Научная статья на тему 'Использование профессионально значимых физических упражнений для совершенствования двигательных качеств юных музыкантов'

Использование профессионально значимых физических упражнений для совершенствования двигательных качеств юных музыкантов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
411
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ-МУЗЫКАНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / PUPILS-MUSICIANS / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / CURRICULUM / PHYSICAL TRAINING / MOTOR QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дрюков-филатов Дмитрий Геннадьевич, Колокольцев Михаил Михайлович

В статье предлагается введение вариативного компонента, содержащего элементы профессионально-прикладного характера, в программу по физической культуре для воспитанников школы-интерната с углубленным изучением музыки. Показана эффективность предложенной программы совершенствования двигательных качеств у детей 12 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дрюков-филатов Дмитрий Геннадьевич, Колокольцев Михаил Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PHYSICAL EXERCISES FOR IMPROVING OF MOTOR QUALITIES OF YOUNG MUSICIANS

The given article offers the introduction of the variative component containing elements of professional-applied character in the program on physical training for pupils of a boarding school with profound studying of music. The efficiency of the offered program of increasing of motor qualities of children who are 12-year old is shown.

Текст научной работы на тему «Использование профессионально значимых физических упражнений для совершенствования двигательных качеств юных музыкантов»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ АЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ МУЗЫКАНТОВ

Школьники-музыканты, педагогический эксперимент, учебная программа, физическая культура, двигательные качества.

Актуальным проблемам совершенствования физического воспитания в общеобразовательных и специализированных школах посвящено достаточное количество работ [Бальсевич, Прогонюк, 2000; Бальсевич, Лубышева, 1993; Матвеев, 1997; Скоблина, 2008]. Однако вопросы, касающиеся физической подготовленности детей в школах-интернатах с углубленным изучением музыки, освещены недостаточно. Для будущего музыканта требуется формирование специфических двигательных умений и навыков [Коновалов, Волович, Мутаева, 2005]. С точки зрения физиологии обучение музыке сопровождается гипокинезией и длительным пребыванием в вынужденной статической позе стоя или сидя. При игре на музыкальных инструментах основная нагрузка приходится на мышцы шеи, верхнего плечевого пояса и спины. Нахождение исполнителя в положении сидя, особенно с наклоненным туловищем, приводит к развитию застойных явлений в нижних конечностях, брюшной и тазовой областях. Недостаточное развитие и слабость мышц спины и шеи влечет за собой нарушение осанки, асимметрию плеч, сутулость, отставание лопаток и т. п. [Дяченко, 1997; Ткачев, 1977]. Техника игры на клавишных, духовых или ударных инструментах предъявляет особые требования к быстроте и координации двигательной реакции рук и переключению от одних действий к другим [Вороханов, 1982]. Игра на духовых инструментах требует хорошего развития дыхательной мускулатуры.

Представляются актуальными формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, воспитание у будущих музыкантов физических качеств, имеющих профессиональную направленность.

Каждое учебное заведение осуществляет свою деятельность согласно программам Государственного образовательного стандарта (ГОС). В то же время, не выходя за рамки ГОС, школа может определить направленность вариативной части программы по физическому воспитанию, исходя из профильности учебного заведения, его материально-технической базы, оснащения, кадрового потенциала и т. д., опираясь на инструктивно-методические рекомендации «О введении третьего дополнительного часа физической культуры в образовательных учреждениях Российской Федерации» (письмо Минобразования России от 28.04.2003 № 13-51-86/13) и приказ Минобразования, Минздрава, Госкомспорта России и РАО «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации» от 16.07.2002 № 2715/227/166/19.

Однако в литературе отсутствуют сведения, касающиеся особенностей построения вариативной части программы общефизической подготовки (ОФП) для учащихся школ-интернатов с углубленным изучением музыки.

Цель работы — совершенствование физических качеств воспитанников музыкальной школы-интерната методами профессионально-прикладной физической подготовки.

Задачи. 1. Разработать и апробировать содержание вариативного компонента учебной программы по физической культуре в школе-интернате с углубленным изучением музыки, используя элементы профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). 2. Сравнить динамику двигательных качеств детей контрольной группы, занимающихся по программе ОФП, и детей экспериментальной группы, где вариативный компонент программы содержит элементы ППФК.

Организация и методы исследования. Работа выполнялась в соответствии с положением и задачами Федеральной целевой программы «Молодежь России. Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации» (2000—2005) и межведомственным соглашением «Об информационном взаимодействии Министерства здравоохранения, Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму, Министерства образования РФ в области социально-гигиенического мониторинга» (2002).

Педагогический эксперимент проводился в параллельных 5-х классах иркутской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с углубленным изучением музыки в 2008—2009 учебном году.

Под наблюдением находилось 42 учащихся 12-ти лет. В контрольной группе (КГ) находилось 20 детей (9 девочек и 11 мальчиков), в экспериментальной (ЭГ) — 22 ребенка (10 девочек и 12 мальчиков). Занятия в обеих группах проходили в спортивном зале школы-интерната.

В контрольном классе занятия по физкультуре проводились по базовой части программы ГОС 3 раза в неделю (3 урока ОФП продолжительностью 40 минут) с использованием упражнений общефизической направленности. При этом осуществлялось воздействие на воспитание всех основных двигательных способностей.

Дети экспериментального класса 2 раза в неделю занимались ОФП, а программа третьего урока как вариативная содержала элементы ППФП для музыкантов: 2 урока ОФП + 1 урок ППФП (по 40 минут каждый).

Программа вариативного урока в ЭГ основана на упражнениях базовой программы по физической культуре для данного возраста. Тематика занятия соответствовала цели и задачам исследования, а содержание урока было построено по типу спортивной тренировки (метод круговой тренировки), где выделялись тренировочные циклы, соответствующие модели учебного года по четвертям. Дозирование нагрузки на учебных занятиях основывалось на дифференцированном подходе к полу, возрасту, уровню двигательной подготовленности каждого ученика.

Содержание 3-го урока в недельном цикле в ЭГ заключалось в вариантности программно-методического арсенала. Были включены упражнения, имеющие профессиональную направленность по преимущественному развитию силы и статической выносливости мышц шеи, верхнего плечевого пояса и спины, быстроты, ловкости и координации движений в этих группах мышц, профилактике сколиоза и плоскостопия.

Тестирование двигательных качеств всех испытуемых проводили 2 раза: в начале учебного года (I четверть, сентябрь) и в конце (IV четверть, май). Для оценки основных двигательных качеств школьников обоих классов использовались

тесты (табл.1), разработанные ВНИИФКом [Гилясова, 2007; Тяпин и др., 1998]: тест 1 — на быстроту; тест 2 — на скоростную выносливость и ловкость; тест 3 — на скоростно-силовую выносливость мышц-сгибателей туловища; тесты 4,5 — на силу и силовую выносливость мышц верхнего плечевого пояса; тест 6 — на динамическую силу мышц нижних конечностей.

Обработка полученных результатов исследования проводилась статистическими методами с вычислением средней арифметической величины. Достоверность различий определялась непараметрическими методами с использованием критерия Вилкоксона - Манна - Уитни [Реброва, 2002].

Результаты проведенного педагогического эксперимента представлены в табл. 1, из которой видно, что начальные (1-я четверть) показатели скоростно-си-ловых качеств и ловкости учащихся в обоих классах примерно одинаковые (Р>0,05). К концу эксперимента (IV четверть) у всех испытуемых произошли положительные изменения разной величины в показателях двигательных тестов.

Оказалось, что у мальчиков и девочек ЭГ результаты всех тестов достоверно выше, чем у их сверстников в контрольной группе (Р<0,05). Достоверности различий не установлено лишь у девочек ЭГ в тесте 6 (Р>0,05). Считаем, что преимущество в развитии скоростно-силовых качеств и ловкости у детей ЭГ объясняется заменой тематики третьего урока в недельной программе по ОФП на занятие вариативного содержания.

Таблица 1

Динамика показателей двигательных тестов школьников КГ и ЭГ в ходе эксперимента

Тесты Четверть Мальчики Достоверность различий Девочки Достоверность различий

КГ ЭГ КГ ЭГ

1. Бег 30 м с хода (с) I 6,2±0,04 6,3±0,03 Р>0,05 6,8±0,05 6,7±0,05 Р>0,05

IV 6,1±0,03 5,4±0,02 Р<0,05 6,5±0,03 6,1±0,04 Р<0,05

2.Челночный бег 10 раз х 5 м I 21,7±0,36 21,48±0,37 Р>0,05 23,67±0,38 24,47±0,39 Р>0,05

IV 19,8±0,31 18,8±0,30 Р<0,05 23,17±0,37 21,48±0,35 Р<0,05

3.Подъем туловища из положения лежа (кол-во раз за 30 с) I 22,4±0,43 22,0±0,42 Р>0,05 19,4±0,35 19,6±0,40 Р>0,05

IV 23,2±0,42 27,3±0,43 Р<0,05 20,9±0,37 27,6±0,47 Р<0,05

4.Сгибание-раз-гибание рук в упоре (кол-во раз за 30 с) I 14,9±0,45 14,2±0,41 Р>0,05 10,5±0,26 9,9±0,25 Р>0,05

IV 17,4±0,31 20,3±0,46 Р<0,05 12,9±0,41 14,89±0,45 Р<0,05

5. Подтягивание на перекладине (мальчики, раз), вис (девочки, с) I 4,1±051 4,2±0,50 Р>0,05 7,2±0,53 7,0±0,50 Р>0,05

IV 4,7±0,50 5,8±0,51 Р<0,05 8,6±0,60 10,3±0,63 Р<0,05

6. Прыжок в длину с места (см) I 156±2,18 155,8±1,92 Р>0,05 138,6±2,12 136,4±2,10 Р>0,05

IV 173,4±1,61 179,6±1,78 Р<0,05 144,5±2,42 146,8±2,46 Р>0,05

Согласно табл. 2, у всех детей отмечен прирост показателей двигательных качеств, полученных в ходе педагогического эксперимента.

Однако у мальчиков и девочек ЭГ прирост оказался выше, чем у их сверстников в КГ. Разница между приростами показателей двигательных качеств у мальчиков КГ и ЭГ составила: в тесте 1 — 13,0 %, в тесте 2 — 3,7 %, в тесте 3 — 20,6 %, в тесте 4 - 26,2 %, в тесте 5 - 23,5 %, в тесте 6 - 4,2 %.

У девочек разница прироста составила: в тесте 1 — 4,7 %, в тесте 2 — 10,1 %, в тесте 3-33,1 %, в тесте 4 - 27,6 %, в тесте 5 - 27,7 %, в тесте 6 - 3,4 %.

Таблица 2

Прирост показателей двигательных качеств в КГ и ЭГ, разница прироста в % к концу годичного наблюдения

Пол Группа Двигательные качества

быстрота скоростная выносливость и ловкость скороетно-силовая выносливость мышц сгибателей туловища сила и силовая выносливость мышц верхнего плечевого пояса динамическая сила мышц нижних конечностей

Тест 1 Тест 2 Тест 3 Тест 4 Тест 5 Тест 6

М. КГ 1,6 8,7 3,5 16,7 14,6 11,1

ЭГ 14,6 12,4 24,1 42,9 38,1 15,3

Разница прироста 13,0 3,7 20,6 26,2 23,5 4,2

д. КГ 4,4 2,1 7,7 22,8 19,4 4,2

ЭГ 9,1 12,2 40,8 50,4 47,1 7,6

Разница прироста 4,7 10,1 33,1 27,6 27,7 3,4

Выводы

1. Разработано содержание вариативного компонента учебной программы по физической культуре с элементами профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) для воспитанников школы-интерната с углубленным изучением музыки.

2. Предложенная программа, состоящая из 2 уроков ОФП + 1 урока ППФП в недельном цикле учебных занятий по физической культуре, оказалась эффективной для юных музыкантов.

3. Наибольший прирост показателей двигательных качеств отмечен у мальчиков и девочек ЭГ в тестах, имеющих профессиональную направленность (тесты 2, 3, 4, 5).

4. Данная программа может быть использована при организации и проведении уроков физической культуры в других учебных заведениях музыкального профиля.

Библиографический список

1. Бальсевич В.К., Прогонюк Л.Н. Теория и технология развития инновационных процессов в физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы // Совер-

шенствование системы физического воспитания, оздоровления детей и учащейся молодежи в условиях различных климатогеографических зон. Сургут: СурГУ, 2000. С. 5-7.

2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Новые технологии формирования физической культуры школьников // Проблемы совершенствования физического воспитания учащихся общеобразовательных школ: сб. работ участников международного семинара. М., 1993. С.42-50.

3. Вороханов Б.М. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов консерваторий М.: МГК, 1982. 93 с.

4. Гилясова М.Х. Физкультурно-оздоровительная работа в общеобразовательных учреждениях как приоритетная форма сохранения и укрепления здоровья школьников // Оздоровление нации и формирование здорового образа жизни населения: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. Нальчик: ВНИИФКиС, 2007. С. 69-71.

5. Дяченко А.П. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов-стоматологов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киев, 1997. 22 с.

6. Коновалов И.Е., Волович Л.А., Мутаева И.Ш. Интеграция физической подготовки и инструментально-исполнительской техники музыкантов ссузов. Набережные Челны: РИО КамГИФК, 2005. 130 с.

7. Матвеев А.П. Теоретико-методологические основы формирования учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1997. 46 с.

8. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. М.: Медиа Сфера, 2002. 305 с.

9. Скоблина H.A. Физическое развитие детей, находящихся в различных социальных условиях // Российский педиатрический журнал. 2008. № 3. С. 29-31.

Ю.Ткачев Ф.Т. Физическая культура в трудовом процессе. Киев: Здоровье, 1977. 93 с.

Н.Тяпин А.Н., Пузырь Ю.П., Захаров Л.А. и др. Физкультурный паспорт // Методическое руководство по тест-программе. М., 1998. 25 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.