Научная статья на тему 'Эффективность двигательных режимов в физическом воспитании иностранных студентов, обучающихся в техническом вузе (сообщение 1)'

Эффективность двигательных режимов в физическом воспитании иностранных студентов, обучающихся в техническом вузе (сообщение 1) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
287
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / FOREIGN STUDENTS / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL FITNESS / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Колокольцев Михаил Михайлович, Амбарцумян Рима Агасовна

Установлена слабая физическая подготовленность и низкие функциональные показатели у зарубежных студентов, обучающихся в техническом вузе Прибайкалья. Для повышения их физической кондиции был использован расширенный двигательный режим. Он включал кроме занятий по учебной программе дополнительную групповую деятельность в форме спортивных игр, участие в спортивно-массовых мероприятиях и управляемые самостоятельные занятия физической культурой. К концу эксперимента иностранные студенты достоверно стали превосходить своих сверстников, занимающихся по вузовской учебной программе, по некоторым функциональным показателям и двигательным качествам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Колокольцев Михаил Михайлович, Амбарцумян Рима Агасовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTION REGIMEN EFFECTIVENESS IN PHYSICAL EDUCATION OF FOREIGN STUDENTS BEING TRAINED AT A TECHNICAL UNIVERSITY (REPORT 1)

The article indicates weak physical fitness and low functional indices of the foreign students being trained at the technical university of the Baikal region. To improve their physical condition an extended motor activity regimen has been used, which apart from compulsory classes on physical education includes additional group activities in the form of sport games, participation in mass-sport events and controlled independent physical training. In the end of the experiment some functional indices and motor qualities of the foreign students involved reliably exceed the ones of their peers, who followed the curriculum only.

Текст научной работы на тему «Эффективность двигательных режимов в физическом воспитании иностранных студентов, обучающихся в техническом вузе (сообщение 1)»

УДК 796:338.28; 796.078

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ (СООБЩЕНИЕ 1)

1 лт 9

© М.М. Колокольцев1, Р.А. Амбарцумян2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Установлена слабая физическая подготовленность и низкие функциональные показатели у зарубежных студентов, обучающихся в техническом вузе Прибайкалья. Для повышения их физической кондиции был использован расширенный двигательный режим. Он включал кроме занятий по учебной программе дополнительную групповую деятельность в форме спортивных игр, участие в спортивно-массовых мероприятиях и управляемые самостоятельные занятия физической культурой. К концу эксперимента иностранные студенты достоверно стали превосходить своих сверстников, занимающихся по вузовской учебной программе, по некоторым функциональным показателям и двигательным качествам. Табл. 1. Библиогр. 18 назв.

Ключевые слова: иностранные студенты; физическое развитие; физическая подготовленность; физическая культура.

MOTION REGIMEN EFFECTIVENESS IN PHYSICAL EDUCATION OF FOREIGN STUDENTS BEING TRAINED AT A TECHNICAL UNIVERSITY (REPORT 1) M.M. Kolokoltsev, R.A. Ambartsumyan

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article indicates weak physical fitness and low functional indices of the foreign students being trained at the technical university of the Baikal region. To improve their physical condition an extended motor activity regimen has been used, which apart from compulsory classes on physical education includes additional group activities in the form of sport games, participation in mass-sport events and controlled independent physical training. In the end of the experiment some functional indices and motor qualities of the foreign students involved reliably exceed the ones of their peers, who followed the curriculum only. 1 table. 18 sources.

Key words: foreign students; physical development; physical fitness; physical education.

В настоящее время расширение и совершенствование международных связей в системе высшего профессионального образования идет по пути интернационализации учебного процесса и научно-исследовательской деятельности. Подготовка иностранных студентов в высших учебных заведениях имеет государственную значимость и является важной составляющей внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности российского государства, что закреплено в «Концепции экспорта образовательных услуг в 2011-2020 годах» [8].

Российская система высшего образования выдвинула новые задачи развития экспорта в области образовательных услуг. Это обусловлено повышением конкурентоспособности высшей школы страны на международном рынке образования, а также экономической выгодой как для вуза, так и государства в целом [3; 6]. По данным Федеральной службы государственной статистики, за последнее десятилетие число обучающихся иностранных студентов в РФ возросло с 58992 (в 2001/2002 учебном году) до 177700 человек

(в 2011/2012 учебном году), то есть более чем в три раза.

Одним из вузов, предлагающих современные образовательные услуги, является Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет (НИ ИрГТУ), который по численности иностранных студентов входит в первую пятерку вузов, подведомственных Министерству образования и науки РФ. В настоящее время в НИ ИрГТУ обучается около 1300 иностранных граждан из 30 стран, при этом более 1200 студентов - по очной форме обучения.

Вступление России в Болонский процесс предполагает деятельность вузов в области подготовки высококвалифицированных кадров на уровне мировых стандартов и поиск современных методов и средств, оптимизирующих процесс адаптации иностранных студентов к обучению. Реализация этих целей возможна при условии создания комфортной инфраструктуры жизни иностранных студентов и преподавателей в России, обеспечения безопасности, социаль-

1Колокольцев Михаил Михайлович, доктор медицинских наук, профессор кафедры физической культуры, тел.: (3952) 405024, 89149450800, e-mail: mihkoll@mail.ru

Kolokoltsev Mikhail, Doctor of Medicine, Professor of the Department of Physical Education, tel.: (3952) 405024, 89149450800, e-mail: mihkoll@mail.ru

2Амбарцумян Рима Агасовна, аспирант, тел.: (3952) 405024, 89246010203, e-mail: rima.ambarcumyan@mail Ambartsumyan Rima, Postgraduate, tel.: (3952) 405024, 89246010203, e-mail: rima.ambarcumyan@mail

ной защиты и медицинского обеспечения [8].

Важная роль отводится изучению процесса адаптации студентов к учебно-информационной профессионально ориентированной среде вуза [1; 12; 15; 17]. На этом фоне особое значение приобретает поиск путей улучшения состояния здоровья и повышения физической работоспособности, увеличения функциональных возможностей организма и адаптации к обучению будущих высококвалифицированных специалистов. В этом случае многие исследователи рассматривают физическое воспитание как существенный фактор в формировании и реабилитации здоровья молодежи [4; 9; 13].

Научно-практический интерес представляет повышение уровня физического здоровья и механизмов адаптации зарубежных студентов путем использования средств и методов физического воспитания. Увеличить количество занятий в ближайшее время, по мнению М.Я. Виленского [5], вряд ли удастся по причинам экономического характера, поэтому остается либо увеличить интенсивность регламентированных занятий, сделать их более привлекательными за счет внедрения инновационных технологий обучения [7], либо использовать другие двигательные формы занятий студентов в свободное от учебы время. Вместе с тем эти вопросы изучены недостаточно.

Материалы по адаптации иностранных студентов к обучению в вузах РФ представлены, например, в работах [10; 16]. Что касается Иркутской области, то рассматриваются лишь вопросы физического развития иностранных студентов, обучающихся в образовательных учреждениях региона [2], в связи с чем изучение проблем повышения физического здоровья иностранных студентов и адаптации их к обучению представляется актуальным.

Цель исследования - повышение уровня физического здоровья иностранных студентов, обучающихся в техническом вузе Прибайкалья, путем использования расширенного двигательного режима.

Методы и организация исследования. С целью изучения физического развития и физической подготовленности, а также оценки значений некоторых показателей механизмов адаптации в сентябре 2011 г. и повторно в мае 2012 г. было обследовано 586 юношей, обучавшихся в НИ ИрГТУ, из них: 57 студентов, прибывших из стран Юго-Восточной Азии, 74 - из Центральной Азии, и 455 - уроженцев Иркутской области (славяне).

Студенты межнациональных учебных групп университета посещали занятия физической культурой 2 раза в неделю, продолжительностью 90 мин каждое, которые проводились согласно требованиям ГОС второго поколения - преимущественно общефизическая подготовка (ОФП) с использованием упражнений, направленных на воспитание основных двигательных способностей организма.

В сентябре 2012 г. была организована экспериментальная группа (ЭГ) из 58 иностранных студентов, занимающихся в расширенном двигательном режиме, который кроме занятий физической культурой по учебной программе включал дополнительные упраж-

нения, направленные на коррекцию выявленных отстающих двигательных качеств, а также спортивные игры (преимущественно баскетбол). Занятия проводились 2 часа в неделю в спортивном зале. Выбор игровых технологий обусловлен тем, что использование подвижных и спортивных игр обеспечивает активизацию самостоятельной работы студентов, взаимообучение, самоконтроль и взаимоконтроль, организацию различных форм взаимопомощи. Как отмечает А.А. Топчиева [14], использование технологий игровой деятельности способствует ускорению процесса освоения двигательной деятельности, расширению двигательных умений и навыков, повышению уровня физической подготовленности, формированию у молодежи потребности в самостоятельных занятиях. Отличительной особенностью нашего подхода являлось то, что содержание ежедневных самостоятельных «домашних» занятий каждого студента определялось с учетом отстающих двигательных качеств путем индивидуального подбора физических упражнений. Продолжительность таких самостоятельных занятий, которые проводились в домашних условиях в утреннее, дневное или вечернее время, была не менее 15 и не более 30 мин.

Перед началом самостоятельных занятий студенты овладевали определенным объемом теоретических знаний и практических умений по выполнению физических упражнений, знакомились с основами дозирования физических нагрузок, навыками самоконтроля за своим физическим состоянием. Студентам было предложено обязательное ведение дневника самоконтроля за своим самочувствием, которое контролировалось преподавателем на каждом последующем занятии. Иностранные студенты принимали участие в спортивно-массовых мероприятиях учебной группы, факультета, курса и вуза.

Контрольная микстнациональная группа (КГ), состоящая из 56 иностранных студентов, занималась 2 раза в неделю в обычном двигательном режиме (общая физическая подготовка - ОФП), предусмотренном государственной учебной программой.

Мониторинговое наблюдение в КГ и ЭГ включало: соматометрические исследования (рост, вес, окружность грудной клетки (ОГК)) и физиометрические (динамометрия силы мышц кистей рук), а также функциональные тесты (дыхательные пробы Штанге и Генче, нагрузка с 20 приседаниями (проба Мартине - Куше-левского)). Оценку кардиореспираторной системы проводили по характеристике частоты сердечных сокращений (ЧСС), артериального давления (АД) с расчетом пульсового давления (ПД) и коэффициента выносливости (КВ). Измерения проводились утром в помещении медицинского кабинета с соблюдением принципов добровольности, прав и свобод личности, гарантированных ст. 21 и 22 Конституции РФ. Паспортные данные, антропометрические и физиометри-ческие параметры, а также результаты тестовых испытаний физической подготовленности заносились в специальный протокол исследования.

Уровень адаптации оценивался по значению адаптационного показателя (АП), расчет которого

производили по методу Р.М. Баевского в модификации А.П. Берсеневой [12].

Для оценки основных двигательных качеств студентов использовались тесты, разработанные ВНИИФКом [11]: на скоростную выносливость и ловкость (челночный бег 10 раз х 5 м, с); на быстроту (бег 100 м, с); на скоростно-силовую выносливость мышц -сгибателей туловища (подъем туловища из положения лежа, количество раз за 30 с); на силу и силовую выносливость мышц верхнего плечевого пояса (подтягивание на перекладине, количество раз); на динамическую силу мышц нижних конечностей (прыжок в длину с места, см); на активную гибкость позвоночника и тазобедренных суставов (наклон вперед сидя, см) и тест на общую выносливость (бег 1000 м, мин, с).

Статистическая отработка полученных данных осуществлялась общепринятыми методами. В случае нормального распределения изучаемых количественных признаков были использованы параметрические методы обработки материала (вычисление коэффициента достоверности Фишера - Стьюдента), а при отличном от нормального - непараметрические методы обработки полученных данных с использованием критерия Вилкоксона-Манна-Уитни. Различия считались достоверными при уровне значимости Р<0,05.

Результаты исследования. Работа выполнялась в соответствии с положениями и задачами подпрограммы «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002-2005 годы) федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 годы), утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 мая 2002 г. № 363, и межведомственного соглашения «Об информационном взаимодействии Министерства здравоохранения, Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму, Министерства образования РФ в области социально-гигиенического мониторинга» от 26 апреля 2002 г. № 1.

В начале исследования (2011/2012 учебный год) было установлено, что некоторые антропометрические параметры (длина, масса тела и ОГК), а также ряд функциональных показателей (сила мышц кистей рук, дыхательные пробы) у российских студентов выше, чем у их сверстников из зарубежных стран. Кроме того, значения показателей в тестах на быстроту и выносливость свидетельствуют о более низких их характеристиках у иностранных студентов по сравнению со славянскими юношами. Такие двигательные качества, как скоростная выносливость и ловкость, сила мышц верхнего плечевого пояса и мышц сгибателей туловища у студентов из стран Центральной Азии, как и у российских, достоверно выше, чем у их сверстников из стран Юго-Восточной Азии. Однако у последних значения показателей в тестах на гибкость оказались выше, чем у российских студентов и юношей из Центральной Азии. Динамическая сила мышц нижних конечностей у юношей из стран Юго-Восточной Азии примерно одинакова с российскими и достоверно выше, чем у студентов Центральной Азии.

Положительная динамика физической подготовленности к концу учебного года регистрируется у сла-

вянских юношей в пяти из семи двигательных тестах, у представителей стран Центральной Азии - в трех тестах, и у студентов из стран Юго-Восточной Азии - в 1 тесте, что свидетельствует о том, что учебные занятия по физическому воспитанию не обеспечивают в полной мере прироста двигательных качеств у зарубежных студентов. Это требует устранения и компенсации выявленных отстающих компонентов их физической подготовленности. Учитывая слабую физическую подготовленность зарубежных студентов, их недостаточные функциональные показатели была организована ЭГ, которая в течение учебного года занималась физической культурой в расширенном двигательном режиме.

В КГ иностранные студенты занимались совместно с российскими по учебной программе для высших учебных заведений по дисциплине «Физическая культура», 2000 г. (преимущественно ОФП).

В начале эксперимента данные физического развития и физической подготовленности зарубежных студентов в КГ и ЭГ были примерно одинаковыми (таблица). В конце наблюдения (май 2013 г.) установлено, что у студентов обеих групп антропометрические характеристики не претерпели значительных изменений, однако произошли более выраженные изменения в функциональных показателях. Особенно это относится к показателям и тестам у студентов ЭГ, характеризующим состояние их сердечно-сосудистой системы. Подобную динамику отмечали и другие исследователи [18].

Так, в ЭГ к концу эксперимента установлено достоверное (Р<0,05) урежение ЧСС до нагрузки на 8,4% (по сравнению с началом наблюдения), а время восстановления пульса после нагрузки сократилось в 1,37 раза, что может свидетельствовать о повышении устойчивости сердечно-сосудистой системы и ее адаптации к физическим нагрузкам. В КГ такие изменения достоверно не выражены.

В ЭГ регистрируется достоверное (Р<0,05) снижение значения коэффициента выносливости с 24,8±1,4 до17,2±0,9 усл. ед., т.е. в 1,4 раза, что может также свидетельствовать о повышении тренированности сердечно-сосудистой системы иностранных юношей к выполнению физической нагрузки

Как видно из таблицы, в начале эксперимента в обеих наблюдаемых группах было зарегистрировано напряжение механизмов адаптации, о чем свидетельствуют высокие значения показателя адаптационного потенциала (выше 2,6 усл. ед.). К концу наблюдения только в ЭГ отмечается уменьшение характеристики АП в 1,5 раза (до 1,8±0,3 усл. ед.), которую можно расценивать как удовлетворительную адаптацию.

Положительные сдвиги в ЭГ произошли в характеристиках динамометрии кистей обеих рук и в пробах Штанге и Генче (Р<0,05). Так, сила мышц кисти левой руки возросла почти на 8%, а правой - на 15,3%. Значение показателя пробы Штанге увеличилось на 15,2%, а Генче - на 18,8%. В это же время в КГ установлено достоверное улучшение значений в показателях динамометрии только правой руки (на 4,8%) и пробе Штанге (на 19,1%).

Динамика показателей физического развития и физической подготовленности иностранных студентов КГ и ЭГ (М±м)

Показатель Начало эксперимента (сентябрь 2012 г.) Конец эксперимента (май 2013 г.)

КГ(п=56) ЭГ(п=58) КГ(п=56) ЭГ(п=58)

Длина тела, см 173,6±0,7 172,1 ±0,9 173,7±0,6 172,9±0,4

Масса тела, см 63,9±0,2 63,7±0,9 62,7±0,3 61,8±0,6

ОГК, см 90,4±0,2 91,2±0,7 90,9±1,0 91,4±0,5

ЧСС за 10 с (20 приседаний за 30 с): до нагрузки после нагрузки 12,8±0,3 13,1±0,3 12,6±04 12,0±0,1

19,1±0,5 19,7±1,1 19,0±0,5 18,02±0,2

Время восстановления ЧСС, мин 1,3±0,08 1,4±0,06 1,4±0,07 1,02±0,1

Коэффициент выносливости 22,5±1,3 24,8±1,4 20,3±1,1 17,2±0,9

Адаптационный потенциал 2,7±0,6 2,8±0,7 2,6±0,5 1,8±0,3

Динамометрия левой руки, кг 40,8±0,3 41,4±0,9 41,2±0,5 44,7±0,5

Динамометрия правой руки, кг 41,5±0,3 41,1±1,1 43,5±0,6 47,4±0,5

Проба Штанге, с 47,5±0,8 49,1±1,5 44,3±0,5 56,6±1,8

Проба Генче, с 33,2±0,6 35,6±1,2 31,7±0,6 42,3±0,6

Челночный бег 10 раз х 5 м, с 16,8±0,04 16,9±0,2 16,9±0,08 15,9±0,05

Бег 100 м, с 15,2±0,2 15,3±0,3 15,5±0,2 13,9±0,4

Бег 1000 м, мин, с 4,7±0,2 4,5±0,1 4,4±0,1 4,8±0,4

Подтягивание, раз 7,6±0,1 7,2±0,6 8,3±0,1 11,7±0,3

Подъем туловища за 30 с, раз 25,4±0,2 24,9±0,5 26,7±0,3 35,2±0,3

Наклон вперед, см 16,7±0,2 17,3±0,8 15,8±0,3 18,0±0,5

Прыжок в длину с места, см 233,4±2,5 231,0±2,4 237,3±2,7 243,6±1,2

В группе иностранных студентов, занимающихся физической культурой с использованием расширенного двигательного режима к концу эксперимента отмечены более выраженные положительные изменения в большинстве двигательных качествах, о чем свидетельствуют результаты, полученные в контрольных испытаниях. Достоверное улучшение двигательных качеств у зарубежных студентов ЭГ отмечено в пяти из семи тестов (челночный бег, бег 100 м, подтягивание, подъем туловища, прыжок в длину с места). Так, в тесте «челночный бег» время прохождения дистанции сократилось с 16,9±0,2 до 15,9 ± 0,05 с, т.е. на 6,3%, а в тесте на быстроту («бег 100 м») - с 15,3±0,3 до 13,9 ± 0,4 с, т.е. на 9,2%.

Более выраженные позитивные изменения в этой группе установлены в значениях показателей силовых тестов. Так, сила мышц верхних конечностей у иностранных юношей ЭГ (тест «подтягивание») возросла к концу эксперимента с 7,2±0,6 до 11,7±0,3 раз, т.е. на 38,5%, а в тесте «подъем туловища» - на 29,3% (с 24,9±0,5 до 35,2±0,3 раз). Динамическая сила мышц нижних конечностей к концу эксперимента также увеличилась, о чем свидетельствуют результаты теста «прыжок в длину с места», прирост результатов в данном контрольном испытании составил 5,2%. Не отмечено достоверного улучшения в тестах, характеризующих общую выносливость и гибкость. Это, по нашему мнению, может быть связано с недостаточным использованием физических нагрузок бегового аэробного характера и упражнений на гибкость в про-

цессе физкультурных занятий.

В КГ к концу эксперимента установлено достоверное улучшение результатов лишь в двух тестах - подтягивание и подъем туловища. В тесте «подтягивание» результат возрос с 7,6±0,1 до 8,3±0,1 раз (на 8,4%), а в тесте «подъем туловища» - с 25,4±0,2 до 26,7±0,3 (4,8%).

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Учебные занятия по физическому воспитанию, проводимые в соответствии с Примерной учебной программы для высших учебных заведений по дисциплине «Физическая культура» не обеспечивают в полной мере прироста двигательных качеств у зарубежных студентов.

2. В начале эксперимента установлена неудовлетворительная адаптация сердечно-сосудистой системы у иностранных студентов, что затрудняет их физическое развитие, умственную работоспособность, дальнейшую успешную профессиональную деятельность. Использование в физическом воспитании расширенного двигательного режима позволяет снизить негативное влияние напряжения адаптивных механизмов у студентов.

3. Иностранные студенты, занимающиеся физической культурой с использованием расширенного двигательного режима, значительно превосходят своих сверстников, занимающихся в обычном режиме по функциональным показателям (ЧСС, проба с 20 приседаниями, время восстановления ЧСС после нагруз-

ки, динамометрия кистей рук, дыхательные тесты), а также по характеристикам двигательных качеств.

4. С учетом выявленных особенностей двигательных качеств и физического развития у иностранных и российских студентов необходима дальнейшая разработка и коррекция технологий их физического воспитания с использованием индивидуально-дифференцированного обучения как на занятиях в вузе, так и при управляемом самостоятельном обучении (допол-

нительные занятия физической культурой, секционное обучение по видам спорта, физкультурно-оздоровительные мероприятия, туристические походы и др.). Во время занятий по физической культуре необходимо использовать упражнения, направленные на улучшение выявленных отстающих компонентов физической подготовленности.

Статья поступила 30.01.2014 г.

Библиографический список

1. Агаджанян Н.А. Этнические проблемы адаптационной физиологии. М.: Изд-во РУДН, 2007. 57 с.

2. Амбарцумян Р.А., Колокольцев М.М. Физическое развитие иностранных студентов, обучающихся в техническом вузе Прибайкалья // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 2 (73). С. 216-220.

3. Арсеньев Д.Г., Зинковский А.В., Иванова М.А. Социально-психологические и физиологические проблемы адаптации иностранных студентов. СПб.: Изд-во сПбГПУ, 2003. 160 с.

4. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. Киев: Здоровье, 1998. 148 с.

5. Виленский М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. М.: Гардарики, 2007. 218 с.

6. Витковская М.И., Троцук И.В. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России // Вестник РУДН. 2005. № 6-7. С. 267-283.

7. Гонсалес С. Е. Дифференцированная коррекция содержания занятий физической культурой студентов вузов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2011. № 5 (75). C. 40-47.

8. Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 гг. (далее Концепция) [Электронный ресурс]. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-167527.html (23 янв. 2014).

9. Королинская С.В. Некоторые проблемы адаптации иностранных студентов английского отделения НФаУ // Физическое воспитание студентов. 2011. № 4. С. 48-51.

10. Литвинова Н.А., Березина М.Г., Прохорова А.М. Влияние индивидуальных психофизиологических особенностей на

характер адаптации студентов к умственной деятельности // Валеология. 2004. № 4. С. 80-86.

11. Методическое руководство по тест-программе «Физкультурный паспорт» / А.Н. Тяпин, Ю.П. Пузырь, Л.А. Захаров [и др.]. М., 1998. 25 с.

12. Оценка эффективности профилактических мероприятий на основе измерения адаптационного потенциала / P.M. Баевский, А.П. Берсенева, В.К. Вакулин [и др.] // Здравоохранение Российской Федерации. 1987. № 8. С. 6-10.

13. Соловьев В.Н. Адаптация студентов к учебному процессу в высшей школе: автореф. дис. ... д-ра педагог. наук Ижевск, 2003. 46 с.

14. Топчиева А.А. Актуальные проблемы физической культуры и спорта: сб. науч. ст. / под ред. Г.Л. Драндрова. Чебоксары: Изд-во Чуваш. гос. пед. ун-та, 2013. Вып. 4. С. 416419.

15. Ушакова И.А. Здоровьесберегающая социализация иностранных студентов в медицинских вузах России: автореф. дис. ... д-ра социалог. наук. Волгоград, 2012. 36 с.

16. Ушакова И.А., Мандриков В.Б. Здоровьесбережение -необходимое условие успешного профессионального обучения иностранных студентов-медиков // Вестник Волгоградского медицинского университета. 2010. № 4 (36). С. 22-24.

17. Lazarus R.S. From psychological stress to the emotions: A history of chanding outlook // Annual review of Psychology. 1993. Vol. 44. P. 1-21.

18. Salo D., Rievald S. Complete conditioning for swimming. Human Kinetics. 2008. 240 p.

УДК 94(571.5).007

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА МОЛОДЫХ КАДРОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В ПЕРИОД С 1950-х ПО 1980-е гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Т.М. Королева1

Братский государственный университет, 665709, Россия, г. Братск, ул. Макаренко, 40.

Рассматривается профессиональная подготовка молодых кадров, работавших на предприятиях Восточной Сибири. Освоение и развитие новых территорий Восточной Сибири требовало значительного увеличения рабочей силы. К решению народнохозяйственных задач активно привлекалась молодежь. В начале 1950 -х гг. в новые районы из-за острой нехватки рабочей силы направлялась молодежь без специальной квалификации, поэтому вопрос о профессиональной подготовке молодых рабочих был актуальным. Важная роль в решении данной задачи отводилась системе образования, системе производственно-технического обучения на предприятиях, наставникам, ежегодно проводимым конкурсам профессионального мастерства на звание «Мастер - золотые руки», «Лучший по профессии». Библиогр. 25 назв.

Ключевые слова: молодежь; профессиональная подготовка молодых рабочих; Восточная Сибирь.

1 Королева Татьяна Михайловна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и политологии, декан гуманитарно -педагогического факультета, тел.: 89025694053, e-mail: tempotan@rambler.ru

Koroleva Tatyana, Candidate of History, Associate Professor of History and Political Science, Dean of Humanities and Education Faculty, tel.: 89025694053, e-mail: tempotan@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.