УДК 372.4 ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ
МЛАДШИХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ УЧЁТА ИХ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ
Гия Амиранович Абрамишвили, мастер спорта России, преподаватель, Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор,
Александр Владимирович Добежин, кандидат педагогических наук, доцент,
Инна Николаевна Овсянникова, кандидат педагогических наук, доцент, Сочинский государственный университет (СГУ)
Аннотация
Для повышения эффективности физического воспитания учащихся младшего школьного возраста общеобразовательных учреждений необходимо существенно изменить содержание уроков физической культуры, сделать их более привлекательными, доступными и интересными. В статье рассматриваются вопросы совершенствования дифференцированного физического воспитания учащихся младших классов на основе учёта их типологических особенностей и применения типоспецифических средств, методов и форм физического воспитания, направленных на повышение уровня здоровья, физической подготовленности, интереса к занятиям физическими упражнениями. В ходе исследования доказана необходимость использования технологии дифференцированного физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений с учетом их типологических особенностей, которая направлена на повышение качества учебного процесса, физическое совершенствование и разностороннее физическое развитие.
Ключевые слова: дифференцированное физическое воспитание, учащиеся младших классов, показатели физической подготовленности, уровень здоровья, потребностно-мотивационные характеристики, типологические особенности, типоспецифические средства.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.09.91.p7-14 DIFFERENTIATED PHYSICAL TRAINING OF JUNIOR SCHOOL PUPILS ON THE BASIS OF THE ACCOUNTING OF THEIR TYPOLOGICAL FEATURES
Giya Amiranovich Abramishvili, the master of sports of Russia, teacher,
Vladimir Yuryevich Karpov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexander Vladimirovich Dobezhin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Inna Nikolaevna Ovsyannikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Sochi State University
Annotation
For increase of efficiency of physical training of junior school age pupils at educational institutions, it is necessary to change drastically the content of physical culture lessons, to make them more attractive, available and interesting. The article considers the issues of improvement of differentiated physical training system for junior school pupils on the basis of their typological peculiarities accounting and application of type-specific means, methods and forms of physical education, aimed at improving the level of health, physical fitness, and the interest in physical exercises studies. The need in use of the differentiated physical training technology for the pupils at educational institutions, taking into account their typological features, which is directed on improvement of quality of the educational process, physical fitness improvement and versatile physical culture development has been proved during the research.
Keywords: differentiated physical education, students of junior classes, indicators of physical training, level of health, needs-motivational fitures, typological features, type-specific means.
ВВЕДЕНИЕ
В последнее десятилетие в России отмечено дальнейшее ухудшение состояния здоровья и уровня физической подготовленности школьников, проявление дисгармоничности их физического развития и существенное снижение физической работоспособно-
сти [1,2,4,9].
Для повышения эффективности физического воспитания учащихся младшего школьного возраста общеобразовательных учреждений необходимо существенно изменить содержание уроков физической культуры, сделать их более привлекательными, доступными и интересными, использовать типоспецифические средства физического воспитания для развития физических способностей, формирования двигательных умений и навыков, приучить детей к самостоятельному выполнению физических упражнений, которые им в большей мере свойственны, сформировать основы соответствующих знаний [3,6,8,10].
Анализ современного состояния физического воспитания учащихся младшего школьного возраста общеобразовательных учреждений позволил выявить ряд значимых противоречий между:
- теоретическими положениями физического воспитания учащихся и методическими способами их реализации в условиях общеобразовательных учреждений;
- содержанием современных программ по физической культуре, формами занятий, оценочными требованиями и несовершенством педагогических технологий и условий для их реализации в общеобразовательных учреждениях.
Необходимость дальнейшего поиска направлений дифференцирования физического воспитания учащихся младшего школьного возраста и определила актуальность настоящего исследования.
НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В проведенном педагогическом исследовании нами изучались основные направления дифференцирования физического воспитания детей младшего школьного возраста, определялась значимость показателей физической подготовленности учеников, принадлежащих к различным типологическим группам. При выполнении упражнений учебной программы, оценивались показатели физической подготовленности учащихся с учетом особенностей их антропометрических характеристик, определялись особенности потреб-ностно-мотивационной составляющей в структуре физической культуры личности учащихся младшего школьного возраста гимназий и лицеев.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В социолого-педагогическом исследовании, посвящённом изучению характеристик потребностно-мотивационной составляющей в структуре физической культуры личности, приняло участие 259 учащихся младшего школьного возраста общеобразовательных учреждений гимназий и лицеев г. Сочи.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Результаты исследования свидетельствуют о том, что большая часть учащихся осознают положительное влияние занятий физическими упражнениями на состояние здоровья, уровни физической подготовленности и физического развития.
В качестве главных мотивов занятий физической культурой у мальчиков выделялись такие: «стать сильным, ловким» (гимназии - 40,3%; лицей - 46,9%), «для самообороны» (гимназии - 19,4%; лицей - 14,1%), «для формирования красивой фигуры» (гимназии - 16,1%; лицей - 14,0%). Их суммарный вклад в спектре мнений составляет 67,7% и 75,0% соответственно.
У девочек, обучающихся в общеобразовательных учреждениях разного типа, значимость мотивов занятий физической культурой несколько иная: наиболее важными для них являются такие мотивы, как: «для формирования красивой фигуры» (гимназии -47,8%, лицей - 51,5%); «для укрепления здоровья» (22,4% и 22,7% соответственно); «возможность уверено чувствовать себя среди одноклассников» (20,9% и 15,2% соответ-
ственно).
Большинство мальчиков хотели бы заниматься такими распространенными видами спорта, как спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол, теннис), гимнастика, легкая атлетика и плавание. У девочек популярностью пользуются спортивные игры, гимнастика (спортивная, художественная, аэробика, шейпинг) и плавание.
Выявленные особенности потребностно-мотивационной сферы у учащихся младшего школьного возраста дают возможность эффективно планировать, организовывать и осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу в общеобразовательных учреждениях разного типа.
Общий двигательный режим учащихся гимназий и лицеев существенно уступает нормативным показателям, обеспечивающим нормальное функционирование систем организма. У мальчиков суммарная учебная деятельность (в общеобразовательном учреждении и в процессе выполнения домашних заданий) составляет 8,7 часов, у девочек -9,2 часов. Таким образом, у учащихся гимназий и лицеев доминирует доля времени, используемая на учебную деятельность, проявляется явный дефицит времени на двигательную активность.
Изучение аутентичности показателей физической подготовленности у учащихся младшего школьного возраста гимназий и лицея позволяет говорить, что показатели метания набивного мяча, наклона туловища вперед, бега на 1000 м, сгибания и разгибания рук в упоре лежа, прыжка в длину с места, бега на 30 м, удержания тела в висе на перекладине, подтягивания на перекладине обладают приемлемой и хорошей надежностью (гй=0,80^0,86), а результаты прыжка вверх с места, челночного бега 3*10 м, поднимания и опускания туловища, 6-минутного бега - умеренно воспроизводимы (гй=0,60^0,75). Прыжки со скакалкой имеют низкую воспроизводимость (гй=0,50^0,57).
По одним упражнениям (челночный бег 3*10 м, бег 30 м) коэффициенты согласованности низкие (гсо=0,70^0,78), по другим (прыжок в вверх с места, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, подтягивание на перекладине) находятся на среднем уровне (гсо=0,82^0,85), а по многим (метание набивного мяча, бег 1000 м, поднимание и опускание туловища, наклон туловища вперед, прыжки со скакалкой, прыжок в длину с места, 6-минутный бег) - достаточно высокие (гсо=0,86^0,92).
Одни упражнения (прыжок в длину с места, бег 30 м, прыжок вверх с места) информативны для результатов бега, прыжков и метаний (1^=0,438^0,836). Другие (метание набивного мяча, бег 1000 м, челночный бег 3*10 м, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, наклон туловища вперед, 6-минутный бег, подтягивание на перекладине) являются информативными только в отдельных упражнениях учебной программы. Необходимо изменить набор тестовых заданий для оценки физической подготовленности учащихся гимназий и лицеев, включая бег 30 м, прыжок в длину с места, челночный бег 3*10 м, наклон туловища вперед, сгибание и разгибание рук в упоре лежа (мальчики), подтягивание на низкой перекладине (девочки), бег 1000 м.
Рассмотрение основных направлений дифференцирования физического воспитания учащихся младшего школьного возраста гимназий и лицея показало, что наибольшее число мальчиков (гимназии - 67,7%; лицей - 68,5%) и девочек (гимназии - 65,4%; лицей
- 65,6%) отнесено к торакальному типу телосложения. Далее следуют учащиеся астено-идного, мышечного и дигестивного типов телосложения. Анализ соотношения контингента учащихся в возрасте 7-10 лет показал, что у большинства обследуемых мальчиков (гимназии - 70,2%; лицей - 71,7%) и девочек (гимназии - 71,5%; лицей - 72,8%) паспортный возраст соответствует биологическому возрасту.
Ученики разных соматотипов дифференцируются по уровням развития физических способностей. Учащиеся мышечного типа телосложения имеют преимущество перед своими сверстниками, особенно в уровнях развития скоростных и скоростно-силовых способностей. Наиболее высокий уровень развития координационных способностей и
скоростной выносливости выявлен у учащихся торакального типа. Показатели гибкости менее всего зависят от особенностей типов телосложения. По большинству анализируемых характеристик (кроме метаний) дети дигестивного типа телосложения заметно уступают в результативности двигательных заданий.
Дифференцирование обучающихся на основе отношения к физической культуре позволило выявить четыре группы: с устойчиво-положительным отношением, ситуационно-положительным; равнодушным и отрицательным. У 7-10-летних учащихся с возрастом отчетливо прослеживается негативная тенденция отношения к физической культуре: постоянно увеличивается (от 30 до 65%) доля равнодушных и отрицательно относящихся к занятиям физической культурой, что обусловливает необходимость кардинально менять содержание уроков физической культуры в учебных заведениях разного типа.
Анализ показывает, что учащиеся, характеризующиеся различным отношением к физической культуре, значительно отличаются по анализируемым показателям физической подготовленности. Наиболее существенно учащиеся с позитивным отношением к физической культуре превосходят учеников с негативным отношением к этому предмету при выполнении таких упражнений, как: сгибание и разгибание рук в упоре лежа (мальчики - 61,2%, р<0,01; девочки - 63,8%, р<0,01), и бег на 1000 м (мальчики - 13,0%, р<0,01; девочки - 12,2%, р<0,01).
Распределение испытуемых на типологические группы («скоростная», «силовая», «скоростно-силовая», «выносливая», «координационная» и «неактуализированная») проводилось на основе доминирования у них уровней развития физических качеств.
У учащихся неактуализированого типа моторного развития наблюдаются низкие значения результатов в большинстве анализируемых тестов. Выявлено следующее соотношение учащихся по типам моторики: «неактуализированный» - 39,4%, «силовой» -17,4%, «скоростно-силовой» - 13,5%, «координационный» - 11,6%, «скоростной» - 9,6%, «выносливый» - 8,5%.
На основании медицинских осмотров учащиеся младшего школьного возраста распределялись по группам здоровья. С возрастом заметно уменьшается (девочки - с 21,1 до 14,5%; мальчики - с 23,6 до 17,9%) доля обучаемых с первой группой здоровья. Снижение этих показателей обусловило увеличение доли учащихся с третьей (девочки - с 21,1 до 23,6%) и четвертой (девочки - с 6,9 до 11,1%; мальчики - с 1,8 до 7,1%) группам здоровья.
Анализ показателей физического развития учащихся младшего школьного возраста характеризуется следующей возрастной тенденцией изменения данных характеристик: у мальчиков увеличивается (с 31,0 до 37,5%) доля обучающихся с низким и ниже среднего уровнями физического развития, а у девочек отмечается увеличение (с 45,6 до 54,5%) доли учащихся со средним уровнем данной характеристики. Уменьшается доля учеников с высоким и выше среднего уровнями физического развития.
Результаты дисперсионного анализа свидетельствуют о том, что ведущим фактором изменчивости изучаемых показателей физической подготовленности учащихся гимназий и лицеев в возрасте 7-8 лет является тип телосложения (табл. 1). Наиболее существенно значимость данного фактора у девочек выражена при изменении показателей прыжка в длину с места (16,5%), поднимания и опускания туловища (15,4%), наклона туловища вперед (14,6%,), а у мальчиков - прыжка в длину с места (14,4%), поднимания и опускания туловища (13,6%), бега на 30 м (12,8%), наклона туловища вперед (11,4%).
У девочек в возрасте 9-10 лет доминирующим фактором изменения анализируемых показателей физической подготовленности является уровень биологического развития. Наиболее существенно значимость данного фактора выражена в динамике показателей бега на 30 м (17,1%), 6-минутного бега (16,9%) и прыжка в длину с места (16,7%). Тип телосложения - наиболее важный фактор, определяющий результативность показа-
телей физической подготовленности мальчиков этого возраста. Существенно значимость данного фактора выражена и в динамике таких показателей, как: поднимания и опускания туловища (17,4%); прыжка в длину с места (16,4%); наклона туловища вперед (15,0%).
Следовательно, возраст и пол - общеизвестные факторы в процессе физического воспитания занимающихся не являются исчерпывающими. Внутри возрастно-половой группы учащихся величины показателей их физической подготовленности дифференцируются в зависимости от типов биологической зрелости и телосложения, принадлежности к тому или ному моторному типу, отношения к физической культуре и коэффициентами здоровья занимающихся.
Результаты анализа взаимосвязей показателей физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста с показателями выполнения различных упражнений (бег 60 м, прыжок в длину с разбега, прыжок в высоту, метание мяча, бег 1000 м), включенных в программный материал для данного контингента, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Доля вкладов различных факторов в изменчивость признаков физической
подготовленности учащихся младшего школьного возраста,%
Факторы Показатели
Бег 30 м Прыжок в длину с места Наклон туловища вперед Поднимания и опускания туловища 6-минутный бег
Девочки
Возраст 7-8 лет
Биологическое развитие 14,7 10,4 10,5 11,2 10,4
Тип телосложения 12,6 16,5 14,6 15,4 8,6
Моторный тип 9,4 7,4 6,2 7,6 5,2
Отношение к физической культуре 10,3 10,3 8,7 10,1 6,2
Коэффициент здоровья 7,2 8,0 7,4 9,6 9,7
Возраст 9-10 лет
Биологическое развитие 17,1 16,7 13,6 13,1 16,9
Тип телосложения 13,6 15,0 15,1 14,9 15,7
Моторный тип 11,2 13,4 11,6 12,2 12,4
Отношение к физической культуре 10,6 12,6 12,4 12,7 12,8
Коэффициент здоровья 13,2 11,4 10,6 10,2 14,0
Мальчики
Возраст 7-8 лет
Биологическое развитие 9,6 10,6 10,6 9,0 12,9
Тип телосложения 12,8 14,4 11,4 13,6 11,6
Моторный тип 9,4 12,2 9,2 12,0 10,2
Отношение к физической культуре 8,6 11,6 8,4 8,4 10,9
Коэффициент здоровья 7,0 8,6 7,6 9,0 11,7
Возраст 9-10 лет
Биологическое развитие 17,8 13,6 11,6 11,6 16,6
Тип телосложения 15,6 16,4 15,0 17,4 15,0
Моторный тип 13,4 13,8 12,8 14,0 13,2
Отношение к физической культуре 11,0 12,0 10,6 10,8 14,0
Коэффициент здоровья 10,7 10,6 11,0 11,6 12,4
Примечание: темным цветом выделены нагрузки индикаторных показателей по доминирующим факторам.
Результаты исследования указывают на то, что у учащихся младшего школьного возраста различных типов телосложения, значимость физических качеств в анализируемых упражнениях учебной программы существенно различается даже в одном тестовом задании. Поэтому важно планировать средства физического воспитания учащихся с учетом их типов телосложения.
Школьная физкультурно-спортивная практика свидетельствует о преимуществе детей, имеющих оптимальные весоростовые характеристики [5,7,]. Результаты наших исследований также подтверждают влияние антропометрических показателей на результативность тестов, которые используются в учебной программе общеобразовательных учреждений.
В этой связи нами рассчитаны уравнения множественной регрессии, включающие показатели длины и массы тела, результаты тестовых заданий (табл. 2). Подставив индивидуальные показатели длины и массы тела учащихся в эти уравнения, получаем возможность определить показатель выполнения тестового упражнения, соответствующий оценке «удовлетворительно».
Таблица 2
Зависимость результатов тестирования от антропометрических особенностей учащихся младшего школьного возраста ______________________(оценка «удовлетворительно»)_______________________
№ п/п Упражнения Пол Возраст, лет
7-8 | 9-10
Коэффициенты уравнений регрессии
а Ь с а Ь с
1. Бег 30 м, с м -2,16 0,03 9,11 -1,96 0,03 8,41
ж -1,95 0,16 6,07 1,73 0,01 8,58
2. Челночный бег 3x10 м, с м -6,25 0,14 14,79 -4,87 0,11 13,41
ж -5,64 0,13 14,17 -4,02 0,15 11,62
3. Прыжок в длину с места, м м 0,56 -0,01 0,75 0,93 0,01 0,52
ж 0,47 -0,02 1,04 0,73 -0,02 1,01
4. Наклон туловища вперед, см м 4,12 -0,17 1,92 3,74 -0,12 2,09
ж 4,85 0,15 3,59 4,72 -0,06 0,15
5. 6-минутный бег, м м 388,5 -12,7 589,4 261,5 -13,2 919,3
ж 351,7 -10,4 413,7 268,4 -12,9 740,8
6. Подтягивание на перекладине, кол-во раз (ж - низкой) м 4,56 -0,16 0,19 2,50 -0,14 3,85
ж 2,64 -0,06 2,91 2,50 -0,08 6,47
Примечание: уравнения имеют вид: у=ах!+Ьх2+с, где у - результат измерения; X! - длина тела, м; х2 - масса тела, кг.
Для выявления показателей, соответствующих оценкам «хорошо» и «отлично», необходимо расчетный показатель умножить на соответствующие коэффициенты (от
0,77 до 2,50). Данный подход ставит в равные условия всех занимающихся, объективнее характеризует оценочные показатели учеников, полнее раскрывает их индивидуальные возможности, стимулирует к занятиям физической культурой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные результаты свидетельствуют о том, что в ходе исследования доказана необходимость использования технологии дифференцированного физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений с учетом их типологических особенностей, которая направлена на повышение качества учебного процесса, физическое совершенствование и разностороннее физическое развитие.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виленская, Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста :
учебное пособие / Т.Е. Виленская. - Ростов н/Д. : Феникс, 2006. - 256 с.
2. Глазун, Т.В. Функциональное состояние организма учащихся 1-6 классов в условиях применения вариативных образовательных и физкультурно-оздоровительных технологий : автореф. дис. ... канд. биол. наук / Глазун Т.В. - Краснодар, 2006. - 26 с.
3. Дремова, Д.Ю. Физическая активность в младшем школьном возраста / Д.Ю. Дремова // Мониторинг качества здоровья в практике формирования безопасной здоровьесберегающей образовательной среды : материалы всерос. науч.-практ. конф. / Волгоградский гос. ун-т. - Волгоград, 2011. - С. 216-223.
4. Злобина, М.Е. Построение уроков физической культуры с учащимися 5-6 классов подготовительной медицинской группы на основе стандартных двигательных заданий : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Злобина М.Е. - Волгоград, 2009. - 25 с.
5. Каинов, А.Н. Методические рекомендации планирования прохождения учебного материала по предмету "Физическая культура" в средней школе : учебное пособие / А.Н. Каинов ; Волгоградская гос. акад. физ. культуры. - Волгоград : [б.и.], 2005. - 43 с.
6. Короткова, Е.А. Оптимизация учебного процесса по физической культуре в общеобразовательной школе на основе технологии дифференцированного физкультурного образования / Е. А. Короткова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - № 2 - С. 19-22.
7. Кудинов, А. А. Система подготовки школьников в различных видах легкой атлетики : учебно-методическое пособие / А.А. Кудинов ; Волгоградская гос. акад. физ. культуры. - Волгоград : [б.и.], 2007. - 148 с.
8. Лукьяненко, В.П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры: монография / В.П. Лукьяненко. - М. : Советский спорт, 2005. - 311 с.
9. Спирин, В.К. Организационно методические условия неэффективного построение уроков физической культуры в рамках традиционной системы физического воспитания / В. К. Спирин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2008. - № 8. - С. 11-13.
10. Тиюнайтис, М.Н. Физическое воспитание учащихся младших классов на основе дифференцированного подхода : дис. ... канд. пед. наук / Тиюнайтис М.Н. - Волгоград, 2010. - 207 с.
REFERENCES
1. Vilenskaya, T.E. (2006), The physical education of children of younger school age: tutorial, publishing house Phoenix, Rostov n/D, Russian Federation.
2. Glazun, T.V. (2006), Functional state of the body ofpupils of 1-6 classes in the con-
ditions of application of versatile educational and sports and health-improving technologies: abstract of dissertation. candidate of biological Sciences, Krasnodar, Russian Federation.
3. Dremova, D.Yu. (2011), “Physical activity in the junior school age”, Monitoring of the quality of health in the practice of developing a secure health saving educational environment: the material of the all-Russian scientific-practical conference, publishing house VolgSU, Volgograd, Russian Federation.
4. Zlobina, M.E. (2009), Construction of physical training lessons with pupils of
grades 5-6 preparatory medical group on the basis of standard motor tasks: abstract of dissertation...candidate of pedagogical Sciences, Volgograd, Russian Federation.
5. Kainov A.N. (2005), The methodical recommendations of planning propagation of training material on the subject of"Physical culture " in the secondary school: tutorial, publishing house Volgograd state Academy of physical culture, Volgograd, Russian Federation.
6. Korotkova, E.A. (2001), “Optimization of educational process at the physical education in secondary school on the basis of the technology of the differentiated physical education”, Physical culture, upbringing, education, training, No. 2, pp. 19-22.
7. Kudinov, A.A. (2007), System of training of students in different types of track and field athletics: educational-methodical manual, publishing house Volgograd state Academy of physical culture, Volgograd, Russian Federation.
8. Lukyanenko, V.P. (2005), The modern status the concept of reforming the system of General education in the field of physical culture: monograph, Soviet sport, Moscow, Russian Federation.
9. Spirin, V.K. (2008), “Organizational and methodical conditions of inefficient construction of lessons of physical culture in the framework of the traditional system of physical education”, Physical culture, upbringing, education, training, No. 8, pp. 11-13.
10. Tiyunaytis, M.N. (2010), Physical education of the students of Junior classes on the
basis of a differentiated approach: dissertation.candidate of pedagogical science, Volgo-
grad, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.09.2012.
УДК: 159.923+616.12:159.923
ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С
СИНДРОМОМ ЭЙЗЕНМЕНГЕРА
Анатолий Николаевич Алёхин, доктор медицинских наук, профессор,
Евгения Вячеславовна Андреева, аспирант,
Елена Александровна Трифонова, кандидат психологических наук,
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург,
Наталья Сергеевна Гончарова, кандидат медицинских наук,
Ольга Михайловна Моисеева, доктор медицинских наук,
Федеральный центр сердца, крови и эндокринологии имени В.А. Алмазова (ФЦСКЭ им. В.А. Алмазова), Санкт-Петербург
Исследование выполнено при поддержке гранта Президента РФ МК-2076.2012.6.
Аннотация
Цель: определение особенностей социально-психологической адаптации пациентов с синдромом Эйзенменгера в соотношении с клинико-функциональными и социальнодемографическими характеристиками. Организация и методы: Обследован 31 пациент с синдромом Эйзенменгера (22 женщины, 9 мужчин) в возрасте от 18 до 61 года. Использовались клинические методы, тест 6-минутной ходьбы, шкала одышки Борга, опросник SF-36-ver.2, Шкала самооценки депрессии Зунга, опросник «Уровень социальной фрустрированности» (УСФ). Результаты: Показатели качества жизни пациентов соответствовали незначительно сниженному уровню; общий коэффициент по методике УСФ находился в границах среднего; умеренная фрустрирован-ность связана с формальными характеристиками социального положения и работоспособностью. Признаки депрессивного состояния, согласно шкале депрессии Зунга, выявлялись у двух пациентов. Клинико-функциональные характеристики пациентов тесно связаны с субъективно оцениваемым качеством жизни и степенью депрессивных проявлений, но не уровнем социальной фрустри-рованности. Социальная фрустрированность наиболее тесно связана с выраженностью депрессивных симптомов. Большие нарушения качества жизни отмечаются у пациентов, состоящих в браке, не имеющих профессиональной занятости, с более низким уровнем образования. Вывод: Для пациентов с синдромом Эйзенменгера характерна удовлетворительная социально-психологическая адаптация, которая в существенной мере зависит от эмоционально-мотивационных характеристик личности, ориентированности на профессиональную активность и возможности регулировать интенсивность социальных контактов.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, личность, качество жизни, социальный статус, синдром Эйзененгера, легочная артериальная гипертензия, врожденный порок сердца.