, уровень инновационной активности повышается. Происходят процессы реорганизации внутрикорпоративной науки, меняется структура стимулов к самостоятельным разработкам.
Лидеры сделали выбор в пользу консервативного безрискового подхода к инновациям и удерживают относительно низкие расходы на самостоятельные разработки, отдавая предпочтение трансферу ключевых знаний извне. Такое поведение можно объяснить неопределенностью спроса, высокой капиталоемкостью проектов, чрезмерной глубиной технологического отставания, оставляющей мало шансов на догоняющие стратегии.
Все это не позволяет им прорваться в число мировых инновационных лидеров. Особенно уязвимы позиции компаний, ориентированных на производство технологически сложных наукоемких продуктов, с которыми, собственно, и связывают в мире долгосрочные перспективы конкурентоспособности. Кроме нефтедобывающих, газовых, металлургических и телекоммуникационных компаний, в элиту мирового бизнеса войти никому не удалось. В список 2000 крупнейших компаний мира, по данным Forbes, в начале 2008 г. вошли только 29 российских компаний. Правда, в число 130 самых конкурентоспособных компаний по критериям темпов роста выручки, прибыли и доходов акционеров за пять лет, а также по отношению заемных средств к собственным вошли «Норильский никель» в секторе «сырьевые материалы» и «Вымпелком» в секторе «Телекоммуникационные услуги»17. Остается надеяться, что вслед за достигнутой финансовой эффективностью последует смена модели роста и инновации займут свое место в корпоративных стратегиях.
17 URL: http://www.forbes.com/lists/2008/18/biz_2000global08.
The-Global-2000-Telecommunications-Services_9Rank.html.
27.05.2008
УДК 611:613.96(571.5)
ПОВЫШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОРГАНИЗМА ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ МУЗЫКИ
1 9
Д.Г.Дрюков-Филатов1, М.М.Колокольцев2
Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Представлены результаты педагогического эксперимента, проведенного в школе-интернате с углубленным изучением музыки в г. Иркутске в 2010-2011 учебном году. В исследовании принял участие 131 школьник (75 мальчиков и 56 девочек) - учащихся младшего, среднего, старшего школьного возраста. По методике В.В. Бунака
Крюков-Филатов Дмитрий Геннадьевич, аспирант, тел.: (3952) 405024. Dryukov-Filatov Dmitry, Postgraduate, tel.: (3952) 405024.
2Колокольцев Михаил Михайлович, доктор медицинских наук, профессор кафедры физической культуры, тел.: (3952) 405024, 89149450800, mihkoll@mail.ru
Kolokoltsev Mikhail, Doctor of Medical sciences, Professor of the Department of Physical Education, tel.: (3952) 405024, 89149450800, mihkoll@mail.ru
(1982) были проведены соматометрические и функциональные измерения воспитанников. Установлено, что включение в учебную программу по физической культуре вариативного урока в ЭГ оказало влияние на достоверные положительные изменения функциональных показателей (жизненной емкости легких и силы мышц кистей рук) воспитанников школы-интерната. Программа расширяет компонент программы по физической культуре в школе-интернате с музыкальным уклоном и может быть рекомендована к использованию в образовательных учреждениях подобного профиля как одно из направлений модернизации физического воспитания обучающихся. Табл. 3. Библиогр. 10 назв.
Ключевые слова: физическая культура; соматометрия; физиометрия; вариативный компонент урока.
IMPROVING BODY FUNCTIONAL PERFORMANCES WITH THE STUDENTS OF THE BOARDING SCHOOL WITH
PROFOUND STUDY OF MUSIC
D.G. Dryukov-Filatov, M.M. Kolokoltsev
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The article presents the results of a pedagogical experiment carried out in a boarding school with profound study of music in Irkutsk in 2010-2011 school year. The study involved 131 schoolchildren (75 boys and 56 girls) - the pupils of junior, middle and senior school ages. The methods of V.V. Bunak (1982) were used to conduct somatometric and functional measurements of pupils. It was determined that the inclusion of a variable lesson in the curriculum for physical education lessons for the experimental group affected trustworthy positive changes in functional parameters (vital capacity of lungs and strength of hand muscles) of pupils of the boarding school. The program expands the curriculum component on physical education at a boarding school with profound study of music and can be recommended for use in educational institutions of the similar profile as one of modernization trends of the physical education of students. 3 tables. 10 sources.
Key words: physical education; somatometry; physiometry; variable component of a lesson.
Физическое развитие человека, наряду с другими показателями, характеризует уровень общественного здоровья населения [2, с. 10]. Процессы физического созревания организма человека тесно взаимосвязаны и отражают общие закономерности морфофункцио-нального состояния и развития организма, зависят от влияния ряда факторов, таких как сбалансированное питание, двигательная активность, достаточный сон, эмоциональное состояние, заболеваемость, климато-географические и экологические условия проживания ребенка. Отклонения от нормы в физическом развитии свидетельствуют об относительном неблагополучии в состоянии здоровья в целом популяции. Вероятность возникновения заболевания у человека тем больше, чем значительнее отклонения в его физическом развитии [4]. Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в последние годы в стране, не отразилась существенно на стремлении молодого поколения России к всестороннему духовному, нравственному и физическому совершенствованию. Это в полной мере относится и к получению музыкального образования. В Российской Федерации насчитывается более 6 тысяч детских музыкальных школ (ДМШ), более 350 музыкальных училищ, консерваторий и вузов музыкального профиля. Количество детей, получающих музыкальное образование в ДМШ, музыкальных кружках и ансамблях, постоянно возрастает [7]. Обучение музыке сопровождается гипокинезией и длительным пребыванием в вынужденной статической позе стоя или сидя. При игре на музыкальных инструментах основная нагрузка приходится на мышцы шеи, верхнего плечевого пояса и спины. Нахождение исполнителя в положении сидя, особенно с наклоненным туловищем, приводит к развитию застойных явлений в нижних конечностях, брюшной и тазовой областях. Недостаточное развитие и слабость мышц спины и шеи влечет за
собой нарушение осанки, асимметрию плеч, сутулость, отставание лопаток и т.п. [4,с.9]. Техника игры на клавишных, духовых или ударных инструментах предъявляет особые требования к быстроте и координации двигательной реакции рук и переключению от одних действий к другим [3]. Игра на духовых инструментах требует хорошего развития дыхательной мускулатуры.
Важная роль в подготовке будущих музыкантов отводится повышению уровня физического развития средствами физической культуры [1,с.8]. Современные научные представления теории и методики физического воспитания, медицины, психологии совпадают в вопросе о необходимости учета индивидуальных особенностей физического развития человека. В связи с этим представляется актуальным использование таких средств и методов физической культуры, которые помогут юным музыкантам сформировать и совершенствовать свое физическое развитие.
В доступной научной литературе недостаточно освещены вопросы состояния физического развития обучающихся и совершенствования методики построения уроков физической культуры в специализированных школах-интернатах с углубленным изучением музыки. В связи с чем изучение данных вопросов представляется актуальным.
Цель исследования - повышение функциональных показателей у воспитанников школы-интерната с углубленным изучением музыки в результате применения в вариативной части учебной программы по физической культуре комплексов физических упражнений с профессионально-прикладным направлением.
Материал и методы исследования. Каждое учебное заведение осуществляет свою деятельность согласно программам Государственного образовательного стандарта (ГОС). В то же время, не выходя
за рамки ГОС, школа сама может определить направленность вариативной части программы по физическому воспитанию, исходя из профильности, материально-технического оснащения учебного заведения, кадрового потенциала и т.д., опираясь на инструктивно-методические рекомендации «О введении третьего дополнительного часа физической культуры в образовательных учреждениях Российской Федерации» (письмо Минобразования России от 28.04.2003 №1351-86/13) и приказ Минобразования, Минздрава, Гос-комспорта России и РАО «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации» от 16.07.2002 № 2715/227/166/19.
В 2010-2011 учебном году изданы нормативные документы, регламентирующие проведение третьего урока физической культуры в школе: приказ Министерства образования и науки РФ № 889 от 30 августа 2010 г. «О внесении изменений в базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9.03. 2004 г.»; приказ министерства образования Иркутской области № 55-37-9150/10 от 08.09.2010; санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПин 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №189 от 29.12.2010 г., где даны подробные разъяснения по возможным местам занятий и формам организации урока физической культуры.
Работа проводилась в областном государственном бюджетном образовательном учреждении (ОГ-БОУ) школа-интернат с углубленным изучением музыки г. Иркутска в 2010-2011 учебном году. В исследовании принял участие 131 школьник (75 мальчиков и 56 девочек), учащихся младшего (44), среднего (44), старшего (43) школьного возраста, из которых было сформировано 6 групп - 3 контрольные (КГ) и 3 экспериментальные (ЭГ).
В контрольных классах занятия по физической культуре проводились по базовой части программы ГОС 3 раза в неделю, продолжительностью 40 минут (3 урока ОФП) с использованием упражнений общефизической направленности. При этом осуществлялось воздействие на воспитание всех основных двигательных способностей. В течение года на физическое воспитание отведено 4200 мин (70 ч).
Дети экспериментального класса 2 раза в неделю занимались ОФП, а программа третьего урока, как вариативная, содержала элементы ППФП для музыкантов (2 урока ОФП + 1 урок профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), по 40 минут каждый). В ЭГ в уроках недельного цикла на этот процесс отводилось 28 минут в основной части урока посредством использования специально-прикладных физических упражнений с элементами круговой тренировки. В течение года на физическое воспитание отведено также 4200 мин из них 1008 мин
(16,8 ч) на вариативный компонент программы. При этом в первой четверти вариативный компонент составил 252 мин, во второй четверти 224 мин, в третьей четверти 280 мин, в четвертой четверти 252 мин. Программа вариативного урока в ЭГ основана на упражнениях базовой программы по физической культуре для данного возраста. Тематика занятия соответствовала цели и задачам исследования, где выделялись тренировочные циклы, соответствующие модели учебного года по четвертям. В развивающем режиме была положена серия мезоциклов, состоящих из 8-10 микроциклов (недельный цикл) каждый. Дозирование нагрузки на учебных занятиях основывалось на дифференцированном подходе к полу, возрасту, уровню двигательной подготовленности каждого ученика.
Содержание 3-го урока в недельном цикле в ЭГ заключалось в вариантности программно-методического арсенала. В начальных классах упражнения выполнялись мелкогрупповым поточным способом. Были включены упражнения, имеющие профессиональную направленность по преимущественному развитию силы и статической выносливости мышц шеи, верхнего плечевого пояса и спины, развитию быстроты, ловкости и координации движений в этих группах мышц, так как это наиболее нагруженные мышцы в профессиональной деятельности музыканта, профилактике сколиоза и плоскостопия.
Для этого применялись упражнения на развитие «взрывной» силы (метание снарядов небольшого веса, разнообразные прыжки), на динамическую силу (упражнения в сопротивлении с партнером, с отягощением 1/3 - 1/2 веса собственного тела, растягивание, либо сжимание различных амортизаторов). Уделялось внимание укреплению и развитию крупных мышечных групп, от которых в первую очередь зависит правильная осанка. Это упражнения-лазанья, бег, прыжки, упражнения в смешанных висах и упорах. Воспитание ловкости у детей базировалось на овладении сложнокоординированными двигательными действиями (приемы из спортивных игр, спортивной гимнастики, акробатики, легкой атлетики). Основным методом является метод повторных усилий до отказа. Прыжки из различных исходных положений с приземлением по заданию и к определенной отметке, упражнения на равновесие и на тренировку вестибулярного аппарата, метание теннисных мячей в цель, лазание по гимнастической скамейке и стенке и т. п.
Для развития быстроты воздействовали на быстроту двигательной реакции, скорость одиночного движения и частоту движений. С этой целью использовали различные упражнения, требующие быстроты двигательной реакции на заранее обусловленный сигнал (зрительный и звуковой). Для совершенствования частоты движений использовались практически все физические упражнения в максимальном темпе и коротком интервале времени (бег и прыжки на месте и с продвижением вперед до 30 м; бег и прыжки через скакалку; элементы баскетбола и т.д.). Режим работы - 5 с средней интенсивности.
Таблица 1
Динамика показателей физического развития детей младшего школьного возраста КГ и ЭГ в ходе _эксперимента_
Показатели Мезоцикл Мальчики Достоверность различий Девочки Достоверность различий
КГ ЭГ КГ ЭГ
Рост, см I 139,7±0,4 140,0±1,2 Р>0,05 135,3±1,2 135,0±0,8 Р>0,05
IV 144,1±0,4 143,8±1,1 Р>0,05 138,5±1,4 137,8±0,8 Р>0,05
Вес, кг I 32,8±0,8 35,0±0,4 Р>0,05 31,6±0,7 32,1±0,8 Р>0,05
IV 37,1 ±0,7 38,3±0,7 Р>0,05 34,7±0,7 35,5±0,8 Р>0,05
Окружность грудной клетки, см I 64,0±0,9 65,6±1,2 Р>0,05 65,2±1,1 63,4±0,7 Р>0,05
IV 67,1 ±0,5 68,7±1,0 Р<0,05 66,8±1,09 66,2±0,7 Р>0,05
ЖЕЛ, л I 1,42±0,06 1,41±0,06 Р>0,05 1,5±0,09 1,45±0,05 Р>0,05
IV 1,52±0,1 1,59±0,2 Р<0,05 1,62±0,04 1,65±0,04 Р>0,05
Динамометрия левой кисти, кг I 12,3±0,5 12,4±0,6 Р>0,05 13,2±0,8 12,9±0,6 Р>0,05
IV 13,1±0,6 15,4±0,6 Р<0,05 14,2±0,8 14,9±0,7 Р>0,05
Динамометрия правой кисти, кг I 13,4±0,7 13,1±0,8 Р>0,05 14,1 ±0,8 14,3±0,7 Р>0,05
IV 14,2±0,4 15,6±0,7 Р<0,05 14,3±0,8 15,9±0,7 Р<0,05
В среднем возрасте для развития силы использовались такие упражнения, как метание набивных мячей весом 1-3 кг, кратковременные усилия с небольшими (20-30% от собственного веса) отягощениями, способствующие росту «взрывной» силы. Эпизодически включались в круговую тренировку кратковременные до 5с статические напряжения. В старшем школьном процессе круговой тренировки ориентировали на воспитание динамической выносливости в упражнениях по преодолению собственного веса тела (подтягивание, разгибание рук в упоре, приседания, наклоны с отягощениями и т.д.), «взрывной» силы (метание набивного мяча весом 3-5 кг из различных исходных положений, прыжковые упражнения и т.д.). Для воспитания ловкости в урок круговой тренировки включали упражнения прикладной гимнастики: лазания и пере-лезания, ходьба и повороты на широкой и узкой опоре; кувырки вперед и назад.
Использование такой методики позволяет значительно расширить круг средств, обеспечивающих разностороннюю двигательную подготовку. Наряду с этим, объединение разнообразных физических упражнений с профессиональной направленностью для юных музыкантов, но сходных по структуре с основными упражнениями школьной программы, в третий час недельной нагрузки обеспечивало одновременное воздействие как на функциональное развитие организма ребенка, так и на развитие двигательных функций и профессиональных качеств будущих музыкантов.
Таким образом, моделирование методики учебного материала по физической культуре у учащихся школы-интерната осуществлялось на основе комплексной программы, в основу которой лег метод круговой тренировки с элементами профессионально-прикладной физической подготовки музыкантов.
Антропометрические измерения тотальных размеров тела проводились по общепринятой методике В.В. Бунака (1941): длина и масса тела, окружность
грудной клетки в покое (ОКГ) и функциональные пробы: жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила мышц кистей рук. Измерения проводились утром в помещении медицинского кабинета, с соблюдением принципов добровольности, прав и свобод личности, гарантированных ст. 21 и 22 Конституции РФ. Сбор материала осуществлялся в специально составленный протокол исследования, в который заносились паспортные данные, антропометрические, физиометрические параметры и результаты тестовых испытаний физической подготовленности. По первичным материалам сформирована компьютерная база данных, расчеты показателей были проведены с использованием пакета прикладных программ «Statistica 6.0». Обработка полученных результатов исследования проводилась статистическими методами с вычислением средней арифметической величины. Достоверность различий определялась непараметрическими методами с использованием критерия Вилкоксона-Манна-Уитни [6].
Результаты и обсуждение. Динамика показателей физического развития детей различного возраста КГ и ЭГ представлена в табл. 1, 2 и 3.
Как видно из табл. 1, физическое развитие мальчиков и девочек младшего школьного возраста КГ и ЭГ в начале эксперимента достоверно не отличалось (Р>0,05). К концу эксперимента установлен рост антропометрических и физиометрических показателей в обеих наблюдаемых группах. При этом в ЭГ мальчиков отмечены достоверно более высокие показатели прироста физиометрических показателей (ЖЕЛ, сила мышц кистей рук), по сравнению с КГ (Р<0,05). В ЭГ девочек достоверный прирост установлен в показателе «сила правой кисти».
Как видно из табл. 2, физическое развитие мальчиков и девочек среднего школьного возраста КГ и ЭГ в начале эксперимента примерно одинаковое (Р<0,05). При этом показатели физического развития девочек достоверно превышают таковые у мальчиков (Р<0,05), что подтверждает данные наблюдений мно-
Таблица 2
Динамика показателей физического развития детей среднего школьного возраста КГ и ЭГ _в ходе эксперимента_
Показатели Мезоцикл Мальчики Достоверность различий Девочки Достоверность различий
КГ ЭГ КГ ЭГ
Рост, см I 142,2±0,5 143±0,7 Р>0,05 149,8±1,1 151,5±0,6 Р>0,05
IV 145,5±0,4 146,1±0,7 Р>0,05 153,2±1,3 154,7±1,9 Р>0,05
Вес, кг I 39,7±0,5 39,7±0,7 Р>0,05 42,1 ±0,9 43,0±1,4 Р>0,05
IV 43,2±0,6 42,2±1 Р>0,05 45,2±0,9 46,5±1,3 Р>0,05
Окружность грудной клетки, см I 63,9±0,6 63,8±0,8 Р>0,05 64,2±1,1 64,1 ±0,7 Р>0,05
IV 65,5±0,4 65,9±0,7 Р>0,05 67,6±1,2 68,8±0,2 Р<0,05
ЖЕЛ ,л I 1,62±0,04 1,62±0,04 Р>0,05 1,92±0,04 1,93±0,09 Р>0,05
IV 1,71±0,05 1,76±0,03 Р>0,05 1,97±0,05 2,16±0,09 Р<0,05
Динамометрия левой кисти, кг I 16,2±0,7 16,3±0,5 Р>0,05 14,5±0,7 15,1±0,4 Р>0,05
IV 16,8±0,6 17,5±0,6 Р<0,05 15,2±0,1 16,3±0,2 Р<0,05
Динамометрия правой кисти, кг I 19,2±0,4 19,1±0,5 Р>0,05 15,5±0,6 15,2±0,2 Р>0,05
IV 19,5±0,5 20,8±0,6 Р<0,05 16,3±0,8 17,8±0,5 Р<0,05
гих исследователей, которые свидетельствуют об опережении физического развития девочек над мальчиками в этом возрастном периоде онтогенеза.
К концу наблюдения установлен рост всех антропометрических и физиометрических показателей в обеих наблюдаемых группах. У мальчиков ЭГ установлены достоверно выше показатели силы правой и левой кистей по сравнению с КГ к концу эксперимента (Р<0,05). В ЭГ девочек установлена достоверная динамика прироста всех функциональных показателей.
Наблюдения за динамикой физического развития подростков старшего школьного возраста показало, что антропометрические характеристики имеют примерно такие же закономерности, как и у детей младшего и среднего школьного возраста. Установлен рост
всех показателей к концу эксперимента в обеих наблюдаемых группах (табл. 3).
При этом достоверно выше оказались лишь показатели силы правой и левой кистей мальчиков ЭГ, чем в КГ. У девочек ЭГ прироста функциональных показателей не отмечено.
Таким образом, использование предложенных педагогических технологий в учебном процессе по физическому воспитанию не оказывает существенного влияния на антропометрические показатели (длина и масса тела, окружность грудной клетки в покое), о чем свидетельствует отсутствие достоверных различий между этими показателями у детей ЭГ и КГ (Р>0,05).
Вместе с тем, использование предложенной методики в экспериментальных классах в форме вариа-
Таблица3
Динамика показателей физического развития детей старшего школьного возраста КГ и ЭГ в ходе ___эксперимента __
Показатели Мезоцикл Мальчики Достоверность различий Девочки Достоверность различий
КГ ЭГ КГ ЭГ
Рост, см I 169,6±1 169,9±0,8 Р>0,05 160,8±1,7 160,1±1,4 Р>0,05
IV 173,6±1,4 174,3±0,9 Р>0,05 164,1±1,8 163,2±1,7 Р>0,05
Вес, кг I 53,6±0,9 54,5±0,5 Р>0,05 53,2±2,2 52,1±2,4 Р>0,05
IV 59,8±0,8 60,1 ±0,5 Р>0,05 56,3±2,3 55,5±2,2 Р>0,05
Окружность грудной клетки, см I 77,3±1,1 77,6±1,2 Р>0,05 78,8±0,9 79,8±0,6 Р<0,05
IV 79,5±1,2 79,6±1,8 Р>0,05 82,8±0,9 83,2±0,8 Р>0,05
ЖЕЛ, л I 3,17±0,09 3,20±0,13 Р>0,05 2,24±0,12 2,2±0,2 Р>0,05
IV 3,2±0,11 3,3±0,14 Р>0,05 2,33±0,12 2,35±0,11 Р>0,05
Динамометрия левой кисти, кг I 26,7±1,8 26,3±1,7 Р>0,05 22,5±1,1 22,3±1,2 Р>0,05
IV 27,6±0,7 28,7±0,2 Р<0,05 23,8±1,2 25,4±1,4 Р>0,05
Динамометрия правой кисти, кг I 29,7±1,3 29,5±1,4 Р>0,05 26,1±1,2 26,0±1,5 Р>0,05
IV 30,5±0,5 32,6±0,9 Р<0,05 27,3±1,3 28,8±1,6 Р>0,05
тивного третьего урока оказывает положительное влияние на физиометрические показатели (жизненная емкость легких и сила мышц кистей у мальчиков и девочек), о чем свидетельствует достоверный прирост этих показателей в ЭГ.
При этом положительные изменения всех функциональных показателей отмечены у мальчиков в младшем, а у девочек в среднем школьном возрасте. Изменения лишь одного функционального показателя зарегистрировано у мальчиков старшего школьного возраста, и у девочек этого возраста ЭГ не установлено достоверных отличий ни в одном из них.
Предложенная вариативная программа третьего урока оказалась более эффективной, чем общепринятая учебная программа по физическому воспитанию школьников. Об этом свидетельствует достоверное увеличение показателей жизненной емкости легких, силы мышц кистей рук учащихся ЭГ.
Программа расширяет компонент программы по физической культуре в школе-интернате с музыкальным уклоном и может быть рекомендована к использованию в образовательных учреждениях подобного профиля как одно из направлений модернизации физического воспитания обучающихся.
Библиографический список
1. Бальсевич В.К., Прогонюк Л.Н. Теория и технология развития инновационных процессов в физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы // Совершенствование системы физического воспитания, оздоровления детей и учащейся молодежи в условиях различных климатогеогра-фических зон. Сургут: СурГУ, 2000. С.5-7.
2. Воронцов И.М. Здоровье и нездоровье ребенка как основа профессионального мировоззрения и повседневной практики детского врача // Российский педиатрический журнал. 1999. №2. С. 6-13.
3. Вороханов Б.М. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов консерваторий. М.: МГК, 1982. 93 с.
4. Дяченко А.П. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов-стоматологов: автореф. дис.... канд. пед. наук. Киев, 1997. 22 с.
5. Кучма В.Р., Суханова Н.Н., Кардашенко В.Н. Гигиена детей и подростков на пороге 3-го тысячелетия. Основные
направления развития // мат. конф. НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН. М., 1999. С. 33.
6. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. М.: Медиа Сфера, 2002. 305 с.
7. Рязанцев А.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов музыкальных вузов, исполнителей на духовых инструментах: автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 2009. 21 с.
8. Скоблина Н.А. Физическое развитие детей, находящихся в различных социальных условиях // Российский педиатрический журнал. 2008. №3. С.29-31.
9. Ткачев Ф.Т. Физическая культура в трудовом процессе. Киев: Здоров'я, 1977. 93 с.
10. Ямпольская Ю.А. Вопросы современной педиатрии. 2003. Т.1. Прилож. 1. С. 436.8.Caulfield L.E., Zavaleta N., Figueroa A. // American Journal of Clinical Nutrition. 1999. Vol. 59. № 6. P. 1257-1263.
УДК 378.01
ДИАЛЕКТИКА ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАНИИ
Л
А.В.Козыревская1
Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.
Рассматриваются отношения между традиционными и современными подходами в образовании, соотношение их единства, преемственности и инноваций. Отмечено, что идеи, выдвинутые мыслителями прошлого, актуальны и в наше время. Особенно велика их роль для социализации личности - процесса усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Доказано, что в современных условиях информатизация образования может быть только тогда эффективна, когда она управляема. Новые технологии не могут вытеснить традиционные формы образования, а должны включать их в себя в трансформированном виде. Библиогр. 4 назв.
Ключевые слова: традиционные подходы; современные подходы; информационные технологии; информатизация образования.
DIALECTICS OF TRADITIONAL AND INNOVATIVE PROCESSES IN EDUCATION A.V. Kozyrevskaya
Irkutsk State University of Railway Engineering, 15 Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074.
The article discusses relations between the traditional and modern approaches in education, correlation of their unity, continuity and innovation. It is noted that the ideas introduced by the thinkers of the past are still relevant in our time. Their role is especially great for personality socialization - the process of individual assimilation with behavior patterns, attitudes, social norms and values, knowledge and skills, allowing him or her to function successfully in society. It is
1Козыревская Анна Владимировна, аспирант, тел.: 89500661406, e-mail: annko@irgups.ru Kozyrevskaya Anna, Postgraduate, tel.: 89500661406, e-mail: annko@irgups.ru